Оспорить налог на имущество

Налог на имущество физических лиц и налог на имущество юридических лиц в отношении офисной и торговой недвижимости в настоящий момент исчисляется по кадастровой стоимости. Ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости и балансовой стоимости соответственно. Сейчас кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной цене.

Но встречаются случаи, когда она превышает рыночную: из-за неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете, в связи с падением рыночной стоимости объекта.

Переоценка стоимости и ее оспаривание сегодня

В настоящее время переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 ФЗ от 2.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  • жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

В том случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, владелец недвижимости может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог.

Однако в 2018 году приняли поправки, которые не выгодны налогоплательщикам, так пересчет налога осуществляется с момента внесения данных в реестр. Но фактически налогоплательщик должен переплачивать за те ошибки, которые допустил не он, а бюрократическая система, ведь с момента обнаружения неправильно установленной стоимости до внесения сведений в реестр может пройти значительное время.

Существует три варианта внесения правок в ЕГРН:

  • если пакет документов с неправильной информацией поступил о ОКУ от собственника во время постановки участка на учет, то исправление данных осуществляется в порядке, установленном законом №218-ФЗ;
  • если ОКУ был извещен об ошибке в Реестре в порядке информационного взаимодействия, то неточность устраняется так же в порядке информационного взаимодействия;
  • если правки, которые нужно внести в Реестр, затрагивают интересы третьих лиц, либо в иных спорных ситуациях, то изменения вносятся по решению суда.
Почитать  Предоставление бесплатных лекарств во время беременности

Для этого необходимо доказать факт неверного определения кадастровой стоимости.

Кадастровую стоимость можно узнать на официальном сайте Росреестра: необходимо знать кадастровый номер или адрес.

Важно! Кадастровую стоимость необходимо сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. Например, если на 2016 год кадастровая стоимость недвижимости составляла 6 млн. руб., а реальная стоимость — 5 млн. руб., то кадастровая оценка превышает рыночную на 1 млн. руб.

Если получится это доказать, то размер налоговой базы уменьшится.

Основаниями для пересмотра кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (ошибки, допущенные при проведении оценки);
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Не получится оспорить кадастровую оценку жителям тех регионов, в которых налог до сих пор исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. № 18-АПГ15-6). Так же резкое падение стоимости недвижимости, которое произошло позже установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить.

Не так давно изменился сам порядок оспаривания кадастровой стоимости: сейчас можно обратится в комиссию или суд (ранее сначала необходимо было в досудебном порядке обратиться в комиссию, которая занимается пересмотром кадастровой стоимости и если она отказывала в уменьшении показателя, то потом можно было обратиться в суд).

Для пересмотра кадастровой стоимости необходимо обратиться:

  • в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости — заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течении 1 месяца; срок сообщения о поступлении заявления в комиссии составляет 7 дней; комиссия обязана уведомить лицо, обладающее правом на недвижимость в течении 5 дней; решения комиссии могут быть оспорены в суде;
  • в суд (п. 2 ст. 403 НК РФ) — процедура регламентирована гл. 25 КАС РФ; можно оспорить результаты оценки кадастровой стоимости и решение комиссии; ограничение сроков по оспариванию кадастровой стоимости (5 лет с момента внесения в гос. кадастр оспариваемых результатов); дела рассматриваются 2 месяца, из-за сложности дела может быть продлен еще на месяц; принятое судом решение может быть обжаловано в течении одного месяца.

Важно! Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением (ч. 5 ст.

247 КАС РФ).

Эффективнее всего оспаривать кадастровую оценку сразу же, как только обнаружено, что она завышена, потому что сроки рассмотрения могут занять до 6 месяцев. А сумма налога рассчитывается по данным предыдущего года: если не начать процедуру оспаривания до конца 2018 года, то весь 2019 год необходимо будет уплачивать налог в соответствии с завышенной налоговой базой.

