Оформление европротокола в 2024 году

Начиная с 2009 года, российское законодательство допускает упрощенную процедуру оформления ДТП с целью последующего получения страховки. Свой нынешний вид она приобрела в январе 2014 года после внесения некоторых изменений.

Что такое ДТП европротокол
В каких случаях составляется европротокол при ДТП
Действия при ДТП по европротоколу

Как заполнить европротокол при ДТП
Сумма выплаты по европротоколу в 2020
Действия после составления протокола
Как получить страховое возмещение по европротоколу

Часто задаваемые вопросы

Главное условие использования упрощенного порядка оформления ДТП – это составление европротокола, не предусматривающего участия сотрудников ГИБДД. Рассматриваемая процедура призвана уменьшить время, необходимое для соблюдения всех формальностей, что позволит быстрее ликвидировать последствия аварии и уменьшить количество вызванных подобными инцидентами пробок.

Что такое ДТП европротокол

Под ДТП европротоколом понимается документ, который составляется на месте аварии непосредственными ее участниками с целью получения страховки. Его оформление предусматривает использование упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия, которая не предполагает участия сотрудников ГИБДД. Нередко применяется альтернативное название документа – извещение о ДТП.

Обязательными реквизитами европротокола выступают следующие сведения:

  • данные об участниках происшествия;
  • наиболее важные обстоятельства ДТП;
  • ущерб, нанесенный транспортным средствам, попавшим в аварию, и т.д.

Для заполнения европротокола используется стандартный бланк извещения о ДТП. Самый простой и правильный подход к решению возможных проблем – всегда иметь его при себе в любой поездке.

В каких случаях составляется европротокол при ДТП

Действующее законодательство устанавливает несколько обязательных условий, выполнение которых необходимо для использования упрощенной процедуры оформления ДТП с применением европротокола. В их число входят:

  • отсутствуют потерпевшие;
  • в инциденте участвовали не более двух автомобилей;
  • ущерб нанесен исключительно транспортным средствам;
  • у каждого из автоводителей имеется действующая страховка ОСАГО. Допускается также использование международного полиса «Зеленая карта»;
  • лимит страховки покрывает величину нанесенного в ДТП ущерба (по предварительной оценке);
  • оба водителя не возражают против оформления европротокола и отказа от вызова сотрудников ГИБДД;
  • у одного или обоих водителей имеется возможность зафиксировать обстоятельства происшествия на видео- или фотокамеру.

Невыполнение любого из перечисленных требований делает невозможным применение европротокола и, как следствие, упрощенного порядка оформления происшествия. В этой ситуации водителям остается вызвать сотрудников ГИБДД, а дальше следовать их указаниям.

Действия при ДТП по европротоколу

Пошаговая инструкция грамотных действий участника дорожного инцидента по европротоколу имеет следующий вид:

  1. Выполнение обязательных в подобной ситуации требований к участникам ДТП – прекращение движения, включение аварийки, выставление соответствующего знака остановки. Последний должен находиться на расстоянии, как минимум, 15 метров от машины в пределах города или поселка и 30 метров за чертой населенных пунктов.
  2. Общение со вторым водителем, также участвующим в происшествии. Взаимная проверка наличия полисов обязательного автострахования.
  3. Видео- или фотосъемка места дорожного происшествия. Если речь идет о компенсации в пределах 400 тыс. рублей (инцидент происходит на территории Москвы, Подмосковья, СПб или Ленинградской области – регионов, где тестируются новые условия европротокола) – аппаратура для съемки должна быть оснащена системой геометок и использована в первый час после ДТП.
  4. При необходимости – освобождение проезжей части от транспортных средств, попавших в аварию.
  5. Сообщение о ДТП в страховую компанию, оформившую полис ОСАГО.
  6. Получение контактов второго участника и свидетелей происшествия.
  7. Заполнение извещения о ДТП на специальном бланке, то есть непосредственное оформление европротокола.

