Право на жилье

Конституция РФ провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина в ст. 40 право на жилище.

Право на жилище появилось в Конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем в Конституции РСФСР и Конституции Российской Федерации, а также в кодифицированных жилищных законах: Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (24.06.1981), ЖК РСФСР (24.06.1983), ЖК РФ.

В последнее время проблемы сущности и содержания права на жилище являются предметом серьезного внимания российских правоведов.

В литературе подчеркивается многоаспектный характер права на жилище. Оно включает в себя следующие возможности:

  • возможность иметь жилое помещение на различных правах,
  • возможность улучшить свои жилищные условия различными способами, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями со стороны государства малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
  • возможность стабильного пользования жилым помещением: никто не может быть произвольно лишен жилища, право на жилое помещение может прекратиться только при наличии оснований и в порядке, предусмотренном в законе

Конституционное право граждан на жилище находит свое конкретное проявление в отраслях права, так гражданское и жилищное законодательство закрепляют основания возникновения и содержание различных прав на жилое помещение: права собственности, права пользования по договору социального найма, по договору коммерческого найма, в силу членства в жилищных кооперативах, на основании завещательного отказа и другие права.

Оценивать содержание права граждан на жилище следует с учетом политических и экономических изменений, произошедших в РФ за последние годы.

С развитием рыночных отношений произошли существенные изменения в жилищной сфере, изменилось соотношение способов удовлетворения жилищных потребностей граждан: если ранее основным из них выступала распределительная система, то есть предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда с заключением договора социального найма, то в настоящее время жилищные потребности удовлетворяются двумя основными способами через собственность (приватизация, договор долевого участия в жилищном строительстве, наследование, рента, купля-продажа, ипотечное жилищное кредитование) и путем заключения договора найма жилого помещения (договор социального найма, договор коммерческого найма и др.).

Почитать  Правила платежа через терминал

Литовкин В.Н. выделяет три системы удовлетворения жилищных потребностей общества, функционировавших в России в течение 20 века: дореволюционную, советскую, постсоветскую.

В ст. 2 ЖК РФ в самом общем виде закреплены основные обязанности ОГВ и ОМСУ в целях обеспечения условий для осуществления права на жилище:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

7) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

9) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

10) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с ФЗ от 21.07.2014 № 209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Помимо закрепления права на жилище Конституция содержит и ряд других статей, имеющих особое значение для жилищного права: ст. ст. 71, 72 о разграничении предметов ведения между РФ и субъектами РФ, ст. 35 – неприкосновенность собственности, ст.

25 – неприкосновенность жилища, ст. 27 – право на свободу передвижения, выбора места жительства и места пребывания.

Дата актуальности материала: 29.10.2017

Право на жилище

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2021 года; проверки требуют 3 правки.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2021 года; проверки требуют 3 правки.

Право на жилище — одно из социальных и экономических прав человека (прав «второго поколения»). Основы в международном праве — статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статья 16 Европейской социальной хартии, статья 31 Пересмотренной Европейской социальной хартии. Право на жилище, хотя и не указанное expressis verbis, признается закреплённым также в Африканской хартии прав человека и народов в силу её статей 14, 16 и 18(1). [1] Согласно Комитету ООН по экономическим, социальным и культурным правам, аспекты этого права согласно МПЭСКП включают в себя: правовое обеспечение проживания; наличие услуг, материалов, возможностей и инфраструктуры; доступность с точки зрения расходов; пригодность для проживания; доступность; местонахождение; адекватность с точки зрения культуры. [2]

С позиции, выработанной Европейским Судом по правам человека по смыслу ст. 8 Европейской конвенции. Понятие «жилище» не ограничено жилищем (жильем), которое занято или создано на законных основаниях либо в установленном законом порядке. «Жилище» — это автономная концепция, которая не зависит от классификации в национальном праве.

