Электроснабжения не зарегистрированной постройки

Подборка наиболее важных документов по запросу Бесхозяйные сети электроснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Электроэнергетика:
  • 1 группа электробезопасности
  • Аварийная бронь
  • Аварийный запас
  • АИИС КУЭ
  • Акт допуска прибора учета в эксплуатацию
  • Ещё.

Судебная практика: Бесхозяйные сети электроснабжения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 N 07АП-11757/2020(1), 07АП-11757/2020(2) по делу N А67-5033/2019
Требование: О взыскании денежных средств в счет компенсации потерь электрической энергии.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено. Следовательно, органы местного самоуправления обязаны выявлять бесхозяйные сети инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, принимать предусмотренные законодательством меры в отношении такого имущества.

Тот факт, что законодательством об электроэнергетике установлено общее правило о возложении бремени содержания бесхозяйных электрических сетей на организации, осуществляющие их эксплуатацию, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения названной публично-правовой обязанности и от несения негативных последствий, возникающих у лиц, не являющихся профессиональными участниками розничного рынка электрической энергии, в случае неисполнения этой обязанности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Бесхозяйные сети электроснабжения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О некоторых вопросах определения границ балансовой принадлежности и расчетов по приборам учета при заключении государственных контрактов на поставку коммунальных услуг с воинской частью (на примере государственного контракта электроснабжения)
(Влах Е.Г.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2021, N 9) При подобном технологическом присоединении на различных участках опосредованно присоединенных сетей, не принадлежащих сетевым организациям (гарантирующим поставщикам), но используемых ими для поставки электроэнергии своим абонентам, могут возникать потери электрической энергии, которые являются убытками сетевых организаций. К таким участкам относятся бесхозяйные объекты электросети и участки электросети проблемных собственников, с которыми не заключены договоры электроснабжения, посредством которых сетевые организации поставляют электроэнергию своим абонентам.

Почитать  Что делать если нарушена пломба электросчетчика

Нормативные акты: Бесхозяйные сети электроснабжения

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
«Об электроэнергетике»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.09.2022) 4. При установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение ВАС РФ от 28.10.2013 N ВАС-10864/13
В то же время Законом об электроэнергетике (пункт 4 статьи 28) бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Как правило, под эксплуатацией объекта понимается стадия его функционирования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Электроснабжения не зарегистрированной постройки

    1 декабря 2024 Регистрация Войти
    6 декабря 2024

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    13 декабря 2024

    Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства энергетики РФ от 25 августа 2017 г. № АН-9414/09 “О единых рекомендациях по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО”

    Обзор документа

    Письмо Министерства энергетики РФ от 25 августа 2017 г. № АН-9414/09 “О единых рекомендациях по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО”

    1 сентября 2017

    Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № ДМ-П11-5236 (пункт 3), от 20 декабря 2016 г. № АД-П9-7781 информируем о разработке Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России и ФАС России единых рекомендаций по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (далее — рекомендации, СНТ, ТСО), при участии органов исполнительной власти Тюменской и Московской областей, а также ПАО «Россети».

    В настоящее время продолжает оставаться острым вопрос обеспечения надежности снабжения потребителей, расположенных на территориях СНТ, электрической энергией, а также соблюдения требований к ее качеству. Практика показывает, что зачастую объекты электросетевого хозяйства СНТ предельно изношены, находятся в ненормативном техническом состоянии и требуют проведения реконструкции и выполнения мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований правил устройства электроустановок и правил технической эксплуатации, требований к границам охранных зон объектов электросетевого хозяйства и организации системы учета электрической энергии.

    В соответствии с изложенным просим довести рекомендации до СНТи ТСО вашего региона и совместно с органами местного самоуправления оказать содействие СНТ, изъявившим желание передать свои объекты электросетевого хозяйства на баланс ТСО, в том числе по оформлению (восстановлению) документов, подтверждающих право собственности или иное законное право на объекты электросетевого хозяйства и земельные участки, на которых они расположены, а также обеспечить учет в полном объеме экономически обоснованных расходов на эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства СНТ, переданных на баланс ТСО, при установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии.

    Приложение: на 5 л. в 1 экз.

    Министр А.В. Новак

    Единые рекомендации по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе

    Единые рекомендации по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (далее — рекомендации, СНТ, ТСО) разработаны в целях содействия передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО и повышения надежности электроснабжения потребителей, а также качества электрической энергии в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

    Рекомендуемая последовательность действий при передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО

    1. Направление СНТ в адрес ТСО, к электрическим сетям которой технологически присоединены объекты электросетевого хозяйства СНТ, предложения о приобретении электрических сетей, расположенных в границах СНТ.

