Статья 238.1. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ / КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ ПРАВА / MEDICINES / MEDICAL DEVICES / BIOLOGICALLY ACTIVE ADDITIVES / QUALIFYING FEATURES / LEGISLATIVE TECHNIQUE / LAW ENFORCEMENT PRACTICE / IMPLEMENTATION OF LEGAL NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Танцюра Виктор Сергеевич, Крылков Дмитрий Игоревич

В статье рассматривается юридическое содержание объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 2381 Уголовного кодекса Российской Федерации, анализируется законотворческая практика Государственной Думы Российской Федерации по внесению изменений в объективную сторону данного состава преступления, уделяется внимание роли законодательной техники в дальнейшем совершенствовании данного состава преступления, вопросам правоприменения в условиях коронавирусной пандемии, выносятся предложения по внесению изменений в ст. 2381 с учетом сложившейся правоприменительной практики и норм международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Танцюра Виктор Сергеевич, Крылков Дмитрий Игоревич

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Ответственность за обращение контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок: проблемы правоприменительной практики в условиях пандемии коронавируса

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ВЕТЕРИНАРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Новеллы УК РФ об ответственности за незаконное обращение лекарственных средств

Органы внутренних дел как субъект противодействия правонарушениям в области обращения лекарственных средств

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY IN THE SPHERE OF CIRCULATION OF FALSIFIED, SUBSTANDARD AND UNREGISTERED MEDICINES,MEDICAL DEVICES AND TRAFFICKING OF FALSIFIED BIOLOGICALLY ACTIVE ADDITIVES (ARTICLE 2381 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article examines the legal content of the objective side of the crime under Art. 2381 of the Criminal Code of the Russian Federation, the legislative practice of the State Duma of the Russian Federation on amendments to the objective side of this corpus delicti is considered, the role of legislative technique in the further improvement of this corpus delicti is given, the issues of law enforcement in the context of a coronavirus pandemic are analyzed, proposals are made to amend Art. 2381 taking into account the existing law enforcement practice and norms of international law.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ,МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБОРОТА ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК (СТ. 2381 УК РФ)»

Doi 10.475776/2712-7516_2020_4_1_74 уДК 343.53:614.27

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБОРОТА ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ

ДОБАВОК (СТ. 2381 УК РФ)

танцюра Виктор Сергеевич,

преподаватель кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности, Нижегородская академия МВД России, РФ, г. Нижний Новгород, Россия, e-mail: [email protected]

Крылков Дмитрий Игоревич,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности, Нижегородская академия МВД России, РФ, г. Нижний Новгород, e-mail: [email protected]

Реферат. В статье рассматривается юридическое содержание объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 2381 Уголовного кодекса Российской Федерации, анализируется законотворческая практика Государственной Думы Российской Федерации по внесению изменений в объективную сторону данного состава преступления, уделяется внимание роли законодательной техники в дальнейшем совершенствовании данного состава преступления, вопросам правоприменения в условиях коронавирусной пандемии, выносятся предложения по внесению изменений в ст.

2381 с учетом сложившейся правоприменительной практики и норм международного права.

Ключевые слова: лекарственные средства; медицинские изделия; биологически активные добавки; квалифицирующие признаки; законодательная техника; правоприменительная практика; имплементация норм права.

CRIMINAL LiABiLiTY iN THE SPHERE OF CiROULATiON OF FALSiFiED, SUBSTANDARD AND UNREGiSTERED MEDiCiNES,

medical devices and trafficking of falsified biologically active additives (article 2381

OF THE criminal CODE OF THE RUSSiAN FEDERATiON)

Tantsyura viktor Sergeevich,

Lecturer at the Department of Professional Activities of Employees of Economic Security Units, Nizhny Novgorod Academy Ministry of Internal Affairs of Russia, RF, Nizhny Novgorod, Russia, e-mail: [email protected]

Krylkov Dmitry igorevich,

PhD in Law, Deputy Head of the Department of Professional Activities of Employees of Economic Security Units, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia RF, Nizhny Novgorod, e-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the legal content of the objective side of the crime under Art. 2381 of the Criminal Code of the Russian Federation, the legislative practice of the State Duma of the Russian Federation

on amendments to the objective side of this corpus delicti is considered, the role of legislative technique in the further improvement of this corpus delicti is given, the issues of law enforcement in the context of a coronavirus pandemic are analyzed, proposals are made to amend Art. 2381 taking into account the existing law enforcement practice and norms of international law.

