Заочная форма обучения в школе

Обучаться дома или в школе — выбор каждого ребенка и его родителей (законных представителей). Сейчас для этого не нужны справки от врача и особые причины. Какие формы домашнего обучения существуют и как на них перейти — рассказывает юрист Светлана Ковалева.

Вопрос. Мы хотим перевести ребенка на заочное обучение в школе. Скажите, как это можно сделать в этом году?

И можно ли подавать заявление сейчас, уже после начала учебного года?

Ответ. Родитель обязан обеспечить получение ребенком основного общего (1–9-й классы) образования, при этом выбор формы обучения — право родителей или законных представителей (с учетом мнения ребенка) либо право самого обучающегося по достижении 18 лет.

Закон «Об образовании в РФ» предусматривает два основных варианта получения общего образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций.

Обучение в организациях

В законе «Об образовании» официально нет понятия «надомное» (домашнее) обучение, но, исходя из толкования различных подзаконных актов, такой вариант возможен для детей, которые не могут ходить в школу по состоянию здоровья. В Приказе Минздрава № 436н от 20.06.2016 года есть перечень из 60 заболеваний, которые могут стать причиной для выбора такой формы обучения. Это ситуация, когда вы не хотите терять связь со своей школой и формально ребенок числится в данном образовательном учреждении. Тогда школа несет ответственность за организацию учебного процесса и за качество образования. Для учащегося составляется индивидуальный учебный план, и учителя приходят к нему домой.

Этим занимается школа, ближайшая к месту проживания семьи.

Чтобы перевести ребенка на надомное обучение, необходимо:

  1. Взять медицинскую справку у участкового педиатра о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ (медико-социальная экспертная комиссия).
  2. Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о «надомном» образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
  3. Если ребенку необходим индивидуальный учебный план, то родители или законные представители подбирают его совместно с завучем или директором школы. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
  4. На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
  5. Родители получают журнал, в котором учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося.
  6. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.
Почитать  Использование материнского капитала

Обучение вне образовательных организаций

В этом случае ребенок не является учеником конкретной школы, вся ответственность за организацию и качество обучения лежит на родителях (законных представителях). Школа отвечает лишь за процесс аттестаций (в случае, если обучающийся прикреплен в качестве экстерна к данной школе). Здесь два варианта:

1. Семейное обучение

  • возможно с 1-го по 11-й класс;
  • ребенок обучается в семье;
  • родители самостоятельно выбирают программу обучения (из числа существующих программ, основанных на государственных образовательных стандартах);
  • родители решают, кто именно будет обучать ребенка (репетиторы, сами родители и т. д.);
  • родители занимаются вопросом прикрепления обучающегося к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • родители несут полную ответственность за качество обучения.

Семьи, где дети получают семейное образование, имеют право на:

  • бесплатные учебники и пособия из школы, к которой они прикреплены для прохождения аттестаций;
  • бесплатные учебники и пособия от органа местного самоуправления в случае, если ребенок не прикреплен ни к какой школе;
  • бесплатное прохождение промежуточных и итоговых аттестаций;
  • возможность посещения выборочных уроков в школе, к которой они прикреплены;
  • возможность бесплатного освоения дополнительных образовательных программ, реализуемых школой, к которой они прикреплены.

Для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Она может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Читайте также:

Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)

Вопрос о переходе на обучение в форме семейного образования решается родителями с учетом мнения ребенка. В какой форме должно быть выражено мнение, в законе не оговаривается. Этот вопрос обучающимися решается самостоятельно по достижении 18 лет.

Для перехода на семейное образование необходимо:

  1. Уведомить Департамент или Управление образования по месту жительства о выборе/смене формы обучения. До достижения обучающимся возраста 18 лет или до получения им аттестата об основном общем образовании это делают родители с учетом мнения ребенка. Далее — сам обучающийся. Именно эти органы ведут учет форм обучения на своей территории. Уведомление органов местной власти по месту жительства обязательно. Это можно сделать в любое время (перед началом учебного года, в середине и т. д.), но время на ответ может занять от недели до месяца.
  2. Если ранее ребенок учился в школе — обратиться к директору с заявлением об отчислении. Это тоже можно сделать в любое время.
  3. Выбрать школу для прикрепления в качестве экстерна (для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций). Это можно делать только в специально аккредитованных школах (список можно узнать при выполнении 1 пункта). Кстати, проходить аттестацию (прикрепиться в качестве экстерна) можно не только в школе, но и в вузе, имеющем соответствующую аккредитацию. Планы и график аттестаций устанавливает школа, а если аттестация не пройдена, возникает академическая задолженность.

