Что такое приватизация земельного участка и зачем она нужна Особенности процедуры

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Особенности приватизации земли под частным домом и МКД. Порядок, сроки и стоимость

Наличие права собственности на домовладение не означает такого же статуса участка, на котором расположена постройка. Земельная территория не всегда принадлежит владельцу строения. Такая ситуация может создать определенные трудности, например, при продаже или передаче по наследству.

Лучшим решением такой проблемы будет приватизация земли под домом.

До какого года продлили?

Ранее срок приватизации частного недвижимого имущества, в том числе и земельных участков продлевался неоднократно, поэтому актуальным остается вопрос, до какого года продлены сроки сейчас. В настоящее время,по правилам пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ определено, что срок оформления земельных участков – неограничен.

Указанное правило касается территорий, предоставленных в постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Когда возможно бесплатное проведение?

Статья 39.5 ЗК РФ позволяет приватизировать земельный участок на безвозмездной основе в следующих случаях:

  1. Участок предоставлен семье, в которой воспитывается трое и больше несовершеннолетних детей.
  2. Территория предоставлена в аренду для строительства и или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад.
  3. Участок был получен в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад.
  4. Пользователями земли являются лица, имеющие льготы. К ним отнесены — малоимущие, ветераны боевых действий, инвалиды; герои России и СССР.

Важно! Последняя категория лиц получает возможность бесплатно приватизировать участок только при условии, что они не имеют возможности воспользоваться таким правом наравне с остальными.

Отказ в приватизации будет иметь место в случаях, определенных в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178.

Это правило распространяется на участки, входящие в состав земель:

  • особо охраняемых объектов и территорий природы;
  • водного и лесного фонда;
  • зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • общего пользования – площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты;
  • зарезервированные для государственных нужд;
  • предназначенных для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Подробнее о том, какие категории земель не подлежат приватизации, можно узнать тут.

Можно ли приватизировать ЗУ, если частное жилье в собственности?

Если владелец дома оформил на него право собственности, он может приватизировать участок под ним. Ограничения, касающиеся количества участий в приватизации в отношении объекта. Если человек не приватизировал участок ранее, он может это сделать и после оформления дома в собственность (как узнать приватизирована ли земля?).

Внимание! Исключением являются несовершеннолетние участники приватизации. Они вправе оформить участок в собственность повторно, при достижении восемнадцати лет.

Больше информации о том, как выполнить передачу прав на землю в частную собственность., если дом приватизирован, а земля под ним нет, узнайте в отдельной статье.

Если владельцев несколько

Если дом принадлежит нескольким лицам на правах долевой собственности, то для приватизации потребуется определить границы участка каждого из них. Необходимо изготовить кадастровый паспорт на каждую часть. Участок должен быть разделен поровну между всеми владельцами.

Свою долю приватизировать будет каждый в отдельности.

Под МКД

Жильцы многоквартирного дома вправе приватизировать участок, на котором располагается объект недвижимости. Для этого необходимо провести общее собрание и решение оформить протоколом. Приватизация участка под МКД позволяет осуществлять:

  • строительство спортивных и детских площадок, зон отдыха, гаражей для инвалидов и ветеранов;
  • озеленение;
  • создание парковок;
  • сдачу имеющейся автостоянки в аренду.

Подробнее о приватизации земельного участка под многоквартирным домом мы рассказали здесь.

С чего начать?

Для того, чтобы осуществить процедуру приватизации земли, необходимо обратиться в уполномоченные официальные инстанции. Таковыми являются местная администрация и орган Росимущества.

Когда идти в местный муниципалитет?

Обращаться в местную администрацию следует в случаях, когда земельный участок находится в муниципальной собственности. Информацию о принадлежности территории можно получить, обратившись в указанный орган.

Когда посетить отделение Росимущества?

В случае с участком, находящемся в федеральном ведении, обращаться необходимо в территориальное отделение Росимущества. Такие органы расположены в каждом регионе и субъекте РФ.

Как приватизировать земельный участок?

Процесс оформления ЗУ в собственность состоит из нескольких этапов.

  1. Первым из них является подготовка документов заинтересованного лица, на дом и земельный участок.
  2. После этого необходимо оформить заявление и обратиться в уполномоченный государственный орган.
  3. В завершении заключается договор и право собственности регистрируется в Росреестре.

