Определение налогового резидентства

Налоговый статус работника (резидент или нерезидент), а значит, и ставка, по которой должен быть удержан налог на доходы (13 или 30%), зависят от срока его пребывания в России (). Причем определять налоговый статус каждого работника придется как минимум дважды: при первой выплате дохода и по истечении календарного года. () п. 2 ст. 207 НК РФ При определении статуса не являются определяющими показателями гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства.

То есть налоговыми резидентами России могут быть иностранные граждане или лица без гражданства. В то же время гражданин России может не являться налоговым резидентом. Особенно важно отслеживать изменения налогового статуса работников, прибывших из других государств, а также командированных за пределы России на длительный срок для выполнения работ или оказания услуг в рамках заключенных контрактов. Если человек находился на территории России 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд месяцев, то он является резидентом и удерживать у него НДФЛ нужно по ставке 13 процентов. Кроме того, ему следует предоставлять налоговые вычеты, если он имеет на них право.

Если сотрудник резидентом не является, его трудовые доходы должны облагаться по налоговой ставке 30 процентов (за некоторыми исключениями) и он не сможет воспользоваться налоговыми вычетами (). Отметим, что статус налогового резидента следует определять на каждую дату выплаты дохода (). () п. 4 ст. 210 НК РФ () письма Минфина России от 28.10.2010 № 03-04-06/6-258, от 05.042011 № 03-04-06/6-74

Налоговый кодекс не содержит перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физлиц на территории РФ. По мнению Минфина России (), такими документами, в частности, могут являться: — справка с места работы, подготовленная на основании сведений из табеля учета рабочего времени; — копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы; — квитанции о проживании в гостинице. () письма Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64 Причем, как указывает Минфин России, отметка о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства подтверждает лишь право его нахождения в России. Фактическое время его нахождения на территории страны она не подтверждает. Поэтому должны быть и другие документы на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России (). () письмо Минфина России от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782

Почитать  Отказ во внеочередном предоставлении жилья

Считаем 183-дневный срок

Остановимся на расчете срока. 183-дневный срок определяется путем суммирования количества дней за 12 следующих подряд месяцев (например, с июля 2012 г. по июль 2013 г.). День приезда в страну и день отъезда за пределы России засчитываются в срок пребывания на территории России.

По крайней мере, так считают специалисты Минфина России (). Правда, некоторые суды делают вывод, что дата прибытия на территорию России не включается в этот срок на основании положений статьи 6.1 Налогового кодекса (). В ней сказано, что «течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало».

() письма Минфина России от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157 () пост. ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009C4 Также при подсчете 183-дневного срока важно помнить следующее: если работник выезжал за пределы России для краткосрочного (не более 6 месяцев) лечения или обучения, этот период его отсутствия приравнивается к периоду нахождения на территории РФ. Причем никаких ограничений по видам учебных или лечебных учреждений, учебным дисциплинам, видам заболеваний и т.д. налоговое законодательство не устанавливает ().

Главное, чтобы это лечение или обучение длилось менее 6 месяцев. В противном случае такое пребывание за пределами РФ не будет учитываться при определении дней нахождения на российской территории (). () письмо ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/529@ () письма Минфина России от 07.11.2008 № 03-04-05-01/411, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-156 Пример В отчетном году у гражданина России были периоды отсутствия на территории страны (без учета дней отъезда и приезда): — с 10 марта по 31 августа (175 дней) — выполнение работ по контракту; — с 13 сентября по 16 сентября (4 дня) — загранкомандировка; — с 11 октября по 11 ноября (32 дня) — стажировка за границей. При расчете срока его отсутствия на территории России за этот год бухгалтер учитывает 175 дней и 4 дня (итого 179 дней), а срок обучения (32 дня) в данном случае приравнивается к сроку нахождения на территории России. В итоге срок пребывания работника на территории РФ составил: 365 – 179 = 186 дн.

Почитать  Поставщик не поставил товар вовремя

Таким образом, по итогам налогового периода он является налоговым резидентом, а значит, за отчетный год с него должен был быть удержан НДФЛ, рассчитанный по ставке 13%, с предоставлением всех причитающихся налоговых вычетов.

