Обязанности ребенка в семье

Дети, как и их родители, наделены своим спектром прав и обязанностей, при этом права детей находятся под особой защитой во всем мире. Для свободного распоряжения своими правами ребенку нужно достигнуть определенного возраста или совершеннолетия. Но часть прав является неотъемлемой и гарантирована детям уже с рождения.

⚖ Правовое регулирование

Детьми по российским законам считают всех граждан до 18 лет. Права – это гарантированные ребенку государством блага, которыми он может распоряжаться. В обязанности входит круг действий, обязательных к исполнению со стороны ребенка.

Права ребенка в России гарантируются одновременно несколькими законодательными актами, среди которых следующие:

  1. Семейный кодекс. В ст. 56 закреплено право ребенка на защиту прав и интересов. Гарантами прав детей по нормам семейного законодательства выступают родители или опекуны. В отношении детей без попечения родителей защита прав и интересов возлагается на администрацию учреждения, в котором такие дети находятся.
  2. Конвенция о правах ребенка. В ст. 4, 19, 33 предусмотрены меры защиты детей от внешних угроз, разработка программ соцподдержки детей и их родителей.
  3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» указывает на полномочия органов власти в указанной сфере, а также на возможности обеспечения прав ребенка со стороны медицинского, педагогического, социального персонала и пр.
  4. ФЗ «Об образовании».

????‍????‍???? Обязанности детей по мере их взросления – начиная с младенчества до совершеннолетия

Уже в момент рождения на ребенка накладываются определенные обязанности. Для малыша их перечень небольшой, но по мере взросления в спектр его ответственности попадают новые обязательства. Начиная с младенчества, ребенок должен:

  • слушаться маму и папу;
  • принимать их заботу и воспитание за исключением грубого и жестокого обращения;
  • соблюдать правила поведения дома, в общественных местах, образовательных учреждениях.
Почитать  Ндфл с продажи недвижимости за границей

На школьника накладывается обязанность получить основное общее образование – это 9 классов, за чем по закону следят родители. А вот поступить в институт и окончить его заставить родители не смогут: это добровольный выбор ребенка.

Детям необязательно каждый день ходить в школу: родители могут счесть, что варианты семейного или домашнего обучения являются для их детей более приемлемыми. Разница состоит в том, что при семейном обучении детей обучают родители, а потом дети сдают итоговые экзамены в школе, при домашнем – к детям приходят учителя на дом.

Круг обязанностей 14-летнего ребенка расширяется. Так, в него входят получение российского паспорта, соблюдение школьного устава.

В 17 лет мальчики обязаны встать на воинский учет и получить приписное свидетельство.

До 18 лет родители должны содержать своих детей: оплачивать его базовые потребности, коммунальные услуги и пр. Размер и состав такого содержания родители определяют самостоятельно с учетом своих возможностей.

С детей до совершеннолетия снимаются обязанности по собственному обеспечению и компенсировать затраты своих родителей даже во взрослом возрасте они не обязаны.

Знаете ли вы, что у детей есть права, гарантированные им законом?
Знаю Не знаю О чем-то слышал(а) Думаю, что все права у родителей

???? Может ли ребенок нести ответственность за неисполнение своих обязательств

Конституция в ч. 2 ст. 38 предписывает родителям обеспечить своим детям должную заботу и воспитание. Семейный кодекс указывает, что именно родители ответственны за нравственное, физическое, духовное, психическое развитие детей, а также обязаны обеспечить получение общего образования ребенком.

Определенная ответственность накладывается и на ребенка: любой серьезный проступок несет за собой наказание. Но если в детстве выбор меры ответственности определяют родители, и она обычно ограничивается запретом на мультфильмы, смартфон или сладости, то по мере взросления ребенку грозит более серьезное наказание.

Свою первую ответственность школьник несет перед преподавателями и администрацией учебного заведения. Наиболее грубыми проступками ученика считаются бродяжничество, прогулы школы, пьянство, драки. За такие деяния комиссия по делам несовершеннолетних может направить школьника в учебно-исправительные учреждения, либо ребенка исключат из школы.

Но родителям стоит взять на заметку, что выгнать драчуна или нарушителя дисциплины из школы можно только с 14 лет.

