Статья 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

КОНТРАБАНДА / SMUGGLING / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / CRIMINAL CODE / КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENSES / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ALCOHOL PRODUCTS / ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / TOBACCO PRODUCTS / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / CUSTOMS BORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токарева Екатерина Николаевна

В данной статье рассмотрены проблемы квалификации правонарушений в сфере контрабанды алкоголя и табачных изделий . Даны основные определения. Проанализирована уголовная и административная ответственность, особенности этих видов ответственности. Упор сделан на вступившую в силу в 2015 году статью 200.2.

Уголовного кодекса РФ » Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий «. Также рассмотрена и проанализирована статистика применения наказаний за контрабанду алкогольной и табачной продукции за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Токарева Екатерина Николаевна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Вопросы квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий

Объект контрабанды денежных средств и (или) денежных инструментов, алкогольной продукции и табачных изделий

Особенности противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий на современном этапе

Контрабанда: история развития уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду в таможенной сфере и меры ее предупреждения

Проблемы противодействия контрабанде: уголовно-правовой аспект
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Smuggling of alcoholic and tobacco products

This article deals with the problems of qualifying offenses in the sphere of smuggling of alcohol and tobacco products . Basic definitions are given. The criminal and administrative responsibility, features of these types of responsibility are analyzed. The focus is on the article 200.2, which came into force in 2015.

The Criminal Code of the Russian Federation » Smuggling of alcoholic beverages and (or) tobacco products .» In addition, statistics on the use of punishments for the smuggling of alcohol and tobacco products in recent years have been reviewed and analyzed.

Текст научной работы на тему «Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий»

Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий Smuggling of alcoholic and tobacco products

Токарева Екатерина Николаевна

Студент 2 курса Факультет Таможенного дела Санкт-Петербургский филиал им. В.Б.Бобкова Российской таможенной академии

Санкт-Петербург, ул. Софийская, 52, литера A e-mail: katrinatokareva8@gmail. com

Tokareva Ekaterina Nikolaevna

Second year student Faculty of Customs

St. Petersburg Branch named after V.B.Bobkov of the Russian Customs Academy

St. Petersburg, st. Sofiyskaya, 52, letter A e-mail: katrinatokareva8@gmail. com

Научный руководитель Джавадова Алиса Сергеевна

заведующий кафедрой правового обеспечения внешнеэкономической деятельности

кандидат юридических наук Санкт-Петербургский филиал им. В.Б.Бобкова Российской таможенной академии

Санкт-Петербург, ул. Софийская, 52, литера A e-mail: [email protected]

Scientific adviser Djavadova Alisa Sergeevna

Head of the Department of Legal Support of Foreign Economic Activity

Candidate of Legal Sciences St. Petersburg Branch named after V.B.Bobkov of the Russian Customs Academy

St. Petersburg, st. Sofiyskaya, 52, letter А e-mail: [email protected]

В данной статье рассмотрены проблемы квалификации правонарушений в сфере контрабанды алкоголя и табачных изделий. Даны основные определения. Проанализирована уголовная и административная ответственность, особенности этих видов ответственности.

Упор сделан на вступившую в силу в 2015 году статью 200.2. Уголовного кодекса РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». Также рассмотрена и проанализирована статистика применения наказаний за контрабанду алкогольной и табачной продукции за последние годы.

This article deals with the problems of qualifying offenses in the sphere of smuggling of alcohol and tobacco products. Basic definitions are given. The criminal and administrative responsibility, features of these types of responsibility are analyzed.

The focus is on the article 200.2, which came into force in 2015. The Criminal Code of the Russian Federation «Smuggling of alcoholic beverages and (or) tobacco products.» In addition, statistics on the use of punishments for the smuggling of alcohol and tobacco products in recent years have been reviewed and analyzed.

Ключевые слова: Контрабанда, уголовный кодекс, кодекс об административных правонарушениях, алкогольная продукция, табачные изделия, таможенная граница.

Key words: Smuggling, the Criminal Code, the Code of Administrative Offenses, alcohol products, tobacco products, the customs border.

