Какие действия признаются намеренным ухудшением жилищных условий

В статье 10 Закона города Москвы №29 от 14 июня 2006 года “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” сказано нижеследующее:

1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.

2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

  • изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
  • обмен жилыми помещениями;
  • невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  • изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
  • вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  • выдел доли собственниками жилых помещений;
  • отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;

3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

Почитать  Наказание за дачу взятки

5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

  • обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
  • безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
  • отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.

К намеренному ухудшению жилищных условий граждан могут быть отнесены:

  • Совершение каких-либо сделок, направленных на изменение порядка пользования квартирой (например, соглашение о выделе доли или об определении порядка пользования комнатами в квартире);
  • Совершение жильцами сделки обмена жилья, при котором ухудшаются их жилищные условия;
  • Намеренное (фиктивное) расторжение брака.
  • Вселение детей, родителей и иных лиц, объединенных с проживающими в квартире гражданами признаками родства или свойства и ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации;
  • Расторжение городом с жильцами квартиры договор найма или договора социального найма за нарушение жильцами его условий;
  • Совершение сделок дарения, мены, купли-продажи, на основании которой жильцы квартиры произвели отчуждение принадлежащего им жилья или части жилого помещения, после чего они получили право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается до такой степени, что становится возможным их постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в городе Москве это общая площадь менее 10 кв.м. на одного человека в отдельной квартире или 15 кв.м. на одного человека в коммунальной квартире) или разделение ранее заведенных на них учетных дел (что дает очередникам право на предоставление нескольких отдельных квартир в рамках улучшения жилищных условий).

Однако, вышеперечисленные случаи вовсе не означают, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеют право совершать вообще никаких действий с занимаемым (или принадлежащим им на праве собственности) жильем, рискуя быть внесенными в список граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.

Граждане вправе совершать следующие действия, не считающиеся в качестве намеренного ухудшения жилищных условий:

1. Вселение в квартиру к родителям их несовершеннолетних детей, а также вселение лиц, ранее не обладавших самостоятельным правом пользования жилым помещением (например, новорожденный ребенок или гражданин, ранее не имевший регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации);

2. Вселение супруга, нетрудоспособных родителей или иных граждан (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), если ранее, по прежнему месту жительства, они уже были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;

3. Расторжение получателем ренты договора ренты (т.е. когда получатель ренты снова становится собственником квартиры, в которой он проживает);

4. Признание какой-либо сделки с квартирой недействительной в судебном порядке (например, расприватизация квартиры через суд);

5. Вселение в квартиру нетрудоспособных родителей, если до вселения они проживали в непригодном для постоянного проживания помещении, расприватизировали его во внесудебном порядке;

6. Расторжение договора дарения по инициативе дарителя или одаряемого, если предметом такого договора было жилое помещение.

В любом случае, совершение действий, которые могут быть квалифицированы, как намеренное ухудшение жилищных условий, влечет всего к одному-единственному последствию – пятилетнему мораторию на учет этих действий органами жилищного учета (в городе Москве это районная Управа и окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы).

Иными словами, если граждане совершат действия, направленные на ухудшение их жилищных условий, то их либо не поставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ближайшие после этого события пять лет (если они ранее не стояли на таком учете), либо отсрочат предоставление им нового жилья или разделение их учетного дела на несколько учетных дел (если ранее они уже были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), на тот же пятилетний срок. Однако, в любом случае, совершение гражданами вышеперечисленных действий по ухудшению жилищных условий не может служить основанием для снятия таких граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Читайте еще по данной теме:

  • Намеренное ухудшение жилищных условий
  • Судебная практика: Расторжение брака не является ухудшением жилищных условий

Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист

Телефон: 8 (495) 740-55-17

ЗАПИСЬ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8 (495) 740-55-17

Комментарии (253)

Сотрудник Жилищной Департамента ЮАО г.Москвы мне — очереднику 1988 г. О/О — устно сообщила, что в связи с моим разводом с гражданином Германии в 2008 г.(он не был прописан в моей квартире и не претендовал на площадь) нашу очередь заморозили на ПЯТЬ лет. Постановление получу позже. Законны ли действия Департамента?

