Налог на дополнительный доход

С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ вступает в силу новая глава Налогового кодекса РФ 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» (далее – НДД). В соответствии со статьей 333.45 НК объектом налогообложения по налогу признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Дополнительный доход рассчитывается как разница между расчетной выручкой от реализации углеводородного сырья и фактических расходов по добыче этого сырья. Статья 333.46. определяет порядок определения расчетной выручки от реализации углеводородного сырья.

Статья 333.47. устанавливает состав фактических расходов по добыче этого сырья. Глава 25.4 находится в составе главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». НДД вводился с целью повышения эффективности налогообложения добычи полезных ископаемых и экономически в определенной степени заменяет собой налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ).

Организация–плательщик НДД должна определить подходы к бухгалтерскому учету НДД. В частности, ей необходимо решить такие вопросы, как его признание, классификация, представление в отчете о финансовых результатах, применимость стандартов, регулирующих схожие вопросы, соотношение учетной политики в отношении НДД с порядком учета налога на прибыль, НДПИ и других налогов.

В нормативных документах, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (РСБУ), отсутствуют положения, прямо предусматривающие порядок учета НДД и отражения его в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с п. 7.1. ПБУ 1 «Учетная политика организации» в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 Положения, использует последовательно следующие документы:

Почитать  Налоги для фрилансера работающего за границей

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.»

Текст ПБУ 18, а также IAS 12 не содержит ответ на вопрос об учете и отражении в отчетности НДД. Международный Комитет по интерпретациям финансовой отчетности (IFRIC) отказался дать рекомендации по налогам, которые входят в сферу применения МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Среди прочего, аргументация, которая сопровождала решение IFRIC, включала в себя следующее:

(a) «термин «налогооблагаемая прибыль» подразумевает понятие чистой, а не валовой суммы»; а также

(b) «поскольку налогооблагаемая прибыль не совпадает с прибылью по бухгалтерскому учету, налоги не должны основываться на величине, которая точно отражает прибыль, которая находится в рамках [МСФО 12]. Последнее указывает также на требование, содержащееся в МСФО (IAS) 12, раскрывать объяснение взаимосвязи между налоговыми расходами и бухгалтерской прибылью».

Таким образом, на настоящий момент времени отсутствует нормативное регулирование данного вопроса как в РСБУ, так и в МСФО, что требует разработки Рекомендации негосударственным субъектом регулирования бухгалтерского учета.

1. Налог на дополнительный доход (далее — НДД) признается в том отчетном периоде, в котором имеют место факты хозяйственной жизни, обусловливающие возникновение объекта налогообложения.

2. НДД классифицируется в качестве расхода по обычной деятельности и учитывается в целях отчета о финансовых результатах при формировании показателя «Прибыль до налогообложения».

3. НДД представляется в отчете о финансовых результатах в качестве самостоятельной статьи расходов по обычной деятельности либо включается в состав других статей этих расходов в зависимости от существенности и принятых организацией подходов к структурированию статей отчета. Организация должна применять единые подходы к представлению в отчете о финансовых результатах НДД и НДПИ.

4. Отрицательная разница между принимаемой для расчета налога выручкой и расходами, подлежащая учету в целях налогообложения в следующих периодах, может формировать отложенный налоговый актив, учитываемый аналогично порядку, предусмотренному для формирования отложенного налогового актива по налогу на прибыль в отношении переносимого на будущие периоды убытка.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

НДД – гибридный налог: с одной стороны, он вводился как более совершенный способ рассчитать налоговую нагрузку на добычу вместо налога на добычу полезных ископаемых НДПИ, с другой, база налога представляет собой некую расчетную разницу между доходами и расходами. В силу гибридного характера НДД обладает отдельными чертами налога на прибыль и вместе с тем имеет множество черт, отличающих его от налога на прибыль.

Основное сходство НДД с налогом на прибыль заключается в том, что объектом налогообложения являются доходы за вычетом расходов. Исходя из этого НДД следовало бы учитывать в том же порядке, в каком учитывается налог на прибыль. В международной практике известен похожий налог – Australian Petroleum Resource Rent Tax.

Подход в GAAP Australia предусматривают применение в отношении этого налога такого же порядка учета, который применяется к налогу на прибыль.

