Как стать преподавателем в вузе образование условия работы стаж

Преподаватель вуза – это всегда его вчерашний студент, но, несмотря на молодость и отсутствие опыта, даже ассистент должен быть на голову выше тех, кто собрался в аудитории для занятий.

Средняя заработная плата: 15000 рублей в месяц
Рейтинг профессии
Востребованность
Оплачиваемость
Конкуренция

Входной барьер
Перспективы

Чтобы преподавание в вузе стало профессией, мало знать свой предмет на отлично. Нужно уметь передать свои знания и заинтересовать студентов даже такими малопривлекательными для большинства дисциплинами, как сопромат или начертательная геометрия. Преподавание в вузе – это высшая ступень педагогического мастерства и ответственная работа. Для занятия должности на кафедре в университете необходима хорошая профессиональная подготовка.

Обладатель диплома бакалавра не сможет учить студентов высшего учебного заведения – право стать преподавателем в вузе имеют специалисты, окончившие как минимум магистратуру.

История

Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX–XI столетиях в Фесе, Салерно, Болонье, Париже.

Однако в современном виде высшие учебные заведения начали появляться с XII–XIII века (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка). В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты обучались различным прикладным наукам, самыми популярными среди них были богословие, философия, медицина, юриспруденция. Профессорами и преподавателями вузов становились самые талантливые мыслители своего времени, которые занимались исследовательской деятельностью, развивая науку.

Какие должности существуют в высших учебных заведениях

  • Ассистент. Это профессиональный сотрудник кафедры, имеющий диплом магистра или специалиста и не меньше года занимающийся преподавательской деятельностью. После окончания аспирантуры наличия опыта не требуют. Такой работник консультирует студентов, проводит с ними лабораторные, практические и семинарские занятия, оказывает помощь профессорам и доцентам при приеме зачетов и экзаменов. Нередко в ассистенты приглашают хорошо зарекомендовавших себя выпускников университета.
  • Старший преподаватель. Это более высокий уровень, для соответствия которому претенденту нужно иметь не менее 3 лет стажа работы в вузе или ученую степень кандидата наук. Он проводит практические занятия, имеет право разрабатывать учебные пособия и методические материалы, а также читать лекции.
  • Доцент. Чтобы претендовать на эту должность, необходимо окончить аспирантуру, быть кандидатом наук, участвовать в различных научных мероприятиях (симпозиумах, конференциях), иметь свои труды, писать статьи, руководить аспирантами.
  • Профессор. Получив ученую степень доктора наук, имея 5 лет работы в системе высшего образования, опубликовав ряд монографий и научных статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах, можно претендовать на должность профессора университета. Это высшая ступень иерархии, которая достигается только долгими годами упорной работы.
Почитать  Может ли дочь получить налоговый вычет если квартиру купил отец

Только талантливые, трудолюбивые и целеустремленные люди способны пройти весь этот путь. При этом не нужно забывать и о ежедневной рутинной работе в университетских аудиториях и библиотеках.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе, окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру. Неплохой вариант – работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Обязанности на работе

Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или нескольким академическим дисциплинам. В обязанности преподавателя входит:

  • подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
  • проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;
  • мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;
  • контроль успеваемости учеников;
  • подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;
  • прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.

Кроме основной деятельности преподаватель руководит дополнительными секциями, факультативами, консультирует слушателей в индивидуальном порядке. Обязательным условием является научная работа и приобщение к ней студентов. Но у большинства российских вузов отсутствует необходимая база для глубокой научно-исследовательской работы, нет помещений, оборудования, сырья и т. д. Зачастую сотрудник приобретает требуемые элементы за свои деньги.

Учебная нагрузка педагога университета ограничена 900 часами в год, она регулируется администрацией вуза в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени на научную деятельность. По трудовому законодательству рабочая неделя составляет не больше 36 часов.

Для кого подходит

Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения.

Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.

Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.

Среди необходимых личных качеств можно выделить:

  • ответственность и трудолюбие;
  • увлеченность своим делом;
  • коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
  • тягу к научной и творческой деятельности;
  • активную жизненную позицию;
  • усидчивость и сосредоточенность;
  • уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
  • четкую и ясную речь;
  • терпение и хладнокровие.

Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.

Сколько получают

Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей.

Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

Среди бесспорных плюсов работы преподавателя вуза – летний оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Как построить карьеру

Перспективы продвижения по карьерной лестнице у преподавателя вуза есть, но они тесно связаны с его профессиональным ростом. Так, доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор – деканом факультета, проректором или даже ректором университета. На этих должностях можно получать доход от 100 до 300 тысяч рублей.

Но чтобы реально претендовать на них, одного таланта и способностей мало, нужны еще связи.

Перспективы профессии

Преподавателем в вузе быть престижно, а интеллектуальная среда стимулирует к постоянному саморазвитию. Однако материальная сторона вопроса отпугивает от работы в системе высшего образования многих талантливых людей.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия преподаватель вуза подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Как начать преподавать в вузе?

Я поступаю в магистратуру Московского государственного университета и хочу заниматься наукой: пойти потом в аспирантуру и остаться на родном факультете (работать научным сотрудником или преподавателем). Я знаю людей, которые начали работать в вузе ещё в магистратуре (например, лаборантами), а потом эволюционировали до научных сотрудников.

Но я плохо представляю, как это происходит: есть какие-то требования к потенциальным сотрудникам (например, педагогическая переподготовка), как узнать о твоём шансе остаться (для всех ли он есть?), можно ли работать без аспирантуры?

Хотелось бы почитать истории тех, у кого был похожий опыт.

Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу

Преподаете в вузе? Расскажите о своем карьерном пути:

Загрузка

Опыт семнадцатилетней давности может быть интересен? В 2004 году я окончила Тюменский государственный университет. В дипломе отмечена квалификация «экономист» по специальности бухгалтерский учет и аудит. Диплом с отличием плюс с третьего курса я уже работала бухгалтером. Примерно в апреле-мае мой дипломный руководитель спросила меня, не хочу ли я поработать в другом экономическом ВУЗе ассистентом кафедры бухгалтерского учета и налогообложения.

Было интересно, я согласилась. Пришла в тот ВУЗ, побеседовала с завкафедрой и в сентябре вышла на работу. Я преподавала очникам бухгалтерский учет, судебно-бухгалтерскую экспертизу, у заочников то же самое, плюс у меня было несколько заочников, у которых я была дипломным руководителем. Заочники были взрослые дяди и тети, которые работали в налоговой инспекции, соответственно, темы дипломов были связаны с налогообложением.

Я вела лекции и семинары, была «классным руководителем» одной из групп, была руководителем курсовых и дипломных работ.
Хочу сказать, что уровень преподавания в моем университете и мой опыт работы дали мне возможность поделиться всем этим со своими студентами. А потом, неожиданно для меня, я получила от некоторых благодарность в том, что так хорошо и понятно объясняла им новый материал. Было приятно до слез.
Заработная плата, конечно, была мизерная, но я еще по полдня работала бухгалтером.
Дальше нужно было развиваться в этом направлении, писать кандидатскую диссертацию. Завкафедрой, профессор экономических наук, объяснила мне, что писать нужно на тему «которая меня очень волнует». Так получилось, что в область бухгалтерского учета и налогообложения меня не волновали никакие темы настолько, чтобы писать по ним диссертацию.

Кроме того, в ВУЗе складывалась такая ситуация, что «неостепененным» специалистам (без кандидатской) преподавать было бы в дальнейшем невозможно.
Через полтора года моя личная жизнь сложилась таким образом, что я рассталась с преподаванием, уехала в другой город.

Отредактировано

У меня только один вопрос: зачем.
Последние 15 лет в высшей школе происходит жёсткий отрицательный отбор. И дна мы ещё не достигли. Вузовский ПСС 90% времени тратит на переписывание ООП и ФОС.

Через полгода правила игры меняются и надо переписывать заново. При этом никого не волнует качество учебного процесса и как Вы подготовились к занятию. За публикацию в ВАК журнале надо платить из своей мизерной зарплаты.

Договариваться с коллегами, чтобы они сослались на вас в своих статьях, а Вы на них. Потому что никто никогда не читает эти статьи (если Вы не классик). Важен только индекс цитирования.
Периодически нужно участвовать в воспитательных мероприятиях на общественных началах. В любом вузе воспитательная сфера — это не место воспитания, а источник отмывания денег. И очень часто причина, по которой очередного ректора скоро посадят.
В результате, на текущий момент в высшей школе остались либо менагеры (иногда без соответствующего базового образования, а по причине своей молчаливой лояльности), энтузиасты (для них это скорее служение, альтруистическая миссия), лохи (ничего другого не умеют, и готовы терпеть нескончаемый прессинг).
Исключения из этого списка есть, но их ничтожно мало.
Для справки. У меня 16 лет работы в разных вузах, потом ушла в бизнес. У моего мужа 40 лет. Из них 10 лет он был инспектором Рособрнадзора, разъезжал с проверками вузов по всей стране. В нашем доме регулярно гостят деканы, заведующие кафедрой, директора институтов.

