Привлечение сотрудника правоохранительных органов к уголовной ответственности

Уголовно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел

Уголовно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел

Уголовно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел

Конституционный приоритет личности, ее прав и свобод в системе общественных отношений находит свое выражение в нормах всех отраслей права, в том числе уголовного, основной задачей которого является охрана прав и свобод человека и гражданина. В ряде случаев определенные свойства личности обусловливают особое уголовно-правовое регулирование отношений, в которые данное лицо вступает. В частности, так происходит с сотрудниками органов внутренних дел, место которых в системе уголовно-правового регулирования определяется спецификой их статуса и поэтому нуждается в научном анализе, что особенно актуально в свете проводимой реформы МВД России.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.
Из системного толкования норм, закрепляющих полномочия полиции во взаимосвязи с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, следует, что наиболее значимые для защиты личности, общества и государства полномочия МВД осуществляются именно сотрудниками полиции. Исследование приведенных норм приводит на первый взгляд к выводу о том, что из всех сотрудников органов внутренних дел особым статусом обладают именно сотрудники полиции. Однако довольно часто к выполнению возложенных на полицию обязанностей привлекаются иные сотрудники органов внутренних дел (например, внутренней службы и юстиции), а в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О полиции» в этом случае на них распространяются обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции. Кроме того, согласно ст.

28 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» каждый сотрудник органов внутренних дел при поступлении на службу принимает присягу и дает клятву уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, быть мужественными, честными и бдительными, не щадить своих сил в борьбе с преступностью, достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на них обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, хранить государственную и служебную тайну. Поэтому, в силу возможности наделения специальными функциями полиции всех сотрудников органов внутренних дел, выделение сотрудников полиции среди иных сотрудников органов внутренних дел представляется нецелесообразным.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что сотрудники органов внутренних дел обладают специальными, присущими только им правами и обязанностями, которые отличают их от иных лиц, в том числе от других государственных служащих, сотрудников других правоохранительных органов и иных представителей власти.
Особенности сотрудников органов внутренних дел как участников уголовно-правовых отношений следуют из их общеправового статуса, основную роль в котором играют выполняемые ими специфические задачи и расширенные властные полномочия. Возложенные на них функции требуют обеспечения повышения охраны данных лиц, а наличие широких властных полномочий, в том числе по применению мер принуждения, ставит задачу введения усиленного режима уголовной ответственности для недопущения злоупотреблений этими полномочиями.
Действующее уголовное законодательство определяет сотрудника органов внутренних дел как специального субъекта преступления, устанавливая уголовную ответственность за неисполнение приказа (ст. 286.1 УК РФ) и предусматривая специальный вид отягчающего наказание обстоятельства — совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел (п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ). Введение этих норм в уголовный закон состоялось относительно недавно, но сразу вызвало критику со стороны научного сообщества . Большинство справедливых замечаний касается несоответствия п. «о» ч. 1 ст.

Почитать  Приобретение квартиры по брачному договору

63 УК РФ конституционному принципу равенства перед законом и судом, поскольку сотрудники иных правоохранительных органов (например, ФСБ, ФСИН, прокуратуры) остаются в привилегированном положении по отношению к сотрудникам органов внутренних дел. При этом критиками не отрицается сама идея установления специального отягчающего обстоятельства при совершении сотрудником органа внутренних дел умышленного преступления, что также подчеркивает специфику уголовно-правового положения последних.

Вышеуказанными нормами участие сотрудников органов внутренних дел в уголовно-правовых отношениях не исчерпывается. Как верно отмечено Е.Р. Абызовой, «правовой статус сотрудников органов внутренних дел — это комплексная категория, аккумулирующая одновременно признаки нескольких видов специальных статусов: государственных служащих, должностных лиц, представителей власти» . Поэтому в уголовно-правовых отношениях они участвуют во всех этих статусах, причем как в качестве потерпевших, так и в качестве лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния.

Проведенный нами анализ уголовных дел с участием сотрудников органов внутренних дел за 2009 — 2014 гг. по различным регионам России показал, что чаще всего ими совершаются должностные преступления (превышение должностных полномочий, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки), мошенничество, умышленное причинение вреда здоровью личности. Гораздо реже — иные насильственные и корыстно-насильственные преступления против личности, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также иные виды преступлений. При этом должностные преступления занимают основное место в структуре совершаемых ими преступлений, поскольку напрямую связаны с наделением сотрудников органов внутренних дел специальными полномочиями.