Вместе с тем, есть ряд обстоятельств, имеющих значение для методологии бухгалтерского учета, которые отличают НДД от налога на прибыль и от его аналогов, в том числе от австралийского налога. Подобные налоги в нефтяной отрасли, которые рассматриваются как налоги на прибыль, как правило, сводятся к дополнительной ставке налога на прибыль для нефтяных компаний. В отличие от них НДД не заменяет собой налог на прибыль и не является дополнительной суммой или ставкой по налогу на прибыль.

Он принимается при расчете налога на прибыль в качестве расхода как любой другой расход (как например НДПИ).

В отличие от австралийского налога, в налоговую базу которого входят фактические доходы и расходы, в базу по НДД входит расчетная «выручка» и значительная часть расчетных «расходов». Налоговая база имитирует некую расчетную нетто сумму доходов и расходов по отдельно взятому участку недр. Расчетные выручка и расходы определяются исходя из фактической добычи, а не из продаж.

База по налогу на прибыль (Налогооблагаемая прибыль / налоговый убыток) определяется IAS 12 как «прибыль (убыток) за период, определяемая (определяемый) в соответствии с правилами налоговых органов, в отношении которой (которого) уплачиваются (возмещаются) налоги на прибыль.» Как указано в основе для выводов австралийского регулятора, ссылка на налог на прибыль является циклической к п.2 IAS 12, что затрудняет применение этих определений. Там же указано, что «налогооблагаемая прибыль» предполагает нетто сумму, т.е. налогооблагаемые доходы минус налоговычитаемые расходы. При этом из контекста стандарта следует, что речь идет о фактических доходах и расходах.

База по НДД не соответствует определению IAS 12 для Taxable profit: Налогооблагаемая прибыль может отличаться от бухгалтерской прибыли из-за разных периодов признания тех или иных фактических доходов или расходов (временные разницы), либо из-за их непризнания (постоянные разницы). Но если разницы возникают из-за того, что это просто другие (расчетные) суммы, то нельзя описать природу этих разниц в терминах IAS 12.

Такой порядок определения сумм налога больше напоминает НДПИ (в расчете этого налога также участвует фактическая добыча) нежели налог на прибыль. Из тех фактических расходов, которые включаются в расчет базы НДД, не все из них являются таковыми на самом деле. Все расходы, которые нельзя напрямую привязать к лицензионному участку (далее – ЛУ), распределяются по определенной методике, т.е. тоже являются расчетными. В обществах с несколькими ЛУ, как правило, нет расходов, которые можно напрямую увязать с ЛУ. НДД похож на НДПИ тем, что в расчет доходов и части расходов, которые включаются в базу, используются данные фактической добычи.

НДД – модифицированная версия НДПИ. Это налог, который взимается с каждой тонны добытой нефти и ГК. Отличие сводится к более сложному расчету налога с этой добычи.

Фактические доходы и расходы по ЛУ с НДД входят в базу по налогу на прибыль в обычном порядке (в т.ч. фактические расходы, которые были включены в расчет НДД). Раздельный учет по участкам недр для целей налога на прибыль не ведется. Никаких изменений в правилах по налогу на прибыль нет – кроме как появления нового вида налоговычитаемого расхода, взамен части НДПИ.

Главной особенностью порядка учета, предусмотренного IAS 12 и ПБУ 18, является признание отложенных налоговых активов и обязательств, определяемых исходя из временных разниц. При этом временная разница определяется как разница между балансовой стоимостью актива и обязательства и его налоговой величиной. В силу правил расчета НДД, предусмотренных НК РФ, определение налоговой величины активов или обязательств в целях расчета временных разниц и отложенных налогов в основном не применимо в отношении НДД. Например, если балансовая стоимость основного средства составляет 100 руб., при этом налоговая величина этого основного средства с точки зрения налога на прибыль составляет 80 рублей, то налогооблагаемая временная разница составляет 20 руб. по налогу на прибыль.

При этом невозможно определить, что должно считаться налоговой величиной этого же основного средства с точки зрения НДД.

