Доли в офшоре

Налоговое планирование – это неотъемлемая часть деятельности большинства компаний, которая представляет собой комплекс легальных мер по снижению налогового бремени и минимизации налоговых платежей. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в местном и международном законодательстве.

Международное налоговое планирование осуществляется с помощью различных способов и инструментов, в частности зарубежных, в том числе оффшорных, компаний, трастов, фондов и иных корпоративных структур. Один из самых распространенных вопросов на практике – законно ли использование нерезидентных компаний в налоговом планировании? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Использования оффшоров может быть как легитимным средством налогового планирования, так и средством незаконного уклонения от налогов. В мировой практике оффшорные компании широко используются в законных операциях, а их использование должно быть четко основано на нормах и возможностях, предоставляемых национальным и международных законодательством.

Целью настоящей статьи является исследование основных факторов, влияющих на выбор юрисдикции в процессе международного налогового планирования, а также рассмотрение главных вопросов взаимодействия российских и зарубежных (оффшорных) компаний. Будут показаны основные обязанности российских организаций при перечислении денежных средств нерезидентам (в частности, оффшорам), случаи необходимости уплаты налога на прибыль, а также вопросы применения международных налоговых соглашений. Следует особо подчеркнуть, что в настоящей работе не рассматриваются конкретные схемы применения зарубежных компаний и особенности налогового режима юрисдикций – эти вопросы будут затронуты кратко лишь в той мере, в какой это необходимо для более полного освещения основной темы публикации.

Зарубежные компании, которые могут представлять интерес с точки зрения оптимизации налогообложения, можно условно разделить на 3 группы: а). Компании, зарегистрированные в «классических» оффшорных юрисдикциях.Оффшорные юрисдикции обладают следующими основными характеристиками: — компании, зарегистрированные в данных юрисдикциях, освобождены от уплаты налогов или подлежат нулевому налогообложению при условии отсутствия деятельности на территории страны регистрации; — отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского учета компаний и прохождению аудита; — компании данных юрисдикций обязаны уплачивать фиксированную государственную пошлину.

Почитать  Документы предоставляемые при приеме на работу

Оффшорных юрисдикций в мире более 50. Самые известные их них: Британские Виргинские Острова, Панама, Белиз, Сейшельские острова, Невис, Багамские острова, Доминика и другие. б). Низконалоговые юрисдикции.

Данные государства не являются безналоговыми зонами, имеют более высокий, чем оффшорные юрисдикции, авторитет в международном сообществе и при соблюдении определенных условий могут уплачивать налоги в весьма небольшом размере. Для компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях, обязательно прохождение ежегодного аудита и сдачи бухгалтерской отчетности. К указанной группе можно отнести государства Кипр, Болгарию и Гонконг. К примеру, в прошлом Кипрактивно использовался в качестве оффшорной зоны, однако в связи со вступлением в ЕС, оффшорная зона там была упразднена.

В настоящее время Кипр является членом Европейского Союза, сохранив при этом одну из самых благоприятных в мире систем налогообложения (ставка налога на прибыль составляет 10%). Аналогичная 10-процентная ставка налога на прибыль корпораций, являющаяся самой низкой в Евросоюзе, установлена в Болгарии. К группе низконалоговых юрисдикций также следует отнести Гонконг. Компании Гонконга не уплачивают налоги, если не ведут бизнес на территории государства.

Это сближает Гонконг с «классическими» оффшорами, однако Гонконг отличается от них значительно большим авторитетом в международном сообществе, развитостью рынка финансовых и иных профессиональных услуг, поэтому не рассматривается в деловой среде в качестве «классического» оффшора. Различные экспертные исследования признают Гонконг в качестве мирового лидера среди экономически свободных стран. Опубликованный фондом Heritage Foundation в газете The Wall Street Journal «Индекс экономической свободы 2007» ставит Гонконг на 1 место из 157 стран по степени экономической свободы. в). On-shore (оншорные компании) компании.

Указанные юрисдикции — это государства с обычным (или высоким) налогообложением. Зарегистрированные в них компании обязаны вести бухгалтерский учет в стране регистрации, однако при соблюдении определенных условий могут уплачивать налоги в пониженном размере. Данные компании могут применяться в агентских схемах, построении холдинговых структур, а также для использования договоров об избежании двойного налогообложения.

К ним относятся: Европейские страны (в частности Великобритания, Дания, Швейцария, Эстония), США, Новая Зеландия и многие другие. К примеру, ставка налога на прибыль в Великобритании составляет 20%, если чистая прибыль компании не превышает £300,000 и 30%, если прибыль превышает указанную цифру. В Новой Зеландии ставка составляет 33% на прибыль, полученную от источника в Новой Зеландии.

Ключевой вопрос международного налогового планирования – это вопрос выбора юрисдикции для регистрации компании, ответ на который в каждом случае индивидуален. Факторы, влияющие на выбор зарубежной юрисдикции, достаточно многообразны: от налогового режима до политической стабильности государства и ограничений, налагаемых на работу с оффшорными зонами законодательством различных государств. Далее будут кратко рассмотрены основные моменты, которые необходимо иметь ввиду при выборе зарубежной юрисдикции для регистрации компании в процессе международного налогового планирования: — «черные списки» оффшорных зон, — особенности по работе с иностранными компания в России, ограничения касательно оффшорных компаний, — особенности совершения платежей из России в пользу нерезидента, — применение соглашений об избежании двойного налогообложения, — подтверждение налогового резидентства иностранной компании. «Черные списки» международных организаций и государств, где компания будет осуществлять торговую или иную деятельность.