Имущественная ответственность малолетнего возлагается на родителей, которые отвечают за ребенка и за причиненный им вред вплоть до 14 лет. Например, если ребенок сломает чужую дорогую игрушку, то родители должны возместить ее стоимость или же выплатить материальный ущерб пострадавшему в драке с их ребенком.

В 14 лет уровень осознанности растет. С этого возраста ему грозит самостоятельная имущественная ответственность, и может возникнуть необходимость возмещения вреда. Работающий ребенок также ответственен за нарушение трудовой дисциплины наряду с другими сотрудниками.

С 14 лет наступает и уголовная ответственность, но пока только за особо тяжкие преступления: убийство, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, теракт, насилие, вандализм и некоторые другие (по ст. 20 Уголовного кодекса).

В 14 лет в рамках уголовного наказания суд может приговорить ребенка к штрафу. Если ребенок (или родители) его не выплатит, то в отношении него могут применить более строгое наказание. Родители с 14 лет уже не обязаны оплачивать штраф за ребенка, но могут пойти на это по своему желанию.

Что касается выписанного административного штрафа, то за ребенка платят родители. Например, за переход дороги в неположенном месте штраф выпишут на имя ребенка, но постановят взыскать его с родителя. В случае неуплаты штрафа в течение 60 дней деньги будут списаны из доходов родителя принудительно.

Когда «заканчивается детство»?

С 16 лет ребенок считается уже достаточно сознательным, чтобы нести «взрослое» уголовное и административное наказание. С этого момента детство официально заканчивается.

Подросток несет административную ответственность (по ст. 2.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)) и уголовную ответственность по всем преступлениям (по ст. 20 Уголовного кодекса).

Уже в 16 лет подростка могут наказать за распитие алкогольных напитков, мелкое хулиганство, переход дороги в неположенном месте и выписать штраф.

Но при привлечении ребенка к ответственности применяется особый порядок.

Если ребенка до 14 лет допрашивают в рамках уголовного дела, как свидетеля или потерпевшего, то обязательно требуется присутствие при допросе родителя, до 16 лет – педработника или детского психолога (на основании ст. 191, 425, 426 Уголовно-процессуального кодекса (УПК)). После 16 лет в допросе должны участвовать специалисты только в случае отставании ребенка в развитии или при диагностированных расстройствах психики.

В любом случае родителей должны уведомить о факте допроса.

Закон не содержит ограничений на задержание детей, но занимается этим специальное подразделение полиции. Полиция может задержать ребенка за кражу, нахождение на улице ночью без взрослых и пр. Полицейские так же обязаны уведомить родителей подростка об этом (по ст.

27.3 КоАП, ст. 423 УПК). Через три часа ребенка отпустят, но при условии, что родители его заберут: в противном случае, ребенка поместят в реабилитационный центр.

⭐ Права, не зависимые от возраста

Все неотъемлемые права россиян по Конституции распространяются и на детей. Соответственно, дети имеют право на безопасность, охрану здоровья, образование, труд, частную собственность и пр.

Базовые права ребенка закреплены в Семейном кодексе. В числе важнейших законодательных гарантий детям предоставлены:

  1. Право на жизнь и воспитание в семье.
  2. Право знать своих родителей.
  3. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  4. Право на заботу со стороны родителей и совместное проживание с ними.
  5. Право общаться с родителями и прочими родственниками.
  6. Право на ФИО.
  7. Право выражать свое мнение.
  8. Право получать содержание от родителей и членов семьи.

Государство гарантирует школьникам бесплатное дошкольное и школьное образование и лечение. Родители могут оплачивать дополнительные медицинские и образовательные услуги, но только по своему желанию. Высшее образование так же можно получить бесплатно, но по результатам конкурсного отбора.

Ребенку гарантируется место в детском саду в порядке очереди и в школе – по территориальному принципу. Никаких экзаменов для поступления в первый класс в школе быть не может, только если это не дополнительные места.

Ребенок имеет право на жилье. До 14 лет он проживает с родителями и согласия на его прописку не требуется. Даже если родители снимают квартиру, чтобы оформить временную прописку ребенку – им не нужно добиваться согласия от собственника.

Оформить постоянную регистрацию в квартире с бабушкой, если мама проживает по другому адресу – недопустимо.

