Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.

В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д. Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия. При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства.

Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Почитать  Статья 50 ГПК РФ. Представители, назначаемые судом

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий. Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства.

Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

  1. Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
  2. Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  3. Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий

Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам. Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений.

Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.

Заключение

Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.

ПРИЗНАКИ «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ» С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБОРОННЫМ ЗАКАЗОМ (СТАТЬИ 201.1, 285.4 УК РФ) И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА / ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / FINANCIAL SECURITY OF THE STATE DEFENSE ORDER / SIGNS OF THE SUBJECTIVE SIDE OF THE COMPOSITION OF CRIMES / CONTROVERSIAL ISSUES OF CRIMINAL-LEGAL QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Можайская Лариса Анатольевна

В статье анализируются объективные и субъективные признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 201.1 и 285.4 УК РФ. Автор раскрывает содержание предмета посягательства, делает вывод о наличии излишних в составах преступлений признаков субъективной стороны в виде «выгод, целей, мотивов, интересов» как препятствующих привлечению к уголовной ответственности и предлагает исключить их из статей 201.1 и 285.4 УК РФ. При этом незаконное использование средств государственного оборонного заказа считает нужным квалифицировать по ч. 4 ст.

159 УК РФ, дополнив данную часть статьи признаком обстановки совершения преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Можайская Лариса Анатольевна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
О государственническом подходе к борьбе с коррупцией
Общественная опасность преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
Прогнозируемые проблемы правоприменения статьи 200.

4 уголовного кодекса Российской Федерации
Перспективы декриминализации сферы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд

Социально-экономическая безопасность государства: через призму субъективных признаков преступлений, совершаемых в сфере государственных закупок

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNS OF «ABUSE OF AUTHORITY» WITH THE STATE DEFENSE ORDER (ARTICLE 201.1 AND 285.4 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION) AND CONTROVERSIAL QUALIFICATION ISSUES

The article analyzes objective and subjective signs of the composition of crimes provided by Art. Art. 201.1 and 285.4 of the Criminal code of the Russian Federation. The author reveals in the work the content of the subject of the attack, concludes that there are unnecessary signs of the subjective party in the form of «benefits, goals, motives, interests» as preventing criminal prosecution, and proposes to exclude them from Art.

Art. 201.1 and 285.4 of the Criminal code of the Russian Federation. At the same time, the illegal use of the funds of the state defense order to qualify under Part 4 of the Art.

159 of the Criminal code of the Russian Federation, adding this part of the article to the sign of the situation of the crime.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКИ «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ» С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБОРОННЫМ ЗАКАЗОМ (СТАТЬИ 201.1, 285.4 УК РФ) И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ»

ПРИЗНАКИ «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ» С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБОРОННЫМ ЗАКАЗОМ (СТАТЬИ 201.1, 285.4 УК РФ) И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ

Лариса Анатольевна МОЖАЙСКАЯ, доцент кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

Аннотация. В статье анализируются объективные и субъективные признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 201.1 и 285.4 УК РФ. Автор раскрывает содержание предмета посягательства, делает вывод о наличии излишних в составах преступлений признаков субъективной стороны в виде «выгод, целей, мотивов, интересов» как препятствующих привлечению к уголовной ответственности и предлагает исключить их из статей 201.1 и 285.4 УК РФ.

При этом незаконное использование средств государственного оборонного заказа считает нужным квалифицировать по ч. 4 ст. 159 УК РФ, дополнив данную часть статьи признаком обстановки совершения преступления.

Ключевые слова: финансовое обеспечение государственного оборонного заказа, признаки субъективной стороны составов преступлений, спорные вопросы уголовно-правовой квалификации.

Annotation. The article analyzes objective and subjective signs of the composition of crimes provided by Art. Art. 201.1 and 285.4 of the Criminal code of the Russian Federation.

The author reveals in the work the content of the subject of the attack, concludes that there are unnecessary signs of the subjective party in the form of «benefits, goals, motives, interests» as preventing criminal prosecution, and proposes to exclude them from Art. Art. 201.1 and 285.4 of the Criminal code of the Russian Federation.

