Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Для признания лица субъектом по ст. 246 УК РФ, следует обращать внимание не только на юридическое закрепление обязанности по обеспечению соблюдения правил охраны окружающей среды при производстве работ или контролю за их соблюдением, но и фактическим выполнением без надлежащего закрепления. Автор предлагает новую редакцию диспозиции ст. 246 УК РФIt`

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жаркова А. А.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Субъективная сторона нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ

Отграничение уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений от иных сходных экологических преступлений

О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Общественно опасные последствия нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)

Правовые пробелы в регулировании процедур компенсации вреда, наносимого окружающей среде
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

s necessary to pay attention to real performance without reasonable assignment not only to juridical responsibility assignment according to observance guaranteeing of the environmental rules during a work or to observance control in order to adjudge person to offender. The author proposes new version of Russian Criminal Code art. 246 disposition

Текст научной работы на тему «К вопросу о субъекте нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ (СТ. 246 УК РФ)

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность каждого сохранять окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) [1, ст. 4398].

В случае нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ и причинения вреда природе представляет сложность установление вины конкретного физического лица, поскольку она обусловлена халатностью, недобросовестностью, незнанием и ошибками других работников производства или непредусмотрительностью и ошибками проектировщиков оборудования, машин и механизмов, либо отсутствием должной отладки технологической цепи производства. Для правильного применения норм об уголовной ответственности требуется надлежащее определение субъектов, которые учитывались законодателем при конструировании соответствующих составов, а также признаков субъектов, прямо предусмотренных в законе.

Из диспозиции ст. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации [2, ст. 2954] (далее -УЯ РФ) следует, что субъект данного состава преступления — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ, т. е. содержится законодательное указание на специальный субъект.

Специальный субъект характеризуется факультативными (дополнительными) признаками. Ст. 246 УЯ РФ в качестве таковых называет наличие ответственности за соблюдение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов. Следует согласиться с А. С. Сенцовым и В. А. Волколуповой в том, что «в понятии специального субъекта преступления самым важным является не само по себе наличие установленных в уголовно-правовой норме особых, дополнительных признаков, относящихся к субъекту, а правовая связь этих признаков с совершением лицом именно данного преступления» [6, с. 31].

Иными словами, только с использованием этих признаков лицо совершило преступление, без этих дополнительных признаков совершение именно данного преступления было бы юридически невозможно.

Субъектом данного преступления может быть как должностное, так и не должностное лицо [5, с. 44]. Им может быть, например, руководитель строительства промышленного, сельскохозяйственного, научного или иного объекта, эксперты и руководители экспертной комиссии экологической экспертизы, должностные лица органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. В.Н.

Кудрявцев и А.В. Наумов считают, что лицо может нести ответственность либо общего характера (за производство работ), либо специального — за осуществление отдельных видов работ, процедур, функций (проведение расчетов, контроль работы очистных сооружений, проведение замеров, осуществление пробного пуска сдаваемого в эксплуатацию объекта и т.п.) [4, с. 720].

Исходя из смысла п. 3 Постановления Пленума Верхового Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», к субъектам рассматриваемого преступления следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или некоммерческой организации [3]. Необходимо отметить, что для

привлечения к ответственности руководителей предприятий, организаций, их заместителей и иных должностных лиц, следует установить ряд условий: 1) они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ; или 2) дали указания, противоречащие этим правилам; либо 3) осуществляя непосредственное руководство определенным видом работ, не обеспечили соблюдение этих правил. Также возникает сложность относительно категории лиц, на которых в силу их служебного положения или по какому-либо уполномочивающему документу непосредственно возложена обязанность обеспечения соблюдения правил охраны окружающей среды при производстве каждого типа или вида работ, например, эксперты и руководители экспертной комиссии экологической экспертизы, инженеры и т. д.

Таким образом, субъектом нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ может являться лицо, в обязанности которого нормативно-правовыми или правоприменительными актами, по договору или иному уполномочивающему документу включаются: выполнение определенных действий по организации работ, контролю, принятию мер безопасности в связи с использованием окружающей среды или оказанием на нее антропогенного воздействия либо установлен специальный порядок деятельности в целом в силу должностного положения лица или данного ему служебного поручения.

Для определения данного круга лиц требуется нормативное или иное их закрепление для каждого типа и вида работ, поэтому судебные органы зачастую игнорируют законодательное указание на признак специального субъекта в ст. 246 УК РФ. Продемонстрируем сказанное примером из судебной практики.

