Доступ к мусорным контейнерам

Жители 20-тиквартирного дома в Москве узнали про то, что компания, осуществляющая вывоз бытовых отходов, заключила договор на вывоз мусора с ТСЖ из соседнего дома на 300 квартир. Договором предусмотрено, что мусорные контейнеры находятся не во дворе дома ТСЖ, а во внутреннем дворе первого дома. Этот внутренний двор не является проходным и жителями соседнего дома никак не используется. Придомовой земельный участок на кадастровый учет не поставлен.

Каким образом, путем каких обращений и куда жители первого дома могут противодействовать сбору отходов соседнего дома в мусорные контейнеры в своем дворе?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  1. Жилищный Кодекс российской Федерации;
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
  4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  5. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»;
  6. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  7. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170;
  8. Постановление Правительства РФ № 290 от 03.04.2013;
  9. ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 г. № 1447-ст.;
  10. СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001;
  11. СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88);
  12. Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»;
  13. Постановление Правительства Москвы от 06.07.2016 N 387-ПП «О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве»;
  14. Постановление Правительства Москвы от 15.01.2008 № 9-ПП «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора»;
  15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010;
  16. Решение Московского городского суда от 20.03.2018 по делу № 7-768/2018;
  17. Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 06.06.2018 по делу № 2-1215/2018.
Почитать  Выплаты по производственной травме

Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Таким образом, мусорные контейнеры и контейнерная площадка относятся к общему имуществу, если они расположены на земельном участке, принадлежащем собственникам помещений в многоквартирном доме, и являются элементами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.

Согласно п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010. если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Почитать  Документы необходимые для получения социальной стипендии

При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Более того, согласно ч. 2 ст. 23 федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также ч. 5 ст. 40 федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на жилое или нежилое помещение в доме одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, отсутствие постановки на кадастровый учет в отношении рассматриваемого придомового земельного участка не имеет значения при рассмотрении вопроса о нарушении прав собственников помещений в многоквартирном доме, который расположен на данном участке.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (п. п. 1.8, 3.7, 5.9 и др.).

Согласно п. 13 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

В соответствии с п.п. 8(1) и 8(7) указанного постановления договор заключается по заявке организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, либо по предложению регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. К заявке должны быть приложены документы, подтверждающие право распоряжения общим имуществом.

Поэтому можно сделать вывод о неправомерности заключения договора на вывоз и утилизацию ТБО между компанией, осуществляющей вывоз мусора, и сторонним ТСЖ.

Также следует учесть, могут ли вообще поместиться на контейнерной площадке необходимые для обслуживания соседнего дома контейнеры. Согласно нормам накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.01.2008 № 9-ПП житель Москвы производит 1,45 куб. м твердых бытовых отходов и 0,46 куб. м крупногабаритного мусора в год, всего – 1,91 куб. м. Из этого следует, что стандартный мусорный контейнер объемом 0,9 куб. м рассчитан не более чем на 171 жителя. При этом на контейнерной площадке могут стоять отдельные контейнеры специально для имеющихся организаций общественного питания, установленные согласно п. 2.6. СП 2.3.6.1079-01.

2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утв.

Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001.

Общее число контейнеров на контейнерной площадке не может превышать пяти (п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв.

Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88).

Для устранения нарушений прав собственников помещений в МКД, на чьей территории расположена контейнерная площадка, рекомендуется предпринять следующие меры.

