Государственная служба в таможенных органах понятие принципы и особенности

Каждое государство мира имеет свой аппарат, основной задачей которого является достижение стоящих перед государством целей. Звенья такого аппарата составляют систему органов, именуемых государственными. Осуществляемая в этих органах профессиональная деятельность представляет собой государственную службу.

Служба в таможенных органахразновидность государственной службы. Должностные лица таможенных органов выполняют государственные функции, занимают должности в аппарате исполнительной власти.

Термин «таможенная служба» в самом общем виде подразумевает организацию государственной службы в таможенных органах:

♦ принципы службы,

♦ порядок ее прохождения,

правовой статус должностного лица таможенного органа и др. аспекты.

Лица, состоящие на службе в российских таможенных органах, являются особой группой государственных служащих. Их особое положение вытекает из специфики статуса всей системы таможенных органов РФ.

ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБАособый вид госслужбы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ.

Являясь федеральной государственной службой, она находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Она построена в соответствии с принципами организации государственной службы в РФ, закрепленными в

♦ Конституции РФ,
♦ Таможенном Кодексе ТС,
♦ ФЗ от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который является единым законодательным актом, регламентирующим правовые, экономические и организационные основы прохождения государственной службы в таможенных органах; ♦ ФЗ от 21.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»,
♦ ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,
♦ Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства России от 21 августа 2004 г. № 429 и др.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

верховенства Конституции РФ и федеральных законов и решений Комиссии ТС над иными нормативными правовыми актами при исполнении госслужащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
приоритета и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина;
единства системы госвласти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами;
разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
равного доступа граждан к госслужбе согласно их способностей и профессиональной подготовки;
обязательности для госслужащих решений, принятых вышестоящими госорганамии руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
профессионализма и компетентности сотрудников (госслужащих), ♦ стабильности кадров;
единства основных требований, предъявляемых к госслужбе;
открытости государственной службы, ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности госслужащих;
ответственности госслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
внепартийности госслужбы;
отделения религиозных объединений от государства;
социальной защищенности сотрудников (госслужащих).

Неправомерное вмешательство в профессиональную служебную деятельность государственных служащих как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц не допускается.

В целом система государственной службы включает следующие ее виды:

♦ государственная гражданская служба ♦ военная служба ♦ правоохранительная служба

Таможенные органы Российской Федерации: система и структура

Таможенные органы входят в систему государственного аппарата РФ. Деятельность таможенных органов связана с управленческими функциями в сфере таможенного дела на территории России. На рисунке показана структура таможенных органов РФ.

Таможенные органы Российской Федерации: система и структура

Рисунок 1. Структура таможенных органов

Место таможенной службы в системе исполнительных органов

Деятельность таможенной службы строится на основах ТК ТС, Закона о таможенном регулировании, актов Президента РФ и Правительства РФ, документов ведомства.

Деятельность таможенных органов

РТУ создается центральным органом, действует на основании таможенных положений. Это промежуточное управленческое звено, необходимое в регионах, так как территория РФ велика.

Сегодня Россия поделена на таможенные регионы, где РТУ контролирует работу таможенных органов: таможен и таможенных постов.

Таможенная территория региона – это более крупное образование, чем сам регион. Существует восемь региональных таможенных управлений, которые имеют различные по масштабам территории охвата:

  • Центральное;
  • Северо-западное;
  • Южное;
  • Сибирское;
  • Приволжское;
  • Дальневосточное;
  • Уральское;
  • Северо-Кавказское.

Правотворческая функция у РТУ уже, чем у ФТС России. РТУ издают правовые документы распорядительного и организационного содержания. Контрольно-надзорные функции концентрируются на таможенном регионе и заключаются в проверке законности издания правовых документов подчиненных таможенных органов, проверке соблюдения законодательства РФ при осуществлении таможенной деятельности.

РТУ может инспектировать деятельность таможни, вести правоохранительную деятельность, анализировать правоприменительную деятельность, рассматривать жалобы, протесты на действия должностных лиц РТУ. РТУ может направлять в ФТС России предложения о совершенствовании таможенной службы на местах, об аннулировании аттестатов квалификации специалиста, об изменении границ региона, о материально-техническом обеспечении таможен и таможенных постов.

