Признание жилых помещений непригодными для жилья

Совсем недавно нашу страну потрясли такие страшные события, как наводнение в Крымске, а затем и в Комсомольске-на-Амуре. Как оказалось, никто, даже жители крупных городов нашей Родины, не застрахован от стихийных бедствий. Отголоски этих масштабных общенациональных бед слышны и сейчас.

Многие вопросы так и остались нерешенными, сотни семей до сих пор вынуждены искать место для проживания, утратив свои собственные дома. И, как оказалось, доказать факт непригодности для дальнейшего проживания индивидуальных жилых помещений оказалось не так просто, как хотелось бы.

К сожалению, данный вопрос актуален не только для пострадавших от указанных наводнений. Каждый год в нашей огромной стране случаются пожары, затопления, в некоторых районах даже землетрясения, последствия которых порой оказывают разрушительные действие, оставляя без крыши над головой огромное количество семей. К тому же недобросовестное отношение самих жильцов к своим домам, халатное отношение управляющих компаний по капитальному ремонту подведомственных им домов и элементарное ветхое состояние многих старых построек вынуждают население обращаться с заявлениями о признании таких жилых помещений непригодными для постоянного проживания.

В связи с этим у, как правило, юридически плохо подкованных граждан возникает масса вопросов по самой процедуре признания жилых помещений непригодными для проживания, о критериях, по которым в ходе проверки эти помещения будут оцениваться, и возможности личного участия в данной процедуре.

Попробуем разобраться, каким именно критериям должно соответствовать жилое помещение, что необходимо для признания его непригодным для проживания, как защитить свои права и не остаться на улице. Для этого обратимся к следующим примерам судебной практики.

В Комсомольске-на-Амуре гражданин одного из домов обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения городской межведомственной комиссии по решению вопросов о признании своего дома непригодным для проживания администрацией города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и возложении обязанности по проведению повторного заседания.

Почитать  Официальная оценка стоимости ремонта

В обоснование заявленных требований С.А.В. указал, что городской межведомственной комиссией по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края было принято заключение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания. Данное заключение, по мнению заявителя, принято с нарушением пунктов 7, 42, 43, 44, 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, поскольку он не был уведомлен о заседании межведомственной комиссии, в связи с чем был лишен возможности ходатайствовать о привлечении к участию в работе комиссии компетентных органов, нарушен был порядок проведения оценки соответствия помещения требованиям, установленным в Положении, не проверено фактическое состояние жилого помещения, не истребованы дополнительные документы, необходимые для принятия объективного решения. Оспариваемое заключение межведомственной комиссии не подписано тремя членами комиссии. Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований ему было отказано.

В кассационной жалобе гражданин просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.

В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края А.В.П. просила решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре оставить без изменения, а кассационную жалобу С.А.В. без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие на нее возражения, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда по следующим основаниям.

Согласно пунктам 47 и 48 Положения решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, которое составляется в трех экземплярах.

Из заключения межведомственной комиссии усматривается, что оно не подписано тремя ее членами — начальником Комсомольского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью и атомному надзору Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальником юридического отдела администрации города Комсомольска-на-Амуре, главным государственным инспектором отдела госпожарнадзора по городу Комсомольску-на-Амуре.

Доказательств того, что члены межведомственной комиссии присутствовали на заседании межведомственной комиссии при рассмотрении заявления С.А.В., материалы дела не содержат.

В нарушение абзаца 6 пункта 7, пункта 2.1 Положения о городской межведомственной комиссии по решению вопросов о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре, к работе в комиссии не был привлечен с правом совещательного голоса ни собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), ни квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Непривлечение межведомственной комиссией собственника жилого помещения к работе комиссии лишило его права заявить в ходе работы комиссии в соответствии с пунктом 46 Положения ходатайства о проведении дополнительного обследования и испытания.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).

В нарушение пунктов 43, 44 Положения межведомственной комиссией не было проверено фактическое состояние жилого помещения, не истребованы дополнительные документы, необходимые для принятия решения.

Из дела очевидно, что в основу заключения положены акты обслуживающей организации за определенный отдельно взятый период по фактам затоплений, вызванных протечками кровли и неисправностью инженерного оборудования, которые не могут свидетельствовать о состоянии объекта на дату рассмотрения этого вопроса межведомственной комиссией.

