Виды обеспечения контракта сроки удержания возврат и другие особенности

Источник: Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ [1] в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту?

На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.Согласно п. 4, 5 ст.

96 Закона №44‑ФЗконтракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

Несмотря на обязанность заказчика устанавливать в контрактной документации требования об обеспечении исполнения контракта, п. 2 ст. 96 Закона №44‑ФЗописывает отдельные случаи, при которых заказчик вправе не делать этого. Например, случаи закупки:

  • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;
  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.
  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.
Почитать  Выплата дивидендов участникам зао при его закрытии

Способы обеспечения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться:

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона №44‑ФЗ;
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 №Д28и-1893уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст.

34 Закона №44‑ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона №44‑ФЗ, то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. быть безотзывной;
  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;
  4. содержать:
  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Размер обеспечения

В соответствии с п. 6 ст. 96 Закона №44‑ФЗразмер обеспечения исполнения контракта должен составлять:

  • от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
  • сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.

Сумма внесенных участником закупки денежных средств.Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона №44‑ФЗденежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт.

Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.

Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 №02‑07‑07/50609). Согласно разд. V Указаний 65н[2] операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510«Поступление на счета бюджетов» (статьи610«Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции №157н[3] ).

В соответствии с п. 267названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000«Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п.

269 Инструкции №157н).

В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 №02‑07‑07/31342уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10«Обеспечение исполнения обязательств».

Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Сумма предоставленной банковской гарантии.Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта, в силу п. 351 Инструкции 157нподлежат учету на забалансовом счете 10«Обеспечение исполнения обязательств».

Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 №02‑07‑07/31342обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10(отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб.

Срок действия контракта – два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.

В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:

Удержание суммы обеспечения в счет невозвращенного аванса.Обеспечение исполнения контракта по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например, в случае расторжения контракта.

Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?

Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 №02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства №42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса»(далее – Письмо от 25.12.2014). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.

Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:

  1. в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, – учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения как восстановление кассового расхода;
  2. после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, – учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130«Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Кроме того, в Письме от 25.12.2014 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса. Рассмотрим порядок ее применения на примере.

Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут.

В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.

Данные операции отразятся в учете бюджетного учреждения следующим образом:

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора. Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК. Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался. Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК.

Поставщик требование не исполнил и попал в РНП. Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона. Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии.

А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Ограничения для СМП и СОНКО нет.
Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 24 999,93 рублей – 5 % от НМЦК.
Победитель относится к СМП, но в закупка проводится “для всех”, поэтому обеспечение будет рассчитываться от НМЦК.

  1. Аукцион на поставку рентгеновского аппарата

Условия:
НМЦК 99 360 000,00 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 15 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Победитель – СМП, снизился до 81 475 200 рублей (на 18 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 12 221 280 рублей – 15 % от цены контракта.
Закупка проводится среди СМП и СОНКО, поэтому обеспечение контракта будет рассчитываться от цены, по которой заключается контракт.

  1. Аукцион на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега.

Условия:
НМЦК 592 699,84 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Участник – СМП, снизился до 334 717,57 рублей (на 43,5 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 25 103,82 рублей – 5 % от цены договора и увеличено в 1,5 раза, так как снижение больше 25 %.

Будьте внимательны при расчете. Заказчик может не принять ОИК, если вы неправильно округлили сумму и заплатили на 1 копейку меньше. И не забывайте умножать ОИК на 1,5, если снизились на 25 % и больше.

Предоставите обеспечение меньше чем надо – попадете в РНП.

Компания ООО «Балт Медикал-Урал» победила в аукционе №0306200011417000283 на поставку ксеноновой лампы в картридже с начальной ценой 180 966,67 рублей, снизив свою цену до 114 217,89 рублей, а это 36,88 % от начальной. Компания не учла антидемпинговые меры и предоставила банковскую гарантию на сумму 18 096, 67 рублей. Именно такой размер ОИК был установлен в тендере.

Заказчик не принял гарантию, а компания попала в РНП.

Иногда госзаказчик сам рассчитывает размер обеспечения и включает информацию о нем в проект контракта перед тем, как отправить его на подписание победителю тендера, как например, в этой закупке. Но госзаказчик может и не указывать сумму обеспечения, как в этой закупке, тогда вам придется ее рассчитывать.