Первичный налоговый статус

Человек, который устраивается на работу, может иметь статус как резидента, так и нерезидента. Ведь ни гражданство, ни место его постоянного жительства за редким исключением на налоговый статус не влияют. И по какой ставке НДФЛ будут облагаться его доходы, зависит только от фактического времени его нахождения на территории России, которое должно быть документально подтверждено (). () письма Минфина России от 19.07.2010 № 03-04-05/6-401, от 31.05.2012 № 03-04-05/6-670 Также нужно учитывать, что налоговый статус работника определяется на дату фактической выплаты дохода. Если это доход по трудовому договору, то 183-дневный срок нужно рассчитать на последний день месяца, за который была начислена заработная плата (при условии, что в течение этого месяца трудовой договор не был расторгнут) (). () п. 2 ст.

223 НК РФ Пример Гражданин Узбекистана оформлен на работу по трудовому договору 16 января, но его налоговый статус, а значит, и ставка НДФЛ, по которой будет облагаться его заработная плата, определяются по состоянию на 31 января (то есть за период с 30 января прошлого по 30 января текущего года). Причем поскольку налоговый период по НДФЛ — календарный год, то для правильного расчета суммы налога необходимо определить еще и так называемый окончательный налоговый статус работника.

Окончательный налоговый статус — резидент

В конце календарного года некоторые работники могут сменить свой налоговый статус по НДФЛ. Например, иностранные граждане, принятые на работу в текущем году как нерезиденты, в конце этого года могут стать налоговыми резидентами, в результате чего необходимо пересчитать им НДФЛ по всем доходам, полученным в текущем году, исходя из 13-процентной ставки ().

() письма ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15413@, Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30 Есть два варианта такого расчета, которые зависят от того, когда именно работник приобрел окончательный статус резидента. Вариант первый: перерасчет производится до окончания налогового периода, если статус работника измениться уже не может. Пример 9 марта гражданин Таджикистана впервые приехал в Россию и устроился на работу. Он приобрел неизменный статус резидента за этот год лишь 8 сентября, то есть в этот день срок его пребывания в России составил 183 дня (23 дня в марте + 153 дня с апреля по август + 7 дней в сентябре).

Поэтому начиная с 8 сентября организация имеет право пересчитать НДФЛ, удержанный у него за март—август исходя из ставки 13%. А начиная с заработной платы за сентябрь может удерживать у него НДФЛ по ставке 13%. Вариант второй: перерасчет производится по окончании налогового периода.

Например, если нерезидент устроился на работу во втором полугодии и его окончательный налоговый статус за этот год станет известен не раньше декабря. В этой ситуации перерасчет НДФЛ производится по итогам года. При выборе первого варианта (когда перерасчет сделан до окончания года) организация может зачесть сумму образовавшейся переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей работника по этому налогу (). () письма Минфина России от от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 14.09.2011 № 03-04-06/6-219, Такой зачет проводится только на основании личного заявления работника и только в счет уплаты НДФЛ за этот же налоговый период.

Кроме того, у организации должно быть документальное подтверждение, что работник действительно приобрел статус резидента.

Пример Организация пересчитала НДФЛ за январь—сентябрь работнику, который в октябре приобрел неизменный (в рамках данного налогового периода) статус резидента. Сумму переплаты, образовавшейся у работника в результате такого перерасчета (ставка НДФЛ вместо 30% стала 13%), организация может зачесть только в счет его предстоящих платежей по НДФЛ за октябрь—декабрь. Если же сумма переплаты по НДФЛ была зачтена работнику в том же году не полностью или зачета вообще не было, она подлежит возврату из бюджета.

Причем начиная с 2011 года сумму налога работники возвращают самостоятельно (). () ст. 231 НК РФ

Окончательный налоговый статус — нерезидент

Возможна и обратная ситуация: сотрудник, у которого в течение года удерживали налог по обычной 13-процентной ставке, по окончании года сменил налоговый статус на нерезидента. В этом случае организация должна доначислить ему НДФЛ исходя из ставки 30 процентов. Если ранее такому работнику были предоставлены налоговые вычеты по НДФЛ, при перерасчете они не учитываются.

Пример Работник организации Иванов является гражданином России. В течение года с него удерживали налог по ставке 13%. На период с 25 мая по 30 ноября (190 дней) он выезжал за пределы России для лечения.

