Нарушение территориальных границ земельного участка местными властями

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п. Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

В силу уже сложившейся судебной практики согласно статье 7 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности») к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь. Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11). Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Почитать  Налоговый вычет за платные медицинские услуги

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве. Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек. Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков: · Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве; · Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда.

Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке; · Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости; · По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи. Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка). Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

Почитать  Опекунство над ребенком какие документы нужно и как оформить выплаты и льготы

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ). Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Почитать  Невключение в обвинительный документ в качестве потерпевшего

В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так): · Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора); · Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах.

Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом; · Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек); · При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон.

Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы. (Окончание в № 02.2019) МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019. Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Поделиться:

Нарушение территориальных границ земельного участка местными властями

Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 43

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее — уточнение границ земельного участка).

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

2. Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ и (или) площади смежных с ним земельных участков (если описание местоположения их границ соответствует установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом требованиям), орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2021 N 120-ФЗ, от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, в том числе при выполнении кадастровых работ в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо указанного в статье 15 настоящего Федерального закона лица, заинтересованного в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, а также необходимых для таких государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов. В указанном случае в межевой план включается обоснование наличия ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, а местоположение границ указанных земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

3. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого и требования к заполнению и формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.

5. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ таких земельных участков, а также сведений о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае:

1) поступления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете в связи с изменением характеристик земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади. В этом случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;

2) поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке;

3) истечения пятнадцати лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о спорном местоположении границ земельных участков (в случае непоступления документов (копий документов), указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

7. При наличии в органе регистрации прав информации о выполнении на территории определенного кадастрового квартала комплексных кадастровых работ орган регистрации прав уведомляет по адресу электронной почты заказчика и исполнителя комплексных кадастровых работ о поступлении в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, расположенного на территории, в отношении которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ, о результатах рассмотрения указанного заявления, а также о кадастровом инженере, подготовившем представленный с заявлением межевой план. Форма уведомления устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

(часть 7 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

8. Если представленная в орган регистрации прав по результатам комплексных кадастровых работ карта-план территории подготовлена без учета результатов кадастровых работ и государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, указанных в части 7 настоящей статьи или части 16 статьи 41 настоящего Федерального закона, и в карте-плане территории отсутствуют сведения об указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибке в описании местоположения границ таких земельных участков, орган регистрации прав осуществляет государственный кадастровый учет земельных участков или внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков, за исключением сведений об указанных в части 7 настоящей статьи или части 16 статьи 41 настоящего Федерального закона земельных участках, если осуществление таких действий не влечет пересечение границ земельных участков (вне зависимости от наличия или отсутствия в карте-плане территории сведений о земельном споре о местоположении границ таких земельных участков) или необходимость изменения описания местоположения границ земельных участков, смежных и (или) не смежных с указанными в части 7 настоящей статьи или части 16 статьи 41 настоящего Федерального закона земельными участками. При наличии в карте-плане территории сведений об указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибке в описании местоположения границ земельных участков, указанных в части 7 настоящей статьи или части 16 статьи 41 настоящего Федерального закона, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости содержащиеся в карте-плане территории сведения о местоположении границ таких земельных участков, в том числе осуществляет их государственный кадастровый учет.

(часть 8 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

9. В срок не более пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений и (или) осуществления государственного кадастрового учета на основании карты-плана территории, подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, орган регистрации прав размещает в личном кабинете кадастрового инженера, подготовившего карту-план территории, и направляет в электронном виде заказчикам таких работ уведомление, в котором указывается информация о результатах рассмотрения заявления: перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в соответствии с частью 4 настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании карты-плана территории в соответствии с частью 5 настоящей статьи, а также в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, содержащиеся в карте-плане территории сведения о которых не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с указанием причин невнесения таких сведений. Форма уведомления о результатах внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных при выполнении комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, утверждается органом нормативно-правового регулирования.

(часть 9 введена Федеральным законом от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

Росреестр разъяснил порядок определения границ земельного участка

Росреестр разъяснил порядок межевания земельных участков. В ведомстве отмечают, что эта процедура является добровольной, однако позволяет избавить собственника земли от многих юридических проблем.