    Предложение направляется в произвольной форме с указанием сведений и характеристик объектов электросетевого хозяйства (протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи по классам напряжения, количество и номинальная мощность силовых трансформаторов и др.), контактной информации, с приложением копий документов (при их наличии), указанных в приложении № 1 к рекомендациям.

    2. Проведение совместного выездного технического осмотра электрических сетей СНТ с инвентаризацией электросетевых объектов СНТ:

    — пригодных для эксплуатации без необходимости проведения их реконструкции;

    — пригодных для эксплуатации при условии возможности их реконструкции;

    — непригодных для эксплуатации в связи с невозможностью проведения их реконструкции из-за расположения объектов на земельных участках общего пользования в труднодоступных и недоступных местах, на земельных участках, находящихся в собственности третьих лиц;

    — бесхозяйных сетей, расположенных в границах СНТ.

    При техническом осмотре, как правило, оценивается состояние объектов электросетевого хозяйства в соответствии с приложением № 2 к настоящим рекомендациям.

    3. Формирование перечня электрических сетей СНТ, возможных к передаче на баланс ТСО, исключающего непригодные для эксплуатации сети, и поставленные на учет в качестве бесхозяйных.

    4. Направление рекомендаций СНТ со стороны ТСО в отношении сетей, непригодных для эксплуатации на момент обследования, в зависимости от причин (указание объектов, для обслуживания которых должны быть выделены земельные участки, указание бесхозяйных объектов, для которых необходимо оформление прав).

    5. Определение ТСО формы гражданско-правового договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО (договор дарения, договор долгосрочной аренды, договор купли-продажи, договор купли-продажи будущего недвижимого имущества).

    6. Принятие СНТ решения о проведении общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ способом, установленным Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

    7. Проведение общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ.

    Повестка дня общего собрания членов (собрания уполномоченных) определяется индивидуально для каждого СНТ в зависимости от:

    — вида собственности отчуждаемого имущества (совместная собственность членов СНТ или собственность СНТ как юридического лица);

    — вида оснований использования земельных участков, на которых расположены отчуждаемые электросетевые объекты (собственность или постоянное бессрочное пользование);

    — видов отчуждаемых объектов недвижимости (электросетевые объекты и земельные участки под ними или только электросетевые объекты).

    ТСО проводит консультативное сопровождение формирования повестки дня и проекта протокола общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ с целью указания в протоколе всех существенных условий договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО, а также указания действий, которые необходимо провести СНТ для заключения такого договора.

    8. Проведение СНТ действий и работ, необходимых для заключения договора передачи электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО, включающих (при необходимости):

    — совершение действий, необходимых для оформления права собственности на земельные участки под электросетевыми объектами;

    — по бесхозяйным электросетевым объектам — оформление прав собственности, в том числе в судебном порядке;

    — по электросетевым объектам, непригодным для эксплуатации — осуществление комплекса мероприятий по приведению их к состоянию, пригодному для дальнейшей эксплуатации или создание условий для возможности проведения их реконструкции (в случае непригодного для эксплуатации размещения объектов).

    Предметом договором купли-продажи будущего недвижимого имущества должна являться передача ТСО электросетевых объектов, права на которые не зарегистрированы. Условиями данного договора предусматриваются:

    — обязательства СНТ по регистрации прав собственности на передаваемые объекты и выделению земельных участков под объектами (при отсутствии прав на земельные участки под объектами предусматривается также регистрация прав на земельные участки);

    — обязательства СНТ по последующей передаче на баланс ТСО зарегистрированных объектов и передаче во владение и (или) пользование ТСО образованных под этими объектами земельных участков.

    9. Направление в адрес ТСО протоколов общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ, документов и сведений, необходимых для заключения договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО.

    10. Подготовка ТСО пакета документов по сделке.

    11. Заключение договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО.

    12. При заключении договора купли-продажи будущего недвижимого имущества — выполнение со стороны СНТ и ТСО условий, предусмотренных данным договором.

    13. Подписание Акта приёма-передачи недвижимого имущества (электросетевых объектов и земельных участков под ними).