Как заполнить европротокол при ДТП

Стандартная процедура составления европротокола при ДТП предусматривает обязательный учет следующих основополагающих моментов:

  • при участии в инциденте двух автомобилей заполняется один бланк европротокола. Кто из автоводителей занимается этим – не важно;
  • бланк документа включает два листа. Каждый заполняется с обеих сторон. Лицевая сторона документа – самокопирующаяся. На ней указываются сведения об обстоятельствах ДТП, характеристиках автотранспорта, автостраховщиках и т.д., предоставляемые обоими участниками аварийной ситуации;
  • лицевая сторона оформляется таким образом, чтобы не осталось пустых полей и граф;
  • после ее заполнения листы разъединяются, на них проставляются подписи сторон, которыми подтверждается отсутствие разногласий и согласие с предоставленной информацией;
  • заполнение тыльной стороны двух листов документа осуществляется каждым участником инцидента самостоятельно;
  • при оформлении документа используется шариковая ручка, причем давление на нее при написании должно быть достаточным для получения четкой копии. Применение карандаша или гелиевой ручки не рекомендуется, так как выполнение с их помощью надписи могут стереться или размазаться;
  • если для детального изложения обстоятельств ДПТ свободного места на бланке не хватило, допускается оформление приложения к европротоколу на обычном чистом листе. В подобной ситуации на основном документе делается соответствующая пометка, а на дополнительном размещается слово «Приложение» с указанием реквизитов европротокола. Приложение следует оформлять в двух экземплярах для каждого из участников;
  • при повреждении бланка извещения о ДТП или невозможности его прочтения необходимо заполнить новый документ, избавленный от подобных проблем;
  • обычно бланк выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Альтернативный вариант его получения – скачивания с официального сайта профильного подразделения исполнительной власти (в Москве таковым является Департамент транспорта и развития ДТИ);
  • новая форма бланка предусматривает наличие специального поля, на котором ставится отметка о существующих между участниками ДТП разногласиях или их отсутствии. В старых бланках документа такого поля нет, поэтому данную информацию необходимо вписать вручную

Часто задаваемые вопросы

Что делать с европротоколом после ДТП виновнику

Виновная в дорожном инциденте сторона должна активно участвовать в составлении европротокола. В противном случае нередко возникает ситуация, требующая дополнительных расходов, которые не покрываются полисом ОСАГО. Поэтому при составлении извещения о ДТП особое внимание следует уделять примерной стоимости ремонта транспортного средства, получившего ущерб в ходе инцидента.

Для определения необходимой суммы целесообразно обратиться к дилеру предприятия-производителя автомобиля или специалистам сервисного центра. Важно помнить про ограничения страховых выплат при использовании упрощенной процедуры оформления ДТП. Даже в Москве, СПб, Подмосковье и Ленинградской области компенсация не превышает 400 тыс. руб., в остальных регионах России – 100 тыс. руб.

Если фактическая стоимость восстановительного ремонта превысить указанные суммы, превышение будет оплачивать сторона, виновная в ДТП. Именно поэтому в некоторых случаях целесообразно отказаться от составления европротокола, вызвать сотрудников ГИБДД и оформлять происшествие по стандартной схеме. В подобной ситуации максимальный размер страховой компенсации составит полмиллиона рублей, а владельцу придется платить только при превышении этой суммы.

Куда идти с европротоколом после ДТП пострадавшему

Пострадавшая в результате ДТП сторона после оформления европротокола должна один экземпляр документа отправить в оформлявшую ОСАГО страховую компанию. На это отводится не более 5 дней.

Кроме того, помимо извещения о происшествии, для получения компенсации необходимо предоставить автостраховщику следующую документацию:

  • заявление о выплате компенсации за ущерб транспортному средству;
  • фото- и видеоматериалы с места происшествия;
  • заявление об их достоверности.

Подача перечисленных документов осуществляется любым из двух способов. Первый предусматривает личный визит страхователя в офис страховой компании, где был оформлен полис ОСАГО. Второй вариант – отправка заказного письма с описью вложенной документации и уведомлением о вручении корреспонденции.

Сколько действует европротокол при ДТП

Срок действия европротокола – 5 дней с даты происшествия. Именно столько времени отводится участникам инцидента для того, чтобы предоставить в страховую компанию свой экземпляр извещения о ДТП.

По истечении указанного срока претендовать на получения страхового возмещения по упрощенной схеме не получится. У потерпевшей стороны остается два варианта действий:

  • до окончания 15 рабочих дней с момента аварии допускается обращение в ГИБДД для того, чтобы оформить справку о ДТП по стандартной схеме. Получение документа является основанием, достаточным для обращения в страховую компанию за выплатой;
  • если с даты происшествия прошло более 15 рабочих дней, единственный выход из ситуации – исковое обращение в суд. Вероятность положительного решения в этом случае зависит от того, в какой мере потерпевшему удастся доказать свою правоту с помощью документов или показаний свидетелей.