Поскольку срок лечения превышает 6 месяцев, то на него льгота, предусмотренная п. 2 ст. 207 НК РФ, не распространяется. Соответственно, по итогам года Иванов получит статус нерезидента, так как срок его пребывания на территории России составит менее 183 дней. Таким образом, все его доходы за этот год облагают по ставке 30%.

Поэтому организация обязана НДФЛ доначислить. Если в этом году Иванову предоставлялись налоговые вычеты, то при перерасчете их не учитывают.

Определение налогового резидентства

НК РФ Статья 246.2. Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях настоящего Кодекса признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019. О случаях продления предельного срока ликвидации см. ФЗ от 24.11.2014 N 376-ФЗ.

2. В целях подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:

1) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации.

Для целей настоящего подпункта регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);

2) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации.

Для целей настоящего подпункта руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

3. Осуществление следующей деятельности (как по отдельности, так и в совокупности) в Российской Федерации само по себе не признается осуществлением управления иностранной организацией в Российской Федерации:

1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;

2) подготовка к проведению заседания совета директоров, а также иных коллегиальных органов управления иностранной организации, включая разработку повестки заседаний и проектов решений;

3) осуществление российской организацией или физическим лицом, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, являющимися взаимозависимыми лицами иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации, функций в рамках планирования деятельности такой иностранной организации и контроля за ее деятельностью.

К планированию деятельности иностранной организации и контролю за ее деятельностью в целях настоящего подпункта относятся, в частности, следующие функции, осуществляемые в отношении иностранной организации (организаций):

стратегическое планирование и бюджетирование;

подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности;

внутренний аудит и внутренний контроль;

подготовка и организация привлечения финансирования;

управление инвестиционными, финансовыми, производственными и иными рисками;

принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на иностранные организации, взаимозависимым лицом которых является российская организация или физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, выполняющие схожие функции или принадлежащие к отдельным операционным сегментам или бизнес-сегментам;

согласование решений, принимаемых иностранными организациями, в целях осуществления контроля за соответствием таких решений указанным в настоящем подпункте стандартам, методикам и (или) политикам.

Для целей определения состава и содержания функций по планированию деятельности иностранной организации и контролю за ее деятельностью налогоплательщик руководствуется положениями настоящего Кодекса, а также обязан руководствоваться положениями внутренних политик и локальных нормативных актов (при их наличии);

4) осуществление контроля (включая согласование решений, принимаемых иностранной организацией) за ходом геолого-разведочных работ и (или) работ по добыче полезных ископаемых, осуществляемых за пределами Российской Федерации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях настоящего Кодекса иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности признается иностранная организация, если ее деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в настоящем пункте условий.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019. О случаях продления предельного срока ликвидации см. ФЗ от 24.11.2014 N 376-ФЗ

5. В случае, если в отношении иностранной организации выполняются условия, установленные подпунктом 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, и такой организацией представлены документы, подтверждающие выполнение таких же условий в отношении какого-либо из иностранных государств, Российская Федерация признается местом управления этой иностранной организацией, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в Российской Федерации;

2) ведение делопроизводства организации осуществляется в Российской Федерации;

3) оперативное управление персоналом организации осуществляется в Российской Федерации.

6. Вне зависимости от выполнения в отношении иностранной организации условий, предусмотренных пунктами 2 — 5 настоящей статьи, эта иностранная организация признается налоговым резидентом Российской Федерации исключительно в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) иностранная организация участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска при одновременном соблюдении следующих условий:

иностранная организация является стороной таких соглашений (контрактов) либо создание иностранной организации предусмотрено этими соглашениями (контрактами) и она осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых исключительно на основании и в соответствии с условиями указанных соглашений (контрактов);

такие соглашения (контракты) заключены с иностранным государством (территорией), правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными этим правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями) либо деятельность в рамках таких соглашений (контрактов) осуществляется на основании лицензии на пользование участком недр (иного аналогичного разрешения, выданного уполномоченным органом такого государства);

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доля доходов, полученных от участия в соглашениях (контрактах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации формируется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов общей суммы доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период либо доходы у такой организации за указанный период отсутствуют;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранная организация признается в соответствии с частью первой настоящего Кодекса активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией;

3) иностранная организация является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья;