    14. Оформление прав ТСО на приобретенные электросетевые объекты и установление охранных зон в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

    Рекомендуемый перечень документов, направляемый СНТ в ТСО при передаче объектов электросетевого хозяйства на баланс ТСО

    1. Учредительные документы.

    2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более 2 мес.).

    3. Подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа.

    4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а при его отсутствии допускается предоставление следующих документов: акт допуска электроустановки в эксплуатацию, технические условия и акт их выполнения, договор на строительство с актами ввода объектов, паспорта на оборудование, проект и сметы, договор купли-продажи объекта, договор энергоснабжения.

    5. Протокол общего собрания с решением о передаче электросетевого имущества в ТСО на праве собственности или ином законном праве согласно требованиям устава (приложения к протоколу: перечень передаваемого имущества, перечень фактически запитанных потребителей).

    6. Документы, подтверждающие право собственности или иное законное право на объекты электросетевого хозяйства.

    7. Схема земельного участка СНТ с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, а также точек технологического присоединения к сетям ТСО.

    Оценка состояния объектов электросетевого хозяйства СНТ

    Воздушные линии электропередачи 0,4 и 6 — 20 кВ:

    — состояние деревянных, железобетонных и металлических опор (загнивание древесины, растрескивание бетона стоек и приставок, состояние арматуры, состояние оттяжек и пр.);

    — состояние пролетов воздушных линий (длинные пролеты, несоблюдение габарита провода, несоблюдение расстояния от провода до строений, несоблюдение расстояния от проезжей части дорог);

    — состояние трассы воздушных линий (ширина трассы, заросли древеснокустарниковой растительности);

    — состояние неизолированного провода (скрутки, соединения, распушение, обрывы проволок и т.д.);

    — состояние самонесущего изолированного провода (СИП) (крепление, соединения, состояние изоляции и т.д.);

    — состояние изоляторов (сколы, растрескивание изоляторов, неудовлетворительное состояние крюков и траверс);

    — состояние грозозащитных устройств, заземляющих спусков и контуров заземления (отсутствие разрядников, ограничителей перенапряжения, искровых промежутков, отсутствие повторных заземлений на ВЛ 0,4 кВ);

    — состояние разъединителей и секционирующих выключателей BЛ.

    Кабельные линии электропередачи 0,4 и 6 — 20 кВ:

    — состояние кабеля и кабельных муфт (отсутствие исполнительной и технической документации, схем прокладки, результатов высоковольтных испытаний кабельной изоляции).

    Трансформаторные пункты 6 — 20/0,4 кВ:

    — состояние охранной зоны ТП (заросли древесно-кустарниковой растительности);

    — состояние ограждения и конструкций ТП (отсутствие ограждения, площадок обслуживания, состояние фундамента, коррозия конструкций и корпусов, отсутствие дверей и замков);

    — состояние трансформатора (отсутствие исполнительной и технической документации, результатов высоковольтных испытаний кабельной изоляции и анализа масла, низкий уровень масла, протечки масла, коррозия корпуса);

    — состояние оборудования РУ 6-20 кВ и РУ 0,4 кВ (вводов, проходных и опорных изоляторов, токоведущих шин, разъединителей, рубильников, автоматических выключателей, ограничителей перенапряжения, разрядников и пр.);

    — состояние контура заземления ТП 6-20/0,4 кВ.

    Обзор документа

    Разработаны Единые рекомендации по передаче объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, на баланс территориальных сетевых организаций (ТСО) на добровольной основе.

    Так, выполняются следующие действия. В адрес ТСО направляются предложения о приобретении электросетей. Проводится совместный выездной технический осмотр последних.

    Формируется перечень планируемых к передаче электросетей (при этом исключаются непригодные для эксплуатации и бесхозяйные объекты). ТСО направляются рекомендации в отношении сетей, непригодных для эксплуатации. Определяется форма гражданско-правового оговора о передаче. Проводится общее собрание членов объединений граждан.

    Совершаются действия, необходимые для передачи объектов. Готовится пакет документов по сделке. Предусмотрен ряд иных действий.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Как электрифицировать участок и частный дом

    Как электрифицировать участок и частный дом

    Осенью 2020 года родители моего мужа купили 10 соток недалеко от Екатеринбурга и решили построить дом.

    Когда оформили собственность, стали решать вопрос с коммуникациями. Первым делом закопали септик, а далее решили заняться электричеством — без него дом не построить.