Многие развитые страны ведут специальные списки оффшорных зон, операции с которыми обычно не запрещаются, но подлежат особому режиму контроля и/или налогообложения. Существует большое число национальных списков оффшорных юрисдикций, в большинстве из них перечислены так называемые «классические» оффшорные зоны: Британские Виргинские Острова, Панама, Сейшельские острова, Белиз, Невис, Самоа, Багамские острова, Маршалловы острова, Доминика и другие. Среди международных организаций, ведущих «черные списки» оффшорных зон, применяющих «недобросовестную налоговую конкуренцию» отметим ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, участвуют 30 государств, в том числе основные развитые) и ФАТФ (Financial Action Task Force – международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма, участвуют более 30 государств, в том числе и Россия). «Черный список» ОЭСР в настоящее время включает лишь следующие юрисдикции: Андорра, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова. В «черном списке» ФАТФ присутствуют Мьянма, Науру и Нигерия. Подробное рассмотрение национальных «черных» списков и последствий включения в них выходит за рамки настоящей статьи, однако при выборе конкретной юрисдикции для регистрации компании следует учитывать местонахождение предполагаемых контрагентов и их готовность совершать платежи на компанию выбранной юрисдикции, исходя из национального законодательства.

«Черные списки» в России.Какие-либо нормативно закрепленные списки оффшорных зон и юрисдикций в России отсутствуют. В 2002 году Министерством по налогам и сборам был издан собственный список оффшорных территорий (Письмо МНС РФ от 27 марта 2002 г. №С-6-26/360 «Обмен информацией). Собственно говоря, данное письмо содержит два списка: список стран, у которых нет договора с Россией об исключении двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией (в настоящее время этот перечень стран устарел и руководствоваться им нецелесообразно) и список оффшорных зон (25 территорий). Среди них: Андорра, Багамские острова, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Гернси о., Гибралтар, Гренада, Джерси о, Доминика, Кайман о-ва, Канарские острова, Лихтенштейн, Мальдивские острова, Маршалловы острова, Монако, Мэн о., Науру, Ниуэ о. (южная часть Тихого океана), Панама, Сан-Марино, Сейшельские Острова, Сент-Винсент, Сент-Люсия, Туркс и Кейкос о-ва.

Никакие санкции за операции с резидентами упомянутых в списках стран не предусматриваются, но при проведении проверок налоговым органам предлагается обращать внимание на место регистрации иностранных контрагентов проверяемой организации. Также список оффшорных зон содержится в актах Центрального банка РФ, правда он используется в исключительно в целях банковского регулирования. В соответствии с Указанием ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У все оффшорные зоны разделены на 3 категории: первая категория – наиболее респектабельные юрисдикции. К ним отнесены: Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк), Остров Мэн, Кипр, Мальта, Гонконг, Люксембург, Швейцария, Сингапур, Ирландия. вторая категория — сюда включены большинство классических «оффшоров», в частности Белиз, Британские Виргинские Острова, Панама, США (штаты Делавер и Вайоминг) и другие. третья категория – наиболее одиозные оффшорные юрисдикции. К ним относятся Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Черногория.

В зависимости от категории, к которой принадлежит юрисдикция, зависит порядок установления российскими банками корреспондентских отношений с банками из соответствующих стран. Однако, данные ограничения касаются только банков и не имеют отношения к иным резидентам. Особенности по работе с иностранными компания в России, ограничения касательно оффшорных компаний.Российское законодательство содержит единый правовой режим при работе с любыми зарубежными компаниями, независимо от того, в каком государстве они зарегистрированы. Имеются общие нормы, содержащиеся, например, в статье 40 НК РФ, препятствующие манипулированию контрактными ценами; некоторые положения таможенного и валютного законодательства направлены на противодействие неправомерному уходу от налогообложения при использовании зарубежных компаний в общем, но не против конкретно оффшоров.

Вкратце остановимся на возможности приобретения российскими гражданами акций и долей в иностранных компаниях. Ранее существовало требование об использовании специального банковского счета «Ф», который открывался физическому лицу, и специального счета «Р2», открываемого резиденту-предпринимателю или юридическому лицу, для расчетов и переводов для приобретения у нерезидента и отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (пп. пп. 2.1.1, 2.1.3 Инструкции ЦБ РФ от 07.06.2004 N 116-И. Однако с 1 января 2007 года данные требования отменены и гражданин (или юридическое лицо) РФ может свободно приобретать акций иностранных компаний без соблюдения каких-либо специальных формальностей. При этом согласно п.2 ст.23 НК РФ налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Законодательство о противодействии легализации доходов также содержит свои требования. Статьей 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция представляет собой:зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию. До недавнего времени в указанном перечне были включены только 2 государства: Мьянма, Нигерия (ПРИКАЗ Росфинмониторинга от 24.04.2006 N 53). Но упомянутый приказ Росфинмониторинга был отменен Приказом от 24.01.2007 №13 и по настоящее время новый государств не утвержден.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России нет специальных законодательных актов, препятствующих работе с оффшорными компаниями. Несмотря на это, следует также учитывать текущую политическую ситуацию. Остается фактом, что оффшорные компании широко используются в российском бизнесе для целей налогового планирования, однако до сих пор существует значительная неопределенность в законодательной и судебной оценке такого использования.

