Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Объект: конституционное право граждан на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Объективная сторона:

1. Совершение деяния в форме:

– бездействия – неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов;

– действия – предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации.

Документы, материалы и иная информация должны затрагивать права и свободы гражданина.

2. Наступление последствия: причинение вреда правам и законным интересам гражданина.

3. Причинно-следственная связь между деянием и последствием.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 237 УК РФ.

Субъект: специальный – должностное лицо, обязанное предоставить гражданину документы, материалы и иную информацию, затрагивающие его права и свободы.

Субъективная сторона: вина в виде прямого умысла.

Конструкция состава: материальный. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан (лицо не получает пенсии, почетного звания, жилплощади и т.п.).

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

Объект: избирательные права граждан.

Объективная сторона (ч. 1 ст. 141 УК РФ):

Совершение одного из следующих деяний (действия или бездействия):

– воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме;

– нарушение тайны голосования;

– воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума;

– воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона: вина в виде прямого умысла.

Обязательным признаком является цель — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии референдума.

Конструкция состава: формальный. Преступление является оконченным с момента совершения одного из деяний, указанных в законе.

Квалифицирующие признаки (ч. 2 ст. 141 УК РФ):

Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 141 УК РФ, если они:

– п. «а»: соединены с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения. Признак насилия включает причинение побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью;

– п. «б»: совершены лицом с использованием своего служебного положения (специальный субъект);

– п. «в»: совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В ч. 3 ст. 141 УК предусматривается ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ о выборах и референдумах.

Объект: избирательные права граждан.

Объективная сторона (ч. 3 ст. 141 УК РФ (квалифицированный состав)):

Деяние – вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах.

Способы совершения преступления:

– требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума;

– неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Субъект: специальный – лицо, использующее для совершения преступления свое должностное или служебное положение.

Субъективная сторона: вина в виде прямого умысла.

Цель – повлиять на решения избирательной комиссии или комиссии референдума.

Конструкция состава: формальный. Преступление является оконченным с момента совершения одного из деяний, указанных в законе.

Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Объект: установленный законодательством порядок финансирования избирательных кампаний.

Объективная сторона: выражается в следующих альтернативных действиях:

1) незаконное оказание финансовой поддержки в крупном размере;

2) внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.

Субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона: вина в виде прямого умысла.

Обязательным признаком является цель — достижение определенного результата на выборах.

Конструкция состава: формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения деяния.

Объективная сторона (ч. 2 ст. 141.1 УК РФ (квалифицированный состав)):

Совершение одного из следующих действий:

– использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения;

– использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме;

– расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума.

Субъект: специальный:

– уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам;

– уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам;

– уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Субъективная сторона: вина в виде прямого умысла.

Конструкция состава: формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения деяния.

Примечание к ст. 141.1 УК РФ:

Крупный размер – размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1/10 предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда кандидата (избирательного объединения, избирательного фонда референдума), установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения преступления, но при этом составляющие не менее 1 млн. рублей.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гарантией реализации права гражданина на ознакомление с указанными документами является установление уголовной ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации.

Статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

Преступлением является деяние (действие или бездействие), которое заключается в отказе в предоставлении гражданину информации; уклонении должностного лица от предоставления информации; предоставлении заведомо неполной информации; предоставлении заведомо ложной информации.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, те есть не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме (устно, письменно, а также путем бездействия), свидетельствующей об отсутствии какого-либо ответа на просьбу или заявление гражданина. Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации.

Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением заведомо ложной информации понимается сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными (например, ложная информация об очередности на жилую площадь).

Преступление является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены только те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

За совершение указанного преступления предусмотрено назначение в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статьей 272 УК РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. Так, п од компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Непосредственным объектом преступления является право владельца компьютерной системы на неприкосновенность содержащейся в ней информации.