Моя семья — очередники 1988 г.О/О г.Москвы, моя мама(пенсионерка 80 л.) приехала из Казахстана и проживает с нами с 2006 г., зарегестрирована в нашей квартире с 1999 г. С 2009 г.я пытаюсь её включить в нашу очередь, но не получаю ответа. Что мне делать, как защитить гражданские права моей семьи?

Если в течение 30 дней вам не было дано никакого ответа на поданное вами заявление о принятии вашей мамы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включении её в ваше учетное дело, то вы можете обжаловать эти действия жилищного отдела в судебном порядке в течение трех месяцев, как необоснованный незаконный отказ.

Согласно пп.4 п.2 ст.10 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года расторжение брака считается в г.Москве действием, свидетельствующем о намеренном ухудшении ваших жилищных условий. Поэтому формально действия сотрудников Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы нормы действующего в г.Москве законодательства не нарушают.

Добрый день!
Хотелось бы получить от Вас консультацию по вопросу улучшения жилищных условий.
Мой гражданский муж недавно развелся с женой. Оба прописаны в коммуналке в комнате 10 м.кв. уже 14 лет. У них есть малолетний ребенок (5 лет). Мы собирались пожениться в этом году, но им (моему гражданскому мужу и его бывшей жене) сказали, что постановка на учет на улучшение жилищных условий откладывается на 5 лет в связи с тем, что они якобы намеренно ухудшили свое положение разведясь, хотя мой гражданский муж полтора года проживает со мной, а не со своей бывшей женой. Они оба россияне, а я белоруска.

Теперь они намерены опротестовать решение суда о разводе, чтобы стать на очередь на улучшение жилищных условий. Хотелось бы знать, есть ли в законе способы обойти 5-летний мораторий, т.к. развод был осуществлен не фиктивно и мы собирались создать новую семью. Может ли быть ситуация, если, например, меня, как законную жену, в случае заключения брака и рождения ребенка пропишут по месту жительства мужа, соответственно этим фактом мы подтверждаем, что развод был не намеренный, встать на очередь на расширение жилплощади?
Спасибо.

Если речь идет о городе Москве, то эффективных способов обойти указанное вами ограничение, предусмотренное Законом г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, в настоящий момент, не существует.

В квартире прописаны я, мой сын и сестра. Квартира по договору социалного найма не в собственности. Если мы приватизируем эту квартиру на мою сестру полностью, будет ли считаться, что я намеренно ухудшидшила свои жилищные условия?

Приватизация квартиры, в данном случае, не может рассматриваться в качестве намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку при оформлении приватизации никак не изменится состав лиц, проживающих в квартире, и имеющих самостоятельное право пользования этой квартирой.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. У мужа в 2-комнатной неприватизированной квартире прописано 6 человек (Муж, его мама, и его сестра с тремя детьми).

У меня есть собственность 1/4 квартиры. У сестры новый муж, от которого у нее рожден третий ребенок, у него есть собственность. Вопрос: если сестра разведется с новым мужем, будет ли это являться ухудшение жилищных условий?

Дети изначально были прописаны с ней и совместного имущества с новым мужем она не приобрела.

Расторжение брака рассматривается действующим законодательством, как изменение состава семьи очередника, то есть как намеренное ухудшение жилищных условий. Такое действие не влечет за собой снятие с жилищного учета, а является лишь основанием для пятилетней отсрочки в предоставлении очередникам нового жилья.

