Принудительное обучение на онлайн платформах

Привет, я Сергей Михайлов, управляющий партнёр GetCourse. Мы — IT-платформа, которая помогает монетизировать авторские курсы. Фактически мы работаем с большинством авторов (на рынке B2B), поэтому если вы за последние 2–3 года проходили курсы онлайн или следите за авторами учебных программ в социальных сетях, то сталкивались с нашей платформой.

В общей сложности у нас работает порядка 10 тысяч авторов курсов. И мы видим, что этот рынок в России активно развивается, однако пока его никто не измеряет. Чтобы получить больше информации, мы заказали исследование (PDF) этого сегмента.

Хочу поделиться интересными результатами и наблюдениями, которые помогают нам развивать платформу и идти на новые рынки.

Мы опросили 5 тыс. взрослых (18+) жителей городов 500+ тыс. Старались охватить людей разного возраста и разных социальных слоёв. 77 % из них работают по найму, в собственном бизнесе или на фрилансе, а 23 % не работают.

По возрасту респонденты распределены более-менее равномерно. 46% — мужчины, 54% — женщины, что соответствует гендерному составу населения страны и аудитории Рунета. А вот доля имеющих высшее образование среди опрошенных составляет 71,4 %, что на 10 процентных пунктов превышает среднее значение по стране.

Общие результаты

Глобально у нашего исследования была одна цель — увидеть состояние рынка онлайн-образования в России, чтобы потом наблюдать его в динамике. Следующее исследование мы уже запланировали на конец 2021 года. Но пока поговорим о текущих данных.

В целом с темой онлайн-образования знакомы 93 % опрошенных, две трети имеют какой-то собственный опыт, а каждый второй обучается сейчас или учился в последние полгода.

Если честно, этот результат меня удивил. Я думал, что проникновение онлайн-обучения пока не превышает 10–15 %. Ковидная пандемия тут явно не осталась в стороне. Мы осознанно не выделяли в опросе тех, чей опыт онлайн-обучения был добровольно-принудительный, поскольку вне зависимости от своего отношения к занятиям они получили реальный практический опыт.

И этот опыт расширил потенциальную аудиторию покупателей курсов. Даже моя консервативная мама, попробовав однажды онлайн-занятия, выразила готовность купить какой-нибудь тренинг.

Как предприниматель, я вижу в этом возможности. Первичные страхи ранней фазы развития онлайн-образование преодолело, готовимся ко взлёту. А подкрепляет оптимизм то, что на рынке есть ещё огромная неосвоенная аудитория: 25 % опрошенных сообщили, что планируют попробовать этот формат учёбы в ближайшем будущем.

Интерес к вопросу почти не зависит от возраста, но немного снижается после 40. Если учесть другие социальные характеристики, в явных лидерах по уровню интереса к формату женщины — студенты 18−30 лет и наёмные работники в возрасте 31−35 лет.

А вот среди тех, кто только планирует поэкспериментировать с онлайн-обучением, выделяются мужчины старше 55 лет с образованием не выше среднего. Вероятно, для них это способ продлить активное присутствие на рынке труда в условиях, когда многие профессии не требуют пожизненного накопления опыта.

Выделили мы и группу ярых противников онлайн-обучения. К ним можно отнести 7 % аудитории — это в основном люди старше 46 лет. Они гораздо чаще соглашаются со стереотипами о неэффективности онлайн-образования и пустой трате времени на него.

Того же мнения придерживаются обладатели среднего специального образования, пенсионеры и безработные. Как мне кажется, скепсис смешивается со слабой осведомлённостью о самом процессе.

11 % опрошенных проходили обучение на GetCourse. Это, кстати, хорошо согласуется с нашей собственной статистикой — с долей аудитории Рунета соответствующего возраста, которая проходила обучение на GetCourse в прошлом году. По нашим данным, около 7–8 % тех, кто в принципе мог бы обучаться, учился именно на нашей платформе.

