Можно ли отказаться от дактилоскопии

Имеют ли право в полиции снимать отпечатки пальцев у несовершеннолетнего без разрешения родителей? И как правильно поступить подростку?

Поделиться

Сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия. Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.

Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:

— если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);

— если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.

В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. У несовершеннолетних – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.

Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

Подросток не должен оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.

За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ). Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст.

19.3 КоАП РФ).

Подготовлено прокуратурой Октябрьского района г. Рязани

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Рязанской области

Прокуратура Рязанской области

Дата публикации:

31 марта 2021, 18:47

Имеют ли право в полиции снимать отпечатки пальцев у несовершеннолетнего без разрешения родителей? И как правильно поступить подростку?

Сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия. Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.

Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:

— если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);

— если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.

В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. У несовершеннолетних – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.

Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

Подросток не должен оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.

За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ). Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст.

19.3 КоАП РФ).

Подготовлено прокуратурой Октябрьского района г. Рязани

Можно ли отказаться от дактилоскопии

Судебная практика и законодательство — 128-ФЗ О государственной дактилоскопической регистрации в Российской ФедерацииСудебная практика высших судов РФ

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст.

3032, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст.

2700; 2004, N 18, ст. 1687, N 27, ст. 2711; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3420; 2007, N 24, ст.

2832; 2008, N 19, ст. 2094, N 52 (ч. 1), ст.

6227, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 30; 2010, N 21, ст.

2524; 2011, N 1, ст. 16, N 27, ст. 3867; 2013, N 19, ст. 2326; 2014, N 23, ст. 2930, N 48, ст.

6638; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4160, (ч. 2), ст.

4238).

дактилоскопическая информация не являющихся военнослужащими сотрудников, полученная при прохождении процедуры дактилоскопирования и содержащаяся в дактилоскопических картах, а также персональные данные указанных лиц, внесенные в алфавитные карточки (далее — дактилоскопические документы) передаются на хранение в управление кадров Следственного комитета и уничтожаются с истечением установленных сроков хранения в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ), за исключением дактилоскопических документов, оформленных с ошибками и (или) нарушением методики дактилоскопирования, установленной приложением N 8 к Инструкции о порядке проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в системе Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 28.04.2015 N 35 «Об организации проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в системе Следственного комитета Российской Федерации» (далее — приказ Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 28.04.2015 N 35), которые возвращаются для уничтожения в уполномоченные подразделения кадровой службы Следственного комитета, изготовившие и выдавшие их бланки для прохождения процедуры дактилоскопирования, а также экземпляров дактилоскопических карт, передаваемых после увольнения таких сотрудников из системы Следственного комитета на хранение в органы внутренних дел Российской Федерации;

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст. 3032, 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст.

1687; N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 24, ст. 2832; 2008, N 19, ст.

2094; N 52, ст. 6227, 6235; 2009, N 1, ст. 30; 2010, N 21, ст. 2524; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст.

3867; 2013, N 19, ст. 2326.

В целях оптимизации порядка передачи дактилоскопической информации, получаемой территориальными органами ФМС России в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» , в информационные центры органов внутренних дел Российской Федерации поручаю:

В соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе обрабатывать данные о гражданах, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления, с последующим внесением информации в банки данных о гражданах (часть 1 и пункт 2 части 3 статьи 17 Федерального закона «О полиции»). Формирование и ведение таких банков данных осуществляется в соответствии с федеральными законами от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», а также главой III Федерального закона от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и другими нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с обработкой персональных данных. По достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей собранные данные подлежат уничтожению (часть 8 статьи 17 Федерального закона «О полиции»).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст. 3032, 3033; 2003, N 27, ст.

2700; 2004, N 18, ст. 1687; N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст.

3420; 2007, N 24, ст. 2832; 2008, N 19, ст. 2094; N 52, ст. 6227, 6235; 2009, N 1, ст.

30; 2010, N 21, ст. 2524; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3867; 2013, N 19, ст. 2326; 2014, N 23, ст.

2930; N 48, ст. 6638.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст. 3032, 3033; 2003, N 27 (часть I), ст.

2700; 2004, N 18, ст. 1687; N 27, ст. 2711; 2006, N 31 (часть I), ст. 3420; 2007, N 24, ст.

2832; 2008, N 19, ст. 2094; N 52 (часть I), ст. 6227, 6235; 2009, N 1, ст. 30) приказываю:

В целях реализации Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст. 3032; ст.

3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1687; N 27, ст. 2711; 2006, N 31 (ч.

I), ст. 3420; 2007, N 24, ст. 2832; 2008, N 19, ст. 2094; N 52 (ч. I), ст.

6227; ст. 6235; 2009, N 1, ст. 30; 2010, N 21, ст.

2524; 2011, N 1, ст. 16) приказываю:

Каковы основания для отказа от дактилоскопии и его последствия?

Могу ли я отказаться от дактилоскопии если мои отпечатки есть в базе данных? И что будет если я откажусь.