Составление и подача заявления

Основанием для рассмотрения обращения заинтересованного лица является его заявление. Оно составляется в простой письменной форме.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес государственного органа.
  2. Сведения об инициаторе – фамилия, имя, отчество, место жительства, номер контактного телефона.
  3. Информация об участке – место расположения, общая площадь.
  4. Просьба о приватизации.
  5. Наличие льгот у заявителя.
  6. Перечень прилагаемых документов.
  7. Дата и подпись заявителя.
  • Скачать бланк заявления на приватизацию земли
  • Скачать образец заявления на приватизацию земли

Обращение передается лично, пересылается по почте, через законного представителя или портал Госуслуги.

Какие нужны документы?

К заявлению нужно приложить:

  • паспорт заявителя;
  • доверенность законного представителя, если он участвует в процедуре;
  • нотариально заверенное согласие второго супруга на оформление земли в собственность;
  • документ, подтверждающий наличие у инициатора льгот, например, справка о многодетности семьи заявителя.

Допускается представление заверенных копий документов.

На жилье

В отношении домовладения нужно будет предоставить правоустанавливающие документы – договор купли-продажи, мены, дарения, которые ранее заключал собственник. К такому перечню можно отнести – выписку из ЕГРН, свидетельство о наследовании или праве собственности.

На ЗУ

В отношении земельного участка потребуется представить:

  • договор аренды (как приватизировать ЗУ, взятый в аренду?);
  • права постоянного пользования или пожизненного наследуемое владения;
  • также потребуется кадастровый паспорт;
  • план или выписка.

Подробнее о перечне документов на ЗУ под различные нужны мы писали в этом материале.

Заключение договора с администрацией

После рассмотрения обращения и принятия положительного решения с собственником земли, то есть с государственным органом, заключается договор о приватизации. Он оформляется в трех экземплярах, по одному для каждой из сторон и Росреестра.

В договоре должно быть указано:

  1. Дата и место подписания.
  2. Сведения о сторонах.
  3. Описание предмета сделки. В данном случае это будет земельный участок.
  4. Стоимость договора и порядок расчетов, если заинтересованное лицо не обладает льготами.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок разрешения споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон.

Документ должен быть заверен печатью государственного органа.

Обращение в Росреестр

После подписания договора с администрацией нужно обратиться в Росреестр для регистрации права собственности. Для этого потребуется подготовить письменное заявление в произвольной форме.

К нему нужно приложить:

  • договор о приватизации;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины;
  • паспорт инициатора.

После поступления указанных документов право собственности будет зарегистрировано.

Сколько стоит?

Приблизительная стоимость оформления необходимых документов на ЗУ под частным жильем:

  • 300 рублей с физических лиц.
  • 950 рублей с юридических лиц.

Сумма пошлины за регистрацию права собственности указана в пункте 22 статьи 333.33 НК РФ и составляет 2 000 рублей.

Больше нюансов о том, сколько возможно придется заплатить за приватизацию наделов разного назначения, можно ли не тратиться на процедуру, рассказано отдельно.

Сроки рассмотрения

Обращение заинтересованного лица о приватизации в местной администрации рассматривается в течение одного месяца. Регистрация в Росреестре займет не более семи дней. Если обращение в регистрирующий орган поступает через интернет, то процедура не займет более одного дня.

Особенности единовременной процедуры

Одновременная приватизация указанных объектов невозможна. Тем, кому интересно, можно ли получить право собственности на ЗУ, если частная недвижимость не приватизирована, ответим, что если человек намерен приватизировать земельный участок, он должен сначала оформить на себя дом, например, снять с него статус служебного. После этого можно совершать действия с участком.

Справка: если участок уже приватизирован, то на дом право собственности можно и не оформлять.

Надо ли проводить процедуру: плюсы и минусы

Приватизация земельного участка под домом имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам можно отнести:

  1. Возможность совершать любые операции с участком, например, продать или осуществлять коммерческую деятельность.
  2. Землю можно будет завещать или дарить.
  3. Собственник вправе сдавать участок в аренду.

К недостаткам приватизации можно отнести тот факт, что:

  1. Возникает обязанность платить налог на землю.
  2. Также собственник должен будет поддерживать участок в надлежащем состоянии.

Приватизировать участок под собственным домом, может практически каждый владелец, в том числе и жители МКД. Для этого необходимо подготовить ряд обязательных документов и обратиться в уполномоченный орган власти. Процедура повлечет за собой определенные расходы, связанные с оформлением документов и оплатой госпошлины.