Переоценка стоимости и ее оспаривание в будущем

Наше законодательство одно из самых динамичных в мире. И законодательство в области налогообложения является ярким примером нестабильности в законодательстве. Так, в настоящее время принят во втором чтении Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов Российской Федерации применяется коэффициент 0,6, на территории 21 субъекта Российской Федерации – коэффициент 0,4, на территории 15 субъектов Российской Федерации – коэффициент 0,2. В остальных субъектах Российской Федерации коэффициент не применяется, поскольку решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости не принято и налог исчисляется по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.

Применение такого порядка исчисления налога на имущество физических лиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего, из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В связи с этим законопроектом предусматривается отказ от применения указанного выше коэффициента начиная с исчисления налога за четвертый налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8).

Таким образом, поправка является положительной и не должна привести к резкому росту кадастровой стоимости.

Одновременно законопроектом вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Это тоже приведет к уменьшению случаев оспаривания стоимости для целей налогообложения.

Законопроектом также предусматривается:

1) возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.

2) исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета.

3) применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

То есть можно будет не платить за ошибки чиновников, как предусмотрено в настоящее время. Данная поправка позволит снизить риски налогоплательщиков, которые связаны с длительными процедурами оспаривания стоимости.

Кроме того, законопроектом предусмотрен также ряд уточняющих изменений, направленных на разрешение неурегулированных вопросов, возникающих при применении глав 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых необходимо выделить следующие:

1) в настоящее время к льготной категории граждан по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности «инвалид с детства». При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.

2) в отношении физических лиц — собственников жилых домов, квартир и комнат Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения.

3) в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами Российской Федерации.

предлагается распространить установленные Налоговым кодексом налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.

Это тоже является положительной тенденцией и снизит риски в части обжалования стоимости.

Инструкция для оспаривания кадастровой стоимости

1) Проверить сроки — не более 5 лет от даты опубликования установленной кадастровой стоимости.

2) Собрать все необходимые документы.

3) Рассмотрение заявления (7 — 14 дней).

4) Решение комиссии.

5) Судебное разбирательство (если не устраивает решение комиссии).

Оспаривать кадастровую стоимость имеет смысл, если это экономически выгодно, т.е. если экономия на налогах вследствие снижения кадастровой стоимости будет превышать расходы на ее снижение.

Также стоит учесть, что с 2018 года стало сложнее оспорить кадастровую стоимость. Уже в 2017 году вступили в силу поправки, которые изменили порядок снижения кадастровой стоимости (сейчас идет подготовительный этап к переоценке недвижимости в 2020 году). В настоящее время необходимо привести юридические дела в порядок и разобраться в стоимости своей недвижимости.

Сейчас за основу берется кадастровая стоимость, определенная на январь 2014 года или кадастровая стоимость, уменьшенная позже через суд.

Перечень документов, которые необходимы для обращения в комиссию:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;
  • документ, подтверждающий, что вы собственник;
  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.
  • заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам (для подачи иска в суд).

Также изменения коснулись и деятельности оценщиков. Сейчас создаются специализированные бюджетные учреждения, которые будут самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов (ранее проводился конкурс на отбор независимых экспертов). За новыми органами осуществлять надзор будет Росреестр.

Спешить с оспариванием кадастровой стоимости необходимо из-за того, что: налог будет пересчитан начиная с периода в котором подано заявление; налог будет расти дальше; возрастет стоимость услуг оценщиков; вероятность введения моратория на кадастровые споры.

А вот в будущем порядок оспаривания несколько изменится.

Старую кадастровую стоимость оспорить нельзя (ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке, ч. 10 ст.

24.18 Закона об оценочной деятельности). Поэтому рекомендуется уже сегодня узнать, будет ли изменяться стоимость в 2019 году.

В порядке перерасчета имущественных налогов произойдут следующие изменения:

1) при изменении количественных и качественных характеристик объекта (например, площадь), налог на имущество организаций и физических лиц рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. По новой оценке нужно определить сумму за полные месяцы после изменения и до конца года, по старой оценке — сумму за полные месяцы с начала года до изменения.

