Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности

Какие ошибки чаще всего встречаются при раскрытии ежеквартальных отчетов эмитентов ценных бумаг и как их избежать?

Елена Харитоненко
Консультаций: 39

Требования к раскрытию ежеквартального отчета предусмотрены разд. IV положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение № 454-П).

Часто допускаемой ошибкой при раскрытии ежеквартального отчета является нарушение срока. Он исчисляется в календарных днях – не позднее 45 дней с момента окончания отчетного квартала, и переносится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (с выходных на первый рабочий день).

Ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно приложению 3 к Положению № 454-П.

Эмитентам нужно обратить внимание на следующее.

Если уставом общества предусмотрено утверждение ежеквартального отчета советом директоров или общим собранием акционеров, то данная информация должна быть отражена на его титульном листе.

Во введении ежеквартального отчета основания возникновения обязанности следует указывать в соответствии с п. 10.1 Положения № 454-П. Встречаются случаи недостоверности указанных оснований.

Информация о подконтрольных эмитенту организациях, имеющих для него существенное значение, отражается в п. 3.5. Данная информация должна также отражаться в пп. 8.1.4.

Перечень лиц, входящих в состав органов управления общества (п. 5.2), должен содержаться в списке аффилированных лиц общества за соответствующий период и сообщениях о существенных фактах (п. 14.4 и 14.8 Положения № 454-П) в зависимости от статуса общества.

Необходимо указывать всю информацию в отношении лиц, входящих в состав органов управления, предусмотренную Положением № 454-П.

Также необходимо указывать на участие или неучастие членов совета директоров в работе комитетов совета директоров с указанием названия комитета (комитетов).

Информация о размере всех видов вознаграждения по каждому органу управления эмитента (включая информацию о заработной плате, если член органа являлся работником эмитента) указывается за II–IV кварталы нарастающим итогом (п. 5.3).

Структура органов контроля над финансово-хозяйственной деятельностью должна соответствовать уставу эмитента (п. 5.4). Кроме этого, необходимо отражать информацию о наличии или отсутствии структурных подразделений по управлению рисками и внутреннему контролю.

Отсутствие в ежеквартальном отчете сведений о руководителе отдельного структурного подразделения по управлению рисками и внутреннему контролю и (или) отдельного структурного подразделения внутреннего аудита является нарушением (п. 5.5).

В п. 6.1 должна содержаться информация в том числе о количестве собственных акций, находящихся на балансе общества на дату окончания отчетного квартала. Распространенная ошибка: указано, что все акции, составляющие уставный капитал, размещены среди акционеров, при этом согласно п. 6.1 они находятся на балансе общества.

В п. 6.2 необходимо указывать сведения об акционерах, владеющих не менее чем 5% уставного капитала или обыкновенных акций общества. Отсутствие информации о контролирующих лицах данных акционеров является нарушением. Кроме этого, если у акционера общества нет контролирующего лица, то указывается информация об акционерах общества, владеющих не менее чем 20% уставного капитала или не менее чем 20% обыкновенных акций акционера общества.

В составе ежеквартального отчета за I квартал или приложением к нему необходимо раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, даже если она опубликована на странице, используемой обществом для раскрытия (п. 7.1).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 3, 6 и 9 месяцев подлежит раскрытию в составе ежеквартальных отчетов за I, II и III кварталы соответственно (п. 7.2). И она должна в себя включать две формы (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах).

Если эмитент не составляет консолидированную финансовую отчетность, в п. 7.3 должно быть указано основание, в силу которого у эмитента отсутствует обязанность по ее составлению.

Информация о дивидендах, начисляемых и выплачиваемых акционерам, должна приводиться за период не менее пять лет (пп. 8.7.1).

За нарушение законодательства в части раскрытия информации предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.

Кроме этого, невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России согласно ч. 9 ст. 19.5 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 до 700 тыс. руб.

Сейчас готовится новая редакция Положения о раскрытии информации, направленная на исключение дублирования информации, которая предусмотрит требования к порядку раскрытия и содержанию отчета эмитента, публикуемого вместо ежеквартального отчета.

Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности

Глава 71. Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества

71.1. Акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

71.2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества утверждается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, если вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отнесен уставом акционерного общества к его компетенции.

Достоверность данных, содержащихся в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) акционерного общества. Указанное подтверждение не требуется в случае, если в соответствии с уставом непубличного акционерного общества ревизионная комиссия (ревизор) отсутствует (не избирается) или избирается (создается) исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного акционерного общества, и такие случаи не предусматривают подтверждение (проверку) достоверности данных, содержащихся в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества.