«Практика показывает, что именно отсутствие точно определенных границ является причиной большинства конфликтов между владельцами смежных земельных участков. Но если вы проводите межевание, в ЕГРН вносятся точные границы вашего участка. Таким образом вы защитите свои права и сведете к минимуму возникновение земельных споров», — пояснили в Росреестре.

Наличие четко установленных границ позволяет без лишних проблем совершать с участком любые операции и сделки. Кроме того, межевание поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади.

«Ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога», — добавили в ведомстве.

Как узнать, внесены ли в ЕГРН границы земельного участка?

Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН. Если в реестре не окажется необходимых сведений, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Получить выписку можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».

Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта» (ПКК). Найти конкретный объект на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, границы участка не установлены.

Как уточнить границы участка?

Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО).

СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе «Государственный реестр кадастровых инженеров». Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками.

После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.

После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.

Какие нужны документы?

Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет — уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:

— ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

— планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

— документы по территориальному планированию муниципальных образований;

— проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

Как согласовать границы участка с соседями?

В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.

Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.

Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

Типовые причины споров о границах земельного участка и способы их разрешения

Foto1

При возникновении споров относительно установленных границ земельного участка решение таких вопросов осуществляется с учетом регулирующего законодательства.

К нему относится Земельный и Гражданский кодекс РФ и нормативные акты, определяющие порядок установления межей.

Способ урегулирования возникшего спора о границах земельного участка определяется на основании причины обращения.

Также, выбор метода разрешения спора зависит от наличия доказательной базы, на основании которой может инициироваться судебное разбирательство.

Законодательная база

Рассмотрим основные законы и нормативные акты, на которые можно опираться при возникновении необходимости урегулирования вопроса относительно установленных границ или проблем в определении межи наделов.

30 статья, 1 часть ГПК РФ

В соответствии с положениями ст. 30, части 1 ГПК РФ определено, что участок является объектом права собственности и при возникновении любых моментов, затрагивающих интересы непосредственного собственника или лица, владеющего на правах пользования, имеется возможность обращения в судебную инстанцию.

Орган, куда необходимо направлять исковое заявление на рассмотрение спорного вопроса, определяется по месту непосредственного нахождения объекта.

Статья 6, пункт 3 ЗК РФ

На основании ЗК РФ (статьи 6 пункта 3) определяется понятие участка, который выступает в качестве недвижимой вещи, представляющей собой часть поверхности земли и имеющей такие характеристики, которые определяют ее в качестве индивидуальной вещи.

В определенных ситуациях возможно создание искусственных участков, на которые также возможно возникновение права собственности.

Статья 7, 1 пункт ЗК РФ

Foto2

На основании статьи 7 ЗК РФ определяются категории земель, к которым в зависимости от их вида или типа могут применяться различные нормы возникновения права собственности и порядок решения споров относительно установленных границ.

В частности, недра могут относиться к землям с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, особо охраняемым территориям и объектам, лесному и водному фонду и т.д.

Статья 39, часть 1-3 ЗК РФ

Части 1-3 39 статьи ЗК РФ рассматривают возможность возникновения права на те участки, что предоставляются их общей массы, изначально находящейся в пользовании государства или муниципалитета.

Так, в частности, выделяются основания в виде решения уполномоченного органа, заключения договора купли-продажи, аренды или соглашения безвозмездного пользования.

Отдельно указывается порядок и организация передачи прав собственности или пользования юридическим и физическим лицам.

Кто устанавливает границы смежных с соседями земель

Установление смежных с соседями границ производится посредством обращения в государственную или коммерческую организацию, имеющую полномочия на определение межей выделенных или только выделяемых земельных участков.

Непосредственную работу выполняет инженер геодезической фирмы или отдела кадастра муниципалитета, при этом собственник может самостоятельно определять, в какую из коммерческих организаций обратиться.

Определение межей на бесплатной основе осуществляется в рамках проведения комплексных кадастровых работ, распланированных вплоть до 2020 года.

В процессе определения границ участка инженер предварительно знакомится с предоставленной собственником или владельцем документацией, при необходимости направляет запросы по расположению участков и впоследствии выезжает на место нахождения надела.

Foto3

Выезд на место осуществляется для того, чтобы установить поворотные точки, между которыми и будут проведены линии, выступающие в качестве межей.

В процессе установления границ могут быть допущены ошибки, какие станут причиной занесения в реестр неверных данных.

