Оформление сервитута на земельном участке

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • использования земельного участка;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;
  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
  • сроки;
  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.
  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.
  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.
  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.
  • Гражданский кодекс (ГК РФ)
  • Имущественные права

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. государственной (муниципальной) собственности? Ответ: Сервитут представляет собой право ограниченного пользования . интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок . год, то соглашение об установлении сервитута заключается землепользователем, землевладельцем, арендатором . 25 ЗК РФ). Обратите внимание: сервитут, установленный соглашением, подлежит обязательной . к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане .

. права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут устанавливается по соглашению между лицом . законами. Собственник участка , обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено . Таким образом, лицом, требующим установления сервитута, может выступать как собственник земельного . об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его . один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор .

. ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) налоговую базу по налогу на . /26998 Обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса . , вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении . публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые . органа, уполномоченного на установление публичного сервитута. В случае внесения соответствующей платы .

. ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута, публичного сервитута) относится к видам имущественных .

. предоставления земельных участков и установления сервитутов [1] , использование земель и земельных . участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения .

. ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ . ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) государственному казенному учреждению НДС стоит .

. ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута, публичного сервитута) указанной статьей 155 НК .

. при оказании услуг по предоставлению сервитута доходы от реализации данной услуги . права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) физическому или юридическому лицу право .

. органа, уполномоченного на установление публичного сервитута. Письмо от 3 декабря 2020 .
. право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) (Письмо Минфина России от 22 .
. виде арендной платы, платы за сервитут, от распоряжения правами на результаты .
. ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 .

. ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), согласно которому НДС исчисляет и .

Установление сервитута на земельный участок

В силу ст. 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или заключения соглашения на срок до трех лет;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Лица, уполномоченные на заключение такого соглашения от имени соответствующего публично-правового образования, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.

В случае если земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному (муниципальному) учреждению или унитарному предприятию, то соглашение об установлении сервитута заключается указанными лицами при наличии согласия вышестоящего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, оформленного в письменном виде (п. 2 ст. 39.24 ЗК РФ). Плата по такому соглашению должная быть зачислена в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (абз.

2 п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ).

Если земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, то соглашение об установлении сервитута заключается землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, без предварительного согласования с уполномоченным органом (п. 2 ст. 39.24 ЗК РФ). В этом случае плата за сервитут будет поступать напрямую указанным лицам (абз. 1 п. 3 ст.

39.25 ЗК РФ).

Обратите внимание: сервитут, установленный соглашением, подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ, ст.

52 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Исключение – установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности на срок не более трех лет. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории (п.

4 ст. 39.25 ЗК РФ).

Вопрос:

В каком размере устанавливается плата за сервитут земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности?

Ответ:

Порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1461 (пп. 1 п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ).

По общему правилу размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 % кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута.

Размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка.

Обратите внимание: смена правообладателя земельного участка не является основанием для пересмотра размера платы по соглашению об установлении сервитута.

Правила расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной (муниципальной) собственности, устанавливаются уполномоченными органами госвласти субъекта РФ, органами местного самоуправления (пп. 2, 3 п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ) (см., например, постановления Правительства Москвы от 09.06.2015 № 328-ПП, Ленинградской области от 06.07.2015 № 255, Нижегородской области от 01.04.2015 № 185).

Вопрос:

Как отразить в бюджетном учете доходы от платы за сервитут, установленный в отношении земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности?

Ответ:

В результате установления сервитута одна сторона получает право ограниченного пользования земельным участком (увеличение полезного потенциала активов), а другая сторона – экономическую выгоду в виде полученных денежных средств (плата за пользование участком). Данная операция относится к обменным операциям, которые порождают доходы для одной из сторон.

Доходы от платы за сервитут отражаются в бюджетном учете по статье 120 «Доходы от собственности» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» КОСГУ (п. 12.1.2 Порядка № 85н, п. 9.2.3 Порядка № 209н).

Как правило, обременение земельных участков сервитутом, не ограничивается календарным годом, поэтому доходы от платы за сервитут, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, следует признавать доходами будущих периодов (п. 7 СГС «Доходы», п. 301 Инструкции № 157н, Письмо Минфина России от 27.11.2020 № 02-04-10/104872). Для их учета предназначен счет 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п.

