Как цб рф проводит проверку деловой репутации

В связи с поступающими вопросами, касающимися осуществления кредитными организациями, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовыми компаниями (далее — финансовые организации) контроля за соответствием квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации должностных лиц, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены такие требования, Банк России сообщает следующее.

1. Лица, указанные в части четвертой, восьмой и девятой статьи 11.1 и части второй статьи 11.1-2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» , пункте 6.1 статьи 32.1 Закона Российской Федерации N 4015-1 , пункте 2 статьи 6.2 Федерального закона N 75-ФЗ , пункте 9 статьи 38 Федерального закона N 156-ФЗ , части 1 статьи 4.1-1 Федерального закона N 151-ФЗ , при согласовании кандидатур (если такое согласование требуется), назначении (избрании) на должности, а также в течение всего периода осуществления функций по должностям, включая временное исполнение должностных обязанностей, должны соответствовать установленным квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Частями двенадцатой — четырнадцатой статьи 11.1, частью седьмой статьи 11.1-2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», пунктами 7.5, 7.6, 7.8 и 7.10 статьи 32.1 Закона Российской Федерации N 4015-1, пунктами 8 и 9 статьи 6.2 Федерального закона N 75-ФЗ, пунктами 9.5 и 9.6 статьи 38 Федерального закона N 156-ФЗ, частями 6, 7, 9 и 10 статьи 4.1-1 и частью 3 статьи 4.3 Федерального закона N 151-ФЗ определены обязанности финансовой организации, которые она должна осуществлять в случае выявления фактов несоответствия указанных в данных статьях лиц квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Почитать  Можно ли вернуть умные часы в магазин или обменять на другую модель

В целях исполнения таких обязанностей финансовым организациям рекомендуется реализовывать процедуры контроля за соответствием лиц упомянутым требованиям (в том числе, в части сведений о наличии (отсутствии) судимости и (или) дисквалификации). Порядок осуществления данных процедур (одной из составляющих которого может быть уведомление лицами финансовой организации о возникновении оснований для признания их не соответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации) целесообразно отражать во внутренних документах финансовой организации и доводить его до сведения должностных лиц.

Кредитным организациям указанные процедуры рекомендуется также осуществлять в отношении лиц, перечисленных в части двадцатой статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

2. Финансовая организация по своему усмотрению может определять и использовать источники получения информации о соответствии лиц квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации (принимая во внимание положения статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных»).

В качестве таких источников Банк России рекомендует использовать:

Интернет-ресурсы, размещающие тексты судебных актов (в частности: https://sudrf.ru, http://www.vsrf.ru, http://www.supcourt.ru, http:/ВС.РФ, http://ВерховныйСуд.РФ, http:/Верховный-Суд.РФ, http://kad.arbitr.ru, www.sudact.ru);

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (https://bankrot.fedresurs.ru);

Электронный сервис «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru) ;

Может использоваться для проверки наличия (отсутствия) информации о запрашиваемом лице в реестре дисквалифицированных лиц, фактов дисквалификации кандидата за совершение правонарушений, установленных главами 14 (за исключением правонарушений, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций) и 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также факта отказа в государственной регистрации юридического лица по основаниям, установленным подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Раздел официального сайта Банка России «Выявленные случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком» (http://cbr.ru/finmarket/inside/inside_detect/).

2.1. В целях контроля за соответствием должностных лиц квалификационным требованиям рекомендуется проверить подлинность предоставленного документа о высшем образовании с использованием открытых источников . В случае отсутствия такой возможности, рекомендуется запросить информацию о подлинности предоставленного документа о высшем образовании непосредственно в образовательной организации высшего образования.

Например, с использованием Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (http://obrnadzor.gov.ru).

В случае ликвидации государственной образовательной организации высшего образования рекомендуется направить запрос в государственный архив по месту нахождения ликвидированной образовательной организации, а при необходимости выяснения адресата распределения бланка диплома — в АО «Гознак».

В случае ликвидации частной образовательной организации высшего образования рекомендуется направить запрос о подтверждении факта обучения и выдачи диплома в архивное учреждение, в котором в соответствии с законодательством Российской Федерации должны храниться соответствующие сведения.

Если документ об образовании выдан иностранной образовательной организацией, рекомендуется проверить наличие международных договоров о взаимном признании документов об образовании либо наличие иностранной образовательной организации в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2019 года N 798-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

При отрицательных результатах проверки, осуществленной в соответствии с абзацем четвертым настоящего подпункта, финансовой организации рекомендуется проверить наличие и подлинность свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования .

Например, с использованием информационного сервиса Рособрнадзора (http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity public_services/recognition_of_documents).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

2.2. В случае если в информации о трудовой деятельности лица, в отношении которого проводится оценка соответствия установленным квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, содержатся сведения о занятии им руководящей должности или вхождении в состав органов управления финансовой организации, рекомендуется проверить информацию о такой финансовой организации с использованием официальных информационных ресурсов .

В частности, на официальном сайте Банка России в разделе «Проверить участника финансового рынка» (http://cbr.ru/links/fmp_check/), «Информация по кредитным организациям/Справочник по кредитным организациям» (http://www.cbr.ru/credit/main.asp), «Финансовые рынки/Справочник финансовых организаций» (https://www.cbr.ru/finorg/), в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (https://bankrot.fedresurs.ru), в Едином государственном реестре юридических лиц (https://egrul.nalog.ru/index.html).

Настоящее информационное письмо подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликованию в «Вестнике Банка России».

Задайте вопрос юристу:

Положение Банка России от 25 октября 2013 г. N 408-П «О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями)

Положение Банка России от 25 октября 2013 г. N 408-П
«О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

С изменениями и дополнениями от:

15 апреля 2016 г., 5 апреля, 31 июля, 10 октября 2017 г.

ГАРАНТ:

О порядке применения настоящего Положения см. письмо Банка России от 29 мая 2014 г. N 98-Т

Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст.

3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586, N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст.

1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст.

5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст.

45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст.

2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст.

9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст.

5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст.

23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст.

2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст.

6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст.

4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст.

3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728, ст. 6730; N 49, ст.

7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст.

4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст.

1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст.

3477; N 30, ст. 4084; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 1 октября 2013 года) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»), Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст.157, N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст.

3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст.

9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст.

4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст.

6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст.

5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907, N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст.

6728; 2012, N 50, ст. 6954, N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст.

1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст.

3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084) (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») устанавливает порядок оценки соответствия лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации (далее — оценка квалификации и деловой репутации), установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», и порядок ведения базы данных, предусмотренной частью третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» об указанных лицах, других работниках кредитной организации и иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России (далее — ведение базы данных).

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30851

Установлен порядок оценки квалификации и деловой репутации руководства банков. Речь идет о директорах, их заместителях, председателях и членах правления, членах совета директоров, главных бухгалтерах и их заместителях, руководителях и главбухов филиалов. Также оценивается квалификация и деловая репутация лиц, временно исполняющих обязанности руководителя или наделенных отдельными руководящими полномочиями по распоряжению средствами на счетах банка в ЦБ РФ.

Оценка квалификации и деловой репутации осуществляется постоянно при регистрации и лицензировании банков, согласовании кандидатур на руководящие должности.

Требования к квалификации и деловой репутации закреплены в законе. К квалификационным относятся уровень образования и опыт работы. Перечень требований к деловой репутации достаточно широк.

Среди отрицательных факторов — неснятая или непогашенная судимость за совершение умышленных преступлений; признание лица судом в течение предыдущих 5 лет виновным в банкротстве кредитной организации; неисполнение мер по предупреждению банкротства банка; неоднократные (более 3 раз в течение года) административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности и др.

ЦБ РФ также оценивает деловую репутацию приобретателей и владельцев более 10% акций кредитной организации и контролирующих их лиц.

Определены перечень и сроки представления документов для оценки квалификации и деловой репутации названных лиц.

Банк России ведет централизованную базу данных о лицах с недобросовестной репутацией, а также тех, чья деятельность способствовала нанесению ущерба финансовому положению банка или нарушениям законодательства. Прописан порядок ведения указанной базы.

Положение вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в «Вестнике Банка России». Руководящие сотрудники, занимающие должности по состоянию на 2 октября 2013 г., должны в течение 60 дней после введения положения в действие уведомить банк об их соответствии (несоответствии) установленным требованиям к квалификации и деловой репутации. Банкам дано 3 месяца на передачу указанных уведомлений в ЦБ РФ и прекращение полномочий лиц, не соответствующих названным требованиям.

Владельцы более 10% акций кредитной организации и контролирующие их лица должны направить соответствующие уведомления в ЦБ РФ в 2-месячный срок.

Положение Банка России от 25 октября 2013 г. N 408-П «О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30851

Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»

Текст Положения опубликован в «Вестнике Банка России» от 20 января 2014 г. N 5-6

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 10 октября 2017 г. N 4572-У

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2017 г.

