Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации

Автор(ы): Ахъядов Эльман Саид-Мохмадович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016» (март)
Количество просмотров статьи: 7959
Показать PDF версию Анализ состава публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ)

Ахъядов Эльман Саид-Мохмадович
Старший преподаватель кафедры Уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

В декабре 2013 года в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»[1]. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. нарушение целостности Российской Федерации относится к экстремистской деятельности (ст. 1), следовательно, норма, предусмотренная в ст.

280.1 УК РФ, является специальной по отношению к норме, установленной в ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».

В Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» сказано, что в настоящее время в УК РФ есть статьи, которые могут обеспечивать охрану территориальной целостности России. Среди них названы ст. 353 УК РФ «Планирование, подготовка и развязывание агрессивной войны», ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны», ст.

323 УК РФ «Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации», ст. 279 УК РФ «Вооруженный мятеж», ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности», ст.

282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации». Авторы данной пояснительной записки приходят к выводу, что «территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Она выступает лишь в качестве факультативного объекта, причинение вреда которому способно повысить степень общественной опасности того или иного преступления».

Почитать  Срок возврата залога за арендованный автомобиль

И предлагаемый законопроект, по их мнению, был призван ликвидировать данный пробел. Данные утверждения представляются ошибочными. [2,с.258]

Авторы пояснительной записки верно отмечают, «что нормы, направленные на защиту территориального верховенства Российского государства, в действующем УК РФ существуют. Так, в статье 2 УК РФ при определении задач уголовного законодательства в качестве объектов охраны называется конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Целостность и неприкосновенность государства, согласно части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации относится к числу основ ее конституционного строя, как составная часть суверенитета», в то же время они забывают о том, что в настоящее время в УК РФ имеется ст. 278, которая предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

Как уже было сказано выше, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Кроме того, ч. 3 ст.

5 устанавливает, что федеративное устройство РФ основано на ее территориальной целостности. Оба этих положения расположены в Главе 1 Конституции РФ («Основы конституционного строя») и являются основами конституционного строя РФ. Следовательно, нарушение территориальной целостности РФ будет являться изменением конституционного строя РФ, то есть территориальная целостность государства все-таки рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны.[3,с.59]

Какими конкретно могут быть действия, направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, законодатель не уточняет, а сама формулировка «действия, направленные на», дает возможность довольно широкого толкования данной статьи. Так, к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности России и запрещенным УК РФ, могут относиться, например, преступления террористической направленности, если они совершены в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, связанного с нарушением территориальной целостности Российской Федерации, организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ), противоправное изменение ее государственной границы (ст.

323 УК РФ) и многие другие. Поскольку объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ, не ограничивается призывами лишь к уголовно-наказуемым деяниям, то, как представляется, по этой статье суды могут квалифицировать и призывы к деяниям, не запрещенным Уголовным кодексом РФ. Иначе говоря, проблема ст. 280 УК РФ, предусматривающей ответственность в том числе за призывы к не запрещенным уголовным законом действиям, в полной мере распространяется и на ст.

280.1 УК РФ. Помимо этого, действиями, направленными на нарушение территориальной целостности РФ могут являться не только преступления, но и приготовление к ним, в результате чего призывы к этим действиям будут по сути приготовлением к приготовлению. Такое расширенное толкование представляется недопустимым.

Кроме того, в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» сказано, что к экстремистской деятельности относится насильственное изменений основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Представляется, что условие «насильственное» относится к нарушению целостности также как и к изменению основ конституционного строя.

В связи с этим формулировку диспозиции статьи 280.1 предлагается изменить на следующую: «Публичные призывы к насильственному нарушению территориальной целостности Российской Федерации».

Таким образом, публичные призывы в рамках ст. 280.1 УК РФ будут ограничены лишь призывами к действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278 УК РФ).

Кроме того, представляется целесообразным поместить данную статью после ст. 278 УК РФ, поскольку это в большей степени соответствует характеру публичных призывов к насильственному нарушению территориальной целостности РФ.

В специальной литературе отмечается, что нарушение территориальной целостности может иметь три формы: 1) распад государства на два или большее число государств; 2) отделение от государства части его территории и образование самостоятельного государства; 3) отделение от государства части его территории и присоединение ее к другому государству. При этом приращение части территории государства не рассматривается как нарушение ее территории 175 . То есть призывы в рамках ст. 280.1 УК РФ могут быть к насильственному распаду государства на два или большее число государств, насильственному отделению от государства части его территории и образованию самостоятельного государства и насильственному отделению от государства части его территории и присоединению ее к другому государству. Таким образом, под действие данной статьи не будут подпадать призывы к приготовлению к преступлениям, направленным на нарушение территориальной целостности.