Право собственности гарантируется ребенку уже при рождении. Ребенок имеет право на личные вещи. Это может как его любимая кукла, так и крупная недвижимость, например, квартира.

Недвижимость может быть куплена на ребенка, подарена ему или унаследована.

Права собственности детей дополнительно охраняются государством. Так, родители не могут продать квартиру, где есть доля у ребенка, без предварительного согласия органов опеки. Последние должны удостовериться, что права ребенка в результате переезда в другую квартиру не ущемляются.

Например, если семья планирует переселение из трехкомнатной квартиры в комнату в коммуналке, то эту сделку вряд ли признают приемлемой, и она будет заблокирована еще на этапе планирования.

При наследовании имущества детям принадлежит по российскому праву преимущественный статус. Они входят в состав наследников первой очереди и обладают дополнительными привилегиями. Так, если их отец решит оставить всю квартиру гражданской жене, то ребенок до 18 лет все равно получит свою долю вопреки завещанию родителя.

Ему отойдет 50% от собственности.

Несмотря на комплекс неотъемлемых прав, до 18 лет практически все важнейшие решения принимают за детей родители: представляют в суде, заключают сделки, возмещают причиненный вред, платят налоги и штрафы и пр.

???? Права детей в зависимости от возраста

По мере взросления у ребенка появляется способность к критическому мышлению и построению причинно-следственных связей, поэтому он наделяется новыми правами, не доступными ему при рождении.

С рождения. Почему ребенка нельзя назвать Князем и что такое «матчество»

После рождения ребенок получает имя, фамилию и отчество. Родители могут выбирать имя по своему усмотрению, но это право с 2017 года они реализуют с некоторыми ограничениями: теперь сотрудники ЗАГСа решают, является ли выбор родителя приемлемым. Через внесение изменений в законодательство – ст.

58 Семейного кодекса и ст. 18 ФЗ «Об актах гражданского состояния» – детей оградили от нелепых имен и ограничили неуемные фантазии родителей.

С учетом изменений маленького ребенка уже не назовут БОЧ рВФ 260602, Князем, Принцессой Даниэллой, Алисой-Нефертити или Христамрирадосом из-за числительных и титулов в имени. До вступления в силу изменений такие прецеденты были, и это могло привести к определенным трудностям для ребенка в процессе взросления. К слову, подобные ограничения при выборе имени действуют во многих странах.

Например, в Мексике ребенка нельзя назвать Гермионой, во Франции – Нутеллой, в Португалии – Рианной, в Германии – Граммофоном, в Новой Зеландии – Толстяком.

С 2019 года в России появился новый тренд: давать своим детям «матчества» вместо отчества. Так, на замену Сергеевичам пришли Светлановичи, Николаевичам – Анновичи и пр. По большому счету «матчества» никак не противоречат закону, так как одинокие матери могут выбирать отчество ребенку сами за некоторыми исключениями: нельзя использовать числительные, бранные слова и аббревиатуры. Поэтому некоторые ЗАГСы идут навстречу матерям.

Иногда решение изменить отчество на «матчество» принимают уже сами дети, достигшие взрослого возраста, которые никогда не видели своего отца и желают закрепить особую роль матери. Общественная инициатива по законодательному закреплению «матчеств» не получила широкой поддержки и официального признания.

Но даже если выбранное родителями имя ребенку не нравится, то с согласия родителей он вправе его поменять. До 14 лет требуется получение разрешения органов опеки и согласие обоих родителей, если только один из родителей не является пропавшим без вести или злостным уклонистом от уплаты алиментов. С 14 лет дети могут сами инициировать смену имени и превратиться из Святополка в Василия и наоборот.

Если родители настаивают на сохранении имени и не дают согласия на его изменение, то ребенок вправе обратиться в суд.

Что касается отчества, то поменять его допускается только в одном случае: если ребенка усыновили. Пока отец ребенка жив, отчество поменять нельзя как минимум до 14 лет. Если мать снова вышла замуж, то она не вправе инициировать смену отчества ребенка или поменять его фамилию без согласия ребенка.

Если ребенок старше 10 лет хочет оставить фамилию отца, то мать не вправе его заставить изменить фамилию, и суд примет позицию ребенка.

