Является ли договор энергоснабжения публичным

В предыдущих статьях раскрывались существенные изменения в порядке учета электрической энергии с 1-го июля 2020 года, связанные с постепенным переходом к интеллектуальной системе учета (ИСУ) и снятием с потребителей обязанности обеспечивать учета ресурса в точке поставки. Разумеется, эти изменения не могли не затронуть и условия договоров, заключаемых на розничных рынках электрической энергии, как минимум, потому что в силу действия пункта 40 ОПФРРЭ условия о порядке учета электрической энергии являются существенными договора, обеспечивающего продажу электрической энергии на розничном рынке.

Однако, помимо изменений, касающихся учета электрической энергии, ПП РФ № 554 также вводит обязательный электронный порядок обмена документами между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями при заключении договора в отношении потребителей небольшой мощности (ФЛ до 15 кВт, прочие – до 150 кВт), а также объектов по производству электрической энергии, владельцев объектов электросетевого хозяйства до окончания процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, что также влечет изменения в нормах, касающихся момента начала исполнения обязательств по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии).

Момент начала действия договора энергоснабжения (купли-продажи), заключаемого до окончания процедуры технологического присоединения

В пункты 28, 29 ОПФРРЭ внесены изменения, касающиеся договоров, заключаемых до окончания процедуры технологического присоединения, когда в порядке, установленном пунктом 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (ПП РФ от 27.12.2004), заявитель прикладывает к заявке на техприсоединение проект договора, обеспечивающего ему продажу электрической энергии, заключаемого с гарантирующим поставщиком.

Разумеется, начало действия такого договора связано с окончанием процедуры технологического присоединения, что и было установлено в действующей редакции пункта 28 ОПФРРЭ:

  • «в случае заключения договора энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается такой договор энергоснабжения, — исполнение обязательств гарантирующего поставщика осуществляется с даты фактической подачи сетевой организацией напряжения и мощности на объекты потребителя, соответствующей дате фактического присоединения, указанной в акте об осуществлении технологического присоединения»
Почитать  Расчет налога с продажи квартиры если ее стоимость ниже кадастровой

Начиная с 01 июля 2020 года данная норма в отношении потребителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения (ФЛ до 15 кВт, прочие – до 150 кВт), а также производителей электрической энергии и владельцев объектов ЭСХ, меняется следующим образом:

  • «Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения осуществляется <..>со дня составления и размещения в соответствии с пунктом 110 Правил технологического присоединения на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в личном кабинете потребителя (далее — личный кабинет потребителя) акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации»

Следует отметить, что в таком случае сетевая организация, не исполнившая обязанность по размещению акта о техприсоединении в упомянутом личном кабинете, несет риски:

  • невозможности предъявления требований об оплате услуги по передаче электрической энергии гарантирующему поставщику (т.к. его обязательства по договору энергоснабжения еще не возникли и в силу п. 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии оплачивать услуги по этой точке он тоже не обязан);
  • невозможности взыскания с заявителя стоимости бездоговорного потребления электроэнергии, так как согласно п. 39(1) ОПФРРЭ в редакции, действующей с 11.04.2020 года: «потребление электрической энергии, которое началось до завершения мероприятий по технологическому присоединению, в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии, в случае указания заявителем в заявке на осуществление технологического присоединения информации о поставщике, до момента заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) не является бездоговорным потреблением.

Направление копии договора, заключаемого до окончания процедуры технологического присоединения, в адрес сетевой организации гарантирующим поставщиком

Обязанности сетевой организации разместить в электронном личном кабинете упомянутых выше заявителей акт о техприсоединении корреспондирует установленная в пункте 34 ОПФРРЭ обязанность гарантирующего поставщика, указанного в заявке на техприсоединении, направить в адрес сетевой организации договор, заключаемый с потребителем, подписанный усиленной электронной цифровой подписью, в случае, если заявителем выступают лица, указанные в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения, производители электрической энергии, владельцы объектов ЭСХ, а также любые другие лица, избравшие электронный способ обмена документами.

Также в пункте 39(1) ОПФРРЭ сокращена продолжительность срока, в который поставщик обязан направить такой проект договора с 10 дней до 7.

