Начисление и прием платежей в мкд коммерческой организацией по договору с ук

Деятельность по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги является трудозатратной, требующей соответствующего материально-технического обеспечения. Часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда эти вопросы отдаются на аутсорсинг, а выставление квитанций потребителям осуществляется не управляющей организацией, а выбранными ей платежными агентами.

Использование платежных агентов в работе управляющей организации

Преимущества использования платежных агентов в работе управляющей организации состоят в следующем:

1. Передача на аутсорсинг процессов по формированию, начислению, доставке квитанций и приема платежей от населения специализированной организации. Поскольку управлять процессами легче, чем управлять людьми, этот формат обеспечивает и экономию, и эффективность.

2. Отказ от непрофильной работы с начислениями. Задача управляющей организации состоит, прежде всего, в техническом обслуживании общего имущества многоквартирных домов. Финансово-бухгалтерские отношения требуют специальных знаний в области нормативки, которыми отдельные управляющие организации могут не обладать.

3. Перенесение работы по взаимодействию с населением с управляющей организации – на расчетный центр, являющийся платежным агентом. Работа с населением является вредной. Особенно, когда вопрос касается денег, оплачиваемых по квитанциям.

У платежного агента может быть достаточно опыта, ресурсов и возможностей решать эти вопросы и нести ответственность за корректность цифр в квитанциях.

Управляющая организация выступает в качестве поставщика, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Свои обязательства перед поставщиком выполняет плательщик (закон относит к нему только физические лица).

Деятельность по приему платежей физических лиц осуществляет платежный агент, который выступает либо:
— оператором по приему платежей (в случае заключения с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц);
— платежным субагентом (в этом случае договор по приему платежей заключается с оператором по приему платежей, но конечным бенефициаром остается поставщик, то есть, управляющая организация.

Когда квитанции выставляются не на имя управляющей организации, а на имя расчетного центра (который принимает деньги на свои собственные реквизиты), у жителей часто возникают опасения и сомнения относительно корректного такой схемы (потому что фактически приходится платить лицу, с которым собственник не состоит ни в каких отношениях). В этом случае денежное обязательство физического лица перед поставщиком (то есть, управляющей организацией) считается исполненным в размере внесенных платежному агенту наличных денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту (п. 3 ст.

3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103).

Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Такой подход соответствует п. 3 ст. 16.1 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», где указано, что обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц.

Варианты работы с платежными агентами и расчетными центрами

Платежные агенты чаще всего выступают в качестве расчетных центров, с комплексным пакетом ЖКХ-услуг, включающих: выставление квитанций, ведение ГИС ЖКХ, реализацию функций внешней бухгалтерии и так далее. Управляющая организация заключает договор с платежным агентом на тот пакет услуг, который ей реально необходим.

Существующей практикой в ЖКХ наработано две схемы работы с платежными агентами.
Схема первая. Платежные агенты осуществляют формирование платежных документов, но прием денежных средств от населения на собственный счет не осуществляют. Структура таких квитанций может быть довольно сложной с группой получателей и QR-кодов (один счет – текущее содержание, другой – специальный счет по капремонту, остальные счета – в пользу каждого ресурсника).

Этот вариант работы можно назвать лайтовым, поскольку он удобен и для платежного агента (не касающегося чужих денег) и для поставщика.

Схема вторая. Платежные агенты не только выставляют квитанции, но и осуществляют прием денежных средств от населения на собственный специальный банковский счет или счета (п. 14 ст. 4 Закона № 103). Если денежные средства получены от населения в виде наличности, платежный агент обязан их сдавать в банк для зачисления на специальный банковский счет в полном объеме (п.

15 ст. 4 Закона № 103).

В отношении специального счета возможны следующие операции:
— зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом);
— зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
— списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
— списание денежных средств на банковские счета.