Таким образом, заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания дано межведомственной комиссией администрации города Комсомольска-на-Амуре с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая, что заключением городской межведомственной комиссией по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края были нарушены права С.А.В., судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить требования заявителя.

В качестве яркого примера также можно рассмотреть дело, имеющее прямо противоположный исход.

С.С.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Межведомственной комиссии Администрации города Шахты по признанию жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, об отказе в признании принадлежащей ему на праве собственности квартиры непригодной для проживания, обязании признать квартиру непригодной для проживания.

Заявитель указал, что жилое помещение, в котором он проживает, является непригодным для проживания, так как дом построен в 1917 году, имеет физический износ 71%, в доме отсутствует водоснабжение и канализация, имеется печное отопление вместо централизованного. В конце 2011 года С.С.Н. обратился в Межведомственную комиссию Администрации города Шахты по признанию жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с заявлением о признании его квартиры непригодной для проживания, однако 21.12.2011 ему в этом было отказано.

Считая отказ неправомерным, заявитель просил суд признать указанное решение от 21.12.2011 незаконным, обязать межведомственную комиссию выдать заключение о признании его квартиры непригодной для постоянного проживания.

Представитель Администрации города Шахты, К.О., просила отказать в удовлетворении заявления С.С.Н., пояснив, что в соответствии с нормативными актами, регулирующими признание жилых помещений непригодными для проживания по критериям безопасности, и судебной практикой не представляется возможным признать отдельную квартиру в многоквартирном доме аварийной. Аварийными признаются целые подъезды либо жилые дома.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 20.02.2012 в удовлетворении заявления С.С.Н. было отказано. Не согласившись с постановленным решением, С.С.Н. подал апелляционную жалобу, в которой поставил вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

Полагал решение суда незаконным и необоснованным, нарушающим его жилищные права. Указывал, что его квартира не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем он обратился в комиссию с заявлением о признании квартиры непригодной для проживания. При этом подал весь необходимый для этого пакет документов, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Однако решением комиссии ему было отказано в удовлетворении заявления в связи с представлением неполного пакета документов.

Ознакомившись с материалами дела, рассмотрев апелляционную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, выслушав С.С.Н., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Вынося решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 15 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и исходил из того, что из всех нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, следует возможность признания аварийным только многоквартирного дома, а не отдельной квартиры.

Кроме того, суд исходил из того, что заявителю неоднократно разъяснялось, что для признания дома ветхим необходимо подать в комиссию протокол общего собрания всех жильцов многоквартирного дома о признании дома непригодным для проживания и соответствующий пакет документов. Суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, в связи с чем отказал в их удовлетворении.

Таким образом, проанализировав судебную практику и законодательство, посвященное признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, можно сделать следующие выводы.

В статье 15 Жилищного кодекса РФ дается определение жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, в соответствии с этим определением таковым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям). Конкретного же определения жилого помещения, непригодного для проживания, законодательство нам не дает, предоставляя лишь основания, по которым помещение может быть признано таковым.

Полный перечень оснований признания жилых помещений непригодными для проживания представлен в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47), также в соответствии с ним признание частных (индивидуальных) жилых помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для постоянного проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Создают эту комиссию органы местного самоуправления из представителей этого органа и делегируют комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям по принятию решения о признании указанных помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Но, так как для наиболее точного и полного анализа состояния жилого помещения только представителей органов власти, указанных выше, недостаточно, в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Также для наблюдения за ходом работы комиссии с правом совещательного голоса в комиссию включается и собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а в случае необходимости — квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Комиссия проводит всестороннюю проверку и оценку помещения на пригодность (непригодность) для постоянного проживания, принимая решение большинством голосов. Результатом данной проверки является заключение, составленное в трех экземплярах и подписанное всеми членами комиссии. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решение органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В случае, если доводы собственников жилых помещений, обратившихся с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания, судом принимаются, может быть назначена судебная экспертиза, задачей которой будет оценка технического состояния жилого дома или проверка соответствия жилого помещения установленным требованиям. Для этого суду нужно будет представить доказательства, что нарушен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу.