Что делать с исправлениями в европротоколе

Любые неточности, ошибки или исправления, допущенные при заполнении европротокола, с высокой вероятностью станут основанием для отказа страховой компании в выплате возмещения. Практически все серьезные участники отечественного рынка обязательного автострахования выдают клиентам памятки или рекомендации по заполнению извещения о ДТП.

Один из обязательных пунктов подобной документации – отсутствие в европротоколе исправлений или недостоверных данных. Единственный вид неточностей, который не является законным основанием для отказа в выплате компенсации – это грамматические ошибки. В этом случае при вынесении отрицательного решения о возмещении ущерба оно может быть оспорено в контролирующем органе, в качестве которого выступает Центробанк, или в суде, причем с крайне высокой вероятностью выигрыша.

Можно ли обжаловать европротокол ДТП

Любое дорожно-транспортное происшествие – серьезный стресс для его участников. Это является одной из существенных причин принятия одним из водителей неверных решений при оформлении европротокола. Другой причиной ошибок нередко становится давление со стороны второго участника инцидента.

Независимо от причины неправильных действий, оспорить принятые решения после оформления европротокола достаточно проблематично. Тем более, что правовая база не содержит детального описания подобной процедуры, а судебная практика из-за небольшого количества схожих случаев фактически не сформирована и отсутствует.

Поэтому еще более важным становится внимательное отношение к заполнению европротокола и действиям, предпринимаемым сразу после дорожного инцидента. Исправить что-либо после оформления документов практически невозможно или крайне проблематично.

Что будет, если не сдать европротокол вовремя

На предоставление заполненного европротокола в страховую компанию отводится 5 рабочих дней. Если документ в указанное время не был сдан, по сути, его действие прекращается.

Важно отметить, что в подобной ситуации пострадавшая в ДТП сторона не лишается возможности претендовать на получение страхового возмещения. Ей предоставляется возможность действовать по одному из двух вариантов:

  • до истечения 15 рабочих дней с момента аварийной ситуации допускается обращение в ГИБДД и оформление ДТП в обычном режиме без применения упрощенной схемы и европротокола;
  • после окончания указанного срока единственным способом получения компенсации становится обращение в суд. Вероятность положительного исхода зависит в этом случае от того, насколько убедительными окажутся аргументы и доказательства заявителя.

Оформление европротокола в 2024 году

До 1 января 2024 года на территориях Херсонской области, Запорожской области, Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики не применяется законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ФКЗ от 04.10.2022 N 8-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 5-ФКЗ).

Ст. 11.1 (в ред. ФЗ от 29.12.2017 N 448-ФЗ) применяется в отношении ДТП, произошедших после 01.06.2018.

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 11.1

1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, заполненном водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 448-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Положения настоящей статьи распространяются на дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства, которое зарегистрировано в иностранном государстве и гражданская ответственность владельца которого застрахована в рамках международных систем страхования, с учетом особенностей, установленных в соответствии с подпунктом «ж» пункта 9 статьи 31 настоящего Федерального закона.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

1.2. Действие требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, если иное не установлено настоящим пунктом, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В извещении о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 448-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 15.07.2024 в абз. 3 п. 2 ст. 11.1 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 327-ФЗ).

В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть составлено водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в виде электронного документа. Извещение о дорожно-транспортном происшествии в виде электронного документа составляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, установленной Банком России.

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 29.12.2017 N 448-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 6 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 448-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховом возмещении и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Максимальная выплата по европротоколу

Подборка наиболее важных документов по запросу Максимальная выплата по европротоколу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • ДТП:
  • Аварийный комиссар
  • Взыскание ущерба от ДТП с работника
  • Взыскание ущерба с виновника дтп без учета износа
  • Возмещение вреда здоровью при ДТП
  • ДТП это
  • Ещё.
  • ОСАГО:
  • Базовая ставка ОСАГО
  • Взыскание неустойки по осаго
  • Взыскание страхового возмещения по ОСАГО
  • Взыскание ущерба с виновника дтп без учета износа
  • Возмещение страхового случая по осаго проводки
  • Ещё.

