Отказ в подключении дома к электричеству

ПО ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКОВ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ

Вопрос: Вправе ли сетевая организация со ссылкой на статью 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» осуществлять технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в срок, превышающий 6 месяцев, несмотря на прямые указания Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее — Правила технологического присоединения), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и соответствует ли законодательству навязывание заявителю условия о возможном определении срока в договоре о технологическом присоединении в зависимости от инвестиционной программы?

Ответ: В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также — технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Почитать  Получение справки о составе семьи

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:

— 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) — для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

— 6 месяцев — для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

— 1 год — для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

— 2 года — для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

Таким образом, применение второго предложения абзаца 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» должно осуществляться с учетом указанных выше положений статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения.

Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 16 Правил технологического присоединения и может содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе выдать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Например:

— о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

— о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;

— о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

— об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

— о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

— о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

— о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.

В случае, если по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, будет установлен факт его нарушения, выражающийся в установлении сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения с нарушением Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения, антимонопольный орган вправе выдать сетевой организации предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в договор об осуществлении технологического присоединения.

Отказ в подключении дома к электричеству

ПО ВОПРОСАМ, КАСАЮЩИМСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ

К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ

Вопрос: Порядок технологического присоединения для граждан — членов садового некоммерческого товарищества (далее — СНТ) и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ.

Ответ: В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также — технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее — Правила технологического присоединения), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.

Таким образом, технологическое присоединение к электрическим сетям должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения.

В случае, если в сетевую организацию обратился член СНТ с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного в границах СНТ, мощность на которое ранее была учтена при заключении договора (договор находится в стадии исполнения) и расчете платы за технологическое присоединение непосредственно с СНТ, следует руководствоваться следующим.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее — садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 статьи 19 Закона член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:

— выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

— соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Таким образом, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, и в договоре об осуществлении технологического присоединения была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя должно осуществляться в рамках договора между СНТ и сетевой организацией.

В случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.

При этом технологическое присоединение для граждан — членов СНТ и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ, осуществляется согласно требованиям статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения.

Вопрос: Распространяются ли положения антимонопольного законодательства на действия СНТ по отключению и (или) ограничению энергоснабжения членов СНТ и граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее — Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.

В соответствии с пунктом 160, 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее — Правила), ограничение режима потребления электрической энергии (полное и (или) частичное) может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее — неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее — прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Учитывая изложенное, в действиях СНТ по введению ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, не предусмотренных Правилами, в результате установки ограничительных автоматов, иных приборов в виде ПЗР (прибора защиты релейного) или приборов учета электроэнергии прямого включения, имеющих встроенное реле, позволяющее отключать потребителя от сети, будут содержаться признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Одновременно следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 19 Закона член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства.

При этом для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядок и условия оплаты за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения определяются сторонами в договоре, заключение которого предусматривается абзацем 1 пункта 2 статьи 8 Закона.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 8 Закона размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения.

Таким образом, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства, а для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ, порядок и условия оплаты за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ определяются сторонами в договоре, заключение которого предусматривается абзацем 1 пункта 2 статьи 8 Закона.

Действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, в части требования от потребителей компенсации расходов на транспортировку электрической энергии через принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства (в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии) являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, выразившиеся в препятствовании перетоку электроэнергии через собственные объекты в отношении точек присоединения к электросетям потребителя, посредством необоснованного введения ограничения режима потребления, а также во взимании платы за переток электроэнергии через объекты предприятия нарушают пункты 3, 4, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Что делать и куда бежать, если вам отказали в заключении договора энергоснабжения?

Я уже писала в предыдущих статьях о том, что договор энергоснабжения может быть заключен как с гарантирующим поставщиком, так и с независимой энергосбытовой организацией (за исключением категории «население»). Обычные граждане заключают «прямые» договоры энергоснабжения только с гарантирующим поставщиком. Заключение с ДУК, СНТ и прочее тоже возможно.

Но такие договоры заключаются либо конклюдентными действиями (то есть оплатой счета за электричество), либо письменно. Такие договоры, как правило, стандартные, но возможны варианты с некоторыми индивидуальными условиями, которые вправе указать стороны договора.

Предприниматели заключают договоры либо с гарантирующими поставщиками, либо с независимыми энергосбытовыми организациями. Это личный выбор каждого предпринимателя. Но все склоняются к первому варианту, то есть к заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Потому что такой договор является публичным. И гарантирующий поставщик не вправе отказать в заключении договора, за исключением нескольких случаев. О них я писала в предыдущей статье.

