Взыскание долга со специального счета ребенка сироты

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 101

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 444-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение;

18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

(п. 18 введен Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ)

19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;

(п. 19 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 444-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

(п. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 444-ФЗ)

21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.

(п. 21 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 315-ФЗ)

2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1, 4 и 21 части 1 настоящей статьи, не применяются.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Списание средств с социальных выплат: права судебных приставов и граждан

В 2024 году введены новые изменения в законодательство, которые регулируют права судебных приставов списывать средства с льготных и социальных выплат, различных пособий. Таким образом, список защищенных выплат гражданам России заметно расширился.

Более того, списания средств с социальных выплат по введенным в защищенный перечень пособиям можно вернуть обратно. Так, например, выплаты на детей, которые были взысканы в качестве оплаты кредита, заемщику должны возместить после соответствующего заявления.

Какие изменения в списания средств с социальных выплат внесены в 2024 году?

Поправки к закону о списании средств с социальных выплат начали действовать еще с января 2024 года. С этого момента к защищенным от взысканий выплатам добавились пособия на детей и выплаты по беременности, а также средства, полученные заемщиками по условиям социального контракта. Банк не имеет права списывать эти деньги ни при каких обстоятельствах.

Помимо этого, были внесены изменения и в потребительские кредиты:

  1. Начиная с 1 мая все единовременные выплаты могут списываться со счетов только после личного разрешения потребителя.
  2. Заемщик в течение двух недель может дать отказ от списания этих средств, даже если у финансовой организации есть разрешение.
  3. Все выплаты, поступившие с января этого года и взысканные по кредитам, можно вернуть до июля 2024 года.

Какие ещё выплаты не списываются с социальных выплат за долги?

Законом предусмотрена защита льготных пособий и выплат, однако она срабатывает не всегда. Часто ошибки допускают сами заемщики, указывая неверные реквизиты или код платежа. Тем не менее банки не имеют права списывать средства с социальных выплат некоторые средства даже после решения суда.

Список таких выплат существовал и раньше, сейчас его только расширили. Нельзя списывать деньги с социальных выплат и пособий:

  • За нанесенный вред здоровью или травмы на службе.
  • По потери кормильца в семье, в том числе, пенсии.
  • За нанесенный ущерб вследствие катастроф, стихийных бедствий и терактов.
  • По уходу за нетрудоспособными, компенсации за проезд в общественном транспорте и медикаменты.
  • Выплаты за командировки, отпуск и дополнительные рабочие часы.
  • Выплаты на рабочем месте за новорожденных, по случаю смерти родственников или свадьбы сотрудника.
  • За износ рабочего инструмента и оборудования.
  • Страховки, кроме пенсий, в том числе по инвалидности, а также больничных денег.
  • Материнский капитал.
  • Выплаты от государства на погребение близких.
  • Все виды выплат малоимущим гражданам и семьям.
  • Детские пособия и выплаты для беременных.
  • Президентские и правительственные выплаты.
  • Деньги, возвращенные за путевки сотрудникам предприятий.

Все новые пособия, например, на детей, которые только будут вводиться в течение этого года, тоже автоматически будут считаться защищенными. Нельзя погашать долги по кредиту и за счет социальных контрактов. Деньги, выделенные в рамках этой программы, должны пойти на улучшение качества жизни и поиск работы, в следствие чего должнику будет проще рассчитаться с банком.

При этом банк может списывать средства с тех счетов, куда переводятся пособия. Чтобы избежать неразберихи, рекомендуется завести отдельные карты под выплаты, чтобы потом не возмещать средства, взысканные финансовой организацией.

Как банк извещается о защищенных средствах с социальных выплат?

Код дохода имеет определенные пометки, которые считываются банком. Так, цифры 1,2 и 3 являются общепринятыми для защищенных выплат. Никаких дополнительных обращений от вас в банк не требуется.

Банк самостоятельно высчитывает, сколько средств на счету относится к защищенным и списывает средства с социальных выплат только из остатка.

При этом, введены и новые правила, которые начнут действовать с 1 мая. Сейчас существует закон о том, что между финансовой организацией и клиентом может быть заключен договор об автоматическом списании средств с социальных выплат. Зачастую, это удобно для двух сторон, так как вероятность просрочки по кредиту сильно снижается. Однако, начиная со следующего месяца, автоматические списания не могут касаться единовременных выплат.