В структуру РТУ входят: начальник, его заместители, начальники структурных подразделений. Штатная численность РТУ утверждается ФТС России. В рамках РТУ создается коллегиальный совещательный орган.

Таможня – таможенный орган, находящийся в единой системе таможенной службы, созданный в таможенном регионе с целью реализации задач и целей ФТС РФ.

Таможня является подчиненным подразделением и руководящим органом одновременно, так как таможня работает под общим руководством ФТС России и РТУ с одной стороны, и осуществляет руководство таможенными постами – с другой. Таможня – это практическое подразделение. По типу таможни делятся на пограничные и внутренние. Таможня производит оформление товаров и транспорта международных перевозок, обеспечивает правильность взимания таможенных платежей, проводит таможенный контроль, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, рассматривает такие дела, проводит дознавательные, неотложные следственные действия, рассматривает жалобы, информирует и дает консультации по вопросам таможенной деятельности.

Структура таможни включает в себя: начальника, его заместителей, начальников структурных подразделений. Таможни могут создавать комитеты и комиссии.

Таможенный пост – первичное звено таможенных органов РФ, практически реализует полномочия ФТС России, ее задачи и функции в регионе деятельности таможенного поста.

Таможенные посты находятся непосредственно вблизи границы, внутри таможенной территории. Штатная численность таможенного поста определяется исходя из потребностей грузопотоков и пассажиропотоков участников ВЭД. Таможенные посты могут обладать статусом юрлица и не обладать им, но контрольно-надзорные полномочия у них одинаковые.

Таможенные посты выполняют непосредственные фискальные функции, а также осуществляют правоохранительную регулятивную деятельность. В структуру таможенного поста входит начальник и его заместители.

Специализированные таможенные органы выполняют отдельные функции, такие как борьба с контрабандой, радиоэлектронная безопасность, осуществление внутреннего обеспечения таможенных органов, совершение таможенных процедур в отношении отдельных видов товаров.

К таким товарам относятся: культурные ценности, изделия из драгоценных металлов, оружие, радиоактивные материалы и др. Если необходим ускоренный провоз товаров, тоже действуют специализированные органы. Это экспресс-грузы, выставочные образцы и т.д.

Специализированные таможенные органы создаются на всех уровнях ФТС и называются специализированными региональными таможенными управлениями. Выделяют оперативно-поисковое управление, РТУ силового обеспечения, РТУ радиоэлектронной безопасности, экспертно-криминалистическое управление.

Специализированные таможни и таможенные посты – таможенные органы, которые контролируют перемещение определенных групп товаров, либо совершают определенные действия. Подчиняются непосредственно ФТС России. В каждом таможенном регионе действуют оперативные таможни, которые выполняют функции борьбы с контрабандой и другими таможенными нарушениями.

К специализированным относятся:

  • учреждения научной направленности;
  • учреждения образования: вузы, высшие школы;
  • медицинские учреждения;
  • печатный орган.

Сегодня ФТС России управляет государственными учреждениями по таможенному делу.

Государственная служба в таможенных органах РФ: понятие, принципы и особенности

Государственная служба в таможенных органах (или же таможенная служба) считается видом профессиональной деятельности граждан РФ по обеспечению государственных полномочий органов таможни. Правильное определение этой деятельности указано в первой статье ФЗ от двадцать первого июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Служба в органах таможни считается особым видом госслужбы граждан РФ, которые осуществляют профессиональную деятельность по реализации функций, прав, а также обязанностей органов таможни, которые входят в систему правоохранительных органов страны.

Государственная служба в таможенных органах

Под госслужбой в органах таможни необходимо понимать профессиональную деятельность граждан страны на должностях государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных, а также правоохранительных полномочий в сфере таможенного дела, в частности, специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями. Служба в органах таможни и организациях считается федеральной госслужбой, находится в непосредственном ведении РФ и финансируется строго за счет средств федерального бюджета.