Мы — семья из трех человек (отец, дочь, внучка), проживаем в трехкомнатной квартире коммунального заселения, приватизированная комната 18,5 м, общей площадью 27,6. Стоим в очереди на улучшение жилищных условий с марта 2002 г. г.Москвы. По состоянию на 05.04.2012 г. согласно ЗАКОНУ №29 от 14.06.2006 г., Статья 10. В настоящее время департамент жилищной политики г.Москвы рассмотрел за нами действия повлекшие ухудшение жилищных условий:
1) пункт 4. Изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака; (Брак был зарегистрирован моим отцом с моей мачехой (не являющейся мне матерью) 21 января 2006 г. и расторгнут 16 апреля 2011 г.; так же мой брак был зарегистрирован 20 сентября 2008 г. и расторгнут 21 июня 2011 г.
Просим Вас учесть тот факт, что собственником Гагарина С.В. стала более 10 лет назад, задолго до вступления в брак с моим отцом, и вся имеющаяся на данный момент ее собственность, являлась раннее собственностью ее погибшего первого мужа. Она вступила в наследство задолго до БРАКА С МОИМ ОТЦОМ. Также, согласно статье Гражданского кодекса РФ статья 1142, на данный момент есть и будущие прямые наследники на эту площадь — это сын Гагариной С.В., Гагарин Е.Д., и внук). В случае смерти Гагариной С.В.(бывшей жены), ссылаясь на ст.36 семейного кодекса РФ, мой отец Бузин А.А. не имел бы никаких прав на ее собственность. Ни в том, ни в другом случае эти действия не являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Я и моя семья в собственность не вступала ничего не приобретала и т.д., не имеет никаких прав на площадь Гагариной С.В. (бывшей жены), поскольку на момент обращения моей семьи для приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ законодательство могло бы сослаться, на то, что будучи в браке Бузин А.А.(отец) с Гагариной С.В.(бывшей женой) в случае смерти Гагариной С.В., отец являлся бы наследником ее площадей, тем самым, являлся бы на тот момент обеспеченным в площадях, но принимая во внимания, что факт о смерти Гагариной С.В. (бывшей жены) не был подтвержден. Человек жив и здоров нельзя руководствоваться тем, чего еще не случилось. Гагарина С.В. (бывшая жена) не оформляла дарственную и ничего не завещала на отца, а совместно нажитого в браке недвижимого имущество нет.

Таким образом, в течение 3 лет отцу даже нечего оспаривать в суде.
Есть ли шанс выиграть в суде? И отменить 5-летний мораторий для того, чтобы получить то что нам положено без вычетов из нашей площади кв. метров бывшей жены моего отца?

Данное дело будет очень сложно выиграть в суде. Департамент жилищной политики имеет очень сильный административный ресурс в районных судах, и иски против Департамента сложно выиграть даже в случае, когда служащие этого учреждения не правы на все 100 процентов. В вашем же случае судебному представителю Департамента жилищной политики г.Москвы даже не придется ничего изобретать, поскольку формально п.4 ст.10 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2012 года (изменение состава семьи в случае расторжения брака) имеет место быть.

Поэтому, объективно, шансы на выигрыш вашего дела в суде не превышают пяти процентов.

ЗДРАВСТВУЙТЕ! Я нахожусь во втором браке. Мой супруг военнослужащий. У НАС ТАКАЯ СИТУАЦИЯ. Когда я находилась в первом браке, мой первый супруг на свои средства приобрел нам двухкомнатную квартиру.

Собственность оформили на меня. Но у нас была договоренность, что когда дочери исполнится 16 лет я квартиру перепишу на нее, будем ли мы находиться в браке или нет. Так сложилось мы разошлись. В 2007 году я вышла второй раз замуж. У моего второго супруга имеется квартира, двухкомнатная, в которой проживают его престарелые родители.

После второго замужества мы всей семьей стали проживать в моей квартире, нам так было удобно. В 2010 году у нас родилась еще одна дочь и я попросила первого супруга дать мне разрешение на продажу моей квартиры, с целью увеличения площади. Такое разрешение я получила.

МЫ ВЗЯЛИ НЕБОЛЬШУЮ ИПОТЕКУ И КУПИЛИ ТРЕХКОМНАТНУЮ КВАРТИРУ. Прошло два года и моей старшей дочери исполнилось 16 лет. Первый муж хочет по суду признать хозяйкой квартиры мою первую дочь. Второй супруг отслужил в армии 22 года, подполковник, никогда не получал от государства жилья.