15 июня 2015 года Городищенским районным судом Волгоградской области было рассмотрено уголовное дело в отношении Сидорина А.П., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ.

По указанию Сидорина А.П., не осведомленный о противоправности действий машинист экскаватора В., используя специальную технику колесный экскаватор-погрузчик, осуществил земляные работы, выразившиеся в снятии и перемещении плодородного слоя почвы на территории земельного участка лесного фонда, а также последующий ее вывоз с места производства работ. В результате проведенных вышеуказанных земляных работ, организованных Сидориным А.П., на территории участка земель лесного фонда наступили иные тяжкие последствия для объектов окружающей среды, являющиеся существенными и выразившиеся в полном разрушении структуры и механизмов функционирования экосистемы, уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, растительного покрова, снижении экологической устойчивости земельного участка лесного фонда, нарушении связей в природно-территориальном комплексе, существенном изменении первоначального (природного) состояния участка, произошедшие в результате несанкционированных работ по снятию и вывозу плодородного слоя почвы.

Признание Сидорина А.П. субъектом данного преступления было обосновано следующим. В соответствии сост. 4 Лесного кодекса Российской Федерации, участниками лесных отношений являются, в том числе, граждане. В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

Сидорин А.П. при планировании хозяйственной деятельности был обязан соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды и, являясь участником лесных отношений, был лицом ответственным за соблюдение этих требований. Таким образом, признаков специального субъекта в данном случае судом выявлено не было. Сидорин А.П. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.

246 УК РФ при отсутствии признаков специального субъекта.

Основываясь на проведенном анализе можно прийти к выводу, что для признания лица субъектом по ст. 246 УК РФ следует обращать внимание не только на юридическое закрепление обязанности по обеспечению соблюдения правил охраны окружающей среды при производстве работ или контролю за их соблюдением, но и фактическим выполнением без над-

К вопросу о субъекте нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.

лежащего закрепления. Для увеличения эффективности практического применения ст. 246 УЯ РФ необходимо изменить законодательную формулировку, определяющую субъекта.

Предлагается новая редакция диспозиции ст. 246 УЯ РФ:

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицом, на котором лежала обязанность по обеспечению соблюдения этих правил или контролю за их соблюдением, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека.

1. Яонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Яонституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФЯЗ, от 30.12.2008 № 7-ФЯЗ, от 05.02.2014 № 2-ФЯЗ, от 21.07.2014 № 11-ФЯЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст.

4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.

2954.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 26.05.2015) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 12.

4. Басова Т. Б., Благов Е. В., Головненков П. В. [и др.]. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник. 2013.

С. 720.

5. Попов И. В. Некоторые дискуссионные вопросы применения норм гл. 26 УЯ РФ 2013. № 6. С. 44.

6. Семенихин В. В. Ответственность организаций и их руководителей за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. 2013. № 4. С. 31.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 246 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья людей.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им.

Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

2. С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК РФ, ВК, ЗК РФ, ЛК, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25.06.2012) и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30.

Ст. 3588; 2000. N 33. Ст.

3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004.

N 35. Ст. 3607; 2005.

N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1).

Ст. 5498; 2009. N 1. Ст. 17, 21; N 52 (ч. 1).

Ст. 6450; СЗ РФ. N 30. Ст.

4002; N 31. Ст. 4195, 4196; 2011. N 29.

Ст. 3880; РГ. 2011.

N 159, 160; СЗ РФ. N 49 (ч. 1).

Ст. 7015, 7025; 2012. N 26. Ст.

3446.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве.

Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под существенным вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятии «массовая гибель животных» см. коммент. к ст. ст. 247, 250, 257.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст.

260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

3. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

5. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.).

Пленум ВС РФ в указанном Постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • Статья 245. Жестокое обращение с животными
  • Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Комментарий к ст. 246 УК РФ

Объектом преступления являются общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

Увеличившиеся масштабы антропогенного и техногенного давления на окружающую среду привели к возникновению в России устойчиво обостренной экологической ситуации. Преступление, предусмотренное ст. 246 УК РФ, имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе «Экологические преступления», в противном случае возникает конкуренция общей и специальной норм и применяется последняя.

В законодательстве об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов имеется значительное число нормативных правовых актов, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности. К наиболее важным из них относятся: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 ; Градостроительный кодекс РФ; Водный кодекс РФ; ЗК РФ; Федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения , от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» , от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» , от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ; Законы РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» , от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» , от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» .