Вернуться к традиционной форме обучения в школе можно в любой момент. Отказать школа не имеет права.

2. Самообразование

Это вариант, когда ответственность за организацию обучения лежит на самом обучающемся. Самообразование возможно в 10–11-м классах. Решение принимают родители с учетом мнения ребенка, по достижении 18 лет — обучающийся самостоятельно.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме.

Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Фото: Shutterstock / Mariia Korneeva

Заочное обучение в школе: как перевестись и не сойти с ума

Очная форма обучения подходит не всем школьникам. Иногда дети по состоянию здоровья или семейным обстоятельствам не могут посещать школу каждый день. В таких случаях родители ищут альтернативу и часто выбирают заочную форму обучения.

О том, чем хороша «заочка», как на нее перейти и какой формат выбрать разбираем вместе с «Онлайн-школой № 1».

Что такое заочное обучение в школе

Заочная форма обучения предполагает, что ученик продолжает числиться в своей школе, но родители сами составляют план обучения, подбирают методические материалы и занимаются с ребенком дополнительно, если это необходимо.

Школа отвечает за доступность учебной литературы, возможность сдать экзамены и получить аттестат. Контрольные работы и экзамены проходят по графику школы, в соответствии с образовательной программой. Как к ним готовиться — личная ответственность ученика.

Он может заниматься с репетитором, родителями, самостоятельно или онлайн.

При переходе на заочную форму, ученик автоматически считается экстерном и волен по запросу пройти программу быстрее одноклассников и раньше аттестоваться. Например, программу 10-11 класса освоить за один учебный год.

Даты для аттестации в индивидуальном режиме выбирают родители. Ученику не нужно быть в школе в день официального экзамена. Он сдает его по договоренности, иногда дистанционно.

Перейти на «заочку» разрешается в любом классе и в любой момент. Вернуться к стандартной очной форме обучения также можно по желанию.

Отличия заочного обучения от семейного

«Заочка» похожа на другой альтернативный формат обучения — семейное образование. И в том и другом случае детям не нужно ходить в школу. Но между ними есть принципиальные отличия.

  1. На заочном обучении ученик осваивает программу школы и числится в ней. На семейном родители сами выбирают учебную программу, исходя из собственных предпочтений и интересов ребенка.
  2. На «заочке» ребенок получает методические материалы и пособия от школы и имеет право посещать школьную библиотеку. На семейном обучении эта опция отсутствует. Все учебники и пособия родители приобретают самостоятельно.
  3. При заочном обучении школа отвечает за успеваемость ученика, результаты его промежуточных и итоговых аттестаций. При семейном ответственность за получение знаний целиком возложена на ребенка и его родителей. Как и за результаты ЕГЭ в выпускном классе.

Кому подойдет «заочка»

Заочное обучение будет удобно одаренным детям, которые осваивают программу быстрее сверстников и показывают высокие результаты на контрольных и олимпиадах. Или семьям, которые часто переезжают.

Заочное обучение поможет избежать отставания и слишком высоких нагрузок ученикам, родители которых делают ставку на их спортивную или музыкальную карьеру. В этом случае график тренировок и занятий будет идти в разрез с уроками в школе.

«Заочка» также подойдет семьям, которых не устраивает уровень преподавания в школе, или они считают, что к их ребенку нужен индивидуальный подход.

Как перейти на заочное обучение

Чтобы перейти на заочку, родители пишут заявление на имя директора школы и в Департамент образования. В нем указывает причину перехода: она может быть любой, это, скорее, формальность. Заявление носит характер уведомления. Получать специальное разрешение не нужно.