Судебная практика: Максимальная выплата по европротоколу

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 11.1 «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции» Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» «Поскольку из выводов заключения судебной экспертизы следует, что определенная стоимость ремонта автомобиля как с учетом, так и без учета износа в соответствии с Единой методикой превышает установленный статьей 11.1 Закона об ОСАГО максимальный размер страхового возмещения для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, то в случае нежелания потерпевшего производить доплату за ремонт в силу подпункта «д» пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО предполагается выплата страховой суммы в денежной форме.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Максимальная выплата по европротоколу

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как оформить ДТП без вызова ГИБДД (по европротоколу)?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) При оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, в том числе при наличии разногласий у водителей, не может превышать 100 000 руб. (пп. «в» п. 1, п. 4 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Нововведения в ОСАГО: толкование через призму Верховного Суда РФ
(Момотов В.В.)
(«Современные страховые технологии», 2018, N 1) Административно-правовая задача европротокола состоит в том, чтобы максимально быстро восстановить дорожное движение, не дожидаясь приезда сотрудников полиции и не затрачивая государственный ресурс в тех случаях, когда этого можно избежать. Гражданско-правовая задача европротокола: достижение правовой определенности в вопросе о размере страховой выплаты на стадии составления документов о ДТП. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ (далее — Постановление) европротокол квалифицирован как результат гражданско-правового соглашения участников ДТП о предельном размере страховой выплаты, составляющей 100 000 рублей. При этом в Законе об ОСАГО не содержится каких-либо указаний на то, что предметом соглашения участников ДТП, составивших европротокол, является размер ответственности виновника ДТП.

В связи с этим, а также учитывая императивно закрепленный в ГК РФ принцип полного возмещения вреда, в проекте акцентировано внимание на то, что европротокол — это результат соглашения участников ДТП о страховой выплате, а не о размере ответственности причинителя вреда.

Нормативные акты: Максимальная выплата по европротоколу

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 28.06.2022)
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.

Как оформить европротокол при ДТП

Как заполнить европротокол на оборотной стороне. Лицевая сторона бланка будет выглядеть одинаково для двух участников — поэтому на некоторых бланках она заполняется под копирку. А вот обратную сторону каждый участник заполняет по своему — одинаковой она быть не должна.Каждый водитель заполняет свой экземпляр оборотной стороны.

Транспортное средство — тут галочкой нужно указать, к какому именно транспортному средству, «А» или «В» относится все, что будет указано ниже.

Обстоятельства ДТП — каждый водитель описывает ДТП так, как он его видел. Повторяться, указывая время и место не нужно — они уже есть на лицевой стороне бланка. Переживания и эмоции тоже не нужны. Описываются действия: начинаем с того, что делал, и заканчиваем тем, что получилось.

Например: «Ехал по улице, собрался перестроиться, включил указатель поворота, почувствовал удар справа, оказался на обочине. В результате машина была повреждена».

ТС находилось под управлением — тут нужно галочку в графе «собственник» или «иное лицо, допущенное к управлению».

Может ли ТС передвигаться своим ходом — ставится галочка в соответствующей клетке.

Примечания участников ДТП, в том числе разногласия (при наличии) — тут участники могут указать любые детали, которые не указаны в предыдущих графах. Например, можно написать о том, что все повреждения сфотографированы одним из участников, о том, что у участника имеется видеозапись происшествия на видерегистратор, данные о камерах видеонаблюдения, расположенных поблизости или даже о погодных условиях, которые снижали видимость.

Строки, оставшиеся на оборотной стороне бланка незаполненными, перечеркиваются — так в них никто ничего не сможет дописать.

Образец извещения о ДТП с оборотной стороны

Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.

Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите чистый лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП» и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку «Подробные обстоятельства ДТП в Приложении».

Совет

Для определения размера повреждений вместо линейки можно использовать кредитную карту. Ее стандартный размер — 54 × 86 мм.

Как оформить европротокол через приложение

Оформить электронный европротокол — это значит передать информацию об аварии, участниках и повреждениях в единую систему обязательного страхования и оформить извещение о ДТП в электронном виде. Для этого в 2024 году существуют два приложения: «Помощник ОСАГО» и «ДТП Европротокол». Они работают на всей территории России.

Чтобы использовать «Помощник ОСАГО», должны соблюдаться следующие условия:

  1. У водителей отсутствуют разногласия относительно обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений автомобилей.
  2. Владельцы транспортных средств — физические лица.
  3. Оба водителя — авторизованные пользователи Единого портала государственных и муниципальных услуг. Войти в приложение можно именно через портал госуслуг. Если хотя бы один из пользователей в нем не авторизован, то приложение не позволит оформить электронный европротокол.