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33.

Ст. 1318.

СЗ РФ. 1997. N 30.

Ст. 3528.

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст.

1650.

СЗ РФ. 1999. N 18.

Ст. 2222.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.

141.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.

133.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15.

Ст. 769.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст.

834.

СЗ РФ. 1995. N 17.

Ст. 1462.

Важное значение для практики применения уголовно-правовых норм об охране окружающей среды имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» .

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов». Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им.

Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Диспозиция данной нормы бланкетная. Для установления содержания нарушенных правил охраны окружающей среды необходимо обратиться к указанным выше и иным, к которым она отсылает, нормативным актам. Сформулированные в них требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.

Они относятся также и к предприятиям с совместным или иностранным капиталом.

В общем виде эти требования состоят в том, что при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, любых других объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривающие мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Так, обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка .

В 2006 г. отменена обязательная экологическая экспертиза проектируемых объектов.

Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31, 32, 33 ЗК РФ, закрепляющих порядок выбора земельных участков для строительства объектов, согласования мест их размещения, принятия решения о предоставлении и установлении норм отвода земель, ограничения оборотоспособности и т.д.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующими правовыми актами предусмотрено также требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве.

Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

В ст. 246 УК РФ последствия названы в качестве обязательного признака состава. Они альтернативны и состоят, как указывалось, в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо наступлении иных тяжких последствий.

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний повлекло указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и генетического фонда человека (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.).

Под вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение одному или нескольким лицам тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности (п. 4 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Однако такое решение не бесспорно, поскольку санкция ст. 246 УК РФ гораздо мягче санкции ст. 111 УК РФ, предусматривающей ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (до пяти и восьми лет лишения свободы соответственно).

Кроме того, неясно, чем временная или постоянная утрата трудоспособности отличается от вреда здоровью. А уравнивание в рамках санкции ст. 246 УК РФ расстройства здоровья и различных видов вреда здоровью представляется необоснованным.

На наш взгляд, в случае умышленного причинения при нарушении правил охраны окружающей среды в процессе производства работ тяжкого вреда здоровью человека имеет место идеальная совокупность преступлений и содеянное надлежит квалифицировать по ст. 246 и ст. 111 УК РФ.

О понятии «массовая гибель животных» см. комментарий к ст. ст. 247, 250, 257 УК РФ.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. комментарий к ст. 248 и ст. 249 УК РФ); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесов и растительности на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее использованию и сохранению (п.

3 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо сознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в ст. 246 УК РФ работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо сознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет несущественным вследствие их рассеивания ветром.

Субъект преступления специальный — вменяемое, достигшее шестнадцати лет лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

Если в действиях указанных лиц, помимо нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, содеянное следует дополнительно квалифицировать по ст. 285 и ст. 201 УК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.). В названном Постановлении Пленума Верховного Суда говорится также о должностных лицах государственного предприятия.

Однако предприятие признается коммерческой структурой независимо от формы собственности. В связи с этим их руководители не могут признаваться должностными лицами, а являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации, и могут быть субъектами преступлений, предусмотренных главой 23, а не главой 30 УК РФ.

Судебная практика по статье 246 УК РФ

НИКОЛАЕВ А.А., . судимый 15 мая 1994 года по ст. ст. 103, 246 п. «в» УК РСФСР к 8 годам лишения свободы; 24 июля 2002 года по ст. ст. 161 ч. 1, 166 ч. 2 п. п. «а», «в» УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы (освобожден 2 сентября 2005 года по отбытию наказания),

Вопреки доводам осужденного суд обоснованно и в соответствие с требованиями ст. 246 УК РФ в связи с позицией государственного обвинителя исключил из обвинения указание на совершение Носковым преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Заявленные гражданские иски о компенсации морального вреда судом разрешены в соответствие с требованиями закона, положений ст. ст. 151, 1099 и 10101 ГК РФ, с учетом характера и степени перенесенных потерпевшими нравственных и психических страданий вследствие убийства близких им лиц, других, влияющих на разрешение данного вопроса обстоятельств. Присужденные к взысканию суммы в счет компенсации морального вреда соответствуют требованиям разумности и справедливости, снижению не подлежат.

постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 18 сентября 2017 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан о выдаче Собирова для привлечения его к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 246 УК Республики Таджикистан.

