Должны ли органы власти предоставлять средства индивидуальной защиты гражданам

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗСГО) — это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении потенциально опасных объектов).

Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

  1. для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;
  2. для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
  3. для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) — предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания , на кожу и одежду , а также светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий , а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

Почитать  Глава 1 ГПК РФ. Основные положения

Классификация защитных сооружений

Предоставление населению средств индивидуальной защиты

Предоставление населению средств индивидуальной защиты Предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций). Организация обеспечения населения СИЗ Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти — работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления — работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

организациями — работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения. Использование СИЗ Выдача СИЗ из запасов (резервов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения защиты населения в военное и мирное время осуществляется по решению руководителей этих органов с последующим сообщением в территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).

СИЗ, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения гражданской обороны и о возникновении чрезвычайных ситуаций. СИЗ из запасов (резервов) организаций выдаются по решению руководителей этих организаций для обеспечения защиты своих работников в военное и мирное время с последующим сообщением в органы местного самоуправления и территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).

Возмещение расходов на подготовку и проведение мероприятий по обеспечению населения СИЗ осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нор- мативными правовыми актами Российской Федерации.

Должны ли органы власти предоставлять средства индивидуальной защиты гражданам

Документ утрачивает силу с 1 сентября 2024 года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 766н, утвердившего новые правила.

II. Порядок выдачи и применения СИЗ

12. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

13. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника.

(абзац введен Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)

Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.

(абзац введен Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)

14. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах — типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

(п. 14 в ред. Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочим, профессии которых указаны в соответствующих типовых нормах, выдаются те же СИЗ, что и работникам соответствующих профессий.

16. Предусмотренные в типовых нормах СИЗ рабочих, специалистов и других служащих выдаются указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой профессии и должности являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих средств индивидуальной защиты.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии, дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные соответствующими типовыми нормами для совмещаемой профессии (совмещаемому виду работ) с внесением отметки о выданных СИЗ в личную карточку учета выдачи СИЗ.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Работникам, временно переведенным на другую работу, работникам и другим лицам, проходящим профессиональное обучение (переобучение) в соответствии с ученическим договором, учащимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также другим лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя либо осуществляющим в соответствии с действующим законодательством мероприятия по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами и Правилами на время выполнения этой работы (прохождения профессионального обучения, переобучения, производственной практики, производственного обучения) или осуществления мероприятий по контролю (надзору).

Работники сторонних организаций при выполнении работ в производственных цехах и участках, где имеются вредные и (или) опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работников, должны быть обеспечены своим работодателем СИЗ в соответствии с типовыми нормами, предусмотренными для работников соответствующих профессий и должностей организации, в которую их направляют.

(абзац введен Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)

Руководителям и специалистам, которые в соответствии с должностными обязанностями периодически посещают производственные помещения (площадки) и могут в связи с этим подвергаться воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, должны выдаваться соответствующие СИЗ в качестве дежурных (на время посещения данных объектов).

(абзац введен Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)

(п. 18 в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. В тех случаях, когда такие СИЗ, как жилет сигнальный, страховочная привязь, удерживающая привязь (предохранительный пояс), диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический коврик, защитные очки и щитки, фильтрующие СИЗ органов дыхания с противоаэрозольными и противогазовыми фильтрами, изолирующие СИЗ органов дыхания, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, наушники, противошумные вкладыши, светофильтры, виброзащитные рукавицы или перчатки и т.п. не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со сроком носки «до износа» на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также с учетом условий и особенностей выполняемых работ.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные выше СИЗ также выдаются на основании результатов проведения специальной оценки условий труда для периодического использования при выполнении отдельных видов работ (далее — дежурные СИЗ). При этом противошумные вкладыши, подшлемники, а также СИЗ органов дыхания, не допускающие многократного применения и выдаваемые в качестве «дежурных», выдаются в виде одноразового комплекта перед рабочей сменой в количестве, соответствующем числу занятых на данном рабочем месте.