Основания, способы и порядок приватизации земельного участка. Когда могут отказать?

Процесс приватизации в некоторых случаях вызывает сложности. Приватизацией называют процедуру оформления объектов недвижимости, земли или другого имущества в личную собственность. Приватизированный земельный участок можно продать, подарить или завещать.

Поскольку законодательство в этой области постоянно меняется, появляются некоторые сложности при проведении процедуры.

Итак, рассмотрим более детально, как проходит процесс приватизации в стандартном виде, а также порядок проведения процедуры через судебный орган.

Кто может рассчитывать на бесплатную процедуру?

Согласно закону №93 приватизировать землю по упрощенной процедуре можно до 2020 года. Скорее всего, что срок будет продлен и в дальнейшем. Однако чем раньше участок будет приватизирован, тем быстрее владелец сможет полноценно им распоряжаться.

Право на бесплатную приватизацию имеют следующие граждане:

  • ветераны ВОВ, а также участники других боевых действий;
  • малоимущие лица, а также семьи со статусом «Многодетная семья»;
  • инвалиды первой и второй ступени;
  • владельцы домов, которые оформили право собственности до 25.10.2001 года (о том, что делать, если дом приватизирован, а земля нет, обязательно ли приватизировать землю под домом, читайте тут);
  • арендаторы земли, которые получили земельный участок во временное пользование (шесть и более лет назад).

Земля переоформляется в органе Росреестра по месту регистрации. Если участок является бесхозным, то сначала следует установить его статус, обратившись в органы местной администрации.

О нюансах платной и бесплатной приватизации подробно описано в этой статье.

Можно ли приватизировать ЗУ, доставшийся по наследству?

При наследстве гражданские права и обязанности наследователя переходят к его правопреемникам (наследникам). Этот момент регламентирован статьями 524—564 ГК РФ.

Завещательное распоряжение оформляется в письменной форме. В документе прописывается место и время его составления, ставится подпись и расшифровка завещателя (лично им) и отметки нотариуса.

  • Скачать бланк завещания
  • Скачать образец завещания на участок с домом

Чтобы наследство было получено, наследник должен его принять (то есть согласиться на приобретение не только прав на имущество, но и принять на себя определенные обязанности).

Поэтому наследник должен явиться в государственную нотариальную контору и направить заявление о принятии наследства по месту открытия наследства (статья 549 ГК РФ).

Для оформления земельного участка в наследство требуется два документа: акт на землю и свидетельство о праве на наследство.

Акт должен отражать данные о расположении участка, его целевого назначения, а также информацию о собственниках соседствующих участков.

Стоит отметить, что приватизировать участок можно после того, как будет завершено оформление наследства, и наследник в него вступит.

С чего начать оформление?

Процедуру необходимо начать со сбора необходимых документов. Перечень документов, которые требуются для приватизации, регламентирует Приказ Минэкономразвития РФ №1 от 12 января 2015 года.

Какие есть способы?

Приватизация может проводиться следующими способами:

  • путем продажи участка на аукционе;
  • путем продажи публичного предложения или без объявления цены;
  • путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал ОАО;
  • выкуп земельного участка.

Приватизация земли, которая ранее была предоставлена во владение (на правах постоянного или бессрочного пользования) производится на бесплатной основе.

Как приватизировать землю?

Какие документы понадобятся?

Если ранее уполномоченные органы могли потребовать дополнительные документы от заявителей, то на сегодняшний день они выполняют запросы на необходимые бумаги самостоятельно.

В 2019 году гражданам необходимо подготовить следующий пакет документов:

  1. заявление, оформленное в письменном виде для направления в органы местной администрации;
  2. решение о передачи земли (при необходимости согласования кадастровых данных);
  3. заявление о прекращении прав бессрочного использования земельного надела (если речь идет о правоотношениях с работодателем или местными органами администрации);
  4. копия общегражданского паспорта заявителя;
  5. доверенность, оформленная нотариатом (при подаче бумаг представителем заявителя);
  6. согласие второго супруга (при приватизации участка одним человеком);
  7. копия соглашения об аренде (как приватизировать землю, взятую в аренду?);
  8. выписка из домовой книги для многодетных семей (выдается в паспортном столе по месту прописки);
  9. копия СНИЛС или документ, подтверждающий группу инвалидности;
  10. кадастровые документы на земельный надел (паспорт и иные бумаги).

