Оплата взносов на капремонт после приватизации квартиры

Некоторые категории собственников имеют право на льготы по оплате капитального ремонта — скидку на оплату или компенсацию части взноса.

Законодательная база

Федеральные льготы по капитальному ремонту закреплены в таких документах:

  1. Закон «О ветеранах».
  2. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
  4. Закон «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы»
  5. Жилищный кодекс РФ, а именно в статье 169 «Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» закреплены рекомендации — кому еще могут быть предоставлены льготы.

Льготы по взносам на капремонт могут быть закреплены и в региональных нормативных актах.

Какие существуют льготы при оплате капремонта

Льготы по капремонту могут быть федеральными и региональными.

Региональные льготы по оплате капитального ремонта положены на уровне города или области. Регион вправе сам определить дополнительные категории льготников и установить размер компенсации для них.

К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге льготы на капремонт, кроме федеральных льготников, положены многодетным семьям.

Федеральные льготы по капитальному ремонту положены пострадавшим из-за аварии в Чернобыле, ветеранам, инвалидам войны и по состоянию здоровья и некоторым другим категориям.

Также льготы при оплате капремонта могут быть положены неработающим пенсионерам старше 70 лет. Разберем положения о капремонте и федеральных льготах на него подробнее.

Кто имеет право на льготу

Право на льготу по капремонту есть у собственника только на одно помещение.

Категории льготников. По федеральному законодательству льготы по капремонту положены ветеранам, инвалидам, чернобыльцам, героям СССР и РФ и кавалерам ордена Славы.

Пенсионеры. В некоторых регионах неработающие пенсионеры 70 лет и старше имеют право на компенсацию 50% взносов на капремонт, если проживают одни или с членами семьи — пенсионерами или инвалидами 1, 2 группы. Пенсионеры 80 лет и старше имеют право на компенсацию 100% стоимости при тех же условиях.

Ветераны. Право на компенсацию 50% взносов на капитальный ремонт имеют:

  • инвалиды войны;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.

Инвалиды 1 и 2 групп, дети-инвалиды и семьи с детьми-инвалидами имеют право на компенсацию 50% от взносов на капремонт.

Чернобыльцы. Получившие, перенесшие лучевую болезнь или ставшие из-за нее инвалидами имеют право на компенсацию 50% от взносов на капремонт.

Заберите свое у государства!
Как получать вычеты, льготы и пособия, рассказываем в нашей рассылке раз в месяц. Подпишитесь!

Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт. В случае смерти героя или кавалера от уплаты освобождаются их родители и супруги.

Кто еще и в каких случаях может не платить за ремонт. Собственникам не нужно делать взносы на капремонт, если:

  1. Дом признан аварийным и его планируют снести.
  2. Государство или регион забирает землю, на которой стоит дом.
  3. Дом находится в закрывающемся населенном пункте — город или поселок должны вскоре расселить, но пока этого еще не сделали.

Как правило, жители новостроек какое-то время не получают квитанции на капремонт и, соответственно, не платят.

Собственники обязаны начать платить взносы на капремонт через 3—8 месяцев после опубликования региональной программы капремонта, в которую включен дом.

В программу капремонта включают дом, введенный в эксплуатацию. Но бывает, что программу утверждают раньше и включают в нее дом заранее, до ввода в эксплуатацию. Тогда обязанность платить взносы появится позже.

Но не позднее 5 лет с даты включения дома в региональную программу капремонта.

Все эти сроки устанавливают региональные власти.

Еще можно не платить, если деньги на капремонт копятся на специальном счете в банке и накопилась определенная сумма — минимальный размер фонда капитального ремонта. В этом случае собственники могут приостановить уплату взносов. Для этого они должны провести собрание и решить не платить.

Как получить льготу

Компенсацию или скидку на капремонт можно получить по заявлению и без него.

Если сведения о семье и ее праве на льготу есть в органах исполнительной власти, они передают информацию в Фонд капитального ремонта. А тот уже рассчитывает взносы на капремонт и присылает квитанции с учетом скидки.

Но можно получить льготу и по заявлению. Для этого нужно собрать документы и оформить право на льготу.

Документы будут разными в зависимости от льготной категории. Точный список документов лучше уточнить в местном центре жилищных субсидий или в МФЦ.