Также при выборе юрисдикции необходимо учитывать цели, для которых компания будет использоваться в России. Они могут быть весьма разнообразны. Для некоторых из этих целей (открытие счета в российском банке, аккредитация и постановка на учет в налоговом органе иностранного представительства в РФ, регистрация недвижимости) необходимо получение налогового сертификата в стране регистрации компании и предоставления его в уполномоченные государственные органы РФ.

В данном случае подходящими юрисдикциями являются Кипр, а также иные страны, предусматривающие постановку компаний на налоговый учет и выдачу соответствующих сертификатов. Особенности совершения платежей из России в пользу нерезидента.При совершении платежей от имени Российских организаций в пользу нерезидента (в том числе оффшорной компании) необходимо учитывать нормы налогового права.

Так, в соответствии со статьей 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль в РФ. При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной организации (п.4 ст. 286 НК РФ). Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ и определяемые в соответствии со статьей 309 НК РФ.

В пункте 1 статьи 309 НК РФ установлены виды доходов, полученные иностранной организацией (в случае если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ), которые относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов в порядке, установленном статьей 310 НК РФ.

Наименование дохода (п.1 ст.309 НК РФ) Ставка (ст. 284 НК РФ)
дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций; 15%
доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов; установлены ставки 15, 9, 0 процентов в зависимости от того, когда были эмитированы ценные бумаги (п.4 ст. 284 НК РФ)
доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках; доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) 10%
пп.5,6 п.1 ст.209 НК:доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации; 24%. При определении налоговой базы по указанных доходам, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268, 280 настоящего Кодекса. Однако, если расходы не признаются расходом для целей налогообложения, с таких доходов налог исчисляется по ставке 20%.
доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации; доходы по долговым обязательствам российских организаций (за исключением доходов полученных по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов); доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности; доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций; штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств; иные аналогичные доходы (пп.10 п.1 ст.309 НК РФ). 20%
  • общедоступность информации, вносимой в реестр компаний. В большинстве оффшорных юрисдикций (Британские Виргинские Острова, Белиз, Панама и другие) в реестре содержится информация о директоре компаний. Тогда как в низконалоговых и оншорных юрисдикциях (Кипр, Гонконг, Европейские страны) – как о директора, так и акционере. В этом случае для обеспечения конфиденциальности можно воспользоваться услугами номинальных директоров и акционеров.
  • возможность выпуска акций на предъявителя, делающая «невидимым» акционера, также повышает уровень конфиденциальности. Акции на предъявителя возможны в таких юрисдикциях, как Белиз, Панама и Британские Виргинские острова. Однако в Британских Виргинских Островах акции на предъявителя должны быть переданы специальной уполномоченной компании на хранение, при этом компании международного бизнеса (IBC), осуществляющие выпуск акций на предъявителя с 1-ого января 2005 года должны ежегодно оплачивать лицензию в размере 1100$.

Новые курсы и вебинары на Клерке

Алексей Гайдов, адвокат компании «Гестион»

Ближе к берегу, или как Российские банки используют в своей работе оффшорные инструменты

Российские банки продолжают активно использовать офшорные схемы — ни мировая кампания по борьбе с налоговыми гаванями, ни российское законодательство их не беспокоят. Если что-то и заставляет банки использовать эти схемы с осторожностью — то это забота о репутации.

Публикация

Мировая антиофшорная кампания не беспокоит российских банкиров. На Западе один за одним принимаются законы по борьбе с налоговыми гаванями, а в России о таком законодательстве лишь изредка заговаривают, да Минфин публикует «черный» список офшорных юрисдикций.

Несколько лет назад на зарубежном рынке начала прослеживаться тревожная тенденция. Европейские и американские власти хотели «прижать» офшоры любой ценой. Полученные у швейцарских банков преступным путем данные — они добывались с помощью подкупа сотрудников, чаще всего айтишников, — в дальнейшем использовались как способ борьбы с налоговыми неплательщиками у них на родине.

В России все не так. Несмотря на отсутствие законодательных изменений и давления со стороны спецслужб, в последнее время банки стараются свести к минимуму использование офшорных компаний — по крайней мере, в видимой части. И не из-за давления регулятора, а потому, что чем прозрачнее структура собственников банка, тем дороже он стоит для потенциального инвестора и покупателя.

«Банкиры ведут себя не очень честно ровно до того предела, до которого это не влияет на доброе имя компании. Теперь имя дорого, — говорил депутат, член Комитета по финрынку Госдумы Павел Медведев. — Украсть можно миллион, а взять в кредит — миллиарды. А кредит не дадут сомнительному банку.

К тому же многие банкиры, осознанно или нет, задумываются над передачей своего бизнеса по наследству. И потому стараются избегать откровенно серых схем, предпочитая оставаться в правовом поле».

Пока законодательство, правоприменительная практика и репутационные соображения позволяют — банки не отказываются от использования офшорных зон.

Аршином общим не измерить

Антиофшорная кампания на Западе обострилась в кризис. Правда, если говорить о сомнительных способах борьбы с налоговыми гаванями, то речь идет только о европейских странах — в основном это Германия и Франция. Такие способы испытали на себе Credit Suisse, HSBC, UBS, Julius Bar и другие банки.

Первым стал лихтенштейнский LGT. Тогда немецкие службы «купили» айтишника их этого банка за 2 млн евро. Взамен он предоставил спецслужбам диск с информацией о нескольких тысячах клиентов банка.

Затем в этот своеобразный «бизнес» потянулись желающие подзаработать — и ставки упали, о миллионе евро уже никто не заговаривал.