Keywords: medicines; medical devices; biologically active additives; qualifying features; legislative technique; law enforcement practice; implementation of legal norms.

В 2014 г. в содержание Особенной части УК РФ была введена ст. 2381, которая впервые установила уголовную ответственность за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (БАД). Законодателем также были введены и смежные со ст. 2381 УК РФ составы преступлений, предусматривающие уголовную ответственность за незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий (ст.

2351 УК РФ) и под -делку документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий (ст. 3272 УК РФ). Принятие дополнений в УК РФ объясняется объективно назревшей необходимостью преодоления существовавшего пробела в законодательстве, а также трудностями правоприменительной практики по борьбе с преступлениями в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок.

Наряду с нововведениями в уголовном законодательстве гл. 6 КоАП РФ была дополнена ст. 6.33, которая установила административную ответственность за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок, когда совершенные действия не содержат состава уголовно наказуемого деяния. Критерием, отграничивающим состав административного правонарушения от преступления за совершенное незаконное обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок, а также в качестве основного условия наступления уголовной ответственности законодательно был закреплен обязательный признак — совершение деяния в крупном размере, то есть

в размере, превышающем сто тысяч рублей, что нашло отражение в примечании к ст. 2381 УК РФ.

Анализируя правоприменительную практику, следует отметить, что в 2019 г. за совершение деяний, предусмотренных ст. 2381 УК РФ, в судах Российской Федерации было рассмотрено по существу 37 уголовных дел, в 2018 г. — 39, в 2017 г. — 13. По линии административного законодательства в 2019 г. было рассмотрено 50 материалов по административным правонарушениям, предусмотренным ст.

6.33 КоАП РФ, в 2018 г. — 61, в 2017 г. — 45 [4; 5]. Приведенные статистические сведения в полной мере не отражают реальный масштаб распространения фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок и свидетельствуют о резонансном характере сложившейся в России ситуации и актуальности разработки соответствующих уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в рассматриваемой сфере. В частности, в результате проведенного правоохранительными органами Российской Федерации мониторинга сети «Интернет», включая социальные сети и бесплатные ресурсы о купле-продаже, было выявлено более 600 интернет-ресурсов о продаже лекарственных средств по рецептам, медицинских изделий и биологически активных добавок, легальность происхождения которых вызывает сомнение.

Безусловно, сложившуюся в российском социуме ситуацию с тотальным распространением фальсификата в фармацевтической сфере нельзя оставлять без внимания со стороны надзорных инстанций и правоохранительных органов. О необходимости усиления деятельности по пресечению фактов преступной деятельности в форме реализации лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок сомнительного происхождения и качества

с использованием сети «Интернет» указывают требования ст. 7, 13 Конвенции Совета Европы «Медикрим» путем включения в национальное уголовное законодательство квалифицирующих составов преступлений, устанавливающих ответственность за совершение преступлений в сфере обращения медицинских препаратов, изделий, биологически активных добавок путем изготовления поддельных или фальсифицированных документов, а также с использованием средств широкого распространения, информационных систем, включая сеть «Интернет» [3].