Кроме того, поскольку НДД принимается в расчет в качестве расхода в целях определения налога на прибыль организации, объекты учета, связанные с НДД, влияют на показатели учета налога на прибыль. Если предположить признание в отношении НДД отложенных налоговых активов и обязательств, то такие ОНА и ОНО должны в свою очередь служить основанием для признания временных разниц и производных ОНА и ОНО в целях налога на прибыль. Такое двуступенчатое признание отложенных налогов значительно затруднит понимание экономического смысла показателей финансовой отчетности ее пользователями.

IAS 12 определяет «Accounting profit» и «Taxable profit». Из контекста стандарта и требований НК РФ следует, что Accounting profit – это прибыль до налога отчитывающейся организации, а Taxable profit – налогооблагаемая этой организации как юридического лица. Однако НДД облагается не вся прибыль экономического субъекта, а локальный финансовый результат, ограниченный определенными доходами и расходами. НДД применяется к отдельным пилотным ЛУ, т.е. к каким-то частям деятельности юридического лица.

Нельзя говорить о том, что база НДД является Taxable profit этого юр лица.

НДД экономически взаимоувязан с НДПИ и экспортной пошлиной, являясь в определенной степени их заменителем. Для пилотных ЛУ снижается сумма НДПИ. Т.е. в рамках одного юр. лица будут ЛУ с обычным НДПИ и ЛУ со сниженным НДПИ + НДД.

Если НДД исключать из операционной прибыли, получится, что у компаний с ЛУ на НДД эффективность лучше, чем у компаний без НДД, просто потому что они не включают этот расход в расчет – и для сопоставимости пользователям придется НДД добавлять обратно в операционную прибыль. Для аналитических целей, при сравнении доналоговой прибыльности ЛУ, в себестоимость добычи следует включать и НДПИ, и НДД. ЛУ могут отличаться по прибыльности из-за отличий между НДПИ и НДД, но не из-за того, что один из этих элементов из себестоимости просто исключен.

Таким образом НДД в большей степени похож на расход, который по подобию НДПИ, должен входить в себестоимость соответствующих объемов добытой нефти, с которых он рассчитан (и в стоимость соответствующих остатков запасов).

Как было отмечено выше, положения IAS 12 и ПБУ 18 в части определения временных разниц и отложенных налогов, не применимы в отношении НДД. Но есть одно исключение. Это предусмотренная НК РФ возможность переноса на будущие периоды убытка.

В отношении этого убытка может признаваться отложенный налоговый актив в порядке, предусмотренном IAS 12 (или ПБУ 18).

Что касается порядка учета текущего налога на прибыль (без учета вопроса отложенных налогов), то он не отличается от общих подходов к учету расходов организации. В этой связи для учета НДД не имеет принципиального значения выбор между применением ПБУ 18/02 и IAS 12 (в части учета текущего налога) либо применением ПБУ 10/99 «Расходы организации» (аналог ПБУ 10 в МСФО отсутствует).

В отношении представления НДД в отчетности основным вопросом является выбор одного из двух вариантов: представление НДД как расхода, формирующего показатель прибыли до налогообложения, или представление его наряду с показателями налога на прибыль после прибыли до налогообложения в качестве статьи, формирующей чистую прибыль. Учитывая приведенную выше аргументацию, в особенности то, что НДД платится не со всей прибыли, а с ее части, а также то, что НДД принимается в качестве расхода в целях налогообложения прибыли, первый вариант представляется лучше отражающим характер этого налога с точки зрения формирования финансовых результатов организации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Режим НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, то есть налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины на нефть, и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, величина которого зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье нефть и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.

НДД учитывает экономику разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период в зависимости от доходности конкретного участка недр в отдельности. Данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после выхода месторождения на проектную мощность, что создаст благоприятные условия для введения в разработку низкорентабельных месторождений углеводородного сырья, содержащих в том числе трудноизвлекаемые запасы.

В зависимости от результатов внедрения НДД при реализации пилотных проектов будут рассматриваться возможности его корректировки и расширения периметра применения.

В соответствии с бюджетным законодательством НДД зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%. Данные поступления обеспечат финансирование социально-значимых программ в сферах образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, демографии.

Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на добавленный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Переход на эту систему носит добровольный характер.

Сформирован перечень пилотных проектов по НДД в Западной Сибири из 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями.