РОДИТЕЛИ НЕ ОБЯЗАНЫ РЕГИСТРИРОВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛАХ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ В ОБУЧЕНИИ

Тема цифровизации информационной и образовательной среды является чрезвычайно актуальной, поскольку связана с рисками и угрозами безопасности семьи и детства. Эта тема наболевшая для всего родительского сообщества и защитников нацбезопасности.

#

Общественный уполномоченный по Защите Семьи
09:40 / 23.12.2021
Изменен: 24.12.2021

Все чаще в нашу организацию поступают сообщения родителей о тотальном принуждении родителей к даче согласия на размещение персональных данных детей на сторонних образовательных платформах, в частности РЭШ, МЭШ, Сферум, СберКласс, ЯКласс, Учи.ру и т.п.

При чем, принуждение носит все более жесткий характер. В частности, родителям поступают угрозы о том, что отказ в регистрации на упомянутых образовательных сайтах будет расцениваться как воспрепятствование реализации права детей на образование, за которым последует жалоба школы в орган опеки и попечительства.

В связи с этим информируем вас о следующем:

Статьей 5.35. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ предусмотрена ответственность в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

В число родительских прав и одновременно обязанностей в отношении ребенка входят в числе прочих права:

— на воспитание ребенка;

— на образование ребенка;

— на представление интересов ребенка;

— на защиту ребенка.

Согласно п. 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Другим не менее важным правом и обязанностью родителей является право (и обязанность) на защиту ребенка, которое предусмотрено как п. 1 ст. 64 СК РФ, так и ГК РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Защита прав и интересов детей включает в себя установленные законом формы и способы восстановления нарушенных прав ребенка, а также принятие мер по предотвращению таких нарушений.

В контексте озвученных родителям угроз привлечения их к административной ответственности за нарушение прав ребенка на образование, в связи с отказом дать согласие на размещение персональных данных ребенка на сторонних образовательных сайтах, следует прежде всего понимать, что:

— дача согласия на передачу персональных данных своих или ребенка на любых сторонних сайтах – это ПРАВО, а не обязанность. Привлечь к ответственности родителей за то, что они реализуют свои ПРАВА, невозможно;

— в обязанности родителей входит право\обязанность защищать интересы ребенка перед кем бы то ни было. Если родители считают, что при обучении с помощью электронных средств обучения (компьютеров, например) причиняется вред здоровью ребенка (а это объективно так), то привлечь их к ответственности за то, что они надлежаще исполняют свои обязанности по защите здоровья ребенка невозможно.

Это просто «пугалки».

Повторим основные нормы права, применимые к этой теме:

1) Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.

Согласно положениям ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ действуют две формы получения основного общего образования: в образовательном учреждении и вне этого учреждения, при этом обучение проводится в очной, очно-заочной или заочной форме.

Право выбора формы получения основного общего образования принадлежит исключительно родителям, но не образовательной организации и не государству.

Часть 1 статьи 53 Закона N 273-ФЗ устанавливает общее правило, согласно которому основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию.

На основании распорядительного акта администрации школы ребенок зачислен в образовательную организацию для обучения в очной форме в образовательной организации.

При этом, принудительное изменение правоотношений ученик — образовательная организация незаконно и недопустимо.

2) Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагает использование не апробированных электронных методов и средств обучения при реализации образовательных программ, т.е. являются экспериментальными, сопрягаются с вредными факторами воздействия на здоровье детей (особенно на зрение) и не могут обеспечить безопасного и качественного обучения при реализации образовательных программ.

Максимальное время использования электронных средств обучения ограничено только в пределах одного урока. Пределы использования ЭСО в течение дня, включая время выполнения домашних заданий, не установлены, в том числе СанПин.

Согласно п.2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

При чем, бремя доказывания безопасности образовательной среды в школе лежит именно на образовательной организации.