(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н, в ред. Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные СИЗ с учетом требований личной гигиены и индивидуальных особенностей работников закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

В таких случаях СИЗ выдаются под ответственность руководителей структурных подразделений, уполномоченных работодателем на проведение данных работ.

21. СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и местных климатических условий.

В сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения.

22. СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

(п. 22 в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. СИЗ, взятые в аренду, выдаются в соответствии с типовыми нормами. При выдаче работнику специальной одежды, взятой работодателем в аренду, за работником закрепляется индивидуальный комплект СИЗ, для чего на него наносится соответствующая маркировка. Сведения о выдаче данного комплекта заносятся в личную карточку учета и выдачи СИЗ работника.

24. При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.), работодатель обеспечивает проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по независящим от работников причинам работодатель выдает им другие исправные СИЗ. Работодатель обеспечивает замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

27. Работникам запрещается выносить по окончании рабочего дня СИЗ за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем — индивидуальным предпринимателем. В отдельных случаях, когда по условиям работы указанный порядок невозможно соблюсти (например, на лесозаготовках, на геологических работах и т.п.), СИЗ остаются в нерабочее время у работников.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Работники должны ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) СИЗ.

29. В соответствии с установленными в национальных стандартах сроками работодатель обеспечивает испытание и проверку исправности СИЗ, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ ставится отметка (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства индивидуальной защиты: порядок выдачи, учета и возмещения из средств ФСС

кандидат технических наук, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества, генеральный директор Центра инжиниринга безопасных условий труда, эксперт‑аудитор внутренних проверок СМК

Разберемся, как обеспечивать работников средствами защиты и какова ответственность работодателя за нарушение сроков выдачи СИЗ. Расскажем о покупке средств защиты за счет средств ФСС России

Нормы выдачи СИЗ

Работодатель обязан приобретать и выдавать сотрудникам средства индивидуальной защиты, имеющие сертификат или декларацию соответствия, если:

  • на рабочих местах работников вредные или опасные условия труда;
  • сотрудники работают в особых температурных условиях;
  • работа связана с загрязнением.

Определить, какие СИЗ надо выдавать, помогут три категории документов:

  • отраслевые нормы, например для металлургии или химических производств, — по каждой отрасли есть свой документ;
  • нормы сквозных профессий для всех отраслей экономики (Приказ Минтруда от 09.12.2014 № 997н);
  • нормы для конкретных видов работ.

Эти документы определяют номенклатуру СИЗ, количество и периодичность замены. Работодатель вправе установить свои нормы выдачи СИЗ, но они должны улучшать уровень защиты: например, для ног допустимо использовать более эффективные кевларовые подноски вместо металлизированных. Либо разрешено заменить один типовой вид СИЗ на аналогичный или равноценно защищающий от опасных или вредных производственных факторов.

Любые отклонения от типовых норм необходимо согласовать с профсоюзом и утвердить приказом.

Перечень документов по типовым отраслевым нормам выдачи СИЗ вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Если во время проверки ГИТ установит, что локальный документ ухудшает положение работников, он будет признан недействительным. Организацию привлекут к ответственности и назначат штраф, работодателя обяжут обеспечить работников теми средствами защиты, которые положены по типовым нормам.

Все действующие типовые нормы выдачи СИЗ рассчитаны на полную занятость работника. И если в организации есть сотрудники, которые работают на 0,5 или на 0,25 ставки, то СИЗ можно выдавать пропорционально их занятости во вредных или опасных условиях труда или на работах, связанных с загрязнением.

Пример. Если сотруднику на полную ставку положено четыре пары перчаток, то на 0,5 ставки вы вправе выдавать только две, потому что он работает меньше по времени. Правила обеспечения работников средствами защиты это допускают.

Классы средств защиты

При покупке средств защиты важное значение имеет их класс. Он зависит от степени риска, которому подвергается работник.

Вебинары по охране труда
Эксперты-практики. Онлайн-тесты.