Обычно нужны следующие документы:

  1. Заявление — заполняется на месте.
  2. Паспорт собственника — оригинал и копия.
  3. Копия документа о праве собственности на жилье: свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН, договор купли-продажи .
  4. Документ со сведениями о проживающих в квартире: справка по форме № 9, выписка из домовой книги, копия решения суда.
  5. Копия документа, подтверждающего родство между проживающими в одной квартире: свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей.
  6. Копия трудовой книжки.
  7. Копия подтверждающего льготу документа, если есть: удостоверения ветерана боевых действий, многодетной семьи или чернобыльца.
  8. Квитанция на оплату взноса на капремонт за предыдущий месяц.
  9. Реквизиты счета, на который нужно перечислять компенсацию.

Если право на льготу оформляет представитель, понадобится копия доверенности на представителя.

Одиноко проживающие пенсионеры предоставляют документ, который подтверждает одинокое проживание: выписка из домовой книги или единый жилищный документ.

Подойдут нотариально заверенные копии документов или обычные копии с предъявлением оригиналов.

Порядок оформления льготы. Оформить льготу можно в МФЦ, центре социальной защиты населения или в некоторых случаях на госуслугах. Например, жители Санкт-Петербурга могут оформить компенсацию на местном портале госуслуг.

Льгота по оплате капитального ремонта оформляется один раз и для одного жилого помещения.

Будет ли приходить квитанция. Квитанция будет приходить, если собственник имеет право на скидку или компенсацию части стоимости взносов на капремонт. Собственнику нужно платить как обычно, но регион частично или полностью будет возвращать часть таких взносов.

Квитанции перестанут приходить, если дом признан аварийным и его планируют снести или государство забирает землю под свои нужды или населенный пункт признали закрывающимся.

Основания для отказа. Местные власти имеют право отказать в приеме документов или льготе.

В Москве отказать в приеме документов могут заявителю, который подает документы за кого-то без доверенности, или если отделение МФЦ или центра жилищных субсидий в принципе не принимает заявления на льготы, связанные с капремонтом.

Основания для отказа могут быть такими:

  1. Представление недействительных документов.
  2. Представление документов, содержащих недостоверные сведения.
  3. Представление неполного комплекта документов.
  4. Отсутствие у заявителя права на льготу.
  5. Заявитель уже получает компенсацию или скидку по оплате взносов на капитальный ремонт.

Размер компенсации будет различаться в регионах. Он рассчитывается для каждой семьи отдельно и зависит от минимального размера взноса на капремонт и нормативной площади жилья, которые установил регион.

Размер компенсации рассчитают не по фактической площади квартиры, а по той, которая положена семье по нормативу.

Пример расчета размера возмещения. Рассчитаем размер компенсации для одиноко проживающего пенсионера 70 лет в Москве.

Минимальный размер взноса на капремонт в Москве — 20,99 Р . Нормативная площадь жилого помещения для одиноко проживающего гражданина — 33 м².

По законодательству пенсионеру 70 лет положена компенсация половины стоимости взносов на капремонт. Значит, положенная компенсация будет равна 346,34 Р .

К примеру, в квартире живут два пенсионера в возрасте 80 лет. Размер компенсации для них — 100% взносов по капремонту. Норма площади жилья для них в Москве 42 м². Положенная компенсация равна 881,58 Р .

Если пенсионеры живут в квартире больше 42 м², часть взносов на капремонт им придется доплатить. Если площадь их квартиры 50 м², доплатить придется 167,92 Р .

В каких случаях приостанавливается выплата компенсации. Выплата компенсации приостанавливается, если собственник не платит за капремонт и у него образуется задолженность. Сколько именно можно не платить и получать компенсацию, устанавливают власти региона.

В Московской области выплата приостанавливается в случае неуплаты взносов в течение 2 месяцев подряд. В Адыгее — при наличии задолженности за 2 месяца. В Пермском и Краснодарском крае — с месяца, следующего за месяцем возникновения задолженности.

ч. 21 Постановления Правительства Пермского края от 27.05.2016 № 325-п PDF, 831 КБ

Регион возобновит выплату, когда собственник погасит долг и эти сведения дойдут до нужного органа.

Также предоставлять льготу по взносу на капремонт перестанут, если льготник потеряет право на нее.

Например, неработающий пенсионер в Москве потеряет право на компенсацию, если перестанет быть собственником помещения, устроится на работу или в семье появится трудоспособный работающий человек.

Как вернуть уже уплаченные средства

Вернуть уже уплаченные средства можно у регионального оператора — местного фонда капремонта — или банка, в котором открыт специальный счет.