Чтобы договор был продлен, банк должен получить отдельное согласие от заемщика.

Это не касается регулярных пособий. Если договор об автоматическом списании действует, банк будет восполнять его в полном объеме. Однако если клиент решил отказаться от этого, он вправе обратиться в организацию в течение двух недель после последнего списания средств с социальных выплат.

Нужно написать заявление и деньги вернуться за три рабочих дня.

Естественно, долг повыситься на ту сумму, которая была возмещена заемщику. Неустойка не будет начисляться в течение недели – в это время нужно внести средства по кредиту, алиментам или ипотеке.

Можно ли вернуть списанные деньги с социальных выплат за прошлый год?

Те, кто получают единовременные социальные выплаты, могут вернуть средства, начисленные с первого января прошлого года до конца апреля 2024-го. Для этого необходимо подать заявление в банк, как государственный, так и коммерческий. Сделать это нужно до конца июля, деньги будут возвращены уже в течение недели.

Однако важно понимать, что такое правило действует только для тех кредитов, которые еще не был погашены. Сразу после перечисления средств, долг нужно вернуть.

Получить юридическую помощь по вопросам списания средств с социальных выплат на нашем сайте.

Соцвыплатам не хватает защиты. Пособия до сих пор списываются в счет долгов

В июне вступил в силу закон, согласно которому социальные выплаты должны маркироваться так, чтобы их нельзя было взыскать в счет долгов. Но проблему это не решило, пособия до сих пор попадают под списания, и банкам приходится разбирать каждый такой случай в индивидуальном порядке. Почему так происходит и когда соцвыплаты действительно станут «неприкосновенными»? С 1 июня в силу вступили поправки, которые должны были исключить возможность взыскания соцвыплат по исполнительному производству.

Такой запрет законодательно существовал и ранее, но механизм был не совершенен: банки не различали, какие именно средства можно списать, а какие нет. Теперь же социальные выплаты должны быть промаркированы соответствующим образом. Организация, которая выплачивает пособие или зарплату, должна указывать в распоряжениях о переводе денежных средств соответствующий код вида дохода.

Порядок указания такого кода установил Банк России.

Например, код «1» говорит о том, что переводится зарплата. То есть с такого дохода по исполнительному листу не может быть удержано более 50%, за исключением случаев взыскания алиментов или возмещения вреда. Код «2» указывает на то, что доход входит в список «неприкасаемых», то есть на него взыскание не может быть обращено.

Это всевозможные компенсации, алименты, пособия, социальные пенсии, средства материнского капитала.

Все бы хорошо, но практически сразу после вступления закона в силу в «Народном рейтинге» произошел всплеск жалоб на списание соцвыплат у клиентов Сбербанка. Подобную активность можно было объяснить массовой единоразовой выплатой детских пособий в начале июня. Тогда, по оценкам ПФР, «путинские» 10 тыс. рублей на ребенка получили порядка 10 млн семей.

Но прошло больше двух месяцев, и стало очевидно, что с подобной проблемой продолжают сталкиваться и клиенты других банков. Жалобы на списания соцвыплат в счет долгов до сих пор появляются в «Народном рейтинге». В чем же дело?

По исполнительному листу нельзя, по договору можно

«1 июля 2020 года с моего счета были незаконно списаны единовременное детское пособие в размере 20000 т.р. Детские пособия перечисляемые на банковский счет родителя, принадлежат ребенку!» — пишет клиент Тинькофф Банка в «Народном рейтинге» (орфография и пунктуация автора сохранены). Подобные жалобы оставляют клиенты ВТБ, Росбанка, Альфа-Банка и других кредитных организаций.

Пользователи апеллируют к закону, считая, что социальные выплаты должны быть защищены от любых списаний. Однако это не совсем так.

Дело в том, что действующим законодательством не предусмотрены ограничения на списания денежных средств в счет погашения задолженности по кредитным договорам. Ограничения действуют только при взыскании или аресте средств по исполнительному производству, то есть по предписанию судебного пристава.

