Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 354 УК РФ

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны представляют опасность для мира потому, что такие действия формируют в обществе и в органах государственной власти атмосферу морального оправдания подготовки к ведению агрессивной (несправедливой) войны и создают соответствующую поддержку со стороны населения (или части его) лицам, занимающим высшие государственные должности и наделенным полномочиями принимать решения о подготовке к ведению войны, развязывании агрессивной войны.

2. С объективной стороны публичные призывы к развязыванию агрессивной войны могут выражаться в устных или письменных публичных обращениях того или иного человека (в том числе в СМИ) к определенной аудитории слушателей (или читателей) с обоснованием целесообразности или необходимости по тем или иным причинам или мотивам ведения военных действий против другого государства, а равно в обращениях с призывом к занимающим соответствующие государственные должности лицам о необходимости или целесообразности ведения агрессивной войны против другого государства.

3. Призывы к развязыванию агрессивной войны следует считать публичными, если они высказывались в устном выступлении перед определенным числом слушателей (на собрании, митинге, научно-практической конференции либо в выступлении по радио, телевидению) или распространены по информационной системе Интернет. Подобные призывы также следует расценивать как публичные, если они изготовлены в письменной форме (в виде листовок, обращений), опущены в почтовые ящики граждан по месту их жительства, направлены по почте соответствующему кругу адресатов, вывешены на стендах или иных сооружениях в местах массового пребывания людей в качестве рукописных или типографским способом изготовленных листовок либо плакатов.

Почитать  Что нужно знать о приемке выполненных работ при переустройстве квартиры Как узаконить перепланировку

4. Преступление окончено (составами) в момент устного выступления с такого рода призывами перед определенной аудиторией слушателей либо в момент опубликования содержащего такие призывы произведения, его рассылки, вывешивания на стендах или иных информационных сооружениях или раскладки по почтовым ящикам жителей, а равно в момент раздачи гражданам таких письменных обращений и документов, воспроизведения звукозаписи либо видеозаписи перед аудиторией зрителей или слушателей. Приготовление к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны не влечет УО (см. ч. 2 ст. 30).

5. Субъектом преступного посягательства (ч. 1) может быть любое физическое лицо, обладающее вменяемостью и достигшее 16-летнего возраста.

6. С субъективной стороны преступление может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть национальная нетерпимость, вражда, месть, религиозные побуждения, карьеристские соображения и др.

Для квалификации содеянного по ч. 1 коммент. статьи мотивы этого деяния значения не имеют, но они должны учитываться при назначении наказания виновному (ч. 1 ст. 63).

7. Квалифицирующими признаками публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выступают совершение этого деяния с использованием СМИ, а также совершение данного деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

8. Деяния, описанные в статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 354 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона характеризуется публичными призывами к развязыванию агрессивной войны, представляющими собой рассуждения, обращения, развитие идей о необходимости агрессии, адресованные неопределенному кругу лиц и носящие неконкретный характер. Призывы могут быть устными или письменными. Публичность предполагает наличие не менее двух лиц.

2. Призывы признаются оконченным преступлением с момента их осуществления, независимо от дальнейшего развития событий и наступивших последствий.

3. Совершение публичных призывов с использованием средств массовой информации (ч. 2) представляет собой их распространение в периодическом печатном издании, радио-, теле-, видеопрограмме, кинохроникальной программе, с помощью иных форм периодического распространения массовой информации.

Понятие лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, содержится в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ.

Статья 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Статье 353 УК РФ

1. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны являются преступлениями против мира. Они приводят к нарушению мирного сосуществования народов и государств, человеческим жертвам и страданиям мирного населения, неоправданным материальным затратам, часто к разрушению или уничтожению народно-хозяйственных объектов, культурных ценностей и архитектурных памятников.

2. Основным объектом преступного посягательства являются мир и мирное сосуществование между народами. Мир в международном праве (или международный мир) трактуется как отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами, и отсутствие организованной вооруженной борьбы между государствами.

3. Под мирным сосуществованием понимается тип отношений между государствами, предполагающий отказ от войны, применения силы или угрозы силой как средства решения спорных вопросов, разрешение их путем переговоров; невмешательство во внутренние дела и учет законных интересов друг друга; право народа осуществлять свободный социально-политический выбор; строгое уважение суверенитета государств; сотрудничество на основе полного равноправия и взаимной выгоды; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из норм международного права и международных договоров.

4. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в совершении одного или совокупности следующих действий: а) планирование агрессивной войны; б) подготовка такой войны; в) развязывание агрессивной войны.

5. Под войной понимается организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. В войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а также экономические, политические и идеологические средства борьбы.

6. Согласно Резолюции 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. агрессией считается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, несовместимое с Уставом ООН. Поэтому война с точки зрения международного права признается агрессивной, если она выразилась в применении в нарушение Устава ООН государством вооруженной силы первым против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа.

7. Состав преступления относится к формальным. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из указанных действий.

8. Под планированием войны понимается составление компетентными должностными лицами соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка расчетов потребностей в материально-технических, людских и иных ресурсах для ведения войны, разработка комплексных планов ведения войны в целом и осуществление отдельных военных кампаний или операций.

9. Подготовка войны — это осуществление организационных, идеологических и иных мер и мероприятий разведывательного, военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к ведению войны, например ведение разведки на территории государства, с которым готовится война, передислокация или сосредоточение воинских формирований в районе предполагаемых военных действий, сооружение фортификационных объектов и сооружений, создание и реорганизация структур военного управления войсками или предполагаемыми оккупированными территориями.

10. Под развязыванием войны понимается объявление или фактическое начало военных действий.

11. Субъектами преступного посягательства (ч. 1) могут быть лица, занимающие в результате выборов или по назначению, как правило, высшие государственные должности в органах государственной службы, в Вооруженных Силах РФ или исполнительных и представительных органах власти, в компетенцию которых входит решение вопросов военного характера. Перечень и группы таких должностей устанавливаются ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 06.07.2006) , Законом о воинской обязанности, Положением о порядке прохождения военной службы, утв.

Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (в ред. от 12.06.2006) , и иными нормативными правовыми актами РФ.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 22. Ст.

2063, N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2006.

N 29. Ст. 3123.

СЗ РФ. 1999. N 38. Ст.

4534, N 42. Ст. 5008; 2000. N 16. Ст.

1678, N 27. Ст. 2819; 2003. N 16. Ст.

1508; 2006. N 25. Ст.

2697.

12. Преступление в любой форме может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть ложно понимаемые интересы государства и народа, соображения укрепления своего авторитета в той или иной политической или социально-экономической ситуации, карьеристские устремления.

13. Часть 2 коммент. статьи устанавливает более строгую УО за ведение агрессивной войны.

13.1. Ведение агрессивной войны означает осуществление военных операций против другого государства с применением всех или отдельных видов вооружения или военной техники. Эти действия могут выражаться: а) во вторжении или нападении на территорию другого суверенного государства или в военной оккупации территории другого независимого государства полностью или частично; б) в бомбардировке городов, населенных пунктов, народно-хозяйственных объектов и оборонительных сооружений или в применении любого вида оружия против вооруженных сил и военной техники на территории другого государства; в) в блокаде портов или берегов другого государства; г) в нападении на военно-морские и военно-воздушные флоты другого государства; д) в применении вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством; е) в нарушении условий, оговоренных в подписанном соглашении.

13.2. Ведение агрессивной войны является, как правило, длящимся преступлением, для которого свойственно достаточно длительное осуществление состава преступного деяния. По смыслу п. 1 Постановления 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929 длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих его совершению.

14. Субъектами преступного посягательства (ч. 2) могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы РФ, в соответствии с Конституцией компетентные осуществлять ведение войны и руководить им.

15. Ведение агрессивной войны может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть ложно понимаемые интересы государственной службы, карьеристские побуждения, мотивы мести и др.

16. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 353 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Понятие агрессии (агрессивной войны) дается в определении агрессии, принятом 14 декабря 1974 г. Резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН. Статья 3 указанного определения содержит примерный, неисчерпывающий перечень деяний, квалифицируемых в качестве акта агрессии.

2. Объективная сторона состоит в совершении любого из альтернативно указанных в законе действий.

Планирование агрессивной войны представляет собой разработку планов начала и ведения войны (стратегия наступления, расположения войск, очередность захвата объектов и т.д.). Подготовка агрессивной войны — это совокупность действий, направленных на реализацию соответствующих планов, включая в том числе увеличение объемов производства военной техники, увеличение численного состава вооруженных сил, передислокацию войск и т.д. Развязывание агрессивной войны предполагает совершение конкретных действий по ее началу и осуществление первого акта агрессии.