15 из 35 пилотных проектов достались «Роснефти». Большинство из них находится в ХМАО, и только участки «Газпром нефти» — в Ямало-Ненецком автономном округе. Согласно письму Текслера, совокупный уровень добычи по участкам «Роснефти» в 2016 году составил 6,13 млн т, ЛУКОЙЛа (семь участков) — 2,73 млн т, «Сургутнефтегаза» (шесть участков) — 2,32 млн т, «Газпром нефти» (четыре участка) — 2,77 млн т. В эксперимент также попали один участок «РуссНефти» (добыча в 2016 году составила 0,067 млн т) и два участка независимых компаний с совокупным объемом добычи 0,74 млн т нефти.

Если эксперимент оправдает себя, то НДД будет понятным механизмом налогообложения по всей отрасли, позволяющим прогнозировать инвестиции в разного рода проекты, вне зависимости от региона и обводненности месторождения.

14.12.2018, 20:03 | 11304 просмотров | 1534 загрузок

Статья 333.43 НК РФ. Налогоплательщики. Понятия и термины, используемые при налогообложении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья (действующая редакция)

1. Налогоплательщиками налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее в настоящей главе — налог) признаются организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, и являющиеся пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и предусматривающих в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти или на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых на участках недр, указанных в пункте 1 статьи 333.45 настоящего Кодекса. При этом по состоянию на 1 января года налогового периода на таких участках недр имеются извлекаемые запасы нефти, подтвержденные данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, либо сведениями из заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, в году, предшествующем году налогового периода.

2. В целях настоящей главы к углеводородному сырью относятся следующие виды добытых полезных ископаемых:

1) нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (далее в настоящей главе — нефть);

2) газовый конденсат, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку (далее в настоящей главе — газовый конденсат);

3) газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее в настоящей главе — попутный газ);

4) газ горючий природный, за исключением попутного газа (далее в настоящей главе — газ).

3. К деятельности налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр (далее в настоящей главе — деятельность по освоению участка недр) в целях настоящей главы относятся следующие виды деятельности, осуществляемые таким налогоплательщиком собственными силами или с привлечением третьих лиц (с учетом особенностей, установленных пунктом 4 настоящей статьи):

1) деятельность по разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, разведке, добыче (извлечению из недр) углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье) на участке недр;

2) деятельность по транспортировке углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье), добытого на участке недр, от мест добычи до мест подготовки углеводородного сырья, мест сдачи третьим лицам для транспортировки и (или) для подготовки углеводородного сырья, мест реализации углеводородного сырья третьим лицам без сдачи третьим лицам для транспортировки;

3) деятельность по подготовке углеводородного сырья — разделение любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье, на производные смеси, содержащие отдельные виды углеводородного сырья; доведение углеводородного сырья (в том числе на мощностях третьих лиц) до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика;

4) деятельность по хранению углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье), добытого на участке недр;

5) деятельность по созданию объектов утилизации (переработки) попутного газа, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр, согласованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах;

6) деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, указанных в подпунктах 1 — 5 настоящего пункта, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности;

7) деятельность по приобретению, сооружению, изготовлению, доставке объектов основных средств, являющихся объектами дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, необходимыми для осуществления деятельности по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья на участке недр, а также по разведке, добыче (извлечению из недр), хранению, транспортировке углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье), добытого на участке недр, и по доведению указанных объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования.

4. Виды деятельности, указанные в подпунктах 2 — 7 пункта 3 настоящей статьи, признаются деятельностью налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр в случае, если такие виды деятельности непосредственно связаны с осуществлением таким налогоплательщиком на этом участке недр вида деятельности, указанного в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи.

5. В целях настоящей главы:

1) степень выработанности запасов нефти участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых на соответствующую дату как частное от деления суммы накопленной добычи нефти (включая потери при добыче) на участке недр на начальные извлекаемые запасы нефти участка недр. Рассчитанное в порядке, установленном настоящим подпунктом, значение степени выработанности запасов нефти округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления;

2) начальные извлекаемые запасы нефти участка недр определяются как сумма запасов нефти всех категорий и накопленной добычи (включая потери при добыче) с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на соответствующую дату;

3) сумма накопленной добычи нефти и начальных извлекаемых запасов нефти определяется в тысячах метрических тонн;

4) понятие «добытое полезное ископаемое» используется в значении, указанном в главе 26 настоящего Кодекса;

5) понятие «участок недр» используется в значении, указанном в главе 26 настоящего Кодекса;

6) количество добытого на участке недр углеводородного сырья соответствующего вида определяется в порядке, установленном статьей 339 настоящего Кодекса, за вычетом нормативных потерь полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей) на основании пункта 1 статьи 342 настоящего Кодекса;

7) количество газа и попутного газа, добытых на участке недр и закачанных в пласт для поддержания пластового давления при добыче, а также попутного газа, закачанного в пласт для хранения на основании соответствующей лицензии, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, определяется по данным учета налогоплательщика.