Ничего, кроме воя и слов о том как всё плохо, а скоро станет еще хуже — я от них не слышу.

Отредактировано

Девочка с моего курса окончила аспирантуру по гуманитарной специальности в УрФУ. Пару лет назад мы встретились в вузе, и я поинтересовалась насчёт зарплаты. Она сказала: 12 тысяч рублей.

К счастью, девушка живёт с родителями. В прошлом году ей дали ещё ставку, и зарплата выросла. На этой встрече был кандидат наук из Волгоградского меда. Тоже гуманитарий.

При полной нагрузке с «плюшками», как он сказал, зарабатывал 25 тысяч рублей.

Подруга училась в аспирантуре в УрФУ на гуманитарной специальности и преподавала. Ушла из-за нищенской зарплаты. А сама работа ей нравилась. Её муж, а он технарь, ухитрялся получать неплохую зарплату благодаря грантам.

Но, в конечном счёте, парень получил контракт на работу за границей и уехал.

Знакомый парень бросил аспирантуру и науку и ушёл в этом вузе на административную должность. Вкалывает за троих с одним выходным и получает 40 тысяч рублей.

Так что наука и преподавание это для любящих свое дело энтузиастов с возможностью заработать на стороне или тех, кого содержат родственники.

На сайте вуза должна быть информация о требованиях к профессорско-преподавательскому составу (ППС).
В моем вузе (один из топ-3 технических питерских) меня в коридоре ловили преподаватели и просили взять курсы, я так успела побывать лектором на старших курсах по профильной дисциплине. Возможно, у вас более благопристойный вуз или это особенности моей специальности (программирование), но у нас можно быть лектором и даже создавать свой курс, а формально быть оформленным как ассистент преподавателя, т.к. преподавателей, знающих дисциплину и имеющих нужные регалии, просто не хватает.
Если у вас на кафедре репутация ответственного человека, практики у младших курсов точно должны дать вести, а там постепенно количество предлагаемой работы начнет расти 🙂

Отредактировано

Работаю в ВУЗе много лет. В основном путь такой — учиться на кафедре, проявить себя адекватным и работоспособным, заявить о желании работать и выяснить конкретные требования и наличие свободных ставок. Если ставок нет, вас могут порекомендовать куда-то.
У аспирантов есть педагогика в учебном плане, после аспирантуры проф.переподготовка не нужна.
При трудоустройстве обязательна справка о несудимости.
Если ставок не будет — шансов на эту кафедру нет, если вы плохо проявили себя или вас не знают — тоже практически нет. Ни разу не видела, чтобы приняли человека с улицы, о котором ничего не известно.
Шансы повышает все, что позволит повысить рейтинг кафедры — кандидатская, публикации, умение работать с грантами и т.п. и даже молодой возраст. Без аспирантуры в принципе можно, но без диссертации ваш рейтинг будет низким, придется проходить переподготовку по педагогике (будет ли ее оплачивать ВУЗ?), и перспектив будет мало.
С другой стороны, за время обучения вы можете рассмотреть эту работу ближе и потерять интерес.

Что входит в педагогический стаж? Стаж педагогической деятельности

Педстаж (педагогический стаж) необходим для всех, кто связан с этой трудовой деятельностью. Во-первых, педагогические работники, будь то воспитатели или учителя в школах и высших учебных заведениях, за отработанные годы будут получать определенные пенсионные выплаты. Чем больше стаж и выше квалификация, тем достойнее пенсия. Во-вторых, педстаж играет важную роль в определении заработной платы. Как правило, отработанные годы показывают опыт и квалификацию педагога, поэтому на его услуги будет больший спрос с высокой зарплатой.

В этой статье мы поговорим о том, что входит в педагогический стаж.

педагогический стаж

Суть термина

Педстаж — это исчисление отработанных лет в сфере образования. Педагогический стаж представляет собой сумму всех рабочих дней. При этом в исчисление данного стажа входит труд в учреждениях, связанных с учебным процессом.