В зависимости от обстоятельств конкретного дела в ходе проведения экспертизы выясняется:

  • имеется ли в деле, сформированном комиссией, заявление собственника помещения;
  • проведена ли оценка степени и категории технического состояния, степени огнестойкости, обеспечения эвакуации граждан, санитарных и гигиенических требований и других факторов, влияющих на качество жизни людей;
  • нарушена или не нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям;
  • другие фактические данные, необходимые для принятия судом решения.

Проведение экспертного исследования по определению суда позволяет установить, привлекались ли к работе в межведомственной комиссии собственник помещения или его уполномоченный представитель, а также квалифицированные специалисты.

В ходе судебного процесса суд устанавливает объективность принятия решения, степень полноты и всесторонности работы межведомственной комиссии.

К сожалению, как показывает практика, в большинстве случаев решать вопрос о признании частного жилого помещения непригодным для постоянного проживания приходится именно через суд, который, в свою очередь, должен как можно более детально изучить материалы дела, прежде чем вынести решение.

Со стороны истцов требуется немало терпения и выдержки, как видно из материалов дел в приведенных выше примерах из судебной практики. Поэтому к делам подобного рода следует должным образом готовиться, обращаясь к нормам права, регулирующим данные отношения, внимательно проверяя все имеющиеся документы и настаивая на реализации своих прав до последнего, особенно если они явно нарушены.

Читайте еще по данной теме:

  • Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания
  • Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?
  • Как определяется нормальный (естественный) износ имущества в целях применения Гражданского кодекса?

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Разъясняет старший помощник прокурора Каменского района Ершова И.П.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.

На территории Свердловской области расположено достаточное количество аварийных многоквартирных домов, жителям которых действующим законодательством гарантировано право на переселение путем выплаты денежных средств или предоставления другого жилья после изъятия непригодного для проживания жилого помещения.

Следует помнить, что аварийным является многоквартирный дом, техническое состояние несущих строительных конструкций которого является аварийным, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения здания или кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости дома. Такие дома, как правило, имеют процент износа свыше 60 %.

В целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственники расположенных в нем жилых помещений вправе обратиться в межведомственную комиссию органа местного самоуправления с соответствующим заявлением и с приложением копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключения специализированной (экспертной) организации по результатам обследования технического состояния дома. В том случае, если в многоквартирном доме имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда, орган местного самоуправления должен самостоятельно инициировать проведение оценки технического состояния дома в целях его признания аварийным с привлечением специализированной организации.

Обращения граждан рассматриваются межведомственной комиссией в течение 30 календарных дней с вынесением решения комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или об отсутствии таковых. Решение межведомственной комиссии о наличии оснований для признания дома аварийным в 3-х дневный срок направляется в орган местного самоуправления, который в течение 30 дней принимает решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно орган местного самоуправления издает распоряжение, содержащее сведения о сроках отселения граждан.

Если установленный органом местного самоуправления срок расселения дома является неразумным при наличии угрозы его внезапного обрушения, создающей реальную опасность причинения вреда жизни или здоровью граждан, то такой срок подлежит сокращению, в том числе в судебном порядке на основании исков заинтересованных лиц.

После признания дома аварийным в силу положений ст.95 Жилищного кодекса РФ гражданам по их заявлениям могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда для временного проживания, а лица, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вправе получить другое пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

После расселения всех жителей дома, признанного аварийным, органы местного самоуправления обязаны обеспечить прекращение доступа в здание иных лиц, его фактический снос в разумные сроки.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

К таковым относится наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Вместе с тем, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

— отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;

— отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;

— несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

Дата публикации:

18 октября 2021, 18:07

Полномочия органов местного самоуправления в части признания многоквартирных домов аварийными и жилых помещений непригодными для проживания. Прокуратура Каменского района

Разъясняет старший помощник прокурора Каменского района Ершова И.П.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.

На территории Свердловской области расположено достаточное количество аварийных многоквартирных домов, жителям которых действующим законодательством гарантировано право на переселение путем выплаты денежных средств или предоставления другого жилья после изъятия непригодного для проживания жилого помещения.

Следует помнить, что аварийным является многоквартирный дом, техническое состояние несущих строительных конструкций которого является аварийным, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения здания или кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости дома. Такие дома, как правило, имеют процент износа свыше 60 %.

В целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственники расположенных в нем жилых помещений вправе обратиться в межведомственную комиссию органа местного самоуправления с соответствующим заявлением и с приложением копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключения специализированной (экспертной) организации по результатам обследования технического состояния дома. В том случае, если в многоквартирном доме имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда, орган местного самоуправления должен самостоятельно инициировать проведение оценки технического состояния дома в целях его признания аварийным с привлечением специализированной организации.

Обращения граждан рассматриваются межведомственной комиссией в течение 30 календарных дней с вынесением решения комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или об отсутствии таковых. Решение межведомственной комиссии о наличии оснований для признания дома аварийным в 3-х дневный срок направляется в орган местного самоуправления, который в течение 30 дней принимает решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно орган местного самоуправления издает распоряжение, содержащее сведения о сроках отселения граждан.

Если установленный органом местного самоуправления срок расселения дома является неразумным при наличии угрозы его внезапного обрушения, создающей реальную опасность причинения вреда жизни или здоровью граждан, то такой срок подлежит сокращению, в том числе в судебном порядке на основании исков заинтересованных лиц.

После признания дома аварийным в силу положений ст.95 Жилищного кодекса РФ гражданам по их заявлениям могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда для временного проживания, а лица, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вправе получить другое пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

После расселения всех жителей дома, признанного аварийным, органы местного самоуправления обязаны обеспечить прекращение доступа в здание иных лиц, его фактический снос в разумные сроки.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

К таковым относится наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Вместе с тем, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

— отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;

— отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;

— несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Последствия признания индивидуальных жилых помещений непригодными для постоянного проживания

Рассматривая последствия признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания, стоит уделить особое внимание некоторым вопросам.

В частности, принимая во внимание Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 года №47, очевидно, что признаваться непригодными для постоянного проживания могут как жилые помещения муниципального (государственного) жилого фонда, так и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан. К тому же следует обратить внимание на то, что ни упомянутым Положением, ни Жилищным Кодексом РФ, ни какими-то другими нормативными актами не определено то, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение граждан на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

Из этого следует, что субъектами данной категории дел могут быть как собственники жилых помещений, так и наниматели, состоящие и не состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К тому же одной из сторон в рассмотрении данной категории дел всегда является орган государственной власти или местного самоуправления.

Казалось бы, все просто: помещение признано непригодным для проживания, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению граждан жильем за счет соответствующих бюджетов либо компенсировать стоимость утраченного помещения, но тут как раз и возникает множество вопросов. Идеально было бы, избегая судебных разбирательств, мирно договориться о выселении граждан в новые жилые помещения, но, к сожалению, на практике возникает большое количество проблем, связанных с неопределенностью в формулировках законодательства и, следовательно, путаницей в толковании норм права, как истцами, так и ответчиками, недовольство граждан условиями и площадью вновь предоставленных жилых помещений и так далее.

Попробуем разобраться и проанализировать наиболее часто встречающиеся в судебной практике споры, связанные с последствиями признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания.

Защита прав собственников, чьи помещения признаны в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, производится в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Рассмотрим некоторые примеры из судебной практики, ярко демонстрирующие такой порядок разрешения споров.

Так, судом рассмотрено дело по иску Ч., являющихся сособственниками двухкомнатной квартиры. Жилой дом, в котором находится указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в перечень домов областной адресной программы. Администрация г. Жигулевска предлагала собственникам однокомнатную квартиру, от которой истцы отказались, так как считают, что им должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение ранее занимаемому в соответствии со статьей 89 ЖК РФ.

Суд отказал в удовлетворении требований собственников о предоставлении им равнозначной по площади и количеству комнат квартиры, поскольку в соответствии со статьей 32 ЖК РФ жилые помещения собственнику взамен занимаемого предоставляются по соглашению, заключенному с органами, вынесшими решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу . Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что соглашения о предоставлении истцам двухкомнатной квартиры вместо принадлежащего им жилого помещения сторонами не достигнуто, при этом закон не предусматривает обязанности органа местного самоуправления предоставить истцам другое жилое помещение взамен изымаемого.

Таким образом, очевидно, что законодатель предусмотрел обязанность органов власти лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено иное жилое помещение, стоимость которого засчитывается в выкупную цену, но не обязал орган власти предоставить взамен помещения, признанного непригодным, новое помещение по договору социального найма. Но из этого правила существуют исключения. В случае, например, если гражданин докажет свой статус малоимущего и нужду в социальном жилье, то суд, как следует из практики, обяжет орган местного самоуправления предоставить новое жилье вне очереди.