Собственник может вернуть уплаченные средства, только если:

  1. Дом подлежит сносу.
  2. Землю, на которой стоит дом, забирают власти.
  3. Регион исключил из региональной программы капремонта дома на четыре квартиры или меньше.

В этих случаях из сформированного фонда капитального ремонта вычитают средства, которые нужны на снос, услуги и работы по капремонту до решения о признании дома аварийным или изъятии земли.

Оставшиеся деньги распределяют между собственниками жилья пропорционально размеру уплаченных взносов на капремонт.

Документы на возмещение. Для возмещения взносов на капитальный ремонт понадобятся документы:

  1. Заявление на возмещение — заполняется на месте.
  2. Копия паспорта.
  3. Копия документа о собственности: свидетельство, выписка из ЕГРН.
  4. Копия решения о сносе дома или изъятии земли.
  5. Реквизиты счета, на который нужно перечислить возмещение.

Подойдут нотариально заверенные или копии с предъявлением оригиналов.

Куда обращаться. За возмещением обращайтесь к региональному оператору или в банк, на счете которого формировался фонд капремонта дома.

Как оформить. Обратитесь с заявлением о возмещении взносов на капремонт к региональному оператору или в банк, где был открыт специальный счет. Фонд или банк рассмотрят заявление и сообщат о своем решение по телефону или лично — как договоритесь.

Например, в Москве фонд или банк примут решение в течение 10 дней после подачи заявления на возмещение. Деньги перечислят в течение 15 дней после принятия решения.

Особенности в Москве и Московской области

В Москве кроме федеральных льготников на компенсацию 100% стоимости взносов на капремонт имеют право:

  1. Герои СССР, РФ и полные кавалеры ордена Славы, супруги и родители умерших героев и кавалеров, если они не получают ежемесячную денежную выплату — ЕДВ.
  2. Герои Социалистического Труда и Труда РФ, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, не получающие ЕДВ.
  3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  4. Пенсионеры 80 лет и старше, проживающие одни, или если проживающие с ними члены семьи — пенсионеры.
  5. Инвалиды боевых действий.
  6. Участники и инвалиды ВОВ.

Получить компенсацию 50% стоимости взносов на капремонт, кроме федеральных льготников, имеют право:

  1. Многодетные семьи.
  2. Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами до 18 лет.
  3. Инвалиды детства в результате ВОВ.
  4. Ветераны военной службы и ветераны труда, получающие пенсию по старости.
  5. Пенсионеры и инвалиды, пострадавшие или подвергшиеся политическим репрессиям.
  6. Принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» и получившие заболевания вследствие аварии, в том числе семьи, потерявшие кормильца.
  7. Пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Полный список льготных категорий можно посмотреть на сайте московского фонда капремонта.

Льготы по уплате взносов предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. В Москве это:

  • 33 м² — для одиноко проживающего;
  • 42 м² — для семьи из двух человек;
  • 18 м² на каждого члена семьи — для семьи из трех и более человек.

В Москве пенсионеры, проживающие в городе, получат льготу в виде скидки на оплату взносов. А жители Новой Москвы — Троицкого и Новомосковского округов — в виде денежной компенсации.

Собственники помещений имеют право получить компенсацию за предыдущие полгода. Это возможно, если сведения о составе или доходе его семьи отсутствуют в распоряжении органов исполнительной власти и ему не назначили из-за этого компенсацию по капремонту автоматически. Об этом нужно сообщить в заявлении на получение льготы на капремонт в городском центре жилищных субсидий.

В Московской области льгота по капремонту предоставляется в виде ежемесячной денежной компенсации. Собственник полностью оплачивает взнос на капремонт, а область возвращает часть средств.

Ставка по взносу на капитальный ремонт в 2024 году — 12 Р за 1 м².

Получить компенсацию, кроме федеральных льготников, могут:

  1. Ветераны труда.
  2. Ветераны военной службы.
  3. Награжденные знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России».
  4. Многодетные семьи.
  5. Одиноко проживающие пенсионеры моложе 70 лет, если их пенсия меньше прожиточного минимума в Московской области.

Льгота предоставляется в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. В Московской области нормы следующие:

  • 33 м² — для одиноко проживающего;
  • 21 м² — на каждого члена семьи, состоящей из двух человек;
  • 18 м² — на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Если льготник живет один и уже оплачивает ЖКУ со скидкой, то стандарт нормативной площади для него будет больше обычного — 42 м², но не больше фактического размера занимаемой площади жилого помещения.