4) иностранная организация осуществляет деятельность по предоставлению в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, воздушных судов и (или) деятельность по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, при этом доля доходов от таких видов деятельности в общей сумме доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 80 процентов в общей сумме доходов такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Налоговыми резидентами Российской Федерации не признаются иностранные организации, отвечающие одновременно всем следующим условиям:

1) иностранная организация является эмитентом обращающихся облигаций или организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;

2) в отношении обращающихся облигаций, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, соблюдаются требования, установленные подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 310 настоящего Кодекса;

3) иностранные организации, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры Российской Федерации по вопросам налогообложения;

4) обращающиеся облигации, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, связаны с возникновением долговых обязательств российских или иностранных организаций перед иностранными организациями, указанными в подпункте 1 настоящего пункта, что подтверждается хотя бы одним из следующих документов:

договором, которым оформлено соответствующее долговое обязательство;

условиями выпуска соответствующих обращающихся облигаций;

проспектом эмиссии соответствующих обращающихся облигаций;

5) доля процентных расходов по обращающимся облигациям, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, осуществленных за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в общей сумме расходов такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также настоящей статьей, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.

При этом указанная организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории Российской Федерации наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.

Для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с настоящей главой и налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом Российской Федерации, вправе отказаться от статуса налогового резидента Российской Федерации на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации, при соблюдении иностранной организацией положений настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении налоговых резидентов Российской Федерации указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании статьи 25.13 настоящего Кодекса.

Заявление указанной в настоящем пункте иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации) представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации (при наличии нескольких обособленных подразделений — в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору налогоплательщика) по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта в части самостоятельного признания иностранной организацией себя налоговым резидентом Российской Федерации (самостоятельного отказа от статуса налогового резидента Российской Федерации) не препятствуют признанию такой организации налоговым резидентом Российской Федерации налоговыми органами при соблюдении иных условий, установленных настоящей статьей (за исключением иностранных организаций, указанных в пункте 6 настоящей статьи).

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Признание управляющего лица иностранного инвестиционного фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации, а равно факт осуществления таким управляющим лицом деятельности по управлению активами такого фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) на территории Российской Федерации сами по себе не являются основаниями для признания этого фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Не может рассматриваться в качестве руководящего управления иностранным инвестиционным фондом (паевым инвестиционным фондом) или иностранными организациями, в капитале которых прямо или косвенно участвует такой фонд, осуществление на территории Российской Федерации его управляющим лицом или нанятыми им лицами, их сотрудниками или представителями функций, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в отношении российских и иностранных организаций, в капитале которых прямо или косвенно участвует такой фонд, а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций.

(п. 10 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

Определяем налоговое резидентство в 2020 году

Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020.

О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст.

224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п.

7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен.

Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ).

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

Кто такие налоговые резиденты и нерезиденты, и что о них нужно знать бухгалтеру

Вопрос налогового резидентства сотрудников всегда актуален для бухгалтера. Ведь ему важно начислить НДФЛ по правильной ставке. Расскажем на примерах: как правильно считать срок пребывания сотрудника на территории России, по какой ставке начислять налог в 2021 году, и какими документами можно подтвердить статус сотрудника.

Кто такие резиденты и нерезиденты

  1. Российские военные, которые несут службу за границей.
  2. Сотрудники органов власти, которые находятся в командировке за рубежом (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Эти две категории лиц считаются резидентами независимо от того, сколько времени в течение года они фактически находятся в России.

Нерезидентами считают физлиц, проживающих в России менее 183 дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев.

Статус налогоплательщика несет определенные налоговые последствия :

1. От статуса зависит величина налоговой ставки. В общем порядке (об исключениях мы расскажем ниже) она составляет:

  • 13% – для резидентов;
  • 30% – для нерезидентов.

Отметим, что в рамках валютного регулирования нерезидентами считают всех иностранцев без вида на жительство временно пребывающих (проживающих) на территории России.

Подробнее о порядке расчета и удержания налога из доходов иностранных работников мы рассказывали в статье « Работники-иностранцы: что нужно знать всем работодателям» .

2. Состав доходов для каждой из групп свой. Для нерезидентов это только доходы, которые получены от источников в РФ.

3. Резиденты в отличие от нерезидентов имеют право на налоговые вычеты по НДФЛ.