Кроме того, в процессе пользования участком возможно возникновение других проблем и моментов, провоцирующих появление споров относительно существующих межей.

Возможные причины разногласий

Споры относительно существующих межей земельных наделов могут возникать по ряду причин. В зависимости от такой причины определяется способ решения проблемы, возможность пересмотра установленных границ, а также необходимость устранения нарушений и привлечение к ответственности, если такое действие предусмотрено.

Несоблюдение нормативов

Отдельно в качестве причин возникновения споров выделяют нарушение норм, какие возникают в процессе непосредственной эксплуатации земельных участков, к ним относят:

  • Нарушение существующих требований по пожарной безопасности. Такие моменты, как правило, относятся к возведенным объектам любого назначения на участке, при постройке которого не были учтены действующие правила;
  • Нарушение строительных норм. При возведении объектов на территории участка необходимо учитывать действующие на данный момент нормы и правила, касающихся параметров недвижимости. В случае их нарушения могут быть частично затронуты межи участков, вследствие чего возникает необходимость пересмотра или уточнения проходящих границ;
  • Нарушение санитарно-гигиенических норм. Такие нормы и правила могут игнорироваться в процессе проведения коммуникаций или подвода определенных ресурсов к возводимому на участке объекту.

Возражение относительно местоположения

Одной из наиболее распространенных моментов нарушения границы является захват соседней земли.

Такое действие заключается в том, что соседи самовольно передвигают установленные границы и таким образом незаконно пользуются чужой территорией.

В такой ситуации на основании положения статьи 60 Земельного кодекса РФ подается иск и в порядке проводимого разбирательства в доказательство нарушения права собственности включают следующие факты:

  • Расположение границы и местоположение до момента осуществления захвата чужой территории;
  • Описание сути самозахвата – определение площади и сопутствующих факторов;
  • Необходимость устранения самовольного захвата.

В интересах собственников земли, чьи права были нарушены, при обнаружении факта самозахвата немедленно обратиться к нотариусу для оформления «нотариального осмотра доказательства», пока старые границы межи еще видны по следам прохождения забора и других разделительных элементов.

Невозможность обоюдного согласования

Foto4

В процессе установления границ должна присутствовать процедура их согласования.

Она заключается в оповещении всех заинтересованных лиц о месте и дате проведения общего собрания, на котором соседи участка, чьи межи определяются, знакомятся с местом их непосредственного прохождения и при отсутствии претензий ставят подпись в специальном акте в знак согласия.

В определенных случаях соседи могут иметь претензии, которые невозможно решить на месте, в такой ситуации собственник надела может инициировать судебное разбирательство, направленное на устранение проблемы невозможности обоюдного согласования межей и разрешения спора между соседями.

Строительство на «свободной» земле

Возведение объектов недвижимости на так называемой «свободной» земле практически во всех случаях несет в себе необходимость разрешения спора относительно границ той территории, которая может относиться к собственности юридического или физического лица.

В первую очередь решается вопрос о законности такой постройки и возможности ее дальнейшего существования и эксплуатации, а впоследствии уже решается спор по поводу границ собственности.

Противоречия в документах

Периодически в процессе обращения к документам, содержащим сведения относительно земельных участков, оказывается, что они содержат данные, не соответствующие действительности.

При необходимости изменения содержащихся в таких документах сведений заинтересованное лицо должно обратиться в Росреестр, а в случае отказа в пересмотре и уточнении данных в суд, расположенный по месту размещения надела.

Реестровые ошибки

Foto5

Одной из причин возникновения споров по расположению участка может становиться ошибка, допущенная кадастровым инженером, из-за которой и появляются разногласия.

Суть такой ошибки может заключаться в неверно определенных поворотных точках, ошибке при выносе границ в натуру или неправильно занесенных данных по установленным межевым точкам.

Порядок решения таких споров заключается в определении самой ошибки, сборе необходимой документации, подтверждающей факт неточности и обращении для инициирования процедуры пересмотра данных по границе участка или проведении работ по устранению неверных данных и внесению в документацию действительных.

Алгоритм разрешения проблемы

Алгоритм решения возникших споров по межам земельных участков заключается в первоначальном обращении к кадастровому инженеру, инициировании процедуры повторного согласования границ, подготовке заявления в суд, участии в судебном заседании и внесении изменений в официальные документы.