Минфин предложил отменить нефтяникам льготы почти на 300 млрд руб.

Минфин предложил повысить налоги для нефтяных месторождений, которые пользуются льготами по НДПИ и экспортной пошлине, а также изменить параметры налога НДД. Нефтяники используют льготы неэффективно, объяснил министр Силуанов

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Минфин планирует отменить налоговые льготы для нефтяных компаний, которые носят «неэффективный характер», а также увеличить поступления от налога на дополнительный доход (НДД), рассказал в среду глава ведомства Антон Силуанов, передает корреспондент РБК.

Речь идет об отмене льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для выработанных месторождений, участков с вязкой и сверхвязкой нефтью, а также «определенных льгот по экспортным пошлинам», которые получали зрелые месторождения, рассказал министр. Что касается НДД, Минфин предложил поменять его параметры так, чтобы «восстановить выпадающие доходы бюджета до уровня, о котором договаривались при введении режима».

Почему Минфин хочет увеличить плату по НДД

НДД — новый налог для российских нефтяников, он тестируется с 2019 года на отдельных месторождениях крупнейших компаний в рамках эксперимента. Нефтяники много лет добивались введения налога, который позволит учитывать экономику месторождений и разрабатывать даже сложные нерентабельные запасы, и в 2018 году договорились с Минфином обо всех параметрах НДД. В будущем компании предлагали заменить рентный налог НДПИ (база для него — стоимость всей добытой нефти) на НДД (больше похож на налог на прибыль), но Минфин предлагал дождаться результатов первого года тестирования.

Они разочаровали ведомство: по мнению Минфина, нефтяники недоплатили в бюджет 213 млрд руб., а заместитель министра финансов Алексей Сазанов назвал НДД «самой большой ошибкой в своей карьере».

«Логика наша заключается в том, что льготы должны стимулировать новые инвестиции. Мы видим, что при предоставлении этих льгот никаких инвестиций новых не происходит», — объяснил Силуанов. Министр отметил, что даже в условиях сделки ОПЕК+ о сокращении поставок на сложных месторождениях идет активная добыча, «потому что там льготы действуют, а на обычных месторождениях, где нет льгот, не добывается».

Минфин договорился поменять порядок предоставления льгот по месторождениям, связанным со сложной добычей, и предлагает им перейти на НДД, рассказал Силуанов. Доход бюджета от такого перехода он оценил примерно в 100 млрд руб., изменение параметров самого налога — в 80 млрд руб., отмену льгот по вязким нефтям — также в 80 млрд руб., а отмену льготы по экспортной пошлине для зрелых участков — примерно в 30 млрд руб.

Фото:Кирилл Каллиников / РИА Новости

Об инициативе Минфина изменить НДД и отменить льготы по НДПИ для выработанных месторождений стало известно в августе этого года, тогда же главы крупнейших компаний пожаловались на эту идею президенту Путину, писал «Коммерсантъ» (у РБК также есть копия письма). По оценкам компаний, корректировка налога на дополнительный доход (НДД) и льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за десять лет приведут к снижению добычи нефти на 600 млн т, падению доходов бюджета на 4,5 трлн руб. и потере 35 тыс. рабочих мест.