Указание Банка России от 31 июля 2017 г. N 4471-У

Изменения вступают в силу с 10 сентября 2017 г.

Указание Банка России от 5 апреля 2017 г. N 4344-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания

Указание Банка России от 15 апреля 2016 г. N 3998-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания

Статья 60

Статья 60. Банк России в установленном им порядке оценивает соответствие:

1) установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации единоличного исполнительного органа, его заместителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации (за исключением небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) (включая временное исполнение должностных обязанностей и исполнение отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, а также кандидатов на указанные должности (включая временное исполнение должностных обязанностей и исполнение отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации);

2) установленным Банком России квалификационным требованиям и установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» требованиям к деловой репутации лиц, назначаемых на должности руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации, а также лиц, осуществляющих функции по указанным должностям (включая временное исполнение должностных обязанностей);

3) установленным Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», лица, назначаемого на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также лица, осуществляющего функции по указанной должности (включая временное исполнение должностных обязанностей).

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 394-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России в установленном им порядке оценивает соответствие установленным частью первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» требованиям к деловой репутации следующих лиц:

1) членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидатов на указанные должности;

2) заместителя единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа, заместителя главного бухгалтера, руководителя и главного бухгалтера филиала и кандидатов на указанные должности небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (включая временное исполнение должностных обязанностей), а также лиц, назначаемых (избираемых) на указанные должности;

3) физических или юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации, приобретающих более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении указанных юридических лиц;

4) физических или юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации, приобретающих 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении указанных юридических лиц. Группа лиц признается таковой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — группа лиц);

5) физических или юридических лиц, совершающих сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении указанных юридических лиц;

6) физических или юридических лиц, владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, а также физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении указанных юридических лиц;

7) физических или юридических лиц, осуществляющих доверительное управление более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, а также физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении указанных юридических лиц;

8) физических или юридических лиц, совершающих сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящих в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении указанных юридических лиц;

9) физических или юридических лиц, владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, а также физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении указанных юридических лиц;

10) физических или юридических лиц, осуществляющих доверительное управление 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, осуществляющей доверительное управление более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, а также физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении указанных юридических лиц;

11) физических или юридических лиц, совершающих сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

12) физических или юридических лиц, совершающих сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, и этих акционеров (участников), если в результате совершения такой сделки (таких сделок) эти акционеры (участники) войдут в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

13) физических или юридических лиц, совершающих сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

14) лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в пунктах 3 — 13 настоящей части, или юридических лиц, являющихся акционерами (участниками) кредитной организации и владеющих 10 и менее процентами ее акций (долей), в отношении которых устанавливается контроль, в случае, указанном в пункте 12 настоящей части.

Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц сведения о лицах, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, необходимые для оценки их соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Банк России требует замены:

1) лиц, указанных в частях седьмой и восьмой статьи 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в случае их несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

2) лиц, указанных в части второй статьи 11.1-2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в случае их несоответствия квалификационным требованиям, установленным Банком России (для специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, — установленным Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 394-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) лиц, указанных в частях четвертой и девятой статьи 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в случае их несоответствия требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Получение предписания Банка России о замене должностного лица является основанием для увольнения работника в случае невозможности перевода работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя в данной местности работу, соответствующую квалификации работника и его деловой репутации (в том числе на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). Работодатель обязан предлагать вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Лицо, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, вправе обжаловать признание его не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации в комиссию Банка России в соответствии со статьей 60.1 настоящего Федерального закона.

(статья 60 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Верховный суд разъяснил, как правильно защищать деловую репутацию

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ недавно изучила очень необычный спор. Суть его в следующем — некий гражданин в Краснодарском крае написал жалобу на местного полицейского чина, обвинив человека в погонах во всех грехах. Список прегрешений был длинный — от взяток с подчиненных до незаконного оформления на родню участков земли.

Всего бдительный гражданин написал три жалобы за короткий срок, каждый раз добавляя обвинений.

iStock

Проверки показали, что ни один факт коррупции, в заявлениях на имя начальства полицейского, не подтвердился. И когда проверки завершились, переживший неприятные моменты правоохранитель пошел в суд, чтобы защищать свое честное имя. И несложному, на первый взгляд, делу пришлось дойти до высокой судебной инстанции.