Контрабанда имеет отрицательное воздействие на экономику государства, на её экономическую безопасность, ввиду этого в 2015 году вступила в силу новая статья Уголовного кодекса Российской Федерации — 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». В данной статье мы ставим целью

рассмотрение упомянутой статьи, особенностей квалификации, а также анализ административной ответственности за то же правонарушение.

Для начала определим, что мы будем понимать под термином «контрабанда». Контрабандой признается перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза, помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием [1].

Также, необходимо понять, кто является субъектом контрабанды алкогольной продукции или табачных изделий — это любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Это может быть декларант, уполномоченное лицо таможенного представителя или таможенного перевозчика, иное лицо, перемещающее товар через таможенную границу и т. д [2].

Нас интересует, в первую очередь, не так давно (11 января 2015 года) вступивший в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 530-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий». В соответствии с указанным законом ужесточаются меры наказания за контрабанду алкогольной продукции и изделий из табака в крупном размере.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-Ф3 в Уголовный кодекс Российской Федерации была внесена статья 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». В данной статье предусмотрено наказание за контрабанду алкоголя и изделий из табака в крупном размере, для определения значения крупного размера обратимся к примечаниям настоящей статьи.

В первом примечании статьи 200.2 УК РФ указано, что деяния признаются совершёнными в крупном размере, если цена алкогольной продукции, табачных изделий превосходит 250 тысяч рублей. То есть законодатель понизил крупный размер в статье 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, сравнительно аналогичного термина в статьях гл. 22 Уголовного кодекса Российской федерации — в большей части преступлений в области экономической деятельности он составляет более 1,5 млн. рублей.

Это сделано для того, чтобы контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий перестала быть экономически «доходной» для нелегального бизнеса.

Данная статья устанавливает довольно широкий спектр наказаний — от штрафа до лишения свободы на срок до 12 лет.

В части первой статьи 200.2 УК РФ устанавливается наказание за контрабанду алкоголя и изделий из табака в крупном размере — взыскание в размере от 300 тыс. до 1-го млн. руб. или в размере заработной платы или другого дохода, осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, или принудительными работами на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Во второй части данной статьи, устанавливается наказание за те же деяния, но совершённые группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своего служебного положения -лишение свободы на срок от 3-х до 7 лет со штрафом в размере до 1-го млн. руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 3-х лет или без такого.

В третьей части статьи 200.2 УК РФ предусматривается наказание за те же деяния, но совершённые организованной группой в виде лишения свободы на срок от 7 до 12-ти лет со штрафом в размере до 2-ух млн. руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 5 лет или без такого и с ограничением свободы на срок до 2-ух лет либо без такового.

Для точной квалификации преступления необходимо обратиться к статье 35 УК РФ. Данная статья закрепляет положение о том, что преступление признается совершённым группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Преступление признаётся совершённым организованной группой, если оно было совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений [3].

Необходимо отметить, что к данной статье имеется примечание, где—указано, что расчёт размера стоимости незаконно перемещённых алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости подлежит исключению, только та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Евразийского экономического союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована [4].

Рассмотренная нами статья 200.2 УК РФ значительно увеличивает шансы на сокращение контрабанды алкогольной и табачной продукции, так как она предусматривает довольно широкий спектр наказаний за преступление.

Таким образом, была предпринята попытка при помощи уголовно-правовых мер решить разноплановые задачи. Это охрана экономического суверенитета и интересов РФ, обеспечение законного порядка осуществления предпринимательской и другой финансовой деятельности, охрана рынка от контрабандной продукции, пресечение теневого оборота алкогольной продукции и табачных изделий, недопущение недобросовестной конкурентной борьбы, контроль безопасности товаров для окружающей среды и здоровья населения.

Мы проанализировали особенности уголовной ответственности за контрабанду алкогольной продукции и изделий из табака, однако необходимо рассмотреть все аспекты ответственности за данное деяние.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях административная ответственность за контрабанду алкогольной продукции и изделий из табака предусмотрена статьёй 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

Данная статья включает в себя три части. Первая часть предусматривает наказание за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Во второй части устанавливается наказание за заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В третьей части, рассматриваются случаи предоставления таможенным органам недостоверных сведений, документов, из-за чего последовало несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Для того, чтобы правильно квалифицировать административное правонарушение необходимо обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Данное Постановление разъясняет случаи, при которых правонарушение необходимо квалифицировать либо по первой, либо по-второй части статьи 16.2 КоАП РФ.