Скидка на оплату ЖКУ должна предоставляться в пределах стандарта нормативной площади жилья. Она может быть положена на федеральном или уровне Московской области.

Чтобы получить льготу, дополнительно нужно предоставить СНИЛС и оплаченную квитанцию на капремонт за прошлый месяц. Решение о назначении компенсации власти области примут в течение 8 дней после подачи заявления. Получить ответ можно в отделе социальной защиты населения или в МФЦ.

Компенсацию будут выплачивать со следующего месяца.

КС разъяснил, кто несет бремя ответственности за капремонт домов, где приватизирована часть квартир

Эксперты «АГ» по-разному оценили определение Суда. Одна из них поддержала правовую позицию КС, отметив принципиально новый подход к выявлению понятия нуждаемости дома в капремонте. Другой эксперт назвал выводы Суда противоречивыми.

По мнению третьего, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но Суд предпочел простое решение.

12 марта Конституционный Суд РФ вынес Определение № 557-О/2019 по запросу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 190.1 «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения» ЖК РФ, с которым в КС обратилась группа депутатов Госдумы. По их мнению, оспариваемая норма противоречит Конституции РФ, допуская уменьшение объема публично-правовых обязательств в отношении граждан, приватизировавших квартиры в домах, требовавших на момент приватизации проведения капремонта.

Позиция заявителей

Так, условие о том, что бывший наймодатель (уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления) проводит капремонт в доме, включенном в перспективный и (или) годовой план, только на дату приватизации первого жилого помещения в нем, исключает обязанность государства проводить такой ремонт, если он потребовался на момент приватизации второй и последующих квартир. По мнению заявителей, это не только уменьшает объем публично-правовых обязательств, установленных ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, но и порождает неравенство между собственниками, приватизировавшими свои квартиры до и после приватизации первого жилого помещения в таком доме.

Депутаты также отметили, что до внесения поправок в ст. 16 Закона обязанность бывших наймодателей по проведению капремонта не зависела от даты приватизации первой квартиры в доме. При этом из буквального толкования нормы следовало, что соответствующие публично-правовые обязательства возникали не в отношении дома, а в отношении каждого гражданина, имеющего право пользования жильем на условиях социального найма, притом что на момент приватизации такого жилого помещения дому требовался капремонт.

Между тем предусмотренный законодательством механизм, состоящий в том, что после утверждения региональной программы капремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату соответствующих взносов, предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капремонта перед лицами, приватизировавшими квартиры в домах, нуждающихся в нем, но не требовавших его проведения на момент приватизации первой квартиры.

КС не нашел неопределенности в оспариваемой норме

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что, устанавливая порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, законодатель учитывал его реальное техническое состояние.

В первоначальной редакции ст. 16 Закона о приватизации он предусмотрел, что приватизация квартир в домах, требующих капремонта, осуществляется, как правило, после проведения последнего наймодателем, а при согласии граждан за непроизведенный ремонт может выплачиваться компенсация. Обязанность последующих капремонтов несут уже собственники жилья, в том числе граждане (Постановление КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П, Определения от 19 октября 2010 г. № 1334-О-О, от 14 июля 2011 г. № 886-О-О и от 1 марта 2012 г. № 389-О-О).

Таким образом, подчеркивается в определении, сохранение за бывшими наймодателями обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов является предусмотренным законом исключением из общего правила о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества.

КС отметил, что в соответствии с оспариваемой нормой возложение обязанности по проведению капремонта на орган государственной власти или местного самоуправления возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первой квартиры дом был включен в перспективный и (или) годовой план, однако капремонт проведен не был, а также при условии, что капремонт общего имущества после даты приватизации первой квартиры до даты включения дома в региональную программу по капремонту не проводился за счет бюджетных средств.

Таким образом, с момента приватизации первой квартиры в таком доме соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя его содержания – последующие расходы возлагаются на него соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество.

При этом Суд подчеркнул, что процесс приватизации, начавшийся в 90-е гг. ХХ в., не ограничен определенным сроком и продолжается в настоящее время, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения работ по их капремонту возникает неоднократно. Исходя из этого, сохранение обязанности за бывшим наймодателем по проведению капремонта домов, ранее входивших в государственный или муниципальный жилищный фонд, не должно трактоваться как возложение на него обязанности по капремонтам, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в доме.

При этом собственники приватизированных квартир в таких домах не освобождаются от расходов на содержание общего имущества, включая взносы на капремонт.