Все документы должны быть актуальными. Это значит, что перед подачей заявитель должен убедиться в том, что срок действия бумаг не истек.

Больше нюансов о том, какие документы нужны для оформления приватизации земли, можно узнать здесь.

Составление заявления

При запросе на приватизацию гражданин обязан направить письменное заявление в отделение Росимущества. В состав заявления входят следующие реквизиты:

  • наименование адресата (глава муниципального органа);
  • ФИО, адрес проживания, телефон заявителя;
  • данные документа, на основании которого заявитель пользуется землей;
  • площадь территории;
  • цель использования в дальнейшем;
  • адрес земельного надела.

Стоит отметить, что заявление формируется в свободной форме.

  • Скачать бланк заявления на приватизацию земельного участка
  • Скачать образец заявления на приватизацию земельного участка

Куда обращаться с документами и заявлением?

Для начала заявитель должен выбрать организацию, куда будет направлен запрос. Это могут быть две организации: органы местной администрации, либо отдел Росимущества (статья 39.2 ЗК РФ).

Сроки рассмотрения

Документы заявителя рассматриваются в срок от двух недель до одного месяца. При этом максимальный срок рассмотрения запроса не может превышать 45 дней.

Кадастровые документы изготавливаются не менее 2 недель, однако процесс может затянуться по разным причинам.

Когда могут отказать?

Получить отказ можно при наличии следующих обстоятельств:

  • если представители местной администрации решили изъять участок для нужд государства (например, строительство школы, общественных объектов);
  • когда на землю установлено ограничение на частную собственность на законодательном уровне (участок включен в сервитут по другому договору);
  • участок зарезервирован на нужды государства (военные и охранные городки, строения).

Также отказ может последовать в следующих ситуациях:

  • владелец участка не имеет полномочий передачи земли на приватизацию;
  • земельный объект пересекается с другими участками (отсутствует межевание);
  • предоставлены поддельные документы;
  • заявитель уже использовал свое право на приватизацию ранее;
  • отсутствует оплата госпошлины, требуемая для проведении процедуры (сколько стоит приватизировать землю?).

Больше нюансов о том, в каких случаях заявителю могут отказать, какие категории земель не подлежат приватизации, можно узнать тут.

Признание права на землю по решению суда

Чтобы направить иск в судебные органы, необходимы основания (например, признание прав собственности). При наличии веских оснований заявление будет принято в судебное производство для дальнейшего разбирательства.

Признание права на земельный объект осуществляется если:

  • права собственности владельцев земли незаконным образом ущемлены;
  • когда разногласие невозможно разрешить собственными силами;
  • присутствуют притязания на имущественные позиции со стороны третьих лиц.

Нарушениями имущественных прав являются:

  • запрет на приватизацию участка со стороны муниципалитета;
  • завершение регистрации имущественной сделки;
  • нарушение наследственных прав правопреемников со стороны других претендентов на наследство;
  • потеря документов, которая приводит к необходимости признания статуса собственника через суд;
  • освобождение земельного объекта из-под незаконного ареста;
  • препятствия со стороны дачного кооператива;
  • иные ситуации.

Особые правила для владельца дачи в садоводческом товариществе

Оформить участок в собственность можно разными способами (приватизация или купля-продажа).

При приватизации участок становится собственностью бесплатно, и хозяин может полноценно распоряжаться своим имуществом.

Приватизация дает право на следующие операции:

  1. продажа земли;
  2. передача в дар или наследство;
  3. сдача земли в аренду.

Подробнее о порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе рассказано в отдельном материале.

Если имущество находится в долевой собственности

Земельный участок может находиться у нескольких владельцев. Зачастую в старых домам проживают несколько граждан (собственников).

Получить землю на двух собственников можно при наличии обоюдного согласия каждого из них.

Для приватизации необходимо обратиться в органы исполнительной власти согласно ЗК РФ.

В уполномоченный орган требуется направить заявление всех участников, в котором изложить просьбу о передаче им прав на земельный надел, находящийся под их общим частным домом.

Если согласия добиться не удалось, то вопрос так же решается через судебные инстанции. Имущественный объект передается в долевую собственность, потому что дом все равно остается неделимым. Доли определяются в тех пропорциях, которые обозначены в праве собственности на жилой объект.