В то же время любое совершаемое таким сотрудником преступление имеет повышенную общественную опасность, определяемую вышеуказанной спецификой его субъекта, а также несет за собой иные последствия в виде подрыва доверия общества к системе МВД в целом.
Рассматривая сотрудников органов внутренних дел в качестве лиц, совершивших преступление, следует подчеркнуть, что к ним применим ряд общих уголовно-правовых норм, касающихся возможности применения специфических обстоятельств, отягчающих наказание (п. «н», «о», ч. 1 ст. 63 УК РФ), связанных с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишение специального, воинского, почетного звания, классного чина и государственных наград. Важным компонентом уголовно-правового воздействия на сотрудников органов внутренних дел являются последствия, связанные с фактом привлечения к уголовной ответственности и выражающиеся в невозможности прохождения службы в органах внутренних дел.

Почитать  Очередь на получение субсидии на покупку жилья

Таким образом, действующее российское уголовное законодательство предусматривает широкий спектр уголовно-правового воздействия на исследуемую категорию лиц, который направлен, с одной стороны, на недопущение использования ими предоставленных специальных полномочий в не предусмотренных законом целях и, как следствие, на предупреждение совершения ими преступлений, а с другой — на изменение общественного мнения и повышение уровня доверия к ним.
В качестве специального потерпевшего сотрудники органов внутренних дел не упоминаются в УК РФ ни в одном составе преступлений, но как сотрудники правоохранительных органов, представители власти, лица, выполняющие определенные процессуальные функции (следователь, лицо, производящее дознание) или осуществляющие служебную деятельность, они могут выступать потерпевшими в составах, предусмотренных ст. 317 — 320, 294 — 296, 298.1, п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Уголовно-правовая охрана сотрудников органов внутренних дел осуществляется также нормами Общей части российского уголовного закона. В частности, на это направлены обстоятельства, исключающие преступность деяния, например, в случае причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, или исполнении приказа или распоряжения.

Как видно, объем уголовно-правовой охраны сотрудников органов внутренних дел значительно уже объема уголовно-правового воздействия на них.
Выделяя в отдельную уголовно-правовую категорию сотрудников органов внутренних дел, следует в первую очередь исходить из их компетенции, а также из их роли на современном этапе и отношения государства и общества к ним. «Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти, — как верно отмечено С.С. Киселевым, — состоит в том, что органы правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами и именно сотрудники органов внутренних дел с учетом их широкого круга властных полномочий сталкиваются с постоянным противодействием» . Специфическое правовое положение сотрудников органов внутренних дел отмечает также Конституционный Суд РФ, указывая, что на них «возложена исключительная по своему объему и характеру — даже в сравнении с сотрудниками иных правоохранительных органов — ответственность по защите жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и охране общественного порядка» . Указанное подчеркивает специфику правового положения сотрудников органов внутренних дел.

Современный уголовно-правовой статус исследуемой категории лиц имеет глубокие исторические корни. Так, в период действия Русской Правды специальной уголовно-правовой охране подлежали дружинники и служащие князя. Указанная тенденция особого правового положения лиц, выполняющих правоохранительные функции, сохранилась в период действия Псковской судной грамоты конца
Сравнительный анализ уголовного законодательства зарубежных стран показывает, что сотрудники правоохранительных органов, в том числе полиция, находятся под дополнительной уголовно-правовой охраной. Примечательно, что для зарубежного законодательства использование термина «сотрудник органа внутренних дел» не характерно и, как правило, употребляются понятия «представитель власти» или «сотрудник полиции». Например, ст.

125.7 УК штата Нью-Йорк устанавливает повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь и здоровье сотрудника полиции ; параграф 113 УК Германии содержит норму, криминализирующую противодействие должностному лицу, которое назначено исполнять законы, правовые предписания ; в Англии убийство сотрудника полиции наказывается пожизненным лишением свободы ; ст. 350 УК Республики Молдова предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь сотрудника полиции или иного работника органов внутренних дел ; ст. 362 УК Республики Беларусь предусматривает ответственность за убийство работника милиции . Изложенное свидетельствует о солидарности российского и зарубежных законодателей в вопросе выделения специального уголовно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел, а отличия в их наименовании не имеют существенного значения и объясняются внутренними особенностями правовых систем конкретных государств.