Иное, как указано в документе, приводило бы к неправомерному перераспределению бремени содержания общего имущества, нарушало баланс публичных и частных интересов, а также конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. Кроме того, это могло бы повлечь неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость в работах по капремонту отсутствовала.

Разграничение обязанности бывшего наймодателя по проведению капремонта нуждающихся домов и возлагаемого на собственников помещений бремени содержания общего имущества позволяет также определить объем соответствующих бюджетных средств. При этом, подчеркнул КС, публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику в доме, нуждающемся в капремонте на момент приватизации соответствующей квартиры.

Эксперты по-разному оценили позицию Суда

Адвокат АП Московской области Татьяна Серегина поддержала позицию КС. «Определение можно назвать социально ориентированным, – пояснила она «АГ». – Суд справедливо обратил внимание на недопустимость неосновательного обогащения собственника каждого последующего помещения, при приватизации которого нуждаемость дома в работах по капремонту отсутствовала».

Как отметила эксперт, Конституционный Суд разъяснил, что введение оспариваемой нормы ЖК было продиктовано судебной практикой и исполнено последним с целью упорядочивания проведения капремонта именно в тех случаях, когда он изначально не был проведен (в период приватизации), либо не в полном объеме, – разумеется, с учетом условий, необходимых для его проведения.

Адвокат добавила, что определение содержит принципиально новый подход к выявлению понятия нуждаемости дома в проведении капремонта. Кроме того, Суд впервые упорядочил проведение капремонта многоквартирных домов, в которых он требовался ранее. «Определение сейчас является основным источником, разъясняющим положения ст. 190.1 ЖК», – подчеркнула она.

По мнению Татьяны Серегиной, хотя оспариваемая норма направлена на перспективное регулирование отношений по проведению капремонта в многоквартирном доме, в ее основу положен ретроспективный подход, поскольку все основные моменты обозначаются в прошлом. «Успешное сочетание двух подходов позволяет комплексно регулировать общественные отношения в данной сфере», – полагает она.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов считает правовую позицию КС противоречивой. Он пояснил, что КС, с одной стороны, справедливо указал, что ответственность за содержание многоквартирного дома, в том числе по проведению капремонта, до первого факта приватизации помещения должен нести прежний наймодатель: «Данная позиция логична, так как весьма несправедливо перекладывать на плечи новых собственников результат длительного бездействия прежнего владельца, который не осуществлял надлежащего содержания общего имущества дома».

С другой стороны, отметил адвокат, позиция о том, что новый собственник все равно обязан уплачивать взносы на капремонт, в том числе в связи с тем, что «естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается», представляется неубедительной. «Ссылка на нормы об обязательности оплаты налогов и сборов сомнительна, – полагает Александр Немов, – так как сам КС указывал, что взнос на капремонт не является аналогом обязательных платежей и налогов. Суд не пояснил, на что будут направлены средства, собираемые собственниками уже после проведения ремонта прежним наймодателем в рамках текущей программы».

По мнению адвоката, логичнее было бы временно освободить новых собственников от уплаты взносов – как минимум до проведения капремонта прежним владельцем, – и КС в данном вопросе защитил публичный интерес. «Определение закрывает спор о взносах на капремонт при досрочном осуществлении работ за счет бюджета, что упрощает жизнь региональным операторам», – резюмировал Александр Немов.

Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александр Латыев отметил, что КС, формально уклонившись от разрешения вопроса о конституционности оспариваемых положений, все-таки ответил на запрос депутатов, недвусмысленно указав, что считает спорную норму соответствующей Конституции. «Статья 190.1 появилась в ЖК только в 2017 г. и определяет, что в отношении домов, решение о включении которых в план капремонта было принято до приватизации первого помещения, обязанность прежнего собственника-наймодателя по проведению капитального ремонта сохраняется, а если такая необходимость возникла уже после приватизации хотя бы одного помещения, ремонт должен производиться за счет самих собственников», – пояснил он.

По мнению эксперта, КС справедливо указал, что приватизация жилья в России продолжается по сей день: «Так что связывать момент, с которым прекращается обязанность прежнего собственника по проведению капремонта, с приватизацией последнего помещения в доме, – как, видимо, предлагали заявители, – означает фактически увековечивать эту обязанность».