(п. 71.2 в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

71.3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

71.4. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:

путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

в составе ежеквартального отчета акционерного общества — эмитента за первый квартал в соответствии с разделом IV настоящего Положения в случае, если акционерное общество — эмитент в соответствии с настоящим Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

71.5. Непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (если вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отнесен уставом акционерного общества к его компетенции), на котором рассматривался вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (о неутверждении) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества. В случае если на годовом общем собрании акционеров или заседании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором рассматривался вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, указанная отчетность не была утверждена, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого.

Текст указанного сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для опубликования текста годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в сети Интернет, а если текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности опубликован в сети Интернет после истечения такого срока — с даты его опубликования в сети Интернет.

(п. 71.5 в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

71.6. В случае если в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества, указанного в пункте 71.5 настоящего Положения, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров или соответствующем заседании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (если вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отнесен уставом акционерного общества к его компетенции), внесены изменения и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров или заседании совета директоров (наблюдательного совета) (если вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отнесен уставом акционерного общества к его компетенции), акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности на странице в сети Интернет не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

(п. 71.6 в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

71.7. Текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с текстом аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей в соответствии с федеральными законами обязательному аудиту, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока — с даты его опубликования в сети Интернет.

Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информационное сообщение Минфина России от 23 марта 2024 г. № ИС-учет-37 “Особенности раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и иной информации в 2024 г.”

Обзор документа

Информационное сообщение Минфина России от 23 марта 2024 г. № ИС-учет-37 “Особенности раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и иной информации в 2024 г.”

28 марта 2024

Введен временный порядок доступа к ГИРБО

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ФНС России формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) 1 . Этот ресурс представляет собой совокупность бухгалтерской отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней (в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту). Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в ГИРБО.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2024 г. N 395 «Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2024 году» на 2024 г. установлен особый порядок обеспечения доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, ФНС России заинтересованным лицам. В 2024 г. ФНС России обеспечивает доступ ко всей информации, содержащейся в ГИРБО, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Банку России.

Что касается доступа к указанной информации лиц, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Банком России (далее — иные лица), то организация, обязанная представить годовую бухгалтерскую отчетность за 2021 г. в ГИРБО, вправе выбрать любую из следующих схем:

1) ограничить полностью доступ иных лиц к своей бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО;

2) ограничить частично доступ иных лиц к своей бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО.

Выбор схемы ограничения доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, осуществляется каждой организацией самостоятельно исходя из конкретных условий деятельности, рисков раскрытия информации, в частности, риска введения мер ограничительного характера со стороны иностранных государств, и (или) государственных объединений, и (или) союзов, и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении этой организации и (или) иных лиц.

При любой схеме доступ иных лиц ограничивается к соответствующей информации, содержащейся в ГИРБО, за все годы, начиная с отчетности за 2019 г. (возможность ограничения доступа к отчетности за отдельные годы не предусмотрена).

Ограничение (полное и частичное) доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, не изменяет:

обязанность всех организаций составить годовую бухгалтерскую отчетность за 2021 г.;

обязанность всех организаций (за исключением указанных в части 4 статьи 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете») представить один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. в налоговый орган с целью формирования ГИРБО. Отчетность представляется в полном составе, в установленные сроки и порядке;

обязанность организаций, раскрывающих свою бухгалтерскую отчетность в силу требований федеральных законов в СМИ, внести сведения об отчетности и результатах обязательного аудита ее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Состав, сроки и порядок внесения таких сведений в федеральный реестр, а также условия, при которых сведения, содержащиеся в нем, не подлежат размещению в Интернете, установлены Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 2 ;

обязанность организаций, определенных федеральными законами или в соответствии с ними, провести аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. 3 и представить аудиторское заключение о ней в налоговый орган с целью формирования ГИРБО.

Ограничение полностью доступа иных лиц к бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО

Для того, чтобы ФНС России ограничила полностью доступ иных лиц к содержащейся в ГИРБО бухгалтерской отчетности организации, такая организация подает заявление об ограничении доступа к информации, содержащейся в ГИРБО. Заявление подается в произвольной форме в ФНС России. В нем в обязательном порядке указываются ОГРН и ИНН организации. На основании заявления ФНС России ограничивает доступ ко всей информации указанной организации, содержащейся в ГИРБО, всем лицам, за исключением органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, Банка России 4 . В данном случае под содержащейся в ГИРБО информацией, доступ к которой ограничивается, понимается аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности организации и сама годовая бухгалтерская отчетность организации в составе:

бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах) коммерческой организации;

бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств, приложения к ним (отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств (при наличии в ГИРБО), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) некоммерческой организации.

