Надо ли платить налог на зарубежное государственное пособие

Налоговый резидент РФ (более 183 дня) получает пособие по безработице и по инвалидности ребенка в Германии. Должен ли резидент РФ платить НДФЛ в России с пособия по безработице получаемого в Германии?

06 февраля 2017, 15:49 , Ольга, г. Москва
Ответы юристов
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
рейтинг 9.3

Общаться в чате

По общему правилу, изложенному в

Статья 217 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: 1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

Как видите в тексте данной статьи нет прямого указания на то, что данные пособия должны быть назначены именно в РФ.

Более того, если мы посмотрим следующий пункт, то увидим уточнение:

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Тем не менее, я полагаю, что Ваш вопрос непосредственно в законе не урегулирован. На данный момент не обнаружено также и соответствующих разъяснений ФНС или Минфина.

На мой взгляд есть смысл обратиться с запросом в налоговый орган для получения разъяснения, а также указания на перечень документов, которые потребуются для подтверждения того, что эти средства являются именно пособием.

06 февраля 2017, 16:04
Михаил Бабкин
Юрист, г. Москва

Общаться в чате

Ольга, здравствуйте! Итак

НК РФ Статья 207. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 208 НК РФ
3. Для целей настоящей главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, а также выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок;. текст в предыдущей редакции)
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи;
3) доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
5) доходы от реализации:
недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций;
прав требования к иностранной организации, за исключением прав требования, указанных в четвертом абзаце подпункта 5 пункта 1 настоящей статьи;
иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

Таким образом, поскольку Вы налоговый резидент, то пособия, выплачиваемые за пределами РФ, подлежат налогооблажению, в связи с чем налог платить придется.

06 февраля 2017, 16:05
Михаил Бабкин
Юрист, г. Москва

Общаться в чате

Налог не распространяется на пособия, которые установлены в соответствии с законодательством РФ, т.е. именно в России, что касается зарубежных пособий, то тут нужно уплатить 13 процентов.

06 февраля 2017, 16:07
Михаил Бабкин
Юрист, г. Москва

Общаться в чате

Хочу отметить, что двойного налогооблажения не будет поскольку согласно закону о подоходном налоге Германии налогом не облагаются

Не все доходы должны облагаться налогом. Существует около 70 ви-дов налогонеоблагаемых доходов. К ним относятся, например:
пособие по безработице, помощь по безработице, дотация на аренду жилья, социальная помощь;
– пособие на детей, пособие на воспитание, пособие по случаю материнства;
– доплата работодателя к платежам за ясли и детсад;
– получаемая плата на содержание до 27000 DM, за которую уже уплачен налог лицом, обязанным оказывать материальную помощь (разведенная женщина не платит налог за алименты от прежнего мужа, если он сам внес за них налог);
– полученные из-за рубежа доходы, которые там должны облагаться налогом.

ru.exrus.eu/NALOGI-v-GYeRMANII-id4f3ec7546ccc1994430087fa

Если бы конечно эти пособия облагали налогом в Германии, то в России по международному соглашению можно бы было не платить.

06 февраля 2017, 16:42
Тимур Унароков
Юрист, г. Москва

Общаться в чате

Здесь можно попробовать сослаться на положения Соглашения об избежании двойного налогообложения.

Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 (ред. от 15.10.2007) «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Статья 19
Доходы от деятельности в рамках государственной службы
1. Вознаграждения, включая пенсии, выплачиваемые Договаривающимся Государством в лице созданных в нем органов государственной власти, включая местные органы власти, физическому лицу за службу, осуществляемую для этого Государства в лице указанных органов, могут облагаться налогом только в этом Государстве. Эти вознаграждения могут, однако, облагаться налогом только в другом Договаривающемся Государстве, если эта служба осуществляется в этом другом Государстве и физическое лицо является резидентом этого Государства и не является гражданином первого упомянутого Государства.
2. В отношении вознаграждений и пенсий за услуги, оказанные в связи с предпринимательской деятельностью от имени Договаривающегося Государства в лице созданных в нем органов государственной власти, включая местные органы власти, применяются положения статей 15, 16 и 18 настоящего Соглашения.
3. Компенсационные выплаты, которые Договаривающееся Государство в лице созданных в нем органов государственной власти, включая местные органы власти, производит в форме пенсии, пожизненной ренты и других периодических или единовременных выплат за ущерб, понесенный вследствие военных действий или политического преследования, могут облагаться налогом только в этом Государстве.