Например, повар в общеобразовательной школе не будет получать педстаж, так как не является представителем педагогической профессии, а вот воспитатель, лаборант, учитель, заместитель или лектор относятся к образовательной деятельности в соответствии с законодательством.

Что входит в педстаж

Многие задаются вопросом: «Что входит в педагогический стаж?». Чтобы подробнее ответить на данный вопрос, потребуется обратиться к выписке из законодательства РФ.

что входит в педагогический стаж

Исчисление рабочих дней, которые относятся к педстажу, начинаются с того момента, как педагог заключает договор с каким-либо учебным заведением. При этом иная педагогическая деятельность не учитывается при подсчете. Как правило, профессионал должен устроиться на работу именно в учебное заведение, заключив предварительно официально трудовой договор. Иная педагогическая деятельность, которая не входит в общее положение законодательства, не будет исчисляться как трудовой стаж.

Например, педагог, занимающийся репетиторством, не имеет право получать трудовой стаж в сфере образования.

Что входит в педстаж:

  • Количество отработанных дней в сфере образования или общий трудовой стаж.
  • Непрерывный стаж работы для учителей начальных классов.

Для чего нужен педстаж

В первую очередь нужно понимать, что педагогический стаж — это специальный срок, который относится лишь к некоторым категориям деятельности. Например, к специальному стажу относят сельскохозяйственную деятельность, промышленность, медицину и образование. Педстаж, как и любая официальная трудовая деятельность, дает право на получение пенсии.

работа учитель начальных классов

Что такое общий стаж

Это термин неоднократно используются при оформлении пенсии. Также его неоднократно называют страховым стажем. Суть общего стажа проста: человек с педагогическим образованием работает в учебном заведении продолжительный срок. Часть отработанного времени сыграет важную роль при подсчете пенсии.

В соответствии с законодательством, общий стаж высчитывается за отработанные года до 2002 года. После 2002 года пенсия начисляется за счет пенсионных взносов, которые человек перечислял в течение всех отработанных лет.

Главные особенности общего стажа

  1. Работник обязан отработать не менее 6 лет, чтобы трудовой стаж помог начислению пенсии.
  2. После шести лет работы каждый год будет прибавлять по небольшому проценту, который влияет на размер пенсии. Именно поэтому выгодно работать по профессии длительное время, чтобы обладать высокой квалификацией, рекомендациями и длительным педагогическим стажем.
  3. В законодательстве неоднократно используется термин «страховой стаж», который ничем не отличается от основного понятия общего трудового стажа.
  4. В 2015 году были внесены изменения в законодательство, которые гласят, что при оформлении пенсии будут учитываться и отработанные годы, и квалификация, и внесенные суммы в личный пенсионный фонд.

работа преподавателем

Что такое непрерывный стаж

Несмотря на то что непрерывный стаж педагогической деятельности уже давно не используется в законодательных сводках, он все равно играет важную роль при начислении пенсии. Это важный момент. Как уже было сказано выше, работа учителем начальных классов оказывает влияние на исчисление трудового стажа.

К примеру, если количество учеников выпускного класса начальной школы заметно сокращается, школе будет необходимо совместить несколько классов, а какого-либо преподавателя сократить в должности. Именно тогда начинается отсчет непрерывного трудового стажа. Его срок составляет не менее 3 месяцев для увольняемого преподавателя.

Нюансы непрерывного стажа

До 2005 года непрерывный трудовой стаж включал в себя не только отработанные дни в сфере образования, но еще и обучения в училище и высших учебных заведениях. Благодаря этому педагогам было выгодно получать высшее образование по несколько лет, так как все годы зачислялись в общий педстаж. Сейчас такую функцию исключили из законодательства, поэтому в непрерывный стаж не входят ни курсы повышения квалификации, ни получение диплома в магистратуре, ни прохождение практики во время учебы.

учеба в институте входит в трудовой стаж

Особенности исчисления педстажа

Работа преподавателем сложна не только тем, что приходится обладать организационными навыками и уметь донести информацию до неокрепших умов. Особенность педстажа в том, что для каждого педагога он различен. Например, для преподавателя вуза срок начисляется только за отработанные дни на определенной должности, а вот учитель начальной военной подготовки, который, как правило, преподает и в школах, и в учебных заведениях, получит пенсионные выплаты и за педагогическую деятельность, и за прохождение службы в армии.