При отсутствии доказательств безопасности методики преподавания в школе посредством использования материалов, размещенных на образовательных сайтах, а также отсутствия установленных законодательством РФ требований по ограничению времени использования ЭСО в течение всего дня для обучения детей, родителя вправе отказаться экспериментировать над своими детьми, в том числе над их здоровьем.

3) Положениями ст.12 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что образовательные программы должны разрабатываться самой образовательной организацией по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Вместе с тем, положениями ст. 18 этого Федерального закона регламентировано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и включает в себя перечни учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Материал информационных порталов чаще всего представляет собой лишь «обучающую информацию»/«обучающий сервис»/ «дополнительный обучающий материал», который не может быть использован учителем при проведении уроков по основным образовательным программам, реализуемым в конкретном учебном заведении, так как информационные порталы и сервисы не имеют право вести образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, исходя из приведенных положений Закона № 273-ФЗ.

Право на ведение образовательной деятельности по общеобразовательным программам школ должно подтверждаться наличием действующей лицензии и аккредитации в соответствии с требованиями, содержащимися в ст.ст.91, 92 Закона № 273-ФЗ.

Использование отдельных готовых видеоуроков с образовательных платформ во время проведения основных уроков с образовательных ресурсов является незаконным навязыванием информационных услуг (в случае с МЭШ/РЭШ) или навязыванием информационных услуг/программ дополнительного образования (в случаях с Учи.ру и СберКласс) во время проведения уроков в школах по программам основного образования.

4) Принуждение к использованию электронных платформ/программ, а также к регистрации на различных сайтах и прочих интернет-ресурсах, нельзя признать законным, поскольку пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусмотрено, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» оказание государственных (муниципальных) услуг не требует получения письменного согласия на обработку персональных данных и позволяет уполномоченному органу (организации) использовать персональные данные граждан исключительно в той мере, в которой это необходимо собственно для оказания услуг без отдельного письменного согласия на обработку данных.

На основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.

Пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».

В пунктах 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано о том, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».

Персональные данные моего несовершеннолетнего ребенка при их публикации, в том числе при распространении посредством публикации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предполагают доступ неограниченного круга лиц.

Принуждение к согласию на автоматизированную обработку персональных данных не допускается в силу прямого запрета незаконного сбора и обработки личных данных, содержащегося в вышеуказанных положениях Конституции РФ и федерального законодательства.

На основании изложенного, вы, родители, имеете полное право отказаться от регистрации ребенка на различных образовательных сайтах.

При этом, школа обязана обеспечить обучение ребенка вне применения этих ресурсов либо предоставить родителям доказательства о том, что весь образовательный материал, размещенный на этих порталах сертифицирован, безопасен в применении в процессе обучения, и при отсутствии согласия родителей на передачу персональных данных ребенка третьим лицам, может быть предоставлен в виде учебных пособий без обязательной принудительной регистрации ребенка на сторонних сайтах.

Ваши действия, если вам заявлены устные требования о регистрации на образовательных сайтах:

1 вариант: Требуйте направления вам письменных требований администрации школы о регистрации на этих образовательных платформах \ сайтах с указанием норм права, на основании которых вы это обязаны сделать (ни один директор на это не решится).

2 вариант: Направьте письменный отказ в регистрации на образовательных платформах\сайтах.

Формы отказов в регистрации на сайтах РЭШ, МЭШ, СберКласс. ЯКласс, учи.ру:

Что делать, если Вашего уже зарегистрировали на каком-либо сайте или на одной из электронных платформ, без Вашего ведома и согласия?

1) Прежде всего, рекомендуем отказаться от автоматизированного способа обработки персональных данных. О том, каким образом сделать это корректно и законно, пошагово расписано в данной инструкции.

2) Потребуйте прекратить эту регистрацию в простой письменной форме директору школы:

«Я____ФИО, являюсь законным представителем (матерью/отцом) несовершеннолетнего обучающегося______ФИО, г.р. От сотрудников ГБОУ ____мне стало известно, что мой ребенок зарегистрирован____(где именно) без моего ведома и согласия. Прошу прекратить регистрацию несовершеннолетнего______на ______(указать кого и где).