То есть все налога за немецкие пенсии вы должны платить в Германии.

06 февраля 2017, 16:24
Тимур Унароков
Юрист, г. Москва

Общаться в чате

Тимур, а при чем тут доходы от гос.службы? разве клиент гос.служащий (бывший/настоящий)?
Чернобавский Дмитрий

Ну или Статья 18 «Пенсии»

Статья 18

Пенсии

С учетом положений пункта 1 статьи 19 настоящего Соглашения пенсии и подобные вознаграждения, выплачиваемые резиденту Договаривающегося Государства за прежнюю работу по найму, могут облагаться налогом только в этом Государстве.

Согласен, что вознаграждение за прежнюю работу по найму здесь тоже не совсем подходит… Ну или нужно точно знать что по немецкому законодательству представляет из себя пособие по безработице (кем и за чей счет выплачивается и каким законодательством регулируется).

06 февраля 2017, 16:55
Дмитрий Чернобавский
Юрист, г. Электросталь
рейтинг 7.9

Общаться в чате

Статья 19 Доходы от деятельности в рамках государственной службы
Унароков Тимур

Тимур, а при чем тут доходы от гос.службы? разве клиент гос.служащий (бывший/настоящий)?

1. Вознаграждения, включая пенсии, выплачиваемые Договаривающимся Государством в лице созданных в нем органов государственной власти, включая местные органы власти, физическому лицу за службу, осуществляемую для этого Государства в лице указанных органов, могут облагаться налогом только в этом Государстве.

по-моему, если и применять Соглашение, то статью 21

Статья 21 Другие доходы
Доходы, получаемые резидентом Договаривающегося Государства, которые не рассматривались в предыдущих статьях настоящего Соглашения, могут без учета их происхождения облагаться налогом только в этом Государстве.

06 февраля 2017, 16:42
Марина Болтунова
Юрист, г. Москва

Общаться в чате

Практики действительно никакой нет, как и разъяснений Минфина.

Единственно, что нашла, это про пенсии.

Вопрос: Об НДФЛ с государственных пенсий, выплачиваемых резиденту РФ согласно законодательству ФРГ за трудовую деятельность в немецких организациях.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 октября 2016 г. N БС-3-11/4919@
Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке налогообложения государственных пенсий, выплачиваемых в соответствии с законодательством ФРГ налоговому резиденту Российской Федерации за его прежнюю трудовую деятельность на немецких предприятиях, и сообщает следующее.
С учетом положений статьи 18 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года (далее — Соглашение) указанные пенсии, выплачиваемые налоговому резиденту России в соответствии с законодательством ФРГ, могут облагаться налогом только в России согласно нормам ее законодательства о налогах и сборах.
Согласно положениям пункта 2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению, в частности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в соответствии с действующим законодательством. При этом законодатель не ограничивает данную норму упоминанием исключительно о действующем законодательстве Российской Федерации.
По мнению ФНС России, в тех случаях, когда в Кодексе предполагалось применение каких-либо норм только в отношении доходов, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, это специально указывается в соответствующих нормах.
Учитывая изложенное, государственная пенсия, выплачиваемая в соответствии с законодательством ФРГ налоговому резиденту Российской Федерации за его прежнюю трудовую деятельность на немецких предприятиях, не подлежит налогообложению в Российской Федерации.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
21.10.2016

При этом, если следовать логике ФНС, то государственные пособия назначаемые по законодательству в том числе и Германии не подлежат налогообложению, т.к. в НК РФ не указано по какому законодательству назначено пособие.

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

Самый лучший вариант обратиться в Минфин за разъяснением самой.

Ответ получите в течение 30 дней и совершенно бесплатно.

Статья 21. НК РФ Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

Зарубежный доход — декларирование, уплата налога, особенности валютного регулирования

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог — НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов — 13%.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало «набирать» указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%. Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога — также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога — меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%. В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы — например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы — сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве — и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. — ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды — в стране — источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога (40% — если будет доказан умысле на неуплату налога)

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2019 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года — 2016, 2017, 2018. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности — 2 года

Валютное регулирование и валютный контроль

Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

  • уведомить ФНС РФ об открытии счета в банке за пределами территории РФ;
  • ежегодно представлять в ФНС РФ отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету;
  • соблюдать порядок проведения валютных операций по счету;

При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

  • налоговые резиденты — п.2 ст.207 НК РФ — лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
  • валютные резиденты — ст.1 ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

Валютное законодательство РФ — ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС — п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции — ст.15.25 КоАП РФ.

Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

Налоги для нерезидентов: тревожные перспективы (октябрь 2024)

Россия следует общемировой практики для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков, а особенно это вектор развития усилился после многочисленных волн миграции начиная с февраля 2024г. и объявления частичной мобилизации.

Этот пост посвящен новым тенденциям в сфере оплаты налогов нерезидентами.

Мы, как налоговые консультанты, видим зарождающуюся модель развития агрессивного налогового администрирования налогов, в том числе нерезидентов.

Оптимизация налогов по модели «резидент нигде» потеряет свою актуальность. Гражданам уехавшим работать за границу придется принять трудное решение – стать российским резидентом и платить налоги или разорвать связь со страной.

Сейчас многие уехавшие работать за границу (особенно «февральские») поневоле, с учетом отсутствия выработанных инструментов налоговых органов по администрированию доходов релоцированных работников, пользуются тем, что они не платят НДФЛ в бюджет России, указывая в договоре ГПХ в качестве места оказания услуг не РФ, при этом являясь нерезидентом РФ.

В свою очередь налоговые органы стран мест пребывания также в большинстве случаев не видят и не могут определить налоговую базу таких работников, поскольку как правило их заказчиком является работодатель/заказчик из России и денежные средства также переводятся на российский банковский счет. Например, находясь и работая в Армении, получая доход от российского заказчика/работодателя, налоговые органы Армении не могут увидеть такие доходы и соответственно администрировать их.

Между тем, мы уверенны, что государство в ближайшее время направят достаточные силы на администрирование и сбор налогов нерезидентов, с учетом того, что НДФЛ является достаточно важным налогом с учетом его собираемости и объемов. Например, доля НДФЛ в бюджете Москвы за ковидный 2020 год составила 40% (1 трлн 155,2 млрд рублей).

НОВЫЕ ГОТОВЯЩИЕСЯ ИЗМЕНЕНИЯ

Минфин России (minfin.gov.ru) 26.07.2022г. выпустил письмо по налоговым изменениям на ближайшие три года. Одна из основных инициатив — считать выплаты от работодателей или заказчиков из России российскими доходами независимо от места работы, указанного в договоре.

Планируется, что место работы станет определяться только местонахождением (юридическим адресом) работодателя либо заказчика, и по предлагаемым правилам не будет иметь смысла в каком месте находиться сотрудник или исполнитель.

То есть, если сейчас нерезидент может указать в договоре, что место оказания услуги не Россия и не платить НДФЛ, то после вступления законопроекту в силу избежания факта начисления НДФЛ 30% будет невозможно.

Сам законопроект еще не внесен в Госдуму, но на находиться в разработке профильных комитетов Правительства РФ.

Безусловно, планы Минфина не распространяются на доходы нерезидентов РФ от зарубежных заказчиков и работодателей. Платить с них российский НДФЛ по-прежнему не придется.

Мы, налоговые адвокаты из http://relokacia.online/ , постоянно мониторим вносимые государством изменениями и специализируемся на законных способах оптимизации уплаты налогов.

Вспоминаем 2019 год

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2024 годов.

Согласно указанному проекту (стр. 32) предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в России для приобретения статуса налогового резидента России со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации, аналогично налоговой ставке в размере 13 процентов, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации.

Еще начиная с 2019 года государство начинает активно думать о высокой мобильности граждан России с учетом политической повестки и начинает вводить правовую базу для увеличения числа налогоплательщиков НДФЛ.

Центр жизненных интересов как один из критериев определения резидентства

Одним из ключевых критериев определения налогового резидентства и того, какие будут платить налоги нерезидент является концепция «центра жизненных интересов» налогоплательщика, который выражен в многочисленных национальных законодательствах, а также в соглашениях об избежание двойного налогообложения.

В письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2018 г. N 03-08-05/7126 раскрываются критерии «центра жизненных интересов».

Концепция центра жизненных интересов при определении налогового резидентства предполагает введение дополнительных критериев, которые характеризуют личные, социальные и экономические связи физического лица. Такие критерии, как наличие недвижимости, личных и экономических связей, место проживания и гражданство. По информации Минфина, такой подход уже применяется в рамках соглашений с другими странами для избежания двойного налогообложения.