Изменения в существенные условия договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии)

Внесены следующие изменения в пункт 40 ОПФРРЭ, устанавливающий перечень существенных условий договора энергоснабжения:

  • с потребителя снята обязанность обеспечивать учет электрической энергии в точке поставки (спорный вопрос: распространяется ли это правило на договоры, заключаемые после 01.07.2020 в отношении точек поставки, оборудованных пригодным прибором учета, который принадлежал прежнему потребителю);
  • в случае утраты прибора учета в точке поставки стороны обязаны урегулировать не только порядок определения объема электрической энергии, но и ее стоимости;
  • в договоре должны быть указаны размеры неустойки, предусмотренной для случаев нарушения учета электрической энергии в точке поставки.

Также в пункте 43 ОПФРРЭ уточнены обязательные условия договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), касающиеся порядка учета электрической энергии:

  • уточнено, что обязанность установки и допуска прибора учета может быть возложена на различных субъектов отношений по договору;
  • введено понятие юридического лица, ответственного за эксплуатацию прибора учета;
  • вместо порядка передачи показаний прибора учета устанавливается порядок снятия его показаний;
  • вместо обязанности обеспечить учет в течение 2-х месяцев устанавливается обязанность сообщить о выходе прибора учета из строя;
  • потребитель обязан допускать представителей сетевой организации и поставщика к месту установки прибора учета не только для его проверки и снятия показаний, но и для его установки, ввода в эксплуатацию, демонтажа;
  • если в точке поставки нет прибора учета – в договоре должно содержаться указание на лицо, обязанное обеспечить его установку.

ВАЖНО! Исключается правило об оплате потребителем расходов сетевой организации по оборудованию точки поставки прибором учета (т.к. снята обязанность потребителя организовать учет)

Также в пункт 76 ОПФРРЭ включен запрет на установление требований к приборам учета кроме тех, которые содержатся в разделе Х ОПФРРЭ

Изменения в договорные условия об организация учета электроэнергии на объектах по производству электроэнергии на розничном рынке

Важные изменения содержатся в пунктах 63, 65(1), 113 ОПФРРЭ, касающихся условий о порядке учета электроэнергии, производимой на розничном рынке.

Во-первых, обязанность организовать раздельный почасовой учет производства и потребления электроэнергии на таких объектах снимается с их владельца. На него возлагается обязанность допустить уполномоченных лиц для установки, ввода в эксплуатацию, демонтажа, снятия показаний, поверки приборов учета

Во-вторых, со сторон договора купли-продажи электроэнергии, произведенной на розничном рынке, снимается обязанность передавать показания приборов учета ГП. Она заменяется условием о порядке снятия таких показаний в порядке, установленном разделом Х ОПФРРЭ

Прочие изменения в ОПФРРЭ

В пункте 8(1) ОПФРРЭ устанавливается четкий перечень юридически значимых уведомлений, направляемых субъектами рынка друг другу.

  • заказное письмо с уведомлением;
  • включение текста уведомления в счет на оплату э/э или услуг по ее передаче;
  • электронное письмо на адрес, указанный в договоре;
  • смс-сообщение, направленное на номер телефона, указанный в договоре;
  • сообщение факсом, с доказательствами его направления.

В пункте 142 ОПФРРЭ установлены критерии (в убывающем по значимости порядке), по которым определяется один из нескольких приборов учета, расположенных не на границе балансовой принадлежности, по показаниям которого должен рассчитываться объем отпуска электроэнергии в точке поставки.

  1. прибор учета установлен и допущен сетевой организацией или гарантирующим поставщиком (в законном порядке);
  2. минимальное количество потерь на участке от прибора учета до границы балансовой принадлежности;
  3. минимальная погрешность прибора учета;
  4. обеспечение почасового учета (если результаты сравнения по п. 2 и п. 3 равны);
  5. автоматизированный учет (если результаты сравнения по п. 2-4 равны).

Остальные приборы учета могут использоваться в качестве контрольных при условии указания их в качестве таковых в договоре и пригодности к учету.

В пункте 145 ОПФРРЭ распределено бремя организации учета в точках поставки, одновременно являющихся точками, входящими в ГТП оптового рынка.

Требования к ПУ в таких точках поставки соответствуют требованиям оптового рынка.

Обязанность оборудовать точку поставки таким прибором учета ложится на сетевую организацию только при условии получения уведомления от собственника энергопринимающих устройств или от ГП (энергосбытовой организации)

В пункте 149 ОПФРРЭ особым образом урегулированы взаимоотношения участников садоводческих и огороднических объединений с собственниками объектов на их территории, не являющимися членами таких объединений.

Собственники объектов на территории СНТ обязаны оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих объединений, и часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства.