Другие операции законом не предусмотрены. И здесь, в рамках второй схемы, также возможно два варианта работы с платежным агентом:

1. Вариант «Расщепление». Каждый рубль, получаемый от физического лица, распределяется платежным агентом по совокупности получателей платежа. Пропорция такого распределения определяется в договоре, который заключается с поставщиком.
Плюсы этой схемы в том, что каждое заинтересованное лицо получит определенный объем денег. Минус в том, что автоматизм расщепления не позволяет вмешиваться в данный процесс в ручном режиме (например, кому-то заплатить полностью, а кому-то придержать платеж).

2. Вариант «Без расщепления». В этом случае в договоре с платежным агентом может быть предусмотрено, что все денежные средства, собираемые в пользу конкретного дома с жителей – переводятся управляющей организации, а уже она сама определяет приоритетность платежей (с самостоятельной оплатой, минуя третьих лиц в виде платежного агента). Эта схема видится автору более здоровой и рабочей.

Платежные агенты и персональные данные

В законе установлено безусловное право для управляющей организации на расчеты с нанимателями жилых помещений и собственниками при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов. При этом согласие жителей как субъектов персональных данных на передачу персональных данных платежным агента – не требуется (п. 15 и 16 ст.

155 ЖК РФ).

Одновременно полезной практикой будет прописать в договоре управления многоквартирным домом право управляющей организации на передачу персональных данных платежным агентам. В то же время важно объяснить жителям мотивы такого решения и официально их об этом уведомить.
Стоит помнить, что в случае ошибок в квитанциях потребитель вправе заявить претензию с требованием о выплате штрафа платежному агенту («лицу, привлеченному исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги») (п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Использование платежных агентов в работе управляющей организации позволяет оптимизировать многие рабочие процессы внутри компании, сделать подход работы с потребителем более профессиональным и качественным. В то же время, часто мы сталкиваемся с административным давлением на управляющие организации и требованиями работы с определенными платежными агентами с высокой комиссией (например, в 2-3%). Эти ситуации нужно аккуратно разруливать, чтобы не пострадали интересы как жителей, так и управляющей организации.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

Вопрос: По агентскому договору планируется поручить ресурсоснабжающей организации начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оформление платежных документов и взимание указанной платы. Может ли организация ЖКХ (управляющая компания) передать начисления за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды по агентскому договору ресурсоснабжающей организации, тем самым выделив его из состава платы за содержание жилого помещения? Не будет ли это действие противоречить действующему закону, а именно п. 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.)

По агентскому договору планируется поручить ресурсоснабжающей организации начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оформление платежных документов и взимание указанной платы.

Может ли организация ЖКХ (управляющая компания) передать начисления за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды по агентскому договору ресурсоснабжающей организации, тем самым выделив его из состава платы за содержание жилого помещения? Не будет ли это действие противоречить действующему закону, а именно п. 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ?

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (далее — наниматель), для собственника помещения в многоквартирном доме (далее — собственник) входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя в том числе плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее — МКД), за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (далее — коммунальные услуги на общедомовые нужды).

В соответствии с частями 4, 7 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений в МКД, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды, вносят этой управляющей организации. Отметим, что положения частей 4, 7 ст.

155 ЖК РФ применяются к случаям, когда управляющая организация заключила в установленном порядке договоры ресурсоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг (п. 4 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. N 45097-АЧ/04).

Поступившие управляющей организации от нанимателей и собственников денежные средства в счет оплаты коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций, перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения (пункты 3, 4 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставление коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 253).

Частью 15 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, предусмотрено право управляющей организации производить расчеты с нанимателями и собственниками и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц (смотрите также письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 января 2015 г. N 966-ОД/04).

Деятельность платежных агентов регулируется Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон N 103-ФЗ).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц признается, в частности, внесение платежному агенту платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств. Деятельность платежных агентов по приему платежей носит возмездный характер, поскольку предполагает взимание с плательщика вознаграждения, размер которого определяется соглашением между платежным агентом и плательщиком (ст.

3 Федерального закона N 103-ФЗ).