Возврат обеспечения по контракту

Заказчик полностью вернет ОИК:

  • Если договор полностью исполнен.
  • Если поставщик решил изменить способ обеспечения на банковскую гарантию. Он имеет право сделать это в любой момент исполнения договора.
  • Если договор расторгнут по соглашению сторон или по инициативе заказчика, и у заказчика нет претензий к поставщику. Если претензии есть, госпредприятие может компенсировать свои убытки из суммы ОИК.

Заказчик обязан прописать в контракте условие о сроках возврата ОИК если поставщик добросовестно исполнит договор:

  • Если победитель обеспечивал контракт деньгами, то заказчик должен вернуть их не позднее 30 дней с даты исполнения контракта.
  • В закупках для СМП и СОНКО — не позднее 15 дней. Эти требования регламентируются п.27 ст.34 44-ФЗ.

Госпредприятие не вернет ОИК в случае расторжения договора по своей инициативе, если поставщик не исполнил его или нарушил обязательства. Но об этом должно быть написано в контракте.

Виды обеспечения контракта

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗОбучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗОбучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 05 декабря

Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам
бесплатно!
Узнать больше

+78612710306
Россия, Краснодарский край, Краснодар
улица им Фрунзе, дом 186/1, литер У-1, помещение 6

Виды обеспечения контракта: сроки удержания, возврат и другие особенности

/upload/iblock/032/03241db92d3b3588b971a38128dd3b3d.jpg

Виды обеспечения контракта: сроки удержания, возврат и другие особенности

18 ноября 2019

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявкуи получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют виды обеспечения контракта
  • Каковы сроки удержания обеспечения контракта
  • Как вернуть обеспечение контракта
  • В каких случаях обеспечение контракта не требуется

В Российской Федерации действует 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он регулирует вопросы покупки товаров, заказа работ и услуг бюджетными учреждениями. Компании-подрядчики, получившие заказ от таких организаций, обязаны предоставить обеспечение исполнения государственного контракта.

О том, какие существуют виды обеспечения контракта, поговорим ниже.

Виды обеспечения контракта

Какие виды обеспечения государственных, муниципальных контрактов и договоров бюджетных учреждений существуют?

1. Банковская гарантия

Требования к банковской гарантии прописаны в статье 45 44-ФЗ. Согласно закону, гарантия должна быть выдана только тем банком, который входит в число финансовых организаций, отвечающих определенным требованиямдля принятия банковских гарантий в целях налогообложения (статья 74.1 Налогового кодекса РФ). Кроме того, необходима безотзывная банковская гарантия.

В документе должна присутствовать следующая информация:

  • сумма, которую обязан выплатить гарант заказчику в ряде случаев;
  • перечень обязательств, которые принимает на себя исполнитель контракта;
  • обязанность исполнителя уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % за каждый день пропуска сроков исполнения обязательств;
  • положение о том, что обязательства гаранта считаются выполненными после фактического поступления средств на счет заказчика;
  • срок действия банковской гарантии;
  • отлагательное условие;
  • перечень документов, которые заказчик предоставляет банку.

Банковские гарантии как вид обеспечения исполнения государственных контрактов, заключаемых в соответствии с 44-ФЗ,включаются в реестр банковских гарантий.

У каждого банка существуют свои требования к компаниям, которым необходимо получить гарантию для обеспечения контракта:

  • компания не должна иметь долгов перед финансовыми организациями, государственными органами, другими компаниями;
  • она должна быть финансово стабильной и иметь годовую выручку, превышающую сумму гарантии;
  • у компании должна быть хорошая кредитная история;
  • большой опыт работы очень важен для финансовой организации (компания, существующая на рынке всего несколько месяцев, имеет небольшие шансы получить банковскую гарантию);
  • опыт участия в торгах и сотрудничества с государственными и муниципальными учреждениями по их итогам повышает вероятность выдачи банковской гарантии;
  • компания должна иметь поручителей либо возможность предоставить залог.

Список требований может меняться в зависимости от банка. Каждая заявка рассматривается финансовым учреждением в индивидуальном порядке.

Чтобы получить банковскую гарантию для обеспечения контракта, исполнитель оформляет заявку и представляет в банк пакет документов, в который входят:

  • реквизиты компании;
  • юридические документы организации: устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет и т.д.;
  • выписка из ЕГРЮЛ, полученная не ранее чем за месяц до даты подачи заявки;
  • бухгалтерский отчет за все кварталы последнего года (если компания работает по упрощенной системе налогообложения, она предоставляет налоговую декларацию за последний отчетный год);
  • информация о контракте, для которого требуется внести обеспечение.