При этом правила определения доли потерь, причитающейся к оплате таким лицом, должны быть аналогичны тем, что распространяются на члена товарищества.

  • сетевым организациям и гарантирующим поставщиками, которые до настоящего времени не озаботились надлежащей организацией личных кабинетов потребителей, следует до 01.07.2020 заняться этим и строго следить за их наполнением, дабы не лишиться выручки за услуги по передаче электроэнергии и не нести риски оплаты потерь электроэнергии в повышенном объеме;
  • значительный объем работы предстоит специалистам гарантирующих поставщиков, разрабатывающим типовые формы договоров;
  • всем участникам рынка предстоит длительный и сложный переходный период, связанный с наличием различного порядка учета электрической энергии, который породит множество споров как между потребителями и поставщиками электрической энергии, так между поставщиками и сетевыми организациями.

Судебная практика, а также самые важные изменения в законодательство в области электроэнергетики — Lex Energética

Энциклопедия решений. Порядок заключения договора энергоснабжения

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту (предложения заключить договор), ее акцепта (ответа лица, которому адресована оферта, о ее принятии) (ст.ст. 433, 435, 438 ГК РФ). Это общее для всех гражданско-правовых договоров положение конкретизируется в нормативных правовых актах, регулирующих порядок заключения того или иного договора.

Договор энергоснабжения, а также договор купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности), заключенный с гарантирующим поставщиком, является публичным (п.п. 28, 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения)). Это означает, что гарантирующий поставщик обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится (ст.

426 ГК РФ), разумеется, при выполнении условий заключения договора, предусмотренных законодательством. В частности, гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем или с покупателем, действующим в интересах такого потребителя (далее также совместно именуются «потребитель»), при одновременном наличии двух условий:

1) точки поставки потребителя (обычно определяются границей балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйств сетевой организации) находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика;

2) энергопринимающие устройства потребителя в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства (оборудованию, предназначенному для передачи электроэнергии — линиям электропередачи, трансформаторным подстанциям и т.д.) или в отношении таких устройств заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон N 35-ФЗ), п. п. 2, 32 Основных положений).

Для заключения договора энергоснабжения (или договора купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) потребитель направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора и документы, перечень которых приведен в п. 34 Основных положений. К этим документам относится, в частности, свидетельство о государственной регистрации заявителя-юридического лица и иные документы, подтверждающие его правовой статус; документы, подтверждающие законность владения и (или) пользования энергопринимающими устройствами или земельным участком (если договор заключается в целях снабжения этого участка электроэнергией). Если у заявителя имеются приборы учета электроэнергии, предоставляются документы об их допуске в эксплуатацию (таким документом, как правило, является акт допуска прибора учета в эксплуатацию) (п.п.

34, 36 Основных положений).

Согласно общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 539 ГК РФ, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно п. 28 Основных положений в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Для того, чтобы поставка электроэнергии стала возможной, энергопринимающие устройства потребителя должны быть технологически присоединены (непосредственно или опосредованно) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии. Для этого потребитель должен обратиться с заявкой в сетевую организацию и заключить с ней договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. При наличии возможности технологического присоединения сетевая организация не вправе отказать в заключении такого договора (п.п.

3, 6, 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее — Правила технологического присоединения).

Договор энергоснабжения может быть заключен и до окончания процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. Для этого гарантирующему поставщику предоставляется копия заключенного договора об осуществлении технологического присоединения этих энергопринимающих устройств, в котором срок осуществления мероприятий по их технологическому присоединению на дату направления документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения, не истек. Копию указанного договора гарантирующему поставщику направляет сетевая организация не позднее 2 рабочих дней с даты заключения этого договора.

Одновременно сетевая организация предоставляет копии имеющихся у нее документов заявителя, необходимых для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии).

Поскольку в заявке о технологическом присоединении энергопринимающих устройств указывается гарантирующий поставщик или энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, с которой заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии) потребитель может не предоставлять гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявление о заключении договора. Копию упомянутой заявки с указанием субъекта розничного рынка электроэнергии, с которым заявитель намерен заключить соответствующий договор, соответствующему субъекту предоставляет сетевая организация (п. 15.1 Правил технологического присоединения, п. 34 Основных положений).

По желанию потребителя в процессе заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) обмен документами с гарантирующим поставщиком может производиться в электронной форме. В этом случае заявитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подписывает документы в электронной форме усиленной квалифицированной электронной подписью, а заявитель — физическое лицо (не являющееся индивидуальным предпринимателем) — простой электронной подписью. Гарантирующий поставщик обязан подписывать такие документы с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. При этом заявитель — физическое лицо вправе потребовать предоставить ему документы, подписанные в электронной форме, на бумажном носителе.