  1. Принять меры к постановке на кадастровый учет и оформлению в собственность участка придомовой территории, на котором расположены мусорные контейнеры. Хотя данный факт и подразумевается законодательством, его официальная регистрация в органах Росреестра значительно упростит защиту прав собственников многоквартирного дома. Далее решением общего собрания определить контейнерные площадки, как общее имущество собственников помещений в МКД, чтобы закрепить свои права на распоряжение контейнерной площадкой по своему усмотрению. Данные действия необходимо предпринять, поскольку возможен и другой исход ситуации, когда органы местного самоуправления срочно оформят на себя право собственности контейнерными площадками с последующей их передачей на обслуживание региональному оператору по вывозу ТКО.
  2. Направить обращения:
  • в Росприроднадзор на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды;
  • в орган местного самоуправления (Управу) на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО. Жаловаться нужно в тот орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором. Текст соглашения должен быть выложен на сайте регионального оператора;
  • в Роспотребнадзор на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил;
  • в случае установки дополнительных контейнеров – в ОАТИ города Москвы. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.07.2016 N 387-ПП «О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве» ОАТИ осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве их соответствие обязательным требованиям;
  • в прокуратуру, на нарушение прав собственников жилья, если жалобы в предыдущие ведомства не помогли;
  • в суд о признании недействительным договора, заключенного между ТСЖ и организацией, осуществляющей вывоз мусора, об обязании ТСЖ оборудовать собственную контейнерную площадку для сбора мусора (Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 06.06.2018 по делу № 2-1215/2018).

Собственникам помещений в многоквартирном доме, на чьей территории расположены контейнерные площадки необходимо подготовиться к изменениям в законодательстве, касающемся правил обустройства и эксплуатации площадок для сбора мусора. С 31.08.2018 г. правительство утвердило обновленные правила обустройства контейнерных площадок и ведения их реестра. Этот документ вступает в силу с 1 января 2019 года. В соответствии с ним все подготовленные площадки с мусорными баками попадают в единый реестр.

Ответственными за поддержание их состояния становятся местные власти. Именно органы местного самоуправления по новым правилам обязуются создавать контейнерные площадки. Делаться это будет при условии письменного согласования с муниципалитетом.

Реестр со всеми сведениями о контейнерных площадках планируется выкладывать сайте муниципального органа власти или ведомства, которое на уровне региона занимается вопросами ЖКХ.

В качестве альтернативы можно предложить собственникам многоквартирного дома, на чьей территории расположены мусорные контейнеры, использовать их в качестве дополнительного источника доходов. Согласно ч. 4 ст.36 ЖК РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Так, заключив договор аренды с ТСЖ соседнего дома, вырученные средства можно использовать на содержание общедомового имущества.

Относительно ответственности ТСЖ соседнего дома за самовольное распоряжение не принадлежащим ему имуществом необходимо отметить следующее.

Вопрос сбора и вывоза бытовых отходов регулируется ГОСТом Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.

Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 г. № 1447-ст.

Согласно указанному стандарту исполнителем является лицо, оказывающее услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов (п. 3.2). Подрядчик – это лицо, у которого с исполнителем заключен договор на выполнение части работ содержания придомовой территории многоквартирного дома и (или) сбор и вывоз бытовых отходов (п. 3.10).

Потребитель – это лицо, пользующееся на законных основаниях помещениями многоквартирного дома и потребляющее услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза ТБО и КГО (п. 3.11).

В случае невозможности организовать сбор отходов на контейнерных площадках исполнитель организует сбор отходов непосредственно в спецтранспорт, оборудованный устройствами для такого способа сбора отходов.

При выполнении работ по вывозу мусора по заявкам потребителей многоквартирного дома или юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, оговаривается место и время кратковременной установки и вывоза контейнера и согласовывается с лицом, осуществляющим функции управления многоквартирным домом.

Таким образом, ТСЖ соседнего дома не организован сбор и вывоз мусора, в соответствии с требованиями законодательства, в том числе без нарушения прав собственников жилья соседнего дома.

Статьей 8.10 ч. 1 «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Так, Постановлением начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы ТСЖ было назначено наказание в пределах санкции ст. ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы за то, что управляющая организация не организовала работу по вывозу мусора, не выставляются контейнеры для бытовых отходов на придомовую территорию и жители многоквартирного дома осуществляют незаконный сброс бытовых отходов на территорию, обслуживаемую ГБУ «Жилищник района Очаково-Матвеевское» (Решение Московского городского суда от 20.03.2018 по делу № 7-768/2018).

Резюме:

В силу положений ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Вопрос о месте размещения контейнерной площадки и возможности ее использования только для нужд жителей дома может быть разрешен собственниками помещений на общем собрании.

Для защиты прав собственников многоквартирного дома, на чьей территории расположена контейнерная площадка, необходимо направить жалобы, описанные выше, и быть готовым защищать свои права в судебном порядке.

Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!

Мусоровоз во дворе не может проехать к мусорным бакам – грозит ли штраф и эвакуация?

Правила парковки во дворах всегда имеют свои особенные тонкости. И, неправильно поставив машину, можно обнаружить её уже доставленной на спецстоянку. В этой статье мы затронем очень распространённую ситуацию, которую в то же время очень мало обсуждают в сети интернет – можно ли и как правильно парковаться возле мусорных контейнеров по ПДД?

Также выясним, какой штраф грозит за перекрытие подъезда мусоровоза к мусорным контейнерам и увезут ли остановившийся автомобиль на штрафстоянку. В частности, если мусоровоз не может проехать к бакам.

Грозит ли штрафстоянка и штраф за парковку возле мусорных контейнеров во дворе?

ПДД 2024 года конкретно не регламентирует правила стоянки и остановки у конкретных объектов обустройства придомовых территорий. В том числе по поиску в Правилах дорожного движения вы не найдёте ни слова про контейнерные площадки на жилых территориях, мусор, баки и подобное.

Однако, сразу приведём «спойлер» – да, если вы оставите автомобиль возле места сбора местными коммунальными службами мусора во дворе жилого дома, равно как и в любом другом месте, не являющимся двором, то рискуете найти автомобиль на штрафстоянке и получить штраф ГИБДД.

Дело в том, что водители обязаны руководствоваться при передвижении по дорогам России не только ПДД, но и иными законами и нормативно-правовыми актами. Этого требует самый главный ФЗ о безопасности дорожного движения – под номером 196.

Таким образом, вас может ждать 2 последствия:

  1. штраф за парковку возле площадки с мусорными контейнерами во дворе жилого дома,
  2. и как мера обеспечения – эвакуация на штрафстоянку в целях пресечения продолжения этого нарушения ПДД.

И результат второго пункта может стоить вам дороже первого. Стоимость эвакуации суммарно с хранением автомобиля на штрафстоянке зачастую больше размера штрафа.

Штраф плюс штрафстоянка за перекрытие мусорных контейнеров

А теперь перейдём к правовым основам и выясним, почему штраф и штрафстоянка правомерны и на каких основаниях, со ссылками на официальные источники, как всегда!

Что говорят ПДД – можно ли остановиться возле контейнеров?

Итак, ещё раз повторим, что Правила прямо никак не регулируют порядок парковки именно у баков с мусором. А вообще правила остановки и стоянки, в основном, представлены в разделе 12 ПДД. Да, есть ещё конкретные предписания по запрету стоять возле ж/д путей и других мест, но они и близко ко дворам редко бывают.

Собственно, главные для нас указания этого раздела:

  • ставить автомобиль можно только в один ряд и параллельно краю проезжей части, если знаками не дано иное предписание,
  • нельзя, чтобы от края машины и до противоположного края проезжей части или до сплошной разметки было менее 3 метров (причём, не обязательно по перпендикулярной дороге линии),
  • на тротуаре во дворе парковаться запрещено, если нет разрешающего знака с табличкой,
  • запрещено стоять ближе 5 метров от пересечения проезжих частей,
  • а также там, где ваш автомобиль закроет проезд других транспортных средств, сделает невидимыми дорожные знаки и/или разметку.

Кроме того, запрещено открывать двери, не убедившись, что их не ликвидирует проезжающий мимо автомобиль, а уходить домой можно, только если обеспечена бездвижность авто. А ещё нельзя оставлять в машине ребёнка младше 7 лет одного.

Так, стоп! А причём, здесь все эти пункты, если речь идёт о парковке у мусорных контейнеров и штрафстоянке за это?! И вот к этому мы сейчас и придём.

Вас также заинтересует:

Важная тонкость о проезде мусоровоза к мусорным бакам!

Обратите внимание на последний пункт выше правил парковки. Именно в нём и кроется запрет парковаться возле мусорных контейнеров во дворах домов.

12.4. Остановка запрещается:
.
в местах, где транспортное средствозакроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств.

