Авторское право на дизайн обуви

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Это модное нынче «модное право», или Правда ли, что при защите прав модных дизайнеров защищается интеллектуальная собственность? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2017.

23 декабря. URL: https://zakon.ru/blog/2017/12/23/eto_modnoe_nynche_modnoe_pravo_ili_pravda_li_chto_pri_zaschite_prav_modnyh_dizajnerov_zaschischaetsy

Отечественное законодательство об интеллектуальной собственности в последнее время меняется в зависимости от активности тех или иных социально-профессиональных групп. Например, не так давно режиссеры-постановщики отстояли свои права на постановки[1].

А сейчас поднялась новая волна – заговорили о необходимости внесения изменений в ГК РФ, усиливающих охрану прав дизайнеров модной индустрии. Причем основное внимание в обсуждаемом законопроекте уделено борьбе с плагиатом сезонных коллекций одежды/обуви/аксессуаров, что объясняется весьма просто: предоставляемая действующим ГК РФ возможность запатентовать дизайн одежды/обуви/аксессуаров в качестве промышленного образца неэффективна для охраны прав дизайнеров, поскольку «когда патент на коллекцию, например, осенней обуви, будет выдан (процесс занимает обычно шесть-девять месяцев после подачи заявки, при проведении дополнительных экспертиз – до 20 месяцев), она давно устареет»[2].

С учетом этого предложено защищать права дизайнеров модной индустрии уже с момента подачи ими заявки на патент (а не после его получения). То есть предлагается наделить дизайнеров правом предъявлять иски о компенсации за нарушение интеллектуальной собственности не с момента получения патента на промышленный образец, а с момента подачи заявки на получение этого патента.

Насколько обоснованно такое предложение?

Например, В. Пастернак не считает такой подход правильным: «Если уж браться за этот вопрос, то делать это нужно в отношении всех промышленных образцов… или обосновать, почему результатам творческого труда дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров присваивается особый статус»[3]. По мнению автора, необходимо, во-первых, «обоснование особого статуса результатов творческого труда дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров по сравнению с любыми другими результатами, которые могли бы также охраняться как промышленные образцы»[4], а, во-вторых, должен быть обязательно решен вопрос недобросовестного поведения заявителей, которые в итоге патент на промышленный образец не получили, но при этом воспользовались своим правом на защиту после подачи заявки (т.е. потребовали компенсации за нарушение их исключительных прав).

Почитать  Выплаты по страховке при дтп

При этом В. Пастернак обращает внимание и на то, что в качестве основы для формирования упомянутых поправок в ГК РФ использован п. 2 ст. 25 Соглашения ТРИПС, который разработчиками проекта трактуется как возлагающий на государства – членов ВТО обязанность предоставить специальную охрану текстильным образцам в качестве промышленных образцов. Между тем п. 2 ст. 25 Соглашения ТРИПС закрепляет следующее правило: «Каждый член гарантирует, чтоб условия обеспечения охраны текстильных образцов, в частности применительно к любым расходам, экспертизе или публикации, не препятствовали неоправданным образом возможности добиваться предоставления такой охраны и ее получения.

Члены свободны соблюдать это обязательство посредством законодательства о промышленных образцах или законодательства об авторском праве». По мнению В. Пастернака, является очевидным, что «нет никакой обязанности в соглашении ТРИПС, которая бы вынуждала сейчас изменять ГК в части начала момента охраны промышленных образцов»[5].

Поддерживая изложенную позицию, попробуем разобрать вопрос с другой стороны.

Правовая охрана дизайна: право авторское, патентное или товарных знаков?

Авторское право. По смыслу п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения дизайна охраняются как и всякие иные объекты авторских прав независимо от достоинств, назначения и способа выражения.

Отечественное законодательство об интеллектуальной собственности предусматривает, что объект авторского права должен быть создан творческим трудом и объективирован, то есть закреплен в форме, которая предполагает возможность восприятия произведения другим лицом[6]. Но никаких критериев охраноспособности авторских произведений (наподобие требования «оригинальности», «новизны», «индивидуальности» и проч.) часть четвертая ГК РФ не предусматривает, что позволяет говорить о том, что правовой охране подлежат любые произведения, являющиеся результатом творческого труда и выраженные в форме, которая может быть воспринята другим лицом. Исключением из общего правила являются контрафактные произведения (когда одно лицо присваивает себе авторство чужого произведения), произведения, содержащие плагиат (неправомерное заимствование автором частей чужого произведения), а также произведения с чрезмерным неоправданным цитированием[7].

Важно заметить также, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав, в том числе и на произведения дизайна, в соответствии с п. 4 ст. 1259 ГК РФ не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Патентное право. Результат интеллектуального труда дизайнера в соответствии с п. 1 ст. 1352 ГК РФ может получить патентно-правовую охрану в качестве промышленного образца – в этом случае охраняется внешний вид изделия.

Для возникновения патентных прав необходима регистрация промышленного образца в государственном реестре, на основании чего Роспатентом выдается патент (ст. 1353 ГК РФ). Защита исключительных прав на промышленный образец может осуществляться только после его государственной регистрации и выдачи патента (п.

1 ст. 1363 ГК РФ).

Важно обратить внимание на то, что патентно-правовая охрана может быть предоставлена промышленному образцу только в том случае, если он является новым и оригинальным.

Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца (п. 2 ст. 1352 ГК РФ). Согласно абз.

3 п. 1 ст. 1352 ГК РФ к существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия: форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура, фактура материала изделия и т.д.

Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия (п. 3 ст. 1352 ГК РФ).

Право товарных знаков. Результат интеллектуального труда дизайнера в соответствии с п. 1 ст. 1477 ГК РФ может получить правовую охрану в качестве товарного знака (основания для отказа в регистрации в качестве – в ст.

1483 ГК РФ).

Для возникновения прав в данном случае необходима регистрация товарного знака в государственном реестре (ст. 1480 ГК РФ), на основании чего Роспатентом выдается свидетельство (п. 1 ст. 1481 ГК РФ). Свидетельство подтверждает исключительные права на товарный знак в отношении только тех товаров, которые указаны в свидетельстве (п.

2 ст. 1481 ГК РФ).

Мир моды: плагиат, интерпретация, цитирование?

Иногда дизайнеры создают новые, уникальные изделия – взять хотя бы известное мясное платье Леди Гаги.

Но обычно создаваемые модельерами творения являются вторичными, основанными на интерпретации или трансформации чужих идей: «Шанель подсмотрела идеи для своего фирменного стиля à la garçonne в предметах мужского гардероба начала XX века, в частности – у своего возлюбленного Артура «Боя» Кэйпела. Диор не придумал знаменитый силуэт corolle из ничего, а переработал платье с кринолином конца XIX–начала XX века, осовременив его. Скандальная коллекция Ива Сен-Лорана 1971 года была вдохновлена парижской модой 1940-х и напоминала коллаж из найденных в винтажных лавочках Левого берега вещей.

Вивьен Вествуд не раз использовала в своих работах отсылки к историческому костюму, собирая из визуальных кусочков различных эпох единую картинку (позже к этому приёму будет активно прибегать Джон Гальяно сперва в рамках собственного бренда, а затем – Dior). Идея одеть мужчин в юбки не принадлежала Жан-Полю Готье – он позаимствовал её у выдающегося стилиста Рэя Петри»[8].

Бесспорно, в подобных случаях нет никаких оснований говорить о плагиате. Отечественный историк моды Александр Васильев предлагает расценивать такие случаи как цитирование: «Плагиат – это если вы посмотрели коллекцию в Милане и на следующий год сделали в Киеве нечто подобное. А цитирование – когда вы посмотрели фильм 1955 года и сделали коллекцию в этом стиле, но под новым углом зрения, с современными тканями, кроем.

В моде это очень приветствуется»[9].

Анонимный создатель инстаграм-аккаунта Diet Prada, сделавший себе имя на разоблачениях «заимствующих чужое» кутюрье, не рассматривает в качестве нарушения прав дизайнеров копирование старых коллекций: «Мне наплевать, что кто-то скопировал жакет Balenciaga из 50-х годов. Но если речь о мужских костюмах из прошлого сезона – это совсем другое дело»[10]. Это мнение представляется достаточно спорным, но его разбор не охватывается задачами настоящей работы.

В целях настоящей работы важно обратить внимание на другое.

В сфере модного дизайна особое значение приобретает то, что является своеобразной визитной карточкой дома моды или дизайнера и повторяется из коллекции в коллекцию. И как тут не вспомнить красную подошву Кристиана Лубутена (патент на которую ему удалось получить отнюдь не во всех странах, где испрашивалась правовая охрана), три полосы Adidas (зарегистрированы как товарный знак), клетчатый узор Nova Check от Burberry (зарегистрирован как товарный знак) и др. Для правовой охраны таких «относительно вечных» результатов дизайнерского труда используются возможности, предоставляемые патентным правом (патентование в качестве промышленных образцов) и правом товарных знаков (регистрация в качестве товарного знака).

При неправомерном использовании этих объектов иными лицами правообладатели активно защищают свое право в суде. Это, например, дело Adidas v. ECCO (в рамках которого Adidas обвинил ECCO в намеренном «паразитировании» на репутации его товарного знака в виде трех полос) или другой «полосатый конфликт» – Gucci v.

Forever 21 (в котором оспаривалась правомерность использования Forever 21 в дизайне одежды сочетания синих, красных и зеленых полос, похожих на зарегистрированную торговую марку Gucci) и т.д.

Несколько иное отношение к сезонным коллекциям: как правило, дизайнеры и не пытаются получать патент на фасон, сочетание цветов, новый узор и т.д., которые создаются на один сезон, поскольку это дорого, трудозатратно и нецелесообразно.

Отсутствие патента на промышленный образец или зарегистрированных торговых марок, впрочем, не исключает для дизайнеров возможности требовать защиты прав на свой дизайн в случае его неправомерного заимствования. Так, Puma заявила о плагиате со стороны Topshop Forever 21 моделей из лимитированной весенне-летней коллекции, а Aquazzura обвинил своего конкурента Steve Madden и Иванку Трамп (дочь Дональда Трампа) в копировании популярных моделей босоножек.

Примечательно, что представитель Иванки Трамп заявил, что спорные «босоножки представляют собой модные тенденции этого сезона и не подлежат защите в качестве интеллектуальной собственности». И вот тут, действительно, начинается самое интересное.

Trend Books и другие источники «творческого» вдохновения модных дизайнеров

Современный потребитель в массе своей не слишком прихотлив и «вовсе не требует от дизайнера оригинальности – зачастую куда важнее становятся созданный вокруг марки хайп или соответствие трендам»[11]. Результатом этого стало то, что современные дизайнеры модной индустрии занимаются по сути не разработкой и внедрением собственных творческих идей, а созданием хорошо продаваемых продуктов, соответствующих актуальным модным тенденциям. В итоге мода сегодня – это «на 90 % бизнес и всего лишь на 10 % творчество, поэтому практически для каждого бренда первоочередной задачей становится продать продукт, а не произвести на свет гениальную идею, которая будет жить сквозь года»[12].

