Что такое удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, как рассчитать Обжалование

Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

Перспективы и риски в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 24.18

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия).

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 274-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее — орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее — порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.

При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.

Кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также — заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее — заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 18.03.2020 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, федеральной территории или муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

(часть двадцать восьмая введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью одиннадцатой настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Части тридцать первая — тридцать вторая утратили силу. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Что такое удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, как рассчитать Обжалование

V. Определение кадастровой стоимости земельных участков

18. Кадастровая стоимость земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 — 24 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади земельного участка:

а) на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок;

б) на наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпункте «а» настоящего пункта);

в) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для населенного пункта, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта);

г) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для муниципального района (городского округа), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта или в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и расположения земельного участка вне границ населенных пунктов);

д) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для муниципальных районов (городских округов), граничащих с муниципальным районом (городским округом), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта);

е) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» — «д» настоящего пункта).

19. Кадастровая стоимость земельного участка, предназначенного для садоводства или огородничества и расположенного вне границ населенных пунктов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20 — 24 настоящего Порядка), определяется путем умножения площади земельного участка:

а) на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка для муниципального района (городского округа);

б) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка для муниципальных районов (городских округов), граничащих с муниципальным районом (городским округом), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпункте «а» настоящего пункта);

в) на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка для субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта).

20. Кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с применением соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим, за исключением случаев, когда земельный участок предназначен в том числе для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В указанном случае кадастровая стоимость земельного участка определяется с использованием соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

21. В случае изменения площади земельного участка, в сведениях ЕГРН о котором содержится кадастровая стоимость, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади.

22. В случае изменения разрешенного использования земельного участка в пределах одной группы видов разрешенного использования его кадастровая стоимость не определяется.

23. Кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, выдела из земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. При этом кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка определяется пропорционально изменению его площади.

24. Кадастровая стоимость земельного участка, образованного путем объединения земельных участков, перераспределения земельных участков (преобразуемые земельные участки) и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если вид разрешенного использования такого земельного участка соответствует виду разрешенного использования одного из преобразуемых земельных участков, кадастровая стоимость которых установлена, определяется путем умножения площади такого участка на наименьший из удельных показателей кадастровой стоимости преобразуемых земельных участков соответствующего вида разрешенного использования.

Что такое удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, как рассчитать? Обжалование величины УПКС

Для исчисления налога на землю, арендной платы за её использование государство утверждает стоимость недвижимости, на основе результатов кадастровой оценки. Один из вариантов расчёта кадастровой стоимости – применение удельного показателя. Насколько адекватна кадастровая цена надела при использовании данного показателя, давайте разберёмся.

УПКС земель населенных пунктов — что это такое?

Удельный показатель (УПКС) – это кадастровая цена объекта в пересчёте на единицу измерения (объема, площади) недвижимости. Существует несколько методологий оценки стоимости земли, в одной из которых применяется УПКС. Благодаря внедрению показателя производят массовую оценку объектов с максимально возможной точностью результата.

Применение

Для определения кадастровой стоимости применяются три подхода:

  • доходный;
  • затратный;
  • сравнительный.

Применение УПКС осуществляется в рамках сравнительного подхода при массовой оценке объектов недвижимости. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета…» (далее – Порядок) данный метод применяется при исчислении государством стоимости:

  • объектов незавершенного строительства;
  • единых недвижимых комплексов;
  • машино-мест;
  • земельных наделов.

УПКС целесообразно применять в случаях, когда расчет по типовой, регрессивной или индивидуальной модели не дают необходимой точности или вовсе не приемлемы. Для вычисления УПКС выстраивается статистическая модель, основанная на влияющих на рыночную цену факторах. Оценщик выявляет ряд таких факторов и определяет степень влияния каждого из них на конечную стоимость модели.

Стоит отметить, что согласно п. 21 утвержденного Порядка, при изменении площади земельного надела, о котором уже есть сведения в ЕГРН, УПКС не пересчитывается, а кадастровая цена меняется в соответствии с изменением его площади. Но также не проводится перерасчет показателей, если изменяется вид разрешенного землепользования (при условии, что изменение произошло в пределах группы). Об изменении кадастровой стоимости земельного участка читайте тут.