Сбор этих документов не представляет для компаний никаких сложностей, поэтому получение такого вида обеспечения не занимает много времени. Разумеется, если банк считает выдачу гарантии обоснованной и целесообразной.

Сейчас банки выдают гарантии тремя основным способами:

Стандартный способ выдачи. Банки используют его в случае, если компании требуется гарантия обеспечения контракта на сумму, превышающую 20 млн. рублей. Пакет документов в этом случае будет самый полный.

Этот способ более простой. Время выдачи гарантии – примерно 5 рабочих дней. Компания должна соответствовать конкретным требованиям банка и представить документы по перечню.

Электронный способ предполагает подачу документов через интернет без личного присутствия представителя компании. Если банк одобряет выдачу гарантии, она приходит к исполнителю контракта в электронном виде с ЭЦП в течение 4 рабочих дней.

Разумеется, электронный способ получения банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта самый популярный ввиду его простоты и скорости получения документа.Обеспечение контракта в виде банковской гарантии позволяет избежать использования компанией собственных средств.

Исполнитель также может использовать другой вид обеспечения исполнения контракта, а именно, предоставить заказчику денежный залог. Деньги отправляются на специальный счет. Размер обеспечения составляет от 5 % до 30 % начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ) или лота.

Если начальная (максимальная) цена контракта выше 50 млн. рублей, денежный залог не может быть ниже 30 % от этой суммы. Кроме того, при наличии авансового платежа залог не может быть меньше его суммы.

Часто бывает, что по итогам торгов сумма контракта оказывается значительно ниже НМЦ. Если снижение цены произошло на 25 % и более, исполнитель обязан предоставить обеспечение в полуторакратном размере от суммы, предусмотренной документацией о проведении электронного аукциона, то есть оно может достигнуть 45 % НМЦ.

Сроки удержания и возврата обеспечения контракта

Что касается сроков возврата обеспечения исполнения контракта, они прописаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ. Там говорится, что каждый контракт должен содержать информацию о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, которые были внесены в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма ОИК применяется поставщиком), в том числе части этих денежных средств, если произошло уменьшение размера ОИК (ч.

7, 7.1 и 7.2 ст. 96 44-ФЗ).

На возврат денег отводится 30 дней с момента исполнения поставщиком своих обязательств по контракту. Если заказчик установил ограничения, предусмотренные ч.3 ст.30 44-ФЗ (это касается закупок среди СМП и СОНКО), срок возврата не должен превышать 15 дней с момента исполнения поставщиком своих обязательств.

Если заказчик не прописал в контракте срок возврата денежного залога или этот срок не соответствует требованиям 44-ФЗ, компания вправе подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

Если все обязательства исполнены, но заказчик не вернул денежное обеспечение исполнения контракта в сроки, которые прописаны в документах, нужно направить ему требование о возврате обеспечения, а в случае отказа – обратиться в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если же исполнитель нарушает условия контракта и не выполняет свои обязательства, заказчик вправе расторгнуть контракт, что можно сделать как в одностороннем порядке, так и через суд. После этого обеспечение исполнения контракта поставщику возвращено не будет, вся сумма перечислится в бюджет. Если исполнитель предоставил обеспечение контракта в виде банковской гарантии, то заказчик получит деньги от банка, который, в свою очередь, будет в дальнейшем взыскивать средства с исполнителя. Кроме того, информация о компании, с которой контракт был расторгнут обозначенным выше образом, вносится в реестр недобросовестных поставщиков(ч. 2 ст.

104 44-ФЗ).

Также заказчик и исполнитель могут заключить соглашение об удержании первым предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств. Это соглашение может быть частью контракта или существовать как отдельный документ. Подписать его можно в любой момент (п.

3 ст. 349 Гражданского кодекса РФ).

Когда обеспечение контракта не нужно

Иногда предоставлять обеспечение исполнения контракта не нужно. Например, если его заключают два бюджетных учреждения (государственные или муниципальные). При этом в документе может быть прописана необходимость предоставления какого либо вида обеспечения, но исполнитель вправе не выполнять это условие.

Не требуется обеспечение также в случае, если предметом контракта является оформление кредита, займа или выдача банковской гарантии. В бумагах такого условия быть не должно.

Информацию об этом можно найти в 44-ФЗ.