    Я шесть лет работала пресс-секретарем в электросетевой компании, которая обеспечивает электричеством 44 муниципалитета в Свердловской области. Присоединение потребителей к сетям — одна из основных услуг этой компании. Я привыкла, что проблему обсуждали глобально: объем финансовых вложений, количество заявителей, проценты роста.

    Но когда стали подключать мы — я впервые посмотрела на техприсоединение с другой стороны.

    В этой статье расскажу о нашем опыте подключения дома к электросетям, а также как выглядит процесс подключения в разных ситуациях, сколько надо платить и как долго ждать.

    Это участок родителей мужа. Уже есть фундамент, сделан септик, завезены стройматериалы. Электричества пока нет

    Как узнать, где подключаться и кому принадлежат линии электропередач

    Чтобы подключиться к электросетям, поблизости должны быть линии электропередачи. У линий есть хозяева: это может быть государственная энергосетевая компания, а еще линия может быть частной — принадлежать предприятию или даже физическому лицу. Однако частный собственник не может выставить любую вздумавшуюся цену за подключение.

    Ее в любом случае определяет государство.

    Нужно учесть, что линии должны быть нужного напряжения. Частные дома в общем случае запитывают от сетей до 20 кВ. Если рядом высоковольтная линия — 35 или 110 кВ — подключиться тоже можно, но для этого потребуется поставить трансформаторную подстанцию и от нее построить ЛЭП до дома.

    Такая схема не укладывается в рамки льготного подключения, о котором расскажу ниже, и будет дорого стоить.

    Определить напряжение линии можно по табличкам на опорах. Как правило, в населенных пунктах подключиться можно к линиям 6—10 кВ. Такие ЛЭП внешне выглядят минималистично: деревянные или бетонные опоры, между которыми проброшен единственный черный кабель.

    Высоковольтные ЛЭП имеют стальные опоры сложной конфигурации, множество неизолированных проводов, провода подвешены выше.

    1. Посмотреть на портале электросетевых услуг Россетей. Здесь есть подробная информация о подключении к сетям и карта центров питания — на ней можно найти ближайшую к своему дому трансформаторную подстанцию и проверить, можно ли подключиться. Здесь же можно сразу подать заявку на подключение.
    2. Воспользоваться специализированными региональными порталами. Например, в Свердловской области есть региональный портал техприсоединения: можно прямо по адресу дома найти владельца ближайших сетей.
    3. Обратиться в местную администрацию с запросом, кому принадлежат ЛЭП. Ответить обязаны в течение 15 дней.
    4. Посмотреть название компании на ближайшей опоре, на ней должен быть порядковый номер и название обслуживающей организации.

    На портале Россетей будут указаны не ЛЭП, а центры питания — трансформаторные подстанции. В целом здесь можно понять, возможно ли подключение частного дома, но порой без специальных знаний придется туго. Источник: портал-тп.рф Иногда на опоре указывают собственника линии и телефон. например в данном случае это Ютазинский РЭС (район электрических сетей). По этим данным можно понять, куда обращаться за подключением

    Мы ввели адрес на региональном портале техприсоединения и выяснили, что участок свекрови находился в зоне ответственности МРСК «Урал». Воздушная линия электропередачи проходила прямо по нашей улице. По правилам техприсоединения расстояние до ЛЭП считают от границы земельного участка, но мы этого не делали, так как линия стояла очень близко.

    Было и так понятно, что проблем с расстоянием не будет.

    На интерактивных картах часто указано, что ближайшая к дому подстанция перегружена и у нее нет резерва, чтобы подключать потребителей. Это общая проблема энергетики, которую называют дефицитом мощности: оборудование подстанций рассчитано на определенную нагрузку, и чем подстанция старее, тем меньшую мощность она может обеспечить. Но если у вас частный дом и вы запрашиваете обычную мощность 15 кВт, даже при перегруженной подстанции вам не имеют права отказать в подключении.

    Сообщество 25.03.21

    А это региональный портал техприсоединения в Свердловской области. Здесь можно указать свой дом, система автоматически найдет сетевую организацию, подстанцию, рассчитает расстояние до нее по прямой. Здесь ближайшая к нужному дому подстанция перегружена, уровень ее загрузки больше 105%. Источник: seti.midural.ru

    Закон говорит, что энергетики должны подключить частный дом независимо от того, есть или нет техническая возможность, самостоятельно решив вопрос с дефицитом мощности или реконструкцией электросетевого оборудования.