Также уже с рождения ребенку присущи права:

  1. Знать своих родителей, проживать и воспитываться с ними вместе.
  2. На гражданство.
  3. На заботу и воспитание, на развитие и уважение достоинства.
  4. Выражать мнение при решении вопросов, затрагивающих интересы ребенка.
  5. На защиту интересов родителями и контролирующими инстанциями.
  6. Собственности на имущество (унаследованное или переданное в дар).

Российское законодательство не запрещает ребенку самостоятельные путешествия уже с 2 лет. Для пересечения границы ребенку нужно получить согласие от обоих родителей. Такое согласие имеет установленную форму, заверяется у нотариуса и должно содержать сроки поездки, а также страну назначения. Хотя потенциально ребенок старше 2 лет может путешествовать без родителей, но нужно принимать во внимание внутренние правила перевозчика. Например, некоторые авиакомпании допускают перевозки детей 2-12 лет без сопровождения, другие – нет.

Дети от 12 лет уже считаются достаточно взрослыми для самостоятельных путешествий на самолете, от 10 лет – на поезде.

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов

Родители мечтают, чтобы их дети выросли ответственными, самостоятельными людьми, которые умеют делать выбор, принимать решения и управлять своей жизнью. Но как сделать это правильно? Без «муштры» и филиала армии в квартире?
Мы расскажем о 10 стратегиях на каждый день, которые позволят повысить уровень ответственности. В конце материала приведен список дел, которые вполне можно поручать детям разных возрастов.

15 мая 2020
Поделитесь в соц.сетях

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.

Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.

10 способов воспитания ответственного ребенка

1. Учим убирать за собой самостоятельно

Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:

а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.

– В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.

Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

– Мы всегда убираем свои вещи на место.

Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь.

2. Учим заботиться о семье

Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье.

Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.

По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.

3. Главное — это желание

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.

Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход.

Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Предшкольная пора

Программа «Предшкольная пора»

Основные цели программы «Предшкольная пора» — личностное развитие будущих первоклассников, их готовности к обучению. Программа поможет сформировать у дошкольников качества, которые в дальнейшем станут основой высокой познавательной активности и успешной учебы. В нее включены темы, направленные на познание мира, социальных отношений и самопознание; знакомство с родным языком, музыкой, искусством, литературой; физическое развитие.

4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому

У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.

Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.

Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

5. Перестаём критиковать

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы.

А вы — не ваши родители.

Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором.

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли!

И портфель какой-то подозрительно легкий. Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку.

6. Создаем необходимые условия

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей.

Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

7. Даём возможность разобраться ребёнку самому

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

8. Поощряем

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах.

Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

9. Учим составлять график

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.

Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы.

Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

10. Стремимся стать хорошим примером

Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

Пример 1. Отрицательный

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Вы сами себя ругаете за незначительный промах, ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.

Пример 2. Отрицательный

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Ругать близких при ребенке нельзя ни при каких обстоятельствах. В семье должна быть гармония – наблюдая за вашими отношениями с близкими, ребенок строит собственные паттерны поведения. А тут налицо еще и перекладывание ответственности. Не мама разбила чашку, а папа во всем виноват, «растяпа».

Двойной отрицательный урок.

Пример 3. Положительный

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш?

Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь.

На каждый возраст – свои обязанности

Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно?
Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им необходимо для успешного прохождения уровня квеста «пока они не освоят его с комфортом.

За что могут нести ответственность малыши:
  • Что надеть.
  • Кушать самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).
  • Какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.
  • С какими игрушками играть.
  • Когда сходить в туалет.
За что могут нести ответственность дошкольники (3-5):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
  • Их собственные комнаты.
  • Сколько нужно еды.
  • С кем и когда играть.
  • Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).

«Ступеньки

УМК «Ступеньки к школе»

Предлагаемые варианты заданий в пособиях серии предполагают активное включение ребёнка в познавательную деятельность, с учётом его сильных и слабых сторон развития, и возможность учёта индивидуальных особенностей при подсказке и помощи взрослых.