Как отменить: основания и порядок

Существует процедура по отмене приватизации. Этот процесс представляет собой мероприятие, после которого земельный участок возвращается в собственность местного муниципалитета или администрации.

Основаниями для отмены могут быть следующие обстоятельства:

  • финансовая сторона вопроса (какие-либо материальные проблемы и трудности);
  • семейные обстоятельства;
  • добровольное требование всех граждан, которые участвуют в приватизации;
  • нарушение прав одной из сторон;
  • законные требования от других граждан;
  • другие причины.

После рассмотрения иска и выявления серьезных нарушений начинается судебное разбирательство.

Отмена приватизации может последовать по различным причинам. Самыми основными являются:

  1. Месторасположение земельного объекта (если участок находится на территории, правовой статус которой исключает приватизацию).
  2. Приватизация уже была выполнена однажды гражданином (то есть свое право он уже использовал).
  3. Несоблюдение требований или условий, которые установлены на законодательном уровне по отношению к приватизации.

При наличии вышеуказанных обстоятельств исковое заявление для отмены можно смело направлять в суд.

Отмену можно выполнить двумя способами:

  1. Положительным вариантом является способ отмены при обоюдном согласии всех участников, которые обращаются в госорганы для возвращения земельной собственности.
  2. Второй способ является принудительным. Проводится процедура в этом случае в судебном порядке. Сделка расторгается при выявлении нарушений со стороны хотя бы одного участника процесса. Примером этому может быть предоставление фальшивых документов и другие.

Исковое заявление составляется в свободной форме. К иску прикладываются все имеющиеся документальные доказательства.

Подводя итоги, отметим, что граждане имеют право на приватизацию даже тех земельных участков, на которых есть постройки, то есть стоят дома (об особенностях приватизации земли под частным домом или МКД читайте тут, а о правилах и алгоритме процедуры приватизации под МКД написано здесь). Однако зачастую приватизируются земельные объекты под садовыми или дачными строениями. Приватизация может проводиться как в индивидуальном стандартном порядке, так и через суд.

Если хозяевами участка являются несколько граждан, то земля приватизируется при наличии общего согласия всех владельцев.

Доли определяются исходя из данных, которые обозначены в праве собственности на строение, которое выстроено на участке (пропорционально). Если к договоренности владельцы не приходят, то споры разрешаются в судебном порядке.

Земельные объекты, которые находятся в собственности муниципалитета или государства, передаются в собственность граждан на бесплатной основе (в случаях, предусмотренных земельным законодательством РФ).

Отказ может последовать лишь при наличии серьезных обстоятельств, указанных в ЗК РФ. Процедура приобретения прав собственности на земельные наделы регламентируется главой V.1 ЗК РФ. Согласно этому законодательному акту правами на приватизацию наделены те граждане, которые имеют на обозначенной земле здания, сооружения, дома и иные строения.

Полезное видео

Подробное и информативное разъяснение юриста по вопросу приватизации земельного участка смотрите в следующем видео:

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Что такое приватизация земельного участка и зачем она нужна? Особенности процедуры

Вопросу приватизации посвящены не только многочисленные нормативно-правовые нормы, но и статьи, комментарии и выписки. Несмотря на то, что процедура приватизации осуществляется на территории России с 1993 года, всё же, некоторые граждане Российской Федерации не сталкивались с ней. Поэтому людей закономерно волнует вопрос, как именно осуществляется эта процедура, из каких основных этапов состоит и с какими нюансами можно столкнуться в процессе.

Определение понятия: что это такое и что дает?

Приватизация земельного участка – это юридический процесс, основная цель которого состоит в приобретении государственного или муниципального участка в собственность граждан Российской Федерации. Эта процедура происходит не хаотично, а регулируется нормами законодательства: федерального и субъектов.

Основные вопросы освещены в Земельном кодексе Российской Федерации. Существует установленная процедура, которая помогает гражданам стать владельцами земли.

Для чего нужно обычному гражданину в России?

Наличие права собственности гарантирует, что гражданин имеет право осуществлять все возможные юридические процессы и операции с землёй. Но это станет возможно только после прохождения приватизации.

После прохождения процедуры гражданин имеет право дарить, передавать в наследство, отчуждать, менять, также осуществлять другие сделки с недвижимостью.

Обязательно ли приобретать муниципальную землю?