Да, остановившись возле мусорных контейнеров, вы автоматически не нарушаете. Дело в том, что ПДД по части нашего вопроса писаны таким образом, что нарушение создаётся только в момент невозможности проехать к мусорным контейнерам автомобилей коммунальных служб города или иного населённого пункта. То есть ключ штрафа и штрафстоянки кроется именно в перекрытии подъезда мусоровоза к бакам для выполнения работ по вывозу мусора.

«Но постойте, – скажете вы – ведь именно проезд для других транспортных средств в данном случае не закрыт». Вы же не перекрыли дорогу, и мусоровоз вполне может проехать мимо вас.

Однако, обратите внимание, что в пункте 12.4 ПДД идёт речь именно о въезде автомобилей и его перекрытии. Конкретно въезд – это траектория движения мусоровоза для выполнения своих рабочих функций. То есть проезд машины коммунальных служб к мусорным бакам – это и есть законная и единственно верная возможность для сборщика мусора.

Об этом нам говорит уже другой нормативно-правовой акт. СанПиН 2.1.3684-21, утверждённый Постановлением Правительства РФ №3 от 28.01.2021 г., предписывает в своём пункте 3 требований по содержанию территорий городских и сельских поселений, что специальные площадки для мусорных контейнеров имеют в каждом дворе подъездной путь. И он не обязательно должен быть проезжей частью и даже дорогой.

Единственное условие – это твёрдое (асфальтовое или бетонное) покрытие. Так что, если вы хотите припарковаться возле мусорных баков (например, нет других свободных мест), то обращайте всегда внимание на твёрдую поверхность для подъезда к этой площадке. Если вы перекрываете движение по ней, то вы нарушаете.

Хотя, в городах чаще всего контейнеры с мусором стоят рядом с дорогой и отделены от проезжей части тротуаром по всей длине. И тогда нарушителями могут быть сразу несколько стоящих автомобиля, перекрывающих подъезд сборщика мусора.

Парковка возле баков и блокирование подъезда мусоровоза

То есть машину увезут на штрафстоянку и выпишут штраф?

Эвакуация на спецстоянку как таковая самостоятельным наказанием не является. Это мера обеспечения – чтобы пресечь нарушение, особенно, если другой автомобиль перекрывает подъезд. Следовательно, она применяется совместно со штрафом.

А список санкций, предусматривающих штрафстоянку, также ограничен и исчерпывающе перечислен в части 1 статьи 27.13 КоАП РФ.

Выше мы выяснили, что если ваша машина мешает проезду мусоровоза к мусорным контейнерам во дворе, то в этом случае нарушается пункт 12.4 ПДД. И за его нарушение предусмотрена отдельная норма ответственности – часть 4 статьи 12.19 КоАП.

А теперь возвращаемся к 27.13 и видим, что в ней есть перечисление указанного наказания как основание для эвакуации на штрафстоянку. Поэтому да, вашу машину правомерно и на законных основаниях увезут на эвакуаторе за парковку возле мусорных контейнеров.

Однако, повторим ещё раз – по смыслу запрета остановки в пункте 12.4 ПДД его нарушение создаётся именно в момент прецедента в виде перекрытия проезда мусоровоза к площадке с мусорными баками. То есть, если вы просто остановились возле баков, но коммунальная машина и не приезжала во время стоянки/остановки, то и нарушения формально нет.

А как на практике?

А вот в практике зачастую эвакуаторщиков последняя упомянутая выше формальность мало волнует. Те просто приезжают в рамках рейда (то есть речь идёт не о вызове службы эвакуации водителем мусоровоза) и увозят все рядом стоящие автомобили на штрафстоянку.

В этом случае мы рекомендуем обжаловать выписанное при этом постановление. Обратите внимание, что оспаривать необходимо сначала именно штраф, а уже потом мера обеспечения по нему автоматически признаётся незаконной. Для этого вам достаточно указать в суде, что ваш автомобиль не закрыл въезд других транспортных средств, так как мусоровоз не приезжал, и отсутствует само событие правонарушения.

Но есть и другая сторона. На практике 2024 года эвакуаторщики далеко не всегда приезжают именно во дворы для поиска нарушителей правил остановки. В центре большого города они снуют и здесь, и там. А вот во дворах не любят по тем или иным причинам работать.