Семья выбирает ту форму обучения, которая ей подходит.

Школа и родители заключают договор о заочной форме обучения. В нем указывают график промежуточной и итоговой аттестации.

Родителям нужно в деталях выяснить, как будет проходить обучение: нужно ли ребенку посещать дополнительные занятия, где получить программу и учебный материал по ней, как будет проходить аттестация —задать все интересующие вопросы.

Как организовать учебный процесс

Родители сами решают, может ли их ребенок заниматься самостоятельно, или ему нужна помощь репетиторов или онлайн-курсы.

Если учиться самостоятельно, стоит продумать рабочее место ученика и составить четкий график занятий и отдыха.

В документе федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 апреля 2020 года «О рекомендациях как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении дома» указано, что ставить компьютер или ноутбук желательно на расстоянии 600-700 мм от глаз школьника.

Свет на рабочее место должен падать с левой стороны для правшей и с правой — для пишущих левой рукой. На столе не должно быть посторонних предметов.

Следует подумать и о мотивации ученика. Он учится один, и ориентироваться в такой системе можно только на себя. Поэтому родителям полезно отмечать сильные стороны ребенка и поддерживать его в трудные моменты.

Один из способов — ввести систему поощрений: в конце рабочего дня ребёнок может получать что-то приятное или собирать наклейки, чтобы в конце недели, например, пойти с родителями в кафе.

Значительно снизить нагрузку и правильно организовать время учёбы и отдыха поможет визуальное расписание дня. Так ученику будет проще ориентироваться во времени и равномерно распределять свой ресурс.

Если ребенку понадобится репетитор, выбирать его нужно тщательно, обращая внимание на опыт работы с заочниками, стиль преподавания и средний балл учеников на экзаменах.Для более системного подхода к обучению можно перевести ребенка в онлайн-школу.

Обучение в онлайн-школе

Исследования, проведенные в США в 2019 году, показывают, что эффективнее всего учиться чему-то новому получается в коллективе, в ситуации общения. Онлайн школа формирует такой контекст: в организации процесса обучения участвуют не только родители, но и персональный куратор, методисты и преподаватели. Дети получают знания по предметам, решают контрольные и тесты, готовятся к ЕГЭ и ОГЭ.

Ребенок получает индивидуальный образовательный маршрут, написанный с опорой на его цели, посещает живые уроки с преподавателями, имеет постоянный доступ ко всем материалам по темам.

Личный кабинет на онлайн-платформе позволяет общаться с учителями и сверстниками. В нем можно отслеживать динамику обучения и всегда пересмотреть прохождение программы с куратором.

На сайте «Онлайн-школы № 1» вы можете найти подробный гайд по юридическим вопросам онлайн-обучения, а также записаться на бесплатный вебинар по заочному обучению.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Я учусь в школе на заочке (и ни о чём не жалею)

Про семейное образование говорят часто, а про заочное — значительно реже. Однако у них много различий и сложностей как для детей, так и для учеников. Наш новый блогер, ученица 11-го класса Иванна, рассказывает, как проходит обучение вне школы.

Меня зовут Иванна, мне 17 лет, в этом году я оканчиваю 11-й класс. Последние два года я учусь в школе заочно. Сразу хочу обратить ваше внимание: у заочной формы нет золотого стандарта, от школы к школе, от человека к человеку опыт может различаться.

Статья адресована ученикам.

В пункте 3.1 статьи 44 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ указано: «Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать, помимо всего прочего, формы получения образования и формы обучения» (после 9-го класса выбирать может ребёнок). В статье 17 того же закона закреплено, что «образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очная, очно-заочная, заочная формы) и вне них (семейное образование и самообразование), при этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

Семейную и заочную формы часто путают, разница — в двух пунктах

У семейной формы образования больше свободы. Семья сама решает, как обучаться, с какой скоростью, когда проходить аттестации, контакт со школой сведён к минимуму.

Заочный процесс обучения во многом определяется школой, заочникам приходится чаще пересекаться со школьной системой образования.