Сохранение права на жилое помещение и наличие регистрации в таком жилом помещении не означают, что оно является действительным жилищем. Европейский Суд по правам человека определил критерии понятия «жилище»:

  • наличие достаточных продолжающихся связей с конкретным местом проживания;
  • нет другого жилья или намерения его приобрести;
  • цель — проживание;
  • длительный срок проживания (Постановление Европейского Суда по правам человека «Бакли против Соединенного Королевства» от 25 августа 1996 г.; Постановление Европейского Суда по правам человека от 20 июня 2006 г. Постановление Европейского Суда по правам человека от 18 ноября 2004 г.).
  • 1 Российская Федерация
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Российская Федерация [ править | править код ]

Право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ) является негативным правом человека и заключается в выборе им одного из видов жилища в выбранном месте жительства. Ст. 40 Конституции РФ следует рассматривать в качестве двух противоположных по своей природе прав.

Часть 1 ст. 40 следует интерпретировать как негативное право, которому корреспондируют негативные обязанности государства, а ч. 2 и 3 ст. 40 — толковать как позитивные права, которые влекут социальные обязанности государства.

В Российской Федерации исторически проживали народы, ведущие различный образ жизни, который включает и неодинаковое понимание места жительства, жилища и жилого помещения. Многие народности ведут кочевой образ жизни, постоянно переезжая с одного места на другое, используя в качестве дома кибитки, чумы и т. п., которые не отвечают требованиям жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. устанавливается правовой режим территорий традиционного природопользования, где выделяются части территорий традиционного природопользования: поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов. В развитие положений данного Закона Правительство РФ в Распоряжении от 8 мая 2009 г. установило в более чем 28 субъектах РФ перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России и определило в перечне видов традиционной хозяйственной деятельности последних строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Граждане могут иметь в качестве жилища не только жилые помещения, но и чумы, яранги, передвижные (переносные) жилища, которые могут быть установлены на определенной территории.

Гражданин при выборе места жительства определяет конкретное место на определенной территории в пределах Российской Федерации, имеющее адресно-географические координаты, где будет находиться его жилище (дом, квартира или иной вид жилища).

В России необходимо кардинально менять понимание права на жилище, восприятие которого не изменилось с советского времени. Для пересмотра этого понятия следует обратиться к источникам дореволюционного российского права, раннего советского права, учесть практику Европейского Суда по правам человека, так как его решения отражают эволюцию права на жилище в западноевропейских странах. Российское дореволюционное право и советское право послереволюционного периода не отождествляли жилище с позитивным правом гражданина.

Европейский Суд по правам человека, опираясь на исторический опыт формирования права на жилище, также не связывает категорию «жилище» исключительно с жилым помещением, не интерпретирует его только как позитивное социальное право, которое влечет обязательные социальные гарантии со стороны государства.

Вопрос приобретения жилища в России исторически был заботой самого человека. В советской России право на жилище приобрело характер исключительно позитивного права и стало зависеть от государства. Государство обязано уважать право гражданина на выбранное им жилище в избранном им месте жительства.

В случае добровольного и сознательного избрания жилища, которое не отвечает установленным требованиям жилого помещения (например, трейлер на собственном земельном участке), государство не обязано гарантировать социальные права по улучшению жилищных условий. В случае оборудования жилища в месте жительства без законных оснований (на свалке и т. д.) государство вправе в законодательно установленном порядке добиваться выселения граждан из таких жилищ. Вместе с тем государство в определенных случаях имеет позитивные социальные обязанности по предоставлению жилья или по содействию в его приобретении [3] .

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑ACHR decision in case SERAC v. Nigeria — see para. 60 (p. 25)Архивировано 5 июня 2012 года.(англ.)
  2. ↑Замечание общего порядка № 4: Право на достаточное жилище (пункт 1 статьи 11 Пакта) — см. пкт. 8(неопр.) . Дата обращения: 6 июля 2008.Архивировано 9 октября 2010 года.
  3. Миролюбова С.Ю. [http://igpran.ru/journal/public/2012-12.pdf ПРАВО ГРАЖДАН НА ВЫБОР МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА: СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ] // государство и право. — 2012. — Декабрь ( № 12 ). — С. 13—21 . Архивировано 24 января 2024 года.