За что могут нести ответственность дети школьного возраста (от 6 до 9 лет):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Какую прическу носить.
  • Как потратить карманные деньги.
  • Когда готовить домашнее задание.
  • Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).
  • Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).
За что могут нести ответственность подростки в 10-12 лет:
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Самостоятельный уход за собой: ногти, волосы, тело.
  • Выбирать маршруты и компанию для прогулок (в допустимых пределах).
  • Оставаться одним дома.
За что могут нести ответственность подростки в 13-15 лет:
  • Выбирать часы подъема (с условием, что все нужно успеть).
  • Стирать белье самостоятельно.
  • Временные изменения во внешнем виде.
  • Ездить на автобусе или метро.
  • Ходить в кино и на другие мероприятия, где нужно расплачиваться, с друзьями.
  • Подрабатывать не в ущерб обучению.
  • Контролировать свой бюджет.

Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка

В России каждый гражданин обладает широким списком возможностей, которые прописаны в Конституции РФ. Даже самый маленький житель страны имеет свои права и обязанности, о которых он даже не задумывается, но родители и специальные органы следят за соблюдением данных законодательством привилегий.

Перечень прав довольно велик и хотя бы кратко необходимо о них знать каждому взрослому и ребенку.

Права и обязанности ребенка согласно Конституции РФ

Ребенок имеет три категории прав и обязанностей:

  1. Гражданские. Никто не может нарушить или прекратить их действие, даже суд.
  2. Социальные. Этими возможностями малыш пользуется с первой минуты жизни. Это право на пользование медицинскими услугами, обучение и т. д.
  3. Экономические. Этими правами маленький гражданин может воспользоваться только с 14 лет и только с соглашения законных представителей. Полностью распоряжаться экономическими правами гражданин может только с 18 лет.

Права и обязанности ребенка с рождения

С первого дня жизни ребенок наделен большим количеством прав, прописанных в Конституции:

права детей

  • право на жизнь, прописанное в п.1 ст. 20 Конституции РФ. В этом случае подразумевается запрет на убийство, а также то, что жизнь гражданина должна охраняться государством;
  • на свободу. Этот закон прописан в п.1 ст 29 , где говорится о том, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова»;
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь, о чем гласит п.1 ст. 41;
  • на воспитание в семье. Каждый маленький гражданин имеет возможность получить защиту со стороны родителей и их заботливое отношение. Об этом гласит ст. 54, п. 2;
  • на образование. В п.п. 1, 23 ст. 43 прописано, что дети могут получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также высшее на конкурсной основе;
  • на жилище. Ст. 40 п. 1 предусматривает факт того, что каждый гражданин не может произвольно быть лишен крова;
  • право собственности и наследования. Пунктами 1-4 ст. 35 Конституции указано, что владеть имуществом может любой гражданин РФ вне зависимости от возраста. Кроме этого, все имеют право получать наследство. В некоторых случаях доля по наследству является обязательной для ребенка.

Кроме прав, маленький гражданин облагается и обязательствами, которые также прописаны в Конституции, в числе которых:

  • соблюдать Конституцию и законы РФ (п.2, ст.15);
  • уважать права и свободы других лиц (п.3, ст. 17);
  • получить общее образование (п.4, ст. 43);
  • заботиться о памятниках исторической культуры (п.4, ст.43);
  • охранять природу и окружающую среду (ст. 58).

Права и обязанности ребенка с 14 лет

С 14 лет законные возможности детей несколько расширяются, однако, некоторая их часть может быть реализована только с согласия законных представителей: родителей или опекунов.

  • имеет возможность трудиться при наличии письменного согласия законных представителей, о чем говорится в п.1 ст. 37. Общая продолжительность трудового дня — не более 4 часов в свободное от учебы время;
  • вступать в молодёжные общественные организации;
  • самостоятельно совершать выбор своего места жительства (с согласия законных представителей), о чем говорится в ст. 27, п. 1.

Обязательства подростка также расширяются. Гражданин по достижении 14-летнего возраста должен соблюдать трудовое законодательство и распорядок труда при условии, что он работает:

  • по достижении 14 лет, подростки, работающие по трудовому договору, обязаны выполнять все предписания документа, заключенного с организацией, соблюдать все правила и устав компании (или молодежного объединения);
  • подросток несет ответственность за нарушение предписаний, описанных в трудовом договоре, уставе образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда.