При разделении надела на части в соответствии с п. 23 Порядка кадастровая стоимость каждого из наделов определяется путем умножения площади каждого из выделенных участков на УПКС преображаемого.

Оценщик производит расчет УПКС поэтапно:

  1. Производится анализ территориального расположения участка (по субъекту РФ, муниципалитету, принадлежности к населенному пункту, кадастровому кварталу).
  2. Формируется оценочная группа участков, имеющих сходные характеристики.
  3. Исчисляется среднее значение показателя УПКС с учетом влияния ценообразующих факторов на единицу площади участков, входящих в оценочную группу.

После вычисления УПКС определяется кадастровая цена каждого из входящих в группу наделов.

Отбор факторов, влияющих на стоимость участков, осуществляет оценщик по собственному усмотрению. На ценность участка оказывают существенное влияние:

  • близость к объектам инфраструктуры;
  • наличие или отсутствие инженерных коммуникаций;
  • привлекательность с точки зрения ведения бизнеса и пр.

Ценообразующие факторы – количественные и качественные характеристики участка, которые (по мнению оценщика) влияют на рыночную стоимость надела.

Как рассчитать?

Сам расчет УПКС проводится по следующему алгоритму:

  1. Из участков, расположенных на одном кадастровом квартале в одном населенном пункте формируются оценочные группы.
  2. Для сформированных оценочных групп выявляется ряд ценообразующих факторов, определяется степень влияния каждого из них на рыночную цену участков.
  3. Для каждой группы определяется удельный показатель.
  4. Производится расчет кадастровой стоимости каждого объекта по формуле:

КС = УПКС х площадь надела.

Из всех земельных участков, расположенных на одной территории, выделяются:

  • дачные и садоводческие товарищества;
  • объединения огородников или садоводов, где разрешено строительство;
  • личные хозяйства, где разрешено строительство;
  • жилые дома отдельно по каждой категории (многоэтажные, многоквартирные, средней этажности, индивидуальной застройки и пр.);
  • наделы сельскохозяйственного назначения;
  • наделы, занятые инфраструктурой и т. д.

После группировки участков оценщик определяет УПКС для каждой группы. Эксперт выявляет факторы, влияющие на ценность объектов в каждой группе. Затем выбирается эталон – земельный участок, обладающий типовыми характеристиками.

Из эталонов создаются подгруппы, по которым проводится сбор информации – анализ спроса и предложения на внутреннем рынке.

Оценщик разрабатывает статистическую модель, выявляя зависимость рыночной стоимости от ценообразующих факторов. После этого формируется формула для расчета удельного показателя, проводится расчет УПКС для эталона. В общем виде формула выглядит следующим образом:

  • Рпос – показатель инфраструктуры (отражает стоимость инженерных коммуникаций, присутствующих на участке);
  • Рсделки – рыночная цена участка;
  • Ki – корректирующий коэффициент для данного надела.

Рыночная цена рассчитывается путем умножения инвентаризационной стоимости на поправочный коэффициент, учитывающий улучшение данного надела (выгодное расположение, близость инфраструктурных объектов и пр.). О рыночной стоимости и о том, чем она отличается от кадастровой, мы писали в отдельном материале.

Последний шаг – вычисление итоговой стоимости всех наделов оценочной группы, куда входил эталон, путем умножения полученного в расчетах показателя на площадь наделов.

Чтобы учесть влияние негативных факторов, применяют понижающие поправочные коэффициенты (например, при расположении участка в зоне вероятного затопления и пр.).

Обжалование величины УПКС

Даже при самом тщательном анализе последующая обработка данных происходит посредством обобщенных статистических методов. Полученная кадастровая стоимость может отличаться от рыночной в разы, причем, и в большую, и в меньшую сторону (как узнать полученный показатель стоимости, в том числе и по кадастровому номеру?).

Обжаловать можно кадастровую цену, которая определяется исходя из УПКС, и неверную методологию расчета. Оспорить результаты кадастровой оценки можно во внесудебном и судебном порядке.