  1. Если педагог выходит на пенсию досрочно, то трудовой стаж высчитывается исходя из работ на определенной должности и на определенных условиях.
  2. Список должностей, условий и профессий можно посмотреть в статье № 28 законодательства РФ.
  3. Педстаж учитывается и за условия работы. Например, если педагог работает в сельской местности, в условиях Крайнего Севера, сменных или вечерних школах, высших учебных заведениях, колледжах и училище.

Трудовой стаж: засчитывается ли обучение в институте

Учеба в институте входит в трудовой стаж? Ответ: нет. Студент как очной, так и заочной формы обучения не претендует на внесение лет обучения в трудовой стаж.

Исключением становятся случаи, когда студент, помимо учебы в институте или училище, заключает трудовой договор с каким-либо учебным заведением, где будет указана должность и срок работы. При этом нужно понимать, что не все студенты в возрасте 16-23 лет смогут полноценно устроиться на работу в школу, детский сад или колледж.

стаж педагогической работы

Несмотря на это законодательство гласит, что ребенок может устраиваться на официальную работу уже по достижении 14-летнего возраста, имея на руках лишь паспорт. Поэтому закон не исключает возможности исчисления трудового стажа, начиная со школьного возраста.

Сейчас такого закона уже нет, что стаж педагогической работы включает в себя обучение в высших учебных заведениях. Однако лица, которые обучались в советское время, вправе требовать включить годы обучения в общий трудовой стаж. Определение педагогического стажа напрямую зависит от изменений и внесенных правок в законодательство.

По этой причине лица, которые не согласны с начислением пенсии при оформлении, могут обратиться в суд. Для этого важно представить трудовую книжку, справку с места учебы, диплом. Этот пункт подробно прописан в постановлении Конституционного суда.

Но в данном случае есть исключения. Педагог имеет право на получение пенсии досрочно, поэтому исчисление стажа будет происходить по выслуге лет. Тут уже могут принять факт, что обучение в вузе, повышение квалификации играет важную роль при оформлении пенсии. При этом учитываются два нюанса.

Во-первых, человек должен был закончить обучение до 1992 года. Во-вторых, до начала обучения педагог уже работал в учебном заведении, получая опыт.

стаж педагогической деятельности

Подводя итоги

Мы собрали воедино несколько основных и важных тезисов, которые ответят на все вопросы:

  1. Трудовой или страховой стаж исчисляется только при наличии официального места работы, где педагог заключает договор с работодателем на основании трудового кодекса страны.
  2. В педагогический стаж не входит регистрация ИП, так как трудовая деятельность в сфере образования прописана в законодательстве страны. Например, входит работа преподавателем в общеобразовательных школах, яслях и детских садах, школах искусств, колледже и вузе.
  3. Работа в государственных или муниципальных организациях, которые обладают правом и разрешением заниматься преподавательской деятельностью.

Кроме того, в педагогический стаж также входят:

  • декретный отпуск, но сроком до шести лет;
  • академический отпуск, который требуется педагогу для ухода за инвалидом;
  • служба в армии;
  • временная недееспособность, где педагог получает выплаты соцстрахования.

Педагогический стаж — это особая форма исчисления трудовой деятельности, поскольку тут учитываются не только отработанные часы, но квалификация, должность и условия работы. Здесь все просто: чем выше уровень педагогического образования, тем суммарно больше пенсия в будущем. Для педагогов крайне нежелательно прерывать стаж на длительный период, ведь каждый отработанный год влияет при оформлении пенсии.

Старший преподаватель вуза: должностная инструкция, обязанности и особенности работы

Если вы были студентом, слова «ректор», «декан», «профессор», «доцент» гарантированно вызовут у вас ностальгию и трепет. А объяснить эти термины «человеку-нестуденту» весьма трудно. Однако многие забывают еще об одной должности, которая есть в каждом вузе, – старшем преподавателе. Разобраться в его функциях непросто.

Чем отличается старший преподаватель от преподавателя? А как он связан с доцентом? Попробуем ответить на все эти вопросы.

Кого берем?

Должность старшего преподавателя может занять человек с высшим профессиональным образованием и стажем научной и педагогической работы 3 года и более. Если же соискатель уже обладает степенью кандидата наук, стаж может быть меньше – 1 год.