Частью первой статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров, когда лицо, ответственное за декларирование, не заявило таможенному органу весь товар, либо его часть.

Частью второй статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, когда товар задекларирован полностью, но таможенному органу в таможенной декларации на товары заявлены сведения о качественных характеристиках товара, не соответствующие действительности, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера [5].

Также статья 16.2 КоАП РФ включает в себя четыре примечания. Важно обратить внимание, в первую очередь, на второе примечание, которое устанавливает, что при добровольном сообщении декларанта в таможенный орган о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации, лицо, в данном случае совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если соблюдены в совокупности следующие условия: таможенный орган не выявил административное правонарушение; таможенный орган не уведомил декларанта о проведении таможенного контроля после выпуска; в случае отсутствия у декларанта задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей. Однако, это примечание не имеет силы при недостоверном декларировании стратегически важных товаров, таковыми не являются, алкогольная и табачная продукция.

Также примечание четыре устанавливает возможность освобождения от административной ответственности, установленной в части 2 настоящей статьи, если при обращении о внесении изменений/дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности все условия, установленные в примечании два [6].

Таким образом, мы проанализировали особенности уголовной и административной ответственности за контрабанду алкогольных и табачных изделий.

Также, мы считаем, что анализ статистических данных, предоставленных ФТС, представит ситуацию с контрабандой алкогольной и табачной продукции более наглядно.

Так, по итогам работы за 2016 год таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2 235 уголовных дел. Доля контрабанды в общем количестве возбужденных уголовных дел за 2016 год составила 43%, из них по статье 200.2 УК РФ — 32 дела. Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий составила около 171 млн. руб.

Что касается административной ответственности, то в 2016 году таможенными органами возбуждено 80 355 дел об административных правонарушениях. Наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по фактам недекларирования, либо недостоверного декларирования товаров, что составляет примерно 35% от общего количества дел об АП. Предметами таких административных правонарушений чаще всего являлись табак, текстильные материалы и изделия, автотранспортные средства, продукция растительного происхождения, валюта, алкогольная продукция, а также древесина и изделия из неё [7].

Контрабанда алкогольной и табачной продукции сильно бьёт по экономике государства. В России доля нелегального алкоголя в 2016 году достигала 50% от общего рынка алкогольной продукции. По статистике, большую часть контрабандной алкогольной продукции в Россию поставляют из Республики Беларусь и Казахстана, причиной этого является низкая рыночная цена алкогольной продукции в этих республиках, относительно российских цен.

Доля проданных контрабандных сигарет до сих пор растёт. За первое полугодие 2016 года доля такой продукции увеличилась в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. В 2016 году продано более 12 млрд. контрабандных сигарет из-за этого потери бюджета от неуплаты акциза, НДС и налога на прибыль составили более 20 млрд руб [8].

Несмотря на большую долю нелегальной алкогольной и табачной продукции на российском рынке, чаще всего судебная практика по контрабанде алкогольной и табачной продукции ограничивается административными правонарушениями [9].

Таким образом, контрабанда алкогольной и табачной продукции в России на сегодняшний день продолжает динамично расти. Но, судя по количеству возбуждаемых правоохранительными органами уголовных и административных дел, их раскрываемость также растёт, что дает надежду свести контрабанду алкогольной и табачной продукции к минимуму.

Список используемой литературы:

1. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL:

http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/kontrabanda/ (дата обращения: 06.03.2018).

2. Жеребцов А.П. Вопросы квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий // Российское право: Образование. Практика.

Наука. 2016. №1. С. 20 — 24.

3. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/c7778082963ad8bd72i941e737i99a57cebf81ac/ (дата обращения: 06.03.2018).

4. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/9cee3e08a76317a88adbddab280b65fcb45a54c8/ (дата обращения: 07.03.2018).

5. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63581/be99816b461f1cc5e53f7 eb6a6f5f36cbd33a01a/#dst100066 (дата обращения: 06.03.2018).

6. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/9bb3917d25392ccbd6a8b265099b3c86333cdac3/ (дата обращения: 06.03.2018).