Так, Ленинский районный суд города Самары 11.04.2011 года принял решение об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самары предоставить Б.А.Н. жилое помещение на состав семьи из трех человек, площадью не менее нормы предоставления. При этом суд установил, что Б.А.Н является собственником комнаты в коммунальной квартире, вместе с ним в ней зарегистрированы и проживают его жена и сын. В 2000 году истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 3 человека.

В 2006 году в доме, где расположено жилое помещение истца, произошел пожар, распоряжением заместителя Главы городского округа Самары от 12.04.2010 года указанное помещение признано непригодным для проживания, а жилой дом – аварийным и подлежащим сносу. Судом установлено, что иного жилья собственник и члены его семьи для проживания не имеют, а ответчик никаких мер по отселению и предоставлению другого благоустроенного жилого помещения не предпринимал. При наличии указанных обстоятельств, суд удовлетворил требования истца о предоставлении жилого помещения семье истца на основании договора социального найма по норме предоставления.

При этом суд не принял во внимание ссылку ответчика на статью 32 ЖК РФ, поскольку в данном случае истец имеет право быть обеспеченным жильем в соответствии со статьей 57 ЖК РФ, а ответчик в случае необходимости не лишен права требовать от собственника жилого помещения исполнения обязанностей, которые возложены на него статьей 32 ЖК РФ.

Но и это еще не всё. Как видно из предоставленной судебной практики, истец ранее состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а, как быть, если утрата дома произошла по вине пожара, например, а собственник при этом ранее не состоял на учете в качестве нуждающегося, так как в этом не было необходимости? Ответ на этот вопрос дает Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым не исключена возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Что касается нанимателей, то вопросы предоставления им жилых помещений разрешаются в соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ с учетом статьи 89 Жилищного кодекса РФ, в силу которой жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Например, как ухудшение условий проживания суд расценил и выселение ответчиков Х. в жилое помещение, расположенное по адресу: › …›, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в семье ответчиков имеются несовершеннолетние дети, а в поселке Озерный (район, где находится предоставляемая квартира) только планируется построить амбулаторию общей врачебной практики, кроме того, в школах, которые находятся вблизи указанного поселка, превышена предельная численность учащихся.

Также судом отказано в удовлетворении исковых требований, заявленных к семье С. о выселении, поскольку судом установлено, что С.М.В. является инвалидом первой группы, может передвигаться только на костылях, находится под наблюдением у врача-невролога, следовательно, ответчик нуждается в постоянном медицинском наблюдении. Однако, как следует из материалов дела, вблизи нахождения предоставляемого жилого помещения отсутствуют лечебные учреждения, аптеки, которые крайне необходимы для С.М.В.

Здесь следует обратить особое внимание на то, что даже в случае, если наниматели жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания, ранее состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, это не значит, что вновь предоставляемое им по договору социального найма жилое помещение будет соответствовать нормам предоставления. Такой вывод можно сделать из анализа Определения Конституционного суда РФ от 03.11.2009 г. № 1368-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной Марии Васильевны и других на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. То есть граждане, состоящие ранее на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не снимаются с такого учета, если в этом не отпадает необходимость.

Отсюда также следует, что если в квартире проживает одновременно несколько семей, это не значит, что все они автоматически получат отдельные жилые помещения.

Например, только частично удовлетворены требования Департамента управления имуществом городского округа Самары о выселении семьи Х. с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, а также частично удовлетворены требования ответчиков о предоставлении жилого помещения по норме предоставления вне очереди. Судом установлено, что на основании договора социального найма семья ответчиков проживала в однокомнатной квартире общей площадью 31,7 кв.м. Многоквартирный дом, в котором находится квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. Департаментом управления имущества городского округа Самары предложено ответчикам равнозначное жилье для переселения. От данного предложения ответчики отказались, ссылаясь на тот факт, что в настоящее время в квартире зарегистрированы фактически две семьи (брак между супругами Х. расторгнут, одна семья – это Х.С.В. с детьми, а вторая семья – это Х.Х.А. и члены его семьи), следовательно, они нуждаются в предоставлении двух квартир по норме предоставления.