Литература [ править | править код ]

  • Right to Housing Geneva: CETIM, 2007. ISBN 2-88053-061-X(англ.)

Ссылки [ править | править код ]

  • Доклад Совету по правам человека ООН, 2008. A/HRC/7/16(англ.)
  • Основные принципы и руководящие указания, касающиеся выселений и перемещений по соображениям развития, 2007Архивная копия от 11 октября 2010 на Wayback Machine
  • Международные стандарты в области права на жилище(англ.)
  • Housing Rights Legislation: Review of International and National Legal InstrumentsАрхивная копия от 24 июля 2015 на Wayback Machine(англ.)
  • Замечания общего порядка Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, ООН
    • Замечание общего порядка № 4: Право на достаточное жилище (пункт 1 статьи 11 Пакта)Архивная копия от 9 октября 2010 на Wayback Machine, 1991
    • Замечание общего порядка № 7: Право на достаточное жилище (пункт 1 статьи 11 Пакта): принудительные выселенияАрхивная копия от 5 сентября 2008 на Wayback Machine, 1997
    • Рекомендация по осуществлению права на жилище, 2009Архивная копия от 3 марта 2016 на Wayback Machine(англ.)
    • Жилищное право: Долг обеспечить кров каждому, 2008Архивная копия от 3 марта 2016 на Wayback Machine(англ.)
    • Никто не должен оставаться бездомным: Нормальное жилье — это право человека, 2007Архивная копия от 7 ноября 2008 на Wayback Machine

    Жилищная субсидия: кому положена и как ее получить

    Фото: Fancy Studio/shutterstock

    Сегодня для многих россиян вопрос улучшения жилищных условий является актуальным. Для тех, кто особенно остро нуждается в помощи, государство предусмотрело субсидию на приобретение жилья. Рассказываем, кто может претендовать на господдержку и как ее получить.

    Что такое жилищная субсидия

    Жилищная субсидия представляет собой финансовую поддержку из бюджета федерального или местного уровня определенным группам населения на покупку квартиры. Помимо приобретения жилья, есть еще несколько видов субсидий: на оплату коммунальных платежей, безналичная и безвозмездная. Жилищная субсидия представляет собой сертификат с определенным номиналом без права обналичивания, который имеет целевое назначение и ограниченный срок для ее использования.

    Сертификат по своей стоимости перекрывает только метры площади из расчета по нормативам, свыше этого гражданин оплачивает самостоятельно.

    На что направить средства

    • как первый взнос за квартиру или дом при ипотечном кредитовании;
    • для погашения действующей ипотеки;
    • для паевого участия при строительстве нового жилья и вступления в ЖСК;
    • для расширения имеющегося жилья, которое по своей площади меньше социальных нормативов.

    Финансовая поддержка государства на покупку или строительство жилья в виде субсидии может быть использована один раз в жизни. Те, кто воспользовались полученным на эти цели сертификатом, не могут повторно претендовать на такого рода помощь.

    Фото:Artyom Semenushkin/shutterstock

    Фото: Artyom Semenushkin/shutterstock

    Ряд категорий, имеющих право на субсидирование покупки жилья, определены федеральными законодательными актами. К группам граждан, которые вправе подать документы на получение государственной субсидии, относятся:

    • многодетные семьи с детьми до 18-летнего возраста (при условии обучения по очной форме в вузе или нахождения по призыву на воинской службе возрастная планка устанавливается в 23 года);
    • молодые семьи до 30 лет;
    • малоимущие, нуждающиеся в получении жилья;
    • военнослужащие, в том числе уволенные в запас;
    • работники на государственной службе и бюджетники;
    • специалисты, получившие соответствующее образование и переехавшие в сельскую местность для работы на сельхозпредприятиях;
    • участники и инвалиды ВОВ, а также их семьи;
    • дети, оставшиеся без попечения родителей или сиротами.