В настоящее время в России продолжается начатый несколько лет назад процесс реформирования органов внутренних дел , цель которого — повышение эффективности их деятельности, в том числе в борьбе с преступностью. Изменения невозможны без трансформации общественного мнения, повышения доверия к сотрудникам органов внутренних дел со стороны граждан, а для этого необходимо установление специальных уголовно-правовых гарантий их правомерной деятельности. Поэтому в условиях проводимой реформы Министерства внутренних дел России на современном этапе выделение сотрудников органов внутренних дел как участников уголовно-правовых отношений является необходимым и целесообразным для достижения целей проводимых преобразований.

Механизм государственного регулирования положения сотрудников органов внутренних дел как участников уголовных правоотношений должен строиться на принципе соразмерного соотношения усиления их охраны и повышения ответственности за совершение преступлений. Соблюдение данного принципа призвано обеспечить эффективную деятельность сотрудников органов внутренних дел, с одной стороны, и не допустить чрезмерного уголовно-правового воздействия на них, с другой стороны. Следует также исходить из того, что п. 4 ч. 3 ст.

4 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства. Все это говорит о том, что соблюдение баланса уголовно-правовой охраны и уголовно-правового воздействия применительно к сотрудникам органов внутренних дел является залогом эффективности их деятельности. Однако, как было подчеркнуто, этот баланс не соблюден, что ставит задачу повышения их уголовно-правовой охраны.
В теории права совокупность прав и обязанностей участников правоотношений принято называть правовым статусом . Сотрудники органов внутренних дел обладают указанными составляющими правового статуса, характерными только для них. Следовательно, они имеют индивидуальный правовой статус. Применительно к уголовно-правовым отношениям данный статус трансформируется в отраслевой.

Раскрывая понятие и содержание уголовно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел, необходимо учитывать два критерия специфики исследуемой категории лиц: формальный — прохождение службы в соответствующих государственных органах и материальный — возложение на них специальных задач и функций, а также наделение расширенными властными полномочиями, которые обусловливают особую уголовно-правовую охрану и уголовно-правовое воздействие в отношении данной категории лиц. При этом формальный критерий целесообразно использовать при формулировании определения уголовно-правового статуса СОВД, а материальный — для раскрытия его содержания.
Таким образом, уголовно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел — это установленная уголовным законом совокупность прав и обязанностей лица, которое взяло на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. В содержание уголовно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел входят элементы их уголовно-правовой охраны (право на исключение преступности деяния в специальных случаях; право на повышенную защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и деловой репутации), а также элементы уголовно-правового воздействия на них, включающие обязанность нести повышенную уголовную ответственность в случае совершения умышленного преступления либо вследствие ненадлежащего исполнения своих полномочий; обязанность понести в связи с этим наказание, а также иные негативные последствия привлечения к уголовной ответственности.

Три правила для задержанных

Временно ограничивают свободу человека правоохранители порой необоснованно и грубо. От этого никто не застрахован. Потому разумно подготовиться – узнать, как обманывают при задержании, что помогает защитить свои права и какие правила надо соблюдать, чтобы избежать плачевных последствий

Три правила для задержанных

В каких случаях правоохранители могут задержать человека?

Задержание – это кратковременное ограничение свободы. Сотрудники правоохранительных органов вправе задержать человека (ч. 2 ст.

14 Закона «О полиции», ст. 91 УПК РФ, ст. 27.3 КоАП РФ), если:

  • его подозревают в совершении преступления или в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, он совершил побег из-под стражи или уклоняется от отбывания уголовного наказания;
  • он уклоняется от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
  • находится в розыске;
  • нарушил правила комендантского часа;
  • незаконно проник на охраняемый объект или пытался это сделать;
  • предпринял попытку самоубийства или имеет признаки психического расстройства и опасен для себя и окружающих.

О чем нужно помнить при задержании?

В таких случаях бывает трудно сохранять спокойствие, но это важно – не паниковать.

Не забывайте о трех базовых правах:

  • на получение квалифицированной юридической помощи;
  • на уведомление близкого о задержании;
  • на отказ от дачи показаний.

Следуйте трем важным правилам:

  • ничего не подписывать и не рассказывать, пока не посоветовались с адвокатом;
  • ни к чему не прикасаться;
  • не предоставлять доступ к информации на гаджетах.

Правило № 1: сначала консультация адвоката, потом объяснения и подпись на документах

Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантирует ст. 48 Конституции РФ.

Как воспользоваться своим правом на получение юридической помощи?