Согласно пунктам 3, 4 ст. 2 Федерального закона N 103-ФЗ платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежный агент, заключивший с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, выступает в качестве оператора по приему платежей. При этом ни пункты 3, 4 ст. 2 Федерального закона N 103-ФЗ, определяющие понятие платежного агента, ни законодательство о снабжении коммунальными ресурсами, по нашему мнению, не запрещают ресурсоснабжающим организациям заниматься деятельностью по приему платежей физических лиц в качестве платежных агентов.

Поэтому в том случае, если управляющая организация (поставщик по смыслу п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ) выразит согласие на заключение договоров с ресурсоснабжающей организацией об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, то последняя может выступать в качестве платежного агента. Порядок расчетов между ними будет определяться договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого ресурсоснабжающая организация (оператор по приему платежей) вправе от своего имени или от имени управляющей организации и за её счет осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед управляющей организацией, а также обязана осуществлять последующие расчеты с управляющей организацией в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст.

4 Закона N 103-ФЗ).

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание положения ст. 1005 ГК РФ договор между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц можно охарактеризовать как агентский договор, предметом которого служит оказание посреднических услуг. Применительно к рассматриваемой ситуации это начисление ресурсоснабжающей организацией платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, оформление платежных документов и взимание указанной платы с последующим перечислением её управляющей организации.

Отметим, что конечным получателем денежных средств, поступивших ресурсоснабжающей организации от плательщиков в счет оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды в результате расчетов по данному агентскому договору в силу частей 4, 7 ст. 155 ЖК РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона N 103-ФЗ является управляющая организация.

Поскольку агентский договор является возмездным, то ресурсоснабжающая организация вправе по исполнении договора рассчитывать на получение вознаграждения.

Следует также подчеркнуть, что заключение указанного договора не может быть использовано сторонами в качестве способа оплаты ресурсоснабжающей организации за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды непосредственно нанимателями и собственниками. При управлении МКД управляющей организацией плата за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды, вносится собственниками и нанимателями напрямую ресурсоснабжающей организации в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, вступившей в силу 3 апреля 2018 г. (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ).

Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

К сожалению, никаких официальных разъяснений, правоприменительной и судебной практики по указанному вопросу в свете изменений, внесенных в ЖК РФ Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ, найти не удалось,

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Как наладить коммерческий учет коммунальных услуг в многоквартирном доме: ЕПД, прямые платежи и договора

Причина высоких платежей за коммунальные услуги кроется не только в установленных тарифах, но также и в неэффективной организации коммерческого учета коммунальных услуг. Основная задача людей управляющей организации – наладить в доме коммерческий учет и объяснить его принципы жителям.

Зачем нужен коммерческий учет

Коммерческий учет позволяет контролировать процедуру начисления платы за коммунальные услуги и минимизирует те небалансы по коммунальным ресурсам, которые уходят на содержание общего имущества.

Нужно различать коммерческий учета по общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов и индивидуальным приборам учета коммунальных услуг. В законодательстве установлена прямая обязанность для управляющей наладить коммерческий учет, которые касается общедомового потребления. Эта проблема решается путем ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета по поставляемых в дом коммунальным ресурсам.
Прямой обязанности налаживать коммерческий учет по индивидуальным приборам учета коммунальных услуг в законе не прописано ни для управляющих организаций, ни для ТСЖ, ни для ресурсоснабжающих организаций.

Все ограничивается окольными нормами и формулировками о том, что исполнитель обязан «проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях». Однако обязанность проверки не означает обязанность налаживания коммерческого учета.

Коммерческий учет и прямые договора

Самая большая проблема с коммерческим учетом начинается тогда, когда дом переходит на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в соответ. со ст. 157.2 ЖК РФ. Смысл прямых договоров и всего написанного законодательства можно выразить очень просто: ресурсник всегда получит свои деньги.

Прямые договора придуманы только за этим.

Все небалансы между индивидуальным и общедомовым потреблением ресурсник перевыставит на управляющую организацию, а та на жителей и за проблемы с коммерческим учетом жители заплатят дважды: первый раз как за коммунальную услугу, второй – за завышенное общедомовое потребление.