Помимо этого, не будут подпадать под действие этой статьи и призывы к ненасильственному нарушению территориальной целостности, например, призывы к противоправному изменению Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ), которое экстремистской деятельностью не является и, как известно, может быть выполнено путем простого перемещения пограничного знака, максимальное наказание за которое в настоящий момент не превышает 2-ух лет лишения свободы.

В качестве квалифицированного состава рассматриваемого преступления законодатель выделил призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Понятие средств массовой информации было рассмотрено в предыдущем параграфе. Несмотря на то, что формулировка квалифицированного состава несколько отличается от формулировки ч. 2 ст.

280 УК РФ, представляется, что их смысл одинаков.

  1. Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 28.12.2013 г. №433-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6998.
  2. Бидова Б. Б. Психолого-политическое понимание экстремизма // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 259-260.
  3. Можегова А.А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по Уголовному праву Российской Федерации: диссертация . кандидата юридических наук. — М., 2015.- 169 с.

Опубликованы законы об ответственности за нарушение территориальной целостности и призывы к этому

Теперь за отчуждение части территории страны грозит лишение свободы до 10 лет, а также введена административная преюдиция в отношении публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства

11 декабря 2020

Фотобанк Freepik

Ранее эксперты «АГ» раскритиковали поправки, отметив, что административная преюдиция направлена на то, чтобы общество не смогло уследить за множеством мелких дел, как это сейчас происходит с делами об административном экстремизме, и что нарушителей территориальной целостности РФ и так можно было привлекать к уголовной ответственности.

Президент подписал законы об уголовной ответственности за нарушение территориальной целостности РФ и о введении административной преюдиции для публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства (законопроекты № 989291-7, № 989303-7).

Как ранее писала «АГ» поправки направлены на реализацию новой ч. 2.1 ст. 67 Конституции, согласно которой Россия обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Призывы к отчуждению части территории государства и действия, направленные на такое отчуждение, не допускаются.

Исключение составляют делимитация, демаркация и редемаркация границы с сопредельными государствами.

В ходе рассмотрения проектов законов депутатами они практически не претерпели изменений.

Поправки в УК и УПК

Читайте также
Специальная норма об ответственности за нарушение территориальной целостности появится в УК РФ

Одновременно с этим предлагается предусмотреть административную преюдицию в отношении публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства

16 июля 2020 Новости

Первым законом изменены диспозиция и санкция ч. 1 ст. 280.1 УК, в которой установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Теперь уголовная ответственность по этой норме будет наступать, только если деяние совершено лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение последнего года.

Вместе с тем повышены минимальный и максимальный размеры штрафа, назначаемого по данной статье, до 200 и 400 тыс. руб. соответственно.

В пояснительной записке отмечалось, что отдельные статьи УК в той или иной мере и сейчас обеспечивают охрану территориальной целостности государства, однако в связи с закреплением в ст. 67 Конституции прямого запрета на нарушение территориальной целостности государства необходимо дополнить УК нормой об ответственности именно за это деяние. В связи с этим в Кодекс введена ст.

280.2, согласно которой отчуждение части территории РФ или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы), направленные на нарушение территориальной целостности государства, при отсутствии признаков вооруженного мятежа и публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства, наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет.

Стоит отметить, что, несмотря на отзывы Правительства РФ и Верховного Суда, которые предлагали уточнить диспозицию ст. 280.2 УК, никаких изменений в этой части внесено не было.

Изменение КоАП

Вторым законом КоАП РФ дополнен ст. 20.3.2. Частью 1 нормы за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрен штраф в размере 30–60 тыс. руб. для граждан, 60–100 тыс. руб. для должностных лиц и 200–300 тыс. руб. для организаций.

Если же такие действия совершены с использованием СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, суммы штрафа возрастают до 70–100 тыс. руб. для граждан, 100–200 тыс. руб. для должностных лиц и 300–500 тыс. руб. для организаций.

В пояснительной записке разработчики уточнили, что ст. 20.3.2 КоАП будет применяться к лицам, не подвергнутым ранее административному наказанию за аналогичные действия. С учетом предложенной ими диспозиции ч. 1 ст. 280.1 УК речь идет о непривлечении к ответственности по ст.