2) изменение кадастровой стоимости в результате обжалования или исправления ошибки, можно пересчитать налог на имущество за периоды, когда для его расчета применяли ошибочную (оспоренную) стоимость (т.е. можно вернуть или зачесть налог и за предыдущие годы; сейчас можно уменьшить налог начиная с года, в котором подано заявление об оспаривании).

Перерасчет налога по проекту будет возможен, если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2018 года. Некоторые налогоплательщики смогут вернуть деньги за 2015-2018 годы.

В качестве рекомендаций, нужно выяснить с какого года действует текущая оценка. Если же она действует ранее декабря 2017 года, то заявление следует подать в 2019 году, тогда пересчет налога будет с года, когда установлена текущая кадастровая стоимость. Если она применяется с 2018 года, то заявление можно подать как в 2018, так и в 2019 году.

Пересчитать налог в обоих случаях можно будет с 2018 года.

Важно! Заявление о возврате налога можно подать не позднее 3 лет со дня его уплаты. Для граждан есть дополнительное ограничение: вернуть налоги можно только за 3 года, предшествующих году направления инспекцией уведомления с перерасчетом.

Основными ошибками при оспаривании кадастровой стоимости являются:

  • отчет не соответствует ст. 11 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет не соответствует принципу однозначности (комиссия не указывает, в чем конкретно отчет не соответствуют указанному принципу);
  • неверно примененная методология (например, исключение НДС из рыночной стоимости объекта капитального строительства; по сложившейся практике и исходя из судебных решений некорректно сравнивать две стоимости (кадастровую и рыночную), если у них разные базы, т.к. одна стоимость учитывает налог на добавленную стоимость, а другая нет);
  • при определении рыночной стоимости земельного участка определяется право долгосрочной аренды, без поправки на передаваемые права;
  • в отчете по определению кадастровой стоимости земельных участков рассчитана стоимость права собственности, отсутствие поправки на передаваемые права считается ошибкой, как в комиссии, так и в суде;
  • нет описания строений, расположенных на оцениваемом участке;
  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости по Московской области ошибкой считается отсутствие расчетов рыночной стоимости земельных участков в рамках доходного подхода независимо от разрешенного использования и от того, застроен участок или свободен от строений.
  • противоположного мнения придерживается, например, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области, которая в своем отказе указывает, что отчет не соответствует ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ, требованиям, установленным федеральным стандартам, так как в отчете об оценке при определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил метод остатка в рамках доходного подхода. Исполнителю ставиться в вину, что в отчете об оценке оценщик «произвел расчет рыночной стоимости замещения улучшений, фактически построенных на оцениваемых земельных участках и результаты этого расчета явились базой для расчета рыночной стоимости земельных участков. Таким образом, оценщик составивший отчет об оценке, произвел расчет рыночной стоимости земельных участков как застроенных, чем нарушил п. 20 ФСО № 7»;
  • ошибка с датой оценки, на которую следует определить рыночную стоимость объекта;
  • при кадастровой оценке стоимость земельных участков определяется без учета обременений, исходя из данного допущения, следует определять и рыночную стоимость объекта.

Поэтому посмотрите, есть ли у вас проблемы с кадастровой стоимостью, увеличилась ли Ваша стоимость или планируется ее пересмотр, и в соответствии с этими данными выбирайте тактику оспаривания стоимости.

О правомерности включения в перечень здания аптеки

Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц (ст. 400 НК РФ). Статьей 406 НК РФ установлены разные ставки налога:

  • 0,1 % – для жилых домов;
  • 0,5 % – в отношении прочих объектов налогообложения;
  • 2 % – в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

Соответственно, суммы налога на имущество тоже различаются – и весьма существенно.