Сертификаты

Первый класс защиты — это СИЗ простой конструкции, они применяются в условиях минимальных рисков причинения вреда здоровью и подлежат декларированию. Простой пример — медицинская маска, которую применяют медики и все население Земли в пандемию. Приобретая СИЗ первого класса, запросите у поставщиков декларацию соответствия.

Второй класс — это СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью работника. Например, привязь для работы на высоте: если она окажется некачественной, работник упадет и травмируется. При покупке таких средств защиты запросите у поставщика сертификат соответствия.

В копиях сертификатов и деклараций должны стоять печати поставщиков. Копии должны быть заверены (п. 9 Правил оформления сертификатов, утвержденных Коллегией Евразийской экономической комиссии № 293).

Эти документы подтвердят качество и надежность средств защиты, которые вы выдаете работникам.

  • Обратите внимание: если работники совмещают профессии, вы должны выдавать им СИЗ для основной профессии и дополнительно по совмещаемой профессии.

Срок использования СИЗ

Работодатель не вправе увеличивать первоначальный срок носки СИЗ. По истечении срока носки работодатель может проверить их защитные свойства, провести чистку, восстановление и выдать снова. Если работодатель видит, что СИЗ еще можно использовать, он собирает комиссию, проверяет защитные средства, чистит и определяет период, на какой выдает СИЗ во второй раз.

Учет средств индивидуальной защиты

Факт выдачи СИЗ фиксируйте в личной карточке выдачи СИЗ (приложение к Приказу № 290н). Ее можно вести на бумаге или в автоматизированной системе. Важно, что факт выдачи на руки СИЗ работнику нужно подтвердить только непосредственно подписью в его личной карточке.

В электронном варианте необходимо зафиксировать номер и дату документа бухгалтерского учета, что подтвердит факт выдачи средств защиты работнику.

Важно утвердить полномочия сотрудника, который ведет личные карточки. Это можно сделать с помощью приказа о вменении ему дополнительной обязанности. Законодательно не урегулировано, кто из работников организации должен вести личные карточки.

Можно организовать выдачу средств индивидуальной защиты через автоматизированные системы выдачи — вендинговые аппараты. Сейчас этот способ становится все более распространенным. Важное условие — сотрудник должен быть персонифицирован, то есть в системе он должен зарегистрироваться с помощью электронного ключа.

Система понимает, кто к ней обратился, и вносит данные о выданных средствах защиты в электронную форму карточки учета.

Многие поставщики СИЗ предлагают такие аппараты работодателям. Это удобно, потому что работник в любой момент может получить средство защиты, а система в автоматическом режиме все это фиксирует. Конечно, не все средства защиты можно выдавать через вендинговый аппарат.

Например, костюм защитный так выдать нельзя, а вот перчатки и респираторы — вполне реально.

Порядок выдачи СИЗ

Если вы самостоятельно организуете закупку и выдачу средств защиты, алгоритм действий должен выглядеть примерно так:

  1. Составить перечень средств индивидуальной защиты, которые необходимы сотрудникам.
  2. Сформировать заявку на приобретение СИЗ: определить номенклатуру, размеры и иные индивидуальные особенности.
  3. Сформировать комиссию из представителей работодателя и профсоюза. Комиссия составит акт о качестве средств защиты и соответствии требованиям ГОСТов.
  4. Выдать СИЗ лично каждому из сотрудников и отметить это в личной карточке установленной формы.

Второй вариант — доверить процесс выдачи средств защиты поставщику СИЗ. В договоре аутсорсинга вы разграничиваете зоны ответственности: работодатель определяет номенклатуру, а подрядчик организует поставку и процесс выдачи.

Если вы выдаете СИЗ, которые требуют практических навыков применения, например противогазы, организуйте сами или поручите аутсорсеру инструктаж и тренировки по их применению. Обязательно зафиксируйте это, чтобы не попасть на штрафные санкции.