Законодательство касательно службы в органах таможни базируется на российской Конституции и состоит из следующих ФЗ:

  • ФЗ от двадцать седьмого мая 2003 года ФЗ № 58-ФЗ «О системе госслужбы РФ».
  • ФЗ от двадцать первого июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в органах таможни РФ».
  • ФЗ от двадцать седьмого июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и проч.

На подзаконном уровне регулировка правоотношений в области осуществления служебной деятельности должностных лиц органов таможни осуществляется на основании указов Президента страны, постановлений российского Правительства, а также ведомственных актов ФТС страны.

Таможенная служба считается компетентной государственно-властной деятельностью должностных лиц, реализуемой на всех уровнях системы органов таможни, в организациях, учреждениях, предприятиях, которые подведомственны ФТС страны.

Специфические особенности таможенной службы как вида федеральной госслужбы:

  • Специфика задач и целей ФТС страны.
  • Систематичность осуществления деятельности касательно выполнения государственных функций, реализации полномочий в области таможни.
  • Специфические условия, а также порядок поступления на службу.
  • Специфические условия прохождения данной службы, напрямую связанные с применением физической силы, а также особых средств и оружия.
  • Установление особого обеспечения (то есть денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и проч.)

Принципы, на которых основан процесс прохождения госслужбы в органах таможни

Процесс прохождения государственной службы в органах таможни страны базируется на общих принципах организации, а также деятельности госслужбы в РФ:

  1. Принцип федерализма – он обеспечивает единство системы госслужбы, а также соблюдение конституционного разграничения предметов ведения между федеральными органами гос. власти, а также органами гос. власти российских субъектов, в соответствии с каковыми таможенная служба причисляется к федеральной госслужбе и находится в исключительном ведении непосредственно РФ.
  2. Принцип законности – он обязывает государственных таможенных служащих в собственной деятельности строго соблюдать предписания российской Конституции, ФЗ, а также прочих нормативных правовых актов.
  3. Принцип единства правовых, а также организационных основ таможенной службы – он обеспечивается единой системой органов таможни, ее функциями и задачами. Единые служебные требования всегда предъявляются к госслужащим органов таможни абсолютно всех уровней.
  4. Принцип приоритета прав, а также свобод индивида выражается в том, что государственные таможенные служащие во время реализации собственных полномочий должны признавать, соблюдать, а также защищать права, честь, достоинство и законные интересы индивида.
  5. Принцип равного доступа граждан к госслужбе – он обеспечивает равные условия поступления на службу в таможне и ее прохождение вне зависимости от пола, национальности, расы, происхождения, имущественного, а также должностного положения, места проживания, отношения к религии, личных убеждений, принадлежности к общественным организациям, от прочих обстоятельств, которые напрямую не связаны с профессиональными и деловыми качествами таможенного служащего.
  6. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих – он нужен для правильной организации, а также нормального функционирования таможенной службы. Учитывая особенности и сложность правового и организационного регулирования в области таможенного управления, нужна как общая, так и строго специальная подготовка должностных лиц органов таможни для осуществления их служебных полномочий.
  7. Принцип стабильности кадров – он выступает гарантией построения результативной системы администрирования в сфере таможенного дела. Должностное положение государственного таможенного служащего не должно напрямую зависеть от процессов реформирования органов таможни, политических преобразований в стране и прочих перемен в системе организации таможенной службы.
  8. Принцип гласности (то есть доступности информации касательно таможенной службы) – он обеспечивает конституционные права граждан страны относительно их собственного участия в управлении государственными делами. Должностные лица органов таможни должны знакомить любого с документацией и материалами, которые напрямую касаются его личных прав и свобод. ТК ТС и Закон о таможенном регулировании предусматривают прямую обязанность должностных лиц органов таможни осуществлять общее информирование, а также консультирование всех заинтересованных индивидов касательно вопросов, которые касаются актуального таможенного законодательства ТС и РФ. Должностные лица служб таможни обязаны обеспечивать своевременность, объективность и правдивость предоставляемых данных, строго соблюдая баланс гласности и служебной конфиденциальности.
  9. Принцип взаимодействия с общественными объединениями, а также индивидами – он подтверждает данность того, что государственная служба таможни не противопоставляется обществу, а плотно с ним взаимодействует. Так, таможенные органы независимы от непосредственного вмешательства в их работу органов местного самоуправления, а также общественных объединений (согласно девятой статье Закона о таможенном регулировании).
  10. Принцип ответственности таможенных служащих за подготавливаемые, а также принимаемые ими решения, за неисполнение либо же ненадлежащее исполнение собственных должностных обязанностей. Неисполнение либо же ненадлежащее исполнение работниками таможенных органов возложенных на них обязанностей образует состав дисциплинарного либо же должностного правонарушения, приводит к дисциплинарной, материальной, административной либо уголовной ответственности.
  11. Принцип внепартийности и свободы совести – он означает то, что служащие таможни пользуются свободой вероисповедания, а также свободой принадлежности к политическим партиям, но при исполнении служебных обязанностей они не имеют права руководствоваться партийными решениями либо своими религиозными убеждениями, а должны действовать в строгом соответствии с правовыми актами.
  12. Принцип защищенности служащих таможни от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность – он обеспечивает результативность осуществления должностными лицами органов таможни собственных полномочий. Государственные служащие таможни обладают правом на защиту от применения насилия, от угроз, а также прочих не являющихся правомерными действий в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Они обязаны исполнять поручения исключительно своих руководителей, которые даются в соответствии с пределами их полномочий.