В этом случае гарантирующий поставщик обязан в течение 10 дней со дня получения такого запроса обеспечить направление в адрес заявителя документов на бумажном носителе, подписанных гарантирующим поставщиком. Аналогичный порядок применяется при заключении между потребителем и сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (абзацы третий — шестой п. 8 Правил технологического присоединения).

Гарантирующий поставщик приступает к поставке электроэнергии на основании заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии) с даты и времени, которые указаны в этом договоре, но не ранее, чем сетевая организация начинает оказывать услуг по передаче электроэнергии потребителю. Если гарантирующий поставщик заключает с потребителем соответствующий договор до окончания процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электросетям сетевой организации, поставка электроэнергии начинается с даты подписания сетевой организацией и потребителем акта о технологическом присоединении.

В рамках отношений с гарантирующим поставщиком документом, подтверждающим технологическое присоединение, является акт о технологическом присоединении и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей. Эти документы гарантирующему поставщику предоставляет сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты их подписания. Предоставлять документы о технологическом присоединении не требуется, если заявитель вновь заключает с тем же гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) при условии, что с момента расторжения предыдущего договора прошло не более трех лет. Кроме того, заявитель может не предоставлять гарантирующему поставщику документы о технологическом присоединении, если сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, отказывается или уклоняется от составления и предоставления заявителю таких документов.

В этом случае заявитель предоставляет для заключения договора те документы, которые у него имеются, а также документы, которые подтверждают факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения документов о технологическом присоединении (п.п. 28, 29, 36, 37 Основных положений, п. 19 Правил технологического присоединения).

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электроэнергию, но и оказывает услуги по ее передаче (самостоятельно или через сетевую организацию, с которой он заключает от своего имени соответствующий договор). Поэтому, если заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения, он должен предоставить гарантирующему поставщику документы, необходимые для заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии (п.п. 28, 34 Основных положений).

Перечень таких документов определен п. 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).

Заявитель вправе приложить к заявлению о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) подписанный им проект соответствующего договора или протокол разногласий к проекту договора согласно форме договора, разработанной гарантирующим поставщиком и размещенной им в центрах очного обслуживания потребителей (покупателей) (обслуживания посредством личного контакта с работниками организации) и на сайте гарантирующего поставщика в сети Интернет (п.п. 11, 33, 34 Основных положений). Если гарантирующий поставщик получил от заявителя протокол разногласий к договору, он в течение 10 рабочих дней должен совершить одно из следующих действий:

— подписать договор в редакции заявителя;

— принять меры по урегулированию разногласий и подписать договор в согласованной с заявителем редакции;

— в письменной форме уведомить заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа (п. 39 Основных положений).

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком считается заключенным на неопределенный срок. Исключение составляют случаи, когда такой договор заключен на период электроснабжения энергопринимающих устройств по временной схеме электроснабжения (п. 45 Основных положений).

Гарантирующий поставщик вправе отказать потребителю (покупателю) в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) только в случае, если у него отсутствует возможность поставить электроэнергию (мощность) по следующим причинам:

— потребитель (покупатель) не имеет принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающих устройств;

— энергопринимающие устройства потребителя (покупателя), в отношении которых предполагается заключение договора, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства и в отношении них отсутствует заключенный с сетевой организацией договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

— энергопринимающие устройства, потребителя (покупателя), в отношении которых предполагается заключение договора, находятся вне зоны деятельности гарантирующего поставщика (п. 2 ст. 37 Закона N 35-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ, вступившего в силу с 05.12.2015, п. 32 Основных положений).

Приведенный порядок заключения договора практически касается, в основном, потребителей, приобретающих электроэнергию для производственных нужд. Гражданин, проживающий в многоквартирном доме, который приобретает электроэнергию для бытовых нужд, заключает договор энергоснабжения (электроснабжения, отопления) с гарантирующим поставщиком, если в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано его непосредственное управление собственниками помещений. В остальных случаях условия энергоснабжения определяются в договоре об управлении многоквартирным домом, который заключается такими гражданами с управляющей организацией, или в договоре о предоставлении коммунальных услуг, который заключается с ТСЖ или специализированным (жилищным, жилищно-строительным и т.д.) кооперативом (п.