Каждый гражданин решает самостоятельно для себя, надо ли ему приобретать земельный участок в собственность или нет. Во многом этот вопрос индивидуален, так как зависит напрямую от характеристик самого участка, планов гражданина, а также некоторых юридических и правовых аспектов.

До какого года продлена?

И всё же, если в планах у гражданина стоит приватизация земельного участка, откладывать «на потом» эту процедуру не стоит. В соответствии с законодательством, так называемая «дачная амнистия» продлена до 1 марта 2020 года. Это означает, что отдельные категории граждан могут прибегнуть к процедуре приватизации до указанного момента.

Под категории лиц, которые могут воспользоваться подобным продлением подпадают обладатели нежилых и жилых построек, которые расположены на СНТ, а также обладатели объектов, которые находятся на участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства и садоводства.

Отдельное внимание стоит уделить срокам процедура приватизации. Если ранее процесс растягивался на несколько календарных месяцев, то теперь можно уложиться за какие-то две-три недели. Правда, если на участке требуется проведение кадастровых работ, то сроки будут увеличены.

Формы и виды

Как и любая другая процедура, приватизация земли может происходить на платной и бесплатной основе. Выясним, когда придется платить?

Бесплатная

Изначально нормативные и правовые акты разрешали проведение приватизации на бесплатной основе только до конца декабря 2013 года. Однако, после большого количества критики Государственная Дума пересмотрела данный вопрос и государственная бесплатная приватизация была продлена до 1 марта 2015 года.

Далее принималось решение о продлении еще до 2017 года, а на сегодняшний день этот процесс носит бессрочный характер.

Когда же гражданин может рассчитывать на бесплатную приватизацию? На этот вопрос отвечает статья 39.5 Земельного кодекса. В этой норме перечислены основания, которые дают гражданину право пользоваться бесплатной процедурой.

Гражданин может избавиться от необходимости платить денежные средства, если:

  • он имеет троих и более несовершеннолетних детей;
  • получил земельный участок в безвозмездное личное пользование из подсобного хозяйства.

Однако законы субъектов могут предусматривать и другие дополнительные основания, дающие право на бесплатную приватизацию.

Важно! Если гражданин получил земельный участок для возведения дачи, гаража, дома и так далее до 2001 года, то он может рассчитывать на бесплатную процедуру.

Подробнее о том, что такое бесплатная приватизация земельного участка, кому она полагается, как оформляется, рассказано в отдельной публикации.

Платная

Платная приватизация земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным Законом 178-ФЗ. Гражданин имеет право получить в собственность любую часть земли или весь участок полностью, если на нём располагаются какие либо постройки и объекты недвижимости, например, дачи, дома, хозяйственные строения и так далее. Главное, чтобы эти объекты были зарегистрированы в государственных учреждениях.

Участок, полученный после 2001 года приватизируется на платной основе. Сумма невелика, однако должна быть перечислена в качестве выкупа участка у государства.

Сумма не установлена в едином эквиваленте, а рассчитывается. Муниципальные или федеральные органы власти рассчитывают итог, сравнивая цены на землю в округе, а также исходя из размера налога на землю. Также при назначении стоимости опираются на установленную кадастровую стоимость.

Основания для безвозмездного проведения

В 2017 году законодатель существенно сократил список лиц, которые имеют право рассчитывать на бесплатную приватизацию. На сегодняшний день такой возможностью обладают граждане, которые относятся к категории льготников.

Еще одна группа лиц, имеющая привилегии – это участники программы «дачная амнистия».

К категории льготников относятся следующие граждане:

  1. Военнослужащие.
  2. Герои РФ.
  3. Герои СССР.
  4. Ветераны.
  5. Дети-сироты.
  6. Семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми.
  7. И другие установленные муниципальными властями категории лиц.

Как узнать статус?

Для того чтобы узнать, успел ли кто-то приватизировать земельный участок, или ещё нет, нужно воспользоваться некоторыми советами:

  1. Если участок был получен гражданином до 2001 года, то необходимо обратиться в муниципальные органы власти. В архиве вы можете найти Постановление Администрации, на основании которого земельный участок был предоставлен кому-либо в использование до момента, пока вы не получили данный надел.Если подобного документа Нет, то нужно прибегнуть к публичной кадастровой карте. Этот способ подойдёт и для земельных наделов, которые были оформлены до 2001 года, и после этого срока.
  2. Единая кадастровая карта – это ресурс, который расположен в интернете и даёт гражданам общедоступные сведения по земельным участкам, а также по постройкам, расположенным на них. Необходимо вбить в строке браузера «Публичная карта». Перейдите по первой вкладке.Если вы владеете кадастровым номером надела, то введите его вы пустое поле. Если же нет, то задайте город своего проживания, и путем поиска по карте выделите надел курсора. На экране появится всплывающее окно, которое будет отображать основную информацию о земле. Это адрес местоположения, площадь, установленная кадастровая стоимость, возможное целевое использование, а также наличие или отсутствие формы собственности.

