Статья 265 ГПК РФ. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Комментарий к Ст. 265 ГПК РФ

1. Анализ правил ст. 265 позволяет сделать ряд выводов:

а) суд устанавливает юридические факты как в случаях, прямо перечисленных в ст. 264 (см. коммент. к ней), так и в других случаях, однако лишь постольку, поскольку заявитель (а им может быть не только гражданин, но и ЮЛ, например, при установлении фактов, влияющих на выплату различных пособий):

не имеет возможности в ином (т.е. во внесудебном порядке, например, посредством обращения в другие госорганы, вышестоящие организации, в архивы и др.) порядке получить надлежащие документы (справки о ранении, документы о пребывании в партизанском отряде, на фронте и т.д.);

не может восстановить (например, в результате выдачи ему копии, дубликата соответствующим госорганом, органом МСУ) утраченные документы;

б) ни причины невозможности получения или восстановления документов (например, отсутствия данных в архивах, то, что страна распалась и органы государства (ранее входившего в СССР) — не выдают копии документа и т.д.), ни причины утраты документов в данном случае роли не играют, важен сам факт такой невозможности.

2. Правила ст. 265 нужно применять с учетом следующих норм ГПК:

а) ст. 267 (о том, что в заявлении в суд заявитель должен указать доказательства, которые подтверждают невозможность получения (восстановления) документа (см. коммент. к ст. 267);

б) ст. 266 (о том, что заявление должно быть подано в суд по месту жительства заявителя (см. коммент. к ст. 266);

в) ст. 7 (о том, что дела по установлению фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судьей единолично, см. коммент. к ст. 7).

О судебной практике см.: п. 4 Обзора от 07.03.07.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Альтернативный комментарий к ст.265 ГПК

Под невозможностью получения заявителем надлежащих документов в ином (несудебном) порядке, упоминаемой в статье 265 ГПК РФ, необходимо понимать либо отсутствие порядка регистрации факта вообще (например, нахождение на иждивении), либо несоблюдение соответствующего порядка регистрации факта и невозможность его соблюдения (например, факт несчастного случая, который не был удостоверен соответствующим актом о несчастном случае, и составить такой акт в данное время невозможно), либо отсутствие возможности исправить в документах, которыми подтверждается тот или иной факт, ошибку или неточность, вследствие чего документ лишен доказательственного значения.

Под невозможностью восстановления утраченных документов следует понимать отсутствие у соответствующего органа (например, органа загса) возможности выдать дубликат необходимого документа ввиду отсутствия данных в архиве или утраты архива вообще.

Дополнительный комментарий к ст.265 ГПК России

Невозможность получения заявителем надлежащих документов состоит в отсутствии иного порядка установления таких фактов, их регистрации, либо в несоблюдении порядка регистрации, либо в невозможности внести исправления в документ. Невозможность восстановления утраченных документов может возникать по причине отсутствия необходимых данных у соответствующих органов (органов загса и др.).

Если заявителем поданы в суд заявления об установлении нескольких фактов, имеющих юридическое значение, все эти заявления могут быть объединены и рассмотрены в одном производстве (статья 151 ГПК РФ). Другие требования в этом же производстве рассматриваться не могут.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться судом с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела граждан, соответствующих организаций (органов социального обеспечения, финансовых органов, военкоматов и т.д.). Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица вправе представлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого судом заявления об установлении факта, участвовать в исследовании обстоятельств дела, обжаловать принятое решение и совершать другие процессуальные действия.

Судебная практика к статье 265 ГПК РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16 (ред. от 26.12.2017) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей»

Исходя из положений пункта 4 статьи 14 и пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ, а также статьи 265 ГПК РФ заявление об установлении факта рождения ребенка конкретной женщиной может быть разрешено судом по правилам, предусмотренным главой 28 ГПК РФ, в частности, если отсутствуют документы, указанные в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ, и их невозможно получить в ином порядке, либо невозможно восстановить утраченные документы, которые служат основанием для государственной регистрации рождения ребенка, либо документ, являющийся основанием для государственной регистрации рождения ребенка (например, медицинское свидетельство о рождении ребенка), содержит данные о матери, не совпадающие с аналогичными данными в документе, удостоверяющем ее личность (пункты 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ), и при условии отсутствия спора о материнстве.

Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2018 N 19-КГ18-29

Требование: Об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом доме, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, об обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в результате наводнения.

Обстоятельства: Истцу отказано во включении в указанный список, так как он не зарегистрирован в доме, попавшем в зону затопления.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды пришли к неверному выводу о том, что принадлежащий истцу на праве общей долевой собственности дом не является жилым, не дали оценки доказательствам при разрешении вопроса о статусе дома, не исследовали на предмет добросовестности действия истца, не учли, что дом приобретен им спустя значительный период после затопления.

На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2018 N 26-КГ18-9

Требование: Об установлении факта утраты документов.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что во время поездки он утратил заграничный паспорт и вид на жительство, при этом ввиду того, что на повторное получение указанных документов уйдет несколько месяцев, а без них он не сможет вернуться к месту постоянного проживания, он организовал поиски документов путем распространения информации о пропаже и вывешивания объявлений в социальных сетях, в результате чего документы были найдены и возвращены ему. Однако он считает, что в период утраты документов они могли быть использованы в противоправных целях.

Решение: Производство по делу прекращено, поскольку дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со статьей 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Статья 265 ГПК РФ. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение (действующая редакция)

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Статья 264 Статья 265 Статья 266
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 265 ГПК РФ

1. Закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей предполагает, что каждая ветвь власти осуществляет возложенные на нее функции, не вмешиваясь в деятельность других ветвей власти, но в то же время служит и определенным противовесом, если те или иные функции не могут исполняться надлежащим образом какой-либо из ветвей власти. Так, исполнительная власть призвана реализовывать законодательные предписания, гарантируя реальное воплощение прав и свобод граждан, организаций, в том числе и путем оформления и выдачи соответствующих документов, подтверждающих тот или иной статус лица. Однако порядок реализации таких функций исполнительной власти строго регламентируется нормативными актами, несоблюдение которых по каким-либо объективным или субъективным причинам может повлечь за собой невозможность исполнения возложенных функций.

В таких случаях в целях охраны прав и законных интересов граждан и организаций законодатель возлагает на суд обязанность «исправить» возникшую ситуацию путем вынесения соответствующего решения, являющегося основанием для исполнения органами исполнительной власти возложенных на них функций.

Комментируемая норма, таким образом, является своеобразным проявлением принципа разделения властей, поскольку в ней законодатель, сохраняя суверенитет каждой из ветвей власти, возлагает на суд обязанность по установлению тех или иных юридических фактов исключительно в случаях невозможности получения или восстановления заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты. Таким образом, заявитель при обращении в суд с заявлением об установлении того или иного факта должен представить доказательства невозможности получения правоустанавливающего документа.

2. Так, в соответствии с положениями ФЗ «Об актах гражданского состояния» на органы ЗАГС возлагаются полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти. При этом по каждому из перечисленных событий или действий законодательством предусмотрен особый порядок государственной регистрации, специальный перечень документов, необходимых для государственной регистрации того или иного события, очерчен круг заявителей и сроки обращения с заявлением о государственной регистрации. Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Однако орган ЗАГС отказывает в государственной регистрации акта гражданского состояния в случаях, если такая регистрация противоречит ФЗ «Об актах гражданского состояния» или же документы, которые представлены, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.

По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме (ст. 11 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Именно этот письменный отказ будет служить доказательством того, что документ не может быть выдан или восстановлен во внесудебном порядке и является основанием для принятия заявления об установлении того или иного факта судом.

3. Аналогичным образом складывается ситуация и с другими органами, уполномоченными на выдачу правоустанавливающих документов. В частности, в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, дубликаты нотариальных свидетельств, исполнительных надписей и дубликаты документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок, свидетельства о праве на наследство, совершают иные нотариальные действия (ст. 35).

При этом нотариус вправе отказать в совершении того или иного нотариального действия, в частности, если совершение такого действия противоречит закону или документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства, а также факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме путем вынесения постановления об отказе в совершении нотариального действия.