    В такой ситуации в техусловиях будут прописаны требования об увеличении мощности от смежной сетевой организации и к усилению электросети: это может быть модернизация подстанции, строительство новой ЛЭП или увеличение сечения кабеля. Эти требования не касаются хозяев дома, энергетики прописывают их сами для себя.

    Как правило, сетевики знают слабые места и закладывают деньги на реконструкцию изношенных линий и оборудования в своих инвестиционных программах. Там, где активно строят новые дома или выделяют участки под ИЖС, энергетики стараются сразу ставить подстанции с большим запасом мощности.

    На самом деле сетевые компании делают это не в убыток себе. По закону они могут компенсировать эти затраты за счет тарифов на электроэнергию: сетевые организации так и поступают.

    Электроснабжения не зарегистрированной постройки

    Ст. 52.1 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

    Ст. 52.1 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 276-ФЗ) не применяется к отношениям по подключению (технологическому присоединению) к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на основании технических условий, выданных до 01.09.2021. О регулировании см. указанный закон.

    ГрК РФ Статья 52.1. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

    (введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 276-ФЗ)

    1. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее — сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные особенности не применяются в случаях технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям.

    2. Технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования (далее — технические условия), определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее — правила подключения (технологического присоединения), и являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее — договоры о подключении (технологическом присоединении), заключаемым лицом, указанным в части 5 или 6 настоящей статьи, с лицом, владеющим соответствующей сетью на праве собственности или ином законном основании (далее — правообладатель сети инженерно-технического обеспечения).

    3. Технические условия выдаются в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам лиц, указанных в части 5.2 статьи 48 настоящего Кодекса, частях 5 и 6 настоящей статьи, за исключением случаев технологического присоединения к электрическим сетям.

    4. Срок действия технических условий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается правообладателем сети инженерно-технического обеспечения не менее чем на три года или при комплексном развитии территории не менее чем на пять лет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    5. Для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения вправе обратиться:

    1) правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства;

    2) лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством;

    3) лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, при наличии утвержденных в установленных порядке проекта планировки территории комплексного развития, комплексной схемы инженерного обеспечения территории комплексного развития, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, градостроительного плана земельного участка.

    6. В случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48, частью 7.3 статьи 51 настоящего Кодекса, в целях строительства объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения договор о подключении (технологическом присоединении) может быть заключен при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, а также с иными юридическими лицами при наличии решения о предварительном согласовании предоставления им земельного участка в указанных целях. Такой договор заключается при наличии утвержденного проекта межевания территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка и утвержденной в соответствии с земельным законодательством схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Случаи заключения такого договора в соответствии с настоящей частью с юридическим лицом, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, иным юридическим лицом определяются Правительством Российской Федерации.

    7. В случаях, определенных правилами подключения (технологического присоединения), лицо, с которым заключен договор о подключении (технологическом присоединении), по согласованию с правообладателем сети инженерно-технического обеспечения вправе обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию сети инженерно-технического обеспечения, расположенной за границами принадлежащего ему земельного участка, в целях подключения (технологического присоединения) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

    8. Правилами подключения (технологического присоединения) могут устанавливаться случаи, когда в границах земельных участков, предоставленных в целях жилищного строительства и (или) в целях комплексного развития территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция сетей инженерно-технического обеспечения осуществляются правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения, с которыми заключены договоры о подключении (технологическом присоединении).

    9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении или о связи предусмотрено установление платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке, лица, указанные в частях 5 и 6 настоящей статьи, вправе запрашивать и получать от правообладателя сети инженерно-технического обеспечения, с которым подлежит заключению договор о подключении (технологическом присоединении), сведения, документы, материалы, направляемые в целях установления такой платы в орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с законодательством об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении или о связи.

    10. Порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) с учетом особенностей, предусмотренных частями 11 и 12 настоящей статьи.

    11. В случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются исходя из этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении), при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).

    12. В случае, если в соответствии с частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса подготовка проектной документации осуществляется применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, либо проектом планировки территории предусматриваются этапы архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, либо разрешение на строительство предусматривает строительство, реконструкцию нескольких объектов капитального строительства, порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по согласованию с правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения могут быть установлены исходя из этапов строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренных проектной документацией, проектом планировки территории, разрешением на строительство, при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).

    13. В целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах элементов планировочной структуры и (или) их частей уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления может быть утверждена комплексная схема инженерного обеспечения территории (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, размещение сетей связи), на которой планируется осуществлять строительство объектов капитального строительства. Комплексная схема инженерного обеспечения территории может быть подготовлена в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории.