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:

Российских школьников заставляют отказаться от Zoom из-за «небезопасности» и перейти на ПО «Ростелекома» и VK

Учителя школ, ученики и их родители стали получать настоятельные просьбы от администраций учебных заведений по отказу от Zoom. Им было «предложено» перейти в «Сферум» — совместную разработку «Ростелекома» и VK. Объясняется все это, помимо прочего, «небезопасностью» Zoom. Почему в качестве альтернативы был выбран именно «Сферум» при наличии немалого количества других российских аналогов Zoom, неизвестно

Принудительное импортозамещение

Российские школы получили предписание отказаться от американского сервиса видеоконференций Zoom в пользу отечественных аналогов. Как пишет издание «Октагон», их вынуждают перейти на сервис «Сферум», разработкой которого занимаются «Ростелеком» и VK (ранее – Mail.ru Group).

По информации издания, необходимость прекратить использование Zoom объясняется несколькими причинами, одна из которых – его якобы небезопасность как сервиса, разработанного иностранной компанией. Решение о постепенном переводе школ на «Сферум» было принято еще в сентябре 2021 г., однако «Октагон» не сообщает, кто именно его принимал.

В числе тех, кто оказался вынужден перейти на «Сферум», оказались родители школьников Свердловской области. Они стали получать «убедительные просьбы» завести профиль в отечественном видеосервисе, поступающие от администраций школ.

zoom600.jpg

Использование Zoom в отечественных школах не приветствуется

В Санкт-Петербурге «предложение» перейти на «Сферум» получили учителя различных школ, а также их ученики. Со слов преподавателя одной из школ северной столицы, пока что «Сферум» предложено использовать только для уроков информатики. «Но, если вновь уйдем на дистант, будем работать на этой площадке», – сообщил он «Октагону.

Власти ничего не подтверждают

На момент публикации материала российские власти не подтверждали, но и не опровергали факт принуждения учителей, школьников и их родителей к переходу на российский видеосервис «Сферум». Со слов представителей комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, документов, обязывающих школы регистрироваться в «Сферуме», пока не поступало.

zoom601.jpg

Россияне, мягко говоря, не восторге от «Сферума» и попыток навязать его

В Свердловской области от комментариев на этот счет представители власти отказались. В частности, так на запрос «Октагона» отреагировал министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов.

Импортозамещение неизбежно

Вероятность того, что переход школ на «Сферум» все же будет осуществлен, существует, и немаленькая. «На данный момент это единственный ресурс, рекомендованный Министерством просвещения для проведения дистанционных уроков. В отличие от соцсетей, страницы образовательных учреждений, а также учеников, педагогов и родителей на платформе публично не доступны», – отметили представители комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга.

На то, что переход на «Сферум» состоится в обозримом будущем, указывает и тот факт, что в число ответственных за внедрение данного ПО входит российское Минпросвещения. Информация об этом есть в документах Правительства России.

Как пишет «Октагон», в России есть отдельный план «мероприятий по созданию дополнительных условий для развития ИТ-отрасли в России». Один из его пунктов включает «стимулирование перехода» российских школ на ПО отечественной разработки. Эти мероприятия должны были пройти до ноября 2021 г.

Школы должны были быть «простимулированы» к переход на российские мессенджеры, сервисы видеоконференций, операционные системы и офисное ПО. Одна из целей проекта – «обеспечение устойчивости образовательного процесса, осуществляемого в дистанционном формате», и «повышение популярности» отечественного софта.

zoom602.jpg

Пользователям Android стабильная версия «Сферума» пока недоступна. Бета-версии требуется чудовищное количество разрешений

Что именно относится к мерам по «стимулированию», неизвестно. Однако тот же документ содержит пункт по внедрению требований по «обязательному использованию российского программного обеспечения (мессенджеры и ВКС) при взаимодействии с учащимися и их родителями». Этот пункт должен быть реализован до февраля 2024 г. с целью «повышения спроса на отечественное ПО» и «создания единой коммуникационной среды в рамках образовательного процесса».