В том числе и по вызову ГИБДД с жалобами на нарушения ПДД. Тем не менее, такое случается.

Какой размер штрафа за парковку у мусора во дворе в 2024 году?

Выше мы упоминали статью 12.19 – она отвечает за наказания по всем нарушениям правил парковки. И конкретно её часть 4 предусматривает ответственность за перекрытие проезда других автомобилей и создание препятствия для движения.

Штраф за перекрытие подъезда мусоровоза к контейнерам составляет на 2024 год 1 500 рублей.

Мусорная реформа. Что делать с переполненной контейнерной площадкой?

На прошлой неделе в Екатеринбурге состоялся форум «ЖКХ – ПромЭкспо-2020». Директор ЕМУП «Спецавтобаза» Наталья Зубовавыступила с докладом и ответила на вопросы участников форума. Эксперты спросили, почему контейнерные площадки с началом экологической реформы стали переполняться и как решить эту проблему.

Почему мусор копится на площадках?

– Иногда жители жалуются, что контейнерная площадка переполняется быстрее чем за сутки. Почему так происходит?

– Причин может быть несколько. Первая – недостоверные сведения о числе проживающих в доме. Например, площадка рассчитана на 200 жильцов, указанных по договору, а по факту в доме проживают 400–500 человек.

Мы сверяемся с данными Центра муниципальных услуг, с которым у нас заключено соглашение, и выявляем такие факты. Некоторые управляющие компании и ТСЖ указывают в договоре число проживающих в доме людей, на которых производятся начисления коммунальных услуг. И мы столкнулись с тем, что в таких документах ещё в декабре 2018 года, то есть за месяц до старта экологической реформы, числилось 400 человек, а с января 2019 число жителей «сократилось» вдвое.

То есть некоторые управляющие компании и ТСЖ, в основном небольшие, иногда тоже играют цифрами. Впрочем, со многими обслуживающими организациями у нас заключены соглашения, они передают данные Единого расчётного центра – какому количеству проживающих они начислили плату за услуги ЖКХ, стольким же и мы начисляем.

Другая ситуация – так называемые резиновые квартиры, у которых один собственник, а на самом деле в них живёт 10–20 и более жильцов.

Отдельная проблема – хозяева нежилых помещений, которые пользуются теми же контейнерами. Нередко они уклоняются от заключения договора, это приводит либо к переполнению баков, либо к появлению несанкционированных свалок.

– Как решаете эту проблему?

– Мы ведём переписку с управляющим компаниями, просим постоянно направлять нам сведения об изменении состава собственников нежилых помещений. К сожалению, не все обслуживающие организации идут нам навстречу. Регоператор проводит техосбледование зданий и сооружений по выявлению новых предпринимателей или изменений в расчётных параметрах.

По закону, есть возможность устанавливать на площадке до десяти контейнеров, но таких площадок очень мало. Иногда, если переполнение происходит часто и нельзя поставить больше баков для мусора, имеет смысл поменять периодичность вывоза ТКО. Это можно сделать по заявлению.

Куда обращаться

– Что делать жильцам, которые платят за вывоз мусора своих соседей?

– Нужно обратиться в управляющую компанию или ТСЖ, которые являются исполнителем по договору. Если же имеют место прямые расчёты с ЕМУП, то можно обратиться напрямую на «Спецавтобазу», в том числе онлайн. Это касается и частного сектора. Отмечу, что у рег­оператора нет доступа к персональным данным жителей частного сектора. Домовые книги на сегодняшний день в РФ не действуют.

Мы в офисах принимаем заявления по актуализации этой информации, потому что другого источника нет.

– Нередко бывает, что завалы провоцируют автомобилисты, паркующиеся у контейнерных площадок. Что с ними делать?

– Да, это действительно нередкая ситуация, когда спецтехника не может подъехать к контейнерам физически: жильцы окрестных домов или другие автомобилисты загромождают подъездные пути своими машинами. С этим бороться невозможно – приходится иногда совершать несколько выездов по одному и тому же адресу. Иногда невозможно проехать из-за ремонтных работ, связанных с раскопками и снятием дорожного полотна.