Правом на отказ в государственной регистрации и выдаче правоустанавливающих документов наделены также должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) и его территориальных органов в случаях, перечисленных в ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется или лично выдается сообщение о причинах отказа, послуживших основанием для принятия такого решения.

Таким образом, возможность отказа того или иного органа власти, наделенного соответствующими полномочиями, в осуществлении юридически значимых действий, выдаче документов строго обусловлена нормативными положениями и требует оформления письменного мотивированного сообщения об этом, что является гарантией для заявителей при обращении в суд с заявлением об установлении тех или иных юридических фактов.

Однако зачастую граждане не соблюдают установленного в комментируемой статье требования, что является причиной для оставления поданных заявлений без движения.

Пример: Я. обратилась в суд с заявлением об установлении факта регистрации брака. В обоснование заявления она указала, что состояла с С. в браке, но свидетельство о регистрации брака утеряно и возможности подтвердить факт нахождения в браке, необходимый для назначения ей пенсии, не имеется. Вынося определение об оставлении заявления без движения, суд исходил из того, что согласно представленным документам в уполномоченный орган Я. направлено заявление об истребовании справки о заключении брака с С. Предположительное ожидание ответа составляет 2 — 4 месяца. Таким образом, обосновывая поданное заявление, Я. не привела доказательств того, что соответствующая запись не сохранилась или в восстановлении такой записи отказано, ссылаясь лишь на длительность периода ожидания ответа (см.

Апелляционное определение Омского областного суда от 16 марта 2016 г. по делу N 33-2377/2016).

Источник комментария:

«КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»

Статья 265 ГПК РФ. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Комментарии к ст. 265 ГПК РФ

Текст комментария: «КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»

Авторы: Н.В. Ласкина, Н.Ф. Никулинская, М.А. Рогалева, Е.В.

Яковенко
Издание: 2016 год

1. Закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей предполагает, что каждая ветвь власти осуществляет возложенные на нее функции, не вмешиваясь в деятельность других ветвей власти, но в то же время служит и определенным противовесом, если те или иные функции не могут исполняться надлежащим образом какой-либо из ветвей власти. Так, исполнительная власть призвана реализовывать законодательные предписания, гарантируя реальное воплощение прав и свобод граждан, организаций, в том числе и путем оформления и выдачи соответствующих документов, подтверждающих тот или иной статус лица. Однако порядок реализации таких функций исполнительной власти строго регламентируется нормативными актами, несоблюдение которых по каким-либо объективным или субъективным причинам может повлечь за собой невозможность исполнения возложенных функций.

В таких случаях в целях охраны прав и законных интересов граждан и организаций законодатель возлагает на суд обязанность «исправить» возникшую ситуацию путем вынесения соответствующего решения, являющегося основанием для исполнения органами исполнительной власти возложенных на них функций.

Комментируемая норма, таким образом, является своеобразным проявлением принципа разделения властей, поскольку в ней законодатель, сохраняя суверенитет каждой из ветвей власти, возлагает на суд обязанность по установлению тех или иных юридических фактов исключительно в случаях невозможности получения или восстановления заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты. Таким образом, заявитель при обращении в суд с заявлением об установлении того или иного факта должен представить доказательства невозможности получения правоустанавливающего документа.

2. Так, в соответствии с положениями ФЗ «Об актах гражданского состояния» на органы ЗАГС возлагаются полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти. При этом по каждому из перечисленных событий или действий законодательством предусмотрен особый порядок государственной регистрации, специальный перечень документов, необходимых для государственной регистрации того или иного события, очерчен круг заявителей и сроки обращения с заявлением о государственной регистрации. Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

Однако орган ЗАГС отказывает в государственной регистрации акта гражданского состояния в случаях, если такая регистрация противоречит ФЗ «Об актах гражданского состояния» или же документы, которые представлены, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством. По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме (ст. 11 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Именно этот письменный отказ будет служить доказательством того, что документ не может быть выдан или восстановлен во внесудебном порядке и является основанием для принятия заявления об установлении того или иного факта судом.