В случае, когда доступ к отчетности ограничен по заявлению организации, ФНС России возобновляет доступ к этой отчетности на основании нового заявления этой организации, подаваемого также в произвольной форме.

Поскольку годовая бухгалтерская отчетность организаций, представляющих такую отчетность в Банк России, передается в ФНС России для включения в ГИРБО Банком России централизованно, эти организации освобождены от необходимости подавать заявления в ФНС России. Ограничение доступа к их бухгалтерской отчетности, включенной в ГИРБО, осуществляется ФНС России совместно с Банком России.

Ограничение частично доступа иных лиц к бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО

При частичном ограничении доступа к бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО, иные лица не имеют доступа к пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) и аудиторским заключениям о бухгалтерской отчетности организаций. Для этой схемы постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена возможность ограничивать доступ иных лиц (в том числе по заявлению организации, составившей бухгалтерскую отчетность) к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету об изменениях капитала, отчету о движении денежных средств, отчету о целевом использовании средств (ни к отдельным из перечисленных отчетов, ни ко всем вместе).

Вид информации, содержащейся в ГИРБО Лица, которым обеспечивается доступ к информации в 2024 г.
государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Банк России иные лица?
Бухгалтерский баланс ? ?
Отчет о финансовых результатах ? ?
Отчет об изменениях капитала ? ?
Отчет о движении денежных средств ? ?
Отчет о целевом использовании средств ? ?
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) ?
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности ?

? Включая лиц, которым информация предоставляется в форме годового абонентского обслуживания.

Частичное ограничение доступа иных лиц к бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО, осуществляется ФНС России в отношении всех организаций, представивших отчетность в ГИРБО. Такое ограничение вводится ФНС России в силу названного постановления Правительства Российской Федерации. В связи с этим организации не должны подавать в ФНС России заявления о введении этого ограничения.

Особенности обеспечения доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, в 2024 г. вступили в силу со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации, т.е. с 18 марта 2024 г.

Установлено право организаций не раскрывать консолидированную финансовую отчетность

Исходя из части 1 статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» организации обязаны раскрывать годовую консолидированную финансовую отчетность, а в ряде случаев — и промежуточную консолидированную финансовую отчетность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2024 г. N 395 в 2024 г. этим организациям предоставлено право отказаться от раскрытия отчетности. Решение об отказе принимается организацией в случае, если такое раскрытие приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера со стороны иностранных государств, и (или) государственных объединений, и (или) союзов, и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении этой организации и (или) иных лиц.

Принятие организацией решения не раскрывать консолидированную финансовую отчетность не изменяет:

обязанность организаций, определенных законодательством Российской Федерации, составить консолидированную финансовую отчетность за 2021 г., а также промежуточную консолидированную финансовую отчетность в 2024 г.;

обязанность организаций, раскрывающих свою консолидированную финансовую отчетность в силу требований федеральных законов в СМИ, внести сведения об отчетности и результатах обязательного аудита ее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Состав, сроки и порядок внесения таких сведений в федеральный реестр, а также условия, при которых сведения, содержащиеся в нем, не подлежат размещению в Интернете, установлены Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 2 ;

обязанность организаций провести аудит годовой консолидированной финансовой отчетности за 2021 г., а также аудит либо иную проверку аудиторской организацией промежуточной консолидированной финансовой отчетности в 2024 г.

Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу со дня официального опубликования его, т.е. с 18 марта 2024 г., и действует до 31 декабря 2024 г.

Введены особенности раскрытия информации на финансовом рынке

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2024 г. N 351 «Об особенностях раскрытия и предоставления в 2024 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены особенности раскрытия и предоставления информации на финансовом рынке в 2024 г. В частности, установлено, что эмитенты ценных бумаг вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию (в том числе в проспекте ценных бумаг) и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (вне зависимости от целей и формы раскрытия или предоставления информации), в ограниченных составе и (или) объеме либо отказаться от раскрытия и (или) предоставления указанной информации в случае, если раскрытие и (или) предоставление соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация. Аналогичное ограничение допустимо при раскрытии инсайдерской информации в соответствии с Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Особенности раскрытия и предоставления информации, предусмотренные названным постановлением Правительства Российской Федерации, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2024 г. N 351 вступило в силу со дня официального опубликования его, т.е. с 14 марта 2024 г., и действует до 31 декабря 2024 г.

