Разрешение оператору связи на работу в мкд

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России разработало нормативно-правовые акты, согласно которым жилые дома нельзя будет вводить в эксплуатацию без соблюдения технических условий и организации подключения домов к услугам связи — кабельному вещанию, телефонии и интернет-доступу. Технические требования к проектной документации будут предусмотрены в СНиПах: в действующие строительные нормы и правила (СНиПы) будут внесены изменения.

Минцифры разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон «О связи», а также проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства».

Проектом ФЗ предлагается внести в Градостроительный кодекс дополнение: «В проектной документации при строительстве и (или) реконструкции зданий и сооружений, в том числе многоквартирных домов, обязательно предусматриваются технические требования к внутренней инфраструктуре связи, включающей сооружения связи (в том числе специальные помещения, линейно-кабельные сооружения связи), линии связи и средства связи. При этом технические требования должны предусматривать возможность размещения в многоквартирном доме или технологического присоединения к внутренней инфраструктуре связи многоквартирного дома сетей связи операторов связи в количестве, определяемом нормативно-техническими актами».

Также проект ФЗ предусматривает внесение изменений в ФЗ «О связи». Дополнение следующего содержания: «В целях соблюдения прав собственников, владельцев и пользователей зданий и сооружений, операторов связи, жильцов многоквартирных домов сооружения связи, линии связи и средства связи подлежат маркировке в соответствии с нормативными и нормативно-техническими актами федерального органа исполнительной власти в области связи».

Согласно проекту постановления, в перечень необходимых для сдачи новостройки документов вносятся акты о наличии инфраструктуры для оказания услуг телефонной связи, кабельного телевидения и широкополосного доступа в интернет (ШПД).

Пресс-служба Минцифры России пояснила корреспонденту ComNews, что разработанные проекты призваны решить техническую задачу по обеспечению в построенном (реконструированном, отремонтированном) доме внутренней инфраструктуры связи. «Процесс работы оператора и застройщика проекты не регулируют. Технические требования к проектной документации будут предусмотрены в СНиПах: в действующие СНиПы будут внесены необходимые изменения, — рассказала пресс-служба министерства. — Проекты нормативных актов не касаются экономической деятельности, а лишь делают внутреннюю инфраструктуру связи обязательной. То есть после их принятия любой построенный, реконструированный многоквартирный дом или дом, прошедший капитальный ремонт, будет оснащен внутренней инфраструктурой связи, позволяющей предоставлять жильцам качественную телефонную связь, кабельное вещание, высокоскоростной доступ к сети интернет».

Почитать  Статья 427.4 ГПК РФ. Основания для удовлетворения заявления о содействии

В ПАО «МегаФон» считают, что инициатива актуальна, однако не способна решить проблему, которая носит комплексный характер. «Необходимо не только обеспечить вход в здание и внутреннюю разводку коммуникаций, но и регламентировать взаимоотношения между операторами и лицами, управляющими общедомовым имуществом. Это позволит предоставить равный доступ к оказанию услуг для всех операторов», — прокомментировала пресс-служба «МегаФона».

В ПАО «Ростелеком» пояснили, что проект постановления правительства РФ направлен на то, чтобы объекты жилищного строительства вводились в эксплуатацию при наличии подключения их к сетям связи. «Риска монополизации рынка нет, поскольку после ввода объекта в эксплуатацию любой оператор связи вправе разместить свои средства связи и линии связи на объектах общего имущества многоквартирного дома в соответствии с ЖК РФ», — добавила пресс-служба оператора.

В ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») завили, что регулирование должно быть технологически нейтральным и не предопределять создание сетей связи по определенной технологии, в связи с чем необходимо предусмотреть обязательное создание в зданиях и сооружениях (в том числе многоквартирных жилых домах) лишь инфраструктуры, в которой размещаются линий связи и средства связи, но не наличие самих линий и средств связи.

Пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг» прокомментировала: «Мы считаем это правильными и нужными уточнениями в рамках действующих нормативных правовых актов в области строительства и связи. Телекоммуникационная и цифровая инфраструктуры сегодня — неотъемлемые элементы любого современного дома».

Вице-президент Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) по правовым вопросам Михаил Пашков отметил, что проект постановления не дает ответа на вопрос, что произойдет в случае создания на объектах сетей связи за счет частных инвесторов (соинвесторов) и возможности доступа к ним других участников профессионального сообщества. «Наличие урегулированного процесса взаимодействие застройщика и оператора, скорее всего, упростит, переведет этот процесс в формальную плоскость. Правоприменительная практика появится несколько позже», — говорит Михаил Пашков.