В 2018 г. с целью защиты жизни и здоровья населения от оборота медицинского фальсификата, реализуемого посредством сети «Интернет», а также восполнения пробела действующего законодательства Российской Федерации в силу требований Конвенции «Медикрим» инициативной группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации был разработан законопроект по внесению изменений в ст. 2381 УК РФ. Итогом данной законодательной инициативы было принятие Федерального закона от 01.04.2020 № 95-ФЗ [2], посредством которого были внесены поправки в ст. 2381 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок, совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Внесенные дополнения в ст. 2381 УК РФ, безусловно, возымели положительный эффект в правоприменительной деятельности правоохранительных органов, в частности, в структуре МВД России стали создаваться подразделения по борьбе с киберпреступ-ностью, что позитивно скажется на эффективности борьбы с распространением медицинского фальсификата [1]. На протяжении многих лет подразделениями МВД России на постоянной основе проводятся беспрецедентные мероприятия с органами Росздрав-надзора России, всероссийские оперативно-профилактические мероприятия (операции) со смежными правоохранительными органами, глобальная международная операция «ПАНГЕЯ».

В повышении эффективности деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов в сфере охраны оборота лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок существует немалый потенциал в части совершенствования законодательных характеристик содержания признаков объективной стороны ст. 2381 УК РФ. По прежнему актуальным остается вопрос о конструировании состава преступления, предусмотренного ст.

2381 УК РФ, с учетом требований ст. 7, 13 Конвенции Совета Европы «Медикрим», в силу сложившихся социальных факторов, в том числе обусловленных распространением в Российской Федерации коронавирусной пандемии (COVID-19). В данной ситуации представляется необходимым прибегнуть к использованию средств, приемов и способов законодательной техники с целью совершенствования объективных признаков состава преступления, предусмотренного ст.

2381 УК РФ, для их применения в более эффективном русле в практической деятельности правоохранительных органов. В содержание признаков объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ, необходимо внести изменения, которые устанавливали бы уголовную ответственность лица, ранее подвергнутого административной ответственности по ст.

6.33 КоАП РФ, то есть использовать прием административной преюдиции в уголовном законе, а также ввести квалифицирующий признак — совершение преступления лицом, ранее судимым за совершение аналогичного преступления. Введение таких признаков в рассматриваемый состав преступления объективно обусловлено практикой применения ст. 2381 УК РФ. В соответствии с требованиями ст. 7, 13 Конвенции Совета Европы «Медикрим», а также под влиянием обстоятельств, связанных с международным распространением пандемии COVID-19, в качестве квалифицирующих признаков состава преступления, предусмотренного ст.

2381 УК РФ, следует внести следующие признаки: «совершение преступления лицом с использованием служебного положения»; «совершение преступления путем обмана или злоупотребления доверием производителя или поставщика»; «совершение преступления в условиях массового заражения населения, в условиях эпидемии или пандемии».

Внесение указанных изменений в ст. 2381 УК РФ с использованием предлагаемых возможностей законодательной техники позволит в полной мере говорить о соответствии данной нормы уголовного права общественным реалиям, надлежащей имплементации

норм Конвенции Совета Европы «Медикрим» в нормы национального уголовного права России, создаст прочный правовой фундамент для более эффективной правоприменительной деятельности правоохранительных органов.

1. Выступление Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России // Информационный портал «МВД МЕДИА». — URL: https://mvdmedia.ru/news/official/sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-kollegii-mvd-rossii/ (дата обращения: 27.05.2020).

2. О внесении изменений в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 01.04.2020 № 95-ФЗ // Российская газета. — 2020. — 6 апр.

3. О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения : федеральный закон от 29.12.2017 № 439-Ф3 // Рос -сийская газета. — 2017. — 31 дек.

4. Судебная статистика Российской Федерации. Административные правонарушения // Агентство правовой информации: сайт. — URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/1 (дата обращения: 27.05.2020).

5. Судебная статистика Российской Федерации. Уголовное судопроизводство // Агентство правовой информации. — URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 27.05.2020).

1. Vy’stuplenie Vladimira Kolokol’ceva na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii // Informacionny’j portal «MVD MEDIA». — URL: https://mvdmedia.ru/news/official/sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-kollegii-mvd-rossii/ (data obrashhe-niya: 27.05.2020).