Для того, чтобы дизайн одежды/обуви/аксессуаров соответствовал модным тенденциям, дизайнеры обычно используют специализированные аналитические обзоры-прогнозы – трендбуки (англ. trend books; от англ. trend – тенденция, book – книга).

Трендбуки выпускаются агентствами модных тенденций[13] («бюро стиля») и представляют собой результат работы большого числа трендхантеров – охотников за модными тенденциями (англ. trend hunter; от англ. hunter – охотник).

В целях определения модных тенденций трендхантеры изучают региональные общественно-политические, экономические, культурные и социальные изменения, актуальные направления субкультур, появление новых взглядов у целевой аудитории и наличие у нее устоявшихся мнений и т.д.[14] Обычно при этом учитываются идеи общепризнанных законодателей моды – трендсеттеров (англ. trendsetter; от англ. to set – устанавливать, начинать), которые вводят в моду новые типы одежды/обуви/аксессуаров, новые сочетания материалов, новые комбинации цветов и проч.

Собранный региональными трендхантерами материал анализируется, и на его основе определяют 4-5 ключевых направления в моде на сезон (несколько сезонов). Затем на основе региональных прогнозов делается общий (мировой), который представляется в виде трендбука, содержащего подробный разбор модных в следующем сезоне (последующих сезонах) фасонах и силуэтах, сочетаниях цветов, фактурах тканей, разновидностей отделки, принтов и узоров, фурнитуры и проч. Хотелось бы обратить внимание, что трендбуки – это не текстуальное описание модных тенденций, а фотографии и иллюстрации (примеры см. здесь, здесь и здесь).

Трендбуки приобретаются домами моды и дизайнерами и используются при создании сезонных коллекций: в разрабатываемые модели, бесспорно, привносится что-то свое, но фундаментом являются рекомендации «бюро стиля». Именно поэтому новые коллекции ведущих кутюрье время от времени совпадают в фасонах, цветах, тканях – это объясняется тем, что при их создании использовались одни и те же трендбуки.

Иногда агентства модных тенденций составляют аналитические обзоры-прогнозы по индивидуальному заказу того или иного дома моды/дизайнера. В то же время некоторые дизайнеры, в том числе отечественные[15], не считают обязательным постоянное обращение к прогнозам трендбуков, а в своей работе над дизайном изделий опираются на запросы и потребности покупателей и используют тренды, замеченные в «уличной моде», street style блогах, Instagram и т.п. Это стало основанием для признания: «…мир моды, по сути, давно стал единым творческим пространством, чем-то вроде коллективного информационного поля.

Отправляя лодку в этот бескрайний океан, каждый должен осознавать риски»[16].

Резюмируя, можно говорить о том, что при создании сезонных коллекций одежды/обуви/аксессуаров дизайнер не может обойтись без изучения и использования обзоров модных тенденций, актуальных трендов. В этих условиях возникает резонный вопрос: может ли при создании сезонных коллекций вообще идти речь о новизне и/или оригинальности, которые требуются для регистрации в качестве промышленного образца согласно п. 2 и 3 ст. 1352 ГК РФ?

Вышесказанное позволяет дать отрицательную оценку обозначенному в начале настоящей статьи предложению о необходимости предоставить дизайну одежды/обуви/аксессуаров правовую защиту до момента его регистрации в качестве промышленного образца – с момента подачи заявки в Роспатент. Предлагаемое ко введению в ГК РФ положение явно не способно справиться с проблемой плагиата дизайнерских творений, но является почти идеальным для его применения в целях получения необоснованного преимущества и ограничения конкуренции, а также неосновательного обогащения.

Так, подав заявку на получение патента, например, на леопардовый принт или узор в горошек (при очевидности того, что такие объекты не могут быть запатентованы в качестве промышленного образца), заявитель приобретает легальное право «кошмарить» конкурентов. Он может требовать ото всех (!) лиц прекращения выпуска продукции с леопардовым принтом или узором в горошек, а также выплаты компенсации за нарушение его (заявителя) прав. По всей видимости, разработчики законопроекта даже не задумывались о судьбе взысканной компенсации в случае последующего отказа заявителю в регистрации промышленного образца.

Для решения проблем плагиата в сфере fashion design представляется правильным обратиться к изучению зарубежного опыта не в части правовой охраны интеллектуальной собственности, а применительно к регламентации пресечения недобросовестной конкуренции. В этом смысле интерес представляет, например, законодательство Испании: «В Испании, например, плагиат в модной индустрии рассматривается в соответствии со статьей о нечестной конкуренции в бизнесе. Имитация здесь является незаконной и считается плагиатом при наличии одного из 3 условий. Во-первых, должен существовать риск того, что оригинал и копию можно перепутать… Второе условие — это нечестное преимущество, которое получает производитель, копирующий изделие… И третье – это целенаправленная системная имитация, направленная на то, чтобы сместить конкурента с занимаемой им позиции в данной индустрии»[17].

Бесспорно, нет оснований слепо заимствовать чужие правовые конструкции, но учитывать их при разработке предложений по совершенствованию отечественного законодательства, вне всяких сомнений, следует.