7. Федеральная таможенная служба РФ. URL:

Статья 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках
ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном
размере, —
наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно
перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных
инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет,
либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух
лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
а) в особо крупном размере;
б) группой лиц, —
наказывается штрафом в размере от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно
перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных
инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,
либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до
четырех лет.

Примечания.

1. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным
в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или)
стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает двукратный размер суммы
наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным
законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного
декларирования.

2. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в особо крупном
размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость
незаконно перемещенных денежных инструментов превышает пятикратный размер суммы
наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным
законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного
декларирования.

3. При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и
(или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно
перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством
Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была
задекларирована.

4. Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты,
указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях
не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных
денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение
при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при
производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

5. Под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки,
векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие
обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо,
которому осуществляется такая выплата.

Комментарий к Ст. 200.1 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления имеет сходство со ст. 226.1, 229.1 УК (см. комментарии к указанным статьям). Преступные действия в данном случае совершаются в отношении особого предмета: наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в крупном размере (примечания 1, 3, 5 к статье).

2. Возможно освобождение от уголовной ответственности за данное преступление на основании примечания 4 к статье.

Второй комментарий к Ст. 200.1 УК РФ

1. По всем составам контрабанды действует постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее — ППВС 2017 г.).

2. Порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством РФ (о таможенном деле, о Государственной границе РФ, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и другим) устанавливаются правом Союза (статьи 6 и 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., далее — Договор).

К праву Союза, в том числе, относятся решения и распоряжения постоянно действующего регулирующего органа Союза — Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий (например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования») (п. 2 ППВС 2017 г.).

3. Предметами выступают:

1) наличные денежные средства;

2) денежные инструменты (дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата) в любой валюте).

4. Объективная сторона состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предметов преступления, совершенного в крупном размере.

5. Перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию РФ или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.

Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации (п. 5 ППВС 2017 г.).

6. Крупный размер перемещения составляет сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

При этом при расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.

7. Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.

В тех случаях, когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу (п. 9 ППВС 2017 г.).

8. С учетом положений п. 2 ст. 101 Договора под используемыми в статьях 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» («таможенная граница Таможенного союза»), «Государственная граница Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» следует понимать соответственно «таможенная граница Евразийского экономического союза» (далее: таможенная граница), «Государственная граница Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза» (далее: государственная граница) (п. 1 ППВС 2017 г.).

9. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.

10. Субъект — любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. В ч. 2 статьи установлены квалифицирующие признаки.

12. В примечании № 4 предусмотрена возможность освобождения виновного от уголовной ответственности.

Статья 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

Бесплатная
Консультация:
Москва и МО

С-Петербург и ЛО

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 200.2 УК РФ. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

Статья 200.2 УК РФ. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 200.2 УК РФ. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечания. 1. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

2. При расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 200.2 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок перемещения алкогольной продукции и (или) табачных изделий через таможенную границу Таможенного союза в ЕврАзЭС.

Алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Табачные изделия — продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья (ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»).

Под используемыми в статьях 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» («таможенная граница Таможенного союза») следует понимать «таможенная граница Евразийского экономического союза» (таможенная граница) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12 «О судебной практике по делам о контрабанде»).

Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу, как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12, следует понимать перемещение товаров или иных предметов:

  • вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
  • либо с сокрытием товаров от таможенного контроля;
  • либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров;
  • либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.

О понятии незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза, моменте окончания преступления, совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. также комментарии к ст. 200.1 УК РФ.

Преступные действия в данном случае совершаются в отношении особого предмета: алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере (примечания 1, 2 к статье 200.2 УК РФ).

Объективная сторона контрабанды, предусмотренной статье 200.2 УК РФ, выражается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере, т.е. в совершении действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров, иных предметов любым способом.

Крупный размер в ст. 200.2 УК РФ образует стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий на сумму свыше 250 тыс. рублей (при ее расчете подлежит исключению сумма, разрешенная к перемещению без декларирования и (или) задекларированная).

Момент окончания преступления. Если перемещение совершено вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, контрабанда окончена с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы. В иных случаях контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз или вывоз товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу (п.

9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12).