Гражданка Л. оспорила правомерность включения в соответствующий перечень нежилого здания с наименованием «аптека с пристройками». Какие решения вынесли высшие судебные инстанции – Верховный суд и Конституционный суд? Подробности – в нашем материале.

Для нежилой недвижимости – повышенные ставки налога.

В силу гл. 32 НК РФ физические лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества, обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц.

При этом по общему правилу налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение о применении кадастровой стоимости.

В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ст.

402 НК РФ).

Отметим, что согласно гл. 32 НК РФ налоговые ставки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), зависят от применяемого порядка определения налоговой базы (ст. 406 НК РФ).

В частности, для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов предусмотрена отсылка к нежилым объектам, определяемым сообразно ст. 378.2 НК РФ.

Соответственно, если объект недвижимости включен в указанный перечень, то и сумма налога на имущество резко возрастает.

Право на оспаривание перечня в судебном порядке.

В силу прямого указания НК РФ приведенный выше перечень объектов налогообложения определяется ежегодно и действует в течение соответствующего налогового периода.

При этом органы исполнительной власти субъектов РФ, которые составляют данные перечни, вправе в случае необходимости вносить в них изменения.

Пунктом 1 ст. 4 НК РФ предусмотрено, что в том числе органы исполнительной власти субъектов РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Запрета на внесение уполномоченным органом изменений в свой нормативный правовой акт, которым утвержден перечень, НК РФ не установлено. Таким образом, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в перечень уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения.

На основании п. 2 и 5 ст. 5 НК РФ представители контролирующих органов полагают, что нормативные правовые акты уполномоченного органа, предусматривающие внесение изменений в перечень и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (Письмо Минфина России от 14.01.2020 № 03-05-04-01/881, направленное в территориальные налоговые органы Письмом ФНС России от 15.01.2020 № БС-4-21/340@).

При этом ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется судебная защита их прав и законных интересов. Соответственно, правомерность включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, может быть оспорена налогоплательщиком в судебном порядке (Письмо Минфина России от 29.12.2018 № 03-05-06-01/96315).

Данным правом и воспользовалась гражданка Л., начав с административного искового заявления в Краснодарский краевой суд.

Характеристики спорного объекта недвижимости.

Собственник спорного объекта недвижимости считает: поскольку данное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», оно не предназначено для использования и фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, как видно из материалов административного дела, принадлежащее истцу здание было включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исключительно исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в документах технического учета (инвентаризации).

Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости, собственником которого является гражданка Л., представляет собой нежилое здание с наименованием «аптека с пристройками». Из технического паспорта на данное здание, составленного по состоянию на 16.08.2006, следует, что здание состоит из трех частей: аптеки и двух пристроек общей площадью 50,8 кв. м, из них 17,1 кв. м, то есть более 20 %, занимает торговый зал.

Вердикт Верховного суда: отказать.

Гражданка Л. оспорила правомерность включения данного здания в перечень на 2017 и 2018 годы.

Интересно, что первая судебная инстанция – Краснодарский краевой суд – удовлетворила иск, указав, что в ЕГРН, документах технического учета (инвентаризации) не содержится сведений, которые позволяли бы однозначно отнести принадлежащее административному истцу здание к зданиям, предназначенным для использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ. Наличие слова «аптека» в наименовании объекта недвижимости нельзя считать достаточным основанием для включения данного объекта в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.

При этом ответчиком не проводилось обследование объекта в целях определения вида его фактического использования на момент включения в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.

Но департамент имущественных отношений Краснодарского края оспорил данное решение, и Судебная коллегия по административным делам ВС РФ отменила его (Апелляционное определение от 13.03.2019 № 18-АПА19-4).

Верховный суд указал: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Как видно из материалов дела, принадлежащее истцу здание было включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исключительно исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и в документах технического учета (инвентаризации):

  • спорный объект недвижимости представляет собой нежилое здание с наименованием «аптека с пристройками»;
  • из технического паспорта на данное здание следует, что здание состоит из трех частей – аптеки и двух пристроек, из которых более 20 % занимает торговый зал.