С другой стороны, отметил Александр Латыев, нельзя не признать чрезвычайной произвольности момента, установленного оспариваемой нормой: приватизация первого помещения не зависит от волеизъявления других собственников помещений в том же доме, которых может быть несравнимо больше, чем тех, кто приватизировал свои помещения. «Приватизация жилья в России представляла собой ярчайший пример несправедливого и во многом случайного распределения государственной (в основном) собственности между гражданами, – пояснил он. – Те, кто получил хорошее жилье, пока оно строилось за общенародные деньги, смог бесплатно его приватизировать. Те же, кто по различным причинам не успел этого сделать, вынуждены были довольствоваться тем, что осталось, – комнатами в коммуналках, общежитиях, помещениями в аварийных домах. Можно долго обсуждать предпосылки того, почему кому-то повезло, а кому-то нет, но задачей жилищной приватизации являлось создать класс собственников здесь и сейчас, для решения которой, наверное, не было лучшего инструмента, чем такая – пусть и несправедливая – приватизация».

Оспариваемая норма, полагает эксперт, поддерживает эту несправедливость: «Если кому-то не повезло жить в доме, требовавшем капремонта, но в котором кто-то из соседей поторопился приватизировать квартиру, то надеяться на ремонт за счет государства ему уже не стоит. Притом что дом, возможно, был построен очень давно, и львиная доля его износа пришлась на время, когда частной собственности на квартиры не существовало. Учет периода накопления износа игнорируется указанной статьей ЖК».

По мнению Александра Латыева, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но для этого следовало полностью изменить отношение к такому ремонту: вместо понимания его как публично-правовой обязанности прежнего нанимателя стоило вспомнить, что ранее КС в Постановлении № 10-П указал, что взносы за капремонт есть проявление частно-правового бремени собственника, предусмотренного ст. 210 ГК.

«Если так, стоило бы признать, что поскольку в части помещений, которые не приватизированы до сих пор, обязанность вносить взносы на ремонт по-прежнему возложена на публичного собственника, то и в отношении ранее приватизированных помещений следует применять те же подходы: публичный прежний собственник должен нести расходы на капремонт исходя из того, сколько времени в его собственности оставались помещения в конкретном доме», – указал эксперт.

Такое решение, считает Александр Латыев, было бы несравнимо сложнее и требовало индивидуального подхода к каждому случаю. «Однако не секрет, что универсальные абстрактные решения, как в ст. 190.1 ЖК, как правило, простые, но от того же грубы и зачастую несправедливы, – подытожил он. – Чему отдать приоритет – простоте или справедливости, – предлагали ответить Суду. Он же уклонился от ответа, но ясно дал понять, что здесь ему ближе простота».

Приватизация и оплата капремонта бывшим наймодателем соцжилья

Приватизация и оплата капремонта бывшим наймодателем соцжилья

В ЖК РФ есть норма, которая закрепляет обязанность органа власти проводить за свой счёт капремонт находившегося в его собственности жилфонда, если МКД был внесён в план проведения ремонта до момента приватизации первого помещения. Данную норму попыталась оспорить в КС РФ группа депутатов Госдумы РФ. Рассказываем о выводах суда.

Владелец государственного или муниципального жилфонда оплачивает капремонт до приватизации первого помещения

Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный суд РФ с просьбой проверить на соответствие Конституции РФ ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ. Данная статья Жилищного кодекса РФ касается проведения капитального ремонта общего имущества в домах, принадлежащих муниципалитету и жители которых начали приватизировать жильё, регистрируя на него права собственности.

Если до приватизации первого помещения в доме, находившемся в гос- или муниципальной собственности, многоквартирный дом нуждался в капремонте и был включён в региональный план, то капремонт оплачивается из бюджета наймодателя. Граждане, приватизирующие помещения, не должны оплачивать взносы на капремонт дома вплоть до его проведения.

Если дом был включён в программу до приватизации первого помещения и был проведён капремонт отдельных элементов, то муниципалитет полностью оплачивает ремонт общего имущества, которое не было ранее отремонтировано.

В случае, когда капремонт понадобился в доме, где уже приватизировано хотя бы одного помещение, то такие работы проводятся уже за счёт всех собственников. Взносы на капремонт платят все владельцы помещений.

Фонд капитального ремонта и способы его формирования

После приватизации первого помещения в доме капремонт оплачивается всеми собственниками

Депутаты Госдумы РФ не согласились с тем, что бывший наймодатель обязан оплатить капремонт дома только в том случае, если такой ремонт потребовался до даты приватизации первого помещения, и не обязан оплачивать работы, если дом включили в программу капремонта после того, как было приватизировано первое помещение.