P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:

[1] Теперь законодательно закреплено, что постановка спектакля является результатом интеллектуальной (в данном случае исполнительской) деятельности в случае, если эта постановка выражается в форме, позволяющей осуществить её повторное публичное исполнение при сохранении её узнаваемости зрителями

4 ошибки в использовании интеллектуальных прав, которые могут стоить бизнесу миллионов

Нарушить интеллектуальные права можно не только намеренно, но и случайно. А затем получить судебный иск на миллионы рублей.

Я работаю юристом по интеллектуальной собственности. И в моей практике почти каждый владелец бизнеса рано или поздно сталкивается с защитой или нарушением интеллектуальных прав. Расскажу о распространенных ошибках, на которых теряют деньги предприниматели и компании.

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Бизнесу — скидка на курсы Учебника

Эти знания помогут сотрудникам лучше жить, а компании — выразить свою заботу о сотрудниках
Не проверять название бизнеса и другие обозначения на нарушения товарных знаков

Предприниматель запускает новый проект и придумывает для него название. Заказывает дизайн, делает сайт, начинает работать. Спустя некоторое время получает претензию — оказывается, это название или похожее кто-то уже давно зарегистрировал в Роспатенте как товарный знак.

И суду не важно, случайно или специально предприниматель использовал чужой знак: отвечать все равно придется.

Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение. Чаще всего регистрируют названия компаний и отдельных продуктов, логотипы и слоганы. Роспатент регистрирует знак, если он соответствует требованиям закона и не слишком похож на уже зарегистрированные.

Регистрация действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Продлевать ее действие можно сколько угодно.

Всего в России зарегистрировано более 760 000 товарных знаков. Каждый год поступает еще около 100 000 заявок на регистрацию.

Если нарушить права на товарный знак, его владелец может обратиться в суд и потребовать компенсацию — обычно это от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Всего же могут потребовать компенсации до 5 млн рублей в пользу правообладателя или больше, если смогут посчитать двукратную стоимость контрафакта или лицензии на товарный знак. Кроме этого, суд может конфисковать товар под чужим знаком и заставить прекратить использовать чужое обозначение.

Еще на нарушителя могут написать заявление в Федеральную антимонопольную службу за недобросовестную конкуренцию — за подтвержденное нарушение могут назначить штраф до 500 000 Р .

Роспотребнадзор может оштрафовать нарушителя на сумму до 200 000 Р . Если будет полицейская проверка, возможен уголовный штраф до 300 000 Р или до двух лет лишения свободы, если правообладателю причинен крупный ущерб.

Как бывает на практике. Правообладатель товарного знака «Брадобрей», сеть барбершопов, обнаружила чужое заведение под похожим названием «Брадо_брей54». Нарушителям отправили претензию и попросили сменить вывеску, но они не отреагировали.

Тогда правообладатель обратился в суд, потребовал прекратить нарушение и заплатить 1 млн рублей компенсации.

В суде нарушитель говорил, что обозначения «Брадо_брей54» и «Брадобрей» несходны между собой, предприниматель не знал, что это слово зарегистрировано как товарный знак. Суд с такими рассуждениями не согласился. При расчете компенсации учли, что барбершоп проработал всего семь месяцев, поэтому взыскали 300 000 Р . Апелляция решение поддержала.

Как не допустить ошибку. В качестве товарного знака можно зарегистрировать почти любое слово, которое не указывает на товары и услуги. Поэтому, если название вашей компании или товара оригинальнее, чем «Шаурма» для шаурмы или «Сапоги» для магазина, надо разобраться с товарным знаком.

Если у вас есть десяток-другой вариантов названий, вы можете попробовать самостоятельно отсеять те, которые точно заняты. Как минимум нужно посмотреть по зарегистрированным знакам, поданным заявкам и международным регистрациям, действующим на территории РФ. Для этого можно воспользоваться государственной поисковой системой или любой коммерческой системой для патентных поверенных.

Бесплатными рекламными базами пользоваться не рекомендую: за полноту их баз и точность алгоритмов никто не отвечает, а как и для чего их создатели используют историю пользовательских запросов — неизвестно.

Суды и Роспатент при сравнении товарных знаков обращают внимание не только на тождественные, то есть одинаковые, обозначения, но и на сходные до степени смешения, то есть очень похожие.

Если определить одинаковые обозначения может любой человек, то для оценки сходства нужно иметь опыт хотя бы нескольких сотен регистраций — нужно уметь оценивать факторы фонетического, графического и семантического сходства, однородность товаров и услуг, а также учитывать целый ряд других обстоятельств, которые влияют на сходство. В противном случае может получиться так, что предприниматель оценит знаки как несходные, а по мнению эксперта и судов они окажутся сходными. Получается, чтобы прогнозировать результаты экспертизы Роспатента, нужно уметь думать, как эксперт Роспатента.

Патентные поверенные учатся этому годами, а потом еще и проходят в Роспатенте специальную аттестацию.

Лучше всего предпринимателю действовать в таком порядке: придумать несколько вариантов названий, передать их на проверку патентному поверенному, вместе выбрать самое перспективное и зарегистрировать товарный знак. В таком случае вы будете уверены, что права на бренд принадлежат именно вам, никто не придет с претензиями, а вы сами, если что, сможете наказать нарушителей.

Нарушить права на промышленный образец или патенты на дизайн

Интеллектуальные права распространяются и на дизайнерские решения: мебель, электронные устройства, одежду, даже здания. Дизайн можно запатентовать, а затем подать в суд на тех, кто его использовал без согласия правообладателя — полностью скопировал или сделал что-то ну очень похожее.

В России патент на дизайн называют патентом на промышленный образец. Еще существуют патенты на изобретения: ими защищают техническое решение, всякие устройства и способы — но это уже другая история.