Если вас задержали, нужно сразу настоять на присутствии адвоката. Говорить можно только при нем. Это правило нельзя игнорировать, даже когда хочется поскорее попасть домой. Правоохранители будут проверять, не причастны ли вы к совершению преступления или правонарушения.

Раз вас задержали, значит, у них уже может быть достаточно информации о вашей причастности.

Устно и письменно просите обеспечить ваше конституционное право: «Прошу пригласить адвоката» (с указанием его телефона, если он у вас есть) либо «Прошу дать возможность связаться с родственником для приглашения адвоката» (с указанием телефона родственника, который сможет позвонить защитнику).

Задержанный имеет право на один телефонный разговор для сообщения близким о своем месте нахождения. Причем право дано именно на разговор, попытка дозвониться не считается (ст. 96 УПК РФ). При этом если просто попросите позвонить, то вам могут и отказать. А если настоите на звонке родственнику или защитнику, то правоохранители обязаны предоставить такую возможность.

Их отказ будет считаться нарушением ваших прав на уведомление близких о задержании и получение квалифицированной юридический помощи.

Если позвонить вам не дали, прямо указывайте на нарушение прав устно и письменно. Как правило, сотрудникам правоохранительных органов нужны подписи задержанного в документах – в явке с повинной, протоколе допроса, протоколе задержания, согласии на осмотр жилища. Ничего не подписывайте и продолжайте требовать встречи с адвокатом.

Что будет, если не воспользоваться правом на помощь защитника?

Так бывает: до получения юридической помощи человек отвечает на вопросы правоохранителей, подписывает документы, не осознавая возможные правовые последствия, и тем самым создает доказательства своей вины. Он думает, что расскажет правду, и его тут же отпустят. Но чаще это заблуждение.

Вот несколько типичных ситуаций.

1. До прихода адвоката задержанный гражданин написал явку с повинной, так как следователь пообещал, что он сразу же сможет пойти домой. Как бы не так – после этого следователь его уже не отпускал.

2. Задержанного убедили подписать протокол допроса, в котором другой человек обвинялся в совершении преступления. Он был уверен, что подписывает нейтральный текст, пока своими же руками создавал доказательство вины знакомого. И дело даже не в том, что это нехорошо.

Просто впоследствии этот знакомый может обвинить подписавшего протокол.

3. Сотрудники правоохранительных органов зачастую проводят обыски жилых помещений под видом их осмотра. В этом случае они получают от жильца письменное согласие на добровольное предоставление жилища для осмотра. Если такого согласия нет, то войти в квартиру без судебного решения они не смогут (п. 4, 5 ч. 2 ст.

29 УПК РФ).

Оказавшиеся в таких ситуациях граждане вспоминают, что перед подписанием процессуальных документов правоохранители говорили им: «Пока можно все изменить, надо только это подписать»; «Нужно написать явку с повинной, пока не закончились дежурные сутки. Потому что, когда они закончатся, материал уже будет расписан»; «Ты поможешь мне поскорее закончить, а я помогу тебе побыстрее уйти домой»; «Если мы будем ждать твоего адвоката, то отпустить тебя я уже не смогу».

Что делать, когда сотрудники полиции применяют насилие?

Сотрудников правоохранительных органов часто привлекают к уголовной ответственности по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ – за совершение действий, явно выходящих за пределы их полномочий и повлекших нарушение прав граждан, когда они совершены с применением насилия или с угрозой его применения.

Если правоохранители угрожают применением насилия, старайтесь не поддаваться страху и требуйте адвоката. Если от угроз они перешли к активным действиям и вы получили повреждения, попробуйте оставить следы на документах и мебели. Что дальше?

Если вас отпустили – сразу идите в травмпункт и подробно там расскажите, какие телесные повреждения вы получили и при каких обстоятельствах. Если вас поместили в изолятор временного содержания – сообщите о повреждениях и требуйте описать их в протоколе личного досмотра.

Реальный случай: задержанного доставили в изолятор временного содержания, где он заявил о наличии телесных повреждений. После этого гражданина отправили к врачу, который обнаружил у него точечные ожоги. Позже защитнику удалось доказать, что на теле его доверителя остались следы применения электрического тока.

На какие нормы сослаться для защиты своих прав при задержании?