9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Для заключения договора энергоснабжения между потребителем-гражданином, приобретающим электроэнергию для бытовых нужд, и гарантирующим поставщиком достаточно самого факта потребления электроэнергии и ее оплаты гражданином. Если гражданин потребляет электроэнергию, но не оплачивает ее, договор считается заключенным с даты технологического присоединения его энергопринимающего устройства к электрической сети в зоне деятельности такого гарантирующего поставщика или с даты приобретения гражданином права собственности или иного законного права на это энергопринимающее устройство либо с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика соответствующей организации (в зависимости от того, какая дата наступила позднее), но не более чем за 3 года до выявления указанного факта (п. 73 Основных положений).

Как заключить договор энергоснабжения

Для заключения договора энергоснабжения, в частности, нужно иметь необходимое оборудование, подключенное к сетям энергоснабжающей организации, обеспечить учет потребления энергии. Порядок заключения и содержание договора во многом зависят от того, что именно вам подается через присоединенную сеть.

Так, для снабжения отдельными видами энергии (например, электрической или тепловой) есть специальные правила.

Обычно для заключения договора заявитель направляет заявку с пакетом документов в энергоснабжающую организацию, которая рассматривает их в определенный срок.

Если все законные требования выполнены, энергоснабжающая организация обязана заключить договор, поскольку по общему правилу он публичный.

Чем регулируется заключение договора энергоснабжения

При заключении договора нужно учитывать правила о договоре энергоснабжения (§ 6 гл. 30 ГК РФ), а также общие нормы о купле-продаже, если иное не предусмотрено нормами ГК РФ об энергоснабжении (п. 5 ст.

454 ГК РФ). Также могут быть специальные правовые акты об энергоснабжении, применяемые в части, не урегулированной Гражданским кодексом РФ (п. 3 ст.

539 ГК РФ).

Но если говорить о снабжении через присоединенные сети такими видами энергии, как электрическая и тепловая, то при заключении договора нужно в первую очередь руководствоваться требованиями специальных правовых актов, которые имеют приоритет над нормами Гражданского кодекса РФ об энергоснабжении (п. 4 ст. 539, п. 1 ст.

548 ГК РФ), в частности Законом об электроэнергетике, Законом о теплоснабжении, Основными положениями функционирования розничных рынков электроэнергии, Правилами организации теплоснабжения.

Нормы об энергоснабжении могут применяться и к иным договорам, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью, водой и другими товарами, но только если иное не предусмотрено специальными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Обратите внимание, что специальные правила предусмотрены также при заключении УК, ТСЖ, жилищным либо иным специализированным кооперативом договоров снабжения коммунальными ресурсами с ресурсоснабжающими организациями.

Свои особенности, предусмотренные соответствующими Правилами, есть и для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Что нужно сделать для заключения договора

По общим правилам для заключения любого договора одна сторона должна направить соответствующее предложение, а другая сторона — принять его. При этом они должны согласовать все существенные условия договора и соблюсти требования к его форме (п. п. 1, 2 ст. 432 ГК РФ).

Однако в отношении договора энергоснабжения в § 6 гл. 30 ГК РФ предусмотрены общие особенности:

1) договор с абонентом заключается при условии, что у него есть необходимое оборудование, в том числе энергопринимающее устройство, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации. Кроме того, должен быть обеспечен учет потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ);

2) если абонентом является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК РФ);

3) если одна из сторон до окончания срока действия договора предложила заключить новый договор, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором (п. 3 ст. 540 ГК РФ).

Это связано с тем, что процедура заключения нового договора может оказаться небыстрой, при этом после истечения срока старого договора, но до заключения нового абонент может продолжать пользоваться энергией.

Конкретные действия сторон и срок заключения договора положениями Гражданского кодекса РФ об энергоснабжении не предусмотрены. Это регулируется в специальных правовых актах, в частности применительно к электро- и теплоснабжению.

Рассмотрим подробнее некоторые аспекты заключения этих договоров.

Что нужно сделать для заключения договоров электроснабжения и теплоснабжения

Во-первых, по общему правилу нужно составить заявку (заявление) в энергоснабжающую организацию (п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, п. 35 Правил организации теплоснабжения).

Во-вторых, к заявке нужно приложить определенный пакет документов. Перечни документов устанавливаются нормативными правовыми актами для каждого вида договора.

Для электроснабжения стандартный перечень документов указан в п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, а для теплоснабжения — в п. 36 Правил организации теплоснабжения. Полный перечень необходимых документов вы также можете уточнить у энергоснабжающей организации.