На семейном обучении ученик прикрепляется к школе только на время аттестаций. На заочном же ученик прикреплён к школе всё время — отсюда и ограниченность выбора.

Как всё устроено?

Заочное обучение бесплатно и работает по простому принципу: ученик самостоятельно овладевает программой и с определённой периодичностью проходит аттестации по каждому предмету (это может быть раз в четверть, каждые полгода или раз в год — определяет школа), финальная оценка является годовой, а ОГЭ и ЕГЭ сдаются вместе с очниками.

Аттестации — это те же контрольные. Я прохожу их раз в год по заранее оговоренному графику, при этом мне доступны четыре консультации с учителем по каждому предмету. В среднем получается сдать один, два или три предмета в месяц. Чтобы изучить материал, я пользуюсь учебниками из школьной библиотеки и интернета, обращаюсь к образовательным курсам и сайтам («Решу ЕГЭ», «Фоксфорд», «Инфоурок», Stepik, Arzamas и другие).

Родители во всём этом не участвуют, я занимаюсь сама.

До этого я училась восемь лет в частных школах и один год в государственной. Перешла на заочное обучение по простым причинам:

  • напряжённая и давящая атмосфера в школе;
  • увлечения, которым хотелось уделять больше внимания;
  • нерациональное использование времени, когда я находилась в школе.

Под последним пунктом я подразумеваю две проблемы. Первая — это сильная загруженность из-за шести-семи уроков и времени на домашнее задание после. Вторая — программа по многим предметам сильно размазана, потому что в классе собраны самые разные ученики, обучить нужно всех, но при сосредоточенном изучении материал можно пройти гораздо быстрее.

Нужно ли вам заочное обучение?

Заочное обучение подойдёт тем, кому по тем или иным причинам сложно или некомфортно посещать занятия очно. Например, из-за состояния здоровья, психологической обстановки в учебном заведении, профессионального занятия спортом или иной деятельности. Впрочем, вы можете перейти на заочное и без особых причин — просто потому, что захотите.

Однако одного желания и/или весомых причин недостаточно. Заочная форма обучения освобождает время, даёт свободу в графике, воспитывает самостоятельность, но взамен требует самодисциплины, силы воли, умения учиться, знаний. Вряд ли вы сможете самостоятельно освоить программу, если до этого учились средне, что-то пропускали, рассчитывали на удачу или постоянно списывали.

На заочном такое не сработает: тут вы либо знаете, либо нет.

Читайте также:

Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Будучи заочником, вы сам себе начальник. Только вы отвечаете за результат обучения. Заочное обучение — это большая ответственность, которую несут не учителя, не школа, не родители, а ученик.

Многим на самом деле лучше на очном, потому что, помимо высокого проходного порога, есть и минусы, которые могут оказаться критическими. На заочном обучении нет одноклассников, с которыми можно поболтать или прогуляться после школы, поэтому, если вне учебного заведения у вас нет компании, вам быстро станет одиноко. Если вы ничем, помимо школы, не занимаетесь и никуда не ходите, появится огромное количество свободного времени, которое нужно занять. Если у вас возникают трудности с освоением материала, то, кроме нескольких часов консультаций, не будет никого, кто мог бы помочь. В старшей школе готовятся к ЕГЭ, и школа играет в подготовке не последнюю роль.

Без неё будет тяжелее.

Заочное обучение не для всех, и это нормально. Ситуации и люди бывают разные. Если вы чувствуете, что это как раз то, что вам нужно, не бойтесь неизвестного, обращайтесь к школе, договаривайтесь и учитесь с комфортом.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Khomenko Maryna)

Это ваши права: всё про семейное и заочное обучение

Сейчас у детей есть множество доступных форм обучения в школе. Есть даже такие, когда в школу ходить не надо. Наш блогер Мария Осипенко поговорила со специалистом по СО Татьяной Морозовой, которая объяснила, в чём разница между семейным и заочным обучением.

Действующее законодательство об образовании, при всех его недостатках и противоречиях, предоставляет родителям и ученикам огромные возможности, которых нет во многих «прогрессивных» странах, например, во Франции или в Германии.