Так что же делать, если потребитель подал заявку на заключение договора и получил отказ? Да, такое бывает, и достаточно часто. Бывает так, что гарантирующий поставщик просто «приостанавливает» рассмотрение заявки до момента получения полного комплекта документов.

Но, в этом случае расслабляться не стоит. Потому что:

  1. Это приостановление может быть необоснованным
  2. Договор энергоснабжения так и не заключен, а после приостановления он будет заключен с даты, когда будут урегулированы все разногласия. А если в это время потреблять энергоресурс, то «привет, бездоговорное потребление»! И надеяться на то, что заявку отправили, «а там хоть не рассветай» ни в коем случае нельзя! Бегите сразу к юристу и быстро принимайте решение, что делать дальше. И срочно! Потому что самостоятельно определить обоснованность действий или бездействий поставщика крайне затруднительно, и даже невозможно. Лучше потратить несколько тысяч на услуги юриста, чем потом платить миллионы за штрафы сетевым организациям и поставщикам (и плюс всё равно ещё и юристам!).

В этом случае, есть два варианта. И их оба можно использовать параллельно.

  1. Обратиться с жалобой в УФАС
  2. Обратиться в суд за понуждением заключить договор энергоснабжения.

Жалоба в УФАС

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» необоснованный отказ или уклонение от заключения договора с отдельными потребителями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, не только ущемляет интересы определенного лица, но и ограничивает конкуренцию.

Необходимость и саму возможность обращения в УФАС должен определять квалифицированный юрист. Жалоба в УФАС НЕ является просто заявлением с просьбой «наказать и покарать» нерадивого поставщика. Это документ, который должен быть содержать все фактические обстоятельства и эти обстоятельства должны подпадать под ст.

10 Закона «О защите конкуренции», а также статей КоАП РФ. И вот как раз определить подпадает ли ваш конкретный случай под антимонопольное нарушение должен именно юрист, который специализируется на таких категориях спора. В жалобе должен быть документально подтвержден каждый довод заявителя и соотнесён с нормами закона на предмет нарушения.

УФАС РФ достаточно хорошо реагирует на случаи дискриминации и нередко встает на сторону слабой стороны – потребителя. Но опять же при грамотно написанной жалобе.

Например, случай из практики. Решение Крымского УФАС России от 12.10.2015 по делу N 08/334-15.

Заявитель обратился к гарантирующему поставщику с заявлением о заключении договора энергоснабжения. Гарантирующий поставщик направил проект договора энергоснабжения, но указал на отсутствие в предоставленном пакете документов акта о технологическом присоединении, акта допуска приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с абз.3 п.74 ОПФРР, если представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора в соответствии с пунктом 34 ОПФРР, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.

По информации Филиала гарантирующего поставщика, Филиал не проводил самостоятельной проверки соблюдений условий, необходимых для заключения договора с Заявителем в соответствии с пунктом 74 ОПФРР.

Кроме того, в соответствии с ОПФРР об отказе от заключения договора энергоснабжения с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.

Так как тот гарантирующий поставщик является субъектом естественной монополии, действия такого гарантирующего поставщика были признаны УФАС нарушением антимонопольного законодательства.

Судебный порядок.

В соответствии с п.4 ст. 445 ГК РФ потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Здесь тоже есть нюансы.

  1. Нужно смотреть схему правоотношений сторон. В некоторых случаях заключить договор невозможно (например, когда уже заключен договор с другим лицом, и он не расторгнут и т.д.)
  2. Договор вступит в силу и начнет действовать с момента принятия решения судом о понуждении заключить договор энергоснабжения. Период судебных разбирательств может быть признан периодом бездоговорного потребления.

В каждом конкретном случае нужно понимать фактические и индивидуальные обстоятельства дела. Везде они разные. В таких категориях дел практически не бывает случаев «под копирку», хотя несведущим может так казаться.

Но это далеко не так.

В любом случае, лучше проконсультироваться с юристом еще на этапе желания заключить договор. Часто бывает, что потребитель по незнанию обращается вообще не к поставщику, а например к сетевой организации за заключением договора энергоснабжения. А сетевая организация не заключает такие договоры в силу законодательного запрета.

В итоге потребитель теряет время, переписываясь не с тем юридическим лицом, а потом бежит в суды и проигрывает.

Помните, незнание закона не освобождает от ответственности!

Подключаемся к электричеству

Как подключить дом к электросетям? Куда обращаться, если возникли сложности?

Подключаемся к электричеству

Давайте разберемся в том, как подключить жилой дом к электросетям. Для решения задачи исходим из того, что вы – физическое лицо, а требуемая мощность – 15 кВт.