Директор компании «ОрдерКом» Дмитрий Галушко считает, что принятие нормативно-правовых актов упростит процесс работы оператора и застройщика. «Новые условия помогут операторам. Риска монополизации рынка не вижу, наоборот: выдать ТУ — и больше ничего требовать нельзя. Перечень исчерпывающий», — прокомментировал он .

Путин почти спас телеком

Депутаты партии «Единая Россия» внесли в Госдуму РФ новый проект закона о доступе операторов связи в многоквартирные жилые дома (МКД), который предусматривает безвозмездное размещение сетей связи и доступ к ним. Игроки рынка оценивают инициативу положительно.

Законопроект предусматривает безвозмездное размещение сетей связи и доступ к ним операторов связи в МКД, за исключением платы за потребляемую электроэнергию, а также размещение сетей связи в МКД по желанию любого собственника без необходимости принятия решения общим собранием собственников. Кроме того, в законопроекте предусмотрено установление правительством единого порядка размещения сетей связи в МКД оператором связи, заключившим договор об оказании услуг связи с собственником жилого помещения. Такой порядок должен включать в себя требования по размещению в МКД сетей связи и порядок взаимодействия между оператором связи и лицом, осуществляющим управление МКД.

Законопроект также предполагает введение моратория до 31 декабря 2024 г. на повышение размера платы по договорам, предусматривающим размещение инфраструктуры связи на объектах государственного или муниципального имущества.

Как отметил депутат госдумы и один из авторов законопроекта Александр Хинштейн, всем очевидно, что доступ к информации — это одна из базовых потребностей человека. «Не только прием интернета, но и ТВ-сигнал сегодня обеспечивают операторы связи. При этом их доступ в жилые дома не обеспечивается на законодательном уровне — по существующему жилищному кодексу для размещения оборудования связи в общедомовом имуществе решение должно быть принято 2/3 собственников квартир на общем собрании. Но на эти собрания никто не ходит, а решение принимает управляющая компания, что приводит к массовым злоупотреблениям и коррупции, когда в дома пускают только «своих» операторов.

Кроме того, отсутствие конкуренции значительно ущемляет права собственников», — считает депутат.

По его словам, проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи» и Жилищный кодекс Российской Федерации» при его утверждении позволит создать условия для недискриминационного, а значит, равного доступа операторов связи в жилые дома. «От честной конкуренции всегда выигрывают потребители, получая более качественные услуги по более выгодной цене. Кроме того, мы надеемся, что принятие этого законопроекта станет действенной мерой поддержки отрасли и развития инфраструктуры. Это имеет особое значение в условиях санкций и давления, которое испытывает наша ИТ-отрасль», — заключил Александр Хинштейн.

Новый законопроект стал продолжением эпопеи с НДД, которая длится уже около десятка лет, и реакцией на поручение президента РФ Владимира Путина. Напомним, что в начале сентября текущего года Владимир Путин поручил доработать законопроект №614271-7, касающийся недискриминационного доступа (НДД) операторов связи в МКД.

Осенью 2016-го тогда еще Минкомсвязи внесло законопроект в правительство, но у других министерств появились замечания к документу, и он пошел по новому кругу согласований.

В итоге законопроект №614271-7 внесен в Госдуму в 2018 г. На тот момент заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова тогда заявляла, что закон будет принят осенью 2019-го. Но за четыре года законопроект №614271-7 не прошел даже первое чтение.

Понадобилось два года — от поручения 2016 г. до внесения законопроекта в Госдуму в 2018-м и четыре года до поручения 2024 г., чтобы начать работу с документом.

Авторы нового законопроекта отмечают, что общие расходы крупнейших операторов связи на аренду и размещение инфраструктуры в МКД составляют
порядка 10 млрд руб., что соответствует примерно 2% их годовой выручки. «Согласно имеющимся данным, расходы операторов за размещение инфраструктуры связи в МКД ежегодно возрастают. Так, если в 2019 г. расходы ПАО «Ростелеком» составляли 1493 млн руб., то в 2024 г. они превысили уже 1,8 млрд руб. Затраты ПАО «МТС» выросли с 404,5 млн руб. в 2019 г. до 557,4 млн руб. в 2024 г., затраты АО «ЭР-Телеком Холдинг» с 713,1 млн руб. в 2019 г. до 806,7 млн руб. в 2024 г.», — сообщили авторы документа.