Мы полагаем, что в ближайшее время именно этот принцип станет ключевым при определении, какие налоги платит нерезидент.

По мнению российского ведомства, эти меры позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию и получить преимущественное право на налогообложение в случае споров с другими странами. Также это увеличит контроль в сфере собираемости налогов нерезидентов.

Согласно ст. 25 Налогового кодекса Республики Армения, Физическими лицами-резидентами считаются также: физические лица, центр жизненных интересов которых находится в Республике Армения. По смыслу применения настоящего пункта центр жизненных интересов – это место, где сосредоточены семейные или экономические интересы физического лица.

В частности считается, что центр жизненных интересов физического лица находится в Республике Армения, если его дом или иное место жительства, семья, основное место профессиональной или иной деятельности находится в Республике Армения.

При этом на данный момент, критерий «срок нахождения» налогоплательщика (если для России — 183 дня) – является первостепенным при определения налогового резидентства и подсчета подоходного налога для нерезидентов.

Если обратится к международной судебной практики в части оплаты налогов нерезидентами, то мы не можем не упоминать о деле знаменитой певицы «Шакиры», которой был доначислен подоходный налог потому, что она с 2012 года переехала в Испанию, постоянно проживала, родила детей, вышла замуж за игрока «Барселоны».

Это и есть проявление доказывания концепции «центра жизненных интересов» при определении налогового резидентства.

В завершении этого поста хочется выразить свое мнение – скорее всего, резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать, налоговый орган будет стремиться вводить новые методы администрирования подоходного налога нерезидентов, которые уехали работать за границу, появятся поправки в Уголовный кодекс в части ужесточения ответственности от уплаты личных налогов. Все это можно ожидать на фоне дефицита бюджета с учетом текущих внешних обстоятельств.

Налоговый адвокат

Бугрушев Александр

Ели хотите подтянуть матчасть по теме «налогов нерезидентов», то мы дополнительно подготовили материалы по следующим темам:

  • Определяем ставку НДФЛ по выплатам нерезидентам (vk.com)
  • С каких выплат нерезидентам нужно удерживать НДФЛ (vk.com)
  • Кто признается нерезидентом для целей НДФЛ (vk.com)
  • ИП УЕХАЛ РАБОТАТЬ ЗА ГРАНИЦУ. НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (vk.com)

Страховые взносы и налоги для нерезидентов (2022)

«Нерезиденты налоги 2024 страховые взносы» — по такому запросу в интернете можно найти довольно много противоречивой информации. В данной статье мы ее систематизируем и подробно расскажем о том, как облагаются взносами и налогами доходы нерезидентов.

  • Нерезиденты в налоговом законодательстве
  • Ставки налога для нерезидентов
  • НДФЛ по доходам нерезидента, полученным по договору найма
  • Особенности налогообложения нерезидентов
  • Страховые взносы с нерезидентов
  • Итоги

Нерезиденты в налоговом законодательстве

Нормы закона в части обложения НДФЛ разделяют физлиц на налоговых резидентов и нерезидентов. В ст. 207 НК РФ расписаны условия признания физлица резидентом.

Прочие не принятые в эту категорию граждане являются нерезидентами и несут, как правило, более высокую налоговую нагрузку по сравнению с резидентами по доходам, получаемым в России.

При применении норм налогообложения доходов нерезидентов в силу п. 1 ст. 7 НК РФ надо также принимать во внимание правила налогообложения, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации.

В ст. 207 НК РФ критерием, посредством которого налоговые агенты и налоговые органы идентифицируют налогоплательщика в качестве налогового резидента, назван период нахождения физлица в Российской Федерации — не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Причем в пп. 2.1 и 3 этой статьи указаны обстоятельства выезда за границу, не учитывающиеся при исчислении периода:

  • на срок менее шести месяцев по вопросам лечения или обучения;
  • на морские месторождения углеводородного сырья;
  • заграничные командировки военнослужащих, сотрудников госорганов власти и органов местного самоуправления.

Прочие физлица при получении доходов от источников в РФ являются нерезидентами.

Кто является нерезидентом в целях исчисления НДФЛ объяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

При расчете периода учитываются все дни, в том числе дни въезда и выезда из страны. По мнению Минфина, применение ст. 6.1 НК РФ по исчислению сроков не требуется (письма Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157).