Но у российских спецслужб свой путь, поэтому банкиры не сильно беспокоятся за офшорную тайну. Сложно представить себе, что подобное происходит в России. Что, например, какой-то женевский айтишник звонит в ФСБ и говорит, что готов предоставить информацию о российских клиентах банков, рассуждает в конфиденциальной беседе представитель уважаемой юридической компании.

Даже если такое и случится, этот айтишник и денег не получит, и сам на вечный крючок подсядет, да еще и клиенты оторвут голову в любой точке мира.

Кроме того, отечественные законодатели не особенно торопятся принимать антиофшорные законы. Судя по всему, банковское (и не только) лобби настолько сильно, что даже если министру финансов Алексею Кудрину и удастся «протолкнуть» изменения в Налоговый кодекс, которыми он грозил «уклонистам», к итоговому чтению он придет изрядно выхолощенным и безопасным. Ведь большинство российских банков и компаний в цепочке владения имеют как минимум парочку офшоров. К примеру, в списке аффилированых компаний банка «Русский Стандарт» есть бермудская Roust Trading Ltd. и Roust Holdings Limited (Британские Виргинские острова).

У Альфа-Банка — ABH Financial Limited (BVO), Alfa MTN Markets Limited, Alfa MTN Issuance Limited, Alfa MTN Invest Limited и еще несколько кипрских компаний. У МДМ Банка — кипрские MDM Holding SE, MCM Russian Investments Limited, Kupierco Investments Limited и т.д.

Впрочем, мировая антиофшорная кампания все же создает некоторые проблемы банкам, ведь почти все кредитные организации работают с европейскими и американскими партнерами.

«Утечка информации» может быть организована в любом офшоре, особенно если на то есть политическая воля. Однако, как отмечает Геннадий Матвеев, управляющий партнер представительства компании Roche & Duffay, чем севернее страна, где у офшора открыт банковский счет — тем меньше опасность утечки через продажных сотрудников банка.

Александр Алексеев, управляющий партнер GSL Law & Consulting, среди самых безопасных стран в плане утечки информации по официальным каналам называет Китай и Ближний Восток. Но клиентов столь экзотические варианты не всегда устраивают, и они ищут компромиссы — например, ОАЭ или Гонконг. Впрочем, по его словам, ему не приходилось открывать компании в этих регионах — банкиры все же очень консервативны.

Чем проще — тем лучше

Со стороны мировых борцов с офшорами российским банкам ничего не угрожает. Со стороны законодателей тоже особой угрозы нет. «В США и других развитых странах есть законы о контролируемых иностранных компаниях, — рассказывает Геннадий Матвеев, управляющий партнер представительства компании Roche & Duffay. — Прибыль от низконалоговых компаний, которыми прямо или косвенно владеет физлицо-резидент, подлежит налогообложению как его личные доходы». В России нет ничего похожего, а такого рода поправки в Налоговый кодекс вяло обсуждаются уже лет десять.

ЦБ пытается принудить банки к раскрытию бенефициаров и уменьшению использования офшоров. Но банкиры не поэтому сокращают количество используемых ими офшоров. Основная причина — простая структура более выгодна экономически, особенно при размещении акций, облигаций или продаже банка.

Виталий Виноградов, партнер компании ALTHAUS Consulting, рассказал случай из собственной практики: «В конце 2006 — начале 2007 года к продаже готовился один крупный российский банк. Тогда еще не было точно известно, будет ли это IPO или продажа стратегическому инвестору». Шло обычное предпродажное «подчищение хвостов», написание различных регламентирующих юридических документов и изменение структуры.

Бенефициарами банка на тот момент были несколько физических лиц, но владели они долями опосредованно, через различные структуры, в том числе на Кипре и других офшорных юрисдикциях.

«Одним из миноритарных акционеров банка стала Международная финансовая корпорация (IFC), и она выставила большой перечень требований, которым банк должен был соответствовать, — вспоминает Виталий Виноградов. — Требования связаны с международными стандартами корпоративного управления и банковской деятельности — в том числе и рекомендации к стандартам раскрытия бенефициаров и упрощению структуры».

Требования заключались даже не в выведении из офшоров — просто нужно было прозрачно показать всю цепочку. Банк пошел дальше — он вообще упразднил структуру владения через офшоры, и долями напрямую стали владеть физические лица. Правда, стоит оговориться, что офшорные структуры были ликвидированы не полностью, а только у головной организации.

Затем владельцы продали свои доли крупной международной компании, которая теперь владеет 95% акций банка.

«Предпродажная подготовка увенчалась большим успехом — банк был продан за рекордную на тот момент сумму по сравнению с размером и другими показателями банка. И этому помогло, в частности, выведение из структуры офшоров — инвесторы восприняли это очень позитивно», — заключает Виталий Виноградов (ALTHAUS Consulting).

Куда податься бедному банкиру

Самый популярный офшор во всем мире — Британские Виргинские острова (BVI). юридических лиц. От ближайшего конкурента BVI оторвались почти на порядок — на Сейшелах зарегистрировано менее 100 тысяч. Финансисты часто выбирают также Каймановы острова.

Российские банкиры следуют мировой моде — больше других они любят BVI. На втором месте по популярности у российских банкиров Кипр, который уже давно стал квазиофшором, однако очень удобен для операций с ценными бумагами. Благодаря подписанному межгосударственному соглашению об избежании двойного налогообложения, 95% операций на рынке ценных бумаг российские банки проводят через Кипр.