Cтарший преподаватель

Любой старший преподаватель вуза прикреплен к определенной кафедре, в зависимости от своей специализации. Соответственно, вся его деятельность связана с ее работой.

Теоретические знания и подготовка старшего преподавателя

  1. Как и всякий государственный работник, преподаватель должен ориентироваться в Конституции своей страны, основных законах и нормативно-правовых актах, связанных с образованием и воспитанием.
  2. Знать теорию и практические методы управления системами образования (как потенциальный декан или даже ректор); государственные стандарты среднего профессионального и высшего образования.
  3. Преподаватель обязан владеть знаниями о планировании и ведении учебной документации, организации методической и научной работы.
  4. Каждый работник образования должен быть в курсе текущего состояния научной отрасли своей кафедры, изучать инновации и актуальные теории.
  5. Знание и применение на практике методов педагогики, психологии и культуры общения обязательно для старшего преподавателя.
  6. Владение основной информацией по физиологии, оказание первой помощи и гигиены необходимо каждому, кто в процессе работы общается с большим количеством людей. Старший преподаватель — одна из таких должностей.
  7. Основы административного законодательства, правила пожарной безопасности и охраны труда — неотъемлемая часть того, о чем никогда не должен забывать любой добросовестный работник, в том числе и сотрудник вуза.

Научный руководитель - старший преподаватель

Таким образом, в своей профессиональной деятельности старший преподаватель вуза руководствуется законодательством своей страны, законом об образовании, образовательными стандартами и учебными программами по предмету. Университетский устав и коллективный договор напрямую влияют на его должностные обязанности. Любые положения о факультете и кафедре, равно как и распоряжения ректора и проректоров, также определяют деятельность старшего преподавателя.

Служебная иерархия

Старший преподаватель кафедры по своей должности находится между преподавателем и доцентом. Отсюда проистекают и его обязанности – координация работы преподавателей, их консультация по учебным и научным вопросам, распределение мелких обязанностей и поручений. Вместе с тем он является ближайшим помощником заведующего кафедрой, берет на себя решение организационных вопросов, научные работы и организацию практики студентов.

То, что предлагает доцент, старший преподаватель уполномочен развить и углубить.

Старший преподаватель вуза

Основные должностные обязанности

Их определяют должностные инструкции старшего преподавателя в каждом конкретном вузе. Однако существуют общие требования ко всем специалистам, вне зависимости от их места работы.

  • Старший преподаватель обязан организовывать и проводить учебно-методическую работу в соответствии с индивидуальным планом.
  • Активно участвовать в научной исследовательской работе своей кафедры.
  • Составлять и разрабатывать для кафедры учебные планы и программы.
  • Обеспечивать формирование всех необходимых компетенций студентов, обеспечивающих их высокий уровень как специалистов.
  • На должном уровне преподавать материал и контролировать качество занятий, проводимых преподавателями кафедры.
  • Решать вопросы с производственной практикой студентов.
  • Контролировать качество методического обеспечения на кафедре, разрабатывать собственные пособия.
  • Вести активную научно-исследовательскую работу, курировать студентов, пишущих курсовые и дипломные работы на базе кафедры.
  • Принимать участие в профессиональной ориентации абитуриентов.
  • Консультировать и оказывать методическую помощь молодым преподавателям кафедры.

Доцент - старший преподаватель

  • Обеспечивать работу научно-методической комиссии по той или иной специализации.
  • Совершенствовать и обновлять материально-техническую базу кафедры.
  • Пропагандировать всестороннее обучение, приобретение научно-технических, общесоциальных, гуманитарных, экономических и юридических знаний.
  • Контролировать выполнение студентами домашних заданий, лабораторных и практических работ.
  • Контролировать соблюдение учащимися правил поведения и противопожарной безопасности.
  • Проводить воспитательные мероприятия среди студентов.
  • Принимать активное участие при подготовке учебных, учебно-методических пособий, рабочих программ.

Если старший преподаватель в рамках выполнения должностных обязанностей создал объект интеллектуальной собственности (учебное пособие, монографию), университет имеет полное право на его использование. Плоды умственного труда всегда оцениваются по достоинству.

На что имеет право старший преподаватель?

Стаж и достаточный объем научно-педагогической работы позволяют преподавателю баллотироваться в Ученый совет вуза или отдельного факультета.

Старший преподаватель кафедры

Также он может предлагать заведующему кафедрой поправки плана работы кафедры, изменение учебной документации и пособий.

