Место государственной регистрации юридического лица

1.Юридическое лицо, как и любой другой участник гражданских правоотношений, должно быть индивидуализировано. В первую очередь индивидуализация происходит путем присвоения юридическому лицу наименования(у гражданина — имя, у юридического лица — наименование). Законодательство устанавливает сравнительно немного требований, касающихся наименований юридических лиц. Общее требование, распространяющееся на все виды юридических лиц, сводится к тому, что наименование юридического лица должно включать указание на его организационно-правовую форму( п. 1 ст.

54 ГК). Организационно-правовые формы юридических лиц исчерпывающимобразом определены в Гражданском кодексе . Например, коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и т.д. ( п. 2 ст. 50 ГК). А хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества и товарищества на вере; хозяйственные общества — в организационно-правовой форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью ( п. п. 3 , 4 ст. 66 ГК).

Таким образом, если создается, предположим, акционерное общество, то в наименовании данного юридического лица должно содержаться соответствующее указание (должны быть слова «акционерное общество»).

2. Значение:введение такого требования чрезвычайно важно, прежде всего с практической точки зрения. Любой субъект, вступая в отношения с юридическим лицом, уже из его наименования получает информацию о том, кто является собственником имущества данного юридического лица, каковы права и обязанности его учредителей (участников), кто уполномочен выступать от имени этого юридического лица, каковы особенности ответственности, если оно нарушит обязательство, и т.д.

Кроме того, наименование некоммерческойорганизации должно содержать указание на характер деятельностиюридического лица. В предусмотренных законом случаях такое же требование предъявляется к наименованию коммерческихорганизаций. Так, Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено, что наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

Почитать  Может ли самозанятый гражданин открыть частную библиотеку

Более того, субъекты, не имеющие лицензии на осуществление банковских операций, не могут использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» (ст. 7) .

Благодаря существованию таких требований участники гражданского оборота получают информацию о предусмотренных уставом данного юридического лица целях его деятельности (о специальной правосубъектности).

3.Закон ( абз. 2 — 4 п. 1 ст.

54 ГК) устанавливает ограниченияна использование в наименованиях юридических лиц слов «Российская Федерация», «Россия» и производных слов. Включение этих слов в наименование юридического лица допустимо, если а) это предусмотрено закономили иными правовыми актами, б) получено разрешениена использование этих слов в наименовании юридического лица. Соответствующее разрешение выдается Министерством юстиции РФ, если организация отвечает определенным требованиям (имеет определенное количество филиалов и представительств на территории России, занимает доминирующее положение на рынке определенных товаров и т.д.).

Субъекты РФ могут вводить определенный порядок использования в наименовании юридических лиц официального наименования субъекта РФ (нередко устанавливаются правила, аналогичные тем, что установлены на уровне Российской Федерации).

4.В наименованиях юридических лиц недопустимоиспользование полных или сокращенных наименованийфедеральных органовгосударственной власти (например, «Минюст», «Минфин», «Антимонопольный комитет» и т.п.). В виде исключения такое использование может быть предусмотрено только законами и иными правовыми актами.

5.Введение указанных ограничений обусловлено не только опасением, что то или иное юридическое лицо в своей деятельности может скомпрометировать публично-правовое образование (хотя и это учитывается), — прежде всего они включены в законодательство с целью не допускать заблужденияучастников гражданского оборота по поводу того, кто стоит за тем или иным юридическим лицом. Если, предположим, в название акционерного общества включено слово «Российское…» (или что-то подобное), то большинство субъектов (как отечественных, так и зарубежных) полагают (часто подсознательно), что акции такого общества полностью или в решающей части принадлежат государству.

6.Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическому лицу принадлежит исключительное правона использование своего фирменного наименования ( ст. ст.

1473 — 1476 ГК).

7. Местом нахожденияюридического лица считается местоего государственной регистрации. Местом нахождения является соответствующий населенный пункт (муниципальное образование).