«Если говорить о списании в погашение кредита, то при наличии письменного распоряжения клиента социальные выплаты уходят в погашение автоматически либо в дату платежа, либо при наличии просроченной задолженности», — объясняет директор департамента взаимодействия с клиентами Росбанка Татьяна Ахапкина. Такое распоряжение обычно является частью пакета документов, которые клиент подписывает на этапе оформления кредитного договора.

Однако даже такие списания можно оспорить в судебном порядке, считает партнер коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев.

«Разумеется, суды в некоторых случаях встают на сторону клиентов и говорят, что списание банками сумм, попадающих под исполнительский иммунитет, невозможно. Но надо признать, что в законе подобных ограничений нет», — добавляет руководитель практики банкротства и финансовой реструктуризации международной юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов.

Тем не менее банки стараются идти навстречу клиентам. Так, в Росбанке готовы вернуть списанные средства после обращения пользователя. В пресс-службе «Тинькофф» отметили, что отслеживают поступления средств господдержки и стараются их не списывать даже в счет погашения кредита.

«Если же списание этих денежных средств все-таки произошло, наш клиент может обратиться к нам за их возвратом», — добавили в Тинькофф Банке.

Как банк рассчитывает сумму к списанию?

Дано. Клиенту на счет поступило 10 тыс. рублей детского пособия и 30 тыс. рублей зарплаты, из общей суммы он успевает потратить 30 тыс. рублей. На счете остается 10 тыс.

В банк приходит исполнительный лист на взыскание 10 тыс. рублей. Сколько спишет банк? Решение от Тинькофф Банка. 10 тыс. детского пособия относятся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание. Эти деньги будут в первую очередь учитываться банком при совершении клиентом расходных операций.

30 тыс. зарплаты относятся к периодическим платежам, на 50% от суммы которых может быть обращено взыскание, оставшиеся 5% (15 тыс. рублей) будут учитываться банком во вторую очередь. Итого получится, что в 30 тыс. потраченных клиентом средств войдут 10 тыс. детского пособия, 15 тыс. зарплаты, на которую не может быть обращено взыскание, и 5 тыс. зарплаты, на которую может быть обращено взыскание. Следовательно, на счете клиента останется 10 тыс., которые будут списаны в пользу взыскателя по исполнительному листу.

Ошибки отправителя

Однако даже при взыскании по исполнительному листу, в случае когда соцвыплаты точно должны быть под иммунитетом, происходят «перебои» в системе. Обычно это связано с отсутствием должной маркировки.

«Списание средств из соцвыплат в счет долга по кредиту или исполнительному листу возможно в том случае, если у банка нет сведений о том, что поступившие на счет клиента средства являются соцвыплатой», — объясняют в пресс-службе Альфа-Банка. В случае такого списания банк обещает вернуть списанную сумму на счет клиента после получения документа, подтверждающего, что эти деньги являются соцвыплатой.

Подобный случай произошел и в банке ВТБ. По словам пользователя dumovocka, банк списал детское пособие, поступившее от Управления федерального казначейства по Ярославской области. В пресс-службе ВТБ объяснили, что нарушений со стороны банка не было, поскольку средства, поступившие на счет клиента, были промаркированы как начисление заработной платы.

Вопрос в том, кто и почему эту выплату промаркировал как зарплату.

Кто именно допустил ошибку — сам отправитель средств или банк отправителя — выяснить довольно сложно. И клиенту зачастую не важно, кто виноват — с жалобами он идет в первую очередь к своему банку, со счета в котором были списаны деньги. Маркировка соцвыплат — хороший инструмент, но пока он не исключает человеческий фактор, и, чтобы оценить его эффективность, понадобится немного больше времени.

  • взыскание долга
  • исполнительный лист
  • удержание из зарплаты

Подписан закон о защите социальных выплат от взыскания

Эксперты «АГ» ранее отмечали, что в документе подробно изложены действия банков, работодателей и сотрудников ФССП при проведении процедуры взыскания задолженности, однако в нем не описан сам механизм создания специальных счетов, с которых не может быть произведено взыскание.

Владимир Путин подписал поправки в Закон об исполнительном производстве, устанавливающие новый порядок взыскания банками денежных средств со счетов должников.