Для приватизации доступны наделы, которые находятся в муниципальной или федеральной собственности граждан.

О том, как можно узнать, приватизирована ли земля, в государственных учреждениях, в сети Интернет и другими способами, подробно описано тут.

Порядок проведения процедуры в РФ

Если земельный надел находится пока ещё в муниципальной собственности, у вас есть все шансы стать его полноправным владельцем. Но для этого нужно выполнить ряд последовательных шагов.

Перечень документов

Состав пакета документов может варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Но сотрудники государственного учреждения в обязательном порядке могут потребовать следующие бумаги:

  • Постановление или свидетельство, которое подтверждает факт предоставления надела для использования.
  • Паспорт гражданина, на которого было оформлено свидетельство или постановление. Потребуется ещё и ксерокопия.
  • Кадастровый паспорт.
  • Паспорт выданный БТИ на все недвижимые объекты, расположенные на участке.
  • Справка из государственного реестра о некоммерческом характере СНТ.
  • Учредительная документация товарищества.
  • Выписка из ЕГРП.
  • Если лицо является членом СНТ, потребуется ксерокопия его книжки (как приватизировать землю в СНТ?).

Сколько стоит оформить в собственность?

Сама по себе стоимость процедуры приватизации земельного надела зависит от нескольких факторов. Если гражданин участвует в программе дачной амнистии, то оформление происходит на бесплатной основе. Но существует и платные способы стать обладателем надела.

В первом случае потребуется выкупить его у законного представителя. Если же участок был выдан государством на безвозмездной основе, то можно зарегистрировать свое собственное право.

Необходимо оплатить государственную пошлину:

  • Для участков, которые подразумевается использовать под ИЖС и СНТ и так далее предусмотрена государственная пошлина в размере 350 руб.
  • Для прочих земельных наделов 2.000 руб.

Оплатить государственную пошлину можно как в самом государственном учреждении, так и через портал государственных услуг.

Больше нюансов о том, сколько стоит процедура приватизации ЗУ, о цене на изготовление документов, госпошлине, мы писали отдельно, а здесь можете ознакомиться с порядком и способами процедуры приватизации ЗУ.

Особенности

В вопросе приватизации земли нельзя избежать каких-либо нюансов и тонкостей.

Можно ли приватизировать долю ЗУ?

Разрешается приватизировать долю в земельном наделе, однако эта процедура сопровождается некоторыми нюансами:

  1. Для этого нужно выделить долю в натуре в домовладении. То есть, таким образом прекратить долевую собственность. Между всеми обладателями участка заключается соглашение о разделе. На долю регистрируется право собственности на часть постройки.
  2. Дальше необходимо прибегнуть к процедуре межевания. На кадастровой карте должны найти отражение внесённые изменения.
  3. Затем гражданин должен составить заявление на предоставление наделов в собственность. После этого на его имя выдается постановление, в соответствии с которым выделенная доля становится его собственностью.
  4. Далее следует общая процедура регистрации прав.

О приватизации в совместную собственность земельного участка, например, жильцами под МКД, мы подробно рассказали тут.

Без построек

В соответствии с законом приватизировать можно только тот земельный надел без построек, который ранее принадлежал гражданину Российской Федерации по договору аренды или бессрочного пользования.

По сути, будет происходить не приватизация, а переоформление. Участвовать в подобной процедуре могут только те земельные наделы, которые были предоставлены с целью ведения садоводства, ИЖС, подсобного хозяйства и садоводства.

Под гаражом

Владелец гаража тоже может стать полноправным обладателем не только постройки, но и земли под ней. Для процедуры приватизации потребуется пройти три этапа:

  1. У председателя гаражного кооператива нужно взять справку, которая свидетельствует о том, что кооператив был зарегистрирован в местной администрации.
  2. Затем нужно явиться в БТИ вместе со справкой для того, чтобы получить техническое описание земельного надела под гаражом.
  3. В регистрационной палате нужно узнать необходимый перечень документов, сформировать пакет и снова явится в регпалату для выдачи свидетельства, которое закрепит вас в качестве собственником земли под гаражом.