Высшие судьи сделали вывод, что включение данного здани в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества следует признать правильным. При этом акт обследования, представленный гражданкой Л., признан недопустимым доказательством по рассматриваемому административному делу, поскольку обследование было проведено после принятия и вступления в силу оспариваемых нормативных правовых актов.

Не было принято в качестве допустимого доказательства и техническое описание нежилого здания, составленное коммерческой организацией по инициативе гражданки Л., поскольку оно не является документом технического учета (инвентаризации).

Верховный суд указал: в настоящее время основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются:

  • межевой план;
  • технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке;
  • утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В то же время такого основания для осуществления государственного кадастрового учета, как «техническое описание», законом не предусмотрено.

Определение Конституционного суда: отказать.

Гражданка Л. решила отстаивать свои права в КС РФ, а именно она оспаривала конституционность положений п. 1, 3, 4 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ, определяющих критерии нежилых зданий (строений, сооружений) для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций с учетом их кадастровой стоимости (Определение от 23.04.2020 № 820-О[1]).

Конституционный суд отметил: ВС РФ отказал гражданке Л., указав, что принадлежащее заявительнице здание включено в оспариваемые перечни имущества правомерно, поскольку с учетом сведений, содержащихся в техническом паспорте объекта (аптека с пристройками), более 20 % его площади занимает торговый зал.

По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют ст. 15, 17, 34, 35 и 37 Конституции РФ, поскольку позволяют произвольно (лишь на основании документов технического учета) относить здание к объектам недвижимости, подлежащим налогообложению исходя из его кадастровой стоимости. Но КС РФ не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Положения ст. 378.2 НК РФ, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения КС РФ от 23.06.2015 № 1259-О, от 26.11.2018 № 3058-О, от 19.12.2019 № 3525-О и от 30.01.2020 № 8-О).

Оспариваемые заявителем положения ст. 378.2 НК РФ сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.

В заключение.

Правомерность включения в перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, часто оспаривается налогоплательщиками. Рассмотренные судебные решения интересны тем, что в них можно выделить следующие важные выводы, которые сделали высшие судебные инстанции – ВС РФ и КС РФ, а именно:

  • объекты включаются в перечень исключительно исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и в документах технического учета (инвентаризации);
  • акт обследования и техническое описание объекта не являются допустимыми доказательствами в суде, поскольку они не считаются документами технического учета (инвентаризации). Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
  • положения ст. 378.2 НК РФ устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.

[1] «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Литвиненко Нины Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1, 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации».

Как снизить налог на имущество и земельный налог

Если у вас в собственности есть земля или имущество, которые оцениваются по кадастровой стоимости, возможно, вы переплачиваете налог. Рассказали о трёх ситуациях, в которых суммы налога можно снизить. Есть три ситуации, при которых предприниматели по вине государства переплачивают налог на имущество или земельный налог.

Иногда в таких случаях они и вовсе не должны платить эти налоги.

Имущество необоснованно включили в кадастровый перечень

  • административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения;
  • нежилые помещения, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения на земельных участках для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

При этом, согласно НК РФ, административно-деловой центр — это отдельно стоящее здание, которое отвечает хотя бы одному условию:

  • оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • хотя бы 20 процентов площади предназначено или фактически используется под эти цели.

Аналогичное правило действует для торговых центров. Но этого недостаточно. Должны быть соблюдены еще несколько условий.

  1. Объект недвижимости принадлежит вам на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, праве пользования по концессионному соглашению.
  2. Региональные власти приняли соответствующий закон.
  3. До принятия такого закона в вашем субъекте РФ утвердили результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
  4. Уполномоченный орган определил перечень объектов имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, направил этот перечень в налоговое управление и разместил его на официальном сайте.