20.3.2 КоАП в течение последнего года.

Ответственность за производство и распространение экстремистских материалов, злоупотребление свободой массовой информации, а также за распространение владельцем аудиовизуального сервиса отдельной запрещенной информации (ст. 20.29, ч. 6 ст. 13.15, ч. 1 ст. 13.37 КоАП) в случае принятия поправок будет наступать только в том случае, если деяние не подпадет под ст.

20.3.2 того же Кодекса.

Правительство в своем отзыве, поддержав законопроект в целом, указало, что он не в полной мере учитывает ч. 2.1 ст. 67 Конституции. Это, по мнению госоргана, может привести к «широкому усмотрению правоприменителя в части определения действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Однако каких-либо изменений в связи с этим внесено не было.

Эксперты раскритиковали инициативу

Глава международной практики Международной правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев, комментируя «АГ» поправки на стадии их внесения в Думу, отметил, что дополнение КоАП повлечет за собой большое количество дел о соответствующих административных правонарушениях: «Но их массовость и сравнительная мягкость санкции означают, что разработчики пытаются воспроизвести ситуацию, когда общество – в отличие от специализированных НКО и юристов – просто не уследит за множеством мелких дел, как это сейчас происходит с делами об административном экстремизме, а значит, давление на власть будет ниже». Также, по его мнению, это значит, что аналогичная статья УК будет практически похоронена: «Новая редакция ст. 282 УК применяется в единичных делах за год, а было по 500–600 дел!

Так что смысл законопроекта отличается от текста: уголовное преследование за призывы к нарушению территориальной целостности властям организовать не удалось, они уже и не пытаются».

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен в свою очередь поприветствовал введение административной преюдиции в ч. 1 ст. 280.1 УК: «Фактически это смягчение нормы, защищающее от случайного совершения преступления по незнанию или в полемическом запале. К сожалению, изменения не затрагивают вторую часть этой же статьи, наказывающую за те же деяния – призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности, – но совершенные с использованием СМИ или Интернета.

В условиях, когда Интернет является основным средством любой публичной коммуникации, выделение его использования как квалифицирующего признака представляется излишним и даже несколько ретроградным».

Впрочем, добавил он, смягчение это скорее символическое, поскольку норма де-факто «спящая»: «Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по ч. 1 ст. 280.1 УК был осужден один человек, а в 2018 г. – три человека».

Появление ст. 280.2 УК не вызывает никаких позитивных эмоций, говорил адвокат. По его мнению, с юридико-технической точки зрения это механическое, дословное перенесение части текста Конституции в Уголовный кодекс. «Поскольку Конституция и УК – разные по законодательному уровню нормативные акты, то сформулированная для Конституции юридическая конструкция, механически перенесенная в текст Уголовного кодекса, смотрится в нем инородно и излишне общо», – считает Матвей Цзен.

Совершенно невозможно понять, какие конкретно действия наказываются именно по этой статье и не охватываются при этом ст. 279, 280.1, 323 УК, возмутился адвокат.

«Честно говоря, я так и не смог придумать хоть сколько-нибудь реалистичную ситуацию, которая бы подпадала под состав предлагаемой к введению статьи, но не охватывалась бы уже существующими статьями УК. На мой взгляд, для потенциальных нарушителей территориальной целостности РФ никакого “зазора” между статьями УК в настоящий момент нет, и введение новой статьи просто-напросто излишне», – отмечал эксперт.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (cm. 280 УК).

Понятие экстремизма (.экстремистской деятельности) содержится в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». К ней относится любой вид деятельности, направленной:

  • — на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
  • — подрыв безопасности РФ;
  • — захват или присвоение властных полномочий;
  • — создание незаконных вооруженных формирований;
  • — осуществление террористической деятельности;
  • — возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  • — унижение национального достоинства;
  • — осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • — пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан но признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

В содержание экстремистской деятельности (экстремизма) законодательно включены:

  • — пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • — публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
  • — финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении.

Объективная сторона (ч. 1 ст. 280 УК) характеризуется активными действиями — публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности.

Состав преступления по конструкции формальный, преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.

В соответствии с п. 4 ППВС РФ от 28 июня 2011 г. № 11 вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращение к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях; распространение листовок; вывешивание плакатов; распространение обращений путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи).