Самое важное — знать свои права и грамотно ими пользоваться. Председатель Московской коллегии адвокатов, специалист по семейному образованию, мама троих учеников на семейной форме обучения Татьяна Морозова рассказала, на что родителям следует обратить внимание.

Многообразие форм обучения и образования

Помимо очного обучения в школе (самый распространенный вариант), закон «Об образовании в РФ» установил такие формы, как заочное, семейное, а также допустил возможности их совмещения. Свобода выбора форм получения образования — большое преимущество как для учеников, так и для родителей.

На законодательном уровне закреплена возможность ученика не посещать школу, сдавать аттестации раз в год и тому подобные вариации. Тем не менее, в юридической практике постоянно возникают ситуации, где две стороны, родители и представители госорганов, фактически сталкиваются лбами в повседневной жизни, появляются вопросы: кто виноват и что делать?

Количество контрольных для всех форм обучения

Самый главный вопрос, который волнует родителей и детей, сколько контрольных может быть в школе и как часто. Этот вопрос — предмет договоренности школы и родителей.

Решающее слово тут за администрацией школы, правда, есть важное «но». В школе должны быть приняты локальные акты, в которых отражены все аспекты обучения на каждой из форм обучения. Сюда входят вид аттестации (тест, диктант и так далее), частота и другие нюансы.

Эти документы должны быть в открытом доступе на сайте школы.

Родитель должен понимать, какую услугу окажет школа и в каком виде, прежде чем утверждать договоренности и начинать работать. Если родителя смущают требования, предъявляемые к ребёнку в рамках аттестаций и процесса в целом, например, требования кажутся завышенными, то сначала необходимо изучить локальные акты школы. Если их нет в открытом доступе, то школа не может предъявлять требования к ученику.

Обучение и аттестации для «очников» и «заочников»

Родителям важно разобраться в форме обучения, которую они выбрали для ребёнка, поскольку она влияет на права и обязанности детей и их родителей, в частности, на взаимодействие со школами и департаментом образования.

По закону «Об образовании», ученики очной формы обучения, заочной и совмещенной, а также ученики, обучающиеся на дому по медицинским показаниям, являются учащимися. На обучение этих детей выделяется государственное финансирование, соответственно, государство через школу контролирует процесс обучения и проводит срезы знаний, иногда не связанные напрямую со школьной программой.

Учащиеся числятся учениками конкретной школы, которая имеет лицензию и чёткую образовательную программу. Школа несёт ответственность перед государством за качество обучения и процесс проведения аттестаций. Школа выбирает уровень нагрузки, частоту контроля, глубину освоения материала.

Это регулируется локальными актами в рамках законодательства.

Читайте также:

30 минут за партой вместо пяти часов. Как папа организовал для сына обучение на дому

Сначала разберемся с учащимися-«очниками», поскольку здесь тоже возникает много вопросов с контрольными и аттестациями. Учащиеся не могут в отказаться от изучения школьных предметов и от обязательных государственных работ: ВПР, МЦКО, КДР и других. Правда, можно принести документ из музыкальной школы или иной организации с лицензией о прохождении предмета там.

В столице на этот счёт действует инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 5 сентября 2018 г. № 01-02.49.8701/18 и Департамента культуры города Москвы от 5 сентября 2018 г. № 09.01.9813/8-1 о порядке зачёта результатов обучающихся, получающих музыкальное и (или) художественное образование в государственных учреждениях дополнительного образования, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, при обучении в государственных образовательных организациях, реализующих программы начального общего и основного общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Вариант «зачесть» оценку по предмету, пройденному в иной организации (общеобразовательной организации — школе, центре МЦКО и так далее), тоже допустим и не вступает в противоречие с законом. Это касается не только музыки, рисования, а всех учебных предметов. Как следует из пункта 7 части 1 статьи 34 ФЗ «Об образовании», право на «зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Легче всего в этом случае договориться с теми школами, в программе которых нет изучаемого предмета (например, китайский язык), а родители хотят, чтобы он входил в аттестацию. В этом случае учащийся может аттестоваться по китайскому в другой организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности (частной или государственной школе), а «родная» школа вносит результат в аттестат.