Ответчики просили предоставить Х.Х.А. и Х.С.В. с детьми отдельные жилые помещения по норме предоставления. Вместе с тем судом установлено, что Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары от 14.12.2001 года семья Х.С.В. с составом пять человек (она, ее бывший муж Х.Х.А. и трое детей) принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что ответчики, которых просит выселить из жилого помещения истец, должны быть обеспечены жилым помещением по норме предоставления во внеочередном порядке, а не равнозначным жилым помещением, которое предложено Департаментом управления имуществом г.о.

Самары. При этом суд отказал ответчикам в удовлетворении их требований в части предоставления им двух квартир в связи с прекращением брака между супругами, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что ответчики Х. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в составе пяти человек, в том числе бывшие супруги Х.Х.А., С.В.

Анализируя судебную практику, становится ясно, что жилые помещения в большинстве случаев предоставляются равные ранее занимаемым, а граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, – по-прежнему остаются в очереди на предоставление жилых помещений уже по норме предоставления. В этой ситуации целесообразнее было бы сразу предоставлять в судебном порядке помещения с учетом данных норм, но, к сожалению, в рамках имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, это не представляется возможным. Хотя бывают и такие случаи, когда помещение предоставляется по норме предоставления, но является, в свою очередь, меньше по площади ранее занимаемого.

Так, в обращении в суд, истец указала, что она и ее семья занимала жилое помещение, состоящее из трех комнат, предоставленное по договору социального найма. Многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, частичное расселение граждан произведено в 2008-2010 годах. В настоящее время указанного дома не существует, однако жилым помещением истец до настоящего времени не обеспечена. Истец просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение, состоящее из трех комнат, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению.

Суд исковые требования удовлетворил частично, обязал ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления в границах городского округа Чапаевск, поскольку установил, что три жилых комнаты в квартире были предоставлены С. Г.Г. и членам ее семьи (супругу, дочери К.С.В., сыну С.Р.В.), однако все проживающие в указанном помещении сняты с регистрационного учета (отец истца умер, наниматель С. Г.Г. и ее сын С.Р.В. переехали на другое постоянное место жительства). Таким образом, на момент сноса дома в жилом помещении, непригодном для проживания, была зарегистрирована только истец. Суд посчитал, что у истца отсутствует право требования равнозначного жилого помещения ранее занимаемому, поскольку жилое помещение, признанное непригодным, состоящее из трех комнат общей площадью 68,3 кв.м., ранее предоставлялось на семью, состоящую из четырех человек, в отношении трех из них договор социального найма фактически был расторгнут.

Подводя итог всему вышесказанному можно прийти к следующим выводам.

Правовые последствия признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания различны для собственников и нанимателей. Причем наниматели в этом случае оказываются в наиболее выгодном положении, имея возможность во внеочередном порядке получить новое жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому, а в некоторых случаях – и по нормам предоставления, если граждане ранее состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (или получили такое право в ходе признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания), а у органа, предоставляющего данное помещение, имеется такая возможность. Что же касается собственников жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, то они в соответствии с Жилищным кодексом РФ должны снести жилой дом за свой счет, а если этого не происходит, – то получить выкупную стоимость ранее занимаемого жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Если же у органа, вынесшего решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, есть такая возможность, то по соглашению с собственником последний может получить взамен жилья, признанного непригодным, новое жилье, но никакие нормы предоставления при этом не учитываются, равно как и площадь ранее занимаемого помещения. Но, как видно из судебной практики, есть примеры, когда и собственники получают жилые помещения взамен признанных непригодными в случае, если ранее состояли на учете в качестве нуждающихся либо могут доказать свою нуждаемость в социальном жилье и малоимущность.

К огромному сожалению, приходится констатировать тот факт, что законодательство в сфере признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания еще недостаточно разработано, и, несмотря на то, что ведется определенная работа по его совершенствованию, неразрешенными остаются еще многие вопросы. Имеется острая необходимость в систематизации законодательных актов, посвященных этой теме, а также четком урегулировании последствий признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания для собственников.

Инструкция. Как признать жилое помещение непригодным для проживания, а дом аварийным

Законодатель установил нормы, которым должно соответствовать пригодное для проживания помещение, а также определил условия, при которых жилое помещение становится непригодным для использования по назначению.