123 Инструкции № 162н).

Указанный счет детализирован следующими счетами аналитического учета (п. 301 Инструкции № 157н):

  • 1 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
  • 1 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».

Эти счета применяются в соответствии с положениями учетной политики и требованиями по раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обратите внимание: если решение об использовании аналитических счетов 1 401 41 000 и 1 401 49 000 не закреплено в учетной политике учреждения, а также не установлено субъектом консолидированной отчетности (главным администратором (администратором) доходов бюджета), то учет доходов будущих периодов следует вести на счете 1 401 40 000.

Периодичность признания доходов будущих периодов в составе доходов текущего года (счет 1 401 10 000) устанавливается учетной политикой учреждения исходя из положений СГС «Доходы». Также учреждение может руководствоваться нормами СГС «Аренда», ведь финансовые отношения, возникающие по договорам аренды и сервитута, весьма схожи.

Суммы доходов будущих периодов, зачисленные на счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся, отражаются по дебету счета 1 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н).

Операции по начислению (признанию, получению) соответствующих доходов оформляются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 162н

Начислены доходы будущих периодов на всю сумму платежей, предусмотренных соглашением об установлении сервитута*

Отражено поступление платы по соглашению об установлении сервитута в доход бюджета:

– в учете администратора кассовых поступлений в бюджет

– в учете администратора по начислению и учету платежей в бюджет

1 304 04 123**
1 303 05 831

1 303 05 731**
1 205 23 66х

Отражено поступление платы по соглашению об установлении сервитута:

– в кассу учреждения

– на счет учреждения в кредитной организации в рублях

– на счет учреждения в кредитной организации в иностранной валюте

Признаны доходы текущего финансового года в сумме платежей, предусмотренных соглашением об установлении сервитута

* При досрочном расторжении соглашения об установлении сервитута в бюджетном учете будет составлена обратная проводка: дебет счета 1 401 4х 123 и кредит счета 1 205 23 66х.

** Для уведомления об ожидаемом поступлении в бюджет платы за сервитут в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет направляется в двух экземплярах извещение (ф. 0504805).

ВС указал, как правильно устанавливать сервитут

ВС указал, как правильно устанавливать сервитут

По закону можно установить право ограниченно пользоваться чужим участком (сервитут) с разрешения его собственника. Делается это в крайних случаях, когда пройти к своему объекту недвижимости владелец может только через соседнюю землю. Кто вправе добиваться такого прохода в судебном порядке? И какие обстоятельства при разрешении подобных дел нужно установить?

На эти вопросы отвечал Верховный суд.

Сложившаяся судебная практика признает сервитут «крайней» мерой, к которой стороны могут прибегнуть в исключительном случае, если нет других способов обеспечить беспрепятственный доступ к имуществу, объясняет юрист Содружества земельных юристов Land Law Firm × Марина Строкань. С подобной ситуацией и столкнулся Василий Огнев*.

Доступ к участку закрыло кафе

В 2003 году он арендовал на 49 лет участок в городе Бутурлиновка Воронежской области у местной администрации. На этой земле располагалась старая бытовая постройка, которую арендатор хотел реконструировать и превратить в производственное помещение по ремонту различного оборудования. Именно такой план Огнев согласовал с главным архитектором района, но к строительным работам не спешил приступать.

Несколько лет арендатор не появлялся на земле в Бутурлиновке, а в 2016 году обнаружил, что перед его участком возвели кафе.

Из-за новой постройки Огнев потерял свободный доступ к зданию, в котором хотел организовать производственное помещение. Тогда арендатор попытался договориться с соседкой Инной Дмитриевой*, чтобы установить сервитут и проходить через ее участок на арендуемую землю. Но та возражала против этого, указывая на то, что Огнев может другим путем добираться до своей недвижимости.

Бутурлиновский районный суд своим решением подтвердил обоснованность позиции Дмитриевой (дело № 2-818/2016 ~ М-866/2016).