Промышленным образцом может стать дизайн практически любого изделия. Чаще всего патентуют дизайнерские решения в таких областях: приборы и устройства, мебель, элементы интерьера, сам интерьер, одежду, обувь, украшения, упаковки, этикетки и их части, игрушки и спортивное оборудование, транспорт, архитектурные решения, шрифты, интерфейсы программ и сайтов.

Пример патента на промышленный образец из моей практики — патент на конструктор. Источник: new.fips.ru

Как бывает на практике. Предприниматель запатентовал как промышленный образец внешний вид крепежных уголков для мебели с колпачком. Спустя несколько лет патентообладатель обнаружил в чужом интернет-магазине подозрительно похожие уголки.

Оказалось, что другой предприниматель без разрешения начал продавать практически такие же уголки с колпачками в своем магазине.

Юристы засняли на видео покупку уголков, взяли товарный и кассовый чек. Нотариус составил протокол осмотра интернет-магазина, а патентный поверенный провел экспертизу, которая подтвердила использование промобразца. Патентообладатель отправил нарушителю претензию, тот не ответил. Тогда патентообладатель обратился в суд и потребовал компенсацию — 1 млн рублей.

Суд удовлетворил иск в полном объеме.

Как не допустить ошибку. Если вы выпускаете на рынок продукт, для которого разработали оригинальный дизайн, стоит посмотреть, не запатентовал ли уже в России кто-то такой же или похожий дизайн. Для этого можно попробовать самому поискать в государственной поисковой системе или обратиться к патентному поверенному, который аттестован по специализации «промышленные образцы».

Если окажется, что такого дизайна еще нигде нет, то можно выпускать товар и даже получить собственный патент, чтобы никто другой не имел права зарабатывать на вашем дизайне.

Если вы закупаете товары у поставщиков на перепродажу, стоит запросить у них патенты на промышленные образцы. У поставщика может и не быть патентов, тогда нужно будет самому выяснить, не использует ли он чужой дизайн. Иногда бывает так, что даже дизайн какого-нибудь флакона для шампуня вполне себе может быть запатентован как промобразец.

Нужно быть осторожным с товарами производства иностранных компаний. Бывает, что они вовсе не занимаются вопросами прав в других странах — просто продают товары тем, кто хочет купить. Но если патента нет, кто-то из местных дистрибьюторов может попробовать запатентовать дизайн на себя, а если ему это удастся — начнет взыскивать компенсации с конкурентов и блокировать их на маркетплейсах.

Использовать без спроса чужой контент

Любые тексты, статьи, картинки, фотографии, код, сайты — это произведения, которые защищаются авторскими правами. У каждого произведения есть свой правообладатель. Нельзя скопировать чужой текст или фотографию без разрешения правообладателя — это нарушение авторских прав.

По умолчанию правообладатель любого контента — это его автор, то есть авторские права возникают автоматически, сразу после создания текста или фотографии. Но права на использование можно передать, тогда правообладателем может стать другой человек или компания. Например, организация заказала у дизайнера иллюстрацию, заключила с ним договор.

Если все документы сделаны грамотно, то права на произведение получит организация, она же сможет судиться с нарушителем, который скопирует эту графику себе на сайт.

Как бывает на практике. Один предприниматель продавал свои курсы по ведению аккаунта в соцсетях, а в подарок к этим курсам отправлял книгу Максима Ильяхова «Пиши, сокращай» в электронной форме. Автор не давал согласия на такое использование его книги.

Да и сама копия книги была пиратской — книга «Пиши, сокращай» официально существует только в бумажной версии.

Сначала Максим сам попросил предпринимателя прекратить нарушение, но тот проигнорировал сообщение. Тогда мы провели контрольную закупку, заверили факт нарушения у нотариуса и подготовили досудебную претензию. В суд в итоге не пошли — после переговоров нарушитель заплатил автору 300 000 Р компенсации, полностью покрыл все расходы на юристов и нотариуса, а также опубликовал извинения перед Максимом в социальной сети.

Как не допустить ошибку. Использовать контент, на который у вас точно есть права: например, делать его самостоятельно или нанимать создателей. С авторами надо заключать договор, который будет предусматривать передачу исключительного права на работу вам — например, договор авторского заказа.

Еще можно публиковать контент, который авторы сами разрешили использовать в коммерческих целях бесплатно — такой контент можно найти на бесплатных контент-стоках. Главное — по умолчанию исходить из принципа, что все опубликованное имеет автора, а значит, без разрешения этим пользоваться нельзя.

Считать своими все результаты труда сотрудников

Я не раз слышал мнение, что бизнесу автоматически принадлежат права на все, что создает их сотрудник. Логика такая — если вы платите человеку зарплату, то все, что он сделал в рабочее время, становится собственностью бизнеса. Это не так.

По умолчанию авторские права на любые произведения принадлежат их создателю. Даже если он сделал их в рабочее время и пока трудился в компании, не предъявлял претензии за их использование работодателю. Эти права распространяются на все, что человек создает своим умом: дизайн, текст, код, фото, эскизы, макеты.

Если не прописать в договоре, что конкретно разрешается делать с результатами труда сотрудника и какие ограничения он соглашается взять на себя, могут возникнуть разногласия. Придется доказывать в суде, что сотрудник сделал это по заданию работодателя, что руководитель поставил ему задание создать конкретный продукт. Даже если у вас будет трудовой договор, спор может касаться отдельных задач, и без документов разбирательства в суде могут длиться месяцами.