Например, город Екатеринбург. Но само место государственной регистрации определяется не произвольно. Регистрация производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органаюридического лица (генерального директора и т.п.).

Если нет такого органа, то регистрация осуществляется по месту нахождения другого органа или лица, которые уполномочены выступать от имени юридического лица.

Знание места нахождения юридического лица, конечно, имеет юридическое значение. Так, по общему правилу исполнение обязательства(купли-продажи, подряда и пр.), в котором участвует юридическое лицо как должник, должно производиться в месте нахожденияэтого юридического лица ( п. 1 ст. 316 ГК).

Место нахождения юридического лица имеет важное значение и для применения норм других отраслей права (административного, налогового и т.д.).

8.Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц ( п. 5 ст. 54 ГК).

9. Адресюридического лица определяется путем указания населенного пункта, улицы, номера дома и т.п. Предполагается, что адрес соответствует месту нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а при отсутствии такого органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица без доверенности ( п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

Значениеадреса: он необходим для осуществления связи с юридическим лицом ( п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия ( ст. 165.1 ГК), чаще всего направляются по адресу юридического лица.

Незнание адреса (его сокрытие, сообщение ложных сведений о нем и проч.) в ряде случаев ведет к невозможности исполнения обязательства и реализации многих других субъектных прав. Применение норм других отраслей права (налогового, административного и т.д.) также требует знания адреса юридического лица.

Учитывая значение адреса юридического лица, требуется, чтобы он указывался в Едином государственном реестре юридических лиц ( абз. 1 п. 3 ст. 54 ГК).

При создании юридического лица регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица (указан несуществующий адрес, или объект недвижимости разрушен и т.д.) (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

На практике очень часто в различного рода документах (в том числе в договорах) указываются «юридический адрес», «фактический адрес», «почтовый адрес» и т.п. Юридическое значение имеет только тот адрес, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц (лишь в некоторых исключительных случаях суд можетотступить от этого правила, если, предположим, отправитель сообщения действовал недобросовестно).

Из изложенного видно, что юридическому лицу следует создать условия, необходимые для того, чтобы юридически значимое сообщение, доставленное по адресу юридического лица, было реальнополучено им. Сообщение считается доставленнымдаже в том случае, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним ( абз. 2 п. 1 ст.

165.1 ГК). Например, корреспонденция возвращается с пометками «организация выбыла», «юридическое лицо не находится по указанному адресу» и т.п.

Юридическое лицо несет риск последствийнеполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствияпо этому адресу своего органа или представителя ( абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК). Это означает, что неблагоприятные последствия возлагаются на это юридическое лицо.

Если, например, в порядке, установленном договором, должник направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не получено потому, что в реестре содержатся недостоверные сведения об адресе либо отсутствует орган юридического лица или представитель, то кредитор (данное юридическое лицо) считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (подробно см. ст. 406 ГК).

Дата актуальности материала: 01.01.2017

Юридический адрес

В международном праве используется несколько теорий, из которых наиболее распространенные: 1) Теория государственной регистрации (инкорпорация) — правовые отношения компании регулируются законами и нормативными актами страны, в которой компания зарегистрирована. 2) Теория истинного местонахождения — страна, в которой учреждена компания, должна совпадать со страной, в которой находится компания, или местом, из которого компания фактически управляется. [2]

В юридической литературе упоминаются различные исследования, которые показали, что Теория истинного местонахождения действует в Бельгии, Австрии, Словении, Румынии и Испании, а теория инкорпорации в Швеции, Финляндии, Эстонии, Литве, Латвии, Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Дании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Хорватии, Кипре и на Мальте. [2]

По мнению Латвийского университета, с точки зрения общественных интересов юридический адрес коммерсанта не обязательно должен совпадать с государственным местонахождением или местом, с которого фактически осуществляется управление продавцом [3]