Ставки налога для нерезидентов

Доходы физлиц, не являющихся резидентами РФ, в том числе по которым, в соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ, для резидентов применяется ставка 30% (п. 3 ст.

224 НК РФ). Этим же пунктом предусмотрена пониженная ставка 13% по отдельным видам доходов или обстоятельствам их получения:

  • от работы по найму иностранных граждан, получивших патент в миграционном органе в порядке ст. 13.3 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (правила действуют с 01.01.2015 на основании закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
  • трудовой деятельности иностранцев при соблюдении условий признания их высококвалифицированными специалистами согласно ст. 13.2 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ;
  • осуществления трудовой деятельности участниками (членами их семей) Государственной программы, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637;
  • исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, ходящих под российским флагом;
  • осуществления трудовой деятельности лицами, признанными беженцами или получившими политическое убежище в соответствии с законом от 19.02.1993 № 4528-I.

Ставка 15% предусмотрена по дивидендам от долевого участия в российских организациях.

С вступлением в силу ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе с 01.01.2015 граждане Армении, Белоруссии и Казахстана с доходов, получаемых ими по договорам найма, уплачивают НДФЛ по ставке 13% вне зависимости от длительности периода нахождения в России. С 12.08.2015 к этому договору присоединилась Киргизия, и доходы ее граждан, работающих в РФ, с этой даты также начали облагаться по ставке 13% (письмо Минфина России от 19.08.2015 № 03-04-07/47939).

Подробнее о ставках НДФЛ для нерезидентов читайте здесь.

КонсультантПлюс разъясняет:
Если работник является резидентом другой страны, обязательно изучите соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между этой станой и РФ. Например, иностранный гражданин предоставляет российской организации за вознаграждение право использования своего литературного произведения на территории РФ. Автор — налоговый резидент Республики Кипр. Налоговым резидентом РФ автор не является. Вознаграждение за право использования произведения является доходом от источника в РФ и по правилам Налогового кодекса РФ должно облагаться НДФЛ (пп.

3 п. 1 ст. 208 НК РФ, п. 2 ст. 209 НК РФ). Однако.

Читайте продолжение примера, получив пробный доступ к системе К+. Это бесплатно.

НДФЛ по доходам нерезидента, полученным по договору найма

В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ вознаграждение за исполнение трудовых функций считается полученным работником, в том числе нерезидентом, в последний день отчетного месяца, а при прекращении трудового договора — в последний рабочий день. На эту дату налоговый агент рассчитывает количество дней нахождения нерезидента в России (письмо Минфина России от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534).

Расчет налога при несоблюдении правила 183 дней производится отдельно по каждой выплате без применения стандартного налогового вычета (п. 4 ст. 210 НК РФ) по ставке 30%.

При подтверждении периода пребывания в стране не менее 183 календарных дней работник считается резидентом. НДФЛ исчисляется нарастающим итогом с начала года (налогового периода) по ставке 13% с учетом удержанного налога в предыдущие месяцы по ставке 30% (п. 3 ст.

226 НК РФ, письмо Минфина России от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30).

Пример перерасчета НДФЛ со сменой статуса см. здесь .

По окончании налогового периода перерасчет и возврат НДФЛ осуществляет ФНС после представления декларации 3-НДФЛ и документов, подтверждающих статус налогового резидента (п. 1.1 ст. 231, ст.

78 НК РФ), в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика.

Получить представление о декларации 3-НДФЛ вам помогут материалы этой рубрики нашего сайта.

Особенности налогообложения нерезидентов

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ являются как резиденты, так и физлица, ими не являющиеся. Таким образом, все права и обязанности, предусмотренные НК РФ для налогоплательщиков, действительны и для нерезидентов с учетом особенностей, предусмотренных гл.

23 НК РФ и межгосударственными соглашениями Российской Федерации.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ отсутствие статуса налогового резидента, а следовательно, применение к доходам резидента ставки НДФЛ в размере 30% не позволяет ему воспользоваться налоговыми вычетами, указанными в ст. 218–221.

При этом налогообложение должно осуществляться с учетом межправительственного соглашения по устранению двойного налогообложения, действующего между Россией и государством, в котором лицо считается резидентом. Перечень таких договоров опубликован на сайте ФНС.