    С 01.01.2024 в ч. 14 ст. 52.1 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2022 N 174-ФЗ). См. будущую редакцию.

    14. Подготовка комплексной схемы инженерного обеспечения территории осуществляется с учетом утвержденных схем и программ перспективного развития электроэнергетики, схем теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и размещения сетей связи, утвержденных инвестиционными программами правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения.

    15. Комплексная схема инженерного обеспечения территории подлежит согласованию с правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения, которые расположены на соответствующей территории и (или) к которым планируется осуществлять подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства.

    17. Правообладатели объектов капитального строительства, которые в установленном порядке подключены (технологически присоединены) к сетям инженерно-технического обеспечения, при условии отсутствия технических ограничений и исполнения ими в полном объеме обязательств по оплате подключения (технологического присоединения) таких объектов капитального строительства вправе снизить объем подключенной (технологически присоединенной) мощности (нагрузки) в отношении таких объектов капитального строительства, указанной в документах о подключении (технологическом присоединении), с одновременным перераспределением (уступкой права на использование) высвобождаемой мощности (нагрузки) иным лицам, заинтересованным в подключении (технологическом присоединении), либо в пользу организации, которая осуществляет подключение (технологическое присоединение), в целях последующего подключения (технологического присоединения) иных лиц, заинтересованных в подключении (технологическом присоединении).

    18. Порядок и условия указанного в части 17 настоящей статьи перераспределения (уступки права на использование) высвобождаемой мощности (нагрузки) применительно к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, а также перечень случаев, в которых такое перераспределение (уступка права на использование) не допускается, по каждому виду ресурсов определяются правилами подключения (технологического присоединения).

    19. При указанном в части 17 настоящей статьи перераспределении (уступке права на использование) высвобождаемой мощности (нагрузки) сетей электроснабжения такое перераспределение (уступка права на использование) допускается в рамках трансформаторной и иной подстанции.

    20. При указанном в части 17 настоящей статьи перераспределении (уступке права на использование) высвобождаемой мощности (нагрузки) сетей теплоснабжения такое перераспределение (уступка права на использование) допускается в рамках одной зоны теплоснабжения.

    Строительство домов рядом с ЛЭП больше не нужно согласовывать с энергетиками напрямую

    Строительство домов рядом с ЛЭП больше не нужно согласовывать с энергетиками напрямую

    Выяснять, можно ли строить рядом с ЛЭП, теперь должны местные власти.

    Конституционный суд указал, что желающим возвести или реконструировать дом около ЛЭП достаточно подать стандартное уведомление о начале строительства в администрацию.

    Отдельно согласовывать работы с энергетиками теперь не надо — это задача чиновников, которые должны разобраться и дать ответ. Расскажу подробнее, как это будет работать.

    БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

    Как защитить свои права на работе

    Курс о том, как договориться о комфортных условиях работы и получить все, что полагается

    В чем проблема соседства ЛЭП и домов

    Вокруг ЛЭП, трансформаторов, подстанций и других подобных объектов установлены охранные зоны. Это территории, на которых без письменного согласия энергетиков нельзя строить, пахать землю, устраивать склады, сваливать мусор или сажать деревья.

    Размеры охранных зон для ЛЭП зависят от ее напряжения: чем больше напряжение, тем больше охранная зона. Так, для обычных «деревенских» линий 0,4 кВ охранная зона всего 2 м, а для высоковольтных ЛЭП 110 кВ — 20 м.

    Часто высоковольтные ЛЭП проходят по территории деревень или дачных поселков. Иногда энергетики строят линии совсем рядом с жилыми домами, а то и на чужих участках. А бывает, что сами дачники ставят дома в охранной зоне уже существующей ЛЭП.

    Из-за этого возникают конфликты.

    Споры усугубляются противоречиями в законах. Согласно порядку установления охранных зон, без письменного согласия энергосетевых компаний в охранной зоне вообще ничего нельзя делать: ни строить, ни сносить уже построенное, ни ремонтировать или реконструировать что-либо.

    Законность этого пункта уже оценивал Верховный суд, но нарушений не нашел. Суд сказал, что в норме нет неопределенных, трудновыполнимых или обременительных требований, а значит, она правомочна.