В таких случаях совместно с управляющей компанией выбирается место для временной установки контейнеров.

Смотрите также:

  • «Частная» проблема. У Екатеринбурга повышается шанс утонуть в мусоре →
  • В Екатеринбурге прошел круглый стол УК и поставщиков тепла →
  • Коммунальные платежи приводят… к инфаркту →

Манипуляции с законом. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок

В так называемом Новом центре Перми две мусорные площадки находятся в 500 м друг от друга: одна на ул. Фонтанной, другая на ул. Рабоче-Крестьянской, на углу гимназии 33. Картина здесь одинаковая: если из контейнеров более менее мусор вывозят ежедневно, то рядом горы разного хлама.

В так называемом Новом центре Перми две мусорные площадки находятся в 500 м друг от друга: одна на ул. Фонтанной, другая на ул. Рабоче-Крестьянской, на углу гимназии 33. Картина здесь одинаковая: если из контейнеров более менее мусор вывозят ежедневно, то рядом горы разного хлама. / Софья Штин / АиФ

Изменения в части сбора и утилизации мусора начались в нашей стране почти два года назад. В регионах появились операторы, которые занимаются этим делом. Законодатели определили и закрепили отношения между оператором, муниципалитетами и обслуживающими жилые дома организациями.

Но все ли участники этого процесса чётко понимают свою роль и обязанности, которые возлагает на них закон?

Управлять вместе не получилось

Жители домов №№ 7 и 9 по ул. Фонтанной и дома № 32 по Рабоче-Крестьянской не один год пытаются решить вопрос с мусорной площадкой около их домов. Один из жильцов попросил через портал «Управляем вместе» навести порядок.

Вот часть этой переписки.

Новость по теме

14 мая 2020 г.: «Мусорная площадка не оборудована, ветер разносит мусор по всей округе. Неоднократно ТСЖ обращалось в районную администрацию, чтобы с трёх сторон установить ограждение, как положено».

Ответ: «Устанавливайте за свой счёт, собирайте деньги с жильцов близлежащих домов».

«А с чего? Земля же муниципальная. В эти же баки выбрасывает просроченные продукты магазин, который находится в д. № 32 по ул. Рабоче-Крестьянской. Итог: крысы и полнейшая антисанитария.

А рядом детский сад. И детей водят постоянно мимо этого гадюшника. Помогите по правилам оборудовать мусорную площадку».

Жителям ответил начальник отдела ЖКХ и жилищных отношений администрации Свердловского района Перми Дмитрий Безденежных:

«Разрешение на обслуживание данной контейнерной площадки выдано УК «ЭксКом» от 12.09.2019 по 12.08.2024 № 262. Согласно гл. 2 Постановления правительства Пермского края от 08.06.2018 №309-п бремя организации и содержания мест накопления и сбора мусора лежит на собственниках земельного участка.

Данный вопрос собственники МКД вправе самостоятельно решить на общем собрании, направив решение в УК для исполнения».

Статья по теме

Одним словом, «управлять вместе» в этом вопросе не получилось. Похоже, некоторые чиновники читают обращения горожан формально, для галочки. Вдумывались ли они в суть своих ответов?

Собственники многоквартирного дома и собственники земельного участка – это понятия разные. Большинство контейнерных площадок располагаются на муниципальных землях. Их построили ещё до реформы по обращению с мусором городские и районные власти.

Значит, и обустраивать их должны муниципалитеты.

Кстати, после напоминания из администрации УК «ЭксКом» навела порядок на площадке. Но он продержался ровно один день. Ветер снова разнёс мусор по всей округе, асоциальные элементы и бездомные собаки завершили картину.

Кстати, наши читатели по этому вопросу обращаются к нам не первый раз. О необходимости сделать на этой площадке в центре города ограждения мы писали два года назад в материале «Крысы наступают» («АиФ-Прикамье» № 50 от 12 декабря 2018 г.). Но ситуация не изменилась.