О нюансах приватизации земли под гаражом мы писали в другом материале.

В аренде

Законодательство разрешает приватизировать участки, которые находятся в аренде. Однако в этом вопросе нужна опираться на дату, когда был заключён договор. Если земельный надел был получен в аренду до 1 января 2001 года, то приватизация возможна.

Однако, если договор был оформлен после этой даты, то в таком случае осуществить оформление прав собственности можно только платно.

Всё объясняется принятием Земельного кодекса Российской Федерации в 2001 году.

Процедура делится на несколько этапов:

  1. Готовится пакет документов.
  2. Кадастровый учет территории.
  3. Обращение с заявлением в администрацию или Росимущество.
  4. Выдача разрешительного акта на проведение приватизации.
  5. Регистрация участка в Росреестре.

О том, как приватизировать землю, взятую в аренду, подробнее читайте здесь.

Дачный дом на своем ЗУ

Законодательство Российской Федерации говорит о том, что приватизировать дачную постройку необязательно, так как она расположена на земельном участке, который находится в собственности гражданина. Поэтому, если вы уже провели процедуры по приватизации земли, то этого вполне достаточно.

Однако, если в дальнейшем планируется передать дачный домик по наследству, продать его, а также осуществлять иные сделки, то процедуру приватизации провести необходимо.

Процесс это достаточно простой свершается на общих основаниях. Подробнее о приватизации дачного домика на собственной земле рассказано тут.

Какие категории не подлежат процедуре?

Действующее законодательство разрешает приватизировать далеко не все земельные наделы. Что же является исключением?

Например, к таким наделам относятся земли, которые входят в состав охраняемых объектов природы, лесной или водный фонд, территории, которые закреплены для федеральных или муниципальных нужд, земли в пределах береговой полосы, земли в природных парках и заповедниках и так далее. О том, какие категории земель не подлежат приватизации, узнайте в этой статье.

СНТ

Земли СНТ часто приватизируются гражданами.Наличие земли в собственность в СНТ дают право участникам заниматься сельскохозяйственной деятельностью.

А наличие юридически оформленных прав на надел даёт гражданину основание распоряжаться участком по своему собственному усмотрению. Однако в некоторых случаях может быть дан отказ в приватизации.

Такое происходит в случае, если надел был исключён из оборота. Был установлен запрет на осуществление приватизации. Государство планирует использовать данный надел в других целях.

О порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе подробно рассказано в другой публикации.

Сельскохозяйственные

К землям сельхозназначения относятся угодья, участки, которые заняты коммуникациями, дорогами, зелёными насаждениями, водными объектами, зданиями и так далее. Приватизация подобного участка – это передача права на обладание в частную собственность.

Возможно приватизировать только те земли сельхозназначения, которые на данный момент находятся в государственной или муниципальной собственности. В процедуре приватизации могут участвовать и физические, и юридические лица.

Отказ в приватизации земель сельхозназначения может быть получен в ситуации, когда гражданин хочет заполучить участок, который имеет особую важность. Например, на нём расположены постройки, которые снабжают окружающих коммуникациями, водой и так далее.

Больше информации, как оформить в собственность наделы сельскохозяйственного назначения, узнайте здесь.

Можно ли продать землю без права собственности?

Отсутствие права собственности на землю говорит о том, что процедура приватизации не было проведена. А значит, гражданин не обладает всей полнотой прав, которая бы разрешала производить сделки с недвижимостью, в данном случае, сделки с землей.

Поэтому землю без приватизации продать не получится, так как гражданин не имеет прав на осуществление подобной процедуры. Земельный надел пока что находится в государственной или муниципальной собственности.

А вот государство или муниципалитет имеет право продать гражданину данный земельный надел, таким образом проведя процедуру платной приватизации, вследствие чего лицо станет собственником.

Приватизация ЗУ – это сложная процедура, которая осуществляется в несколько этапов. Она содержит много нюансов, с которыми можно столкнуться в ходе выполнения. Но внимательное изучение законодательства, а также поэтапное следование планам даст свои плоды, в скором времени вы станете обладателем собственного земельного надела.

admin
Оцените автора
Ракульское