14 февраля 2017, 08:10 , наталья, г. Унеча
Ответы юристов
Михаил Петров

Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.4
Общаться в чате

Наталья, здравствуйте. В связи с чем сейчас проходите дактилоскопическу регистрацию? В связи с устройством на службу?

В таком случае, Вы не можете отказаться от ее прохождение поскольку учет является для Вас обязательным.

14 февраля 2017, 08:16
Владимир Муравлев
Адвокат, г. Калуга

Общаться в чате

Могу ли я отказаться от дактилоскопии если мои отпечатки есть в базе данных? И что будет если я откажусь.
наталья

Прохождение дактилоскопической регистрации вменено в обязанность сотрудникам некоторых госслужб. Основанием для регистрации является приказ о приеме на службу и назначении на должность. Отказ от нее является основанием для отказа в приеме на работу.

14 февраля 2017, 09:08
Владимир Муравлев
Адвокат, г. Калуга

Общаться в чате

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:
а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;
б) военнослужащие;
(п. «б» в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)
в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:
органах внутренних дел;
органах государственной налоговой службы;
органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
органах и подразделениях службы судебных приставов;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
таможенных органах;
органах государственной охраны;
абзац исключен. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2001 N 25-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Государственной противопожарной службе;
(абзац введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
абзацы четырнадцатый — пятнадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;
федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;
(п. «в.1» введен Федеральным законом от 06.06.2007 N 89-ФЗ)
в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;
(п. «в.2» введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)
в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;
(п. «в.3» введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;
д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;
е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:
подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;
совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
(п. «ж» в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 156-ФЗ)
з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
(в ред. Федерального закона от 06.05.2008 N 60-ФЗ)
и) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации;
к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;
(п. «к» введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.05.2008 N 60-ФЗ)
л) иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание;
(п. «л» введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ)
м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;
(п. «м» введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;
(п. «н» введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;
(п. «о» введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 322-ФЗ)
п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;
(п. «п» введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)
р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;
(п. «р» введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)
с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;
(п. «с» введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)
т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;
(п. «т» введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 156-ФЗ)
у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.
(п. «у» введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 156-ФЗ)
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.
Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах «а», «б», «в», «г» и «д» части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции для выполнения возложенных обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

При этом сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия.

Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.

Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:

— если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);

— если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.

В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. В ситуации с несовершеннолетними – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.

Гражданин, в том числе несовершеннолетний, не вправе оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.

За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ).

Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст. 19.3 КоАП РФ).

Отдел по надзору за процессуальной деятельностью

органов внутренних дел, юстиции, МЧС

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

Дата публикации:

8 апреля 2021, 08:31

О праве сотрудников полиции снимать отпечатки пальцев у несовершеннолетнего без разрешения родителей

Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции для выполнения возложенных обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

При этом сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия.

Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.

Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:

— если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);

— если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.

В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. В ситуации с несовершеннолетними – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.

Гражданин, в том числе несовершеннолетний, не вправе оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.

За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ).

Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст. 19.3 КоАП РФ).

Отдел по надзору за процессуальной деятельностью

органов внутренних дел, юстиции, МЧС

© 2003-2022 Прокуратура Ставропольского края
Все права защищены

Адрес: 355035, г.Ставрополь, пр.Октябрьской революции, 9/1
Телефон: +7 (8652) 26-14-00
Телефон: +7 (8652) 26-96-90
Телефон: +7 (8652) 26-52-55

Следствию не удалось создать прецедент по привлечению к административной ответственности за отказ от прохождения дактилоскопической регистрации

Адвокат в Новосибирске — Новости — Адвокатская практика Спиридонова М.В. — Административные дела — Следствию не удалось создать прецедент по привлечению к административной ответственности за отказ от прохождения дактилоскопической регистрации

Отказ от прохождения дактилоскопической регистрации

Следствию не удалось создать прецедент по привлечению к административной ответственности за отказ от прохождения дактилоскопической регистрации

В данной статье я хочу рассмотреть вопрос, касающийся привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ – умышленное невыполнение законных требований следователя в результате отказа обвиняемого от прохождения дактилоскопической регистрации.

Предыстория:

Мною осуществлялась защита доверителя по ч. 2 ст. 146 УК РФ. После ознакомления с материалами уголовного дела, следователь обратился к обвиняемому и предложил дать образцы пальцев рук, на что следователю был задан вопрос: «А для каких целей это нужно?».

Следователь не пояснил для чего ему нужны были отпечатки, но сказал, что если обвиняемый не хочет давать образцы пальцев рук, то может письменно от этого отказаться. Мой доверитель написал письменный отказ, после чего мы покинули кабинет следователя.

Через некоторое время уголовное дело было возвращено прокурором района для производства дополнительного следствия. После этого ранним утром к моему доверителю пришел участковый уполномоченный и пояснил, что в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении за то, что последний отказался от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.

Версия стороны защиты:

Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении были выявлены очевидные нарушения, допущенные при его составлении. Так было выявлено, что событие административного правонарушения датировалось датой предъявления обвинения, но не датой окончания ознакомления с материалами дела, когда фактически обвиняемый отказался дать отпечатки пальцев.