Пресс-служба ПАО «МегаФон» сообщила, что компания поддерживает инициативу. «Принятие законопроекта позволит создать условия для конкуренции и повысить качество услуг для пользователей», — считают представители оператора.

«Мы всецело поддерживаем и очень ждем скорейшего принятия законопроекта, который обеспечит недискриминационный упрощенный доступ операторов связи в МКД», — заявили представители ПАО «ВымпелКом».

Представители ПАО «Ростелеком» тоже приветствуют инициативу. «Она позволит повысить доступность услуг и качество обслуживания конечных пользователей. Законопроект будет способствовать здоровой конкуренции, благодаря которой вырастет качество оказываемых услуг абонентам», — отметили они.

Пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг» сообщила, что представители компании положительно оценивают инициативу и надеются на принятие регулирования в интересах пользователей.

Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, член Ассоциации юристов России Павел Катков считает, что ввод большего количества операторов в МКД способствует развитию конкуренции. «Что касается ТСЖ и подъема платы, то я пока этой проблемы не вижу, жильцы голосуют за бюджет. Другой вопрос, что люди часто пассивны, не ходят на собрания, а потом жалуются «почему так дорого?». Возможно, в этом смысле разумной реакцией властей на такую ментальность будет доурегулирование этого вопроса на уровне постановления правительства с одновременной постановкой его на контроль ФАС и органов прокуратуры», — предполагает юрист.

К.ю.н., независимый антикоррупционный эксперт Минюста, генеральный директор юридической фирмы «ОрдерКом» Дмитрий Галушко относится к законопроекту крайне положительно. «Принятие законопроекта станет действенной мерой поддержки отрасли. Также он отметил, что общие расходы у средних и мелких операторов связи на аренду и размещение инфраструктуры в МКД составляют больше 4-5% от годовой выручки.

Член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор проекта «ЕР» «Цифровая Россия» Антон Немкин отметил, что новеллы законопроекта позволят устанавливать телекоммуникационное оборудование любого вида, необходимое для обеспечения высокоскоростного доступа граждан России к интернету в любой точке страны. «Сейчас специфика жилищного законодательства и законодательства о связи в части организации широкополосного доступа в интернет создает, по сути, своеобразное цифровое неравенство. Поскольку для установки оборудования операторы связи должны проходить через фильтр жилищных управляющих структур, нередко жители получают недостаточно качественные и слишком дорогие услуги связи. При этом промежуточные структуры получают возможности искусственно ограничивать доступ в здание как небольших локальных провайдеров, так и крупных системообразующих компаний.

В итоге россияне оказываются в ситуации, когда вынуждены без учета соотношения цены и качества использовать единственного поставщика цифрового сигнала, который смог получить доступ к клиентам и в большинстве случаев оказался в положении монополиста», — сказал он.

Специалисты АНО «Цифровая долина Прикамья» считают, что решение проблемы можно назвать частью программы по устранению цифрового неравенства в большинстве активно развивающихся регионов страны. Директор АНО «Цифровая долина Прикамья» Алексей Ландарь подчеркнул, что законодательная инициатива даст возможность всем операторам связи работать по универсальным правилам игры в соответствии с действующим законодательством и будущими разъяснениями правительства. «К примеру, в Пермском крае кроме пятерки крупных общефедеральных провайдеров работают еще 25 локальных компаний связи. При этом каждый МКД, даже расположенный в новых районах, где нет никаких технических проблем с установкой подстанций сети, работает только с одним, в лучшем случае — с двумя операторами связи.

Мы периодически принимаем обращения прикамцев и помогаем устранять это неравенство точечно, но в масштабах страны вручную отрегулировать эту ситуацию, безусловно, невозможно», — уверен Алексей Ландарь.

Независимый эксперт Вадим Плесский считает, что предлагаемые в законопроекте решения смогут существенно упростить работу операторов связи. По его словам, безвозмездное размещение сетей связи в МКД позволит существенно упростить работу операторов и увеличит конкуренцию.

«Это позволит жильцам получать более качественные услуги. Не секрет, что сейчас во многих домовладениях выбирается какой-то один привилегированный оператор, а доступ других операторов в дом блокируется. Предложенный законопроект позволит решить проблему.