Федеральный закон также говорит о том, что в ряде случаев заказчик вправе самостоятельно принять решение относительно необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта в каком-либо виде. Иногда он может не выдвигать исполнителю такого требования. Подобный вариант взаимодействия возможен в случае, если контракт заключен с единственным поставщиком, например, на закупку товаров или услуг на незначительную сумму в размере менее 300 тысяч рублей или на покупку учреждениями культуры различных ценностей культурного, исторического или художественного значения.

Также не нужно включать в документы пункт о предоставлении обеспечения исполнения контракта в каком-либо виде, если контракт заключен с компаниями-монополистами или производителями военного оборудования и техники, не имеющей аналогов у российских поставщиков. Не следует вносить обеспечение исполнения контракта компаниям, которые предоставляют услуги по защите интересов Российской Федерации в различных международных организациях и судах. Это относится и к контрактам, которые заключаются для организации проведения переговоров на уровне официальных лиц иностранных государств, а также координации деятельности организаций государственной охраны при проведении мероприятий с участием высших должностных лиц Российской Федерации.

Перечисленные варианты – лишь часть исключений. Полный список случаев, когда заказчик не должен требовать от исполнителя предоставления обеспечения исполнения контракта или может самостоятельно принять решение относительно этого момента, можно найти в 44-ФЗ.

  • Если исполнитель является субъектом малого предпринимательства или некоммерческой социально-ориентированной организацией.
  • Проектом контракта предусмотрено его банковское сопровождение.
  • Согласно контракту, авансовые платежи перечисляются на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства или финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Банка России.
  • Аванс исполнителю составляет не более 15 % от суммы контракта, который заключен с целью обеспечения федеральных нужд. Субъекты федерации и муниципальные образования вправе самостоятельно установить предельный размер авансового платежа, при выплате которого предоставление обеспечения не является обязательным (если закупка осуществляется с целью удовлетворения нужд субъекта федерации или муниципального образования).
  • В контракте, заключенном с целью удовлетворения федеральных нужд, прописано условие, согласно которому поставщик в процессе исполнения своих обязательств получает не более 70 % от суммы контракта, а остаток средств переводится ему после полного оказания услуг, поставки товара, завершения работ. Субъект федерации или муниципальное образование также могут самостоятельно определить максимальный размер первоначальных выплат.
  • Исполнителем по контракту является бюджетное учреждение, которое в ходе торгов внесло предложение о цене значительно ниже начальной максимальной цены контракта (падение составило, как минимум, 75 % от НМЦ).

Если контракт предполагает внесение обеспечения исполнителем в каком-либо виде, в нем обязательно должны быть прописаны все условия его предоставления: возможные виды обеспечения исполнения контракта, его размер, срок предоставления и порядок возврата.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Обеспечение исполнения контракта поставщиком

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗОбучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗОбучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 05 декабря

Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам
бесплатно!
Узнать больше

+78612710306
Россия, Краснодарский край, Краснодар
улица им Фрунзе, дом 186/1, литер У-1, помещение 6

Обеспечение исполнения контракта поставщиком: от предоставления до возврата

/upload/iblock/642/6423013e361523f38ff64de7f5ce38b2.jpeg

Обеспечение исполнения контракта поставщиком: от предоставления до возврата

22 ноября 2019

Полезные материалы для скачивания

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

Планирование закупок по 44-ФЗ

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявкуи получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что значит обеспечение исполнения контракта поставщиком по 44-ФЗ
  • Когда можно не предоставлять обеспечение
  • В какой форме ему необходимо предоставлять
  • В какой срок происходит возврат обеспечения исполнения контракта
  • В каком случае возможно его удержание

Обеспечение исполнения контракта заказчиком устанавливается в соответствии со статьёй 96 44-ФЗ, который так и называется – “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Что значит обеспечение исполнения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Как правило, процедура государственной закупки сводится к выбору на конкурсной основе потенциального подрядчика для выполнения государственного или муниципального контракта. Чтобы получить желаемый заказ, многие претенденты предлагают заказчику самые выгодные условия поставок или даже заметно занижают стоимость самого контракта. В результате исполнение контракта осуществляется с нарушениями (или не происходит вообще).

Поэтому государственными органами был разработан специальный инструмент, который защищает госзаказчика, а также муниципальные и бюджетные учреждения от вероятных убытков в случае, если выигравший исполнитель откажется реализовывать свои обязательства по контракту или выполнит его ненадлежащим образом. Это и есть требование обеспечения исполнения контракта заказчиком (ОИК).