3. Аналогичным образом складывается ситуация и с другими органами, уполномоченными на выдачу правоустанавливающих документов. В частности, в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, дубликаты нотариальных свидетельств, исполнительных надписей и дубликаты документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок, свидетельства о праве на наследство, совершают иные нотариальные действия (ст. 35).

При этом нотариус вправе отказать в совершении того или иного нотариального действия, в частности, если совершение такого действия противоречит закону или документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства, а также факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме путем вынесения постановления об отказе в совершении нотариального действия.

Правом на отказ в государственной регистрации и выдаче правоустанавливающих документов наделены также должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) и его территориальных органов в случаях, перечисленных в ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется или лично выдается сообщение о причинах отказа, послуживших основанием для принятия такого решения.

Таким образом, возможность отказа того или иного органа власти, наделенного соответствующими полномочиями, в осуществлении юридически значимых действий, выдаче документов строго обусловлена нормативными положениями и требует оформления письменного мотивированного сообщения об этом, что является гарантией для заявителей при обращении в суд с заявлением об установлении тех или иных юридических фактов.

Однако зачастую граждане не соблюдают установленного в комментируемой статье требования, что является причиной для оставления поданных заявлений без движения.

Пример: Я. обратилась в суд с заявлением об установлении факта регистрации брака. В обоснование заявления она указала, что состояла с С. в браке, но свидетельство о регистрации брака утеряно и возможности подтвердить факт нахождения в браке, необходимый для назначения ей пенсии, не имеется. Вынося определение об оставлении заявления без движения, суд исходил из того, что согласно представленным документам в уполномоченный орган Я. направлено заявление об истребовании справки о заключении брака с С. Предположительное ожидание ответа составляет 2 — 4 месяца.

Таким образом, обосновывая поданное заявление, Я. не привела доказательств того, что соответствующая запись не сохранилась или в восстановлении такой записи отказано, ссылаясь лишь на длительность периода ожидания ответа (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 16 марта 2016 г. по делу N 33-2377/2016).

Задайте вопрос юристу:

Правила ст. 264 ГПК РФ о делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Правила ст. 264 ГПК РФ о делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Установление фактов, имеющих юридическое значение, производится с помощью довольно важных и часто встречающихся дел особого судебного производства.

Появление и прекращение личных и имущественных прав физических и юридических лиц находится в зависимости от различных юридических фактов. Они требуют подтверждения определёнными документами.

Встречаются ситуации при которых некоторые факты не получается удостоверить установленными документами. Это может быть связано с их утратой или возникновением каких-то иных обстоятельств. Для подобных случаев применяется особый судебный порядок установления юридических фактов.

Правила о таких делах и их рассмотрении в судах устанавливается ст. 264 ГПК РФ.

Когда случай заявителя соответствует предусмотренным законом критериям

Для создания правовой определенности суд, в рамках рассмотрения дела в порядке особого производства, устанавливает наличие тех или иных обстоятельств, от которых зависят имущественные права различных лиц. Такие обстоятельства в законе определяются в качестве фактов, обладающих юридическим значением.

Состоят они в том, что порождается основание для появления выводов о возникновении, изменении или прекращении субъективных прав.

Суд исследует материалы и фиксирует наличие или отсутствие фактов, имеющих юридическое значение. Для этого они должны отвечать некоторым обязательным критериям:

  • наличие факта создаёт правовое последствие;
  • его подтверждение не порождает разрешение спора о праве;
  • нет возможности в ином порядке получить требуемые документы, удостоверяющие юридический факт.

Рассматриваемая статья устанавливает не исчерпывающий перечень фактов, определение которых допускается в суде в порядке особого производства. К примеру, определение факта родственных отношений допустимо в случае порождения реальных юридических последствий. Это может быть возникновение или прекращение права на наследство, пенсию по потере кормильца и подобное.

Подтверждение данного факта может потребоваться при:

  • необходимости наличия свидетельства, которое оказалось утеряно, а органы загса не видят причин для выдачи дубликата;
  • отсутствие требований о специальной регистрации степени родства.