Совершенствование всех видов работ кафедры (от учебной до исследовательской) также находится среди прав этого специалиста.

При возникновении конфликтных ситуаций старший преподаватель, как и любой сотрудник, может запросить у руководителей или в иных инстанциях документы, регулирующие его права и обязанности. Защита своих идей и интересов — неотъемлемая черта работы в любом вузе.

Старший преподаватель волен выбирать оптимальные методики преподавания, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний. Однако все это должно быть утверждено деканатом и ректоратом вуза.

Безусловно, использование всех библиотечных фондов, обслуживающих подразделений вуза также является правом любого преподавателя.

При веских причинах и способности подкрепить свою точку зрения фактами, старший преподаватель может оспорить приказ либо распоряжение заведующего кафедрой, декана либо ректора вуза.

Груз ответственности

Многообразие обязанностей навлекает на старшего преподавателя большую ответственность по нескольким пунктам:

  • Недостаточный уровень организации и выполнения учебной и учебно-методической работы на кафедре.
  • Меньший объем проведенных занятий по сравнению с планированием.
  • Недостаточно высокие требования к подготовке студентов при выполнении ими контрольных, курсовых и дипломных работ.
  • Несоответствие учебных занятий расписанию, утвержденному ректоратом.
  • Административные и уголовные правонарушения в пределах действующего законодательства.
  • Причинение материального ущерба как кафедре, так и студентам.
  • Невыполнение обязанностей, прописанных в Уставе вуза, действующих правовых актах и должностной инструкции преподавателя.

Перспективы развития

При активной работе и серьезном отношении к своему непростому делу старший преподаватель вполне может рассчитывать на должность доцента. Чтобы ее занять, сотруднику необходимо иметь необходимую квалификацию, подтвержденную научными публикациями, опытом научно-педагогической работы в вузе, рекомендациями сотрудников кафедры. Вопрос о таком назначении решает руководитель кафедры – он рекомендует кандидата Ученому совету и ректорату.

Заседание Ученого совета вуза решает, стоит ли продвигать старшего преподавателя вверх по непростой карьерной лестнице.

Старший тренер-преподаватель

Непростая и многогранная должность в разных учреждениях имеет свою специфику. В учреждениях образования, физкультуры и спорта основная деятельность старшего преподавателя совмещается с его тренерскими обязанностями. Организация учебного процесса неразрывно связана с организацией плодотворных тренировок.

Для старшего тренера-преподавателя обязательно профессиональное образование и стаж не менее двух лет. Также к списку требований относится дееспособность, отсутствие судимостей и проблем со здоровьем.

Старший тренер-преподаватель

Старший тренер-преподаватель должен знать методику изложения материала, а также особенности физического развития разных возрастных групп учащихся. Также он должен быть в курсе новейших методов спортивной подготовки, диагностики конфликтных ситуаций. Обоснование своей позиции и работа с родителями воспитанников – важный навык успешного тренера-преподавателя.

Главные обязанности включают в себя:

  • Отбор наиболее перспективных воспитанников.
  • Их дальнейшее спортивное совершенствование.
  • Учебно-тренировочная и воспитательная работа.
  • Проведение теоретических занятий.
  • Анализ достижений каждого воспитанника.
  • Обеспечение повышения уровня общефизической, теоретической, моральной, волевой и технической подготовки воспитанников.
  • Профилактическая работа против допинга.
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья во время образовательно-тренировочного процесса.
  • Общая координация работы тренеров-преподавателей, консультации и методическая помощь.

Права старшего тренера-преподавателя совпадают с отмеченными ранее.

А как у них?

В странах Западной Европы аналогом должности старшего преподавателя является Senior Lecturer (старший лектор). В США эта должность называется Associate Professor. В целом, права и обязанности старшего лектора совпадают с описанными ранее.

Многие западные университеты делают упор на творческий характер работы старшего преподавателя, его активное служение обществу в целом.

должностные инструкции старшего преподавателя

Коротко о главном

Наставник, воспитатель, куратор, научный руководитель – старший преподаватель действительно должен быть мастером на все руки. Талант к преподаванию должен совмещаться в таком человеке с огромным энтузиазмом и работоспособностью. Плох тот старший преподаватель, у которого в мечтах нет пункта «стать доцентом», а потом и «стать профессором».

admin
Оцените автора
Ракульское