Зачем нужны гарантии полного и качественного выполнения условий договора? Чтобы у недобросовестных подрядчиков и откровенных мошенников, выигравших тендер, не было возможности нанести ущерб государству. Гарантией в подобных сделках, клиентом в которых выступает государство, является обеспечение исполнения контракта, регламентируемое положениями статьи 96 44-ФЗ.

Требование о том, чтобы по всем процедурам договора закупки, проводимой в электронном виде, было обеспечено исполнение, выдвигает сам заказчик. Если он устанавливает данное условие в качестве обязательного, оно отражается в документах по закупкам, осуществляемым в виде интернет-аукциона или конкурса.

Если целью закупки является выбор субъекта малого бизнеса, который будет исполнять госконтракт, то такое требование устанавливается не всегда. Точно так же дело обстоит с некоммерческими организациями социальной направленности, выступающими в качестве исполнителей работ, поставщиков товаров или услуг для государственных или муниципальных структур.

Форму обеспечения исполнения контракта исполнитель выбирает сам. Это может быть перечисление финансовых средств на счёт заказчика либо банковская гарантия, предоставляемая в полном соответствии с нормами закона, отражёнными в статье 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок”.

Когда можно не предоставлять обеспечение исполнения контракта заказчику

В первых числах июля 2019 года статья 96 вышеупомянутого закона была существенно скорректирована. В части 8.1 данной статьи говорится, что участник закупки, победивший и выбранный в качестве исполнителя, будет освобождён от предоставления обеспечения согласно пункту 1 части 1 статьи 30 44-ФЗ (закупки у СОНКО и СМП), если предоставит выписку из реестра контрактов, доказывающую, что на протяжении трёх предшествующих подаче заявки лет он добросовестно выполнял условия по трём другим контрактам. То есть с него не взыскивались пени, неустойки и штрафы.

Правопреемство не учитывается. Общая сумма исполненных за эти годы контрактов должна быть не меньше максимальной начальной цены (НМЦК), отражённой в извещении и документации о текущей закупке, в которой он участвует.

Поэтому предоставления обеспечения исполнения контракта заказчику можно избежать, если за последние три года успеть исполнить три контракта на общую сумму, равную или превышающую НМЦК по данной сделке. Главное, предоставить сведения об этом заказчику до того, как будет подписан контракт.

Ещё раз перечислим требования к исполненным контрактам:

  1. Их должно быть не менее трёх.
  2. Информация о них отражена в реестре ЕИС.
  3. Статус всех этих закупок или работ – “Исполнение завершено”.
  4. Время их выполнения приходится на трёхлетний промежуток до момента, когда подрядчик направит заявку на участие в закупке.
  5. Поставщику не присудили штрафов или пеней за исполнение этих контрактов.
  6. Их суммарная стоимость больше или равна НМЦК по текущей закупке, в которой данный кандидат победил.

2 формы обеспечения исполнения контракта заказчиком

Обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено заказчику в двух различных вариантах, и у обоих имеются свои преимущества и недостатки.

ОИК, предоставляемое заказчику в виде банковской гарантии (БГ), подтверждается документом – оригиналом этой гарантии, период действия которой обязательно должен превышать – на один или более месяцев – срок исполнения самого контракта (даже если данный срок будет скорректирован согласно статье 95 44-ФЗ). Проблема в том, что для получения гарантии придётся предоставлять множество документов, и не факт, что это увенчается успехом: банк может отказать заявителю. Сроки получения БГ (а успеть нужно в тот период, который отведён для заключения контракта на закупку) являются отдельной головной болью.

Внести на счёт заказчика деньги – более простой и быстрый путь, но не все предприятия могут себе позволить изъять из оборота столь крупные суммы. В этом случае форма БГ предпочтительнее, компании не придётся тратить собственные деньги.

Как рассчитать обеспечение исполнения контракта

Сумма ОИК зависит от стартовой максимальной цены контракта (НМЦК), которая отражена в документации по данной закупке.

Например, если начальная цена составила 50 млн рублей или менее, величина обеспечения исполнения контракта, которую обязан устанавливать заказчик, будет равна 5-30 % от этой цены. Для более крупных закупок она лежит в диапазоне 10-30 % НМЦК.

Если в контракте прописано перечисление аванса, то величина ОИК должна быть не меньше, чем этот аванс. Для ситуаций, когда аванс превышает 30 % от начальной максимальной цены, сумма обеспечения назначается равной авансу.