Обращение к инженеру для составления акта

Процедура согласования границ интересующего надела должна осуществляться исключительно посредством участия в таком действии кадастрового инженера.

Владелец участка или другое заинтересованно лицо обращается для проведения такой процедуры в геодезическую компанию и отдельно уполномоченный инженер становится ответственным за составление акта согласования границ.

Повторное согласование

В случае изменения существующих границ надела даже в тех ситуациях, когда были исправлены имеющие место ошибки, необходимо инициировать повторное согласование проходящих межей.

Схема осуществления таких действий стандартная – оповещение всех заинтересованных лиц, проведение собрания и оформление официального документа.

Подготовка искового заявления для оспаривания

При необходимости обращения в суд для защиты своих интересов собственник или пользователь участка должен правильно составить исковое заявление, согласно образцу, которое включает в себя следующие моменты:

  • Наименование организации, в которую направляется исковое заявление;
  • Указание истца – того, кто направляет иск;
  • Отражение сути проблемы – нарушение права собственности;
  • Ссылка на документальные доказательства, которые подтверждают необходимость урегулирования спора и, собственно, само наличие неточностей в документах;
  • Ссылка на нормативные акты и законы, согласно которым возможно решение проблемы в пользу истца.

Кроме самого искового заявления для оспаривания потребуется приложить к нему список необходимой документации:

Foto6

  • Копия составленного заявления;
  • Доверенность (если заявление подает не собственник или пользователь участка);
  • Квитанция на оплату государственной пошлины за подачу иска;
  • Документы на право собственности участком или пользования им;
  • Паспорт заявителя;
  • Документы, подтверждающие попытку досудебного урегулирования спора.

Судебное заседание

После подачи иска и предоставления необходимой документации назначается открытое заседание, в котором могут принимать участие как истец, подавший заявление, так и ответчик по существующему земельному спору.

Происходит рассмотрение поданных бумаг, заслушиваются показания всех сторон и дополнительно приглашенных свидетелей по делу.

После прения сторон судом выносится решение, которое в случае несогласия с ним истца или ответчика может быть обжаловано.

Решение суда и обращение в орган регистрации прав для перераспределения

После того, как заявитель получает решение суда, в соответствии с которым возможен пересмотр неверно установленных границ или нарушенных в процессе эксплуатации участков, он имеет возможность обращения в Росреестр для внесения изменений в регистрационные документы.

В том случае, если заинтересованному лицу повторно отказывают, он имеет возможность снова обратиться с повторным иском, хоть в судебной практике такое происходит достаточно редко.

Если сосед отказывается подписывать акт исправления

В том случае, если сосед при проведении процедуры согласования установленных межей участка отказывается подписать акт согласования и при этом выражает обоснованные возражения, такой факт препятствует составлению межевого плана до момента урегулирования вопроса.

Для возможности установления межей собственник или пользователь надела должен обратиться в суд для оформления документа в принудительном порядке.

Особенности землеустроительной экспертизы

Foto7

Землеустроительная экспертиза назначается при устранении ошибок или неточностей в составленных документах по земельным участкам и, в частности, при установлении действительных границ надела.

В процессе экспертизы осуществляются подготовительные работы, проводятся замеры надела, вынос границ в натуру и разрабатывается план участка, а затем составляется акт о проведенных работах.

Составленный акт об экспертизе включает в себя заключение о том, какие действия были осуществлены, а также информацию о возможности осуществления определенных действий с наделом.

Исправление реестровой ошибки

При допущении реестровых ошибок, которые периодически происходят при внесении данных по земельным наделам, специалисты рекомендуют направлять обращения в территориальный отдел Росрреестра для исправления технической неточности.

Сотрудники такого государственного органа могут самостоятельно исправить ошибку, но на практике чаще всего приходится обращаться в суд, на основании решения которого и вносятся необходимые изменения.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как грамотно защищать свои границы и какие документы могут понадобиться в суде.

Заключение

Итак, при возникновении каких-либо спорных вопросов относительно установления или перераспределения границ земельных наделов, исправления реестровых ошибок или неточностей заинтересованное лицо для решения проблемы должно опираться на действующую законодательную базу.

Существующие нормативные акты разграничивают меры и требования по решению таких споров, определяют возможность защиты своих интересов в суде и определяют обязанности государственных органов выполнения вынесенных решений.

admin
Оцените автора
Ракульское