В первом случае заявление подается в комиссию по решению споров при отделениях Росреестра. Если есть подозрения на неточность использованных при расчете данных или возникновении ошибки, то разъяснения относительно кадастровой оценки участка запрашивают у эксперта.

Если нужно откорректировать кадастровую цену соответственно рыночной, то проводится дополнительная оценка, с результатами которой обращаются в комиссию или суд. Также стоит обратиться за восстановлением своих прав, если при расчете УПКС не были использованы понижающие коэффициенты. О том, как снизить кадастровую стоимость, вы можете узнать тут.

Комиссия должна вынести свое решение в течение 30 дней, суд же рассматривает заявление на изменение стоимости не более двух месяцев.

И решение комиссии, и судебное постановление может быть обжаловано муниципалитетом.

Идеальных методологий проведения кадастровой оценки недвижимости пока не существует. Любой из применяемых методов имеет свои погрешности. При использовании УПКС от оценщика зависит, какой фактор будет учтен в статистической модели, а какой (как несущественный) будет исключен.

При возникновении подозрений относительно вкравшейся ошибки или исключении необходимых коэффициентов, стоит попросить разъяснений у экспертов и отстоять свои интересы.

Можно ли оспорить кадастровую стоимость земельного участка, что для этого надо и как совершить?

Кадастровая стоимость земельного участка является основой, опираясь на которую рассчитываются налоговые обязательства его собственника, сумма арендной платы для арендатора, размер платы за пользование земельным наделом и т.д. Можно ли изменить установленный кадастровый показатель, если он исчислен неверно? Давайте разберёмся.

Можно ли физическим и иным лицам оспорить государственную оценку?

Справка. Кадастровая стоимость определяется государством согласно ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а также с учётом норм ст.

24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Ст. 22 закона N 237-ФЗ закрепляет за юридическими, физическими лицами и органами муниципальной и государственной власти право оспорить результаты кадастровой оценки, если они затрагивают обязанности и права указанных лиц.

Основания

Согласно ст. 24.18 закона N 135-ФЗ предполагает, что оспаривать кадастровую оценку можно в случаях:

  • если при процедуре оценки стоимости были приняты к учёту недостоверные сведения о земельном участке;
  • если необходимо установить рыночную стоимость объекта вместо кадастровой на момент проведения оценки.

Занижение

Из-за погрешностей, возникающих в период проведения массовой оценки объектов недвижимости, определённая государством стоимость земельного участка может оказаться как выше рыночной (реальной) стоимости, так и гораздо ниже неё. Если кадастровый показатель существенно завышен, то собственник оспаривает оценку надела, в результате чего налог на землю, который он ежегодно платит, снижается.

При занижении государственного показателя владелец надела отчисляет в бюджет меньшие суммы, но при возникновении необходимости заключения коммерческой сделки перед ним появляется дилемма: какую стоимость нужно отобразить в соглашении – кадастровую или рыночную (чем отличаются эти показатели?).

При заниженной цене в случае расторжения договора стороны будут отвечать только в пределах указанной в соглашении суммы. Отображение реальной стоимости надела в соглашении грозит его собственнику:

  1. разбирательством с налоговым инспектором;
  2. доначислением налогов;
  3. оплатой штрафа.

Завышение

Рыночная цена земельного надела определяется соглашением между продавцом и покупателем.

Этот показатель обычно учитывает все недостатки и достоинства предмета сделки:

  • размер;
  • площадь;
  • расположение относительно объектов инфраструктуры;
  • категорию земель;
  • вид разрешённого землепользования;
  • качество плодородного слоя;
  • привлекательность для ведения бизнеса и пр.

Государственный эксперт, проводящий оценку, перечисленные данные не учитывает, составляя отчёт без осмотра объекта. Поэтому нередко возникают ситуации, когда кадастровая стоимость отличается от рыночной в разы.

Адекватность утверждённого государственного показателя можно оценить, если сравнить аналогичные участки со схожими параметрами в одном районе.