  • Статья 48 Конституции РФ – каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Человек имеет право пользоваться помощью защитника с момента задержания.
  • Статья 51 Конституции РФ – никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.
  • Статья 27.3 КоАП РФ – при административном задержании человеку разъясняют его права и обязанности. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляют родственников и защитника.
  • Статья 16 УПК РФ – подозреваемый в совершении преступления имеет право на защиту, которое он может осуществлять с помощью защитника. При этом правоохранитель обязан разъяснить задержанному его права и обеспечить возможность защищаться.
  • Статья 46 УПК РФ – у подозреваемого в совершении преступления есть право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии правоохранителя для уведомления близких о задержании и месте нахождения.

Независимо от причины задержания – для «установления личности», составления протокола об административном задержании или по подозрению в совершении преступления – вам обязаны дать возможность пригласить адвоката для реализации права на получение квалифицированной юридической помощи.

Правило № 2: ничего не трогать

Человек оставляет биологический след на вещах при прикосновении. Простой пример: вы всего лишь дотронулись до оружия, которое вам не принадлежит. Но экспертиза установит, что вы брали его в руки.

После этого будет сложно доказать, что вы видели это оружие впервые и ничего о нем не знаете. Так оно может стать доказательством, подтверждающим вашу вину.

Помните резонансное уголовное дело журналиста интернет-издания Meduza Ивана Голунова? После его задержании сотрудники полиции заявили, что у него при себе были наркотики и что их же якобы нашли в его квартире. Журналист утверждал, что наркотики ему подбросили полицейские, которые его задержали.

При проведении судебных экспертиз выяснилось, что на изъятых в ходе обыска предметах его генетических следов не было. Уголовное дело прекратили. Бывшие сотрудники МВД, подкинувшие журналисту наркотические вещества, получили от 5 до 12 лет лишения свободы.

Но эта история могла закончиться иначе, если бы журналист по неосторожности взял в руки изымаемые предметы.

Что подозреваемому нужно знать о доказательствах по уголовному делу?

Доказательствами могут быть: показания подозреваемого, потерпевшего и свидетеля; любые предметы и документы, которые позволяют обнаружить преступление (ст. 81 УПК РФ); протоколы следственных и судебных действий; заключение и показания специалиста или эксперта (ст. 74 УПК РФ).

То есть результаты экспертизы могут стать доказательством по уголовному делу. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы регламентированы ст. 198 УПК РФ.

Правило № 3: никого не допускать к информации на гаджетах

Обычно телефон является основным источником компрометирующей информации. Человек в растерянности сообщает правоохранителям пароль, и они тут же проверяют, кому и когда он звонил, получают доступ к его перепискам, личным фотографиям и т.д.

Помните: вы не обязаны сообщать пароль от телефона или показывать его содержимое сотрудникам правоохранительных органов. Если они хотят узнать о ваших звонках и почитать сообщения, им придется получить решение суда. Без него правоохранители могут осмотреть телефон, а вот его содержимое – только с вашего согласия. Причем даже судебное решение дает лишь право попытаться получить доступ к информации на телефоне, но не обязывает вас помогать сотрудникам. Поэтому ни при каких обстоятельствах не допускайте посторонних к содержимому своего телефона.

То же касается компьютера.

Еще один реальный пример: руководителя и главного бухгалтера привлекли к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов после того, как сотрудники компании добровольно сообщили пароли от компьютеров правоохранителям.

На что ссылаться для защиты права на тайну переписки и телефонных переговоров?

  • Статья 23 Конституции РФ – каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Также каждый имеет право на тайну переписки и телефонных переговоров – его ограничение допускается только на основании судебного решения.
  • Статья 51 Конституции РФ – никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Поэтому даже при наличии судебного решения вы можете не предоставлять доступ к информации на гаджетах.
  • Позиция Конституционного Суда РФ (определения от 2 октября 2003 г. № 345-О и от 21 октября 2008 г. № 528-О-О) – к информации, составляющей тайну телефонных переговоров, относятся любые сведения, которые передаются и сохраняются с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих соединениях.
  • Пункты 11 и 12 ч. 2 ст. 29 УПК РФ – только суд может принять решение о контроле телефонных переговоров и получении информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами.
  • Статья 27.10 КоАП РФ – если вещь стала орудием совершения административного правонарушения, предусмотрено только ее изъятие.

Как бы это ни было трудно, при задержании постарайтесь сохранять спокойствие, вспомнить о своих базовых правах и не совершать действий, правовые последствия которых вам неизвестны.