Нагая Валерия Семеновича, . компетентным органам Республики Узбекистан для исполнения приговора Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Каракалпакстан Республики Узбекистан от 19 января 2005 года в части осуждения по п. «а» ч. 2 ст. 276; ст. 25, ч. 2 ст.

246 УК Республики Узбекистан.

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, доля дел об экологических преступлениях (глава 26, статьи 246 — 262 Уголовного кодекса РФ (далее также — УК РФ) в общей структуре уголовных дел, поступающих в суды, составила в 2019 г. 1,2%, в 2020 г. — 1,3%, в 2021 году — 1,3%.

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, проблемы привлечения к уголовной ответственности

Сургутская, Е. А. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, проблемы привлечения к уголовной ответственности / Е. А. Сургутская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1049-1052. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29847/ (дата обращения: 01.12.2022).

The article considers features of crime, envisaged by article 246 of the criminal code. Suggested different wording of the definition of «other grave consequences».

Key words: environmental safety, crimes against environmental safety, Violation of the rules of the environment by manufacture of works.

Правовое обеспечение экологической безопасности в России является одной из актуальнейших проблем российского права. Сложность правового регулирования в данной сфере связана с комплексным характером данного вида правоотношений.

Одним из компонентов можно назвать уголовно-правовую защиту экологии как сложного явления объективного мира, имеющего решающее значения для выживания человечества как вида.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ предусмотрена ст. 246 Уголовного Кодекса Российской Федерации [1] (далее — УК РФ). Данная статья описывает только один состав преступления, не предусматривая квалифицированных и привилегированных составов.

Ее расположение в Разделе IX указывает, что родовым объектом данного состава преступления выступает общественная безопасность и общественный порядок. Действительно, как экологическую безопасность можно рассматривать как одну из составляющих общественной безопасности. Общественная безопасность предполагает такое состояние общества, при котором отсутствует какая-либо угроза его благополучию.

Экологическая безопасность представляет собой поддержание такого уровня воздействия на окружающую среду, при котором негативные факторы не наносят вреда человеку и самой окружающей среде.

Видовой объект данной категории преступлений, согласно наименованию Главы 26 УК РФ составляет группа однородных общественных отношений, складывающихся в сфере «взаимодействия общества и природы, которые охватывают отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности» [6].

Непосредственный объект — еще более сужает сферу воздействия и определяется в литературе как «общественные отношения по охране окружающей среды и экологическая безопасность как такое состояние в сфере взаимодействия общества и природы, которое гарантирует обеспечение жизненно важных интересов и неотъемлемых личных благ человека (жизни, здоровья) от неблагоприятного воздействия загрязненной среды. Факультативным объектом может быть здоровье человека» [6].

Предметом преступления является окружающая среда. Определения окружающей среды УК РФ не содержит. Однако такое определение дано в ст.

1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [2] под окружающей средой понимается «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов».

В качестве компонентов природной среды в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выступают земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Объективная сторона данного преступления описана в тексте статьи и заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий. Такой способ изложения диспозиции называется бланкетным, поскольку содержание нарушенных правил регламентировано иными нормативными актами.

В качестве примера таких актов можно назвать Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» [3] в ч. 2 ст. 16.1 которого установлен запрет на эксплуатацию технологического оборудования при отсутствии очистки газа.

В ст. 246 УК РФ в качестве обязательного признака состава преступления названы общественно опасные последствия. Последствия альтернативны и заключаются:

– в существенном изменении радиоактивного фона,

– причинении вреда здоровью человека,

– массовой гибели животных,

– иных тяжких последствий.

Иные тяжкие последствия представляют собой оценочный признак, который устанавливается следственными органами и судом с на основе фактических обстоятельств по каждому конкретному уголовному делу.

Как справедливо отмечает А.В. Галахова, «дать исчерпывающий перечень иных тяжких последствий не представляется возможным в силу их многообразия» [7].

Тем не менее, Верховный суд РФ в п. 5 своего Постановления от 18.10.2012 № 21 конкретизирует хотя бы некоторые из них. Так, ВС РФ указывает, что » Под иными тяжкими последствиями применительно к статье 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза» [8].

Очевидно, что данное перечисление, хотя и имеет большое практическое значение, но не может охватить всех возможных ситуаций, возникающих в реальной жизни. Представляется, что список должен быть открытым, поскольку технический прогресс порождает все новые производственные технологии, провоцирующие самое разнообразные, подчас весьма отдаленные, последствия.