По мнению истцов, ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ приводит к неравенству между собственниками помещений, приватизированных до включения дома в план капитального ремонта, и собственниками, которые оформили права собственности после того, как многоквартирный дом был внесён в такой план.

Депутаты выразили несогласие с уменьшением обязательств бывшего наймодателя в отношении граждан, приватизировавших помещение в доме, нуждающемся в капремонте на момент оформления ими права собственности на квартиру.

Переход права собственности на имущество предполагает передачу бремени на его содержание

  1. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Переход права собственности на имущество от одного лица к другому предполагает и переход к новому собственнику бремени его содержания.
  3. При отчуждении собственником своего имущества на основании договора требования к состоянию такого имущества определяются законом и условиями договора. Недостатки и степень износа имущества сами по себе не являются основанием для сохранения за прежним собственником обязанности по содержанию такого имущества.

Это касается и отношений, возникающих при передаче помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан в рамках закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции

После приватизации первого помещения в доме возникает общая долевая собственность

Конституционный суд РФ напомнил истцам о том, что гражданин, безвозмездно приобретая жилое помещение по соглашению с собственником жилфонда в соответствии с законом № 1541, осознаёт и подтверждает готовность самостоятельно нести расходы на содержание приобретаемого объекта с учётом его технического состояния.

При этом сохранение за бывшим наймодателем жилых помещений в МКД обязанности провести капремонт такого дома за счёт бюджета согласно в ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ – исключение из общего правила о несении собственником бремени содержания своего имущества.

После приватизации первого помещения в доме такой дом утрачивает статус исключительно муниципального или государственного жилфонда. В отношении общего имущества такого МКД возникает общая долевая собственность, участниками которой становятся соответствующее публично-правовое образование и гражданин, приватизировавший жилое помещение (п. 4 ст.

244, п. 1 ст. 290 ГК РФ,ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст.

24 № 1541).

Бывший наймодатель после приватизации первого жилого помещения в доме перестаёт единолично нести бремя по содержанию многоквартирного дома: каждый из собственников обязан участвовать в таких расходах пропорционально размеру площади принадлежащего ему жилого помещения.

Бывший наймодатель не должен содержать чужое имущество

  1. Исполнение бывшим наймодателем обязанности по проведению капремонта в доме, нуждавшемся в этом на дату приватизации первого жилого помещения, отвечает интересам всех собственников и согласуется с конституционным принципом равенства (ст. 19 Конституции РФ).
  2. Возложение на бывшего наймодателя обязанности по проведению капитальных ремонтов многоквартирного дома, потребность в которых будет возникать на момент приватизации второго и последующих помещений, повлечёт неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость дома в работах по капитальному ремонту отсутствовала.
  3. Нормы ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ не должны трактоваться как обязанность бывшего наймодателя проводить за свой счёт капремонт в доме вплоть до завершения приватизации всех помещений. Это бы нарушило конституционные принципы равенства, справедливости и соразмерности: фактически означало бы возложение на бывшего наймодателя обязанности содержать в том числе чужое имущество.

Следовательно, ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ соответствует Конституции РФ, и орган гос- или муниципальной власти, в чьей собственности находился жилфонд, обязан провести капремонт дома за счёт бюджетных средств только в том случае, если дом нуждался в таком ремонте и был внесён в план по капремонту до приватизации первого жилого помещения в нём.

В остальных случаях собственники приватизированных помещений обязаны наравне с другими оплачивать взносы на капремонт общего имущества в доме пропорционально площади помещения, которым они владеют.

Приватизация и оплата капремонта бывшим наймодателем соцжилья

Приватизация и оплата капремонта бывшим наймодателем соцжилья

В ЖК РФ есть норма, которая закрепляет обязанность органа власти проводить за свой счёт капремонт находившегося в его собственности жилфонда, если МКД был внесён в план проведения ремонта до момента приватизации первого помещения. Данную норму попыталась оспорить в КС РФ группа депутатов Госдумы РФ. Рассказываем о выводах суда.

Владелец государственного или муниципального жилфонда оплачивает капремонт до приватизации первого помещения

Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный суд РФ с просьбой проверить на соответствие Конституции РФ ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ. Данная статья Жилищного кодекса РФ касается проведения капитального ремонта общего имущества в домах, принадлежащих муниципалитету и жители которых начали приватизировать жильё, регистрируя на него права собственности.

Если до приватизации первого помещения в доме, находившемся в гос- или муниципальной собственности, многоквартирный дом нуждался в капремонте и был включён в региональный план, то капремонт оплачивается из бюджета наймодателя. Граждане, приватизирующие помещения, не должны оплачивать взносы на капремонт дома вплоть до его проведения.