Напомним, что это вторая публикация об электроэнергетике. Прочитав первую – «Базовые знания о праве на свет», вы узнаете о том, кому мы платим за электроэнергию и кто нам как ее потребителям поможет решить возникшие проблемы.

Какими законами пользуемся и почему без них не обойтись?

Рост коммунальных тарифов и затрат на коммунальный комплекс заставляет даже самого ленивого искать в интернете ответы на вопросы: почему так, что делать и к кому обращаться, если совсем ничего не понятно? Правильнее искать ответы не на форумах, а в первоисточниках – законодательстве.

Основной документ, который пригодится желающему подключить дом к электросетям, – Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861. В нем нам будут интересны два положения:

  • правила недискриминационного доступа («ПНД»);
  • правила технологического присоединения («ПТП»).

«ПНД» – принципы нашего взаимодействия с сетевыми компаниями. Именно эти организации передают нам электроэнергию от ее производителя, и в отношениях с ними мы будем решать вопросы подключения к электрическим сетям дома, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета. Правила небольшие по объему – каждому под силу их прочитать и усвоить.

«ПТП» содержат описание конкретных ситуаций при подключении к электричеству и оформлении отношений с сетевыми компаниями.

Наиболее важные пункты этих правил мы рассмотрим ниже.

Отметим, что существуют разные категории заявителей, желающих подключиться к электричеству. Они делятся по типу – организации, предприниматели, граждане; по мощности, которую хотят получить (15 кВт, 150 кВт и т.д.); по уровню напряжения (0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и т.д). Есть и иные критерии – по категории надежности присоединения, наличию резервных источников питания и т.д.

В зависимости от этих условий могут применяться различные пункты «ПТП». Поэтому если ваша ситуация нестандартная – например, для дома нужно более 15 кВт, а ближайшая электросеть в километре от вас либо сетевая компания говорит об отсутствии свободных мощностей, – обратитесь к юристу, специализирующемуся в сфере монополий. Либо запаситесь терпением и детально изучите «ПТП» – это поможет вам избежать временных и финансовых затрат.

Еще нам понадобится Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Статья 9.21 Кодекса предусматривает ответственность сетевой компании в случае нарушения порядка подключения.

Каков порядок присоединения к электросетям?

Представим потенциального потребителя электроэнергии. Семейный человек, решивший исполнить обязательную мужскую программу: дом – дерево – ребенок. Эту схему жизни нужно будет дополнить четвертым обстоятельством – подключиться к электросетям.

1. Сначала необходимо выяснить, к чьим сетям будем подключаться, кто их собственник. Как это сделать:

  • спросить у соседей, к сетям какой компании они подключены, с кем заключен договор;
  • позвонить в сетевые компании своего муниципального образования;
  • обратиться с заявлением в местную администрацию. Пункт 8 (3) «ПНД» обязывает орган местного самоуправления в течение 15 дней сообщить нам о том, кому принадлежат электросети, указанные в заявлении.

Учтите, что если в радиусе 300 м для города или 500 м для сельской местности электросетей нет, на потребителя могут возложить обязанность по созданию инфраструктуры (строительство линии электропередачи и т.п.). Дело в том, что именно указанные расстояния определены правительством для льготного подключения: плата 550 руб., все технические мероприятия до границы нашего участка выполняет сетевая компания. Закреплено это в пункте 17 «ПТП».

2. Подать в сетевую компанию заявку на присоединение. Перечень документов и форму заявки можно скачать на сайте сетевой компании.

Законодательно предусмотрена возможность подачи заявки онлайн. Но этот механизм реализован далеко не во всех сетевых компаниях. Поэтому лучше обратиться напрямую в офис.

Помним – две заявки, даже в разные сетевые компании, на один и тот же объект подавать нельзя.

3. В течение 15 календарных дней сетевая компания обязана подготовить и направить нам технические условия и проект договора технологического присоединения.

Технические условия (техусловия, ТУ) – перечень и порядок действий потребителя и сетевой компании, итогом которых является подключение объекта к сетям. В обязанность потребителя входят подготовка места для установки счетчика, его приобретение и монтаж, иные действия в границах своего земельного участка или здания. Сетевая компания доводит кабель до границы земельного участка потребителя и осуществляет присоединение.

Стоит иметь в виду, что порой в ТУ включают действия, выполнение которых не требуется, либо те, которые должна взять на себя сетевая компания, а не потребитель, как указано в техусловиях. Например, линяя электропередачи находится в 100 м от нашего участка, но в ТУ указано, что именно мы должны протянуть кабель до границы участка. О том, что делать в таких случаях, можно прочитать ниже.