Как бывает на практике. В Москве арт-директор уволился из дизайн-студии и открыл свою компанию. В разделе с портфолио он использовал проекты, которые делал по трудовому договору на предыдущем месте работе: логотипы, дизайны этикеток и упаковок.

Это не понравилось руководителю студии, откуда ушел арт-директор: он сказал, что у бывшего сотрудника нет никаких прав на эти работы и нельзя их использовать для рекламы другого бизнеса.

Студия отправилась в суд и потребовала, чтобы бывший арт-директор удалил произведения с сайта и выплатил компенсацию: 250 000 Р за нарушение исключительных прав и 500 000 Р за причинение вреда деловой репутации — якобы несколько клиентов отказались продолжать работать со студией, когда увидели свои логотипы в портфолио незнакомой компании.

Суд решил так: бывший сотрудник не имел права публиковать работу, поэтому с него нужно взыскать 250 000 Р за нарушение прав. А 500 000 Р за ушедших клиентов не взыскали.

Как не допустить ошибку. Нужно позаботиться о передаче прав на произведения заранее и явно прописать ограничения, на которые соглашается сотрудник.

Вот как стоит поступить:

  1. Заключить трудовой договор с сотрудником.
  2. В трудовом договоре написать, что сотрудник в целом обязуется создавать произведения, что он передает права на них работодателю.
  3. В должностной инструкции установить порядок работы.
  4. Ставить сотруднику задание на создание конкретных произведений в письменном виде — чтобы можно было потом доказать, что именно это задание точно было.
  5. Принять результат выполнения в письменном виде. Обычно копят все задачи и раз в месяц или квартал подписывают акт о выполнении и передаче прав.
  6. Использовать произведение — например, опубликовать его на сайте или передать заказчику.
  7. Выплатить служебное вознаграждение сотруднику.

Если произведения по вашему заказу создает не наемный сотрудник, а сторонний подрядчик, то общая логика передачи прав примерно такая же . Нужно заключить договор, в котором предусмотреть переход исключительного права вам, а потом зафиксировать передачу вам конкретных произведений актом: чтобы было понятно, на что именно вы получили права.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.

Произведения мебельного искусства Как защитить авторские права на элементы дизайна?

Само слово «дизайн» охватывает и такие понятия, как конструкция, проект, разработка, рисунок, план, и наброски, проекты промышленных изделий, и уже завершенный результат творческой деятельности. При этом под дизайном может пониматься и просто внешний вид изделия, и, например, сложный промышленный дизайн.

Стоит отметить, что внешний вид изделия может охраняться как авторским, так и патентным правом. Отличие в том, что авторское право охраняет форму, а патентное – содержание, то есть само художественно-конструкторское решение.

Перечень объектов авторских прав содержится в статье 1259 ГК РФ, но не является исчерпывающим. В качестве одного из вариантов охраняемого объекта там указаны «произведения дизайна». То есть можно сделать вывод, что объекты дизайна, отвечающие признакам произведений, в полной мере охраняются авторским правом.

А нормы пунктов 3 и 7 статьи 1259 ГК РФ позволяют утверждать, что способ выражения произведения, его достоинства и целевое назначение не влияют на охраноспособность. Более того, подлежат охране и незавершенные объекты, такие как наброски, проекты, макеты.

Такое мнение не раз высказывали ведущие эксперты в области права, которые отмечали, что «авторское право не распространяется на утилитарные дизайнерские решения, обеспечивая им защиту в тех случаях, когда они не зарегистрированы в качестве промышленных образцов или полезных моделей».

А как указано в постановлении ФАС УО от 01.09.2011 № Ф09-5444/11 по делу № А60-45012/2010, дизайнерское решение выражается в макете, имеющем определенное материальное выражение, а отсутствие у дизайна правовой охраны как объекта патентного права не исключает возможности использования способов, предусмотренных для защиты авторских прав.

В мебельной отрасли под защиту авторского права может попасть дизайн как образцов мебели в целом, например, стенки или кухни, так и отдельных их элементов – шкафов, тумб и даже фурнитуры. При этом компенсации за незаконное использование конкурентами элементов дизайна могут быть весьма существенными.

В судебной практике немного дел о защите авторских прав предприятиями мебельной отрасли, теме не менее, определенные прецеденты созданы. Так, в мае 2015 года Суд по интеллектуальным правам (высшая судебная инстанция по защите прав на объекты интеллектуальной собственности) рассмотрел две кассационные жалобы от миасского производителя мебельной фурнитуры. Доказательная база по ним была одна и та же, но суд вынес два противоположных решения.

Предыстория дела такова. В 2004 году компания В разработала и наладила выпуск уникальных элементов мебельной фурнитуры, а общества А и К начали производить и реализовывать аналогичные изделия, не уведомив об этом правообладателя. Руководитель компании В обратился в суд с намерением отстоять свое право на уникальный дизайн изделий.

Компания подтвердила свои авторские права на изделия приказом руководителя на их разработку, чертежами и эскизами изделий, разработанными дизайнером компании. А доказательством перехода исключительных прав от дизайнера к предприятию служили трудовой договор с работником компании и должностная инструкция, в которой был прописан переход прав на объекты интеллектуальной собственности в пользу предприятия.

Несмотря на представленные доказательства, суды первой и второй инстанций в удовлетворении исковых требований В отказали, мотивируя это тем, что изделия, о которых идет речь, не являются объектами авторского права и их следует защищать как объекты патентного права, а приказ не подтверждает возникновения авторского права.