Фото: фотобанк Freepik/@storyset

О последствиях судимости должен знать каждый

Привлечение к уголовной ответственности не всегда связано с тюремным заключением, но в любом случае влечет ограничение прав, в том числе трудовых. Некоторые должности будут недоступны человеку с судимостью. Причем в 2024 г. список их увеличится

О последствиях судимости должен знать каждый

Важное о судимости

Судимостью называют правовое состояние человека, который был осужден за совершение преступления. Человек считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

То есть это правовое состояние является временным.

Погашение судимости предполагает ее автоматическое прекращение по истечении определенного периода времени с момента отбытия наказания, назначенного судом.

Судимость погашается по истечении (ч. 3 ст. 86 УК РФ):

  • испытательного срока, если наказание назначено условно;
  • одного года после отбытия или исполнения наказания, которое не связано с лишением свободы;
  • трех лет после отбытия наказания в виде лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести (ч. 2, 3 ст. 15 УК РФ);
  • восьми лет после отбытия наказания в виде лишения свободы за тяжкое преступление (ч. 4 ст. 15 УК РФ);
  • десяти лет после отбытия наказания за особо тяжкое преступление (ч. 5 ст. 15 УК РФ).

По ходатайству осужденного суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Это возможно, если он после отбытия наказания вел себя безупречно и возместил причиненный вред (ч. 5 ст. 86 УК РФ). Но в суде это нужно будет доказать.

Такая оговорка была введена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 7 июня 2024 г. № 14, которое детализирует положения ст. 86 УК РФ «Судимость» (подробнее об этом читайте в новости «Пленум ВС разъяснил исчисление срока погашения и порядок снятия судимости»).

Судимость порождает специфические правовые отношения осужденного с государством. Это касается оценки его личности: в случае привлечения его к уголовной ответственности за новое преступление судимость станет отягчающим обстоятельством, и наказание будет строже. Также гражданин столкнется с ограничениями при осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности, реализации избирательных прав и др.

Такие ограничения в правах устанавливаются на законодательном уровне.

Обратите внимание: уголовное дело может быть прекращено по реабилитирующим основаниям. Например, если человек оказался непричастным к совершению преступления. В то же время нередко уголовное дело прекращается по основаниям нереабилитирующим – в связи с примирением сторон, деятельным раскаянием, истечением срока давности уголовного преследования, возмещением ущерба (по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности), изданием акта об амнистии либо принятием закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.

В таких случаях человека освобождают от уголовной ответственности, но он считается совершившим преступление.

Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям исключает ограничения, связанные с наличием неснятой или непогашенной судимости. Однако будут сохранены те ограничения, которые действуют независимо от того, снята ли, погашена ли судимость или нет (например, не получится устроиться на работу в суд или правоохранительные органы).

Какие ограничения предусмотрены для граждан с судимостью?

1. Действующие ограничения.

Наличие судимости отразится на возможности ведения предпринимательской деятельности, в частности связанной с образованием, воспитанием, медицинским и социальным обслуживанием несовершеннолетних. В таких случаях человек, желающий зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, обязан предоставить в регистрирующий орган справку об отсутствии судимости и факта уголовного преследования. При наличии судимости ИП он стать не сможет (ст.

22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Полный перечень видов предпринимательской деятельности, которыми запрещено заниматься гражданам с судимостью, приведен в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 285.

Читайте также
Незаконное предпринимательство – это как?

Если вы оказываете услуги или продаете товары, убедитесь, что вас не смогут привлечь к ответственности за незаконное предпринимательство. Уверены, что это не про вас? Только имейте в виду: в числе рисков серьезные финансовые потери, принудительное трудоустройство и лишение свободы

07 июля 2024 Советы

Не всех допускают к трудовой деятельности в сферах образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, а также детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Такая деятельность не доступна гражданам, которые имели судимость и подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, общественной безопасности. С детьми запрещено работать и тем, кто имеет неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Человек, имевший судимость, не может занимать государственные должности судей. Не получится у него стать и сотрудником государственных органов, осуществляющих правоохранительные функции.

Имеющий неснятую или непогашенную судимость не сможет трудоустроиться на должности в сфере обеспечения безопасности на транспорте или стать специалистом авиационного персонала, гражданским служащим, военным.

Человек, имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката. Если же этот статус получен ранее, он подлежит прекращению.

При наличии неснятой или непогашенной судимости за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти нельзя занимать должности в органах управления профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Ограничения касаются большинства выборных должностей. Так, гражданин с судимостью не может быть депутатом, членом государственных квалификационных комиссий, арбитражей и, разумеется, президентом страны.