Но арендатора подобный вывод не устроил, и он подал новый иск — установить сервитут для прохода к своему имуществу через другой примыкающий участок, который принадлежал местной администрации (дело № 2-1034/2017 ~ М-1038/2017). Городские власти представили в суд документы, которые свидетельствовали о том, что истец долгие годы не пользуется арендуемой землей: она заросла деревьями, а бытовая постройка за это время частично развалилась. Кроме того, с одной стороны спорного участка есть бесхозный кирпичный забор, в котором можно установить ворота для прохода к производственному помещению, обратил внимание ответчик. Суд не стал назначать дополнительных экспертиз и на основании представленных бумаг постановил отказать Огневу.

Апелляция оставила такое решение без изменений (дело № 33 –2380/2018).

ВС нашел несколько нарушений у нижестоящих судов

Арендатор не согласился с выводами нижестоящих инстанций и оспорил их в Верховный суд. ВС отметил, что при разрешении обсуждаемого вопроса суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон. То есть, условия должны быть наименее обременительны для собственника участка, в отношении которого устанавливается сервитут.

В рассматриваемой ситуации судам следовало изучить, может ли истец защитить свои права другим способом и вправе ли арендатор участка требовать установления сервитута по действующему закону, подчеркнул ВС (дело № 14-КГ19-3). Судебная коллегия по гражданским делам ВС указала, что нижестоящим инстанциям надо было подробнее изучить ситуацию с кирпичным забором: кому он принадлежит, на чьём участке находится, получится ли в нем установить ворота и на основании чего истец может совершать какие-либо действия с этим имуществом.

Такие сведения можно получить только из заключения экспертизы, поскольку суд не является экспертом в области землеустройства, но исследования в рамках процесса не назначались, обратил внимание ВС. Учитывая перечисленные обстоятельства, «тройка» судей под председательством Вячеслава Горшкова отменила все акты нижестоящих судов и отправила дело на новое рассмотрение обратно в первую инстанцию.

Эксперты «Право.ru»: «Экспертиза в таких случаях обязательна»

В подобных ситуациях идти на поводу у арендаторов опасно, полагает партнер MGP Lawyers MGP Lawyers × Денис Быканов: «Собственник итак испытывает давление института принудительного сервитута, а если право на иск предоставить еще и арендаторам, то это еще больше редуцирует собственность».

Фактически суд нарушил принцип состязательности, заведомо отдал предпочтение кажущейся более сильной позиции Администрации, которая и представила перечисленные документы. Таким образом, вывод нижестоящих инстанций о доступе на участок посредством устройства ворот в заборе был основан на поверхностном исследовании обстоятельств.

По словам эксперта, базовое право арендатора заключается в том, чтобы он в любой непонятной ситуации мог попросить арендодателя предъявить соответствующий иск, а не стараться присвоить себе правомочия собственника: «Такой подход, в общем, и закреплен в законе».

Как устанавливают сервитут

— Выясняют необходимость для его установки как таковой;

— Доказывают невозможность (затруднительный характер) доступа к имуществу;

— Разрабатывают наименее обременительный вариант установления сервитута;

— Исполняют решение – вносят в Единый государственный реестр недвижимости координаты границ сервитута, регистрируют обременение на землю.

В решениях по подобным спорам суд должен определить все условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, объясняет Вероника Величко из ЮФ Авелан Avelan × : «Если его установление неизбежно, то сервитут должен осуществляться наиболее экономичным способом». Из-за чего по подобным делам необходимо назначать экспертизу, подчеркивает партнер АБ Аронов и партнеры Аронов и партнеры × Антон Емелин. Одним словом, наличие альтернативных путей доступа к участку должно быть предметом экспертизы, а не гипотезой суда, подчеркивает Величко.

В нашей практике был случай, когда председатель состава арбитражного суда провел выездное судебное заседание, осмотрел все варианты проезда, их описал и, сопоставив с представленными сторонами схемами, выбрал оптимальный вариант.

Айнур Ялилов, партнер Шаймарданов и партнеры Шаймарданов и Партнеры ×

Проблемы зачастую возникают и на стадии исполнения судебного решения, когда нужно внести сведения о сервитуте в ЕГРН, предупреждает Строкань. По ее словам, обычно это связано с тем, что в ходе экспертизы неправильно определяют координаты границ сервитута.