Вот что нужно сделать, чтобы зафиксировать аварию через приложение «Помощник ОСАГО»:

  1. Установите приложения. Скачать их лучше заранее — «Помощник ОСАГО» через Эпстор или Гугл-плей. «ДТП Европротокол» тоже есть в версиях для Ай-ос и Андроида. Достаточно, чтобы любое из этих приложений стояло у одного из водителей.
  2. После входа в приложение следуйте пошаговой инструкции. Заполните извещение, предлагаемое приложением. Оно само возьмет информацию о водителях и транспортных средствах из личного кабинета пользователей. Извещение в электронной форме заполняется одно — с одного гаджета.
  3. Введите данные второго участника и получите QR-код. Покажите QR-код второму участнику, чтобы он считал его своим смартфоном.
  4. Второй водитель получит электронное извещение в своем личном кабинете на портале госуслуг и проверит указанные вами данные.
  5. Определите адрес ДТП. Координаты приложение определит само.
  6. Нарисуйте схему ДТП на листе бумаги и сфотографируйте через приложение.
  7. Сфотографируйте положение обеих машин с четырех сторон, повреждения с нескольких ракурсов и расположение автомобилей относительно друг друга. Фото места аварии сделайте с трех ракурсов, а каждую поврежденную деталь сфотографируйте отдельно. Мобильное приложение подскажет, как фотографировать.
  8. Сфотографируйте бумажный бланк извещения о ДТП.
  9. Если данные в извещении указаны верно и второй участник это подтверждает, нажмите кнопку «Подписать». Второй участник подписывает извещение через свой личный кабинет.
  10. Дождитесь уведомления об успешной регистрации извещения и присвоенного вашему ДТП номера. Его вы в дальнейшем сообщите страховой.

Из информационной системы РСА ваш страховщик заберет данные самостоятельно. Для этого подайте заявление о страховом возмещении.

Даже если у вас есть установленное приложение — не торопитесь выбрасывать бумажные бланки извещения о ДТП и ручку. Может так получиться, что второй участник не зарегистрирован на портале госуслуг, или в том месте, где произошло ДТП, нет устойчивого интернета.

Куда подавать документы на выплату

Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.

Для выплаты по европротоколу передайте заполненное извещение в страховую компанию, где вы приобретали полис ОСАГО. Обращаться в компанию виновника ДТП не требуется. Такая процедура называется прямым возмещением убытков и действует с 2007 года.

Сообщество 07.12.20

Если вы составили электронное извещение, то страховщик самостоятельно заберет его из единой системы обязательного страхования. Для этого сообщите страховщику о страховом событии.

Важный совет для тех, кто виноват: если вы виновник ДТП и оформили все по европротоколу, обязательно сообщите в течение пяти дней в свою страховую компанию о факте аварии.

Документы на выплату можно будет подать дистанционно — загрузить копии через личный кабинет. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.

Размер выплат по европротоколу

Выплаты зависят от причиненного ущерба. Максимальные суммы определяет государство. Если в аварии были пострадавшие, заплатить могут до 500 тысяч каждой жертве, но в этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД.

Максимальная сумма выплат по европротоколу в 2024 году составляет 400 тысяч рублей.

Это не значит, что каждый пострадавший автоматически получит 400 тысяч за вмятину на крыле. Страховая компания проведет оценку и в соответствии с ней оплатит фактический ущерб. Если сумма ущерба составит больше 400 тысяч рублей, разницу сможете потребовать с виновника в суде.

Если сумма ущерба составит больше 400 тысяч рублей, разницу сможете потребовать с виновника в суде.

Запомнить

  1. Для небольших аварий с двумя участниками можно не вызывать сотрудников ГИБДД и оформить все самим в рамках европротокола.
  2. По европротоколу заполняется один документ — извещение о ДТП в бумажном или электронном виде.
  3. В случае с электронным европротоколом документы сразу отправляются в автоматизированную систему вместе с фотографиями повреждений и координатами места аварии.
  4. Если есть сомнения в величине ущерба, проводите фотофиксацию.
  5. Документы по европротоколу нужно подавать в страховую компанию, где вы купили полис ОСАГО.
admin
Оцените автора
Ракульское