2. O vnesenii izmenenij v stat’yu 238.1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii : fe-deral’ny’j zakon ot 01.04.2020 № 95-FZ // Rossijskaya gazeta. — 2020. — 6 apr.

3. O ratifikacii Konvencii Soveta Evropy’ o borbe s fal’sifikaciej medicinskoj produkcii i sxodny’mi prestupleniyami, ugrozhayushhimi zdorovyu naseleniya : federal’ny’j zakon ot 29.12.2017 № 439-FZ // Rossijskaya gazeta. — 2017. — 31 dek.

Статья 238.1 УК РФ. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок.

1. Производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий, либо незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, совершенные в крупном размере, — наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 1.1. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», — наказываются принудительными работами на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от семисот пятидесяти тысяч до двух миллионов пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой, первой.1 или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового. Примечания. 1. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи незаконных сбыта и ввоза на территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

2. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок в сумме, превышающей сто тысяч рублей. 3. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи сбыта и (или) ввоза на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств или медицинских изделий, если указанные лекарственные средства или медицинские изделия в Российской Федерации не производятся, и (или) если сбыт и (или) ввоз таких лекарственных средств или медицинских изделий допускаются в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья соответственно, и (или) если указанные лекарственные средства или медицинские изделия рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.

Статья 238.1. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ Глава 25 дополнена статьей 238.1, вступающей в силу с 23 января 2015 г.

Статья 238.1. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 238.1 УК РФ

1. Производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий, либо незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, совершенные в крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Статья 238.1 дополнена частью 1.1 с 1 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 95-ФЗ

1.1. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказываются принудительными работами на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от семисот пятидесяти тысяч до двух миллионов пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 95-ФЗ

2. Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 95-ФЗ

3. Деяния, предусмотренные частями первой, первой.1 или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечания. 1. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи незаконных сбыта и ввоза на территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

2. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок в сумме, превышающей сто тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Примечания дополнены пунктом 3 с 1 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 95-ФЗ

3. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи сбыта и (или) ввоза на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств или медицинских изделий, если указанные лекарственные средства или медицинские изделия в Российской Федерации не производятся, и (или) если сбыт и (или) ввоз таких лекарственных средств или медицинских изделий допускаются в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья соответственно, и (или) если указанные лекарственные средства или медицинские изделия рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.

ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОБРАЩЕНИЮ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБОРОТУ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье приводится уголовно-правовая характеристика ст. 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, позволяющая правильно применять ее положения в правоприменительной практике. Делается вывод о том, что включение в российский уголовный закон данной статьи стало долгожданной правовой новеллой, повысившей эффективность противодействия распространению на территории нашей страны недоброкачественных и контрафактных медицинских препаратов и изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов Александр Михайлович

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОМУ ОБРАЩЕНИЮ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБОРОТУ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОМУ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ РЫНКУ В РОССИИ В ЧАСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБРАЩЕНИЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБОРОТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК

Ответственность за обращение контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок: проблемы правоприменительной практики в условиях пандемии коронавируса

Объект преступного обращения фальсифицированной, недоброкачественной и незарегистрированной медицинской продукции (статья 238. 1 УК РФ)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБРАЩЕНИЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБОРОТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК (СТ. 2381 УК РФ)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF THE CRIMINAL LEGAL COUNTERING TO THE ADMISSION OF FALSE, SUB-QUALITY AND UNREGISTRED DRUGS, MEDICAL DEVICES AND THE TURNOVER OF FALSIFIED ACTIVE BIOLOGICAL

The article provides a criminal law characteristic of art. 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, which makes it possible to correctly apply its provisions in law enforcement practice. It is concluded that the inclusion of this article in the Russian criminal law has become a long-awaited legal novelty that has increased the effectiveness of countering the spread of substandard and counterfeit medical products and products on the territory of our country.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОБРАЩЕНИЮ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБОРОТУ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК»

Смирнов Александр Михайлович

доктор юридических наук, доцент,

главный научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, Международный юридический институт [email protected]

Smirnov Alexander Mikhailovich

Chief Research officer

NITs-2 FKU Research Institute

of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Professor of the Department

Criminal Law Disciplines,

International Law Institute

лекарственных средств, медицинских изделий и обороту фальсифицированных

биологически активных добавок

of the criminal legal countering to the admission of false, sub-quality and unregistred drugs, medical devices and the turnover of falsified active biological

Аннотация. В статье приводится уголовно-правовая характеристика ст. 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, позволяющая правильно применять ее положения в правоприменительной практике.