Ошибки

Пересматривают кадастровую стоимость участка и в случаях ошибок, которые были допущены при проведении оценки. К ним относят:

  • неверное указание сведений об объекте, подлежащему экспертизе;
  • ошибочное определение условий, которые влияют на стоимость земельного участка (местоположение, целевое назначение, разрешённое использование, аварийное состояние, нахождение надела в границах санитарно-защищенных или других зон с особыми условиями использования участков и т.д.);
  • неверное применение методологии при исчислении кадастровой цены.

Внимание! Чтобы выявить наличие ошибок при проведении оценки надела, необходимо обратиться к заказчику оценки или оценщику (данные о которых можно получить в отделениях Росреестра) за предоставлением сведений об участке. Ответ на такой запрос должен быть предоставлен в течение семи дней.

Нужна ли оценка надела земли, чтобы оспорить?

В соответствии со ст. 22 закона N 237-ФЗ комиссии по оспариванию или суду необходимо предоставить перечень документов, куда входит и отчёт об оценке рыночной стоимости в электронном виде и на бумажном носителе. Если данный документ предоставлен не будет, то согласно п.10 ст.

22 закона N 237-ФЗ заявление к рассмотрению не принимается.

Помимо указанной оценки, лица, её проводившие, предоставляют пояснения для их рассмотрения на заседании комиссии. Эксперты также приглашаются для участия в рассмотрении спора.

Оценщик должен установить рыночную цену надела на момент проведения государственной оценки. В противном случае результаты экспертизы не учитываются.

Куда обращаться, если завышена?

Рассматривать споры относительно результатов кадастровой экспертизы согласно ст. 22 закона N 237-ФЗ имеет право комиссия, созданная в субъекте РФ, либо судебный орган. Обращаться с заявлением можно как в комиссию по рассмотрению споров, так и сразу в суд.

О том, как проводится процедура снижения стоимости, мы писали тут.

Пошаговая инструкция обжалования: как проводится процедура?

Справка. Оспорить кадастровую оценку надела можно во внесудебном и судебном порядке.

При оспаривании кадастровой стоимости следует учитывать, что подавать заявление согласно ст. 24.18 закона N 135-ФЗ нужно не позднее чем в течение пяти лет после внесения сведений в госреестр недвижимости (ЕГРН), но до момента новой оценки.

Внесудебный порядок

Внесудебный порядок оспаривания предполагает подачу заявления о пересмотре установленной государством цены земельного надела комиссии по рассмотрению споров, к которому прилагают:

  • справку из ЕГРН, где указан оспариваемый показатель;
  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, если запрос подаёт собственник надела;
  • документы, подтверждающие недостоверность служивших основой для проведения первоначальной оценки сведений (при оспаривании оценки из-за недостоверных данных);
  • отчёт специалиста о рыночной стоимости объекта (при пересмотре стоимости надела) на бумажном и электронном носителе.

При отсутствии любого из вышеприведённых документов заявление рассмотрено не будет.

Также не принимаются обращения, если нарушен установленный для их подачи срок, или же норматив был ранее установлен на уровне рыночного показателя.

К заявлению можно прилагать иные документы, имеющие отношение к оценке земельного надела.

После поступления обращения в недельный срок комиссия уведомляет заявителя и муниципальный орган, где расположен объект, о дате проведения его рассмотрения. Заявитель имеет право присутствовать на заседании, но его участие необязательно. Комиссия в течение месяца после поступления обращения обязана его рассмотреть и принять решение об отказе или пересмотре стоимости земельного участка.

Если установленная государством цена существенно меняется в меньшую сторону, то решение комиссии в пользу заявителя может быть оспорено муниципалитетом в суде.

Судебный

Если комиссия по рассмотрению споров отклонила заявление о пересмотре кадастрового показателя, то следующим шагом будет обращение в суд. В суд можно обратиться сразу, минуя комиссию.

Составление заявления и необходимые документы

Внимание! Истец должен предоставить суду исковое требование с необходимыми документами.