М., испытывая неприязнь в отношении лиц кавказских национальностей (возникшую на почве просмотра видеороликов в сети «Интернет», содержащих сцены физического насилия лицами кавказских национальностей над военнослужащими Российской Армии в период военных компаний на территориях республик Северного Кавказа), на металлических воротах автомобильного гаража, на входных металлических дверях в подъезд многоэтажного дома, на стене газетного киоска, на рекламном щите и боковых панелях более 10 паркоматов города нанес рукописный текст «Долби кавказцев», «Бей чурок» и «Убивай кавказцев». В соответствии с заключением лингвистической судебной экспертизы, указанные надписи являются призывами к осуществлению насильственных действий в отношении группы лиц, выделенной по признаку национальной принадлежности ее представителей. М. наносил указанные надписи, рассчитывая на последующее ознакомление с ним неограниченного круга лиц, при этом действуя умышленно с целью формирования у граждан России негативного отношения и побудительных мотивов к осуществлению насильственных действий в отношении лиц кавказских национальностей [1] .

Субъект — общий.

Субъективная сторона — прямой умысел.

Квалифицированный вид (ч. 2 ст. 280 УК) — совершение деяний с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

  • [1] URL: www.rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-27-centralnogo-rajona-g-xabarovska-s/act-211598609/

Приняты законы об ответственности за отчуждение территорий

ГД приняла в третьем чтении законы во исполнение Конституции, которыми предусматривается ответственность за действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, и за призывы к таким действиям

18.11.2020, 12:54
Дата и время
Время чтения

Просмотров
Поделились

Пленарное заседание нейтральное

Поправки вносятся в Уголовный кодекс РФ, КоАП и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Крашенинников
Павел Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» напомнил, что в статье 67 обновленной Конституции установлено следующее: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются».

В соответствии с принятыми поправками изменяются условия привлечения к уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, введя административную преюдицию.

Если правонарушение совершено впервые, то будет наказываться в административном порядке, а не в уголовном, как установлено сейчас. И только при повторном деянии, совершенном в течение года, последует уголовная ответственность (по статье 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). При этом повышаются уголовные штрафы от 200 до 400 тыс. рублей, а срок лишения свободы сохраняется прежний — до четырех лет.

В случае административной ответственности, когда публичные призывы совершены впервые, наказание предусматривается по новой статье 20.3.2 КоАП.

Штрафы для граждан составят — от 30 до 60 тыс. рублей; для должностных лиц — от 60 до 100 тыс. рублей; для юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей. Повышенные размеры штрафов предусмотрены для случаев, когда публичные призывы совершены с использованием СМИ, сети Интернет, либо иных информационно-телекоммуникационных или электронных сетей: для граждан — от 70 до 100 тыс. рублей; для должностных лиц — от 100 до 200 тыс. рублей; для юридических лиц — от 300 до 500 тыс. рублей. Дела об указанных административных правонарушениях будут возбуждать прокуроры, с дальнейшим рассмотрением в районных судах.

В Уголовный кодекс вводится новая статья 280.2 УК РФ «Нарушение территориальной целостности Российской Федерации». В ней предусматривается уголовная ответственность за отчуждение части территории РФ или иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности (за исключением работ по определению границ с сопредельными государствами). В качестве наказания устанавливается лишение свободы на срок от шести до 10 лет.

Дела по таким преступлениям будут подсудны областному суду.

Павел Крашенинников отметил, что эти изменения позволят обеспечить развитие важных конституционных положений о защите территориальной целостности нашей страны, а также сделают наказание за публичные призывы к отчуждению территорий соразмерным, разграничив административную и уголовную ответственность.

Также он напомнил, что 11 августа 2020 года вступили в силу поправки в Закон «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которым нарушение целостности Российской Федерации, в том числе отчуждение части территории РФ (за исключением работ по определению границ с сопредельными государствами), отнесено к экстремистской деятельности.

«Любые призывы отделить от России регион или его часть недопустимы и должны строго пресекаться. Если призыв к отчуждению территорий РФ прозвучал впервые, то ответственность будет административной, придется заплатить существенный штраф. Если правонарушение повторится, то ответственность станет уже уголовной — до четырех лет лишения свободы. В случае если вслед за призывами последуют действия, то наказание может составить до десяти лет тюрьмы», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин

admin
Оцените автора
Ракульское