Бывает, что учителя, предмет и программа есть, а учащийся не хочет продолжать обучение у конкретного учителя и оформляет переход на заочное обучение по предмету. Аттестацию в этой школе по этому конкретному предмету он тоже может не сдавать. Можно сдавать предмет в иной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности. Школы не всегда охотно соглашаются на такие варианты. Одна из причин — отсутствие информации о правомерности таких действий.

В этом случае родителям нужно донести до администрации свою позицию, ссылаясь на содержание уже упомянутого закона «Об образовании».

Ещё раз подчеркну: если частная школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, то результаты экзаменов (зачётов) будут учтены в аттестате государственной школы.

Если лицензии нет, то и справки из такой школы не будут действительными для государственной школы и аттестации

«Заочники» также обязаны писать ВПР, МЦКО и прочие работы, но могут не посещать занятия в школе, либо посещать их выборочно, например, только лабораторные работы. Также они могут консультироваться с учителями, пользоваться школьной библиотекой.

Обучение и аттестации для детей на СО

Дети на семейной форме обучения, прикреплённые к школе на период прохождения аттестаций, имеют статус экстернов. Образовательная организация несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, но не за качество обучения. На семейном обучении вся ответственность за качество и полноту знаний ложится на родителей, что является главным отличием от иных форм обучения детей.

Родители детей на семейном образовании имеют право участвовать в выборе аттестаций, их вида и периода. Такая возможность предоставлена Письмом Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»: «Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учётом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала».

К сожалению, у родителей, чьи дети на семейном образовании, возникает больше всего проблем с недопониманием своих прав. Начинается всё, когда в школу подают заявление о выборе для ребёнка семейной формы обучения с просьбой выдать личное дело на руки.

Личное дело могут не отдавать, мотивируя тем, что ребёнок обязан быть прикреплен к школе, невозможно ребёнка просто взять и открепить в никуда. В категоричной форме представители школы требуют справку о прикреплении к другой школе, иногда доходит до угроз обратиться в органы опеки, прокуратуру и так далее. К сожалению, такие случаи встречаются довольно часто, но они неправомерны.

Согласно закону «Об образовании», промежуточная аттестация ребёнка на семейном образовании — право, а не обязанность

Родитель может не прикреплять ребёнка к школе немедленно, это не ученик в привычном понимании. Достаточно прикрепить ребёнка только на период аттестаций. Срок, когда родителю необходимо прикрепиться, в законе не указан.

Следовательно, личное дело и медкарту школа обязана отдать незамедлительно, получив заявление от родителя. Иных трактовок быть не может.

Теперь рассмотрим вопрос о проверке семей, в которых дети находятся на семейном образовании. Сам факт того, что ребёнок учится дома, без прикрепления к конкретной школе, не является основанием для проверки со стороны госорганов. Никто не имеет права требовать отчётности по учёбе ребёнка.

Злостное нарушение частной жизни, прав и свобод недопустимо и квалифицируется как превышение должностных полномочий, проявление угроз и запугивания. За подобные действия можно привлечь как к административной ответственности, так и к уголовной (как преследование).

Что делать?

Повышать правовую грамотность, в первую очередь, у родителей. Полезно организовать централизованные сессии с заинтересованными представителями школ и госорганов, с участием юристов, адвокатов и других экспертов, реально разбирающихся в вопросах различных форм образования.

Из ФЗ «Об образовании»:
  • ученики имеют право на зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34);
  • школы вправе реализовывать свои образовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ч. 1 ст. 13), то есть с использованием ресурсов нескольких образовательных и даже научных, культурных, спортивных, медицинских организаций, между которыми заключены соответствующие договоры (ч. 1-2 ст. 15).

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Unsplash (Markus Spiske)

Заочное обучение в школе по новому закону об образовании доступным языком

Заочное обучение в школе по новому закону об образовании

Сегодня статья посвящена теме: «Заочное обучение в школе по новому закону об образовании». Разберем что такое заочное обучение в школе, кому подходит, как перейти на него, чем отличается от семейной и дистанционной формы обучения.