At the same time, the illegal use of the funds of the state defense order to qualify under Part 4 of the Art. 159 of the Criminal code of the Russian Federation, adding this part of the article to the sign of the situation of the crime.

Keywords: financial security of the state defense order, signs of the subjective side of the composition of crimes, controversial issues of criminal-legal qualifications.

Нормы о пресечении злоупотреблений «при выполнении государственного обо—жфонного заказа» (статьи 201.1 и 285.4 УК РФ)1 внесены в УК РФ 29 декабря 2017 г. Однако на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2018 и 2019 гг. отсутствует сведения о вынесенных обвинительных приговорах. Одной из причин их отсутствия может быть содержание признаков составов преступлений.

Общими признаками объективной стороны для обоих составов преступлений должен быть предмет преступления и обстановка совершения

преступления — «при исполнении государственного оборонного заказа»2 (в дальнейшем — ГОЗ).

ГОЗ в отношениях в области обороны и безопасности РФ, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ; далее — ФЗ № 275) определяется как установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания3 на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также в области военно-техничес-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

кого сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ.

Исходя из этих норм может сложиться впечатление, что и предметом отношений в сфере ГОЗ (а равно, как и преступлений, предусмотренных статьями 201.1 и 285.4 УК РФ) буквально являются задания на поставки, получив которые участники отношений становятся преступниками.

Однако ФЗ № 275 в числе основных показателей ГОЗ (п. 5 ст. 3) называет его финансовое обеспечение.

Таким образом, действия преступника направлены не на получение задания, как такового, а на получение посредством такого задания доступа к финансовому обеспечению ГОЗ. Это означает, что понятия «ГОЗ» и его «финансовое обеспечение» соотносятся, соответственно, как средство и предмет преступлений (статьи 201.1 и 285.4 УК РФ). При этом имущественный («существенный» в этих преступлениях) вред может быть причинен лишь при условии несоблюдения установленных ФЗ № 275 правил использования, распоряжения финансовым обеспечением ГОЗ и в обстановке «исполнения государственного оборонного заказа».

Сравнивая признаки субъективной стороны составов преступлений (статьи 201.1 и 285. 4 УК РФ)4, видим, что они совершаются с различными целями, мотивами, интересами:

■ в статье 201.1 УК РФ — «в целях извлечения выгод5 и преимуществ6 для себя или других лиц»,

■ в статье 285.4 УК РФ — «из корыстной или иной личной заинтересованности».

Указанный признак в ст. 285.4 УК РФ, по нашему мнению, является наиболее спорным при квалификации действий с финансовым обеспечением ГОЗ7, поскольку оно для его исполнителя всегда является чужим.

«Корыстную заинтересованность» субъектов в аналогичном преступлении (ст. 285 УК РФ) Верховный Суд РФ понимает как стремление лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.)8.

По нашему мнению, для государства должны быть безразличны цели, мотивы, интересы

преступника, распоряжающегося средствами федерального бюджета, направленными не просто на финансовое обеспечение ГОЗ, но одновременно и в первую очередь на обеспечения обороны и безопасности РФ.

При этом на сайтах МВД, Генеральной прокуратуры РФ и Судебного департамента еще отсутствуют и статистические данные о возвращении средств ГОЗ государственному заказчику. Поэтому выгоды, цели, мотивы, интересы являются для рассматриваемых преступлений излишними и требуют своего исключения из статей 201.1 и 285.4 УК РФ.

С нашей точки зрения, действия, в результате которых «исчезает» навсегда и безвозмездно финансовое обеспечение ГОЗ, более верным квалифицировать по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество», которую мы предлагаем дополнить признаками обстановки преступления — «при исполнении государственного оборонного заказа».

1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2017 г. № 469-ФЗ // СЗ РФ. 2018 г. № 1 (ч. I). Ст.

53.