4. Исполнение техусловий. В нашей «льготной» ситуации срок осуществления техприсоединения составляет 6 месяцев. Это с учетом того, что потребитель свою часть ТУ исполнил быстро и уведомил об этом сетевую компанию.

На практике чаще приходится напоминать о себе энергетикам. После подготовки дома обязательно сообщите об этом в письме и напомните, что сроки исполнения договора подходят к концу.

Итогом будет акт об осуществлении технологического присоединения и акт допуска счетчика к расчетам. Эти документы нужны для дальнейшего заключения договора энергоснабжения, по которому мы будет оплачивать электроэнергию.

Какие могут возникнуть сложности и кто нам поможет?

С проблемами можно столкнуться на каждом из этапов присоединения к электросетям. К сожалению, подключение к электричеству за 550 руб. и 6 месяцев – это скорее приятное исключение. Зачастую сетевые компании под различными предлогами ставят дополнительные, не предусмотренные законом условия для подключения, увеличивают плату за присоединение либо затягивают сроки рассмотрения заявок.

Происходит это по различным причинам – от создания условий для коррупции до банальной бюрократии. У сетевых компаний редко бывает дефицит клиентов, так как они субъекты естественных монополий. Это значит, что им не приходится сталкиваться с конкуренцией, а где нет конкуренции – с сервисом и исполнением нормативов сложно.

Рассмотрим наиболее распространенные проблемы.

1. Нарушение срока рассмотрения заявки на выдачу техусловий.

Срок, установленный правилами, – 15 календарных дней с момента подачи заявки. За его несоблюдение сетевая компания может быть оштрафована (статья 9.21 КоАП РФ). Заявление, написанное в свободной форме, нужно направить в региональное управление Федеральной антимонопольной службы вместе с копией заявки и документами на недвижимость.

2. Включение в технические условия излишнего объема работы либо возложение на потребителя не предусмотренных «ПТП» обязанностей.

Это повлечет увеличение затрат и срока подключения к электросетям.

Требования к техусловиям определены в пункте 25 (1) «ПТП». Их нарушение сетевой компанией также влечет ответственность, предусмотренную статьей 9.21 КоАП РФ.

В такой ситуации обращаемся в антимонопольную службу. К заявлению прилагаем заявку, техусловия, правоустанавливающие документы (выписку из реестра прав на объект недвижимости либо иной документ, на основании которого возникло право собственности на объект).

Необходимо помнить – «срок годности» техусловий не может быть менее двух лет с момента их выдачи. Уменьшение этого срока является нарушением. Кроме того, сетевые компании не имеют права навязывать нам подрядчиков для выполнения ТУ.

3. Сетевая компания требует уплатить суммы, существенно превышающие плату, установленную законом. Для рассматриваемой нами ситуации – 550 руб.

Причин может быть несколько:

  • у заявителя отсутствует право на льготу. В таком случае размер платы рассчитываться исходя из нормативов, определенных специальным органом – региональной энергетической комиссией. Если отсутствует свободная мощность и сетевой компании необходимо построить подстанцию либо поставить трансформатор, расчет платы будет производиться на основании индивидуального проекта;
  • сетевая компания нарушает законодательство, «накручивая» излишние требования к присоединению, либо неверно производит расчет платы за подключение.

В вопросах ценообразования нам следует одновременно обращаться в региональную энергетическую комиссию своего региона и антимонопольную службу.

Если сетевая компания говорит, что отсутствует свободная мощность и требуется построить подстанцию и т.п., которую должен оплатить заявитель, – проверить достоверность этих сведений поможет Ростехнадзор. В территориальный отдел этой службы необходимо направить заявление о проведении проверки достоверности сведений, представленных сетевой компанией, а также приложить к нему выданные техусловия и ответ об отсутствии свободной мощности.

4. Нарушения при исполнении договора о техприсоединении.

На этом этапе мы можем столкнуться со множеством проблем: нарушение сетевой компанией сроков подключения, невыдача документов – акта об осуществлении техприсоединения, акта опломбировки узла учета и т.п.

Ответственность за эти нарушения также предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ. Обращаться в таких случаях следует в антимонопольную службу.

Далеко не всегда приходится сталкиваться со сложностями при подключении к электричеству. Но если это произошло – не теряйте времени, обращайтесь в перечисленные органы.

Конечно, предусмотрен и судебный порядок разрешения таких споров. Однако проще и выгоднее подавать заявления в административные органы, ведь они имеют возможность и привлечь сетевую компанию к ответственности, и внести представление об устранении нарушений.

admin
Оцените автора
Ракульское