Закон наделяет пристава-исполнителя правом при отсутствии сведений о наличии у должника имущества запрашивать такую информацию у налоговых органов, иных органов и организаций. Сейчас действующее законодательство устанавливает прямую обязанность пристава-исполнителя по запросу указанных данных.

В целях установления имущественного положения должника у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены иные сведения, помимо наименования и адресов банков, в которых находятся счета должника, видов и номеров банковских счетов, количества и движения денежных средств в рублях и иностранной валюте, иных ценностях.

Также законом уточняются гарантии, согласно которым при обращении взыскания на денежные средства должника не смогут изыматься средства, на которые не может быть обращено взыскание. Для этого должник обязан будет предъявить документы, подтверждающие невозможность взыскания. Банк или иная кредитная организация, обслуживающие счета должника, могут осуществлять расчеты сумм денежных средств, на которые может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 Закона об исполнительном производстве.

После исполнения требования о взыскании денежных средств банк или иная кредитная организация информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя в трехдневный срок.

При этом лица, выплачивающие гражданину зарплату или иные доходы, в отношении которых закон устанавливает соответствующие ограничения по взысканию, будут указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Указанным лицам также будет вменяться обязанность указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу. Также текущая версия законопроекта предусматривает, что взыскание не будет обращаться на материальную или финансовую помощь, выделенную пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно документу закон вступит в силу 1 июня 2020 г.

Читайте также
Социальные выплаты без риска взыскания

В Госдуму внесен законопроект о создании специальных банковских счетов, на которые не будут распространяться меры принудительного исполнения

11 июля 2017 Новости

Стоит отметить, что поправки в Закон об исполнительном производстве, по сути, содержат корреспондирующие изменения, связанные с проектом закона № 221778-7, который, как ранее писала «АГ», предусматривает закрепление в ГК положения о создании специальных социальных банковских счетов, на которые не распространяются меры принудительного исполнения. Согласно проекту на указанные счета могут зачисляться только денежные средства, указанные в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве. Речь идет об алиментах, суммах, выплачиваемых в качестве возмещения вреда, причиненного здоровью, компенсационных и единовременных выплатах, социальных пособиях, средствах материнского капитала и т.д.

Оба проекта были приняты в первом чтении в ноябре 2017 г., однако с тех пор информации о судьбе поправок в ГК нет. В отзыве правительства на проект поправок в ГК отмечалась необходимость его значительной доработки, при этом в целом инициатива была поддержана. Доработанная версия законопроекта к настоящему моменту не представлена, дата рассмотрения во втором чтении – не назначена.

Ранее комментируя изменения в Закон об исполнительном производстве, председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун отмечал, что эти поправки давно ожидаемы и необходимы для организации цивилизованных процессов взыскания и защиты прав должника, поскольку ими гарантируется неприкосновенность определенной категории выплат, полагающихся должнику.

По мнению эксперта, закон необходим и самим взыскателям, для которых работа по возврату данных денежных средств невыгодна и является определенной «головной болью», отвлекающей ресурсы от иных задач. «С другой стороны, поправки не описывают сам механизм создания этих счетов, а также требуемые ресурсы на их создание и поддержание. Так, остается непонятным, как кредитные организации будут нести соответствующие расходы и как это отразится на стоимости предоставляемых банковских услуг», – отметил Вадим Супрун.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев, комментируя проект закона на стадии его принятия во втором чтении, указал, что в нем широко и подробно изложены действия банков, работодателей и сотрудников ФССП при проведении процедуры взыскания задолженности. Он отмечал, что целями поправок являются защита прав должников и исключение ситуаций, когда денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание, ошибочно списываются судебными приставами в счет погашения задолженности исключительно по причине неосведомленности пристава о назначении денежных средств, поступивших и находящихся на счете должника.

Илья Прокофьев также указывал, что текст поправок полностью заполняет имеющиеся пробелы в законодательстве, предотвращая все возможные случаи ошибочного списания денежных средств, что позволит исключить возможности ошибочного списания денежных средств. По его словам, это, в свою очередь, снизит нагрузку на банки, Службу судебных приставов и суды.

admin
Оцените автора
Ракульское