Верховный суд пересмотрел итоги этого гражданского дела и разъяснил, когда такие заявления-кляузы считаются порочащими честное имя, а когда — гражданским правом любого россиянина и борьбой с коррупцией.

Итак, истец, руководитель районной полиции, принес в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Полицейский просил суд признать не соответствующими действительности сведения, которые распространил заявитель в своих письмах. И еще просил обязать ответчика написать опровержение cвоим начальникам и представителям Следственного комитета, которые разбирались с жалобами.

Райсуд полицейскому отказал. Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда это решение отменила и приняла другое. Апелляция признала не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию сведения, которые заявитель приводил в своих письмах.

Проигравший полицейский пожаловался в Верховный суд.

Истец обязан доказать факт распространения порочащих сведений. Ответчик — что сведения — правда

Первое и второе заявление бдительный гражданин отправил начальнику областной полиции с разницей в несколько дней. В заявлениях приводился длинный список преступлений начальника местной полиции — он и назначает подчиненных на хорошие места за деньги, и данью всех подчиненных обкладывает, и отбирает «удобных» сотрудников на хорошие должности, а плюс к этому еще и участки земли в округе ворует. В общем, заявитель проявил удивительную осведомленность о тайной жизни местной полиции. Жалобы проверяла Служба собственной безопасности областного главка МВД.

Факты не нашли подтверждения.

Райсуд, отказывая полицейскому написал, что тот «не представил доказательств, что ответчик хотел причинить ему вред, то есть злоупотребил правом». Областной же суд, отменив отказ, напротив, пришел к выводу, что отправленные ответчиком заявления содержали «негативную, умаляющую честь, достоинство и деловую репутацию истца информацию». И эта информация «не свидетельствовала о намерении истца исполнить свой гражданский долг». Письма были направлены «исключительно с намерением причинить вред другому лицу».

То есть гражданин злоупотребил правом.

Вот как выглядит этот спор глазами Верховного суда РФ. Суд напомнил про 152-ю статью Гражданского кодекса, в которой сказано, что человек может требовать опровержение порочащих его сведений, если их распространитель не докажет, что они соответствуют действительности. Потом Верховный суд указал на свой пленум, на котором говорилось об исках о защите чести и достоинства (N3 от 24 февраля 2005 года). На пленуме было сказано следующее — обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: факт распространения сведений ответчиком и порочащий характер этих сведении и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из этих обстоятельств иск судом не может быть удовлетворен.

Не соответствующими действительности названы сведения о фактах и событиях, которые не имели место в реальности. Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом законодательства, совершение нечестного поступка, неправильное, неэтичное поведение в личной, общественной или политической жизни, недобросовестность в бизнесе и прочее. На пленуме напомнили — обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике.

Истец обязан доказать лишь факт распространения информации человеком, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений.

Но есть и другая «сторона медали». В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и нашей Конституцией, гарантирующей свободу слова, позицией Европейского суда по правам человека, при рассмотрении дел о защите чести и достоинства, судам следует различать две вещи. Это утверждение о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения или убеждения, которые не являются предметом судебной защиты по 152-й статье Гражданского кодекса.

Суждения, будучи «выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на соответствие действительности».

В нашем случае, сказал Верховный суд, местному суду надо было установить, были ли высказывания автора писем оценочным суждением, мнением или убеждением автора. На истце лежала обязанность доказать факт распространения сведений и их порочащий характер. А на ответчике — соответствие действительности этих фактов.

Верховный суд процитировал свой пленум о защите чести и достоинства. Там было сказано, что если гражданин обращается в органы с заявлением и приводит какие-то сведения о готовящемся или предполагаемом преступлении, но они не подтверждаются, то написание заявления само по себе не может стать основанием для привлечения его автора «к гражданско-правовой ответственности по 152-й статье ГК». В таком случае речь идет о «реализации гражданином права на обращение в органы, которые по закону обязаны проверять поступившую к ним информацию».

Требования о защите чести и достоинства могут быть удовлетворены лишь в одном случае — если суд установит, что заявление в органы не имело под собой никаких оснований и было продиктовано не намерением исполнить гражданский долг, а исключительно намерением причинить вред другому человеку, то есть было злоупотребление правом.

В нашем случае краевой суд , согласившись с иском, «не привел мотивов, по которым он пришел к такому выводу, не сослался на доказательства, имеющиеся в деле, не дал оценки доводам жалобщика о том, что он писал для проверки профессионализма полицейского и не носили умысла причинения ему вреда». По мнению Верховного суда, дело апелляция должна пересмотреть.

admin
Оцените автора
Ракульское