Ответственность работодателя

В Кодексе административных правонарушений предусмотрены штрафные санкции за невыдачу средств индивидуальной защиты:

на должностное лицо — от 20 до 30 тыс. руб.

на должностное лицо — от 2 до 5 тыс. руб.

Финансирование из средств ФСС

Ст. 212 Трудового кодекса содержит требование к работодателю обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве. Обязательному страхованию подлежат (Федеральный закон № 125-ФЗ) физические лица:

  • работающие на основании трудового договора;
  • осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • работающие по гражданско-правовому договору, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховые взносы.

Задачи социального страхования: снизить профессиональные риски и сократить производственный травматизм, в том числе возместить вред, который причинен жизни и здоровью. Это касается расходов на медицинскую помощь, социальную и профессиональную реабилитацию и пр. Один из пунктов Приказа Минтруда № 580 «О порядке условий финансирования предупредительных мер» дает право направить 20% от суммы выплачиваемых в ФСС взносов на мероприятия по охране труда, в том числе на закупку средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами.

  • Важное условие: у работодателя не должно быть задолженности перед фондом, вы должны вовремя уплачивать все взносы.

Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков:

Если вы планируете возместить часть средств, затраченных на приобретение средств индивидуальной защиты, за счет ФСС, то до 15 декабря текущего календарного года надо направить заявление на возмещение. Обычно мы подавали такое заявление в срок до 1 августа, но в 2021 году произошли существенные изменения в порядке финансирования затрат на охрану труда из ФСС. Постановлением от 30.12.2020 № 2375 Правительство РФ установило новый срок подачи заявления и пакета документов.

При этом, если вы готовы, вы можете сделать это уже сейчас.

Обратите внимание, что с 2021 года фонд перешел на систему прямых выплат. Если раньше мы деньги из фонда не получали, а просто в следующем году происходил вычет тех сумм, которые мы тратили на охрану труда, то сейчас компании получают реальные деньги на реализацию указанного в заявлении контракта.

Если хотите детально разобраться, как возместить через ФСС России затраты на охрану труда в 2021 году, смотрите запись вебинара Натальи Герасименко и Марины Шобохоновой.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ 685.6 КБ

Маски и перчатки – должны ли выдавать бесплатно?

Маски и перчатки – должны ли выдавать бесплатно?

Обязательный масочный режим действует во многих российских регионах, теперь граждан обязали носить не только маски, но и перчатки. Должны ли их выдавать бесплатно?

Просмотров 5613 Теги коронавирус, маски, медицинская помощь, убытки, ущерб, штраф

Масочный режим действует уже во многих регионах. С 12 мая в Москве вводится режим обязательного ношения масок и перчаток в магазинах и на транспорте. Использование только маски или только перчаток будет считаться нарушением.

Бесплатно раздавать маски, как это делается в ряде западных стран, власти не посчитали нужным. Их необходимо приобретать за свой счет. При том, что многие уже испытывают серьезные финансовые трудности.

Здоровым людям нужно носить маску, только если они оказывают помощь человеку с подозрением на коронавирус.

Цены на маски выросли. Одна одноразовая маска стоит, в среднем, 35 рублей, а менять ее рекомендуется через каждые 2 часа. Еще один вариант: многоразовые маски – по цене от 70 рублей за шт. Соблюдение масочного режима обойдется от 5 тыс руб в месяц на человека. Нужно приобретать еще и перчатки.

В итоге масочный режим выльется в сумму сопоставимую с платежами по кредитам. Между тем, средства индивидуальной защиты, в том числе маски, должны предоставляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитетами и организациями.

Меры, принятые властями по недопущению распространения коронавирусной инфекции

Всемирная организация здравоохранения объявила заболевание коронавирусом Covid-19 пандемией, то есть официально признала распространение новой коронавирусной инфекции во всем мире. Российские власти вслед за другими странами начали принимать меры по недопущению распространения заболеваний, вызванных новым коронавирусом. Принятые властями меры свелись к объявлению нерабочих дней с сохранением зарплаты работникам за счет работодателей, приостановлению деятельности предприятий отдельных отраслей и ограничению свободы передвижения граждан.