Субъектами реализации гос. власти в области таможенного управления считаются должностные лица – то есть государственные служащие таможни. Любому из таможенных служащих государство делегирует конкретный объем полномочий строго в рамках замещаемой им должности.

Определение 1

Государственный таможенный служащий (или должностное лицо таможенных органов) – это гражданин РФ, который исполняет профессиональные служебные обязанности госслужбы в органах таможни либо же учреждениях системы органов таможни, ему обязательно присваивается специальное звание либо классный чин о замещаемой государственной должности (согласно статье третьей ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).

Особыми признаками госслужащего органов таможни можно назвать:

  1. Обязательная принадлежность к российскому гражданству.
  2. Замещение должности госслужбы в органах таможни либо же учреждениях системы органов таможни.
  3. Обладание конкретной административной компетенцией, которая закрепляется в должностном регламенте или должностной инструкции.
  4. Возмездность (то есть платность) профессиональной деятельности в сфере таможенного управления, получение за выполнение своих должностных обязанностей вознаграждения строго из средств федерального бюджета.
  5. Присвоение в установленном законодательно порядке специального звания либо классного чина.

Должность в органах таможни – это некий объем функций и правомочий по реализации компетенции определенного органа таможни, нормативно установленный для одного индивида.

Восьмая статья ФЗ «О системе госслужбы РФ» с целью организации деятельности федерального органа исполнительной власти предусматривает возможность учреждения должностей госслужбы разных видов (гражданской, правоохранительной), учреждение должностей работников, не являющихся должностями госслужбы. Данное правило реализуется в органах таможни и дает возможность сформировать многомерную систему разделения служебной, а также трудовой деятельности в области управления таможенным делом в стране с целью исполнения различных функций органов таможни. ФЗ «О службе в органах таможни РФ» делит лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность в органах таможни, на такие группы:

  1. Сотрудники органов таможни, которые замещают должности правоохранительной службы в том порядке, который устанавливается этим Законом, которым в соответствии с ним присваиваются особые звания.
  2. Государственные гражданские служащие органов таможни, которые замещают должности гражданской службы согласно порядку, установленному Законом, которым в строгом соответствии с ним присваиваются классные чины федеральной гражданской службы.

Работники органов таможни, не относящиеся к госслужащим, осуществляют собственную деятельность по трудовым и гражданско-правовым договорам (то есть контрактам) на должностях работников органов таможни. Список таких должностей определяется строго руководителем ФТС страны и преследует цели технического обеспечения деятельности органов таможни. Профессиональные отношения работников органов таможни регулируются на законодательном уровне (законодательством страны о труде), который распространяется на работников бюджетных организаций.