В какой срок заключается договор электроснабжения, теплоснабжения

Если заявителем будет предоставлен полный пакет документов и не будет разногласий, то можно ориентироваться на следующие сроки заключения договора:

• для электроснабжения — поставщик электроэнергии в течение 30 дней со дня получения заявления направляет подписанный со своей стороны проект договора. Срок для ответа заявителя не установлен. Но если заявитель изначально предоставил подписанный проект договора, ранее опубликованный поставщиком, то последнему отводится 30 дней на подписание (п. 39 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии);

• для теплоснабжения — теплоснабжающая организация направляет подписанный проект договора в течение 10 рабочих дней после получения заявки. Такой же срок есть у заявителя на возврат одного подписанного со своей стороны экземпляра (п. 40 Правил организации теплоснабжения).

Можно ли поменять условия договора электроснабжения, теплоснабжения

Учтите, что содержание договоров электро- и теплоснабжения регулируется специальными правовыми актами. В них может быть установлен и порядок урегулирования разногласий, в частности определено, какие условия и как может предлагать менять абонент при согласовании проекта договора.

Например, при заключении договора электроснабжения с гарантирующим поставщиком абонент может выбирать из альтернативных условий, а также составлять протокол разногласий, если какое-либо условие не соответствует правилам заключения подобных договоров или если он не согласен с условием договора, содержание которого стороны вправе определить по своему усмотрению (п. 33 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии).

Могут ли отказать в заключении договора энергоснабжения

По общему правилу нет.

Договор энергоснабжения — публичный договор (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

При этом не относятся к публичным договоры между абонентом и субабонентом. Такая позиция встречается в судебной практике.

Публичный характер договора означает, что энергоснабжающая организация не может по своему усмотрению без законных оснований отказать в заключении договора энергоснабжения.

В специальных правовых актах, посвященных электро- и теплоснабжению, также упоминается публичный характер договора.

В частности, такие указания есть для договоров:

• электроснабжения с гарантирующим поставщиком (п. 5 ст. 38 Закона об электроэнергетике);

• теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией (ч. 7 ст. 15 Закона о теплоснабжении).

Кроме того, энергоснабжающие организации, являющиеся субъектом естественных монополий, не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется антимонопольное регулирование, если у них есть возможность произвести (реализовать) такие товары (п. 1 ст. 8, п. 1 ст.

4 Закона о естественных монополиях).

Однако обратите внимание, что абоненту (заявителю) могут отказать в заключении договора при наличии законных оснований.

Например, если у него нет отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования или же он не обеспечил учет потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).

Какие условия признаются существенными для договора энергоснабжения

В любом договоре существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Так, специальные правовые акты устанавливают подробный перечень существенных условий для договоров снабжения отдельными видами энергии.

Также есть требования к договорам, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Такие требования можно найти в соответствующих Правилах, в частности, в п. 19.

Кроме того, к существенным относят все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Предмет договора энергоснабжения

Предметом договора можно считать основные действия сторон в отношении определенного объекта (имущества), которые определяют цель заключения договора.

Полагаем, что основными по договору энергоснабжения являются обязательство энергоснабжающей организации подавать энергию абоненту через присоединенную сеть и обязательство абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Эти обязательства закреплены в п. 1 ст. 539 ГК РФ.
Для согласования предмета нужно определить также наименование и количество товара — то есть какая энергия и в каком количестве будет подаваться абоненту (п. 5 ст. 454, п. 3 ст. 455, п. 2 ст. 465, п. 1 ст.

541 ГК РФ).

Применительно к количеству энергии есть особенности:

1) количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК РФ);

2) можно согласовать право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором. При этом он должен возместить расходы на подачу энергии не в согласованном количестве (п. 2 ст. 541 ГК РФ);

3) абонент-гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК РФ).

Условие о товаре по договорам снабжения через присоединенную сеть электрической, тепловой энергией и иными товарами, к которым применяются нормы об энергоснабжении (газ, вода и др.), будет определяться с учетом требований специальных правовых актов, регулирующих заключение этих договоров, по смыслу п. 4 ст. 539, ст. 548 ГК РФ.

Иные существенные условия договора энергоснабжения

В договоре энергоснабжения нужно согласовать режим подачи и режим потребления энергии. Такие выводы можно сделать на основании п. 1 ст. 539, п. 1 ст.

541 ГК РФ.

Специальные правовые акты могут предусматривать и другие существенные условия.