2 Указанный признак (обстановки, времени совершения преступления), по нашему мнению, законодатель предусмотрел и в составах, предусмотренных ст. 200. 5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок» и ст.

200.6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» УК РФ. Оба эти преступления фактически и юридически, как и преступления, предусмотренные статьями 201.1 и 285.4 УК РФ, совершаются «при исполнении государственного оборонного заказа».

На это обстоятельство указано посредством признака

ч. 1 ст. 200.5 УК РФ — «. в связи» с закупкой товаров,

работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а в ст. 200.6 УК РФ — «..в сфере» закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На «закупки товаров, работ, услуг» в сфере государственного оборонного заказа распространяют свое действия

два закона: правила статей 109, 110 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров,

работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и п. 1 ч. 2 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ.

В связи с этим преступления, предусмотренные статьями 200.5 и 200.6 УК РФ так же, как и предусмотренные статьями 201.1 и 285.4 УК РФ, совершаются «при исполнении государственного оборонного заказа».

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

3 Здесь и далее курсив автора.

4 При этом по объективной стороне у них общий предмет преступлений — обстановка (время) совершения преступления, характер последствий (Прим. авт.)

5 Выгода (-ы) — польза, преимущество. Получить много выгод. Думать о своей выгоде (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1996).

Понятие «выгода (-ы)» применительно к ст. 201.1 УК РФ не раскрыл в своих постановлениях Верховный Суд РФ. Только в Налоговом кодексе (ст.

212) данный термин используется при установлении «особенностей определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды».

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, «выгода» в налоговом (экономическом) смысле предполагает доход (причем только в качестве материального) от каких-либо операций с денежными средствами, либо от экономии за пользование денежными средствами (заемными / кредитными), либо от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором, от приобретения ценных бумаг, производных финансовых инструментов, либо от других подобных операций с денежными средствами.

Таким образом, применительно к ст. 201.1 УК РФ и ее предмету — финансовому обеспечению ГОЗ цель извлечения «выгод», иначе говоря преступных доходов, не может означать ничего иного, как незаконного получения части или всех денежных средств государственного оборонного заказа. (Прим. авт.)

6 «Получение преимуществ» (ст. 201.1 УК РФ). Согласно Толковому словарю С.И.

Ожегова, Н.Ю. Шведовой термин «преимущество» имеет два значения:

1. Выгода, превосходство (в сравнении с кем-чем-н. другим). Получить преимущество. Иметь явное преимущество перед кем-чем-нибудь.

2. Исключительное право на что-нибудь, привилегия. Наследственные права и преимущества. По преимуществу — большей частью, преимуществен.

Применительно к «злоупотреблениям полномочиями», совершаемыми «при ГОЗ» и имеющими его основным показателем финансовое обеспечение, речь, по нашему мнению, так же, как и при преследовании «выгод», может идти только о материальных преимуществах.

Практические примеры и доказательства того, какими могут быть, например, нематериальные льготы и преимущества от совершения этих преступлений, в судебной практике отсутствуют, в то время как предметом этих действий и сферой отношений так и будет оставаться финансовое обеспечение ГОЗ, и ничто другое. (Прим. авт.)

7 «Корысть» в Толковом словаре С.И. Ожегова,

H.Ю. Шведовой имеет два значения :

I. Выгода, материальная польза. 2. То же, что корыстолюбие.

В преступлениях против собственности (хищениях) корыстная цель — это стремление изъять и (или) обратить чужое имущество в свою пользу либо распорядиться указанным имуществом как своим собственным, в том числе путем передачи его в обладание других лиц, круг которых не ограничен (п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // Бюллетень ВС РФ. 2018. № 2.).

8 Пункт 16 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 // Бюллетень ВС РФ. 2009. № 12.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Утратило силу. — Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ.

Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

Бесплатная
Консультация:
Москва и МО

С-Петербург и ЛО

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Утратило силу. — Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ.

Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции

admin
Оцените автора
Ракульское