Только при соблюдении этих условий имущество облагается налогом по кадастровой стоимости. Если условия не соблюдаются, спецрежимники вообще не платят налог, а на ОСНО платят со среднегодовой стоимости имущества.

Но иногда власти руководствуются чисто формальными признаками и необоснованно включают имущество в кадастровый перечень. Бывает, что назначение у земли и здания другое, и используется оно в других целях, а в перечень попало.

Пример 1.

Организация разрабатывала парашюты, проводила научные исследования в области парашютостроения и авторский надзор в процессе производства и эксплуатации парашютных систем. Здание, где всё это делали, попало в кадастровый перечень, хотя земельный участок не предназначался для размещения офисов, назначение и фактическое использования здания тоже были другими. Оказалось, что инспекторы включили его в перечень на основе акта обследования здания. Причём на самом деле в здание они даже не заходили, а свои выводы делали по фототаблице фасада здания и поэтажному плану, в котором часть помещений обозначена как кабинет. Суд решил, что само по себе наименование «кабинет» не означает, что помещение является офисом в том смысле, который использует законодательство для налогообложения.

Компания выиграла дело и здание исключили из кадастрового перечня (Решение Московского городского суда от 01.04.2019 по делу N 3а-735/2019).

Если вы считаете, что ваше имущество ошибочно попало в кадастровый перечень, отправьте письмо в региональное отделение Минимущества о неправомерном включении в перечень.

В этом письме как можно подробнее опишите имущество: адрес, наименование, как вы его на самом деле используете, на каком участке оно находится. Приложите фотографии помещений, здания и прилегающих территорий, а также копии всех документов, которые могут доказать вашу правоту: выписка из ЕГРН, устав и т.д.

Если эти аргументы убедят местные власти, они вынесут решение об исключении имущества из перечня. Если не исключат, а вы уверены в своей правоте, можно обратиться в суд.

Подарок для наших читателей — чек-листы с вариантами законной оптимизации налогообложения на ОСНО и УСН. Больше сорока способов легально снизить налоговую нагрузку!

Кадастровая стоимость имущества или земли завышена

Оценка стоимости имущества или земельных участков, которую массово проводят государственные специалисты, не всегда бывает объективной и не учитывает индивидуальные особенности объектов. Кадастровая стоимость часто завышена по сравнению с рыночной. Соответственно, вы платите больше, чем должны.

Если это ваш случай — вы можете оспорить кадастровую стоимость. Если это удастся, вы не только будете платить меньше в будущем, но и сможете вернуть переплату за последние три года.

По данным Росреестра, за 9 месяцев 2020 года в судах рассмотрели 6 198 исков по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Подавляющее большинство исков касалось установления кадастровой стоимости в размере рыночной. 5 934 исков суды удовлетворили.

В результате суммарно кадастровую стоимость спорных объектов снизили на 136,427 млрд. руб. (53,2 %).

Чтобы узнать, стоит ли затевать процесс пересмотра, закажите оценку имущества или земельных участков у независимых экспертов. Если окажется, что кадастровая стоимость завышена, обратитесь либо в комиссию территориального подразделения Росреестра, либо сразу в суд. Раньше до суда нужно было обязательно сначала обратиться в комиссию.

Сейчас такого требования нет, при желании можно идти сразу в суд.

Кадастровая стоимость может быть завышена ещё и из-за того, что при оценке использовали недостоверные сведения об объекте, в том числе из-за технической или кадастровой ошибки. Например, площадь помещения 250 квадратных метров, а в сведениях указано 300 метров. В таких случаях тоже нужно обращаться в Росреестр для исправления данных, или в суд.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно с помощью электронного сервиса Росреестра.

Имейте в виду, что оспорить можно только действующую кадастровую стоимость. Госорганы периодически проводят переоценку. Сейчас оценку проводят не чаще одного раза в 3 года, но не реже одного раза в 5 лет (не чаще одного раза в 2 года в городах федерального значения).