  • 1 Европейский союз
  • 2 Россия
    • 2.1 Право
    • 2.2 «Фактический» и «юридический» адрес

    Европейский союз [ править | править код ]

    В Положении Договора о работе Европейского Союза оговаривается, что агентствам, филиалам или дочерним компаниям разрешается вести хозяйственную деятельность в государствах-членах ЕС, если они учреждены в соответствии с законодательством любого государства-члена ЕС и юридический адрес зарегистрирован в одной из стран-членов ЕС. [4]

    Россия [ править | править код ]

    В России это термин, укоренившийся в деловом обиходе, однако не определённый в законодательстве [источник не указан 354 дня] .

    В обиходе часто употребляется, как синоним почтового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с таким лицом осуществляется связь. Аналоги словосочетания (термина) «юридический адрес» в праве других государств и стран неизвестны.

    Однако согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно Гл. 3, ст. 8, п. 2 Юридическое лицо, в дальнейшем организация обязана находиться по адресу регистрации, что осложняет использование просто почтового адреса, так как ФНС проводит проверку после регистрации юридического лица на факт нахождения по адресу регистрации, по «юридическому адресу», согласно данным представленных в регистрирующий орган и отображенных в едином реестре юридических лиц(ЕГРЮЛ).

    По итогу которой составляется протокол, о факте нахождения или отсутствия юридического лица, при выявления нарушений проводятся налоговые мероприятия для прекращения финансово-хозяйственной деятельности данного юридического лица по всем направлениям.

    Право [ править | править код ]

    Действующее законодательство России не содержит определения понятия (словосочетания) «юридический адрес», тем не менее, этот термин укрепился в деловой речи и даже присутствует иногда в официальных документах.

    Сомнительность термина «юридический адрес» вытекает, как минимум, из двух оснований:

    • Любое лицо, как субъект права не может иметь адреса; адрес может иметь лишь объект права, причем, лишь такой объект права, как недвижимое имущество.

    В обывательском обиходе (просторечии) часто упоминается не только «адрес юридического лица», но, также, и «адрес физического лица». Это — в равной степени абсурдное применение термина «адрес». Физическое лицо, как и юридическое, не имеет адреса.

    Оно имеет место жительства (пребывания, нахождения), которое уже может иметь адрес.

    • Юридическое лицо, в силу своего абстрактного существа, вообще не может иметь такого места нахождения, которое имело бы адрес. Оно существует в неограниченном пространстве. Юридическое лицо может иметь конкретное имущество, которое может иметь определенный адрес (недвижимое имущество), либо находиться в конкретный момент времени по определенному адресу. Однако, будучи субъектом, а не объектом права, оно не только не может иметь адрес, но даже не может иметь адрес своего места нахождения.

    Гражданское законодательство Российской Федерации вводит условное понятие места нахождения юридического лица. Таким местом нахождения согласно статье 54 ГК России является место государственной регистрации юридического лица. При этом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа этого лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности [5] . Термин «адрес» при этом не используется. Законодатель умышленно вводит условное понятие место нахождения юридического лица, условно определяемое всего лишь местом его государственной регистрации, но не связываемое с конкретным адресом [6] .

    «Фактический» и «юридический» адрес [ править | править код ]

    Термин «Фактический адрес», также часто используемый в обывательском обиходе, наряду с термином «юридический адрес», не является правовым термином. У юридического лица не может быть адреса, а тем более двух: «юридического» и «фактического». В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) существует запись об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (например, директора), по которому с ним осуществляется связь. Никаких иных «адресов» в ЕГРЮЛ не существует [7] .

    Между тем, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в случае изменения сведений о юридическом лице, включенном в ЕГРЮЛ, такое лицо обязано в течение трёх рабочих дней сообщить об этом регистрирующему органу в установленном порядке для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Это, в частности, касается и сведений об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Таким образом, если даже понимать под юридическим адресом адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то расхождение такого адреса с фактическим адресом места нахождения этого органа не может продолжаться во времени более трех рабочих дней. Нарушение этого порядка влечет за собой привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [8]

    См. также [ править | править код ]

    Примечания [ править | править код ]

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2014 года; проверки требуют 33 правки.