Вопрос: Если по суду мне придется переписать квартиру на старшую дочь, сможем ли мы с супругом встать на очередь на предоставление жилья военнослужащему и будет ли вынужденное дарение моей квартиры намеренным ухудшением жилищных условий? Квартира мужа 50 кв.м. В ней прописаны: отец, мать, наша младшая дочь и супруг.

Ну, видимо, и я добавлюсь. Все мы являемся членами семьи военнослужащего. Помогите разобраться. Большое спасибо.

Евгения.

Суд не может обязать гражданина подарить своё имущество другому гражданину, поскольку такое судебное решение было принято с нарушением принципа исполнимости судебных постановлений. Однако суд может признать право собственности истца на имущество, принадлежащее ответчику, и после государственной регистрации такого судебного решения истец становится собственником спорного имущества. Решение суда не является сделкой, направленной на отчуждение имущества, и поэтому не считается намеренным ухудшением жилищных условий.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Я врач, 10 лет назад мне была передана трехкомнатная квартира по договору субаренды с правом перевода её в социальный найм или льготный выкуп. Через пять лет нам перезаключили договор субаренды в договор служебного найма.

Моя семья имела в собственности ветхий дом (на 2002 год 75% износа) в Подмосковье, который был продан (фактически земельный участок с документами). Сейчас на основании постановления правительства Москвы пытаемся оформить квартиру в социальный найм, но встает вопрос, ухудшили ли мы свои жилищные условия в г.Москве, продав дом в Подмосковье и будет ли это являться основанием для отказа в переводе квартиры в социальный найм. Спасибо.

То, что вы продали свой дом, согласно требованиям Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, считается намеренным ухудшением ваших жилищных условий. Поэтому с момента продажи дома и до момента, когда вас поставят на учет нуждающихся в жилых помещениях (чтобы вы имели право на оформление договора социального найма) должно будет пройти не менее пяти лет.

Добрый день!
Мы с мамой стоим на очереди (общие основания) с 1992 года. В 2009 году я вышла замуж, муж — гражданин другой страны. Сейчас хотим взять субсидию на приобретение жилья.

Является ли моё вступление в брак ухудшением жилищных условий?

Заключение брака считается изменением состава семьи очередника, что относится к категории действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий. Поэтому вам могут отказать в предоставлении субсидии до истечения пятилетнего срока с момента регистрации брака.

Проживаю в коммуналке с мамой, братом и соседями (из 3х чел). У нас 2 комнаты из 3-х. Стоим на очереди на расширение уже 13 лет. Вышла замуж, появился ребенок, муж проживал со мной. Муж был прописан у мамы в Алтайском крае, права собственности на желье у него не было.

Сейчас мы развелись. Я продолжаю жить у мамы с ребенком. Муж уехал к своей матери. Это является намеренным ухудшением жилья.

Я как жила здесь, так и живу, просто теперь вместе с ребенком.

Согласно Закону г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года изменение состава семьи (в том числе — путем расторжения брака) считается намеренным ухудшением жилищных условий. Дело в том, что поскольку ваш муж был зарегистрирован по месту жительства в квартире своей мамы, то учитывалась и та площадь, которая приходилась на него в квартире мамы. После расторжения брака эта площадь уже не учитывается.

То есть, после расторжения брака эта площадь уже не учитывается и, формально, вы намеренно уменьшили размер площади, приходящейся на каждого из очередников.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

Многие граждане желают улучшить свои жилищные условия, но, не имея личных средств для покупки квартиры большей площади, часто идут на различные ухищрения.

Для того, чтобы встать на учёт как нуждающаяся в жилье семья, иногда приходится умышленно ухудшать свои жилищные условия.

Такое правовое понятие получило отражение в 2005 году в положениях Жилищного Кодекса. Намеренное ухудшение жилищных условий – это умышленные действия со стороны граждан, которыми они специально меняют в худшую сторону свой жилищный статус и статус нуждаемости.

Конституционный суд страны даёт четкие пояснения относительно того, что может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий, а что – нет. Так или иначе любое такое действие ведёт к наступлению определенных юридических последствий, которые иногда являются очень далекими от ожидаемых.