С 2024 года землю будут переоценивать каждые 4 года, а с 2024 года и недвижимость.

Если кадастровая стоимость вашего имущества или земли была завышена, но власти уже провели новую оценку, оспорить старую стоимость и вернуть переплату по налогу вы не сможете. Поэтому, если сейчас видите, что кадастровая стоимость завышена, не тяните с обращением в суд или комиссию. Главное — успеть подать заявление до переоценки.

Если все получится, вы сможете вернуть переплату за всё время, пока действовала оспоренная стоимость, но только в пределах трёх лет.

Оспорив кадастровую стоимость, можно снизить и арендные платежи, если вы арендуете муниципальное имущество и плата зависит от кадастровой стоимости.

Пример 2.

Завод металлоконструкций арендовал земельный участок, который был в муниципальной собственности. Арендные платежи считали от кадастровой стоимости. Обратившись в суд, компания добилась снижения кадастровой стоимости со 109 до 33 миллионов рублей.

Соответственно уменьшились и арендные платежи (постановление ВС Республики Татарстан по делу № 3А-401/2019).

Кадастровая стоимость включает НДС

Если налог считают со стоимости, которая включает НДС, получается двойное налогообложение. Верховный суд считает, что так быть не должно (Определения от 15 февраля 2017 г. по делу № 5-КГ17-258 и от 9 августа 2018 г. по делу № 5-КГ18-96) и что НДС из кадастровой стоимости в целях исчисления налога на имущества надо исключать.

Судебная практика по этом вопросу неоднозначная, но можно попытаться добиться, чтобы НДС из стоимости исключили. Сделать это получится только при оспаривании самой кадастровой стоимости. Попросите оценщика выделить НДС и при оспаривании проследите, чтобы судебная экспертиза тоже в своём отчёте выделила НДС и чтобы в ЕГРН внесли новую стоимость без НДС.

Самостоятельно вычитать НДС при расчёте налога нельзя, его нужно считать строго со стоимости, отражённой в ЕГРН (письмо Минфина от 19 ноября 2018 г. № БС-4-21/22415@).

Выводы

Вы можете снизить платежи по налогу на имущество или землю, если перепроверите, справедливая ли стоимость отражена в кадастровых данных, и оспорите завышенную стоимость в специальной комиссии или в суде. Иногда имущество и вовсе необоснованно включают в кадастровый перечень, и можно добиться его исключения.

  • налоги и сборы
  • налоговая оптимизация
  • налог на имущество организаций
  • земельный налог
  • налог на имущество по кадастровой стоимости
  • оспаривание кадастровой стоимости
  • налоговая инспекция
  • Росреестр
  • мое дело
  • Мое Дело.Бюро

Когда можно оспорить налог на имущество предприятия

После введения уплаты налога на имущество от кадастровой стоимости объекта налогообложения, нагрузка на налогоплательщиков резко выросла. Размер налога на имущество увеличился в десятки раз. Налогоплательщики на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН) также стали платить налог, если определена кадастровая стоимость имущества и оно входит в перечень имущества, подлежащего налогообложению. Свою «ложку дегтя» вносят и региональные власти при формирования перечня объектов, которые будут облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости.

Формируя перечень объектов, региональные власти исходят из того, что здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и на этом основании включают объект в перечень для налогообложения. При этом совершенно не учитывают фактическое использование здания (строения, сооружения). Для налогоплательщика оставался только один путь — в суд, т.к. налоговые органы никак не реагировали на запросы налогоплательщиков.

Но сейчас ситуация может измениться коренным образом, Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 12.11.2020 N 46-П указал на неправомерность такого подхода к установлению налога.

Фабула дела

Поводом к обращению в Конституционный Суд РФ стало дело Московской шерстопрядильной фабрики. Фабрика арендует у Москвы два земельных участка, на которых располагается несколько зданий, принадлежащих Фабрике на праве собственности. Каждый из земельных участков в соответствии с данными ЕГРН имеет несколько видов разрешенного использования (далее ВРИ).