Например, в договоре электроснабжения нужно, в частности, указать дату и время начала исполнения обязательств по договору, точку (точки) поставки по договору (п. 40 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии).

А в договоре теплоснабжения нужно помимо прочего указать величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя с указанием нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (ч. 8 ст. 15 Закона о теплоснабжении, п. 21 Правил организации теплоснабжения).

Упомянутые выше правовые акты указывают и другие условия, которые должен содержать договор. Все эти условия должны быть включены в проект договора, который будет предложен абоненту (заявителю).

08.09.2022 г. Договор энергоснабжения как публичный договор

В соответствии с положениями статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Статья 539 ГК прямо не относит договор энергоснабжения к числу публичных, тем самым прямо не подчиняет его правилам ст.

426 ГК.
Тем не менее, Законом об электроэнергетике установлено, что любые договоры между гарантирующим поставщиком и потребителем, касающиеся обеспечения потребителя электрической энергией, в том числе включающие условие об оказании ему услуги по передаче электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц, являются публичными.
Необходимо отметить, что и судебная практика признает договор энергоснабжения публичным (см. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 30.07.2015 г. N АПЛ15-282). В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16 «О свободе договора и ее пределах» при рассмотрении п. 1 ст. 544 ГК об оплате за фактически потребленную энергию сделан вывод о публичности интересов абонентов, защищающихся средствами государственного регулирования тарифов по договору энергоснабжения. Согласно п. 1 ст.

426 ГК договор энергоснабжения является публичным, а потому лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, обязано заключить договор с каждым, кто к нему обратится. Квалификация гражданско-правового договора в качестве публичного влечет правовые последствия, ограничивающие закрепленный в ст. 421 ГК принцип свободы договора.
Публичность договора энергоснабжения означает, что энергоснабжающая организация в силу своей деятельности обязана подавать энергию через присоединенную сеть в отношении каждого абонента, который к ней обратится, а также не вправе оказывать предпочтение одному абоненту перед другим. Особенностью правового регулирования публичного договора энергоснабжения являются требования, изложенные в п. 2 ст. 539 ГК, которым должен соответствовать абонент, последний обязан располагать присоединенным к сетям энергопринимающим устройством, оборудованием и обеспечить учет потребления энергии.
Кроме того, положения ГК наделяют правом на обращение в суд за разрешением разногласий при заключении договора энергоснабжения, а также о понуждении заключить такой договор контрагента обязанной стороны независимо от того, какая из сторон инициатор заключения договора.
В п. 2 ст. 426 ГК существует правило, определяющее условие одинаковой цены публичного договора, а также установление одинаковых иных его условий.
Для взыскания задолженности по договору энергоснабжения одним из самых основных доказательств у истца будет являться сам договор энергоснабжения как доказательство поставленной энергии (в случае если такой договор не был заключен между сторонами, в удовлетворении требования о взыскании задолженности будет отказано: см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2015 N Ф02-4505/2015 по делу N А10-2547/2014). Истцом должен быть доказан сам факт и объем потребленной электроэнергии на основании актов приема-передачи электроэнергии, актов снятия показаний приборов учета по каждому объекту потребления с и указанием номера прибора учета и фиксацией показаний данного прибора учета, актов сверки взаимных расчетов сторон.

В свою очередь, со стороны ответчика не должно быть представлено никаких доказательств оплаты потребленной энергии (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.03.2016 N Ф10-449/2016 по делу N А35-10113/2014).

Понравилось? Поделись с друзьями

Что делать и куда бежать, если вам отказали в заключении договора энергоснабжения?

Я уже писала в предыдущих статьях о том, что договор энергоснабжения может быть заключен как с гарантирующим поставщиком, так и с независимой энергосбытовой организацией (за исключением категории «население»). Обычные граждане заключают «прямые» договоры энергоснабжения только с гарантирующим поставщиком. Заключение с ДУК, СНТ и прочее тоже возможно. Но такие договоры заключаются либо конклюдентными действиями (то есть оплатой счета за электричество), либо письменно.

Такие договоры, как правило, стандартные, но возможны варианты с некоторыми индивидуальными условиями, которые вправе указать стороны договора.

Предприниматели заключают договоры либо с гарантирующими поставщиками, либо с независимыми энергосбытовыми организациями. Это личный выбор каждого предпринимателя. Но все склоняются к первому варианту, то есть к заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Потому что такой договор является публичным. И гарантирующий поставщик не вправе отказать в заключении договора, за исключением нескольких случаев. О них я писала в предыдущей статье.