Чиновники предлагают людям скинуться

Администрация Свердловского района посоветовала жителям этих домов оборудовать контейнерную площадку за счёт собственников. Нужно назначить общее собрание и поставить вопрос о сборе денег. Но жители не хотят скидываться.

На собственников жилья возложено и без того немало платежей.

Статья по теме

«Обустройство контейнерных площадок власти города повесили на ТСЖ и УК. А те должны собирать деньги на это с жильцов. Разве это справедливо? – рассуждает председатель правления ассоциации непосредственного управления МКД в Пермском крае Анастасия Мальцева. – С началом всех изменений со сбором и вывозом мусора платежи за вывоз твёрдых бытовых отходов (ТБО) выросли почти вдвое.

До этого тот, кто вывозил ТБО, заключал договоры с собственниками и арендаторами жилья, содержал и контейнерные площадки. И мы понимали, за что платим. А сейчас, если оператор по управлению ТБО взял обязанности по вывозу мусора, то, на мой взгляд, он и должен осуществлять контроль за содержанием и обустройством контейнерных площадок».

Вольные трактовки

Пытаясь выяснить, кто же всё-таки должен обустраивать контейнерные площадки, мы сделали запрос в мэрию Перми. Они направили его в районную администрацию. Там пояснили, что работы по организации и содержанию мест накопления твёрдых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприёмных камер, контейнерных площадок, обязаны обеспечивать управляющие организации. Но, похоже, чёткого понимания, кто должен обустраивать контейнерную площадку, у муниципальных властей нет.

Вроде бы это должны делать управляющие компании. Хотя по Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 вопросы организации сбора, установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14-16). Там же говорится, что содержанием контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений МКД, должны заниматься собственники помещений МКД. А контейнерные площадки, не входящие в состав общего имущества собственников помещений МКД, должны содержать собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки.

То есть муниципалитеты.

Вопрос-ответ

Это положение есть и в Постановлении правительства РФ от 15.09.2018 N 1094: «Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований».

О том, что муниципалитеты неправомерно перекладывают свои обязанности на плечи обслуживающих организаций, говорит и судебная практика.

На портале «Бурмистр.ру» есть определение Верховного суда РФ от 23 июня 2016 г. № 310-ЭС16-3721, в котором говорится: «Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронежа решила в исковом порядке возложить обязанности по оборудованию контейнерной площадки и приобретению контейнеров на управляющую организацию». Суд прекратил производство по данному делу и при этом указал: «Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления».

Получается, чтобы решить этот вопрос, жителям многоквартирных домов нужно идти в суд или обращаться в прокуратуру. Иначе переписка на портале «Управляем вместе» будет бесконечна, а беспорядок и антисанитария в центре Перми будет мозолить глаз жителям города.

Содержать площадку должен собственник

Председатель правления ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин:

«Законодательство в области обращения с мусором устроено довольно путанно. С одной стороны, обязанности по обустройству и содержанию мест накопления мусора есть у управляющих многоквартирными домами организаций. С другой стороны, согласно Уставу Перми, организацией сбора мусора должна заниматься администрация.

Это чиновники признают, но почему-то только в отношении частного сектора, хотя и в многоквартирной застройке муниципальные площадки сохраняются. Несомненна только одна норма – содержать площадку должен тот, на чьей территории она находится. Администрация Перми ещё в 2018 г. попыталась ликвидировать все площадки на муниципальной земле рядом с многоквартирными домами. Но устраивать в плотной застройке на частной территории отдельные контейнерные площадки возле каждого дома нецелесообразно, а в ряде случаев невозможно по санитарным соображениям. Хаос, порождённый такими решениями, привёл бы к мусорному коллапсу.

Поэтому два года назад, после нашего обращения в прокуратуру, городские чиновники отступили. Сейчас они потихоньку стараются ликвидировать муниципальные площадки или «повесить» их содержание на управляющие домами организации, что незаконно».

Обязанность по обустройству лежит на муниципалитетах

Пресс-секретарь Министерства ЖКХ и благоустрой­ства Пермского края Виктор Казеев:

Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление правительства РФ от 31.08.2018 N 1039) определяют, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов».

admin
Оцените автора
Ракульское