Ухудшение жилищных условий: основные моменты

Ухудшение жилищных условий: основные моменты

Ст. 53 Жилищного Кодекса страны регламентирует последствия намеренного ухудшения жилищных условий. Что считается ухудшением жилищных условий, она не отражает.

Более развёрнуто данное понятие отражено в определении Конституционного суда РФ № 258-В О-О.

По закону намеренные действия по ухудшению жилищных условий – это действия, осуществляемые на протяжении некоторого времени субъектом правоотношений, повлёкшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий. Эти действия вынуждают государственные или муниципальные власти вмешаться в жизнь субъекта для выделения ему жилой площади из местного жилищного фонда.

Чтобы получить жильё, гражданин должен приобрести статус нуждающегося и встать на очередь в муниципалитет. Как правило, таких желающих огромное множество. Муниципалитет не справляется с задачей обеспечения жильем всех нуждающихся.

Намеренные действия такого характера не всегда могут однозначно трактоваться. Что такое – эти намеренные действия, четко ни в одном нормативно-правовом акте не указано. Что не является намеренным ухудшением жилищных условий, также в законах не прописано.

В итоге каждый конкретный спор по этому вопросу решается в суде.

К признакам таких намеренных действий можно отнести:

  • в результате этих целенаправленных действий граждане встали на учёт как нуждающаяся семья;
  • первоначально до осуществления данных действий гражданин не состоял на учете как нуждающийся в жилье;
  • гражданин имеет конкретный умысел в виде сформированной цели;
  • ухудшение жилищных условий влечёт за собой участие государственных органов, принимающих решение о выделении жилья.

Специально созданное ухудшение жилищных условий предполагает снижение учетной нормы жилья на одного субъекта правоотношений.

Примеры намеренных действий

На основании сформированной судебной практики по решению такого вопроса как намеренное ухудшение жилищных условий можно сделать вывод о том, какие действия могут быть признаны умышленными.

К примерам ухудшения жилищных условий можно отнести:

    Примеры намеренных действий

Так, к примеру, бюджетники, в жилой площади которых прописано большое число родственников, могут рассчитывать на получение денежной субсидии на улучшение жилищных условий.

Военнослужащие

Имело ли место быть намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих решает Военсуд. Принимает решение он на основании Приказа № 1280 Министерства обороны страны от 30 сентября 2010 года.

Для военнослужащих намеренными действиями будут признаны:

    Военнослужащие

Является ли намеренным ухудшением жилищных условий развод, будет решать суд. Если развод имеет фиктивный характер для выделения отдельных долей, эти действия будут признаны умышленными.

Не будет признаваться намеренным ухудшением жилищных условий признание объекта недвижимости аварийным.

Семья и дети

В отношении молодых семей в качестве умышленных действий по ухудшению жилищного положения также будут признаваться незаконные прописки родственников, фиктивные разводы или специально созданные сделки по отчуждению имущества.

Семья и дети

Прописка ребёнка по месту жительства одного из родителей не является ухудшением жилищных условий.

Является ли ухудшением жилищных условий прописка жены к мужу?Эти действия будут признаны законными и никак не влияющими на жилищный статус граждан, если ими не будут прямо нарушены законодательные нормы.

Многих также интересует, является ли ухудшением жилищных условий выписка из квартиры родителей? Нет, не является. В случае любой выписки граждан увеличивается норматив жилого помещения на остальных членов семьи.

Действия, не признаваемые намеренными

Не могут трактоваться как умышленные следующие действия граждан в отношении своего жилья:

  • прописка несовершеннолетних детей у родителей;
  • законная прописка близких родственников;
  • временная регистрация любых жильцов;
  • отказ от квартиры одариваемого или отказ от соблюдения условий дарственной дарителем;
  • признание судом сделки с недвижимостью незаконной;
  • расторжение договора ренты с возвратом жилья по решению получателя.

Отказ от приватизации и отказ от наследства также не будут признаваться намеренными действиями по ухудшению жилищного положения гражданина.