На решения судов были поданы кассационные жалобы в Суд по интеллектуальным правам (СИП). В качестве ответчика по первому делу (№ А76-12136/2014) выступала компания А.

Судьи СИП продемонстрировали действительное понимание вопроса и настоящий профессионализм. Сам судья сказал ответчику, что в ГК РФ есть понятие «презумпция авторства», которое означает, что автором произведения является тот, кто первым обратился в суд за защитой своих прав. Он считается таковым до тех пор, пока не будет доказано обратное. Именно так гласит закон.

Ответчик обратного не доказал. Кроме того, СИП указал на то, что суды первой и второй инстанций сделали неверные выводы о том, что данные объекты могут защищаться лишь нормами патентного права и не являются объектами авторского права, и направил дело на новое рассмотрение.

В ходе рассмотрения второго дела (№ А76-12233/2014) истец привел те же доказательства, что и в первом деле. Теперь суд рассматривал дело, руководствуясь нормами не авторского, а патентного права, и совершил ряд грубейших ошибок. Суд, не разобравшись, к чему все-таки относится объект спора и, не задавая вопросов, выносит решение: в иске отказать!

Отказом в удовлетворении иска о новом рассмотрении дела закончился и судебный процесс в Арбитражном суде Челябинской области. И это несмотря на готовность истца представить дополнительные доказательства и привлечь в процесс автора изделий. Таким образом, прецедент (хоть и ошибочный) создан, и это исключает возможность рассмотрения дела по существу.

Добавим, что при отстаивании своих авторских прав не стоит полагаться только на защиту суда. Отстоять свою правоту можно лишь используя ресурсы и возможности как правоохранительных органов, в том числе МВД, таможни, УФАС, так и членов общественных организаций и объединений. Именно к такому выводу пришли участники круглого стола в Южно-Уральской торгово-промышленной палате с участием представителей госорганов, юристов и адвокатов, которые выступили в защиту истца – производителя мебельной фурнитуры В.

Фото тоже защищено

Стоит отметить, что объектами охраны авторским правом могут быть не только сами образцы мебели или фурнитуры, но и их фотографии. Так, в конце прошлого года Суд по интеллектуальным правам рассматривал дело о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотопроизведения.

По заказу компании предприниматель изготовлял мебель, фотографировал выполненные им работы и размещал фото в интернете. Обнаружив их на сайте заказчика без указания авторства и источника заимствования, предприниматель потребовал компенсации. Иск был удовлетворен. Ответчик оспаривал авторство истца, а также факт размещения им «спорных» фотографий на своем сайте, однако истец представил договор подряда с ответчиком, эскизы к этим договорам, USB-носитель с фото. При этом в скриншотах свойств файлов фотоизображений отражены дата и время съемки.

Они совпадают со сроками выполнения работ. Скриншоты также подтверждают размещение фотографий ответчиком на своем сайте.

В итоге СИП оставил без изменения решения нижестоящих судов и поддержал их выводы о том, что использование ответчиком фотографий, обладателем исключительных прав на которые является индивидуальный предприниматель, не признан допустимым случаем свободного использования произведений.

В двойном размере!

Но, пожалуй, самым важным является вопрос суммы компенсации за незаконное использование чужого произведения или его изображения, в данном случае – образцов мебели или их фотографий. Стоит отметить, что они могут быть весьма существенными – от 10 тысяч до 5 млн рублей или вплоть до двойной стоимости кухонного гарнитура или мебельной стенки.

Причем значительные компенсации могут взыскиваться по суду даже на основании всего одной неправомерно размещенной фотографии. Так что производителям и продавцам мебели стоит быть аккуратнее с размещением в своих каталогах фотографий, ведь как показывает судебная практика, «итоговая цена» такого размещения может быть несоразмерна полученной прибыли. Стоит однажды «вложиться» в профессиональную фотосессию, не забыв про документальное оформление деловых отношений с фотографом и авторских прав на снимки, чем выплачивать ему потом многотысячные компенсации по решению суда.

В то же время нелишним будет отслеживать «судьбу» сделанных по вашему заказу фотографий, чтобы они потом не «всплыли» в рекламных материалах конкурентов. А если вы обнаружите такой факт, смело подавайте в суд, который, при наличии существенных доказательств, скорее всего, будет на вашей стороне.

Статья 1259 ГК РФ с комментариями.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ»

Постановление ФАС УО от 01.09.2011 N Ф09-5444/11 по делу N А60-45012/2010.

Дела СИП № А76-12136/2014, № А76-12233/2014 и А04-488/2019.

Авторские права художника

Авторские права художников подлежат охране, как и права авторов других произведений. Однако в отношении авторских прав художников есть некоторые нюансы, которые, порой, вызывают вопросы и требуют разъяснений.

В этой статье мы поговорим об авторских правах художников в форме «вопрос-ответ».

1 Какие авторские права есть у художника?

Как и автору любого другого произведения, художнику принадлежит весь комплекс авторских прав и еще кое-какие специальные права, относящиеся только к авторам произведений изобразительного искусства. А именно:

  • Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.
  • Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
  • Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.
  • Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.
  • Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.
  • Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.

Два последних права (доступа и следования) – это специальные права, которыми могут пользоваться авторы не всех произведений. О них подробнее мы поговорим ниже.

2 Когда возникают авторские права художника и как их зарегистрировать?

Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов).

Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.

3 Как долго действуют авторские права художника?

Авторские права на картину охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. Отсчет 70 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Например, если художник умер 2 января 1999 года, то авторское право на его картины будет действовать до 1 января 2070 года.