Если до момента прямых договоров существовала схема: потребитель – исполнитель (управляющая организация) – ресурсник, то при переходе на прямые договора – среднее звено из этой цепочки выбивается. Потребителей (то есть, жителей) толкают на прямые договора с ресурсником, который полностью демотивирован налаживать коммерческий учет, у него к этому нет никаких стимулов. Кроме того, ресурсник не будет заниматься налаживанием внутри дома коммерческого учета еще и потому, что он может не считать себя исполнителем (особенно, если в доме ИТП).

В этом случае фактически получая деньги за коммунальные услуги ресурсник не будет делать ничего из тех обязанностей, которые прописаны для исполнителя в п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).

Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Самый главный вопрос здесь – кто осуществляет ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (которые выступают основой коммерческого учета): ресурсник или управляющая организация.

Ответ на этот вопрос содержится в Правилах № 354: исполнителем является тот, кто предоставляет коммунальную услугу (п. 2). Ст.

157.2 ЖК РФ называется предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поэтому очевидно, что ресурсник является исполнителем, даже если он этого не хочет.

В соответ. с пп. «у» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета (включая замену после его ремонта или поверки).
Ввод приборов учета в осуществляется исполнителем без взимания платы (п. 89.1 Правил № 354).

Однако этот принцип не распространяется на газовый счетчик. Поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом (пп. «б» п. 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.2008 № 549).

Таким образом, при повторном вводе счетчика газа при прямых договорах придется заплатить.

Кому передавать показания при прямых договорах?

В законе есть принцип о том, что показания передаются ресурсником и управляющей организацией другу другу в случае, если они поступают к ним от потребителей. В соответ. с п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять (в том числе с использованием ГИС ЖКХ) управляющей организации информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.

В соответ. с п. 11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.

Проблема в этой схеме в том, что у ресурсника нет прописанной в законе обязанности использовать показания, полученные от управляющей организации при расчете платы за коммунальные услуги. А раз такой обязанности нет, то есть риск злоупотреблений и системных ошибок.

Прямые платежи и прямые договора

Основной риск прямых договоров и механизма ст. 157.2 ЖК РФ – неизбежный бардак в коммерческом учете. До прямых договоров существовал механизм прямых платежей на реквизиты ресурсников (п.

6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ). Он видится довольно правильным, поскольку позволяет формировать единый платежный документ (ЕПД), а не множество квитанций от каждого отдельного ресурсника.

Другое преимущество прямых платежей – контроль коммерческого учета: если начисление на реквизиты ресурсника осуществляет управляющая организация, то она сама ведет такой учет и не входит в конфликт с ресурсников и потребителями из-за ошибок.

Формирование культуры коммерческого учета у жителей

До 2013 года о потребителя была обязанность передавать показания приборов учета исполнителю. Эта обязанность была прописана в пп. «в» п. 34 Правил № 354. После определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2013 года № АПЛ13-82 данный пункт был отменен и передача показаний стала не обязанностью, а правом собственника (потребителя).

Если потребитель не передает показания приборов учета, то к нему применяется расчет среднего потребления за последние 6 месяцев. Такой расчет идет 3 месяца подряд, а начиная с 4го к потребителю применяется норматив с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 59 Правил № 354).
Задача управляющей организации – стимулировать потребителей на передачу показаний приборов учета. Это можно сделать путем размещения агитации на квитанциях, информационных стендах, сайте управляющей организации. Если культура коммерческого учета будет сформирована, это решит многие проблемы и сэкономит деньги жителям.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

Об обязанности УО обеспечить оплату ЖКУ наличными и без комиссии

Об обязанности УО обеспечить оплату ЖКУ наличными и без комиссии

Оплата гражданами ЖКУ без комиссии – тема дискуссий с тех пор, как в Госдуму РФ внесён соответствующий законопроект. Пока депутаты рассматривают документ, потребители отстаивают свои права на оплату счетов без комиссии наличными. Рассказываем о судебном деле, в котором УО доказывала, что предоставила жителям МКД такую возможность.