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2014 года; проверки требуют 33 правки.

    Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону(Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

    Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей— акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях. В настоящей статье описываются правила, действующие в России.

    • 1 Государственная пошлина за государственную регистрацию
    • 2 Государственные реестры
    • 3 Порядок государственной регистрации
    • 4 Документы для регистрации юридического лица
    • 5 Документы для регистрации индивидуального предпринимателя
    • 6 Прекращение регистрации ИП
      • 6.1 Этап 1. Подготовка процедуры ликвидации.
      • 6.2 Этап. 2. Подготовка документов
      • 6.3 Этап. 3. Регистрация решения о ликвидации ИП в налоговом органе.
      • 7.1 Ликвидация ООО. Поэтапный план действий

      Государственная пошлина за государственную регистрацию [ править | править код ]

      За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина (с 30 января 2010 года):

      • за государственную регистрацию юридического лица — 4000 рублей;

      С 1 января 2019 года в случае представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронного документа государственную пошлину можно не платить [1] .

      Государственные реестры [ править | править код ]

      После государственной регистрации все данные вносятся в:

      • Единый государственный реестр юридических лиц;
      • Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

      Порядок государственной регистрации [ править | править код ]

      Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

      С 9 января 2013 года заработал интернет-сервис «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя». Этот ресурс позволяет направить заявку на госрегистрацию и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) при этом не нужна.

      Посетить инспекцию лично потребуется только для того, чтобы забрать свидетельство о регистрации.

      Документы для регистрации юридического лица [ править | править код ]

      • подписанное заявителем и заверенное нотариально заявление о государственной регистрации форме Р11001 , заполненную в соответствии с требованиями утвержденными приказом ФНС от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@]., если оно предоставляется не лично, а если предоставляется лично заявителем в налоговый орган, нотариальное заверение не требуется;
      • решение о создании юридического лица в виде протокола или решения единственного учредителя;
      • учредительные документы юридического лица — Устав ( 2 экземпляра);
      • документ об уплате государственной пошлины (4000 рублей);
      • Письмо от собственника помещения о намерении заключить договор аренды в случае регистрации ООО в качестве юридического лица.

      Документы для регистрации индивидуального предпринимателя [ править | править код ]

      • заявление о государственной регистрации форме № Р21001, заполненную в соответствии с требованиями утвержденными приказом ФНС от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@
      • копия паспорта физического лица (обычная при представлении лично, нотариально заверенная — при представлении по доверенности или почтой);
      • свидетельство о постановке на учёт физического лица в налоговом органе (законом не предусмотрено, тем не менее, во многих налоговых органах без него документы не принимают).

      При личной подаче с 1 января 2011 года нотариальное заверение заявления не требуется.

      Прекращение регистрации ИП [ править | править код ]

      Этап 1. Подготовка процедуры ликвидации. [ править | править код ]

      Процедура ликвидации ИП дешевле, проще и быстрее, чем ООО, но при закрытии ИП есть свои особенности.

      1. Сначала необходимо сдать всю отчётность и погасить имеющуюся задолженность. Провести сверку с ИФНС, ФСС и ПФР.

      Закрыть ИП можно в любое время, но закрытие ИП не избавляет от ответственности по приобретённым обязательствам. То есть закрыть ИП с долгами можно, но после ликвидации ИП они все равно будут за вами числиться и платить по ним придётся. Законодательством РФ предусмотрено, что налоговая задолженность, штрафы, требования кредиторов и другие претензии к предпринимателю, остаются актуальными и после ликвидации ИП.

      Индивидуальный предприниматель отвечает по своим долгам всем своим имуществом.