Как переехавшие россияне разгоняют экономики стран-соседей

Кран потек: приведет ли обвал цен на нефть к «тощим годам» в России

Почему Россия теперь годами будет работать на б/у оборудовании в ИТ-сфере

Китай конца 90-х: почему Индия стала проклятьем для российских импортеров

Матерные KPI: чем ругань на рабочем месте может помочь коллективу

Выстрел «Авроры»: есть ли будущее у российской операционной системы

Саботаж, формализм, прокрастинация: как люди сопротивляются изменениям

Slack и Zoom убивают продуктивность: что с этим делать — Bloomberg

Кабмин одобрил законопроект по расширению НДД

Кабмин одобрил законопроект по расширению НДД

МОСКВА, 7 февраля. /ТАСС/. Правительство одобрило законопроект по расширению периметра применения режима НДД (налог на дополнительный доход) на еще 27 участков в ХМАО, ЯНАО и республике Коми при условии учета нескольких замечаний юридико-технического характера. Документ в настоящий момент готовится к внесению в Госдуму, следует из подписанного вице-премьером Дмитрием Григоренко заключения правительства России (имеется в распоряжении ТАСС).

«Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний», — говорится в заключении. Подлинность документа подтвердила замглавы комитета Госдумы по бюджету и налогам Ольга Ануфриева («Единая Россия»), которая является одним из авторов законопроекта. Замечания касаются уточнения географических координат участков, а также одной из формулировок («коэффициент ретроспективного убытка» вместо «коэффициент убытка»).

«Да, действительно, на законопроект получено положительное заключение правительства при условии внесения нескольких замечаний юридико-технического характера, не имеющих существенного значения для содержания документа. Законопроект пока не внесен в Государственную думу, я думаю, что это произойдет уже в самое ближайшее время после согласования экспертного совета фракции, возможно уже на следующей неделе», — сказала Ольга Ануфриева.

Расширение периметра применения налога на дополнительный доход (НДД) на еще 27 участков в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах, а также в Республике Коми может дополнительно принести в федеральный бюджет 84 млрд рублей в 2024-2027 годах.

«Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, принятие федерального закона приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет в размере 84 млрд рублей в период 2024-2027 годов при условии выполнения недропользователями взятых на себя обязательств по увеличению добычи нефти», — отмечается в документе.

В периметр НДД могут попасть 23 участка из четвертой группы месторождений (вновь вводимые участки), по которым компании должны будут взять обязательства нарастить добычу на 9 млн тонн совокупно в 2024-2027 годах, а также участки из третьей группы (выработанные месторождения), где дополнительная добыча составит около 4 млн тонн. При этом режим НДД может начать работать по участкам четвертой группы уже с 1 января 2024 года, а по третьей — с 1 января 2024 года. Самое крупное месторождение, попавшее в периметр НДД — Тевлинско-Русскинское, которое разрабатывает «Лукойл».

«НДД является более справедливой налоговой системой для дальнейшего развития нефтедобычи, чем НДПИ. Размер фискальных изъятий нефтяной отрасли должен учитывать и возрастающие затраты компаний, объем которых напрямую зависит от качества запасов, которое в настоящий момент ухудшается. Колоссальные затраты на добычу трудноизвлекаемых запасов, с высоким уровнем обводненности (в некоторых случаях на 10 тонн добытой жидкости приходится только одна тонна нефти), и с другими проблемами делают разработку месторождений в условиях НДПИ крайне невыгодной и малореализуемой», — заметила Ольга Ануфриева.

Об НДД

НДД — это относительно новый налог, который применяется для нескольких категорий месторождений в зависимости от их выработанности и географического положения. Он заменяет собой экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых (частично) и взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку. Под режим НДД подпадают некоторые новые месторождения в Восточной Сибири, действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн), новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год, а также арктические проекты.

Вице-премьер России Александр Новак в своей статье в журнале «Энергетическая политика» писал, что налог на добавленный доход (НДД) в дальнейшем может стать основным налоговым режимом для добычи нефти, и государству почти не нужно будет вмешиваться в налоговую систему нефтяной отрасли.

По его словам, по итогам первого года добыча нефти на участках недр, вошедших в пилотные проекты, увеличилась на 2,9 млн тонн в год, в том числе на отдельных месторождениях — более чем на 10% в годовом выражении, а общие капитальные вложения выросли более чем на 110 млрд рублей.

Новак добавил, что после получения окончательных расчетов экономической эффективности режима НДД периметр действия этой налоговой системы планируется расширять за счет перевода на нее большего числа месторождений, которые пользуются в настоящее время разрозненными льготами на добычу полезных ископаемых.

admin
Оцените автора
Ракульское