Если жилое помещение или дом стал ветхим, один из путей решения жилищной проблемы — признать его непригодным для проживания и получить новую квартиру или деньги на её покупку.

Что признавать аварийным: дом или жилое помещение?

Правила, по которым можно признать жилое помещение или дом непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом МДС13 – 21.2007 № 47.

Из названия Положения № 47 следует, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а МКД — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Эти различия важны, чтобы понимать, каких результатов необходимо добиваться.

В первом случае будет оцениваться состояние индивидуального жилого дома, отдельной квартиры или комнаты с точки зрения пригодности для проживания. Во втором — состояние многоквартирного дома в целом, необходимость его сноса или реконструкции.

МКД в целом может быть пригоден для проживания, но отдельная квартира в нём может быть непригодна. Тогда речь пойдёт о признании непригодной для проживания только этой квартиры.
В случае если аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признан МКД, все жилые помещения, которые находятся в доме, являются непригодными для проживания.

К жилым помещениям закон относит:

  • жилой дом — индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования;
  • квартиру — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, которое обеспечивает прямой доступ к помещениям общего пользования в таком доме и которое состоит из одной или нескольких комнат и помещений вспомогательного использования;
  • комнату — часть жилого дома или квартиры, которая предназначена для проживания граждан в жилом доме или квартире.

Многоквартирный дом — это совокупность двух и более квартир, которые имеют самостоятельные выходы либо на придомовую территорию либо в помещения общего пользования в таком доме. Включает элементы общего имущества собственников помещений в таком доме.

Куда обращаться, чтобы признать дом аварийным?

Пригодность жилья для проживания оценивается в административном порядке, поскольку только органы исполнительной власти наделены таким правомочием.
Однако после получения отказа в удовлетворении заявления собственник или наниматель может обратиться в суд, чтобы признать решение незаконным.

Следует учесть, что суд не наделён правомочиями оценивать жильё на пригодность для проживания или аварийность. Суд оценит, была ли соблюдена ответчиком процедура признания помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Если суд выявит, что оценка пригодности помещения или решение об отказе признать дом аварийным не соответствует процедуре, суд обяжет ответчика рассмотреть этот вопрос снова с соблюдением закона.

Межведомственная комиссия

Орган, который оценивает и обследует помещение, чтобы признать его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — межведомственная комиссия (МК).

МК создают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений :

  • жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  • МКД в случае признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе дома (п. 7 1 Постановления № 47).

Орган местного самоуправления создаёт комиссию для оценки жилых помещений:

  • жилищного фонда РФ;
  • МКД, которые находятся в федеральной собственности;
  • муниципального жилищного фонда;
  • частного жилищного фонда (п. 7 Постановления № 47).

В состав МК включаются представители соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления, представители органов регионального жилищного надзора, органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. При необходимости в работу комиссии включаются представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Собственник жилого помещения (или его представитель) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Собственник должен быть уведомлен о времени и месте заседания комиссии.

В результате оценки МК выдаёт заключение. Это заключение служит основанием для решения о пригодности или непригодности помещения для проживания.

Кто принимает решение о непригодности?

Решение о признании помещения непригодным для проживания, а также МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принимает орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

Если оценивается пригодность для проживания жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также МКД, которые относятся к федеральной собственности, решение принимает федеральный орган исполнительной власти, которому переданы полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.

В случаях, когда жилая недвижимость принадлежит федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), решение о непригодности для проживания принимает этот федеральный орган исполнительной власти.

Когда жильё непригодно для проживания?

Жилое помещение считается непригодным для проживания, а МКД — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если эти объекты недвижимости перестали отвечать требованиям к жилым помещениям.

Это означает, что были выявлены факторы, которые угрожают здоровью и безопасности жильцов. Условно эти факторы можно свести к двум категориям:

  1. Физический износ как здания в целом, так и его отдельных конструкций. В результате прочность здания снижается до недопустимого уровня надёжности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
  2. Изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, которые не отвечают необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, определяющим:
    • содержание опасных для человека химических и биологических веществ;
    • качество атмосферного воздуха;
    • уровень радиационного фона;
    • наличие источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33 Положения № 47).