Почему именно «Сферум»

На момент публикации материала не было никаких данных о том, почему российским школам в качестве альтернативы Zoom навязывают именно «Сферум», потому что пользователи явно не в восторге от этого сервиса. Согласно отзывам из магазина Apple App Store, в который программа была загружена еще в декабре 2020 г., ее качество оставляет желать лучшего.

Рейтинг «Сферума» на платформе Apple составляет всего 1,5 балла из пяти возможных. Количество негативных отзывов зашкаливает.

zoom603.jpg

Принудительный переход российских школ на «Сферум» может состояться в самом ближайшем будущем

В Google Play отзывов у приложения на 6 декабря 2021 г. вообще не было. Более того, на его странице указано, что оно до сих пор находится в разработке. Дата первого появления приложения в магазине неизвестна, однако количество его скачиваний уже перевалило за 500 тыс.

Как получить ₽30 млн на вывод решения в области искусственного интеллекта на новые рынки
Поддержка ИТ-отрасли

Как сообщал CNews, премьера «Сферума» состоялась в декабре 2020 г. Его появление стало следствием идеи российских властей по созданию государственного российского сервиса видеоконференций, способного заменить собой Zoom. Такая идея родилась в июле 2020 г. после самоизоляции, которая была введена в России с 28 марта 2020 г. в связи с пандемией коронавируса. Школам и вузам пришлось перейти на дистанционное обучение, и Zoom стал одним из основных сервисов для проведения уроков и пар.

Доля правды

Сервис Zoom действительно несет в себе различного рода опасности, но дело тут вовсе не в том, что он разработан в США. Это очень «дырявый» сервис, снаряженный большим количеством уязвимостей.

Например, Zoom в течение нескольких месяцев передавал данные своих пользователей, предпочитающих его iOS-версию, компании Facebook. Zoom сливал ей информацию о марке и модели мобильного устройства, городе, в котором находится пользователь, его операторе связи, часовом поясе, а также об уникальном рекламном идентификаторе устройства. В дальнейшем Facebook использовала эти данные для таргетирования рекламы.

В июле 2020 г. в Zoom была найдена брешь, эксплуатируя которую, хакеры могли запускать любой код на ПК пользователей этого сервиса под управлением ОС Microsoft Windows 7, Windows Server 2008 R2 и более ранних.

Бизнес рассказал, как внедрялись российские ИТ-решения с грантовой поддержкой
Поддержка ИТ-отрасли

Также в течение длительного времени в Zoom не было сквозного шифрования, давно ставшего частью многих популярных мессенджеров. Впоследствии оно появилось, но только для платных пользователей, что вызвало шквал негодования, после чего шифрование стало доступно всем.

Другие российские аналоги Zoom

В России существует множество других сервисов для проведения видеоконференций. Например, в июле 2020 г. «Яндекс» заявил о запуске собственного сервиса видеоконференций «Телемост». В сентябре 2020 г. он получил крупномасштабное обновление.

Даже у самой VK есть собственный аналог Zoom. Он носит название «Видеозвонки Mail.ru» и работает с апреля 2020 г. Он с самого начала позиционировался именно как инструмент для онлайн-обучения, связи с коллегами и партнерами и звонков родственникам.

В январе 2021 г. CNews сообщал, что собственный видеосервис «Сбермитап» для проведения видеоконференций и вебинаров появился у Сбербанка.

В феврале 2021 г. российская компания Spirit на волне популярности Zoom реализовала в новой версии своего решения для видеоконференцсвязи VideoMost интеграцию с фирменным мессенджером и переработала интерфейс клиентского ПО в пользу упрощения. По мнению представителя компании, схожесть VideoMost и Zoom поспособствует безболезненному переходу сотрудников государственных организаций с популярного американского ВКС-продукта на отечественный.