Состав данного преступления предполагает обязательное наступление одного из последствий:

уничтожение информации, под которым понимается не простое удаление файлов, а только такое, которое приведет к невозможности их восстановления;

блокирование информации – создание препятствий к свободному ее использованию при сохранности самой информации;

модификация информации – существенное ее видоизменение, совершенное без согласия собственника информации и затрудняющее законное пользование ею;

В зависимости от способа совершения преступления и наступивших последствий совершение вышеуказанных действий может быть квалифицировано по одной из четырех частей статьи 272 УК РФ. Мотивы и цели данного преступления могут быть различны: корыстный мотив, желание получить какую-либо информацию либо желание причинить вред. Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Минимальное наказание за совершение преступления по части 1 статьи 272 УК РФ предусмотрено в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Максимальное наказание до 7 лет лишения свободы может быть назначено за совершение преступления по части 4 статьи 272 УК РФ в случае, если деяния, предусмотренные частями 1–4 данной статьи, повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления.

Управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Республики Коми

Прокуратура Республики Коми

Дата публикации:

30 марта 2021, 16:16

Уголовная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации и за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гарантией реализации права гражданина на ознакомление с указанными документами является установление уголовной ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации.

Статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

Преступлением является деяние (действие или бездействие), которое заключается в отказе в предоставлении гражданину информации; уклонении должностного лица от предоставления информации; предоставлении заведомо неполной информации; предоставлении заведомо ложной информации.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, те есть не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме (устно, письменно, а также путем бездействия), свидетельствующей об отсутствии какого-либо ответа на просьбу или заявление гражданина. Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации.

Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением заведомо ложной информации понимается сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными (например, ложная информация об очередности на жилую площадь).

Преступление является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены только те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

За совершение указанного преступления предусмотрено назначение в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статьей 272 УК РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. Так, п од компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Непосредственным объектом преступления является право владельца компьютерной системы на неприкосновенность содержащейся в ней информации.

Состав данного преступления предполагает обязательное наступление одного из последствий:

уничтожение информации, под которым понимается не простое удаление файлов, а только такое, которое приведет к невозможности их восстановления;

блокирование информации – создание препятствий к свободному ее использованию при сохранности самой информации;

модификация информации – существенное ее видоизменение, совершенное без согласия собственника информации и затрудняющее законное пользование ею;

В зависимости от способа совершения преступления и наступивших последствий совершение вышеуказанных действий может быть квалифицировано по одной из четырех частей статьи 272 УК РФ. Мотивы и цели данного преступления могут быть различны: корыстный мотив, желание получить какую-либо информацию либо желание причинить вред. Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Минимальное наказание за совершение преступления по части 1 статьи 272 УК РФ предусмотрено в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Максимальное наказание до 7 лет лишения свободы может быть назначено за совершение преступления по части 4 статьи 272 УК РФ в случае, если деяния, предусмотренные частями 1–4 данной статьи, повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления.

Управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации

Ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину

Согласно действующему законодательству, сотрудники госструктур должны давать людям запрашиваемые ими сведения касательно их прав и обязанностей. Отказ в предоставлении информации предполагает административную ответственность для тех лиц, которые решились на данное правонарушение.

Понятие неправомерного отказа

По ч.2 статьи 24 Конституции РФ любой человек может получить необходимые ему данные от гос.органов, а также должностных лиц, которые работают в этих структурах.

ФЗ №24 определяет доступ и пользование источниками данных. Он же трактует те виды информации, на получение которых гражданин имеет право: данные о предметах/явлениях/фактах/событиях вне зависимости от формы предоставления.

Очень важно знать и том, что предоставление сведений должно производиться именно на бесплатной основе. Если сотрудник какого-либо гос.органа попытается в любой форме потребовать у вас денежные средства, то здесь можно уже говорить о другом виде преступления – взяточничестве.

Ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину

Отказ в предоставлении информации несет для должностного лица ответственность перед законом.

К примеру, вам отказали ознакомиться с материалами дела, которое проводится в отношении вас, хотя вам необходимо это сделать, и у вас есть на это вполне объективная цель.

Конечно, у всех правил есть свои исключения. В данном случае оно распространяется на те материалы, которые открыты только для определенного круга лиц. Следует учитывать и то, что право на получение данных может ограничиваться только федеральными законами, но не региональными постановлениями.

Во всех остальных случаях гражданину обязаны предоставлять запрашиваемые им данные, иначе это идет вразрез с его конституционными правами.

То, как могут отказать в предоставлении информации, может проявляться по-разному. Вот несколько случаев, когда можно заподозрить сотрудника той или иной структуры в том, что он не хочет вам предоставлять те или иные данные:

  • умалчивание или простой отказ в общении (может мотивироваться самыми разными причинами, которые не имели какого-либо юридического или фактического оснований);
  • избегание разговора любой ценой;
  • ложь о том, что у него нет данных или доступа к ним;
  • молчание в ответ на запрос.