Отсутствие возможности оплатить ЖКУ наличными без комиссии – нарушение прав потребителя

Роспотребнадзор по жалобе жителя одного из домов в Ростове-на-Дону провёл внеплановую проверку деятельности управляющей домом организации. По итогам ведомство выдало компании представление об устранении нарушений: УО не обеспечила потребителям возможность оплаты коммунальных услуг наличными без необходимости оплаты комиссии. Компания была привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст.

14.8 КоАП РФ – нарушение прав потребителя, штраф составил 30 тыс. руб..

Управляющая организация не согласилась с этим и подала иск в суд, требуя признать незаконным постановление о назначении административного наказания и представления об устранении нарушений. Компания ссылалась на то, что у потребителя есть возможность оплатить ЖКУ без комиссии через интернет, в личном кабинете. К тому же автор жалобы отозвала её в момент, когда Роспотребнадзор проводил проверку, поэтому оснований для контрольных мероприятий у ведомства не было.

Роспотребнадзор привлекает компании к ответственности за отсутствие возможности внести плату наличными без комиссии

Суд первой инстанции, принимая решение, сослался на нормы «Закона о правах потребителей» признал законными действия Роспотребнадзора. Он не нашёл никаких смягчающих вину компании обстоятельств, поэтому штраф в 30 тыс. руб. был оставлен в силе.

УО должна обеспечить жителям МКД возможность оплатить счета за ЖКУ без комиссии

Спор переместился в суд апелляционной инстанции, где истцы указали на то, что потребители могут оплачивать ЖКУ наличными денежными средствами в отделениях ПАО «Сбербанк России» и с использованием ГИС ЖКХ, внося наличные через Почта банк в кошелёк «Виртуальный мир».

При этом банки и иные кредитные организации, через которые потребитель платит за ЖКУ, вправе устанавливать комиссии при совершении операций. Сама УО никакие комиссии при расчётах за коммунальные услуги не устанавливает и не взимает.

Апелляционный суд рассмотрел эти доводы УО, в том числе проанализировал договор компании с ПАО «Сбербанк России» и указал на то, что по его условиям при оплате услуг ЖКУ, кроме канала «Автоплатёж», с потребителя взимается плата за услуги в соответствии со сборником тарифов. Также управляющая организация не доказала, что при использовании сервиса «Виртуальный мир» для оплаты счетов через ГИС ЖКХ с потребителя комиссия не взимается.

Приведённый компанией способ оплаты предполагает обязанность потребителей оплачивать комиссию при внесении наличных платежей. При этом неважно, кому уплачивается комиссия. В любом случае это не свидетельствует о выполнении УО обязанности по обеспечению возможности наличной оплаты услуг.

Такая возможность не должна быть обусловлена необходимостью дополнительных затрат.

Доводы компании о том, что установка кассы для приёма платежей станет источником дополнительных затрат для УО, не включённых в размер платы за жилое помещение, суд также не принял. Роспотребнадзор не обязывал компанию устранить нарушения именно таким способом: УО может, например, вынести на ОСС предложение о включении комиссий в размер платы по договору управления. Жалоба компании была отклонена.

Суд кассационной инстанции не нашёл нарушений в выводах коллег. ВС РФ рассматривать дело № А53-23624/2019 не стал.

На заметку

Управляющие организации, взимая плату за ЖКУ, должны помнить не только о требованиях жилищного законодательства, но и о правах потребителей таких услуг. Согласно по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ со штрафом до 50 тыс.руб..

Взимание комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг – камень преткновения для всех заинтересованных сторон: УО, РСО, банков и платёжных агентов, потребителей и законодателей. Законопроект об отмене комиссий для граждан находится на рассмотрении Госдумы РФ с февраля 2020 года и пока не принят во втором чтении. На сегодня депутаты решили отменить комиссии при оплате ЖКУ только для пенсионеров и получателей соответствующих субсидий.

О том, как отмена вознаграждения при внесении платежей отразится на работе УО и РСО, рассказывала глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец в одном из выпусков онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются». Посмотреть видео и узнать подробности вы можете, перейдя по ссылке.

admin
Оцените автора
Ракульское