Среди других отечественных ВКС-разработчиков отметим TrueConf. Основной продукт компании — программная система, которая состоит из ВКС-платформы и корпоративного мессенджера для удаленной работы. В ноябре 2021 г., как сообщал CNews, TrueConf провела презентацию нового поколения российских ВКС-решений для рабочих мест и смартфонов, созданных для безопасной совместной работы. «Под капотом» полноценный мессенджер, большие видеоконференции и технологии машинного обучения.

90+ бесплатных ресурсов для самостоятельного обучения онлайн

Хочу поделиться списком полезных образовательных ресурсов, среди которых каждый найдет для себя что-то интересное и новое. Главное рассмотрим в начале — IT и иностранные языки. А следом будет подборка сервисов и ютуб-каналов, связанных с наукой, образованием в целом, бизнесом и творчеством.

image

Информационные технологии и программирование

На русском:

  • Academy.yandex.ru — Яндекс — найдется все! Помимо возможности записаться в одну из школ Академия Яндекса, на сайте доступен архив записей некоторых докладов.
  • Cybermarketing.ru — Профессиональное обучение интернет-маркетингу.
  • Code.org — Каждый должен иметь возможность изучать компьютерную науку наравне с общепринятыми дисциплинами.
  • Geekbrains.ru — Хочешь научиться программированию? Десятки бесплатных материалов доступны на Geekbrains.
  • Hexlet.io — Как стать программистом? Для начала перейти на данный ресурс.
  • Htmlacademy.ru — Интерактивные курсы и интенсивы для будущих гуру в IT.
  • Lendwings.com — Неплохая подборка курсов, в том числе бесплатных.
  • Loftblog.ru — Портал видеоуроков по веб-разработке.
  • Mail.ru — “Погребок” аккуратно собранных и замаринованных видео-лекций от профессионалов Mail.ru и ведущих IT-разработчиков, которые вы можете “достать и открыть” в удобное для вас время и попробовать на вкус.
  • Microsoft.com — Подборка курсов от виртуальной академии Майкрософт.
  • Techdays.ru — Видеопортал по разработке и современным технологиям.
  • Topexpert.pro — SEO, SEM, Интернет-маркетинг.

На английском:

  • Codecademy.com — Учитесь программировать в интерактивном режиме.
  • Codeplace.com — Обучение веб-разработке от А до Я для новичков и продвинутых разработчиков.
  • Codeschool.com — Учись, практикуйся, добивайся своего!
  • Datacamp.com — Онлайн-уроки и курсы программирования.
  • Dataquest.io — Больше данных богу данных. Научитесь писать код, работать с данными и строить свои проекты.
  • Datamonkey.pro — Изучайте SQL и Excel, станьте мастером по анализу данных.
  • Generalassemb.ly — Великолепные сайты (HTML, CSS, Javascript) своими руками.
  • Onemonth.com — Стань на “ты” с кодом за 1 месяц. Заманчиво не правда ли?
  • Platzi.com — Маркетинг, программирование и дизайн от лидеров отрасли.
  • Sitepoint.com — Ruby, PHP, SEO, дизайн и многое другое.
  • Teamtreehouse.com — Учитесь HTML, CSS, мобильной разработке и многому другому.
  • Udacity.com — Тот самый “Университет Силиконовой долины”.

Иностранные языки

С русским интерфейсом или поддержкой:

  • 16polyglot.ru — Англисйкий (и другие) язык за 16 часов! Конечно, это не совсем правда, но для поездки или начала изучения самое то.
  • Abaenglish.com — Бесплатные видео-уроки английской грамматики, фильмы и многое другое.
  • Busuu.com — Сайт и приложение. Обучайся вместе с 60 миллионами пользователей со всего мира. Отправляй упражнения на проверку реальным людям и сам помогай другим.
  • Duolingo.com — Сайт и приложение: учите языки в игровой форме.
  • Lang-8.com — Социальная сеть для изучения другого языка. Пиши тексты, отправляй их на проверку другим ученикам. Проверяй работы на своем родном языке.
  • Lingualeo.com — Персонализированный онлайн-сервис, помогающий учить английский язык эффективно. Сайт и приложение.
  • Lingvist.io — Азы английского или французского языков обещают донести за 200 часов, проверим?
  • Lingust.ru — Еще один сайт с подборками материалов для изучения языка.
  • List-english.ru — Подборка бесплатных материалов по английскому языку для начинающих.
  • Ororo.tv — Смотрите фильмы и сериалы с субтитрами, в любой момент наводите мышь на неизвестное слово — фильм остановится, а вам покажут перевод и прочую полезную информацию.
  • Real-english.ru — Английский без дураков — “Курс молодого бойца”.

На английском:

  • 40 Essential British Expressions — Youtube-канал. Простые и познавательные анимационные уроки помогут вам лучше понимать язык Байрона и Шекспира.
  • Anglo-linklink — Youtube-канал. Учим постепенно, переходя от менее сложных уроков к более сложным.
  • Babbel.com — Если с английским уже все в порядке, здесь вы можете взяться за другие языки. Основной принцип площадки — во главе всего реальные повседневные беседы и темы.
  • BBC Learning English — Youtube-канал. Изучайте язык вместе с британской новостной службой BBC.
  • Britishcouncil.org — Большая база графических, аудио и видео материалов от British Council.
  • English in a minute — Youtube-канал. Американский английский по несколько минут в день. Такой подход точно понравится людям с хронической нехваткой времени.
  • Learn English with Jennifer — Youtube-канал. Полмиллиона подписчиков и десятки видеоуроков говорят сами за себя. Заходим на канал опытного педагога, смотрим и работаем над собой.
  • Planblabs.net — Уделяйте этому приложению по 5 минут в день.
  • Memrise.com — Карточки, карточки, слова, слова.
  • Rachel’s English — Youtube-канал. Как работать с американцами? В первую очередь – говорить с ними на одном языке.
  • Quill.org — Различные топики для изучения английского.

Наука и образование

На русском:

  • 4brain.ru — Развивайте память, считайте в уме, осваивайте ораторское мастерство. arzamas.academy/courses Некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию.
  • Coursera.org — Знания тысяч экспертов из ведущих университетов мира собраны специально для вас на одной площадке.
  • Coursmos.com — Курсы по различным темам всегда с вами. В любом месте, с любого устройства.
  • Ifmo.ru — Курсы от ИТМО. IT’sMOre than a UNIVERSITY.
  • Gaidaruniversity.ru — Открытый университет Егора Гайдара. Лекции по экономическим и социальным дисциплинам.
  • Khanacademy.org — Академия Хана (Khan Academy) продвигает идеи бесплатного и качественного образования для всех.
  • Lektorium.tv — Просветительский проект Лекториум. Вас ждут специально подготовленные ведущими вузами страны онлайн курсы. Темы найдутся для всех: старшеклассников, студентов и специалистов.
  • Lectoriy.mipt.ru — Лекторий. Видеолекции и открытые образовательные материалы Физтеха.
  • Nkj.ru — Видеоподборка журнала “Наука и жизнь”.
  • Openedu.ru — Открытое образование. Платформа позволяет изучать базовые дисциплины бакалавриата российских университетов через онлайн-курсы. Среди партнеров-организаторов МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ «ВШЭ», МФТИ, ИТМО.
  • Postnauka.ru — Короткие видеолекции, монологи ученых по теме их исследований. Научные теории, понятия, идеи и факты.
  • Pushkininstitute.ru — Образование на русском. Проект Государственного института русского языка им А.С.Пушкина.
  • Theoryandpractice.ru — Теории и практики- место в сети для обмена знаниями.
  • Totaldict.ru — Онлайн подготовка к “Тотальному диктанту”.
  • Academia — Проект Academia телеканала Культура. ТВ-проект, каждая серия которого — это самостоятельная лекция по одной из фундаментальных наук.
  • Tvkultura.ru — Телеканал Культура, подборка видеоматериалов образовательной тематики.
  • Universarium.org — Универсариум — открытая система электронного образования. Бесплатные образовательные программы от лучших университетов России.
  • Univertv.ru — Открытый образовательный видеопортал УниверТВ. Коллекция видеофильмов, записей лекций ведущих российских и зарубежных ВУЗов.
  • Uchinovoe.ru — Учи новое! Не школьные предметы для школьников.
  • Universiality.com — Технологии, личностный рост, творчество, дизайн, музыка.
  • Upstudy.pro — Молодой агрегатор различных курсов, в основном офлайн, но начали появляться и онлайн. Иногда можно поймать интересные бесплатные онлайн мероприятия от экспертов различных сфер.
  • Vnimanietv.ru — Коллекция материалов по итогам первой в России национальной премии «Внимание» в области образовательное видео.