В исковом обращении указывают:

  1. наименование организации, куда подаётся заявление;
  2. данные заявителя (Ф. И. О., место регистрации, дата рождения, номера телефонов);
  3. данные ответчика (если известны);
  4. требования (оспаривание решения, бездействия или действий комиссии; установление рыночной стоимости в отношении земельного надела; изменение кадастровой стоимости в связи с выявленными недостоверными сведениями; исправление ошибки);
  5. сведения о нарушенных правах, свободах или интересах истца;
  6. доводы и основания;
  7. если была попытка внесудебного оспаривания, то ее результаты (вынесенное решение);
  8. список приложений.
  • Скачать бланк искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка
  • Скачать образец искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка

В качестве ответчика может выступать:

  1. Росреестр (при выявлении недостоверных данных о наделе или исправлении ошибки).
  2. Муниципальный орган (при необходимости установить рыночную стоимость).
  3. Комиссия и филиал Росреестра, при которой она создана (для исков по обжалованию действий (бездействия) комиссии).

В перечень необходимых приложений входят:

  • уведомления о вручении копий иска всем участвующим в процессе сторонам;
  • справка ЕГРН об оспариваемом показателе;
  • копии правоудостоверяющего или правоустанавливающего документа;
  • подтверждающие недостоверность данных об участке документы;
  • отчет о рыночной стоимости надела;
  • вынесенное комиссией решение;
  • чек об оплате госпошлины.

Этот список может меняться в зависимости от требований, заявленных в иске, и особенностей рассматриваемого дела.

Обращение

Справка. Заявление подается в судебный орган по месту нахождения ответчика (муниципалитета, утвердившего кадастровую цену, или заказчика экспертизы).

Подать иск можно в течение пяти лет с момента внесения данных в ЕГРН при споре относительно установленной государством цены.

Оспаривать действия (бездействие) комиссии или ее решение можно в течение трех месяцев с момента, когда истец узнал о нарушении его свобод, прав или интересов.

Участие в заседании

Суд обязан рассмотреть обращение истца относительно изменения кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление по решению или действиям комиссии в течение тридцати дней. Чтобы решение было вынесено в пользу истца, последний должен представить доказательства недостоверности данных относительно надела, а также предоставить оценку рыночной стоимости участка.

Сведения об измененной стоимости участка будут применяться с начала календарного года, в котором было подано обращение о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения данных в ЕГРН.

Сколько стоит обжаловать?

Важно! При обращении в комиссию по решению споров заявителю не нужно оплачивать какие-либо платежи или сборы. При возбуждении судебной тяжбы согласно ст.

333.19 НК РФ истец обязан оплатить госпошлину в размере 300 рублей.

Основными затратами при обжаловании стоимости земельного участка станут проведение оценки объекта и юридическое сопровождение судебного процесса. Стоимость оценки зависит от многих факторов (территориального расположения участка, объема работ и пр.), поэтому фиксированной цены на данные виды работ нет.

Как правило, оценщики предварительно рассчитывают экономический эффект от переоценки, а затем сообщают клиенту о целесообразности ее проведения.

Оспаривание кадастровой стоимости участка имеет смысл при значительном отличии данного показателя от рыночной стоимости, ведь для последующих переоценок основой будет служить все та же завышенная цена. Обжаловать результаты государственной оценки можно в:

  1. суде;
  2. созданных при филиалах Росреестра комиссиях.

Первый способ – более длительный и дорогостоящий. Обращение в комиссию не предполагает оплаты госпошлины, ответ заявитель получает в течение месяца, но положительное для обратившегося решение может быть оспорено в суде.

Полезное видео

Видео о том, как оспорить кадастровую стоимость ЗУ:

Оценка земельного участка для оспаривания кадастровой стоимости

Foto1

Кадастровая стоимость — это условная расчетная величина, которая является результатом оценки недвижимости уполномоченными органами.

Ее значение зависит не только от размера надела, но и от назначения земли, месторасположения и иных факторов.

Государственная оценка кадастровой стоимости земельного участка является совокупностью мероприятий.

Процедура проводится в соответствии с положениями земельного законодательства.