Чтобы налог, уплаченный в зарубежном государстве, был зачтен в РФ, налогоплательщику необходимо иметь (п. 3 ст. 232 НК РФ):

  • документы, подтверждающие величину начисленного дохода и уплаченного с него за границей налога (оригиналы или их заверенные копии);
  • нотариально заверенный перевод этих документов.

Срок подачи документов на такой зачет ограничен 3 годами после окончания налогового периода, в котором были получены соответствующие доходы (п. 2 ст. 232 НК РФ).

Если международный договор предусматривает полное или частичное освобождение доходов от налогообложения, то иностранцу для получения такого освобождения достаточно представить налоговому агенту паспорт, выданный иностранным государством, или иной аналогичный документ (п. 6 ст. 232 НК РФ). В случае невозможности предъявления ни одного из указанных документов их может заменить официальное подтверждение статуса иностранца, выданное уполномоченным органом иностранного государства.

При необходимости перевода текста на русский язык одновременно с таким подтверждением подается его нотариально заверенный перевод.

Налог, удержанный у иностранца до момента подачи им документов на освобождение от налогообложения, подлежит возврату ему налоговым агентом на основании заявления. Возврат нужно осуществить в безналичной форме в течение 3 месяцев со дня получения заявления (п. 7 ст. 232, п. 1 ст.

231 НК РФ), т. е по тем же правилам, которые действуют для резидентов.

Страховые взносы с нерезидентов

В ст. 420 НК РФ предусматривается, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного соцстрахования. К таковым относятся законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Этими законами устанавливается, в частности, перечень лиц, которые признаются застрахованными по данным видам страхования.

Взносы на травматизм по-прежнему регулирует закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Начисление взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также взносов по временной нетрудоспособности и травматизму работнику-иностранцу зависит не от его налогового статуса (резидент или нерезидент), а от его правового положения в России:

  • беженец;
  • получивший временное убежище в РФ;
  • гражданин государства — члена ЕАЭС;
  • постоянно проживающий в РФ;
  • временно проживающий в РФ;
  • временно пребывающий в РФ;
  • высококвалифицированный специалист.

На обязательное пенсионное страхование иностранных работников всех перечисленных статусов (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляются взносы с выплат, не превышающих в 2024 году 1 565 000 руб. по ставке 22%, а с суммы превышения — по ставке 10%. Взносы на обязательное пенсионное обеспечение высококвалифицированным специалистам не начисляются (в том числе на премии, выплаченные таким работникам уже после их увольнения).

Узнайте как платить страховые взносы по высококвалифицированным специалистам, получив пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс.

Платить ли пенсионные взносы за временно пребывающих в России граждан из ЕАЭС, узнайте здесь.

Взносы на обязательное страхование по временной нетрудоспособности с выплат более 1 032 000 руб. (в 2024 году) не начисляются всем специалистам, независимо от статуса.

Взносы с выплат, не превышающих 1 032 000 руб. начисляются по ставке 2,9% иностранцам всех статусов, кроме временно пребывающих в РФ. С выплат иностранцам, временно пребывающим в России, взносы на временную нетрудоспособность начисляются по ставке 1,8%, а с выплат в пользу временно пребывающих высококвалифицированных специалистов страховые взносы не исчисляются.

Взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются по ставке 5,1% с выплат, произведенных беженцам, гражданам — членам ЕАЭС, иностранным работникам, постоянно или временно проживающим в РФ. Взносы на этот вид страхования не уплачиваются с выплат, осуществленных в пользу временно пребывающих в РФ высококвалифицированных специалистов.

В соответствии с законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ иностранцы наравне с гражданами РФ подлежат страхованию от производственного травматизма. Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве (взносы, которые платятся в ФСС) начисляются по тем же тарифам, что и с выплат работникам — гражданам РФ.

Дополнительно о страховых взносах на выплаты иностранным работникам, работающим удаленно, вы можете прочитать в статье «На выплаты “удаленным” иностранцам не начисляются страховые взносы».

О страховых взносах с иностранцев читайте также в статье «Страховые взносы с иностранцев в 2024 году» .

Итоги

Налогообложение доходов иностранца (НДФЛ) зависит от количества дней его пребывания в России в течение 12 последовательных календарных месяцев. Исчисление страховых взносов с доходов иностранца зависит от его правового положения в России.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

admin
Оцените автора
Ракульское