Возможность особых сроков раскрытия бухгалтерской отчетности эмитентами

Федеральным законом от 8 марта 2024 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Совету директоров Банка России предоставлено право устанавливать сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, сроки составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами и нормативными актами Банка России информации кредитными и некредитными финансовыми организациями, превышающие сроки раскрытия, составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Данная норма вступила в силу 8 марта 2024 г. и действует до 31 декабря 2024 г.

Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и
аудиторской деятельности
Минфина России

1 См. Информационное сообщение ИС-учет-12.

2 См. Информационное сообщение ИС-учет-36.

3 См. Информационное сообщение ИС-аудит-50.

4 Аналогично ФНС России ограничивает доступ к бухгалтерской отчетности организаций, которые подавали подобные заявления до 18 марта 2024 г.

Обзор документа

Минфин разъяснил введенные на фоне антироссийских санкций временный порядок доступа к ГИРБО, особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности, информации на финансовом рынке, бухгалтерской отчетности эмитентов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как раскрыть в бухгалтерской отчётности за 2021 год события после отчётной даты

Если после 31 декабря и до даты подписания бухгалтерской отчётности произошли существенные события, которые повлияли на финансовое положение организации, их надо отразить в бухгалтерской отчётности в соответствии с ПБУ 7/98 «События после отчётной даты» . Сейчас это актуально как никогда: резкий скачок курсов валют, падение акций и другие события февраля-марта 2024 года изменили финансовую картину во многих компаниях. Рассказываем, как отражать такие события в отчётности за 2021 год.

В конце статьи подарки: видео с вебинара Алексея Иванова и Людмилы Архипкиной по составлению годовой бухгалтерской отчётности и практическое пособие для главбуха.

Кому и как нужно раскрывать СПОД в бухгалтерской отчётности

Виды событий после отчётной даты (СПОД) и отражение их в отчётах регулирует ПБУ 7/98 «События после отчётной даты» . Дата подписания отчётности — это дата подписи, указанная в бухгалтерской отчётности. Она не может быть более поздней, чем дата представления отчётности в налоговую инспекцию. Если между датой подписания и датой утверждения отчётности на собрании учредителей или акционеров выявятся новые СПОД, то подписанную отчётность нужно пересмотреть.

То есть нужно отразить события, и подписать отчёт заново ( п. 12 ПБУ 7/98 и п. 8 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности» ).

Малые предприятия тоже должны раскрывать информацию о СПОД, но они могут не включать пояснения в состав бухгалтерской отчётности. Но если информация является существенной и влияет на непрерывность деятельности, всё же лучше дополнить отчётность пояснениями.

Например, турагентство может отразить информацию о том, что из-за форс-мажорных обстоятельств пришлось расторгнуть имеющиеся договоры и в ближайшее время невозможно продолжать вести туристическую деятельность.

  • в суммовом выражении.Пример: информация об основных средствах стоимостью свыше 100 тыс.руб. является несущественной, поэтому данные активы отражаются в составе запасов;
  • в процентном выражении.Пример: ликвидационная стоимость менее 5% от первоначальной стоимости не является существенной и не участвует в расчёте амортизации.

Как правило, критерии существенности в процентном соотношении лучше отражают особенности бизнеса организации. На практике обычно применяют уровень существенности в интервале от 5% до 10%.

Нижнее пороговое значение в 5% устанавливают по аналогии с п. 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 21.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации» , которые предприсывают выделять в отдельный показатель видов доходов и соответствующих им расходов, если сумма доходов по данному виду превышает 5% от всех доходов организации.

Верхнее значение соответствует ст. 15.11 КоАП , где искажение любого показателя бухгалтерской отчётности более чем на 10% признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учёту.

Если события после отчётной даты могут оказать влияние на решения пользователей, их надо отразить в бухгалтерской отчётности независимо от того, как они влияют на компанию — положительно или отрицательно.

События отражают одним из двух способов зависимости от вида события согласно ПБУ 7/98.

СПОД, подтверждающие существование хозяйственных условий на отчётную дату. Их отражают в 2021 году заключительными проводками по счетам учёта активов и обязательств, включают данные в бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках. В учёте 2024 года нужно сторнировать прошлогодние проводки по СПОД и отразить их уже на дату наступления события.

Примеры событий, которые отражают бухгалтерскими записями в отчётности:

  1. В учёте числилась задолженность дебитора. После окончания отчётного года дебитор признан банкротом.
  2. Страховая компания по условиям договора должна была возместить 10 млн руб. После отчётной даты в результате экспертизы установили, что этот страховой случай подлежит возмещению только в размере 1 млн руб.