Так что же делать, если потребитель подал заявку на заключение договора и получил отказ? Да, такое бывает, и достаточно часто. Бывает так, что гарантирующий поставщик просто «приостанавливает» рассмотрение заявки до момента получения полного комплекта документов.

Но, в этом случае расслабляться не стоит. Потому что:

  1. Это приостановление может быть необоснованным
  2. Договор энергоснабжения так и не заключен, а после приостановления он будет заключен с даты, когда будут урегулированы все разногласия. А если в это время потреблять энергоресурс, то «привет, бездоговорное потребление»! И надеяться на то, что заявку отправили, «а там хоть не рассветай» ни в коем случае нельзя! Бегите сразу к юристу и быстро принимайте решение, что делать дальше. И срочно! Потому что самостоятельно определить обоснованность действий или бездействий поставщика крайне затруднительно, и даже невозможно. Лучше потратить несколько тысяч на услуги юриста, чем потом платить миллионы за штрафы сетевым организациям и поставщикам (и плюс всё равно ещё и юристам!).

В этом случае, есть два варианта. И их оба можно использовать параллельно.

  1. Обратиться с жалобой в УФАС
  2. Обратиться в суд за понуждением заключить договор энергоснабжения.

Жалоба в УФАС

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» необоснованный отказ или уклонение от заключения договора с отдельными потребителями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, не только ущемляет интересы определенного лица, но и ограничивает конкуренцию.

Необходимость и саму возможность обращения в УФАС должен определять квалифицированный юрист. Жалоба в УФАС НЕ является просто заявлением с просьбой «наказать и покарать» нерадивого поставщика. Это документ, который должен быть содержать все фактические обстоятельства и эти обстоятельства должны подпадать под ст. 10 Закона «О защите конкуренции», а также статей КоАП РФ. И вот как раз определить подпадает ли ваш конкретный случай под антимонопольное нарушение должен именно юрист, который специализируется на таких категориях спора.

В жалобе должен быть документально подтвержден каждый довод заявителя и соотнесён с нормами закона на предмет нарушения.

УФАС РФ достаточно хорошо реагирует на случаи дискриминации и нередко встает на сторону слабой стороны – потребителя. Но опять же при грамотно написанной жалобе.

Например, случай из практики. Решение Крымского УФАС России от 12.10.2015 по делу N 08/334-15.

Заявитель обратился к гарантирующему поставщику с заявлением о заключении договора энергоснабжения. Гарантирующий поставщик направил проект договора энергоснабжения, но указал на отсутствие в предоставленном пакете документов акта о технологическом присоединении, акта допуска приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с абз.3 п.74 ОПФРР, если представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора в соответствии с пунктом 34 ОПФРР, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.

По информации Филиала гарантирующего поставщика, Филиал не проводил самостоятельной проверки соблюдений условий, необходимых для заключения договора с Заявителем в соответствии с пунктом 74 ОПФРР.

Кроме того, в соответствии с ОПФРР об отказе от заключения договора энергоснабжения с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.

Так как тот гарантирующий поставщик является субъектом естественной монополии, действия такого гарантирующего поставщика были признаны УФАС нарушением антимонопольного законодательства.

Судебный порядок.

В соответствии с п.4 ст. 445 ГК РФ потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Здесь тоже есть нюансы.

  1. Нужно смотреть схему правоотношений сторон. В некоторых случаях заключить договор невозможно (например, когда уже заключен договор с другим лицом, и он не расторгнут и т.д.)
  2. Договор вступит в силу и начнет действовать с момента принятия решения судом о понуждении заключить договор энергоснабжения. Период судебных разбирательств может быть признан периодом бездоговорного потребления.

В каждом конкретном случае нужно понимать фактические и индивидуальные обстоятельства дела. Везде они разные. В таких категориях дел практически не бывает случаев «под копирку», хотя несведущим может так казаться.

Но это далеко не так.

В любом случае, лучше проконсультироваться с юристом еще на этапе желания заключить договор. Часто бывает, что потребитель по незнанию обращается вообще не к поставщику, а например к сетевой организации за заключением договора энергоснабжения. А сетевая организация не заключает такие договоры в силу законодательного запрета.

В итоге потребитель теряет время, переписываясь не с тем юридическим лицом, а потом бежит в суды и проигрывает.

Помните, незнание закона не освобождает от ответственности!

admin
Оцените автора
Ракульское