Этот перечень ограничений не является исчерпывающим. Однако судимость считается основанием для отказа в приеме на работу не всегда, а лишь в предусмотренных законом случаях. Приведенные примеры показывают, что иногда закон прямо запрещает принимать на работу людей, когда-либо имевших судимость (правоохранительные органы, суды). В других случаях ограничения распространяются исключительно на граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость (авиационный персонал, государственные служащие, военные).

Чаще закон разделяет ограничения по тяжести и виду совершенного преступления. Посмотрим на еще один пример.

2. Будущие ограничения.

1 марта 2024 г. в Трудовом кодексе РФ появится ст. 328.1. Она будет предусматривать ограничения на занятие трудовой деятельностью, связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа.

К такой деятельности не допустят граждан, имеющих неснятую и непогашенную судимость или подвергающихся уголовному преследованию за совершение средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений.

К особо тяжким преступлениям относятся: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, а также преступления против половой неприкосновенности, общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества.

К управлению трамваями, автобусами, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта не будут допускать граждан, имеющих неснятую и непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а именно преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, общественной безопасности, мира и безопасности человечества.

Таким образом, человек, имеющий судимость за убийство, не сможет устроиться на работу водителем такси, но сможет работать водителем трамвая. При наличии судимости за бандитизм водителем общественного транспорта стать не получится. Но этому не помешает судимость за кражу, мошенничество, побои и многие другие уголовные преступления, в том числе совершенные неоднократно.

Новые ограничения будут распространяться и на тех, кто имеет судимость по приговору суда иностранного государства. Кроме того, нововведения будут иметь обратную силу. Это значит, что с 1 марта 2024 г., т.е. с момента вступления в силу ст.

328.1 ТК РФ, водители такси и общественного транспорта с судимостью по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ должны быть уволены.

Как работодатель узнает о судимости претендента на должность?

1. Проверка наличия судимости у гражданина РФ.

Узнать об этом работодатель может из справки о наличии (отсутствии) судимости и факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Выдают такие справки Главный информационный центр и информационные центры территориальных органов МВД России. Форма справки и порядок ее выдачи установлены Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД от 27 сентября 2019 г. № 660.

Обратиться за справкой может только работник или его уполномоченный представитель. Работодатель вправе запросить ее у работника, только если закон запрещает ему принимать на работу граждан с судимостью (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Если такой запрет не установлен, то требование работодателя предоставить справку и отказ в приеме на работу из-за судимости будут являться незаконными и могут быть обжалованы.

Для этого нужно будет обратиться в трудовую инспекцию или суд.

2. Проверка наличия судимости у иностранного гражданина.

Вопрос о проверке судимости на территории иностранного государства урегулирован не до конца. При этом он станет еще актуальнее после вступления в силу вышеупомянутой ст. 328.1 ТК РФ, так как многие иностранные граждане в России заняты именно в сфере такси и пассажирских перевозок общественным транспортом.

Некоторые полагают, что такие работники и соискатели работы должны предоставлять переведенную на русский язык справку о наличии (отсутствии) судимости, выданную уполномоченным органом иностранного государства. Однако в данном случае у работодателя не будет возможности проверить достоверность представленных данных.

Осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России регулируется главой 50.1 ТК РФ и Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранцы, поступающие на работу, предъявляют работодателю документы, предусмотренные ст. 65 и 327.3 ТК РФ, в том числе разрешение на временное проживание в России. Порядок его выдачи регламентирован Приказом МВД России от 8 июня 2020 г. № 407.

Пункт 30.4 этого приказа устанавливает, что при получении разрешения иностранный гражданин предоставляет в орган МВД документ о наличии (отсутствии) судимости, выданный полномочным органом государства его постоянного проживания. Таким образом, МВД получает информацию о судимости иностранных граждан на стадии выдачи разрешений на временное проживание на территории РФ.

Специальных оговорок относительно справок о судимости при устройстве на работу иностранных граждан не предусматривают ни российское законодательство, ни международные договоры РФ. Соответственно, в установленных законом случаях иностранцы при трудоустройстве обязаны предъявить справку об отсутствии судимости, выданную уполномоченным органом МВД России.

Работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ в случае принятия на работу гражданина, в том числе иностранного, без справки об отсутствии судимости, когда ее получения требует закон.

Порядок привлечения приставов к уголовной и административной ответственности скорректируют

Один из экспертов полагает, что замена административной ответственности дисциплинарной может быть рассмотрена как эффективная мера, поскольку нередко последняя предполагает более серьезные санкции. Второй предположил, что применение особого порядка привлечения к административной ответственности может быть связано со стремлением к минимизации риска давления и вмешательства в деятельность сотрудников ФССП.