События после отчетной даты, свидетельствующие о возникновении новых хозяйственных условий уже после отчётной даты. Их в учёте за 2021 год не отражают, а описывают события в пояснительной записке. Информация по СПОД должна представлять собой краткое описание характера события и оценку его последствий в денежном выражении.

Если невозможно дать денежную оценку, нужно указать на этот факт и раскрыть событие без суммовых значений.

Примеры событий, которые отражают в пояснительной записке:

  1. Непрогнозируемое изменение курсов иностранных валют после отчётной даты.
  2. В учёте числились финансовые вложения в виде акций российской компании. На 31 декабря оценка произведена по рыночной стоимости. В феврале следующего года рыночные котировки упали на 50% и возникли признаки обесценения финансовых вложений. Компания должна создать резерв под обесценение финансовых вложений на существенную сумму.
  3. Произошла чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов организации.
  4. Прекращена существенная часть основной деятельности, но это нельзя было предвидеть на отчётную дату. Например, авиакомпания не может осуществлять перелёты и заниматься основным видом деятельности ввиду геополитических ограничений.
  5. Действия органов государственной власти, влияющие на деятельность организации (национализация).
  6. Стало известно о решении по выплате дивидендов компании, чья доля или акции принадлежит отчитывающейся организации
  7. Принято решение о реорганизации компании, например, в виде присоединения к ещё одному обществу.
  8. Принято решение о приобретении нового предприятия как имущественного комплекса.
  9. Принято решение о реконструкции производства.
  10. Принято решение о дополнительной эмиссии акций или о выпуске облигаций.
  11. Совершена крупная сделка, связанная с приобретением или выбытием объектов основных средств или финансовых вложений.
  12. Существенное снижение стоимости основных средств, если это снижение имело место после отчётной даты. Например, компания имела инвестиционную недвижимость за рубежом и отражает ее в учёте по модели переоценённой стоимости. Из-за геополитической обстановки недвижимость сильно потеряла в цене.

СПОД в связи с последними геополитическими событиями: пример формулировки

У многих компаний в связи с событиями февраля-марта 2024 года возникают существенные события из-за существенного изменения курсов валют, прекращения поставок, разрыва логистических цепочек, прямого запрета внешнеэкономической деятельности. Такую информацию нужно раскрыть, даже если она не ухудшила финансового состояния.

Ниже пример формулировки в пояснительной записке. Часть 1 будет у всех одинаковая, а вот часть 2 зависит от того, как события повлияли на компанию.

СПОД: часть 1. Описание события

К событиям после отчётной даты Общество относит обострение внешнеполитической ситуации. Наблюдается повышенная волатильность на финансовых и товарных рынках. Невозможно определить, как долго сохранится повышенная волатильность или на каком уровне в конечном итоге стабилизируются курсы валют. ​ Ряд стран ввёл пакет санкций, которые могут оказать негативное влияние на экономику страны в целом.

Руководство не может с какой-либо степенью уверенности предсказать влияние всей этой неопределенности на будущую деятельность Общества.

СПОД: часть 2. Вывод о том, что не оказано влияния на продолжение деятельности

Общество не имеет серьёзных внешних обязательств, и хотя эти неопределённости могут повлиять на будущие дивидендные доходы участников и их способность осуществлять выплаты Обществом в ближайшем будущем, это не влияет на способность Общества продолжать осуществлять свою деятельность в обозримом будущем

СПОД: часть 2. Вывод о значимом влиянии событий на деятельность

В настоящий момент в связи с:

  • введением санкций в отношении Российской Федерации и (или);
  • введением моратория на поставку запасных частей и технического обслуживания импортного производства и(или),
  • закрытием воздушного пространства для российских авиакомпаний (и) или;
  • существенным ростом курса валюты (и) или;
  • существенным ростом ключевой ставки (и) или;
  • прекращением деятельности ключевого контрагента на территории РФ, и т. д.

руководство оценивает возможное влияние последствий данных фактов и предпринимает действия по продолжению деятельности компании.

  1. Алексей Иванов — директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».
  2. Людмила Архипкина — ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».
  • бухгалтерская и налоговая отчетность
  • годовой отчет
  • бухгалтерский баланс
  • отчет о финансовых результатах
  • малый и средний бизнес
  • малый бизнес
  • бухгалтерский учет
  • главный бухгалтер
  • мое дело
  • Мое Дело.Бюро
admin
Оцените автора
Ракульское