Далее выделить какие-то определенные территории сложно — это зависит от цели, для которой банк создает офшорную компанию. Если для проведения торговых операций или владения недвижимостью нужны территории, где нет налога на владение собственностью, — это Сейшелы и Белиз. Если нужен престижный офшор (как уже упоминалось, банкиры заботятся о своем добром имени) — выбирается любая европейская территория с минимальной ставкой налога на прибыль: Великобритания (хотя она офшором не считается), Мэн, Гонконг, Сингапур, Австрия, Голландия, Швейцария, Лихтенштейн.

Кстати, последние две страны, по сути, продают свой имидж и сервис, поскольку настоящих выгод и экономии в силу антиофшорной кампании уже давно не предлагают. К примеру, использовать Швейцарию для налоговой оптимизации консультанты точно не рекомендуют.

Офшорный эффект

Традиционно российские банки используют офшорные юрисдикции в первую очередь для налоговой оптимизации. На втором месте — сокрытие имени конечного бенефициара. Также — для того, чтобы оказаться в юрисдикции однозначного и дружественного корпоративного законодательства (чаще всего — британского), о котором в России приходится только мечтать, или для торговли на рынке ценных бумаг.

Есть и экзотические варианты. К примеру, несколько лет назад банки торговали готовыми офшорными компаниями. Правда, Геннадий Матвеев (Roche & Duffay) отмечает, что этот бизнес почти сошел на нет — покупатели предпочитают покупать компании напрямую либо через одного посредника.

Существует еще один вариант использования офшора в схемах с заемщиками. В критических случаях банк и заемщик могут договориться и скрыть размер своих материальных договоренностей от остальных кредиторов.

Если же вернуться к вопросу защиты прав собственности при помощи офшоров, то здесь есть разные мнения. Чаще всего его используют небольшие банки и компании. «Я придерживаюсь мнения, что если на место реального владельца поставить офшорную компанию — для умелого рейдера это не помеха, а скорее помощь, — уверен Александр Алексеев (GSL Law & Consulting). — Такая схема только удлиняет цепочку — а следовательно, дает злоумышленнику больше инструментов влияния и возможностей для воздействия. На мой взгляд, чем короче цепочка — тем безопаснее».

С другой стороны, бенефициарам «ЮКОСа» удалось защитить часть своих активов от, по большому счету, рейдерского захвата именно благодаря тому, что его активы были структурированы через нерезидентов, утверждают некоторые юристы.

«Черный» список Минфина России (по данным на декабрь 2009 года)

1. Ангилья
2. Княжество Андорра
3. Антигуа и Барбуда
4. Аруба
5. Содружество Багамы
6. Королевство Бахрейн
7. Белиз
8. Бермуды
9. Бруней-Даруссалам
10. Республика Вануату
11. Британские Виргинские острова
12. Гибралтар
13. Гренада
14. Содружество Доминики
15. Республика Кипр
16. Китайская Народная Республика:

  • Специальный административный район Гонконг (Сянган)
  • Специальный административный район Макао (Аомынь)

18. Республика Либерия
19. Княжество Лихтенштейн
20. Республика Маврикий
21. Малайзия:

22. Мальдивская Республика
23. Республика Мальта
24. Республика Маршалловы Острова
25. Княжество Монако
26. Монтсеррат
27. Республика Науру
28. Нидерландские Антилы
29. Республика Ниуэ
30. Объединенные Арабские Эмираты
31. Острова Кайман
32. Острова Кука
33. Острова Теркс и Кайкос
34. Республика Палау
35. Республика Панама
36. Республика Самоа
37. Республика Сан-Марино
38. Сент-Винсент и Гренадины
39. Сент-Китс и Невис
40. Сент-Люсия
41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

  • Остров Мэн
  • Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни)

Как заводят деньги в офшор и как выводят, насколько это законно с точки зрения НК РФ?

Вопрос в такой формулировке периодически задается в поисковиках. Суть вопроса понятна, хотя он не совсем корректен. Давайте разберемся с понятием офшора, «законностью», а потом прокомментируем налоговые последствия таких операций.

Что такое офшор?

В целом, под этим термином обычно подразумевается безналоговая/низконалоговая юрисдикция (или юрисдикция, предоставляющая льготные налоговые режимы), используемая лицами из других стран:

  • для снижения общей налоговой нагрузки по своим операциям за счет их перевода (иногда номинального) в такую юрисдикцию и/или отнесения, потенциально, необоснованно большой части общей прибыли к таким операциям, а также,
  • возможно, для сокрытия информации о своих активах.

Следует отметить, что как первая, так и вторая возможности были существенно ограничены и продолжают ограничиваться в рамках международных усилий по борьбе с уклонением от уплаты налогов и за прозрачность в трансграничных операциях.

Можно, в частности, отметить следующие масштабные международные инициативы и их последствия:

Прозрачность операций и активов

В 1998 году ОЭСР дала определение низконалоговым юрисдикциям или так называемым налоговым гаваням (tax havens). Таковыми признавались юрисдикции, сочетающие четыре основные признака:

  • отсутствие или номинальный налог на доход,
  • отсутствие эффективного обмена информацией,
  • отсутствие прозрачности,
  • отсутствие требования о ведении существенной деятельности.

В 2000 году на основании этих критериев были идентифицированы около 40 стран для включения в список «несотрудничающих налоговых гаваней»(uncooperative tax havens). Для исключения из списка юрисдикциям было предложено взять на себя обязательства по внедрению мер прозрачности и обмена информацией в налоговых целях с другими странами.