Наследство в этом случае рассматривается как дар. Гражданин вправе добровольно принимать решение о принятии наследства или приватизации социального жилья. Его решение никак не повлияет на жилищный статус.

Отказ от наследства будет окончательным, в дальнейшем восстановить пропущенный срок и получить наследство спустя много лет уже не получится. Передумать в этом случае гражданин уже не сможет, отказ будет оформляться документально.

Последствия ухудшения условий жизни

Последствия ухудшения условий жизни

Ст. 53 ЖК РФ регламентирует последствия намеренных действий граждан по ухудшению своих жилищных условий.

На 2024 год действуют два основных правовых последствия в отношении тех граждан, для которых будет доказан факт совершения ими преднамеренных действий.

К ним относятся:

  1. Отказ в постановке на учёт в качестве нуждающихся субъектов.
  2. Повторная постановка на учёт таких граждан может иметь место быть только по прошествии срока в 5 лет после совершения противоправных действий.

По ст. 56 ЖК РФ основаниями для снятия с учета нуждающихся являются предоставление неверных или заведомо ложных сведений, на основании которых было принято решение о постановке на учёт.

Кроме того противоправные действия со стороны должностных лиц муниципалитета, выявленные в ходе проверок, тоже будут являться основаниями снятия с учета нуждающихся граждан.

Как встать на учёт нуждающемуся?

Право на постановку на учёт в качестве нуждающегося могут получить по закону только те граждане, кто признан органами социальной защиты малоимущим.

Для приобретения статуса малоимущего в расчёт берётся средний заработок гражданина за предыдущие три месяца в определённой семье.

Органы социальной защиты для оформления статуса малоимущего гражданина проводят следующие расчеты:

  • суммарный доход за три месяца делится на 3 для определения среднего заработка в месяц;
  • полученный показатель делится на количество членов семьи;
  • окончательная сумма сравнивается в прожиточным минимумом, утвержденным на территории субъекта страны.

Для постановки на учёт нуждающаяся семья должна предоставить определённый набор документов и написать заявление. Граждане, получившие инвалидность, и семьи с детьми-инвалидами имеют привилегированное право постановки на учёт в качестве нуждающихся.

Некоторые из инвалидов имеют право даже получить дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма.

Примеры из судебной практики

Примеры из судебной практики

Судебная практика по вопросам определения действий граждан в виде намеренных по ухудшению жилищных условий довольно разнообразна.

Конституционный суд в своих разъяснениях говорит о том, что намеренные действия должны характеризоваться двумя признаками:

  1. Умыслом.
  2. Искусственным характером действий.

Переезд недееспособных родителей к детям не может быть нарушением вне зависимости от наличия недвижимости в их собственности.

Для военнослужащих действует сомнительное правило относительно женитьбы только на дамах без постоянной прописки и собственного жилья. Эта позиция является сомнительной с точки зрения многих факторов. Это ущемление прав на свободный брак, который никак не должен быть связан с жилищными вопросами.

Конституционный суд говорит также о том, что каждый конкретный случай такой ситуации должен рассматриваться индивидуально в суде с учетом всех намерений и скрытых мотивов действий этих субъектов.

Если женщина сразу перед вступлением в брак продаёт своё жильё, ее молодая семья не будет терять право на улучшение жилищных условий. Все ее действия до брака не могут быть признаны судом умышленными ухудшениями жилищных условий.

Намеренное ухудшение жилищных условий – это умышленные действия со стороны гражданина, которыми он пытается приобрести статус нуждающегося в жильё незаконно. Эти действия могут стать препятствием в постановке на учёт в будущем, поскольку при наличии доказательства предумышленности действий ещё на протяжении 5 лет он не сможет встать в очередь на новое жильё.

Намеренное ухудшение жилищных условий

До принятия Жилищного кодекса РФ в российском законодательстве не было норм, касающихся намеренного ухудшения жилищных условий и его последствий. Статья 53 ЖК РФ установила особые правила в данной сфере. Законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы.

Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

Из содержания интересующей нас статьи следует, что граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на такой учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Что признавать намеренным ухудшением жилищных условий? Какие действия не могут расцениваться в качестве таковых? В каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий?

В настоящее время четких ответов на эти вопросы нет.

К примеру, семья из трех человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. В указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник. В результате количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ, в отличие от действовавшего ранее Жилищного кодекса РСФСР, большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Учетной нормой площади жилого помещения признан минимальный размер площади жилого помещения, на основе которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4, 5 ст.

50 ЖК РФ).

Так, в Волгограде на основании п. 1.1 Постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 с 1 марта 2005 г. учетная норма площади жилого помещения для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определена в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В приведенном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв. м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет. Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В связи с изложенным возникает несколько существенных вопросов.

Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализация права на свободу передвижения?

Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении таких ситуаций?

Чтобы дать юридическую оценку всех обстоятельств и правовое заключение, следует учитывать, что установление перечня действий, считающихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

Само по себе перечисление в законе субъекта РФ таких действий, а также их последствий не свидетельствует о противоречии данной нормы ст. 53 ЖК РФ. Эта федеральная норма не содержит списка намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий.

Значит, нет и правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта РФ этого перечня.

Приведенная правовая позиция нашла отражение в Определении ВС РФ от 11.07.2007 N 5-Г07-56, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Законов г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и от 25.01.2006 N 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ

Между тем органами государственной власти большинства субъектов РФ не разработаны законы, регламентирующие перечисленные выше действия. Из 83 субъектов РФ соответствующие правовые акты приняты только в 15. В свою очередь органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать правовые акты, регулирующие эти вопросы, в связи с чем возникают пробелы в правовом регулировании возникающих правоотношений.

Анализ правовых актов этих 15 субъектов РФ позволяет привести наиболее полный перечень действий, которые законодательно признаны намеренным ухудшением жилищных условий:

  1. изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
  2. обмен жилыми помещениями;
  3. невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  4. изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
  5. вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением временных жильцов);
  6. выдел доли собственниками жилых помещений;
  7. отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

В некоторых регионах помимо перечисленных действий намеренным ухудшением жилищных условий считаются:

  1. расторжение договора социального найма по инициативе гражданина (Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61);
  2. регистрация по месту жительства, если до совершения данного действия гражданин не являлся нуждающимся в жилых помещениях (Закон Псковской области от 10.07.2006 N 566-оз);
  3. перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
  4. изменение порядка пользования жилым помещением;
  5. выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;
  6. выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственника (члена семьи собственника) жилого помещения (Закон Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ).

В рассмотренном выше примере вселение члена семьи, повлекшее уменьшение количества квадратных метров общей площади, приходящегося на одного человека, расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий.

В ЦЕНТРЕ И НА МЕСТАХ

В то же время в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О разъяснено следующее. По смыслу ст. 53 ЖК РФ (которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя) и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Буквальное толкование данного разъяснения КС РФ может привести к применению ст. 53 ЖК РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены указанные выше умышленные действия.

Кроме того, даже из анализа простого примера, на котором мы сконцентрировали свое внимание выше, очевидно, что из практики может быть ряд исключений, когда то же вселение не будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий. И эти исключения опять же юридически закреплены в региональных правовых актах.

Так, согласно Закону г. Москвы от 14.06.2006 N 29 вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей, а также вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет, не признаются действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.

ВОПРОС ВРЕМЕНИ

При определении намеренности ухудшения жилищных условий необходимо также учитывать и объективные временные обстоятельства.

В частности, в случае вселения и регистрации по месту жительства супруга (супруги) после заключения брака вопросов не возникает. Но если эти действия предпринимаются по истечении нескольких лет семейной жизни, а затем гражданин сразу обращается в органы местного самоуправления с целью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, то временной фактор (сколько прошло времени с момента совершенных действий), бесспорно, следует принимать во внимание.

ВНЕ СПИСКА

Помимо названных выше не могут считаться намеренным ухудшением жилищных условий следующие действия:

1) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

2) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

3) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

  • обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции;
  • безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной или муниципальной власти;

4) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

5) вселение временных жильцов.