Права и обязанности ребенка с 16 лет

Достигая возраста 16 лет, гражданин приобретает дополнительные возможности и обязательства. Согласно п.п. “ж” и “к” ст. 72 Конституции РФ, вопросы семейного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с этим положением Конституции и ч. 2 п. 2 ст.

13 СК РФ, субъектам РФ предоставлено право принимать законы, действующие на территории конкретного субъекта и устанавливающие порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет.

С 16 лет гражданин обязуется соблюдать все обязательства, прописанные в Конституции и иных кодексах РФ, Федеральных Законах, законодательных актах и т. д., касающиеся детей, достигших возраста 16 лет.

До достижения совершеннолетия у ребенка, в частности, у мальчика, появляется ещё одна обязанность: мальчик должен защищать Отечество, согласно ст. 59 Конституции РФ. Для этого В 17 лет гражданин должен встать на учет в военкомат.

Конвенция ООН о правах ребенка

Возможности детей прописаны в Конвенции о правах ребенка — международном правовом документе, определяющем привилегии и возможности детей в странах, принявших решение подписать данный документ.

Конвенция состоит из трех частей, включает в себя 54 статьи, которые регламентируют различные стороны защиты прав детей.

Подписать Конвенцию могут все государства, даже те, которые не входят в состав ООН. Первая часть:

ответственность за нарушение законодательства об охране труда

  • ст. 1-4 прописывают понимание слова «ребенок», подробно прописывают его интересы, их приоритетность и возможность защиты со стороны участвующих государств;
  • ст. 5-11 прописывают права на жизнь, имя, гражданство, возможность знать своих родителей, а также получать заботу с их стороны;
  • ст. 12-17 дают понимание об обязанностях государства помогать законным представителям ребенка, а также об обязанностях охранять детей от неправомерного обращения с ними со стороны родителей или опекунов;
  • ст. 28-31 прописывают возможность детей на свободный выбор образования, религии, культуры, языка и т. д.;
  • ст. 32-36 определяют обязанности государства ограждать детей от незаконного употребления наркотических веществ, алкоголя, также от эксплуатации и торговли детьми и т. д.;
  • ст. 37-41 прописывают запрет на реализацию смертной казни и пожизненного заключения детей, которым не исполнилось 18 лет. В этих же статьях прописаны права государства о защите несовершеннолетних во время военных действий.
  • ст. 42-45 излагают сведения о Комитете о правах ребенка, о его организации, функциях, а также обязывают государства информировать граждан своей страны о Конвенции.
  • в ст. 46-54 излагается о решении проблем, возникших при соблюдении правил Конвенции.

Сегодня во многих государствах соблюдение прав ребенка строго отслеживается законом. При нарушении конституционных или конвенциональных положений каждый гражданин несёт ответственность перед законом.

Основные права и обязанности детей в России

Дети, как и все остальные граждане, имеют определенные права, а также обязанности. Они устанавливаются, в первую очередь, Конвенцией ООН о правах ребёнка, а также Конституцией, Семейным и Трудовым кодексами, некоторыми федеральными законами.

На детей до шестилетнего возраста законом не налагаются какие-либо обязанности, а начиная с шести лет несовершеннолетний гражданин имеет ряд обязанностей, которые ему следует выполнять.

Главными обязанностями детей являются:

  • проявлять уважение к старшим (к родителям или тем, кто их заменяет, педагогам);
  • соблюдать нормы и правила поведения;
  • не нарушать законные права других детей и взрослых.

Обязанности ученика в школе следующие:

  • добросовестно относиться к учебе;
  • здороваться первым и уважительно общаться со старшими;
  • уважительно относится к труду;
  • соблюдать режим дня;
  • пропуск, прогул занятий без уважительных причин является недопустимым;
  • придерживаться устава школы;
  • соблюдать технику безопасности, в случае обнаружение каких-либо опасных предметов следует немедленно сообщить взрослым;
  • соблюдать порядок в школе и на пришкольной территории.