      2. Уволить и снять с учёта во внебюджетных фондах наёмных работников.

      Этап. 2. Подготовка документов [ править | править код ]

      Подготовка заявления о ликвидации ИП по форме Р26001 (заполняется в соответствии с требованиями утвержденными приказом ФНС от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.) и оплата государственной пошлины. Сумма пошлины за закрытие ИП — 160 рублей.

      Этап. 3. Регистрация решения о ликвидации ИП в налоговом органе. [ править | править код ]

      Подача пакета документов в регистрирующий орган.

      По истечении 5 рабочих дней, получаем подтверждение — лист записи ЕГРИП.

      Ликвидация ООО [ править | править код ]

      Ликвидация ООО. Поэтапный план действий [ править | править код ]

      1.Учредителями (участниками ООО) принимается решение о ликвидации ООО, прекращении полномочий руководителя и назначении ликвидатора. Оформляется Решение единственного учредителя или Протокол общего собрания участников.

      2.Составляется и подаётся соответствующее уведомление в ИФНС по форме Р15001 (заполняется в соответствии с требованиями утвержденными приказом ФНС от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.), о начале процедуры закрытия ООО и формировании ликвидационной комиссии.

      3.Подаётся объявление в «Вестник государственной регистрации».

      4.По истечении 2-х месяцев, после подачи объявления в «Вестник государственной регистрации», составляется, утверждается на общем собрании участников ООО и сдаётся в ИФНС промежуточный ликвидационный баланс. Одновременно подаётся уведомление по форме Р15001, о промежуточном ликвидационном балансе.

      5.Предварительно рассчитавшись со всеми кредиторами и распределив оставшееся имущество, составляется, утверждается (на общем собрании участников ООО) и сдаётся в ИФНС окончательный ликвидационный баланс.

      Регистрацию ЮЛ в связи с его ликвидацией проводят в течение 5 рабочих дней, по истечении которых, необходимо получить в ИФНС лист записи о ликвидации ООО и исключении её из ЕГРЮЛ.

      См. также [ править | править код ]

      Примечания [ править | править код ]

      1. ФНС РФ.Отменена госпошлина за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при подаче документов в электронной форме(неопр.). ФНС РФ официальный сайт. ФНС РФ (05.09.2018). Дата обращения: 8 апреля 2020.Архивировано 2 марта 2021 года.

      Ссылки [ править | править код ]

      • Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
      • Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

      Место государственной регистрации юридического лица

      Дата публикации 22.03.2021

      Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.

      Место нахождения юридического лица

      Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать «город Москва» или «городской округ Химки, Московская область» (п. 2 ст.

      54 ГК РФ).

      Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

      Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ.

      Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.

      Адрес юридического лица

      Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст.

      54 ГК РФ).

      В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.

      Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устав ООО должен содержать его место нахождения.

      Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

      Несовпадение юридического и фактического адресов

      Действующее законодательство не содержит определений «юридического адреса» и «фактического адреса» организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия «место нахождения» и «адрес» организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является «юридическим», а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – «фактическим».

      Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

      Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст.

      54 ГК РФ).

      Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

      • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
      • риск ликвидации организации.

      Как следует из п. 2 ст. 51 ГК РФ, в отношениях с другими лицами юридическое лицо не имеет права ссылаться на неверность указанных в ЕГРЮЛ данных, поскольку подразумевается, что эти данные верны, следить за их правильностью должна сама организация. Исключение составляют случаи, когда неверные данные были внесены в реестр в результате чьих-либо неправомерных действий.

      Если же неверно указанные в реестре сведения (в том числе адрес) стали причиной причинения убытков третьим лицам, придется возместить такие убытки (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

      Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

      Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

      Когда нужно менять адрес или место нахождения

      Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

      Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст.

      5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

      При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1, п. 2 ст.

      12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

      Смотрите также

      • Изменение места нахождения ООО
      • Изменение адреса ООО
admin
Оцените автора
Ракульское