Однако утверждение в федеральном законе или ЖК РФ закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным ввиду различных условий жизни людей и своеобразия гражданско-правовых сделок. В каждом отдельном случае решение о намеренности действий гражданина должно приниматься объективно, с учетом оценки всех жилищных условий заявителя.

Результаты анализа правовых актов регионального законодательства позволяют сделать вывод, что в большинстве субъектов РФ аналогичные указанным выше правовые акты отсутствуют. Органы местного самоуправления вынуждены руководствоваться только диспозицией ст. 53 ЖК РФ и документами, представленными заявителем.

Для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления проверяет представленные документы и при необходимости направляет в организации и учреждения соответствующие запросы.

При анализе вышеуказанных правовых актов выявлена весьма спорная норма права, установленная Законом ХМАО — Югры от 06.07.2005 N 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре». В случаях, если гражданин в течение 10 лет, предшествующих предоставлению ему специализированного жилого помещения, ухудшил свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семьи в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения.

Вместе с тем действующим законодательством РФ не предусмотрено применение нормы о намеренности ухудшения жилищных условий при предоставлении жилого помещения, а равно и об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения.

Полагаем, что в тех субъектах РФ, где рассматриваемые перечни до настоящего времени не утверждены, необходимо направление в представительные органы власти проектов соответствующих нормативно-правовых актов.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАМЕРЕННОСТИ

Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь.

Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Практика свидетельствует, что в большинстве случаев граждане, ухудшившие свои жилищные условия, делали это не намеренно с целью постановки на учет.

Так, гражданин может до обращения в органы местного самоуправления совершить действия, которые являются намеренным ухудшением жилищных условий и утверждены в качестве таковых нормативно-правовым актом субъекта РФ, но подобные действия совершены им не для постановки на учет, обеспечения жильем, а в рамках свободы договора. Следовательно, ст. 53 ЖК РФ не будет подлежать применению.

ИТОГО

По результатам проведенного исследования полагаем необходимым внести дополнения в ст. 53 ЖК РФ, законодательно закрепив следующий перечень действий, определяемых как намеренное ухудшение жилищных условий:

  1. изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;
  2. обмен жилыми помещениями;
  3. невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  4. вселение в жилое помещение лиц, не являющихся членами семьи нанимателя (за исключением вселения временных жильцов);
  5. выдел доли собственником жилого помещения;
  6. отчуждение принадлежащего на праве собственности гражданину жилого помещения или части жилого помещения.

В то же время жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ, а утверждение закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ должны самостоятельно принимать нормативно-правовые акты, детально регулирующие данные правоотношения.

Утверждение нормативными актами тех действий, которые расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий или не являются таковыми, будет способствовать исключению возможности произвольного толкования нормы ст. 53 ЖК РФ, устанавливающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, неукоснительному и однозначному применению жилищного законодательства.

Читайте еще по данной теме:

Авторы: Р.Н. Мальцев, И.В. Максимчук

Намеренное ухудшение жилищных условий


ВВЕДЕНИЕ

Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия.
Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!!
Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее.
Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец!
Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

КОММЕНТАРИИ
Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерческиочень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.[1]

1) они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);

4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте. Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст.

57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).

И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ[2]:

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленныедействия с целью создания искусственногоухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязис пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестнымии является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение. Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» — явно прослеживается.

Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ, а значит, для нас, для адвокатов,есть непаханое поле для работы.

Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
«Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, неявляются:
… — вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, еслидо вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще:
Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.

Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт. Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной.

Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленнымидействиями с целью создания искусственногоухудшения жилищных условий»?

Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ[3]:

«Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…

Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. ( площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.

Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней.

[1] (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова.

М., 2005. С. 146 – 147).
[2] Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О
[3] Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102

Продолжение следует.


АНОНС
!Во второй части статьи (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики.
2. Методикаопределения намеренного ухудшения жилищных условий.
3. Разграничение правовых последствийстатьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ — наглядная таблица.

admin
Оцените автора
Ракульское