Что означает аварийность МКД?

МКД можно признать аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если его несущие строительные конструкции в целом настолько разрушены либо повреждены и деформированы, что исчерпали несущую способность и несут опасность обрушения МКД и (или) крена, способного вызвать потерю устойчивости дома.

Непригодными для проживания признаются жилые помещения

  • в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены такие показатели санитарно-эпидемиологической безопасности:
    • шум;
    • вибрация;
    • электромагнитное и ионизирующее излучение;
    • концентрации химических и биологических веществ в воздухе и почве.
    • в жилых домах, которые расположены:
      • в производственных зонах;
      • в зонах инженерной и транспортной инфраструктур;
      • в санитарно-защитных зонах.

      Более детально с перечнем случаев непригодности жилых помещений и МКД для проживания, признания аварийными и подлежащими сносу, можно ознакомиться в Разделе III Положения № 47.

      С чего начать признание жилого помещения непригодным?

      Чтобы начать процедуру, собственнику следует обратиться в МК с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания или МКД аварийным.

      Комиссия должна оценить фактическое состояние жилого помещения или дома. МК оценит не только степень и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, но и степень его огнестойкости, возможность эвакуации людей в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных химических и биологических веществ, качество воздуха, уровень радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения № 47).

      Процедура оценки помещения

      Чтобы оценить помещение на пригодность для проживания, компетентному органу необходимо:

      • принять и рассмотреть заявление и прилагаемые к нему обосновывающие документы;
      • определить перечень дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного надзора, заключение специализированной организации о результатах обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), которые необходимы, чтобы принять решение о признании жилого помещения не соответствующим требованиям, установленным в Положении № 47;
      • определить состав привлекаемых экспертов, которые аттестованы, чтобы подготовить заключение по проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
      • организовать работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
      • получить заключение комиссии;
      • составить акт обследования помещения и на его основании подготовить заключение.

      Какие документы должен подать заявитель, чтобы дом был признан аварийным?

      Чтобы признать помещение непригодным для проживания или МКД аварийным, заявитель подает в комиссию по месту нахождения жилого помещения:

      • заявление о признании помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
      • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, если право на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
      • заключение специализированной организации, проводившей обследование МКД — для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
      • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения — в случае, если такое заключение необходимо для принятия решения;
      • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

      Часть необходимых документов запрашивает Комиссия в порядке межведомственного взаимодействия:

      • сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
      • технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений — технический план;
      • заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление этих документов признано необходимым (п. 45 2 Положения № 47).

      При этом заявитель вправе принести в комиссию эти документы по своей инициативе.

      На что обратить внимание при подготовке документов для обращения в комиссию?

      Как правило, собрать документы для подачи заявления нетрудно. Сложность может представлять получение заключения специализированной организации, которая обследовала дом, чтобы признать его аварийным и подлежащим сносу.

      Причём эта сложность носит экономический характер. Такие экспертизы проводятся на платной основе. Однако без заключения комиссия не будет рассматривать заявление о признании помещения непригодным для проживания.

      Если же придётся обжаловать решение комиссии, отсутствие заключения при подаче заявления в МК не позволит суду вынести решение в пользу заявителя.

      Что будет, если заявитель подал не все документы?

      Если заявитель не предоставил все документы, которые предусмотрены пунктом 45 Положения № 47, и документы нельзя истребовать на основании межведомственных запросов, комиссия возвращает заявление без рассмотрения в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного для рассмотрения заявления.

      Как подать заявление о признании дома аварийным?

      Заявление и прилагаемые документы можно подать:

      • на бумажном носителе лично в комиссию (хотя этот способ предусмотрен Положением, однако с учётом эпидемиологической ситуации и трудностей с записью на личный приём, не стоит на него рассчитывать);
      • по почте с уведомлением о вручении;
      • в форме электронных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг;
      • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

      Заявление, которое подаётся в виде электронного документа, необходимо подписать простой электронной подписью. Прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

      Когда будет результат?

      Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней с даты регистрации. После этого она сообщает заявителю принятое решение.

      Дорогие читатели!

      Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями:
      ➜ в Telegram или во ВКонтакте.
      А самые полезные и популярные материалы можно найти в виде карточек на нашем канале в Дзен.

admin
Оцените автора
Ракульское