Место хранения данных и частота проведения

Процедура определения кадастровой стоимости включает в себя ряд этапов:

  • решение о проведении;
  • формирование перечня объектов, подлежащих оценке;
  • назначение исполнителя;
  • процесс определения стоимости;
  • формирование отчета;
  • утверждение результатов, установление конечного значения, внесение сведений в Росреестр;
  • уведомление налогоплательщиков об изменении налоговой базы.

Сведения о кадастровой стоимости — неотъемлемая характеристика земельного участка.

Хранятся они в архивах Росреестра. Указывается эта цифра и в паспорте, находящемся на руках у собственника.

Эта информация открыта для публичного доступа. Ознакомиться с ней можно как заказав выписку из ЕГРН, так и с помощью сервисов, доступных на официальном сайте организации, а именно по публичной кадастровой карте или сведениям об объектах недвижимости в режиме онлайн.

Пользование этими ресурсами бесплатно для любого человека и даже не требует авторизации.

Foto2

Функция оценки делегирована Росреестру. Федеральный закон, вступивший в силу в 2017 году, №237-ФЗ предполагает создание института государственных оценщиков, а также допускает возложение этих полномочий на государственные бюджетные учреждения.

Ответственность за данные мероприятия несут региональные органы управления. Оценка по новым правилам станет обязательной для всех субъектов РФ с 2020 года.

Проводиться пересмотр кадастровой стоимости должен не чаще чем раз в 3 года и не реже чем раз в 5 лет. Эта процедура охватывает все земельные участки, находящиеся на определенной административно-территориальной единице. Выбранная частота оценки связана с нестабильной ситуацией на рынке и в экономике.

Причины проведения

Государственная оценка проводится в целях, предусмотренных законодательством РФ, таких как:

  • формирование системы налогообложения, обеспечивающей точное исчисление налогов и предусматривающей возможность прогнозирования налоговых сборов;
  • рациональное управление земельным фондом;
  • определение госпошлин за совершение сделок, стартовой цены на торгах и т. д.

Что делать при завышенном значении?

Зачастую собственники участков вынуждены прибегать к услугам независимых экспертов в оспаривании установленной Росреестром величины.

При правильно проведенной оценке кадастровая стоимость объекта не должна существенно отличаться от рыночной цены. Фактически же зафиксированы случаи, когда она превышала реальное значение в два и более раза.

Если собственник не согласен с установленным государственными органами показателем и считает его завышенным, он может попытаться его оспорить.

Инициировать изменение рассчитанного уполномоченными органами значения допустимо при выполнении одного из следующих условий:

  • установление факта проведения оценки на основании сведений о земельном участке, несоответствующих реальным;
  • установление рыночной стоимости существенно ниже присвоенной кадастровой. Основанием может служить только величина, актуальная на момент проведения оценочных работ.

Иные

Foto3

Помимо этого кадастровая стоимость может быть пересмотрена, если:

  • на территории объекта изменился рельеф;
  • были пересмотрены границы надела;
  • ухудшились качества плодородного слоя земли;
  • на участок был безвозмездно оформлен сервитут.

Кадастровая стоимость не является некой абстрактной величиной, она служит основанием для финансовых расчетов.

Исходя из нее устанавливается плата за аренду участка, находящегося во владениях государства, налог на собственность для хозяев объекта, размер госпошлины и иные платежи.

Проведение корректировки необоснованно завышенной кадастровой стоимости позволит:

  • снизить налоговое бремя за счет уменьшения налоговой базы;
  • снизить арендную плату за пользование участком, если он находится в собственности государства;
  • снизить пошлины, например при процедуре дарения;
  • снизить выкупную стоимость надела.

Как оспорить стоимость земли?

Процесс оспаривания результатов неверной оценки предусмотрен законодательством. Сделать это можно в течение полугода с даты внесения сведений в Росреестр.

Чтобы добиться пересмотра, потребуется грамотно провести независимую оценку и предоставить полный комплект документов уполномоченным органам.

Собственник, желающий оспорить величину кадастровой стоимости, имеет возможность обратиться по своему усмотрению либо в специальную комиссию по обсуждению споров, либо, минуя эту стадию, решить вопрос в судебном порядке.