Конституция РФ об обязанностях ребенка

Конституция РФ накладывает на ребенка такие обязанности:

законодательство РФ

  • учитывать мнение педагогов, родителей, воспитателей. Исключением могут быть случаи, когда происходит насилие, унижение, оскорбление детей;
  • получить среднее школьное образование (об этом гласит Закон об образовании, статья 44, пункт 4: 9 классов образования в нашей стране являются обязательными);
  • соблюдать примерное поведение в общественных местах, учебных заведениях, с 8 лет соблюдать устав образовательного учреждения;
  • с 14 лет добавляется обязанность получить документ для удостоверения личности (паспорт);
  • также с этого возраста появляется право на осуществление трудовой деятельности. Вместе с этим накладываются обязанности соблюдать трудовую дисциплину в коллективе, справляться со всеми обязанностями, которые на него возлагаются по договору, контракту или правилами законодательства, правилами молодежных общественных организаций;
  • с 16 лет юноши, согласно закону о воинской обязанности, должны готовиться к прохождению службы;
  • в 17 лет юноши обязаны становиться на воинский учет, освоить военно-учетные специальности.

Права и обязанности ребенка в семье

В семье ребёнок должен выполнять такие обязанности:

  • слушаться родителей либо опекунов;
  • осуществлять посильную помощь по домашнему хозяйству, поддержанию чистоты дома;
  • помогать нуждающимся в помощи родственникам: пожилым бабушкам и дедушкам, маленьким братьям и сёстрам и т. д.

Что касается прав детей в семье, любой ребенок имеет неотъемлемое право жить и воспитываться в семье, получать внимание и заботу, уважительное отношение, возможность развития личности.

Если у ребенка нет родителей, то за его интересы несет ответственность государство, а именно органы опеки.

Права ребенка в приемной семье

Ребёнок, который воспитывается в приемной семье, имеет следующие права:

права детей

  • на получение денежных пособий:алиментов, пенсий и других соцвыплат;
  • на общение со своими родственниками (при согласии приемных родителей);
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на льготы при поступлении в ВУЗы;
  • на получение повышенной стипендии;
  • на закрепленное жильё или гарантию предоставления жилья;
  • на гарантию права собственности на землю, ранее предоставленную его родителям.

Право на общение с родителями и другими близкими людьми

Любой несовершеннолетний имеет право общаться со всеми своими родственниками, членами своей семьи.

В любой ситуации, в том числе и в случае развода родителей, запрещено препятствовать общению ребенка с кем-либо из родственников.

Запретить это общение вправе только суд в случае веских оснований (например, лишения родительских прав).

Право на защиту

Несовершеннолетние лица, согласно ст. 56 Семейного кодекса, имеют право на защиту прав и интересов. Как правило, такую защиту осуществляют родители, опекуны либо органы попечительства и опеки, в некоторых случаях – суд.

При нарушении прав, в том числе при ненадлежащем выполнении родителями их обязательств, дети имеют право самостоятельно обратиться за помощью в орган опеки, а с 14 лет и в суд.

Граждане, которым стал известен факт нарушения прав ребенка, угрозы его жизни и здоровью должны сообщить об этом в местный орган попечительства.

Право выражать мнение

Согласно ст. 57 Семейного кодекса, несовершеннолетний имеет право при решении любого вопроса, затрагивающего так или иначе его интересы, выражать собственное мнение, а также быть заслушанным судом при проведении судебных разбирательств (с десятилетнего возраста).

Право на фамилию, имя и отчество

Это право есть абсолютно у каждого человека. По соглашению родителей ребенок получает благозвучное имя, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ и не противоречит национальным обычаям.

Фамилия присваивается ребенку по фамилии родителей. При разных фамилиях родителей ребенок получает по соглашению родителей либо фамилию отца, либо фамилию матери, либо двойную фамилию, образованную путем присоединения друг к другу фамилий отца и матери в любой последовательности.

Если же отец неизвестен, мать вправе оставить графу об отце пустой, тогда указывается фамилия матери, а отчество присваивается с ее слов.

Изменение имени или фамилии

Один из родителей может поменять фамилию или имя своему ребенку. Это делается с согласия второго родителя, органа опеки, а также самого ребёнка, если ему уже есть десять лет.

Одобрение второго родителя не требуется, если такой родитель лишен родительских прав, является недееспособным, пропавшим без вести, не принимает участие в воспитании.

Таким образом, дети имеют права, которые обязано защищать государство, и обязанности, которые основываются, в первую очередь, на нормах морали.

admin
Оцените автора
Ракульское