Минюст сообщил о подготовке законопроектов по вопросу изменения с 2020 г. порядка привлечения сотрудников ФССП к уголовной и административной ответственности. Ведомство также указало на необходимость скорректировать ряд федеральных конституционных законов, Уголовный, Трудовой, Налоговый и Бюджетный кодексы в связи с приданием ФССП статуса правоохранительного органа.

Как ранее сообщалось, 19 сентября Государственная Дума одобрила в третьем чтении закон (проект № 745075-7) о службе в органах принудительного исполнения, согласно которому ФССП России официально станет силовым ведомством с 1 января 2020 г. 25 сентября закон был одобрен Советом Федерации и направлен президенту.

Читайте также
ФССП России станет силовым ведомством

Принят закон, направленный на повышение требований к сотрудникам ведомства и предоставление им необходимого для службы правового инструментария

25 сентября 2019 Новости

В связи с этим Минюст разрабатывает изменения в законодательство, связанные с необходимостью распространения норм, касающихся особенностей службы в правоохранительных органах, и на службу в ФССП.

Наиболее серьезные поправки коснутся УПК и КоАП. Так, Минюст предлагает внести изменения в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса, дополнив перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями Следственного комитета, преступлениями, совершенными должностными лицами органов принудительного исполнения, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Еще одна инициатива связана с дополнением отдельных норм КоАП в целях распространения на сотрудников ФССП особого порядка привлечения к административной ответственности, а также исключения возможности применения к ним административного ареста и обязательных работ.

Предполагается, что изменения в УПК и КоАП вступят в силу 1 января 2020 г., одновременно с основным законом об органах принудительного исполнения.

Планируется также внести изменения в федеральные конституционные законы о военных судах и внесении изменений в этот закон в связи с распространением на сотрудников органов принудительного исполнения Закона о пенсионном обеспечении отдельных категорий лиц от 12 февраля 1993 г. № 4468-I. Поправки в Уголовный кодекс коснутся уточнения наименования сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.

В Трудовом кодексе планируется указать, что особенности взаимоотношений, направленных на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений, применительно к работникам органов принудительного исполнения устанавливаются федеральными законами.

Перечень сумм денежных средств плательщиков, которые не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с НК, хотят дополнить денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением и иными выплатами, которые будут получать сотрудники органов принудительного исполнения.

Поправки в БК связаны с перераспределением бюджетных ассигнований в целях обеспечения расчетов, связанных с содержанием и обслуживанием органов принудительного исполнения.

Советник юстиции РФ третьего класса, председатель правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов» Алексей Шарон согласился с тем, что данные изменения направлены на приведение в соответствие иных нормативных актов в связи с присвоением Службе судебных приставов статуса правоохранительного органа. «В связи с этим сотрудники Службы судебных приставов становятся особыми субъектами, и расследование дел передается в СКР ввиду их особой важности. Порядок привлечения к административной ответственности также становится особым», – указал эксперт.

Алексей Шарон напомнил, что по общему правилу сотрудники правоохранительных органов несут дисциплинарную, а не административную ответственность, за исключением ряда статей (п. 2 ст. 2.5 КоАП). «Нельзя однозначно сказать, как изменения повлияют на эффективность привлечения соответствующих сотрудников к уголовной и административной ответственности.

Однако можно отметить, что дисциплинарная ответственность (например, увольнение со службы по “отрицательным” мотивам) нередко является более ощутимой, чем административная (например, уплата административного штрафа)», – пояснил Алексей Шарон.

Адвокат, партнер АБ «ЗКС» Кирилл Махов пояснил, что в случае принятия поправок в УПК заявления о противоправных действиях сотрудников органа принудительного исполнения РФ, равно как и обращения о совершенных противоправных действиях в отношении них, будут рассматриваться исключительно сотрудниками СКР, но только при условии, что указанные деяния совершены в связи со служебной деятельностью.

По мнению Кирилла Махова, инициатива распространить особый порядок привлечения к административной ответственности на сотрудников органа принудительного исполнения вполне логична. «Возможно, это сделано с целью предоставить дополнительные гарантии и минимизировать риск давления и вмешательства в их деятельность, чтобы они добросовестно исполняли свои обязанности», – констатировал адвокат.

admin
Оцените автора
Ракульское