Субъективная сторона преступления. Контрабанда совершается только с прямым умыслом.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Совершение преступления, предусмотренного ст. 200.2 УК РФ, с использованием служебного положения

Совершение преступления, предусмотренного статьей 200.2 УК РФ, лицом с использованием служебного положения предполагает, что эти действия выполняют не только должностные, но и любые другие лица, чье служебное положение позволяет им использовать его для совершения данного преступления.

К лицам, использующим свое служебное положение, относятся, в частности, должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 примечания к ст. 201 УК РФ.

Использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

Группа лиц и организованная группа

О понятиях «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа» см. комментарии к статье 35 УК РФ.

В случае признания контрабанды совершенной организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части третьей статьи 200.2 без ссылки на статью 33 УК РФ (например, одни участники организованной группы приобретали товар или иные предметы, другие — незаконно их перемещали через таможенную границу, третьи — руководили указанными действиями) (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12).

Контрабанда алкогольной продукции (ст. 200. 2 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье определено понятие контрабанды , дана уголовно-правовая характеристика статьи 202.2 УК РФ, предметом преступления которой является алкогольная продукция , а также проанализированы вопросы квалификации данной уголовно-правовой нормы и предпринята попытка их разрешения на основании действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шайдуллина Э.Д.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Особенности квалификации контрабанды наличных денежных средств, денежных инструментов, алкогольной продукции и табачных изделий

Контрабанда алкогольной продукции (ст. 188 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации

Проблемы противодействия контрабанде: уголовно-правовой аспект
Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий
Контрабанда и ее виды в соответствии с законодательством РФ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрабанда алкогольной продукции (ст. 200. 2 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации»

Казанского юридического института МВД России

КОНТРАБАНДА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (СТ. 200.2 УК РФ): УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ

характеристика и вопросы квалификации

В статье определено понятие контрабанды, дана уголовно-правовая характеристика статьи 202.2 УК РФ, предметом преступления которой является алкогольная продукция, а также проанализированы вопросы квалификации данной уголовно-правовой нормы и предпринята попытка их разрешения на основании действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики.

Ключевые слова: контрабанда, алкогольная продукция, Таможенный кодекс Таможенного союза, преступное деяние, состав преступления, уголовно-правовая квалификация.

27 ноября 2009 г. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества было создано единое таможенное пространство между некоторыми странами — участниками СНГ, а также утвержден Таможенные кодекс Таможенного союза (далее по тексту — ТК ТС) [1]. В настоящее время, согласно ч. 1 ст. 2 ТК ТС, единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Расширение таможенных границ Российской Федерации в рамках Таможенного союза значительно увеличивает экономические возможности ее субъектов. Однако, с другой стороны, способствует развитию и незаконной деятельности. Не стала исключением и сфера производства и оборота алкогольной продукции.

Это привело к тому, что Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ [2] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». В соответствии с частью первой данной статьи под контрабандой алкогольной продукции и (или) табачных изделий следует понимать их незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в крупном размере.

Следует отметить, что до 2012 года настоящие деяния преследовались по статье 188 УК РФ «Контрабанда», которая была декриминализирована Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

Обращаясь к действующей редакции уголовного закона России, остановимся на исследовании состава преступления, предусмотренного статьей 200.2 УК РФ [4] в части, касающейся алкогольной продукции.

По нашему мнению, непосредственным объектом контрабанды алкогольной продукции являются общественные отношения, связанные с государственным регулированием взаимодействия между товаропроизводителями алкоголя Таможенного союза и других государств, перемещаемого через границу Таможенного союза.

Предметом преступления является алкогольная продукция. Согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», под алкогольной продукцией следует понимать пищевую продукцию, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей продукции, с содержанием этилового спирта более 05, процента объема готовой продукции, за

Шайдуллина Эльвира Дамировна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Казанского юридического института МВД России е-mail: [email protected] © Шайдуллина Э.Д., 2016 Статья получена: 22.09.2015

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Согласно п. 7 ст. 1 настоящего закона к алкогольной продукции относятся спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, в том числе фруктовое, ликерное, игристое (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, а также сидр, пуаре, медовуха [5].

Объективную сторону рассматриваемого преступного деяния составляет незаконное перемещение алкогольной продукции через таможенную границу Таможенного союза в крупном размере. В свою очередь, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, незаконное перемещение товаров через таможенную границу — перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение (п. 19 ст.