Если дом был включён в программу до приватизации первого помещения и был проведён капремонт отдельных элементов, то муниципалитет полностью оплачивает ремонт общего имущества, которое не было ранее отремонтировано.

В случае, когда капремонт понадобился в доме, где уже приватизировано хотя бы одного помещение, то такие работы проводятся уже за счёт всех собственников. Взносы на капремонт платят все владельцы помещений.

После приватизации первого помещения в доме капремонт оплачивается всеми собственниками

Депутаты Госдумы РФ не согласились с тем, что бывший наймодатель обязан оплатить капремонт дома только в том случае, если такой ремонт потребовался до даты приватизации первого помещения, и не обязан оплачивать работы, если дом включили в программу капремонта после того, как было приватизировано первое помещение.

По мнению истцов, ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ приводит к неравенству между собственниками помещений, приватизированных до включения дома в план капитального ремонта, и собственниками, которые оформили права собственности после того, как многоквартирный дом был внесён в такой план.

Депутаты выразили несогласие с уменьшением обязательств бывшего наймодателя в отношении граждан, приватизировавших помещение в доме, нуждающемся в капремонте на момент оформления ими права собственности на квартиру.

Переход права собственности на имущество предполагает передачу бремени на его содержание

  1. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Переход права собственности на имущество от одного лица к другому предполагает и переход к новому собственнику бремени его содержания.
  3. При отчуждении собственником своего имущества на основании договора требования к состоянию такого имущества определяются законом и условиями договора. Недостатки и степень износа имущества сами по себе не являются основанием для сохранения за прежним собственником обязанности по содержанию такого имущества.

Это касается и отношений, возникающих при передаче помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан в рамках закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции

После приватизации первого помещения в доме возникает общая долевая собственность

Конституционный суд РФ напомнил истцам о том, что гражданин, безвозмездно приобретая жилое помещение по соглашению с собственником жилфонда в соответствии с законом № 1541, осознаёт и подтверждает готовность самостоятельно нести расходы на содержание приобретаемого объекта с учётом его технического состояния.

При этом сохранение за бывшим наймодателем жилых помещений в МКД обязанности провести капремонт такого дома за счёт бюджета согласно в ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ – исключение из общего правила о несении собственником бремени содержания своего имущества.

После приватизации первого помещения в доме такой дом утрачивает статус исключительно муниципального или государственного жилфонда. В отношении общего имущества такого МКД возникает общая долевая собственность, участниками которой становятся соответствующее публично-правовое образование и гражданин, приватизировавший жилое помещение (п. 4 ст. 244, п. 1 ст.

290 ГК РФ,ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ч. 2 ст.

3, ч. 2 ст. 24 № 1541).

Бывший наймодатель после приватизации первого жилого помещения в доме перестаёт единолично нести бремя по содержанию многоквартирного дома: каждый из собственников обязан участвовать в таких расходах пропорционально размеру площади принадлежащего ему жилого помещения.

Бывший наймодатель не должен содержать чужое имущество

  1. Исполнение бывшим наймодателем обязанности по проведению капремонта в доме, нуждавшемся в этом на дату приватизации первого жилого помещения, отвечает интересам всех собственников и согласуется с конституционным принципом равенства (ст. 19 Конституции РФ).
  2. Возложение на бывшего наймодателя обязанности по проведению капитальных ремонтов многоквартирного дома, потребность в которых будет возникать на момент приватизации второго и последующих помещений, повлечёт неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость дома в работах по капитальному ремонту отсутствовала.
  3. Нормы ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ не должны трактоваться как обязанность бывшего наймодателя проводить за свой счёт капремонт в доме вплоть до завершения приватизации всех помещений. Это бы нарушило конституционные принципы равенства, справедливости и соразмерности: фактически означало бы возложение на бывшего наймодателя обязанности содержать в том числе чужое имущество.

Следовательно, ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ соответствует Конституции РФ, и орган гос- или муниципальной власти, в чьей собственности находился жилфонд, обязан провести капремонт дома за счёт бюджетных средств только в том случае, если дом нуждался в таком ремонте и был внесён в план по капремонту до приватизации первого жилого помещения в нём.

В остальных случаях собственники приватизированных помещений обязаны наравне с другими оплачивать взносы на капремонт общего имущества в доме пропорционально площади помещения, которым они владеют.

admin
Оцените автора
Ракульское