ВРИ первого участка включают в себя, среди прочего, размещение производственных зданий и объектов торговли; ВРИ второго участка — размещение офисных зданий и объектов образования. В соответствии с п. 1 ст. 378.2.

НК РФ кадастровая стоимость может использоваться в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций, в частности в отношении административно-деловых центров и торговых центров, а также помещений в них. При этом согласно пп. 1 п. 3 и пп. 1 п. 4 административно деловым и торговым центром признается здание, располагающееся на земельном участке, один из ВРИ которого предусматривает размещение соответственно офисных зданий и торговых объектов.

На основании приведенных положений НК РФ здания Фабрики были включены в перечень объектов, подлежащих обложению на основании кадастровой стоимости (далее также Перечень). Фабрика оспорила в суде включение зданий в данный перечень на том основании, что фактически здания используются под производственные и образовательные цели, что соответствует одному из ВРИ, указанных в ЕГРН. Суды отказали Фабрике, в связи с чем последняя обратилась в КС РФ.

Таким образом, проблема, поставленная перед КС РФ, состояла в том, могут ли включаться в перечень те здания, которые располагаются на земельном участке, допускающем размещение торговых центров или офисных зданий, но фактически используются по иному назначению, которое также соответствует ВРИ участка.

Основные выводы КС РФ

Арендатор земли ограничен в своем праве на изменение ВРИ земельного участка. ВРИ земельного участка зависят от градостроительных и землеустроительных решений, которые преследуют достижение целей комплексного и устойчивого развития территорий. Сами по себе эти решения не связаны с фискальными целями налогообложения недвижимости.

Конституционный суд обратил внимание, что власть изменив градостроительный регламент и правила землепользования и застройки, указав дополнительно разрешенный вид — для торговли, может превратить все здания в «торговые», независимо от их фактического использования.

НК РФ предусматривает пообъектное (индивидуальное) определение вида фактического использования объектов недвижимости для целей формирования Перечня (п. 9 ст. 378.2 НК РФ). В этой связи отсутствует объективная невозможность учета фактического вида использования зданий. Обложение по кадастровой стоимости только на основании одного из ВРИ участка, на котором располагается объект недвижимости, без учета назначения и фактической эксплуатации данного объекта оказывается безразлично к реальной доходности объекта недвижимости и приводит к экономически необоснованному и несправедливому налогообложению.

КС РФ признал пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не противоречащим Конституции РФ: данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

По существу, КС РФ дисквалифицировал норму пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ в той части, в которой она не позволяет учесть предназначение и фактическое использование здания на арендуемом участке для целей включения в Перечень. Если для включения в Перечень необходимо руководствоваться предназначением и фактическим использованием самого здания, то это означает, что включение в Перечень происходит на основании пп. 2, а не пп.

1 п.4 ст. 378.2 НК РФ. То есть в этой части норма пп. 1 п. 4 ст.

378.2 НК РФ более не действует. Этот же смысл может быть распространен на иные аналогичные нормы НК РФ, которые не рассматривались КС РФ, но опираются на аналогичный подход ко включению объектов недвижимости в Перечень. В первую очередь речь о пп.

1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ.

Примечание

ФНС направила инспекциям для использования в работе недавнее постановление КС РФ.

Если налогоплательщик станет оспаривать начисление налога по кадастровой стоимости, инспекция должна уточнять у уполномоченного органа обоснованность включения объекта в региональный перечень.

Документы: Письмо ФНС России от 16.11.2020 N БС-4-21/18729@

Рекомендация

В случае несогласия с включением вашего имущества в Перечень для налогообложения по кадастровой стоимости, следует направить письмо в налоговый орган с указанием на необоснованность налогообложения. Налоговый орган обязан самостоятельно проверить обоснованность налогообложения.

  • налог на имущество организаций
  • налоговые споры
  • судебная практика
admin
Оцените автора
Ракульское