Далее я ознакомился с материалами административного дела в суде, где обнаружил интересные документы, а именно рапорт следователя, который был составлен по факту отказа от прохождения дактилоскопической регистрации. Интересен был данный рапорт тем, что в нем указывалась фраза, что по окончанию расследования уголовного дела обвиняемый отказался от прохождения дактилоскопической регистрации. Соответственно данный факт ставил под сомнение дату совершения вменяемого административного правонарушения.

После ознакомления с административным материалом, было составлено ходатайство, в котором указывалось, что производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено по следующим основаниям:

  1. Отсутствует событие административного правонарушения:

В качестве обоснования данного довода было указано, что мой доверитель в дату, указанную в качестве даты совершения административного правонарушения, был приглашен следователем для предъявления обвинения. После предъявления обвинения в порядке, предусмотренном УПК РФ, мой доверитель был допрошен в статусе обвиняемого, после чего следователь пояснил, что следственное действие окончено и он может быть свободен. В указанный день следователь не предлагал, не просил моего доверителя предоставить образцы пальцев рук, не выносил постановления о получении образцов пальцев рук, либо каких-либо иных процессуальных документов, свидетельствующих о необходимости обвиняемого предоставить образцы пальцев рук, либо пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию.

В качестве подтверждения данного довода была дана ссылка на рапорт следователя, из которого следовало, что отказ был произведен после окончания расследования уголовного дела, соответственно в другую дату, отличную от указанной в протоколе. Кроме того, окончание расследования уголовного дела производилось следователем в другом здании, нежели предъявление обвинения, а соответственно место совершения предполагаемого нарушения также не совпадало с указанным в протоколе. Таким образом, дата, время и место совершения административного правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, не соответствовали фактическим обстоятельствам дела, а соответственно отсутствует событие административного правонарушения.

  1. Отсутствует вина в совершении административного правонарушения:

В качестве обоснования данного довода было указано, что после составления протокола ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь без вынесения какого-либо уведомления, разъяснения сути своих действий сказал, что хочет взять у обвиняемого образцы пальцев рук (дактилоскопировать последнего), при этом не объяснил для чего ему это необходимо и в каких целях он хочет получить образцы.

Об ответственности за отказ от дачи образцов пальцев рук (дактилоскопирования) следователь обвиняемого не уведомил, его права и обязанности в связи с осуществляемыми действиями не разъяснил. Более того, следователь вообще не пояснил суть своих действий, а сразу же сам предложил написать отказ от дактилоскопирования, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.

Существенным юридическим аспектом, влияющим на определения вины лица, привлекаемого к административной ответственности, является следующее: как не разъяснив ответственность за отказ от прохождения дактилоскопирования можно привлекать лицо к административной ответственности за такой отказ.

Если бы следователь разъяснил суть своих действий, уведомил обвиняемого об ответственности, разъяснил его права и обязанности, то тогда, возможно, можно рассуждать о наличии состава ст. 17.7 КоАП РФ, но так как следователь не выполнил указанных действий, то и ответственности обвиняемый (лицо, привлекаемое к административной ответственности) нести не может.

Обратное нарушало бы все принципы права. Ведь нельзя привлечь лицо за заведомо ложный донос, отказ от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний, если не была разъяснена соответствующая ответственность. Аналогичная ситуация и в рассматриваемом деле.

Следователь грубым образом нарушил положения ФЗ «О полиции». Так, согласно п.п. 2 п. 4 ст.

5 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции обязан: в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ «О полиции», действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. Таким образом, следователь отдела полиции не разъяснил обвиняемому суть своих действий, его права и обязанности, возникающие в связи с указанными действиями, а также ответственность за отказ от предоставления образцов пальцев рук, а соответственно не выполнил требования, предусмотренные ФЗ «О полиции» (п.п.

2 п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 9 ФЗ «О полиции»).

При изложенных обстоятельствах в действиях доверителя отсутствует вина в совершении деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения.

Судебное заседание:

На первом судебном заседании суд занял достаточно жесткую позицию по отношению к лицу, привлекаемому к административной ответственности. Мною было заявлено ходатайство о приобщении к материалам административного дела уведомления об окончании следственных действий, что в очередной раз ставило под сомнение дату совершения административного правонарушения. Далее было заявлено ходатайство о вызове следователя для допроса в качестве свидетеля.

На следующем судебном заседании был допрошен следователь, которому были заданы вопросы, касающиеся даты, времени, места где обвиняемому было предложено дать отпечатки пальцев рук (пройти дактилоскопирование). Кроме того, было выяснено, что обвиняемому не разъяснялись права, обязанности и ответственность, возникающие у него в связи с предложением следователя.

Итог по делу:

После получения от свидетеля положительных для защиты ответов на поставленные вопросы, изучения материалов дела, суд постановил законное и обоснованное решение – производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события правонарушения. Таким образом, было удачно разрешено данное дело, а попытка следствия создать прецедент по привлечению к административной ответственности без должных на то оснований не увенчалась успехом.

admin
Оцените автора
Ракульское