4 ТК ТС).

Рассматривая первый способ контрабанды алкогольной продукции, следует отметить, что местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств -членов таможенного союза (ст. 151 ТК ТС).

Под сокрытием от таможенного контроля алкогольной продукции следует понимать использование в этих целях тайников, применение других способов, препятствующих обнаружению незаконно перемещаемого алкоголя, в том числе придание ему вида другого товара (например, воды, соков, технических жидкостей и т.д.) [6, с. 18].

Недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу, подразумевает предоставление недостоверных сведений, необходимых для таможенного оформления. Недекларированием признается незаявление таможенному органу в установленной Таможенным кодексом Таможенного союза письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах (в нашем случае — алкогольной продукции), их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей [7, с. 134].

В соответствии с п. 28 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенными документами следует понимать документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Исходя

из положений настоящего законодательного акта, к таковым относятся таможенная декларация, декларация либо сертификат о прохождении товара, коммерческие документы (счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза), транспортные (перевозочные) документы (коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке) и прочие документы. В свою очередь, в качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками (ч. 3 ст.

109 ТК ТС).

На основании положений Уголовного кодекса РФ возникает вопрос, требуется ли дополнительная квалификация по ст. 327 УК РФ для привлечения к уголовной ответственности за саму подделку таможенных документов либо средств идентификации. Диспозиция статьи 200.2 УК РФ, в соответствии с нормами ТК ТС, подразумевает только непосредственное использование поддельных документов либо средств идентификации для незаконного перемещения алкогольной продукции через таможенную границу таможенного союза. Соответственно, сам процесс подделки, изготовления либо сбыт таких объектов материального мира, предшествующий контрабанде, на наш взгляд, следует дополнительно квалифицировать по ст.

327 УК РФ.

Таможенный кодекс Таможенного союза также определил, что к незаконному перемещению товаров через таможенную границу следует также отнести и покушение на такое перемещение. Следовательно, по конструкции объективной стороны состав контрабанды алкогольной продукции является усеченным. Таким образом, можно сделать вывод, что моментом окончания анализируемого преступления является не только незаконное фактическое перемещение алкоголя через таможенную границу Таможенного союза, но и попытка совершить данные преступные действия.

В то же время немаловажным для теории и правоприменительной практики является верная оценка контрабанды алкогольной продукции как продолжаемого преступления. Так, если до осуществления своего преступного намерения умыслом виновного охватывалась необходимость последовательного двукратного перемещения продукции через таможенную границу, то такие

Казанского юридического института МВД России

действия должны расцениваться как единое продолжаемое преступление [8, с. 230].

Необходимо также отметить, что контрабанда алкогольной продукции будет признана в качестве преступления только лишь в случае, если данное деяние совершается в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 200.2 УК РФ крупным размером признается стоимость алкогольной продукции, превышающей 250 000 рублей.

При этом в ходе расчета размера стоимости незаконно перемещенной алкогольной продукции из всей стоимости подлежит исключению та часть стоимости товара, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

С субъективной стороны контрабанда алкогольной продукции возможна при наличии прямого умысла, когда лицо осознает общественную опасность деяния и желает совершить общественно-опасное деяние.

При анализе субъективной стороны данного преступления возникает вопрос о квалификации контрабанды суррогатной алкогольной продукции с содержанием в ее составе сильнодействующих либо ядовитых веществ. По нашему мнению, квалификация такого преступного деяния зависит именно от умысла виновного. Так, если преступник использовал алкогольную продукцию в качестве средства перемещения через таможенную границу Таможенного союза ядовитых либо сильнодействующих веществ, то в данном случае деяние надлежит квалифицировать по ст. 226.1 УК РФ.

В случае же если лицо перевозит незаконно произведенную алкогольную продукцию с желанием ее последующей реализации как качественного алкоголя, то содеянное следует квалифицировать по ст. 200.2 УК РФ. Это обусловлено тем, что, как правило, о наличии в составе перемещаемой алкогольной продукции ядовитых либо сильнодействующих веществ контрабандист либо не знает, либо относится легкомысленно к данному факту.