Размещение сетей связи в МКД по желанию любого собственника без необходимости принятия решения общим собранием собственников — очень важный момент. Проведение общих собраний весьма затруднительно, а в силу разнополярности мнений принять решение на них крайне сложно. Это лишает людей, которые хотят выбрать другого оператора связи, не из списка ранее утвержденных, права выбора поставщика услуг», — объясняет Вадим Плесский.

По его мнению, в результате принятия законопроекта существенно снизится коррупционная составляющая. «Абонентская база может увеличиться, несмотря на фактическую стагнацию в последние годы. Для операторов, предоставляющих только ШПД-услуги, данный законопроект позволит существенно сэкономить расходы на стройку и подключение новых абонентов. В силу того, что абонентская плата за ШПД-услуги в России, по мировым масштабам, очень низкая, данная мера может быть существенным подспорьем для операторов.

Риски того, что управляющие компании переложат новые расходы на жильцов, я оцениваю как минимальные. Снизится коррупционная составляющая, возможно, где-то поменяется правление, но не более того», — уверен эксперт.

Владимир Путин протянул руку помощи операторам связи

Правительство введет мораторий до 2024 г. на повышение арендной платы за использование гособъектов для размещения телеком-оборудования. Органы власти обязуют согласовывать с Минцифры демонтаж телеком-оборудования. У операторов появится возможность безвозмездно размещать в многоквартирных домах (МКД) оборудование и подключать абонентов ШПД без получения разрешения всех собственников в МКД.

Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 18 июля 2024 г.

Он поручил правительству и госдуме доработать законопроект №614271-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи». При доработке, согласно поручению, нужно обратить особое внимание на следующие инициативы: ввести до 2024 г. мораторий на повышение платы за использование операторами связи объектов государственной и муниципальной собственности для размещения телекоммуникационного оборудования. Также обязать органы власти согласовывать с Минцифры демонтаж телеком-оборудования, размещаемого на объектах государственной и муниципальной собственности.

Глава государства поручил предусмотреть возможность безвозмездного размещения в МКД телекоммуникационного оборудования операторов связи, необходимого для обеспечения высокоскоростного доступа собственников жилья к интернету. Кроме того, создать возможность подключения оператором связи МКД к интернету на основе утвержденных типовых технических условий и договора с одним из собственников жилья без необходимости принятия решения всеми собственниками жилья. Срок выполнения поручений — до 15 декабря 2024 г.

По словам вице-президента по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком» Бориса Глазкова, отрасль давно ждала правового урегулирования вопроса доступа, а также размещения оборудования линий связи в МКД. «Это очень важное решение, реализация которого будет непосредственно влиять на экономику операторов связи в городах и позитивно скажется на сохранении инвестиционных стимулов для них. Помимо прочего, недискриминационный доступ и бесплатное размещение оборудования операторов связи в МКД позволят создать более конкурентные условия на рынке, а это всегда в интересах конечных пользователей», — считает Борис Глазков.

Он отмечает, что мораторий на повышение платы за размещение оборудования на объектах госсобственности создает для компаний отрасли более предсказуемые условия ведения бизнеса, а значит, задает устойчивый тренд на развитие инфраструктуры связи в интересах населения и организаций. «Принятые решения благоприятно повлияют на динамику затрат операторов. В этой связи можно сказать, что поручения целостно и логично обеспечивают для отрасли стимулы к достижению поставленных главой государства целевых ориентиров», — заключил он.

Представители пресс-службы АО «Компания ТрансТелеКом» считает, что инициатива о безвозмездном размещении в МКД телеком-оборудования операторов связи, в случае положительного решения, способна существенно снизить финансовую нагрузку на операторов и высвободить ресурсы для реализации других инфраструктурных проектов, в том числе социально значимых, а для жителей домов — расширить возможности получения качественных услуг по конкурентным ценам. «Также существенно упростит работу операторов реализация инициативы по возможности подключения многоквартирных домов к интернету на основе утвержденных типовых технических условий и договора с одним из собственников жилья без необходимости принятия решения всеми собственниками жилья», — отметил он.

Представители пресс-службы Tele2 рассказали, что оператор поддерживает идею введения моратория на повышение платы за использование операторами связи объектов государственной и муниципальной собственности для размещения телекоммуникационного оборудования. «Это необходимая и давно ожидаемая мера, которая поможет поддержать отрасль. В новых условиях важно ввести такой мораторий, что позволит операторам направить инвестиции на обеспечение устойчивости сетей связи и стабильной работы существующей инфраструктуры. Важным нововведением мы также считаем внедрение согласования с Минцифры требований к операторам связи о необходимости демонтажа телекоммуникационного оборудования, размещаемого на объектах государственной и муниципальной собственности.