*имена и фамилии участников дела изменены

  • Верховный суд РФ
  • Гражданский процесс

ВС РФ об установлении сервитута на земельный участок

26 апреля Верховный суд РФ опубликовал обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок. Мы расскажем об основных выводах.

Вы узнаете, в какой суд обращаться об установлении, изменении условий или прекращении сервитута. Мы объясним, что делать, если в Едином государственном реестре недвижимости нет сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом.

Что такое сервитут и как его получить

Мы уже рассказывали вам о том, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (ст. 1 N 122-ФЗ). Это право передаётся другому лицу по праву обременения.

Право обременения по-другому называется правом ограничения. Его определение дано в п. 1 ст.1 Закона о государственной регистрации прав. Закон или уполномоченные органы устанавливают ограничения для владельца земли при его осуществлении права собственности или других вещных прав на земельный участок.

Сервитут бывает нужен жителям соседних домов, чтобы проложить через чужой земельный участок коммуникации и пользоваться ими. Сервитут может существовать вне связи с пользованием земельным участком.

Если вы получили сервитут, это не значит, что участок перешёл вам во владение и его собственники лишились права им пользоваться (п. 2 ст. 274 ГК РФ).

Собственники продолжают пользоваться им, но с определённой целью, которая устанавливается договором или соглашением.

Чтобы получить сервитут нужно добиться согласия собственников МКД. Достаточно будет простого большинства голосов на ОСС. После этого заключается соглашение или договор.

Этот документ включается в состав техдокументации МКД.

Какой суд рассматривает вопросы о сервитуте

Чтобы точно определить, в какой суд обращаться для решения вопросов о сервитуте, уточните субъектный состав участников спора и характер правоотношений. Есть два варианта – суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

  • экономические споры;
  • дела с участием ЮЛ и ФЛ, осуществляющих предпринимательскую
  • деятельность без образования юридического лица и имеющих статус ИП;
  • дела с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов и т.д..

Суды общей юрисдикции занимаются делами, предусмотренными ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ. Но не разрешают экономические споры и дела, которыми занимаются арбитражные суды.

  • если у сторон спора есть статус предпринимателей,
  • если спор идёт между ИП в отношении земли, не используемой для предпринимательской деятельности.

Но этот факт не говорит о том, что спор носит экономический характер и должен рассматриваться арбитражным судом.

Верховный суд в пример приводит определение районного суда. Он прекратил производство по иску об установлении сервитута. Истец имел статус индивидуального предпринимателя и просил установить сервитут в отношении земли.

Сервитут ему был нужен, чтобы обеспечить доступ к принадлежащему ему земельному участку и нежилым помещениям.

Районный суд установил, что истец – собственник объекта коммерческого назначения. Его интерес – обеспечить проезд транспорта для провоза товаров. Спор имел экономический характер, поэтому должен был рассматриваться арбитражным судом.

Но не всегда у судов общей юрисдикции нет полномочий для разрешения подобных споров. Например, спор об отмене сервитута может рассматривать суд общей юрисдикции и арбитражный суд. Всё зависит от того, какой суд установил сервитут.

Что делать, если в ЕГРН нет сведений о земельном участке

В ЕГРН может не быть данных о части земельного участка, на который накладывается сервитут. Верховный суд РФ объяснил, что это не препятствует государственной регистрации сервитута. И привёл пример.

  • провести кадастровые работы,
  • определить координаты характерных точек границ части участка,
  • поставить на кадастровый учет часть земельного участка.

Только после этого можно было вновь приходить с заявлением о регистрации сервитута.

Заявитель обратился последовательно в несколько судов, но везде проиграл. Наконец, дело дошло до окружного суда. Его постановление отменило решения предыдущих судов, потому что в Законе о государственной регистрации прав нет обязательного требования о кадастровом учёте части земельного участка при заключении соглашения о сервитуте.

Такое требование применяется только к земельным участкам, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. Исключение – соглашение заключается менее чем на три года (ст. 39.25, 39.26 ЗК РФ).

Чтобы зарегистрировать сервитут нужно представить документы, отражающие сферу действия сервитута и его содержание. Сервитут необходимо зарегистрировать в отношении всего земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

admin
Оцените автора
Ракульское