Субъектом анализируемого преступления, за исключением п. «б» ч. 2 ст. 2002 УК РФ, признается вменяемое физическое лицо, достигшее на момент совершения преступного деяния возраста 16 лет.

Пункт «б» ч. 2 ст. 200.2 УК РФ предусматривает специальный субъект преступления — должностное лицо, использующее при совершении контрабанды алкогольной продукции свое должностное положение. В теории уголовного права имеются разные позиции относительно понимания данного специального субъекта анализируемого преступления. Например, под должностными лицами таможенных органов следует понимать государственных служащих, в чьи должностные обязан-

ности входит осуществление контрольных функций за перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу [9, с. 19].

На наш взгляд, на основании положений Таможенного кодекса Таможенного союза специальным субъектом п. «б» ч. 2 ст. 200.2 УК РФ являются должностные лица таможенного органа. Согласно п. 30 ст. 4 ТК ТС под таможенными органами следует понимать таможенные органы государств-членов таможенного союза.

Перечень данных органов, а также должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, определен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [10].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в случае совершения контрабанды алкогольной продукции должностным лицом с использованием своего служебного положения дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ не требуется. Если же за содействие в таком преступлении должностное лицо как соучастник получает незаконное вознаграждение имущественного характера, ответственность наступает по совокупности за соучастие в контрабанде алкогольной продукции и за получение взятки по ст.

290 УК РФ [11, с. 192].

При этом для анализируемого состава преступления не обязательно, чтобы должностное лицо, использующее служебное положение, само пересекало таможенную границу. Достаточно лишь, чтобы оно по предварительной договоренности с соучастниками выполняло по службе действия, способствующие незаконному перемещению алкогольной продукции через границу, либо умышленно не применяло мер по предотвращению ее ввоза или вывоза [12, с. 100].

Другие квалифицирующие признаки состава преступления, закрепленного в ст. 200.2 УК РФ, предусматривают уголовную ответственность за контрабанду алкогольной продукции в составе группы лиц по предварительному сговору (п. «а»

ч. 2 ст. 200.2 УК РФ) и организованной группы (ч. 3 ст.

200.2 УК РФ). Контрабанда алкогольной продукции в составе организованной группы на сегодняшний день по-прежнему имеет международный характер. Например, через Финляндию идут потоком кондрабандные грузы, в том числе и алкогольная продукция.

Финская полиция считает, что проблема кроется не лицах, непосредственно незаконно перевозящих товары через границу, а в том, что в контрабандных операциях участвуют организованные преступные группы как стран Западной Европы, СНГ, так и России [13, с. 482].

Предпринятая нами попытка анализа уголовно-правовой характеристики нового состава преступления — контрабанды алкогольной про-

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

дукции, а также отдельных вопросов ее квалифи- правоприменительной практике и, в целом, будет кации, полагаем, позволит создать единообраз- способствовать в борьбе с транснациональной ное понимание данного состава преступления в преступностью.

1. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (с изм. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст.

6615; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2015.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья 2002 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий: Федеральный закон от 31.12.2014 № 530-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (Ч. 1).

Ст. 83.

3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011№ 420-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст.

7362.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (Ч.

1). Ст. 4393.

5. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; Собрание законодательства РФ. 2015. № 27.

Ст. 3973.

6. Эминов Е. В., Логвинов Ю. В., Бронников С. А. Квалификация экономических преступлений по уголовному законодательству. М.: НОРМА, 2006.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

дееиАмтмость И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ:

ТЕОРИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРАКТИКА

Девиантность и социальный контроль: теория, исследования, практика: избранные статьи / Ю.Ю. Комлев. — Казань, 2015. — 422 с.

Сборник включает в себя статьи, опубликованные автором в различных периодических изданиях с 2004 по 2015 годы. Рассматриваются такие актуальные вопросы, как противодействие наркотизму, алкоголизму, коррупции, терроризму, обоснование и совершенствование рестриктивного социального контроля, реформа ОВД; анализируется история девиантологической мысли; обсуждаются проблемы интеграции криминологических знаний в эру постмодерна.

Книга рассчитана на специалистов-юристов, социологов, психологов, практиков в правоохранительных органах, а также студенческую аудиторию юридических и социологических факультетов, вузов.

admin
Оцените автора
Ракульское