Делается вывод о том, что включение в российский уголовный закон данной статьи стало долгожданной правовой новеллой, повысившей эффективность противодействия распространению на территории нашей страны недоброкачественных и контрафактных медицинских препаратов и изделий.

Ключевые слова: здоровье населения, лекарственные средства, медицинские изделия, биологически активные добавки, фармацевтическая продукция, фармацевтический рынок.

Annotation. The article provides a criminal law characteristic of art. 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, which makes it possible to correctly apply its provisions in law enforcement practice.

It is concluded that the inclusion of this article in the Russian criminal law has become a long-awaited legal novelty that has increased the effectiveness of countering the spread of substandard and counterfeit medical products and products on the territory of our country.

Keywords: public health, medicines, medical devices, biologically active additives, pharmaceutical products, pharmaceutical market.

Изготовление и последующее обращение недоброкачественных или поддельных медицинских средств и препаратов, а также, биологически активных веществ (БАДов), которые представляют собой основу «теневого» рынка фармацевтической продукции, имеет большую общественную опасность, поскольку употребление людьми данных средств, препаратов и веществ зачастую приводит к причинению значительного вреда их здоровью даже летальным исходам. В целом, это наносит значительный ущерб здоровью населения и, как следствие, внутренней безопасности государства [1]. Именно поэтому Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) содержит ст. 238.1 специально предусматривающую привлечение к уголовной ответственности за обращение фальсифицированных, недоброка-

чественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок [2].

Родовым объектом уголовно-правовой защиты данной нормы выступают общественная безопасность и общественный порядок, видовым — здоровье населения, а непосредственным — общественные отношения в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов.

Объективная сторона заключается в совершении одного из трех указанных в ст. 238.1 УК РФ действий, а именно:

Производство, в контексте данной нормы, заключается в создании с применением специальных реагентов или активных веществ на специальном оборудовании или кустарным способом, перечисленных в данной статье изделий. Сбыт — в продаже, поставке или реализации различными способами, то есть доведение до субъектов потребления (населения) в целях непосредственного использования ими изготовленной продукции в целях получения от этого материальной выгодны (денежных средств). Ввоз — в активных действиях по доставке на территорию России из другого государства рассматриваемой продукции, т.е., ее импортирование.

Таким образом, объективная сторона рассматриваемого преступного деяния заключается в совершении только активных действий.

Особенностью данных действий, входящих в объективную сторону рассматриваемого преступления, является то, что производство, сбыт или ввоз на территорию нашей страны лекарственных средств медицинских изделий в том случае, если они фальсифицированы или недоброкачественны, либо совершение данных действия с фальсифицированными БАДами, уже само по себе, является преступным, когда как совершение данных действия с незарегистрированными лекарственными средствами или медицинскими изделиями признается преступлением только в том случае, если они были совершены незаконно.

Рассматриваемое преступление содержит предметы противоправного посягательства, к которым относятся лекарственные средства, медицинские изделия и БАДы. При этом каждое из этих изделий для признания совершенного с ними деяния преступлением, должно быть наделено специфическим признаком: лекарственные средства и медицинские изделия должны быть фальцифициро-ванными, недоброкачественными либо незарегистрированными, а БАДы — только незарегистрированными. Относительно последних изделий законодатель дает уточнение, что они должны содержать не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, иначе указанные в ст. 238.1 УК РФ действия с ними не будут являться преступными.

Отсюда следует, что рассматриваемая норма УК РФ имеет бланкетный характер.