Когда применяют ставку НДФЛ 15%

С 01.01.2021 ставка 15% устанавливается для случаев, когда сумма годового дохода физлица превышает 5 млн рублей, а сам доход включен в перечень, приведенный в законе от 23.11.2020 № 372-ФЗ.

Закон закрепляет два отдельных списка для налоговых резидентов и нерезидентов.

Резиденты платят налог по ставке 15% со следующих доходов (п. 2.1 ст. 210 НК РФ):

  • основная налоговая база (например: зарплата, вознаграждение по гражданско-правовому договору);
  • от долевого участия;
  • в форме выигрышей в лотерею и азартных играх;
  • по операциям с акциями, облигациями, деривативами;
  • от участия в инвестиционном товариществе;
  • в виде прибыли контролируемой зарубежной организации.

Получается, что для резидентов с ростом доходов ставка НДФЛ увеличивается.

Нерезиденты в группу доходов, облагаемых по ставке 15%, включают доходы (п. 2.2 ст. 210 НК РФ):

  • полученные высококвалифицированным работником, беженцем, переселенцем, при ведении трудовой деятельности по патенту;
  • в форме выигрышей в лотереи и азартных играх;
  • по операциям с акциями, облигациями, деривативами;
  • по операциям РЕПО;
  • от участия в инвестиционном товариществе;
  • и другие доходы, перечисленные в п. 3 ст. 224 НК РФ.

Получается, что для нерезидентов ставка 15% по факту является пониженной по сравнению с общей ставкой 30%.

Как считать срок пребывания: 4 актуальных вопроса

1. Входит ли день въезда на территорию РФ в общий срок?

По закону течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (п. 2 ст. 6.1.

НК РФ), то есть на следующий день после даты въезда.

Есть примеры судебной практики, подтверждающие правильность этого вывода (Постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2010 по делу № А54-3126/2009С4).

Но Позиция Минфина прямо противоположная, он стабильно подтверждает собственно мнение о том, что день въезда / выезда физлица на территорию / с территории РФ необходимо включать в срок пребывания (Письмо Минфина от 13.08.2019 № 03-04-05/61114, Письмо Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334).

2. Какие периоды включать в 183-дневный срок?

В срок засчитываются только дни фактического нахождения в России . Дни пребывания лица за рубежом во время командировки или отпуска в общий срок не входят.

Приведем пример:

Иван Смирнов в течение 2020 года дважды выезжал в Штаты: в июле – в отпуск на 21 день и в сентябре – на 28 дней в командировку.

Таким образом, из общего срока пребывания гражданина Смирнова на территории России 49 дней подлежат вычитанию.

Подсчет дней нужно вести путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев ( Письмо № БС-3-11/4763@ от 25.06.2020 ). Окончательный статус физлица определяется по итогам налогового периода (года).

Исключение из общего правила составляют случаи, когда гражданин выезжает в другие страны для прохождения лечения или обучения (п. 2 статьи 207 НК РФ) . Это время не прерывает 183-дневный срок и входит в его состав.

Но важно, чтобы у гражданина были подтверждающие документы:

  • договор с медицинской (образовательной) организацией о лечении (обучении).
  • справка о прохождении обучения (лечения) (Письмо ФНС от 15.10.2015 № ОА-3-17/3850).

Не забудьте, что документы, составленные на иностранном языке должны иметь перевод на русский язык.

3. С какого момента исчислять 12-месячный срок?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто удерживает и перечисляет налог.

НДФЛ из доходов налогоплательщика удерживает и перечисляет работодатель

Из анализа норм НК РФ и разъяснений Минфина следует вывод о том, что статус лица определяется на день фактического получения дохода в виде зарплаты, то есть на дату перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке (п. 1 ст. 223 НК РФ).

НДФЛ уплачивает сам налогоплательщик

Здесь 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход (период с 1 января по 31 декабря). То есть определять налоговый статус лица нужно по итогам этого года (п. 2 ст. 207, ст. 216, ст.

228 НК РФ).

Подтвердить статус резидента можно, направив в ФНС заявление. Его можно передать как лично, так и через специальный сервис на сайте ведомства . Заявителю нужно зарегистрироваться и авторизоваться ( для регистрации необходимо ввести ФИО, ИНН (необязательно) и получить пароль на указанную электронную почту). Документ, подтверждающий статус резидента (или отказ в его получении), также можно получить в электронном виде.