При этом не имеет значения, была война объявлена или нет.

3. Субъектом преступления является должностное лицо, в компетенцию которого входят объявление войны и решение иных вопросов военного характера.

4. В ч. 2 установлена ответственность за ведение агрессивной войны, т.е. за непосредственное осуществление военных действий.

Ведение войны признается оконченным с момента совершения первого действия, квалифицируемого в качестве акта агрессии.

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Ст. 353 Уголовного кодекса

1. Понятие агрессии (агрессивной войны) дается в определении агрессии, принятом 14 декабря 1974 г. Резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН. Статья 3 указанного определения содержит примерный, неисчерпывающий перечень деяний, квалифицируемых в качестве акта агрессии.

2. Объективная сторона состоит в совершении любого из альтернативно указанных в законе действий.

Планирование агрессивной войны представляет собой разработку планов начала и ведения войны (стратегия наступления, расположения войск, очередность захвата объектов и т.д.). Подготовка агрессивной войны — это совокупность действий, направленных на реализацию соответствующих планов, включая в том числе увеличение объемов производства военной техники, увеличение численного состава вооруженных сил, передислокацию войск и т.д. Развязывание агрессивной войны предполагает совершение конкретных действий по ее началу и осуществление первого акта агрессии.

При этом не имеет значения, была война объявлена или нет.

3. Субъектом преступления является должностное лицо, в компетенцию которого входит объявление войны и решение иных вопросов военного характера.

4. В ч. 2 установлена ответственность за ведение агрессивной войны, т.е. за непосредственное осуществление военных действий.

Ведение войны признается оконченным с момента совершения первого действия, квалифицируемого в качестве акта агрессии.

Второй комментарий к Ст. 353 УК РФ

1. Объект этого преступления — мир и мирное сосуществование государств.

2. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, образуют три разновидности общественно опасных действий:

1) планирование агрессивной войны;

2) ее подготовка;

3) ее развязывание.

Понятие агрессии (агрессивной войны) определяется в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в специальной резолюции от 14 декабря 1974 г. Подготовка агрессивной войны — это действия, направленные на обеспечение соответствующих планов. Развязывание агрессивной войны — это начало конкретных действий по ее ведению.

3. Субъектом этого преступления является лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ.

4. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Часть 2 ст. 353 УК предусматривает квалифицированный состав данного преступления, объективная сторона которого характеризуется ведением агрессивной войны, т.е., в отличие от развязывания последней, ее продолжения.

Третий комментарий к статье 353 УК РФ

1. Объектом данного преступления является мирное сосуществование между государствами как отношения между народами, связанные с недопустимостью планирования, подготовки и развязывания вооруженной агрессивной войны как средства решения возникающих конфликтов. Комментируемая норма состоит из двух самостоятельных составов преступления: 1) планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны и 2) ведение агрессивной войны. Лигой Наций в 1923 г. агрессивная война была объявлена международным преступлением.

Агрессия в международном уголовном праве определяется как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

2. Война представляет собой организованную вооруженную борьбу между народами, социальными группами, в процессе которой стороны прибегают к крайним методам воздействия друг на друга, путем применения вооруженных сил, дополняя их введением экономических санкций, политических и идеологических средств борьбы.

3. Резолюция 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. рассматривает агрессию как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, несовместимое с Уставом ООН. Поэтому война с точки зрения международного права признается агрессивной, если она выразилась в применении в нарушение Устава ООН государством вооруженной силы первым против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа. Примером тому является агрессия Организации Североатлантического договора (НАТО) в отношении Союзной Республики Югославия, основанием начала которой явилось решение генерального секретаря НАТО Х. Солана, отдавшего приказ 24 марта 1999 г. о начале военных действий против Союзной Республики Югославия. Данная агрессия явилась геноцидом в отношении народов Балканского полуострова, который длился 70 дней, доказав тем самым факт совершения преступлений против мира и безопасности человечества (см.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 июня 1999 г. N 4137-II ГД // СЗ РФ.

1999. N 27. Ст.

3277).

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, выражена в совершении действий, направленных на планирование, подготовку и развязывание агрессивной войны. Состав формальный, и преступление считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий.