В результате, такие государства:

  • постепенно подписывают двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement — TIEA) и
  • присоединяются к автоматическому обмену информацией (AEOI) на основании стандарта по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (CRS).

В рамках AEOI с Россией обмениваются информацией 79 стран и 12 территорий (Приказ ФНС России от 03.11.2020 № ЕД-7-17/788@).

Расширяется практика создания реестров бенефициарных собственников и предоставления свободного доступа к таким реестрам. Так, страны-члены ЕС обязались сделать реестры бенефициарных собственников публичными в рамках пятой антиотмывочной директивы ЕС. Великобритания сделала свой реестр бенефициарных собственников публичным еще в 2016 году и обязала свои заморские территории последовать этому примеру.

Так, например, БВО и Кайманы ввели такие реестры и, ожидается, что сделают их публичными в 2024 году, как и Джерси, Гернси, о. Мэн.

Препятствование уклонению от уплаты налогов

С одной стороны, страны, чьи налогоплательщики могут использовать низконалоговые юрисдикции, совершенствуют меры, призванные не допустить вывода прибыли из-под своего налогообложения.

Такие меры включают совершенствование правил трансфертного ценообразования, правил контролируемых иностранных компаний (КИК), корпоративного налогового резидентства, недопущение злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения и другие.

С другой стороны, под давлением развитых экономик мира и объединений стран (в частности, ЕС) и угрозой внесения в различные «черные» списки, безналоговые/низконалоговые юрисдикции вводят требования к компаниям об обеспечении их существенного экономического присутствия в стране инкорпорации.

Такие правила разнятся в зависимости от вида деятельности компании и, как правило, в частности, включают:

  • требование о ведении деятельности самой компанией в стране инкорпорации. Может разрешаться аутсорсинг при условии соответствующего управления и контроля;
  • требование о необходимом количестве сотрудников соответствующей квалификации, наличия офиса, и несения компанией адекватных операционных расходов для осуществления такой деятельности;
  • в определенных случаях, компания, не ведущая деятельность в стране инкорпорации, должна подтверждать свое налоговое резидентство в другой стране или наличие налогового постоянного представительства за рубежом;
  • механизм, обеспечивающий соблюдение установленных требований (вплоть до вычеркивания компании из реестра).

Таким образом, в настоящее время «офшор» часто уже совсем не тот, что, скажем, лет 10 назад.

Офшоры и внешнеэкономические сделки: преимущества и подводные камни

Привет, Хабр! Продолжаю публикацию своей книги о юридических аспектах IT-бизнеса. Сегодня — об офшорах.

Книга «Закон стартапа»:

  1. Стартапер vs. предприниматель
  2. Выбираем форму
  3. Регистрация
  4. Корпоративное управление
    Как юридически строится компания
  5. Текущая работа
    Договоры и как они работают
    Как проверить партнера по открытым источникам
  6. Налоги
    Что платит IT-бизнес в России?
  7. Государственная поддержка
  8. Цикл стартапа
    Как (в общем) работает венчурное инвестирование
  9. Венчурные сделки
  10. Венчурные фонды
  11. Интеллектуальная собственность
  12. Офшоры и ВЭД
    Преимущества и подводные камни офшоров

    Публичное право (например, уголовный кодекс) действует на определенной территории. Обычно это территория государства – суша, подземные и воздушные объекты (включая военные корабли за границей), территориальные воды.

    Например, если граница проходит по реке, одно и то же действие возле одного берега может считаться преступлением, а возле другого – нет.

Такой подход эффективен, поскольку уголовное право обычно «работает» с фактами совершенных преступлений, которые легко привязать к определенной территории. В некоторых ситуациях бывают сложности – например, компьютерные преступления не всегда одинаково урегулированы, и то, что в одной стране запрещено, в другой может быть легальным. Поэтому правоохранительным органам приходится выманивать хакеров на свою территорию, чтобы задержать и предъявить обвинения.

Так, иностранный гражданин не должен служить в российской армии (применяется личный закон по принципу гражданства). При этом иностранный гражданин, постоянно проживающий в России, является налоговым резидентом. Это означает, что он должен платить налоги в России (действует принцип места жительства).

Офшоры и оншоры

В последние десятилетия – с развитием Интернета, упрощением визового режима, удешевлением перелетов – путешествовать (как реально, так и виртуально) стало гораздо проще, равно как и вести бизнес, не привязанный к определенному физическому проживанию.

Предприниматель открыл производство низковольтного электрического оборудования с использованием следующей структуры: его товар производился в Китае, управляющая компания была зарегистрирована дистанционно в Гонконге, там же подавалась вся отчетность. Товар направлялся из Китая с помощью логистических брокеров на склад «Амазон.ком». Оборудование продавалось через витрину «Низковольтные приборы».

Интернет-гигант самостоятельно обрабатывал заказы, осуществлял доставку и возврат покупателям. Сам предприниматель (владелец бизнеса) и несколько его сотрудников жили в США.

Доступ к интернет-магазину предприниматель осуществлял с планшета. Однажды он купил такой же планшет сыну, а чтобы различать их, на своем планшете поменял название устройства в системе: со своего имени на «baba» («папа» – по-китайски). Однако автоматически поменялось и имя в аккаунте на «Амазоне» Интернет-магазин счел это подозрительным и заблокировал продажи до тех пор, пока предприниматель не подтвердит смену имени (которой фактически не было).

Добиться от техподдержки иного ответа предпринимателю не удалось.