4 Кто обладает правами на картину, которая была создана художником на заказ?

Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа. Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.

5 Что происходит с авторскими правами на картину, если художник ее продает?

Это, опять же, зависит от договора, по которому происходит купля-продажа картины (договор купли-продажи). Стороны могут зафиксировать в договоре, что исключительное право на картину одновременно с продажей ее оригинала переходит к приобретателю оригинала. А могут оставить исключительное право у художника.

Если переход исключительного права к приобретателю в договоре не оговорен, то исключительное право остается у художника. Пункт 2 ст.1291 ГК РФ предусматривает, что если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть, даже оставаясь правообладателем картины, художник не вправе помешать обладателю оригинала выставлять картину.

6 Что такое право доступа?

Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести. При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.

7 Что такое право следования?

Это право автора картины, продавшего ее оригинал, на получение процентных отчислений (роялти) при каждой перепродаже этого оригинала, если в такой сделке в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин).

Это право установлено в ст.1293 ГК РФ. Роялти выплачиваются автору указанными лицами в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, должны предоставляться сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 №285). Он составляет:

  • При цене перепродажи до 100 000 руб. – вознаграждение составит 5% от цены перепродажи.
  • При цене перепродажи от 100 000 руб. до 1 700 000 руб. – вознаграждение составит 5 000 руб. + 4% от суммы, превышающей 100 000 руб.
  • При цене перепродажи от 1 700 000 руб. до 7 000 000 руб. – вознаграждение составит 69 000 руб. + 3% от суммы, превышающей 1 700 000 руб.
  • При цене перепродажи от 7 000 000 руб. до 12 000 000 руб. – вознаграждение составит 228 000 руб. + 1% от суммы, превышающей 7 000 000 руб.
  • При цене перепродажи от 12 000 000 руб. до 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 278 000 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 000 000 руб.
  • При цене перепродажи свыше 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 305 500 руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17 500 000 руб.

Кстати, стоит заметить, что данная норма и, соответственно, размеры вознаграждений относятся не только к художникам, но и к авторам авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.

8 Существуют ли организации по коллективному управлению правами художников и какова их роль?

Да, такие организации существуют. Основная цель таких организаций – это отслеживание фактов использования произведений, сбор с пользователей вознаграждений, причитающихся авторам, и перенаправление этих вознаграждений авторам за вычетом своего процента «за услуги».

Организации по управлению правами на коллективной основе бывают аккредитованные государством и не аккредитованные. Для художников существует 1 организация, имеющая государственную аккредитацию, а также множество других, не имеющих такой аккредитации.

Организация, имеющая государственную аккредитацию, занимается, прежде всего (и на основании предоставленной аккредитации), управлением правом следования. Помимо управления правом следования эта организация может заниматься также управлением иными авторскими правами авторов произведений изобразительного искусства.

Организации, не имеющие государственной аккредитации, могут на основании заключенных с авторами договоров управлять различными авторскими правами художников.

Стоит отметить, что согласно ст.1242 ГК РФ, основанием для полномочий организации по коллективному управлению является договор. То есть автор, если он хочет поручить управление своими авторскими правами такой организации, обязан заключить с ней договор. Однако это правило не распространяется на организации, имеющие государственную аккредитацию. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

То есть даже если у Вас нет договора с аккредитованной организацией, она все равно сможет представлять Ваши интересы, собирать причитающееся Вам вознаграждение, оставлять себе процент, а остальное перечислять Вам. Если Вы не хотите, чтобы аккредитованная организация это делала или хотите, чтобы это делала другая организация, то Вам нужно написать соответствующее заявление об изъятии Ваших произведений из реестра организации.

По состоянию на 14 декабря 2020 года единственной аккредитованной государством организацией, осуществляющей управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей литературных и музыкальных произведений является «Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС». Полный список всех аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе (по разным направлениям творчества и видам прав) можно найти на портале открытых данных Министерства культуры РФ (вкладка «Таблица»)

9 Полежит ли охране индивидуальный авторский стиль или техника художника?

Нет – стиль и техника защите не подлежат. Дело в том, что согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Стиль рисования – это способ решения задачи, метод или способ рисования. Поэтому у автора отсутствует возможность запрещать кому-либо осуществлять творческую деятельность в той же стилистике и теми же методами, даже если эта стилистика или методы были Вами изобретены.

10 Можно ли выкладывать свои картины в интернет и не бояться кражи и плагиата?

Никакой автор или правообладатель не может быть на 100% избавлен от риска нарушения авторских прав. Риск есть всегда, просто нужно, во-первых, принять превентивные меры, которые сделают нарушение максимально некомфортным, а во-вторых, подготовиться к тому, что когда-нибудь может настать момент, когда потребуется отстаивать свои права и нужно до этого момента запастись доказательствами заранее. Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, все объекты авторских прав, выложенные в интернете в открытом доступе, тоже находятся под охраной. Их нельзя просто так брать и использовать, ссылаясь на то, что они в открытом доступе.

То есть Ваши работы, выложенные, например, на Вашем сайте и проиндексированные поисковиками, подлежат охране.

Чтобы снизить риск неправомерного использования, изображения можно снабдить водяными знаками, проставить на них знак охраны авторского права ©, имя автора, год первого опубликования. Также я всегда рекомендую сразу после создания произведения еще до того, как оно будет где-то выложено или кому-то показано, осуществить его депонирование. Это существенно облегчит процесс доказывания в случае судебного спора.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

admin
Оцените автора
Ракульское