Согласно Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии» противоправными являются следующие виды преступных действий: а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; б) военная оккупация вне зависимости от продолжительности (временная, длительная), причиной которой является вооруженное вторжение; в) аннексия территории другого государства либо его части; г) бомбардировка, применение любого другого оружия против территории другого государства; д) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого; е) нападение вооруженными государствами на сухопутные, морские или воздушные силы или морской или воздушный флот другого государства; ж) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; з) продолжение пребывания вооруженных сил на такой территории по прекращении действия соглашения; и) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; к) засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства.

5. Планирование агрессивной войны — это разработка планов военного и материально-технического характера, проведение отдельных вооруженных операций, составление мобилизационных планов, подготовка предложений о задачах вооруженным силам для нападения, ведение разведывательной деятельности, материально-техническое и иное ресурсное обеспечение, дислокация воинских формирований в регионе предполагаемых военных действий.
Под развязыванием войны понимается осуществление тех или иных акций дипломатического или военного характера, создающих повод и оправдание для начала военных действий агрессивного характера.

6. Развязывание агрессивной войны — это уже реальные действия, направленные на оправдание факта агрессии, которые непосредственно предшествуют полномасштабным военным действиям: вооруженные провокации, захват заложников и иные акты агрессивного поведения.

7. Субъективная сторона преступлений характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо осознает, что планирует, подготавливает либо развязывает агрессивную войну, и желает совершать указанные действия.

8. Субъект преступления — общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как правило, в качестве субъекта данного преступления выступают представители государственной, политической, военной, военно-промышленной элиты, по указаниям и приказам которых развязывается агрессивная война.

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Ст. 353 УК РФ

1. Основной объект преступления — отношения по обеспечению мира и мирного существования государств и народов, построенные на общепризнанных международных принципах, обеспечивающих суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, мирное разрешение, урегулирование споров и конфликтов, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности и нерушимость границ, территориальной целостности государств. Дополнительным объектом выступают жизнь, здоровье, собственность.

Определение агрессии дано в ст. 1 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 14 декабря 1974 г. , под которой понимается применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН. Агрессивная война является преступлением против международного мира, влечет за собой международную ответственность.

Согласно ст. 2 применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности ООН может в соответствии с Уставом ООН сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 199 — 202.

В Конвенции об определении агрессии, заключенной в Лондоне 4 июля 1933 г. , говорится о том, что нападающим признается государство, которое совершит одно из указанных в документе действий, в частности объявление войны другому государству, нападение, вторжение на территорию другого государства без объявления войны, морская блокада, поддержка вооруженных банд, организованных на его территории, вторгнувшихся на территорию другого государства.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1935. Вып. VIII.

С. 31 — 34.

Под войной понимается вооруженная борьба между государствами или группами для достижения определенных целей насильственными способами.

Устав ООН и IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г. требуют от конфликтующих государств принятия всех мер по предотвращению войны. Если стороны не пришли к мирному соглашению, то должны быть предъявлены ультиматум или объявление войны.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587 (извлечения).

Согласно ст. 18 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст.

2750.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

В ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, принятого в Лондоне 8 августа 1945 г. , определено, что влекут индивидуальную ответственность любые действия, связанные с планированием, подготовкой, развязыванием или ведением агрессивной войны или войны с нарушением международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 763 — 770.

Такие преступления наказываются как международно-правовые преступления, о чем говорится и в Принципах международного права, признанных Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедших выражение в решении этого Трибунала, принятых в 1950 г. .
———————————
Международное публичное право: Сб. док. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 101 — 102.

3. Объективная сторона преступления, указанного в ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется альтернативными действиями: 1) планирование; 2) подготовка; 3) или развязывание агрессивной войны.

Под планированием войны понимаются действия по разработке стратегических, тактических, оперативных планов, каких-либо инструкций, наставлений и других, определяющих начало вооруженного нападения, порядок ведения агрессивной войны, например установление сроков начала и окончания агрессии, количества войск, их дислокацию, использование наемников, последовательность агрессивных действий, направление ударов, определение территорий для захвата, материальных ресурсов, финансовых расходов и т.д.

Под подготовкой агрессивной войны понимаются действия, связанные с непосредственным обеспечением разработанных планов такой войны. Такие действия не определяются интересами мира и обороны государства. Например, увеличение численности войск, призыв резервистов, создание новых подразделений, их передислокацию и сосредоточение у границ иностранного государства, инициирование пограничных конфликтов, провокаций, засылка вооруженных банд, диверсионных групп, наращивание военной техники, оружия массового уничтожения людей, ведение пропаганды, разрыв дипломатических отношений и т.д.