Складские запасы, переводы, логистика, зарплата – все было заблокировано около месяца, пока предприниматель не смог достучаться до одного из топ-менеджеров. Только после этого проблему удалось разрешить.

Многие современные предприниматели воспринимают государство как услугу по аналогии с булочной: выбрать можно ту, которая дешевле и вкуснее, а не ту, которая ближе к дому. Этот феномен называется конкуренцией юрисдикций.

«С услугами все просто. Ты выбираешь ту, которая лучше, удобнее, дешевле: можешь пойти в эту булочную, а можешь – в другую. И выбор – с точки зрения перетока капиталов, бизнесов, информации и людей – определяется простой экономикой.

Решая, где открыть офис и вести бизнес, мы просто считаем издержки и выгоды разных юрисдикций: Москва, Атланта, Лондон, Прага и т. д. Понятно, что учитывается множество факторов, но в первую очередь – уровень сопротивления бизнес-среды». (Дмитрий Денисов, «Бизнес-журнал»)

Продолжая мысль автора: разумеется, самые вкусные булочки – в специализированной частной булочной, а не в той, которая крупнее и расходует ресурсы на булочки для аллергиков, социальные булочки (невкусно, зато бесплатно) и вооруженную охрану. Другими словами, социальные функции, содержание армии и прочие расходы делают крупные государства априори неэффективными на рынке юрисдикций. И наоборот, микрогосударства с небольшим населением уже давно осознали свои преимущества, оптимизировав налогообложение, регистрацию фирм и требования к отчетности.

Причем некоторые из них зашли очень далеко в этой бизнес-оптимизации.

В то время как традиционные торговые державы вроде Швейцарии, Нидерландов и Гонконга привлекали предпринимателей низкими налогами и отсутствием формальностей, получившие независимость (и резко обедневшие) экс-британские колонии стали соревноваться в бескомпромиссном привлечении капитала со всего света. Так появились офшоры – страны, не взимающие налогов с нерезидентов и гарантирующие владельцам компаний полную анонимность. Каймановы острова, Белиз, Британские Виргинские острова – про эти страны все слышали, но отнюдь не все владельцы офшоров смогут найти их на карте.

Два описанных типа комфортных юрисдикций называют «оншорами» и «офшорами». К оншорам относят страны, не предоставляющие специальный режим нерезидентам. Как правило, в этих странах предпочитает работать легальный бизнес, не привязанный к локации.

Например, если компания (предположим, интернет-магазин) работает по всему миру, логично, что головной офис будет открыт в стране с наиболее благоприятным режимом. Оншоры не используют для ухода от налогов или для укрытия теневых капиталов.

Офшоры, в отличие от оншоров, предлагают нулевой налог на прибыль для нерезидентов, то есть для фирм, не ведущих фактической деятельности в офшоре. Предприниматель может накачивать офшорную фирму деньгами и при этом не платить никаких налогов на доход или прибыль. Впрочем, есть некоторые нюансы.

Вася открыл ООО «Ромашка» в Москве и фирму «Vasilek, Ltd» на Кипре (с недавних пор Кипр перестал быть офшором). Затем он продал 100% долю «Ромашки» «Васильку». «Ромашка» стала на 100% принадлежать кипрской фирме.

ООО «Ромашка» получила прибыль в размере 100 ₽. С них она должна заплатить налоги в России (например, по УСН – 15%). Затем, если «Ромашка» выплатит оставшуюся сумму в качестве дивидендов «Васильку», последний заплатит небольшой налог на дивиденды (около 10%). В итоге, от 100 ₽ останется около 76 ₽. В целом такая схема вполне законна, но не очень прибыльна.

Если «Ромашка» ведет бизнес в России, ей выгоднее оставлять здесь деньги и никуда их не выводить.

Теперь представим, что Вася открыл офшор – фирму «Nezabudka, Ltd» – в Белизе. Он заключает между «Ромашкой» и «Незабудкой» какой-нибудь договор: например, лицензионный договор об использовании товарного знака (товарный знак «Ромашка» принадлежит компании, находящейся в Белизе; ООО «Ромашка» использует его по возмездной лицензии). Соответственно, всю прибыль «Ромашка» передает в Белиз в качестве оплаты товарного знака.

В России она не платит налогов, поскольку у нее нет прибыли. В Белизе «Незабудка» тоже не платит налогов, поскольку она не резидент (не ведет деятельности в Белизе).

Нулевой налог на прибыль невозможно поддерживать, если компании в офшоре не обладают анонимностью. Ведь, как мы уже знаем, выводить дивиденды в офшор невыгодно (налог при этом может составить до 30%). Выгодно сделать вид, что компания в офшоре является независимой (у нее другие владельцы), и заключить с ней договор, по которому российская компания будет расходовать деньги (снижая таким образом свою прибыль), а офшор будет зарабатывать (ведь он не платит налог с прибыли). Например, российская фирма платит офшору за пользование товарным знаком: фирма тратит деньги (уменьшая прибыль и налоги), офшор получает доход (и ничего за это не платит).

Деньги перетекают за рубеж на счет офшора.

Однако в этом случае налоговая легко увидит, что данная сделка, по сути, является махинацией, совершаемой для ухода от налогообложения, ведь в ней участвуют две компании с одними и теми же собственниками, и цель здесь – не предоставление товарного знака, а уход от налогов. Поэтому компании в офшорах часто создаются анонимно, а директором и даже участником могут быть номинальные местные сотрудники – впрочем, в последнее время это уже не помогает против налогового и тем более уголовного преследования со стороны влиятельных стран.