Заочное обучение в школе — что это простыми словами

Заочное обучение в школе — это одна из форм получения образования. На заочном обучении ребенка зачисляют в школу, при этом ходить каждый день в школу нет необходимости. Ребенок обучается на дому.

Заочникам выдаются учебники, также им положены консультации учителей. Сдавать различные контрольные и проверочные работы нужно строго по графику школы. Ответственность за успеваемость заочника несёт образовательная организация.

Хоть данная форма обучения и регламентирована новым законом «Об образовании в РФ», мало кто из родителей знает, что есть такая форма обучения в школе. А даже кто знает о её существовании, навряд ли встречали детей обучающихся в школе на заочном обучении.

Вопрос почему? Далеко не все школы реализовывают заочную форму обучения. Чтоб привести закон в действие должны быть соответствующие локальные акты в школе.

Если их нет, то школа не предоставляет заочную форму обучения. В общем как-то так…

Когда мы обратились в свою школу с вопросом о заочном обучении, то получили ответ, что можно учиться только на домашнем обучении по состоянию здоровья или на семейном с отчислением из школы.

Посмотреть документы о том, предоставляет ли школа данную форму обучение можно на сайте. Конечно можно спросить и напрямую у администрации школы.

Чем отличается заочное обучение от семейного

Ребенок обучается на дому и на заочном обучении и на семейном, но есть главное отличие. На заочной форме обучении ребенок зачислен в школу, обучается по программе школы, проходит все аттестации по плану школы и ответственность за обучение соответственно тоже несёт школа. Менять программу обучения и график аттестаций нельзя!

Нельзя учиться в своем режиме!

А на семейном обучении ребенок зачисляется в школу только на время прохождения аттестаций, родители сами выбирают программу обучения, можно и нужно учиться в своем темпе!

Ответственность за обучение своего ребенка родители целиком и полностью берут на себя. Аттестации проходят в установленном порядке по договору со школой. Часто это раз в четверть или раз в полгода. Иногда и раз в год.

Обсуждается с той школой, куда хотят родители прикрепить ребенка.

Кратко в виде таблицы разница между семейным и заочным обучением в школе

Обучение Заочное
обучение
Семейное обучение
Зачисление в школу На всё время обучения Только на период прохождения аттестаций
Программа обучения Составлена школой, менять ничего нельзя Выбирают родители по своему усмотрению
Аттестация Контрольные работы и аттестации строго по графику школы Аттестации по договоренности со школой
Ответственность Несёт школа Несут родители

Разницу между семейным и домашним обучением можно почитать здесь

Чем заочное обучение отличается от дистанционного

Дистанционное обучение самостоятельной формой не является. Является одним из способов организации обучения с помощью различных интернет-технологий.

Учитель проводит уроки онлайн или их можно посмотреть в записи. Выполняются домашние задания и отправляются на проверку. Выставляются оценки.

С помощью дистанционных технологий можно учиться и на семейном обучении и на заочном обучении.

Какие формы обучения в школе есть согласно закону РФ об образовании можно почитать здесь

Кому подходит заочное обучение в школе

  • Заочное обучение подходит детям, которые занимаются спортом, музыкой, творчеством. Им нужно больше времени уделять своим занятиям, а обычная школа занимает слишком много времени.
  • Также данную форму обучения могут выбрать дети, которые неплохо осваивают учебную программу самостоятельно.

Как перейти на заочное обучение в школе

Узнаём предоставляет ли школа заочное обучение. Если да, то пишется заявление на имя директора образовательной организации.

Так как установленного образца нет, то школа может выдать свой образец. А можно написать произвольно. Главное указать кому и от кого, ФИО ученика и какой класс, просьбу о переводе на заочное обучение, также ставим дату.

Указываем, что ознакомлены со школьной образовательной программой. В общем это всё!

Заключение

Что такое заочное обучение в школе по новому закону об образовании мы с Вами разобрали! Если остались вопросы пишите, оставляйте комментарии, будем разбираться!

Не забудьте оценить статью! По желанию подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях. )))

admin
Оцените автора
Ракульское