При закупке на конкурсной или аукционной основе, если в ходе торгов стартовую максимальную цену снизили на 25 % и более, меняется и размер обеспечения (относительно той суммы, которая отражена в документации).

В отдельных ситуациях заказчиком может быть выдвинуто требование об обеспечении исполнения контракта потенциальным подрядчиком в увеличенном размере, если это является мерой по борьбе с демпингом. Условия увеличения ОИК описаны в статье 37 указанного закона.

Необходимость в повышении ОИК возникает, когда нужны дополнительные гарантии, что подрядчик реализует свои контрактные обязательства в полной мере.

Но иногда сумма обеспечения заказчику исполнения контракта, наоборот, может быть уменьшена. Исполнитель может этого потребовать согласно части 7 статьи 96 рассматриваемого нормативного акта. Это касается тех ситуаций, когда поставщик уже выполнил часть своих обязательств.

Тогда он может подать заявление руководителю компании, выступающей в роли госзаказчика, с просьбой вернуть обеспечение. Получив свои средства обратно, он должен будет перечислить заказчику новую сумму ОИК, пропорциональную тому объёму обязательств, который ещё предстоит выполнить.

Воспользоваться этим правом заменить сумму ОИК, внесённую при подписании договора, на меньшую исполнитель может только тогда, когда все обязательства реализуются им вовремя и добросовестно, и он не допускал нарушений контрактов в прошлом.

Как правило, исполнители идут на этот шаг при работе с долгосрочными – превышающими финансовый год – контрактами, чтобы вернуть в своё распоряжение часть денег, которые были внесены в качестве ОИК. Высвобожденные средства, кстати, нередко используются для обеспечения исполнения новых контрактов с тем же заказчиком, муниципальным или государственным.

Сроки возврата заказчику обеспечения исполнения контракта

Сроки возврата ОИК регламентируются частью 27 статьи 34 44-ФЗ. В ней есть положении об ОБЯЗАТЕЛЬНОМналичии в контрактах условия о сроках возврата денег, уплаченных как обеспечение исполнения контракта заказчику. Это касается случаев, когда используется именно эта форма обеспечения, а не банковская гарантия.

Может быть возвращена только часть средств, если величина ОИК была уменьшена согласно частям 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 упомянутого закона.

Срок возвращения этих денег не должен превышать 30 дней, отсчитываемых с момента, когда поставщик выполнил свои обязательства по этому контракту. Но если заказчик установил ограничения, описанные в части 3 статьи 30 44-ФЗ (при закупках у социально ориентированных НКО и малых предприятий), то этот срок оказывается ещё короче: он не может превышать 15 дней. В любом случае началом этого периода будет являться дата исполнения обязательств поставщиком.

То есть отрезок времени, в течение которого обеспечение исполнения контракта должно быть возвращено заказчиком, жёстко регламентирован законом. Когда заказчик определяет иные сроки (отличные от тех, которые зафиксированы в части 27 статьи 34 44-ФЗ) или вообще не определяет их, это является поводом для жалобы в ФАС (с указанием конкретных положений документации, касающихся закупки).

Если заказчик не уложился во временные рамки и не вернул обеспечение исполнения контракта, а подрядчик свою часть обязательств выполнил, то последний направляет в адрес первого требование вернуть обеспечение. Получив от заказчика официальный отказ, можно подавать на него в суд. За нарушения законов и иных нормативных актов, регламентирующих закупки по контрактной системе, граждане и организации несут ответственность, начиная с гражданско-правовой и кончая уголовной (смотрите статью 107 44-ФЗ).

Подобные ситуации, к сожалению, нередки. Если вы, будучи исполнителем контракта, столкнулись с таким нерадивым клиентом, отправьте ему письмо с требованием вернуть средства, внесённые в качестве ОИК.

Когда заказчик не возвращает обеспечение исполнения контракта

В случаях, когда исполнитель пренебрегает своими контрактными обязательствами, заказчик обладает правом расторгнуть договор по собственной инициативе в одностороннем порядке или же через суд. Тогда заказчик не вернёт поставщику его обеспечение исполнения контракта.

Если соглашение сторон содержало штрафные санкции в случае неисполнения поставщиком своих обязательств, то они могут быть удержаны из из суммы оплаты контракта. Подобное соглашение можно заключить в любой момент как в качестве части контракта, так и отдельным документом согласно пункту 3 статьи 349 Гражданского кодекса.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

admin
Оцените автора
Ракульское