На английском:

  • Academicearth.org — Курсы для абитуриентов, учащихся колледжей, техникумов и их выпускников, а также бакалавров, магистров, докторов наук.
  • Curious.com — Учитесь чему-то новому каждый день, уделяя всего по 5, 15 или 30 минут.
  • Edx.org — Качественное образование мирового уровня для всех и везде.
  • Gohighbrow.com — Получайте каждое утро 5-минутный урок на свою электронную почту.
  • Mruniversity.com — Экономика во всех ее проявлениях.
  • Skillshare.com — Дизайн, бизнес, технологии, фотография, кулинария.
  • Open2study.com — Видео-курсы различных направлений от детского раннего развития до астрономии.
  • Udemy.com — Более 30 тысяч курсов и образовательных программ, ныряйте с головой.

Бизнес и карьера

На русском:

  • Businesslearning.ru — Бесплатное повышение квалификации в сфере предпринимательской деятельности.
  • Dasreda.ru — Электронные знания школы бизнеса Деловая среда (Сбербанк).
  • Eduson.tv — Продажи, менеджмент, личная эффективность. Все здесь!
  • Hse.ru — Видеоматериалы бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ
  • Intuit.ru — Знания — ваш ключ к новой работе и более высокому посту в компании.
  • Uniweb.ru — Повышайте свои компетенции без отрыва от работы.
  • Skolkovo school — Ютуб канал Московской школы менеджмента Сколково.

Творчество, разное

На русском:

  • Dancehelp.ru — Видеокаталог хореографу в помощь.
  • Smak — Эфиры телепроекта Смак.
  • Strelka — Vimeo канал института социальных изменений Strelka.
  • Talerka.tv — Традиционные рецепты мира.
  • Ted.com — «Technology, Entertainment, Design» или по-русски «Наука, Искусство, Культура». Образовательные видеоролики, отснятые специалистами различных компаний мира. Основной язык английский, у многих есть русские субтитры.
  • Забавы кисточкой — Ютуб канал “Забавы кисточкой”. Небольшая подборка нетривиальных уроков акварели.

На английском:

  • Chesscademy.com — Все, чтобы научиться играть в шахматы. Онлайн.
  • Guides.co — Ежедневно авторы, педагоги, маркетологи и блоггеры пополняют огромную коллекцию руководств (гайдов) по различным тематикам.
  • Pianu.com — Каждый может научиться игре на фортепиано.
  • Yousician.com — Клавишам предпочитаете струны? Тогда этот ресурс для вас.
  • DrawWithJazza — Ютуб канал с видеоуроками по созданию мультипликационных персонажей.
  • LighterNoteProd — Ютуб канал с практическими советами начинающему художнику.

Пользуйтесь, изучайте, открывайте новое каждый день!

Жду в комментариях ссылки на ресурсы, которыми пользуетесь вы сами. Что они дают, как работают и почему именно эти сервисы, а не один из 10 других подобных.

  • Учебный процесс в IT
  • Читальный зал
admin
Оцените автора
Ракульское