Использование офшоров для неподготовленного предпринимателя приносит больше проблем, чем реальной пользы.

Первая проблема:офшор в сделке – это маркер, который сразу отпугнет все организации с государственным участием, некоммерческие организации, а также вызовет серьезные вопросы у налоговой инспекции и банков.

Вторая проблема:офшор легко потерять: в силу проблем с островными властями или из-за козней номинальных владельцев.

Третья проблема:деньги, лежащие в офшоре, надо на что-то тратить, и при попытке перевести их в цивилизованную юрисдикцию снова возникает первая проблема.

Что касается оншора, то это вполне легальный инструмент в сделках. Он позволяет осуществлять более беспроблемную логистику, упростить валютный контроль, а также в ряде случаев сэкономить на налогах. К тому же многие оншоры, так же, как и офшоры, относятся к бывшим британским колониям (Мальта, Кипр, Гонконг), а значит, в них действует common law (английское право).

Использование такого оншора позволяет в полной мере пользоваться инструментами общего права (например, заключать продвинутые shareholders’ agreements – соглашения между акционерами), а также рассматривать споры в британских судах, славящихся своей неподкупностью (а также неподъемными сроками и стоимостью процесса).

В то же время иностранные компании (и офшоры, и оншоры) накладывают на предпринимателя ряд ограничений. Они закрывают доступ к программам государственных закупок, поддержки и субсидирования, кредитам в государственных банках и средствам государственных инвесторов. Преимущества сделок по общему праву также не безграничны: российский суд может отказаться исполнять решение иностранного арбитража.

Одним словом, если вы колеблетесь, не зная, что делать, — открывайте компанию в России. Хороший бухгалтер поможет отнести на расходы максимум затрат, и налоги не покажутся таким уж тяжким бременем. А иностранной юрисдикцией займется ваш финансовый директор (когда он у вас появится).

Валютный контроль

За выводом денег из страны следят специальные уполномоченные организации. Контроль над финансовыми потоками называется валютным контролем. Его основная задача – перекрыть каналы безвозвратной утечки денег (в том числе в офшоры).

Речь идет как раз о тех ситуациях, когда Вася по фейковому договору переводит деньги в Белиз (предыдущий пример).

С 2016 года валютный контроль в отношении предпринимателей осуществляют ФНС России и ФТС России, однако предприниматели редко сталкиваются с государственными органами в этой сфере. Дело в том, что в российской системе валютного контроля банки отвечают за проверку операций своих клиентов и, формально не являясь агентами валютного контроля, на практике часто блокируют подозрительные транзакции.

В очень общих чертах требования валютного контроля следующие:

  • нельзя оплачивать валютой сделки между российскими предпринимателями;
  • переводить валюту за рубеж следует через специальный счет в банке (транзитный или текущий валютный счет);
  • нельзя оплачивать внешнеэкономические сделки и принимать плату по ним, не имея оснований (в частности, договора и закрывающих документов).

Во внешнеэкономических сделках порядок другой – разрешительный. Банк еще при открытии счета спросит, зачем он вам и чем вы планируете заниматься. А если на счет придет иностранный перевод без обоснования, банк может его отклонить.

Основанием для одобрения платежа является договор с контрагентом. С 2014 года этот договор не обязательно представлять в оригинале или переводить на русский язык. Например, если ваша фирма создает мобильные приложения, то для обоснования поступлений от «Эппл» будет достаточно распечатанной оферты с их сайта.

Если сумма сделки превышает $50 тыс., банк потребует уже оригинал договора с иностранным контрагентом и специальный документ – паспорт сделки (по сути, описание требуемых валютных переводов). Паспорт сделки связан с другими внешнеэкономическими документами (таможенными декларациями, инвойсами), которые в совокупности подтверждают вашу налоговую благонадежность.

Обратите внимание: штрафы за нарушение некоторых правил валютного контроля (в том числе репатриации валюты) устанавливаются в размере, кратном сумме сделки.

Российская фирма продала офшорной компании несколько тонн своей продукции, которая была вывезена из страны, но деньги на счет так и не поступили. Орган валютного контроля (ФТС) оштрафовал фирму за нарушение правил репатриации на 100% суммы сделки.

Логика фирмы: «Нас оштрафовали несправедливо, ведь мы и так понесли убытки (контрагент отказался платить), а теперь еще таможня взыскала с нас столько же! Почему мы должны отвечать за то, что контрагент не исполнил договор, как обещал?»

Логика таможни: «Наверняка эта фирма на самом деле передала товар своему же офшору, чтобы продать его за рубежом и не платить налоги в России. Иначе почему они не взяли аванс, зачем вообще заключили договор с какой-то помойкой? Почему фирма не обратилась в суд и правоохранительные органы?

Даже если она не связана с офшором, то сама виновата в правонарушении!

Впрочем, надо понимать: такой подход государственных органов – не то же самое, что «ходила в короткой юбке, значит, сама виновата». В большинстве случаев нарушители действительно понимают, что делают. Беда в том, что когда под раздачу попадают невиновные, шума поднимается столько, что он заглушает остальной информационный фон по теме.

Для тех, кто не хочет ждать публикации остальных глав на Хабре — ссылка на PDF полной книги есть в моем профиле.

  • юриспруденция
  • валютный контроль
  • внешнеэкономическая деятельность
  • офшор
  • закон стартапа
  • Развитие стартапа
  • Законодательство в IT
admin
Оцените автора
Ракульское