В УК РФ существует отдельная статья за неправомерный отказ в предоставлении данных. Это ст.140, в которой прописано, что на должностное лицо ложится именно уголовная ответственность в случае, если им было отказано в выдаче материалов, напрямую затрагивающих права и свободы гражданина, а также при предоставлении ложных или неполных сведений.

Также там уточняется, что данная статья применяется в случае, если вышеприведенные действия привели к тому, что стали причиной ущерба правам и интересам людей.

Кроме нее, есть и ст.5.39 КоАП, в которой можно прочесть, что отказ в предоставлении информации, которая предусмотрена ФЗ, гражданину или адвокату также предполагает административную ответственность.

Наказание будет ждать и при несвоевременной сдаче сведений или тех, которые не соответствуют действительности.

Состав преступления

Его рассматривают в общем контексте тех преступлений, которые совершаются против прав и свобод отдельных граждан. Причиненный при этом ущерб может быть не только моральным, но и имущественным в случае, если в результате случившегося человек не получил выплаты вовремя или в неполном объеме.

Моральный вред выражается в пренебрежении или унижении достоинства и чести отдельного человека.

Если в результате отказа в предоставлении документов никаких последствий для самого гражданина не было, то нельзя будет привлечь к ответственности должностное лицо, которое допустило подобное. К нему будет применено дисциплинарное взыскание и на этом все.

Как подать заявление в полицию? Об этом можно прочесть здесь.

Объектом деяния в этом случае выступают права, свободы и интересы не только граждан самой страны, но и тех лиц, у кого есть другое гражданство или совсем его нет.

Ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину

Подобное правонарушение предполагает серьезные санкции для должностного лица.

Объективной стороной вопроса являются те действия или бездействия, которые были предприняты должностным лицом, и связь, возникшая между самим поступком и теми последствиями, которые возникли из-за него.

Предмет данного правонарушения – это те документы и материалы, в предоставлении которых было отказано. Это может быть отказ и в предоставлении данных в устной форме, но главное, чтобы он был выражен именно открыто.

Его субъектом является тот сотрудник госструктуры, который и отказал гражданину в их выдаче на незаконном основании. К субъективной стороне относят вину, в виде прямого или косвенного умысла по отношению к тому лицу, которое и понесло в результате ущерб в любом его виде. Если будет установлено, что вина была в виде прямого умысла, то это будет считаться отягчающим обстоятельством.

Квалифицирующие признаки

Законом определены определенные признаки, которые позволяют отнести преступление к тому или иному виду. В данном случае ими являются неправомерные действия сотрудника госструктуры.

Более сложно определяется размер имущественного вреда, который может получить гражданин в результате данного деяния. Ярким примером служит случай, когда гражданину, полностью уверенному, что он выплатил весь долг, вдруг приходит уведомление о невыплаченной части кредита. Иски в этом случае очень редко заканчиваются хорошо для самого истца.

О том, как подать кассационную жалобу в Верховный суд, рассказано в этой статье.

Чтобы такого не происходило, следует оформлять именно официальный запрос в банк, так как при наличии бумаги, в которой было бы указано, что никакой задолженности у него нет, можно будет уличить сотрудников банка в преступной небрежности.

На этом примере можно понять, что больше шансов на то, чтобы привлечь сотрудника к ответственности, потребуются какие-либо материальные доказательства его вины.

Ответственность за неправомерный отказ

Правонарушение будет считаться законченным, если гражданин в результате преступной деятельности или бездеятельности сотрудника гос.органа понес вред в любом его виде.

Согласно ст.140 УК РФ, должностное лицо может быть приговорено к следующим типам наказаний:

  • уплата штрафа суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • запрет на занятие определенных должностей на период – от 2 до 5 лет.

Такие типы мер пресечений выбраны не случайно. Они призваны научить провинившегося сотрудника ответственности и не допускать впредь совершения подобных небрежностей.

Если будет установлено, что гражданин виновен по ст.5.39 КоАП РФ, то тогда речь будет идти о штрафе размером от 5 000 до 10 000 руб.

Также к ним могут назначаться дисциплинарные взыскания или прочие санкции от начальства должностного лица, которое допустило ошибку.