В феврале численность занятого экономической деятельностью населения составляла 71,1 млн человек при среднемесячной заработной плате 47,3 тыс рублей. Соответственно, совокупный объем фонда оплаты труда в месяц составил порядка 3,363 трлн рублей в месяц. Несложно подсчитать, во что обойдутся работодателям так называемые нерабочие дни.

Следует признать, что имущественным правам малого и среднего бизнеса причинены значительные убытки. А суммарный ущерб для наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики может составить десятки триллионов рублей.

Кто компенсирует имущественные потери в результате объявленных государством мер?

Кто компенсирует гражданам и организациям имущественные потери, которые они понесли в результате объявленных государством мер? В соответствии с конституционными положениями, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В указах президента, которыми установлены нерабочие дни, не содержится ссылок на законы, но говорится, что они приняты в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», предусматривающий эпидемию в качестве основания для объявления чрезвычайного положения, допускает изменение режима работы организаций и ограничение свободы передвижения. Но даже при чрезвычайном положении нельзя ограничивать свободу предпринимательства, как это происходит сейчас.

Право на полное возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации

Распоряжения региональных властей, которыми объявлен режим повышенной готовности, запрещают гражданам покидать места проживания, приостанавливают деятельность организаций в ряде отраслей либо создают препятствия для нормальной их работы в остальных отраслях. Режим повышенной готовности введен со ссылкой на Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», куда в срочном порядке вносились изменения, чтобы расширить полномочия регионов по введению ограничительных мер.

Указанный Федеральный закон предусматривает право на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, устанавливаются законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Несмотря на то, что количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, превысило 500 человек, режим чрезвычайной ситуации в стране не введен.

Предписание главного санитарного врача о недопущении распространения Covid-19

В условиях новой коронавирусной инфекции особая роль в ее предотвращении отведена государственным органам, обеспечивающим санитарно-эпидемиологического благополучие населения. Главный государственный санитарный врач России в постановлении от 30.03.2020 N 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения Covid-19» предписал властям регионов обеспечить ряд мероприятий профилактического и противоэпидемиологического характера, в том числе введение ограничительных мероприятий, включая самоизоляцию. То есть запрет покидать места проживания.

Фактически на территории всей страны введен карантин, хотя де-юре он не объявлялся. В отличие от Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на который при введении режима повышенной готовности ссылались власти регионов, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает полное возмещение вреда гражданам и организациям при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В том числе, при введении карантина.

Маски, перчатки, обход закона, оправдание злоупотреблений общественным благом

В связи с этим возникает вопросы: почему российские власти не вводят ни режим чрезвычайной ситуации, ни карантин, ни чрезвычайное положение? Могут ли президент, правительство и власти регионов, реализуя свои полномочия, отказываться от исполнения корреспондирующих этим полномочиям обязательств и лишать граждан и организации права на имущественную компенсацию причиненного вреда? Причем только на том основании, что де-юре режим чрезвычайной ситуации и карантин не вводились, а вместо них введены режимы повышенной готовности и самоизоляции.

В дополнение ко всему граждан хотят обязать носить маски и перчатки, а за невыполнение – наказывать штрафом. Представляется, что никакие чрезвычайные обстоятельства не дают права обходить закон, оправдывать злоупотребления общественным благом, ограничивать свободы, не предоставляя соразмерных гарантий. Законы, устанавливающие возможность ограничения гражданских прав, одновременно предусматривают право на возмещение вреда.

Эти нормы должны быть применены, даже если власти не руководствовались законами, подлежащими применению.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по гражданским и административным делам, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.

Требуются юридические услуги? Запишитесь на консультацию к юристу по телефонам: +7 (922) 98-98-223 , +7 (922) 98-98-224

admin
Оцените автора
Ракульское