Если собственником является юридическое лицо, первый этап является обязательным. Физическим лицам также не рекомендуется пренебрегать обращением в комиссию, поскольку это не требует уплаты пошлин, а срок рассмотрения заявления меньше, чем в суде.

Определение возможности уменьшения

Foto4

Перед тем как начинать процедуру оспаривания, необходимо обратиться к независимым экспертам и заручиться их заключением о фактической цене объекта на рынке недвижимости.

Для этого важно выбрать организацию, имеющую все требуемые лицензии и разрешения, а также опыт успешной работы.

При подаче заявки потребуется указать кадастровый номер земельного участка, оценку которого нужно оспорить.

Помимо этого понадобятся:

  • паспорт владельца;
  • правоустанавливающие документы на объект;
  • информация о границах участка;
  • сведения о наличии коммуникаций и их состоянии;
  • категория участка.

Специалист изучит полученную информацию и сообщит перспективы возможного снижения кадастровой стоимости, цену услуг и сроки их выполнения. Работы будут проведены после подписания договора.

Переоценка и получение заключения

Получив консультацию в независимой компании, следует оценить целесообразность оспаривания.

Важно сопоставить сумму, которую потребуется затратить, с той, что удастся сэкономить за счет снижения. Надо помнить и о том, что при следующей государственной переоценке кадастровая стоимость вновь может быть завышена.

Если выгода от снижения этого показателя очевидна, заключается договор с независимым экспертом и проводится процедура оценки.

Она включает ряд этапов:

  • осмотр участка и определение качественных характеристик;
  • анализ данных и изучение рынка;
  • сравнение оцениваемого участка со сходными объектами;
  • составление отчета.

Итогом работы должна стать выдача клиенту отчета и экспертного заключения СРО. Но не все организации, предлагающие услуги по оценке рыночной стоимости земельного участка, самостоятельно подтверждают свои отчеты.

В таких случаях заказчику придется обратиться в саморегулирующую организацию оценщиков лично. Сделать это необходимо в течение месяца с даты составления документа. При этом допустимо пользоваться услугами любой СРО, а не только той, в которой состоит эксперт, составивший отчет.

Помимо самого документа, которому требуется экспертное заключение, заказчику потребуется предоставить свой паспорт. Специалист СРО анализирует отчет на соответствие федеральным стандартам оценки, методологию оценки и достоверность расчетов.

При выявлении нарушений выносится отрицательное экспертное заключение с указанием обнаруженных несоответствий.

Оспаривание в комиссии Росреестра

В заявлении, подаваемом в комиссию, помимо сведений о владельце указываются причины, по которым рассчитанная величина кадастровой стоимости является неверной.

К нему требуется приложить следующий пакет документов:

  • кадастровый паспорт участка земли;
  • копию документа, подтверждающего право владения участком;
  • документы, устанавливающие факт проведения кадастровой оценки на основе недостоверной информации;
  • отчет независимых экспертов о реальной стоимости объекта;
  • заключение СРО о соответствии процедуры экспертной оценки и ее выводов законодательству.

Foto5

Информацию о том, на каких условиях была проведена оценка участка земли, можно получить, подав запрос о предоставлении данных об объекте недвижимости, на основании которых осуществлялся расчет его стоимости.

Обратиться за этими сведениями можно к заказчику оценочных работ или в орган кадастрового учета.

Срок, за который комиссия должна рассмотреть обращение и вынести вердикт, составляет 1 месяц с момента подачи заявления.

Протокол заседания и принятое решение размещаются на официальном сайте Росреестра.

При отказе в удовлетворении запроса за владельцем земельного участка остается право обратиться в суд.

Подробно о порядке действий, которые необходимо предпринять, чтобы добиться пересмотра кадастровой стоимости рассказывает отдельная статья.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как происходит оспаривание кадастровой стоимости участка.

Заключение

Практика показывает, что основанием для принятия положительного решения при подаче запроса на уменьшение кадастровой стоимости, служит существенная разница с рыночной ценой. Она должна превышать 30%.

Примерно 50% обращений с требованием пересмотра завышенной оценки было удовлетворены, но, многие владельцы наделов попросту даже не знают что это можно сделать.

admin
Оцените автора
Ракульское