Под развязыванием агрессивной войны понимаются конкретные действия по началу акта агрессии, вооруженного нападения на другое государство, независимо от того, было ли объявлено о начале войны. В ст. 3 Резолюции 3314 перечислены действия, которые квалифицируются в качестве акта агрессии: вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, любая аннексия территории; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства; блокада портов и берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или продолжение пребывания по прекращению действий соглашения; предоставление государством территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства; засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, равносильные вооруженной агрессии.

4. Перечень актов агрессии не является исчерпывающим, и Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.

Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии, никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

5. Преступление признается оконченным с момента начала совершения любого из указанных действий, направленных на планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

7. Субъект преступления специальный, им может быть только лицо, занимающее высшую государственную должность РФ, в компетенцию которого в соответствии с Конституцией входит решение таких военных вопросов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2012) государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст.

3215; 2006. N 6. Ст. 636; 2007. N 10. Ст.

1151; N 16. Ст. 1828; N 49.

Ст. 6070; 2008. N 13. Ст.

1186; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 52 (ч.

1). Ст. 6235; 2009.

N 19. Ст. 3597; N 29. Ст.

3624; N 48. Ст. 5719; N 51. Ст. 6150, 6159; 2010.

N 5. Ст. 459; N 7. Ст. 704; 2010. N 49.

Ст. 6413; N 51 (ч. 3). Ст.

6810; 2011. N 1. Ст. 31; РГ. 2011.

N 139, 153; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6730; N 49 (ч.

5). Ст. 7333; N 50. Ст.

7337; 2012. N 48. Ст. 6744; РГ. 2012.

N 283.

Система государственной службы, перечень высших государственных должностей определены Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , Указами Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012) , от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 01.12.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 22. Ст.

2063; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2006. N 29.

Ст. 3123; 2007. N 49. Ст.

6070; 2011. N 1. Ст. 31; N 50. Ст.

7337.

РГ. 1995. 17 янв.; СЗ РФ. 1996. N 52.

Ст. 5912; 1998. N 43. Ст. 5337; 2006.

N 13. Ст. 1360; 2007.

N 23. Ст. 2752; 2008. N 20. Ст.

2290; N 43. Ст. 4919; N 49.

Ст. 5763; 2011. N 4. Ст.

572; 2012. N 29. Ст.

4071.

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10.

Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38.

Ст. 3975; N 43. Ст.

4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14.

Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23.

Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст.

4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008.

N 9. Ст. 825; N 17. Ст.

1818; N 21. Ст. 2430; N 25.

Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст.

5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009.

N 16. Ст. 1901; N 20. Ст. 2445; N 34.

Ст. 4171; N 36. Ст. 4312; N 52 (ч.

1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст. 276; N 4. Ст.

371; N 12. Ст. 1314; N 15.

Ст. 1777; N 16. Ст.

1874; 2011. N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012.

N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст.

1731; N 22. Ст. 2754; N 27.

Ст. 3681; N 29. Ст.

4071; N 35. Ст. 4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47.

Ст. 6460.

8. В ч. 2 комментируемой статьи установлена ответственность за ведение агрессивной войны.

Данное преступление является самостоятельным составом в отношении лиц, которые только ведут агрессивную войну, а квалифицирующим признаком — в отношении лиц, ранее планировавших, подготовивших либо развязавших агрессивную войну.

Под ведением агрессивной войны понимаются действия по продолжению ранее развязанной агрессивной войны, которые характеризуются непрерывностью осуществления преступных действий. Преступление считается оконченным с момента начала ведения агрессивной войны. Окончанием ведения агрессивной войны признается фактическое прекращение государством такой войны против другого государства, вывода своих войск, отзыва засланных вооруженных банд, наемников.

Если Советом Безопасности ООН вторжение признано актом агрессии, то государство-агрессор обязано прекратить агрессию, в противном случае агрессивная война считается неоконченной. Допускается применение вооруженной силы против государства-агрессора.

9. Право на установление факта совершенного акта агрессии, факта применения вооруженной силы государства в отношении другого государства в нарушение Устава ООН принадлежит Совету Безопасности ООН. Если такое будет установлено, то решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших это преступление, и их уголовной ответственности.

admin
Оцените автора
Ракульское