4. Как посчитать 12-месячный срок, переходящий с одного календарного периода на другой?

Знаковым в этом вопросе оказалось Постановление Конституционного суда РФ от 25.06.2015 № 16-П.

Кратко суть дела : гражданин Республики Беларусь прибыл для работы в Россию в июле 2010 г. С этого момента работодатель удерживал из дохода белоруса НДФЛ по ставке 30%.

В 2011-м году гражданин Беларуси решил, что уже приобрел статус налогового резидента. Он обратился в ИФНС с заявлением о возврате суммы переплаты по НДФЛ. Но налоговики нашли ошибки в декларации (ставку налогоплательщику указал 30%, а статус — резидент) и отказали в возврате налога.

Тогда гражданин Беларуси подал иск в суд. Он требовал от ИФНС возврата излишне уплаченного налога за 2010 год. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным судом, в удовлетворении иска отказано. Основные доводы судов сводились к следующему:

  1. Ставка НДФЛ 13% применяется, если заявитель пребывал на территории России не менее 183 дней.
  2. Из представленных документов видно, что фактический срок пребывания гражданина в 2010-м году составил всего 172 дня. А значит признать его налоговым резидентом в этом периоде нельзя и причин для перерасчета суммы налога нет.

Рассмотрев жалобу лица, Конституционный Суд РФ пришел к следующему выводу:

В обычном случае для перерасчета уплаченной суммы налога требуется подтвердить статус резидента в определенном налоговом периоде (с 1 января по 31 декабря).

Однако между Россией и Республикой Беларусь подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения от 10.01.1997 № 14-ФЗ. Согласно этому Соглашению в срок пребывания включают весь непрерывный период, в котором гражданин трудился на территории РФ, даже если такой период начался в одном календарном году, а истек – в другом .

Кроме того в этом случае также действует Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014). Согласно этому договору, если гражданин – налоговый резидент страны-члена ЕАЭС, работает по найму в одной из стран, входящих в союз, то он платит налог с дохода по ставке, установленной для резидентов этой страны .

Вывод:

  • общее правило : при исчислении 12-месячного периода за основу берется календарный год с 1 января по 31 декабря;
  • частный случай: устанавливается для граждан государств ЕАЭС и стран, между которыми подписаны Соглашения об избежании двойного налогообложения, – лицо другого государства платит налоги так же, как и резиденты этой страны, а срок пребывания (12 месяцев) считают непрерывно даже в том случае, когда его начало приходится на один календарный год, а окончание – на другой.

Мнение Минфина в данном случае с судом не совпадает, он неоднократно высказывал в своих письмах мнение, что наличие Соглашения не означает, что работнику, например, из Белоруссии не нужно определять свой статус по окончании налогового периода (года). Пример — Письмо Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 .

Какие документы подтверждают статус налогоплательщика?

Конкретный перечень таких документов отсутствует. Согласно Письму Минфина РФ от 21.04.2020 № 03-04-05/31921 в качестве подтверждения можно использовать копию паспорта с отметками пограничной службы, квитанции из гостиницы и т.п. документы.

Что еще можно использовать:

  • загранпаспорт;
  • служебный или дипломатический паспорта;
  • удостоверение личности моряка;
  • миграционная карта или проездной документ для беженца;
  • справка с места работы (с приложением копии табеля учета рабочего времени или выписки из него) или учебы, подтверждающие, что физлицо действительно работало или обучалось в это время на территории России.

Обратите внимание! Вид на жительство в качестве подтверждающего документа не подойдет. Он удостоверяет только право лица (иностранца или лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также его личность.

Для избежания двойного налогообложения, если физлицо по законодательству России и другого государства, с которым у РФ заключено соглашение, считается резидентом, применяется такое понятие как « центр жизненных интересов» .

Под ним подразумевают ту страну, где у человека сосредоточено большее количество личных и экономических интересов. Например — наличие проживающих в стране близких родственников, бизнеса, работы и др. (Письмо ФНС от 25 июня 2020 г. № БС-3-11/4763@). Налог на доходы в этом случае уплачивается в той стране, где у физлица находится такой центр.

  • налоговый резидент
  • нерезидент РФ
  • резидент РФ
  • статус физлица
  • судебная практика
  • ставка НДФЛ
  • Камин
admin
Оцените автора
Ракульское