Так, например, «Фукусима-1» наглядно продемонстрировала затруднительность определения состава, размера и причинно-следственных связей наступившего в результате катастрофы вреда. В российской судебной практике в качестве непредусмотренных законодательством иных тяжких последствий, были названы, например, изменение первоначального состояния ландшафта, уничтожение растительного и почвенного покрова (плодородного слоя почвы) земель сельскохозяйственного назначения на площади 10135,4 кв.м., частичная выемка материнской породы недр [10].

По поводу субъективной стороны данного преступления в литературе отсутствует единство мнений. Так, Т. К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков [5] считают, что данное преступление совершается с неосторожной формой вины. Однако с данной позицией нельзя согласиться.

Более верным представляется мнение авторов о сложном характере субъективной стороны данного состава преступления.

Так, Н.И. Ветров, М.М. Дайшутов, Г.В.

Дашков указывают, что в исключительных случаях данное преступление совершается с косвенным умыслом. Нарушая правила производства работ, виновный предвидит наступление опасных последствий и относится к этому безразлично.

Так, например, Черкасов А.В., умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, выразившихся в несоблюдении им норм действующего законодательства, регламентирующих порядок производства работ по строительству и правила охраны окружающей среды при осуществлении данного вида деятельности, предвидя наступление общественно опасных последствий, связанных с оказанием негативного воздействия на состояние окружающей среды, относясь к ним безразлично, руководствуясь личной заинтересованностью, выразившейся в стремлении уменьшить объем и сократить сроки своей работы, связанной с выполнением требований действующего законодательства, произвел сплошную рубку на лесном участке и изменил ландшафт местности.

Приговором суда Черкасов А.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ [9].

Тем не менее, данное преступление может быть совершено и с неосторожной формой вины. Данная форма вины имеет две разновидности. При преступной небрежности лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своего служебного и/или профессионального положения) и могло их предвидеть (преступная небрежность).

При преступном легкомыслии виновный предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Субъект данного преступления — специальный. К общим признакам субъекта относятся — вменяемость, достижение возраста уголовной ответственности (16 лет). Специальный признак — особый статус субъекта, подразумевающий наличие ответственности за соблюдение соответствующих правил. Как отмечается в судебной практике, субъект преступления должен быть наделен соответствующими полномочиями.

То есть производство указанных работ должно находиться в его компетенции.

Зачастую к уголовной ответственности по данной статье привлекается должностное лицо, осуществляющее управленческие функции в организации. Если в действиях таких лиц, кроме нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, содержатся и признаки злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, содеянное дополнительно квалифицируется по ст. 201 или 285, 286 УК РФ [8].

Таким образом, следует отметить, что одной из проблем привлечения к уголовной ответственности является закрытый перечень иных тяжких последствий, данный в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Представляется актуальным оставить данный перечень открытым.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015)// СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  3. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015)»Об охране атмосферного воздуха»// СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
  4. Ачмиз З.М. О направлениях оптимизации законодательного описания составов преступлений, сопряженных с загрязнением окружающей природной среды // Российский следователь. 2014. N 19. С. 25 — 27.
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т. К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. Испр., доп., перераб. М.: КОНТРАКТ, 2013. 672 с.
  6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) / Н.И. Ветров, М.М. Дайшутов, Г.В. Дашков и др.; под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2013. 912 с.
  7. Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование: научно-практическое пособие / Ю.И. Антонов, В.Б. Боровиков, А.В. Галахова и др.; под ред. А.В. Галаховой. М.: Норма, 2014. 736 с.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 26.05.2015) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»// СПС КонсультантПлюс.
  9. Приговор Среднеахтубинского райсуда Волгоградской области от 28 апреля 2010 года по делу № 1-110\10// https://rospravosudie.com/court-sredneaxtubinskij-rajonnyj-sud-volgogradskaya-oblast-s/act-104977043/ (дата обращения 25.12.2015).
  10. Приговор Городищенского районного суда Волгоградской области от 24 марта 2011 г. по делу № 1- 74 /2011 //https://rospravosudie.com/court-gorodishhenskij-rajonnyj-sud-volgogradskaya-oblast-s/act-100244882/(дата обращения 25.12.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, УК РФ, экологическая безопасность, последствие, уголовная ответственность, нарушение правил охраны, общественная безопасность, состав преступления, атмосферный воздух, преступная небрежность.

admin
Оцените автора
Ракульское