Для установления предмета преступного посягательства необходимо обратиться к положениям Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Согласно этому нормативному акту:

— фальсифицированным лекарственным средством признается лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе (п. 37 ст. 4);

— недоброкачественным лекарственным средством — лекарственное средство, не соответст-

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа (п. 38 ст. 4);

— контрафактным лекарственным средством — лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства (п. 39 ст. 4).

При этом в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 13) [3]. Что относится к фальсифицированным, недоброкачественным или контрафактным медицинским изделиям, регламентировано в ст.

38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Что относится к БАДам, регламентировано в ст. 4 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции») (ред. от 24.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2020).

Совершение рассматриваемых преступных деяний с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», группой лиц по предварительному сговору или организованной группой образуют квалифицированные составы рассматриваемого преступного деяния (ч. 1.1 и ч. 2) с установлением повышенной ответственности за их совершение.

Обязательным юридически значимым признаком объективной стороны рассматриваемого преступного деяния является последствия их наступления. Основной состав рассматриваемого преступления предполагает привлечение к уголовной ответственности только в том случае, если производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов было осуществлено в крупном размере, которым является сумма, превышающая сто тысяч рублей [4]. В случае совершения указанных в ч. 1 и ч. 1.1 ст. 238.1 УК РФ действий был причинен тяжкий вред здоровью человека или наступила его смерть, а также, наступила смерть двух и более лиц речь идет о повышенной ответственности с назначением более строго наказания (ч. 2 и ч. 3 ст.

238.1 УК РФ).

Субъект рассматриваемого преступного деяния общий, т.е., им может выступать любое вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона рассматриваемого преступного деяния выражается в совершении только умышленных действий. При этом

наступление более тяжких последствий в случае его совершения (причинение тяжкого вреда здоровью человека, наступление его смерти, а также наступление смерти двух и более лиц) предполагает неосторожную форму вины.

Юридическое значение для привлечения к уголовной ответственности за незаконное производство, сбыт или ввоз на территорию России незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий является цель их сбыта. В

1. Спасенников Б.А. Преступное поведение и психические расстройства : монография / Б.А. Спасенников, А.М.

Смирнов, А.Н. Тихомиров. М. : Юрли-тинформ, 2016.

2. Кобец П.Н. Предупреждение оборота фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств / П.Н. Кобец // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 18-3.

С. 20-21.

3. Годунов О.И. Проблемные вопросы привлечения к уголовной ответственности за оборот фальсифицированных лекарств / О.И. Годунов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки.

2015. № 2. С. 13-18.

4. Третьякова Е.И. Проблемы применения законодательства об ответственности за фальсификацию лекарственных средств / Е.И. Третьякова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2018. № 3-2.

С. 112-118.

противном случае речь о составе преступления идти не может.

В заключение уголовно-правовой характеристики ст. 238.1 УК РФ хотелось бы обратить внимание на то, что ее включение в российский уголовный закон стало долгожданной правовой новеллой, повысившей эффективность противодействия распространению на территории нашей страны недоброкачественных и контрафактных медицинских препаратов и изделий.

1. SpasennikovB.A. Criminal behavior and mental disorders : monograph / B.A. Spasennikov, A.M.

Smirnov, A.N. Tikhomirov. M. : Yurlitinform, 2016.

2. Kobets P.N. Prevention of the circulation of counterfeit and substandard medicines / P.N. Kobets // Fundamental and applied research in the modern world. 2017. № 18-3.

Р. 20-21.

3. GodunovO.I. Problematic issues of criminal prosecution for the circulation of counterfeit drugs / O.I. Godunov // Bulletin of the Ivanovo State University.

Series: Natural, social sciences. 2015. № 2. Р. 13-18.

4. Tretyakova E.I. Problems of the application of legislation on liability for counterfeiting of medicines / E.I. Tretyakova // Izvestia of the Tula State University. Economic and legal sciences.

2018. № 3-2. Р. 112-118.

admin
Оцените автора
Ракульское