Это позволит оптимизировать затраты, высвободить ресурсы на поддержание работоспособности сетей и сосредоточить внимание на приоритетных задачах отрасли», — считают представители Tele2.

Представители пресс-службы ПАО «ВымпелКом» отмечают, что обеспечение стабильных и комфортных условий для развития сетей связи является важной составляющей дальнейшего технологического развития. «Многие из предложенных направлений, такие как безвозмездный упрощенный вход операторов в дома, размещение на государственной и муниципальной собственности и др., являются актуальными и требуют скорейшего решения на законодательном уровне», — отметили они.

В числе прочего Владимир Путин поручил правительству представить предложения о запуске программы совершенствования сетей связи и качества услуг по предоставлению доступа к интернету на период до 2030 г. При этом предлагается установить для операторов связи целевой ориентир: скорость передачи данных не менее 10 Гбит/с при подключении многоквартирных домов к ШПД в городах с населением более 100 тыс. человек, а также создать благоприятные условия для развития сетей связи и реализации проектов строительства волоконно-оптических линий связи в труднодоступных местностях.

Борис Глазков отметил, что внедрение новых технологий, включая следующие поколения мобильной связи и Wi-Fi новых стандартов, в любом случае требует опережающего развития сверхскоростной волоконно-оптической инфраструктуры. «Увеличение скорости подключения домохозяйств к интернету в долгосрочной перспективе — объективная необходимость. Хорошо, что государство осознает это и задает соответствующие ориентиры», — говорит он.

Разрешение оператору связи на работу в мкд

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 июля 2016 г. № 21928-АЧ/04 «О вопросах порядка включения в платежный документ для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг платы за техническое обслуживание и ремонт систем коллективного приема телевидения»

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 июля 2016 г. № 21928-АЧ/04 «О вопросах порядка включения в платежный документ для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг платы за техническое обслуживание и ремонт систем коллективного приема телевидения»

20 сентября 2016

В связи с поступающими запросами органов власти и организаций, а также обращениями граждан по вопросам, связанным с порядком включения в платежный документ для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг платы за техническое обслуживание и ремонт систем коллективного приема телевидения Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и подпунктом «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее — Правила № 491), в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения. При этом в пункте 8 Правил № 491 системы коллективного приема телепередач, включая сети кабельного телевидения, оптоволоконную сеть, поименованы как информационно-телекоммуникационные сети, внешней границей которых является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Из совокупности указанных норм жилищного законодательства следует, что система коллективного приема телепередач (СКПТ) в многоквартирном доме, обслуживающая более одного жилого и (или) нежилого помещения, входит в состав общего имущества в таком доме. Однако отнесение СКПТ к общему имуществу в многоквартирном доме будет правомерным при условии, что многоквартирный дом был оснащен СКПТ в ходе его строительства (в соответствии с проектной документацией) либо в ходе его эксплуатации (на основании решения общего собрания собственников помещений).

В случае если СКПТ была установлена в многоквартирном доме по инициативе и за счет средств отдельных собственников помещений в таком доме или, например, установлена за счет средств оператора связи в качестве собственного оборудования, необходимого для предоставления услуг связи своим абонентам по договорам, заключенным с отдельными собственниками помещений, то СКПТ не является общим имуществом в многоквартирном доме, хотя и обслуживает более одного помещения.

На практике при начислении платежей гражданам зачастую происходит подмена понятий «плата за обслуживание и ремонт СКПТ» и «плата за услуги связи для целей телевизионного вещания». В связи с чем, в платежном документе помимо платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт и платы за коммунальные услуги отдельной строкой выделяется платеж, традиционно обозначаемый «коллективная антенна» или «плата за пользование коллективной антенной», никаким образом не связанный с обслуживанием СКПТ, а являющимся платой за услуги связи для целей телевещания (как правило, включаемый в единый платежный документ по инициативе операторов связи, заключивших соответствующие договоры с расчетно-кассовыми центрами или управляющими организациями).

В этой связи необходимо отметить, что услуги по обслуживанию СКПТ и услуги связи для целей телевизионного вещания не тождественные друг другу понятия. Отношения по предоставлению данных услуг имеют различную правовую основу, и их исполнителями являются разные лица.