Когда же применяется ст.5.39 КоАП и ст.140 УК РФ? Вторая используется в случае, если потерпевший гражданин понес значительный вред. Для этого потребуется предоставить в суде какие-либо материальные доказательства вины сотрудника госструктуры.

Заключение

При отказе в предоставлении каких-либо сведений, касательно прав и свобод человека, должностным лицом, последний несет административную или уголовную ответственность. Чтобы его можно было привлечь ко второй, нужно доказать, что лицу был нанесен именно ущерб – моральный или физический.

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к статье 140 Уголовного Кодекса РФ

Объектом отказа в предоставлении информации являются общественные отношения в сфере обеспечения конституционного права на информацию.

В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В зависимости от вида причиненного преступлением вреда возможен факультативный объект. Например, честь, достоинство в случае невозможности из-за неправомерного отказа в предоставлении информации опровергнуть порочащие человека сведения (отказано в предоставлении документов, свидетельствующих, что лицо освобождено от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям, о характере собранной в отношении его информации личного характера и др.).

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является его предмет — собранные в установленном порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо неполная или заведомо ложная информация.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 2) информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Предметом рассматриваемого преступления является информация, закрепленная на материальном носителе в виде документов и материалов.

Определяющее значение в определении правомерности предоставления информации имеет ее статус (режим пользования).

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Порядок обязательного представления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду .

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Законом запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Персональные данные (информация о гражданах) относятся к категории конфиденциальной информации. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Неправомерная выдача информации с ограниченным доступом может повлечь уголовную ответственность по соответствующим статьям УК РФ, в частности по ст. ст. 155, 283 и другим статьям УК РФ.

Состав рассматриваемого преступления материальный. В качестве обязательного признака он предусматривает последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам гражданина и причинную связь между деянием и наступившим вредом. Отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица.

Поскольку последствия не конкретизированы, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

Под предоставлением неполной информации понимается выдача для ознакомления только части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением ложной информации следует понимать выдачу для ознакомления либо письменное представление сведений, не соответствующих действительности хотя бы частично.

Отказ в предоставлении информации представляет собой прежде всего прямой отказ, открытое проявление нежелания соответствующего лица дать запрашиваемую информацию. Отказ может быть как устным, так и письменным.

К уклонению от предоставления информации следует отнести активное поведение, выражающее завуалированные формы отказа в виде непредоставления информации под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований (например, ссылка на отсутствие запрашиваемой информации, которая фактически имеется), а также бездействие, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, т.е. не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта. Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации. Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

При определении правомерности требования о предоставлении информации следует руководствоваться следующими положениями: а) от кого исходит это требование; б) какова компетенция органа или лица, делающего запрос; в) какова форма запроса (устная, письменная); г) каков статус запрашиваемой информации.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленной форме вины. Деяние может рассматриваться как преступление только при наличии прямого умысла. Виновный осознает, что он в прямой или завуалированной форме отказывает в предоставлении требуемых документов или материалов либо дает заведомо неполную или заведомо ложную информацию, предвидит, что этими действиями причиняет вред правам и законным интересам гражданина, и желает его причинить либо относится безразлично.

Мотивация совершения этих действий для квалификации значения не имеет.

Если виновный, руководствуясь нормами закона, ошибочно полагает, что он не вправе предоставлять запрашиваемую информацию, то его действия нельзя квалифицировать как преступные. Предоставление ложной либо неполной информации должно быть заведомым для виновного, т.е. он должен быть осведомлен о характере и неполноте содержания предоставляемой информации. Предоставление непроверенной либо ненадлежаще проверенной информации не образует в действиях виновного состава преступления.

Субъект преступления специальный. Им являются те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

Другой комментарий к статье 140 УК РФ

1. Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в законном порядке документы и материалы, содержащие информацию, которая непосредственно затрагивает права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок, пенсионного дела; сведения о близких родственниках).

2. Объективная сторона преступления выражается:

1) в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию;

2) в предоставлении неполной или заведомо ложной информации.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 237 УК.

3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан (лицо не получает пенсии, почетного звания, жилплощади и т.п.).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом.

5. Субъект преступления специальный — должностное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченное предоставлять гражданам соответствующую информацию.

Остались вопросы по ст 140 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 140 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день.

Бесплатно оказываются только первичные консультации.

admin
Оцените автора
Ракульское