    Решение коллегии по административным делам Верховного суда № АКПИ21-745PDF, 557 КБ

    При этом в земельном кодексе прямо сказано, что на землях с особыми условиями использования никаких согласований для стройки или хозяйственной деятельности не нужно. То есть по земельному кодексу строить все-таки можно без всяких разрешений. Исключение — только участки в придорожных полосах автодорог общего пользования.

    Опоры ЛЭП, которые стоят прямо на частных землях, — это законно, если энергетики смогут наложить на землю публичный сервитут, то есть право ограниченного использования

    Опоры ЛЭП, которые стоят прямо на частных землях, — это законно, если энергетики смогут наложить на землю публичный сервитут, то есть право ограниченного использования

    Как согласовывали строительство в охранных зонах до сих пор

    Сейчас для строительства индивидуального жилого дома не надо получать разрешение. Но перед началом работ в местную администрацию подают уведомление о планируемом строительстве или реконструкции. Это касается любого дома — не важно, для постоянного проживания или сезонного.

    Администрация же в ответ выдает другое уведомление — о соответствии объекта установленным параметрам. Потом с этим уведомлением дом можно зарегистрировать.

    В первом уведомлении собственник будущего дома указывает, что собирается построить и где. Но профессиональный проект для частных домов не обязателен, также не требуется прикладывать вместе с уведомлением о начале строительства градостроительный план земельного участка, где и отмечены охранные зоны, если они есть.

    У администрации, как правило, есть возможность проверить, находится ли рядом с будущим домом ЛЭП и нужно ли отдельное согласование с энергетиками. Но до сих пор обязанности проводить такую проверку у местной власти не было — за это отвечал хозяин участка. Он должен был сам измерить допустимые расстояния и обратиться в энергетическую компанию за согласованием, если понял, что дом в охранной зоне.

    На практике у многих владельцев домов нет градостроительного плана, другие просто не знают, какие расстояния от ЛЭП допустимы, или вовсе не в курсе, что требуется что-то согласовывать.

    Но по закону письменное заявление в сетевую организацию надо было направить не позднее чем за 15 рабочих дней до начала работ. Энергетики в течение максимум двух дней с даты поступления заявления обязаны были согласовать строительство или отказать. Отказ можно было оспорить в суде. Суды чаще вставали на сторону сетевых компаний.

    Решения выносили просто со ссылкой на правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, не разбираясь, мешает дом на самом деле работе ЛЭП или нет.

    Например, жительница Новосибирской области обратилась в суд, чтобы узаконить постройку дома, который возвели еще в 1981 году. В 1993 году рядом появилась ЛЭП. По мнению хозяйки, это энергосбытовая компания должна была планировать размещение сети с учетом расположения дома, а не наоборот.

    Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2020 № 88-15480/2020 PDF, 94 КБ

    Суд первой инстанции признал право собственности на дом, но не признал незаконным отказ администрации в согласовании строительства. Два вышестоящих суда установили, что доказательств постройки дома раньше ЛЭП нет, а в охранной зоне строить нельзя, поэтому в иске надо отказать полностью. Суды отметили, что расстояние от крайних проводов ЛЭП до жилого дома составляет менее 10 м и это представляет «реальную угрозу нормальному функционированию электрических сетей».

    Во всех трех инстанциях изучали, можно ли строить дом по документам, но ни разу не подняли вопрос, а чем именно он мешает электросети.

    Что сказал Конституционный суд

    Конституционный суд дал разъяснения по двум спорным вопросам.

    Согласованием с энергетиками теперь должны заниматься администрации. То есть собственнику больше не нужно отдельно обращаться в энергокомпанию, достаточно подать в местную администрацию уведомление о начале строительства. Как правило, приемом таких заявлений занимаются управления архитектуры или департаменты строительства.

    Постановление Конституционного суда РФ от 13.10.2022 № 43-П PDF, 496 КБ

    Чиновники должны сами разобраться, что там с охранными зонами, и согласовать строительство с энергетиками, если это нужно.

    Энергетики должны обосновать отказ. Энергетические компании больше не могут отказывать просто так, ссылаясь на непонятный риск и пункт в правилах об установлении охранных зон. Если они считают, что дома в охранной зоне быть не должно, им потребуется объяснить, чем именно он мешает.

    Конституционный суд поручил правительству внести изменения в нормативные акты и отменить предварительное согласование строительства с энергетиками. Постановление Конституционного суда вступает в силу немедленно и обязательно для выполнения всеми ветвями власти.

    Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

admin
Оцените автора
Ракульское