Так, правовые основы деятельности в области связи, права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, определяет Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи). В соответствии со статьей 44 Закона о связи услуги связи оказывают операторы связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого с пользователями услугами связи (абонентами) в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (Правилами оказания услуг для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 785), которыми регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, в том числе права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи. В частности, данными правилами предусмотрено следующее:

договор об оказании услуг связи оператор связи заключает с каждым абонентом (владельцем помещения в многоквартирном доме) в письменной форме на основании заявления, поданного оператору связи (пункты 12, 16);

перечень оказываемых услуг связи для целей телерадиовещания, а также система, порядок, сроки и форма их оплаты должны указываться в договоре связи с абонентом (пункт 21);

абонент (пользователь услуг связи, с которым оператором связи заключен договор об оказании услуг связи) вправе отказаться от оплаты услуг связи для целей телерадиовещания, не предусмотренных договором и предоставленных ему без его согласия (пункт 26).

Правовые основы отношений по содержанию СКПТ как части общего имущества в многоквартирном доме установлены жилищным законодательством. Исполнителем услуг по обслуживанию такой СКПТ является лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией таким лицом является управляющая организация, соответственно, обслуживание СКПТ она осуществляет в счет исполнения обязательств по договору управления многоквартирным домом. Выполнение данных работ осуществляется управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, все собственники помещений в многоквартирном доме несут расходы на содержание общего имущества, включая СКПТ, путем внесения платы за содержание жилого помещения в адрес лица, ответственного за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющей организации).

Плата за содержание жилого помещения устанавливается на общем собрании собственников помещений в расчете на 1 квадратный метр общей площади и взимается независимо от того, пользуются ли собственники (наниматели) помещений СКПТ для целей приема сигнала телевизионного вещания или нет.

Таким образом, предъявляемые к оплате собственникам и нанимателям помещений суммы по строкам «Телеантенна», «Пользование телеантенной», или «ТО и ТР системы КТП» установленные в расчете на 1 квартиру (абонентское устройство), не связаны с расходами на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и отражают размеры абонентской платы за услуги связи для целей телевещания (кабельного аналогового, цифрового телевидения), установленные соответствующим оператором связи в соответствии с законодательством о связи.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе отказаться от оказания услуг связи для целей телевещания и не пользоваться СКПТ (не заключать договор об оказании услуг связи с оператором связи либо расторгнуть его) по своему усмотрению. Если такой договор заключен, то собственник помещения обязан вносить абонентскую плату оператору связи в соответствии с тарифами, установленными операторами связи в расчете на 1 абонентскую точку (за исключением обязательных общедоступных телеканалов, трансляция которых осуществляется бесплатно (статья 29 Закона о связи)). Если в отсутствие письменного договора с оператором связи абонентская плата за услуги связи включена в единый платежный документ, собственник (наниматель) помещения вправе требовать её исключения из единого платежного документа и не оплачивать услуги, которыми он не намерен пользоваться.

Прошу провести разъяснительную работу среди населения и довести вышеизложенную информацию до лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также иных заинтересованных лиц.

А.В. Чибис

Обзор документа

К системам коллективного приема телепередач (СКПТ) относятся сети кабельного телевидения и оптоволоконная сеть. СКПТ в многоквартирном доме входит в состав общего имущества собственников помещений, если дом был оснащен такой системой в ходе его строительства или эксплуатации. Если СКПТ была установлена в доме по инициативе и за счет средств отдельных собственников или за счет средств оператора связи как оборудование, необходимое для оказания услуг связи, то СКПТ не входит в состав такого имущества.

СКПТ как часть общего имущества обслуживается лицом, ответственным за его содержание (например, управляющей организацией). При этом расходы на обслуживание СКПТ включаются в плату за содержание такого имущества, которая взимается независимо от того, смотрят ли собственники/наниматели помещений телевизор или нет.

Минстрой России разъяснил, что с данными расходами не следует путать платеж, традиционно обозначаемый в платежном документе «коллективная антенна» или «плата за пользование коллективной антенной», который является абонентской платой за услуги связи для целей телевещания (кабельного аналогового, цифрового). Его размер устанавливается оператором связи в расчете на 1 квартиру (абонентское устройство).

Собственники/наниматели вправе по своему усмотрению отказаться от оказания данных услуг и не пользоваться СКПТ. Если соответствующий письменный договор с оператором связи отсутствует, они имеют право требовать исключения абонентской платы за телевидение из единого платежного документа и не оплачивать услуги, которыми не намерены пользоваться.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

admin
Оцените автора
Ракульское