Судебная практика и индивидуальные особенности различных ситуаций

В качестве примера рассмотрим дело № 2-3635/2011 г. Ленинского районного суда г. Саратова. Гражданка обратилась в суд с заявлением об установлении факт родства со своей матерью, 1937 года рождения, умершей в 2011 году. В качестве обоснования приводятся данные о том, что после смерти матери открылось наследство в виде 50% доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру.

Постановлением нотариуса. отказано в совершении нотариального действия, в силу того, что не представлены документы, подтверждающие наличие родственных отношений. Поэтому заявительница обратилась в суд с заявлением об установлении данного факта, что требуется для реализации наследственных прав.

Проанализировав все доказательства, суд удовлетворил заявление и установил, что заявительница является дочерью умершей гражданки.

В соответствии с рассматриваемой статьёй, суд определяет факт принадлежности документов, выданных на имя, которое отлично от фамилии или имени заявителя. К примеру, установление факта принадлежности трудовой книжки будет проводиться на основании юридически значимых обстоятельств, которыми станут:

  • потребность установления факта и невозможность этого во внесудебном порядке;
  • представление заявителем доказательств, подтверждающие отказ органа в принятии трудовой книжки в связи с несоответствием сведений личности заявителя;
  • какие-то ещё доказательства заявленных требований.

В высшем суде является характерной такая ситуация. Отвечая на вопрос, допустимо ли определение в судебном порядке факта принадлежности удостоверения лицу, если ФИО в документе не совпадает с ФИО данного лица, как они приведены в паспорте, высший суд ответил, что это возможно в случае если от факта принадлежности лицу удостоверения зависит наличие личных или имущественных прав и при соблюдении условий ст. ст. 265 и 263 ГПК РФ.

В судебной практике время от времени появляются ситуации определения факта принадлежности правоустанавливающего документа скончавшемуся наследодателю. К примеру, гражданин обратился с заявлением об этом в силу тех оснований, что нотариус отказал ему в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Наследственная масса состоит из 1/13 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок для сельскохозяйственных работ.

Он получил отказ в совершении нотариального действия в силу того, что в свидетельстве о госрегистрации права не совпадал номер и дата выдачи. Установление факта принадлежности документа требуется для выдачи свидетельства о праве на наследство по закону. Суд удовлетворил заявление.

Об этом говорит дело № 2-2884/2011 Ленинского районного суда г. Саратова.

В названном порядке можно определить факт владения и пользования недвижимостью. Как отмечает высший суд, положение п. 6 ч. 2 рассматриваемой статьи не исключает возможности установления владения и использования недвижимости.

Так, в случае наличия у заявителя правоустанавливающего документа на такое имущество и его утере, суд обладает возможностью определить факт владения и пользования на праве собственности в целях регистрации недвижимости.

Таким образом, если исключается другой порядок восстановления документа, то суд имеет право определить факт владения и пользования недвижимостью на праве собственности в случае, если отсутствует спор о праве, поскольку наличие спора говорит о необходимости рассмотрения дела в порядке искового производства.

В аналогичном порядке допустимо и установление факта смерти. Для этого необходим отказ органов загса в регистрации этого факта. На основании положений ФЗ «Об актах гражданского состояния» данная регистрация смерти производится в загсе.

Но в том случае, когда сотрудники этого органа отказывают в регистрации, заинтересованное лицо получает право обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Юридически значимыми обстоятельствами в таком случае станут заявление требований надлежащим лицом, цель установления факта смерти, родственные отношения между заявителем и умершим и отсутствие возможности другим способом установить этот факт.

Придётся подготовить документальное подтверждение отказа органа загса сделать запись о смерти. Разумеется, должны иметься и данные о юридических последствиях для заявителя и признаки отсутствия спора о праве.

В таком же порядке допустимо и определение каких-то иных фактов, что не приведены непосредственно в ч. 2 рассматриваемой статьи. К примеру, на основании положений ст. 1129 ГК РФ завещание, которое было совершено в особых условиях, может быть исполнено лишь при установлении судом факта совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах.

admin
Оцените автора
Ракульское