На работников органов таможни не распространяется действие законодательства касательно госслужбы, помимо некоторых норм и социальных, а также медицинских гарантий.

Штатный состав таможенных органов РФ

Таблица 1. Штатный состав органов таможни страны сформирован согласно приказу ФТС страны от пятнадцатого февраля 2011 года № 318

Орган либо учреждение таможенной службы

Число сотрудников органов таможни

Число федеральных гражданских госслужащих

Число работников

Государственная таможенная служба: понятие, принципы, особенности и порядок ее прохождения. Таможенные служащие. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

В широком смысле таможенная служба — совокупность таможенных органов и различных органов и организаций, входящих в структуру таможенной системы, а также правовой статус долж. лиц тамож. органов и порядок прохождения ими таможенной службы.

Государственная таможенная служба–особый вид гос. службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).

Законодательство РФ о службе в таможенных органах основывается на Конституции, ФЗ «О службе в там. органах», ФЗ «О гос. гражд. службе в РФ»и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Прохождение таможенной службы в таможенных органах основано на принципах:

1) верховенство Конституции РФ и ФЗ над всеми другими НПА при осуществлении таможенными служащими своих должностных функций и обязанностей;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, т. е. таможенные служащие обязаны признавать и их при прохождении тамож. службы;

3) единство системы гос. власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами;

4) единство основных требований, предъявляемых к гос. службе, на основе которых и строится вся система прохождения таможенной службы;

5) принцип гласности в осуществлении гос. службы – предусматривает, что таможенные органы должны предоставлять объективную информацию о своей деятельности и о своих решениях;

6) равный доступ граждан к гос. службе в соответствии со своей проф. подготовкой;

7) принцип профессионализма и компетентности гос. служащих;

8) обязательность для гос.служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц;

9) ответственность гос. таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;

10) внепартийность и отделение религиозных объединений от государства;

11) принцип социальной защищенности – стабил. денеж. содержание, оплач. Отпуска.

12) принцип стабильности кадров государственных служащих.

Прохождение таможенной службы в таможенных органах подразумевает некоторые этапы: поступление на таможенную службу в таможенные органы; назначение на должность в таможенные органы с присвоением специального звания или классного чина; служебная аттестация; перемещение по службе и др.

Порядок прохождения таможенной службы государственными таможенными служащими следует понимать во временном аспекте и в содержательном аспекте.

Временной аспект прохождения таможенной службы охватывает период времени, который содержит момент начала прохождения службы и момент оставления таможенной службы. Содержательный же аспект прохождения таможенной службы включает в себя все то, что за этот временной период было сделано данным таможенным работником при осуществлении им своих служебных полномочий.

Для поступления на государственную таможенную службу необходимо соответствовать определенным критериям.

1. Гражданин РФ может поступать на государственную таможенную службу по достижении возраста 18лет.

На государственную таможенную службу принимаются лица, которые по своим личностным, моральным и деловым качествам, а также по уровню образования и состоянию здоровья способны обеспечить исполнение функций, которые будут возложены на таможенные органы и, в частности, на данного служащего.

2. Лица, которые впервые принимаются на государственную таможенную службу, должны принять специальную присягу.

3. Прохождение государственной таможенной службы может осуществляться на условиях контракта на срок от 1 до 10 лет или до достижения таможенным служащим срока предельного возраста нахождения на таможенной службе.

4. Граждане, исполняющие свои служебно-дол-жностные права и обязанности в ходе прохождения государственной таможенной службы, обязаны придерживаться требований, которые изложены в Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ.

5. При прохождении государственными таможенными служащими таможенной службы предусмотрено обязательное периодическое проведение аттестации.для повышения квалификации таможенных служащих проводятся различные мероприятия в специально созданных учреждениях (Российской таможенной академии и ее филиалах по всей стране).

Сотрудник таможенного органа не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и др.

Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до 6 месяцев.

Сотрудник таможенного органа обязан помимо соблюдения принципов прохождения таможенной службы в таможенных органах:

в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальником таможенного органа;

находиться в положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей

admin
Оцените автора
Ракульское