    Все эти граждане могут обратиться за получением государственной помощи в форме жилищной субсидии, если на дату оформления заявления и предоставления документов они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Условия для получения

    Нормы, устанавливающие порядок выдачи субсидий на жилье, перечислены в региональных и федеральных нормативных документах. Согласно им, сертификат на приобретение квартиры могут получить те граждане, чья жилплощадь является меньшей по метражу из расчета норматива жилой площади на семью и не отвечает установленным требованиям. Также за помощью можно обратиться, если жилье является помещением в общежитии или коммунальной квартире и в ней проживают несколько семей в родственных отношениях.

    Кроме того, претендентам на субсидию до момента получения сертификата нужно располагать собственным жильем, чтобы к моменту приобретения нового с добавлением государственных средств его продать. Не лишним будет иметь финансовые средства, которые потребуется добавить к сертификату, чтобы выплатить полную стоимость новой жилплощади. До момента получения жилищной субсидии лучше позаботиться о поиске подходящего жилья.

    Оно должно быть чистым с юридической стороны: не находиться в обременении, под залогом или арестом.

    Фото:Zelenskaya/shutterstock

    Фото: Zelenskaya/shutterstock

    Претендентам на жилищную субсидию необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов в специализированный центр, где работает комиссия по вопросу предоставления жилищной субсидии. Для получения субсидии нужно предоставить оригиналы и копии:

    • паспорт заявителя и документы личного характера всех членов семьи — паспорта или свидетельства о рождении;
    • свидетельство о браке, если супруги официально зарегистрированы;
    • справку из жилищной компании о составе семьи;
    • документ о принадлежности к льготной категории для получения помощи на покупку жилья;
    • правоустанавливающие документы или договор соцнайма на имеющуюся жилплощадь;
    • при наличии представляются документы о праве на дополнительные квадратные метры площади;
    • копию лицевого счета.

    Как правило, комиссии работают при местных администрациях, а срок рассмотрения документов составляет примерно месяц. Если заявление одобряется, то семья становится в очередь на получение жилищной субсидии. В случае отказа документы возвращаются заявителю с указанием причины. После выдачи сертификата семье дается полгода на использование суммы, указанной в нем.

    Она перечисляется на банковский счет получателя субсидии, а затем переводится продавцу.

    Как получить жилье от государства?

    Как получить жилье от государства?

    Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность.

    Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.

    Кто имеет право получить жилье от государства?

    В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:

    • размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для квартир – 10 кв. м, для коммунальных квартир – 15 кв. м);
    • заявители являются гражданами РФ и постоянно проживают в Москве не менее 10 лет;
    • заявители не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
    • заявители признаны малоимущими.

    Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).

    Как встать на жилищный учет для получения жилья?

    Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.

    Затем, уже после принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, они предъявляют заявление о постановке на жилищный учет в центр госуслуг «Мои документы». К нему прикладываются документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и проживание в Москве не менее 10 лет.

    Как определяется состав семьи заявителя?

    До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно. Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная.

    В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.

    Как понять, признают ли семью малоимущей?

    Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.

    Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.

    Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.

    Учитывается ли материальная обеспеченность супругов и детей членов семьи заявителя, которые не зарегистрированы с ними и на улучшение жилищных условий не претендуют?

    При решении вопроса о признании семьи малоимущей ДГИ г. Москвы будет учитывать доходы и имущество супругов и детей членов семьи заявителя, не зарегистрированных совместно с желающими встать на жилищный учет.

    Учитывается ли жилищная обеспеченность близких родственников, которые не проживают с заявителем и не претендуют на улучшение жилищных условий?

    ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2020 г. по делу № 33-5255/2020).

    А если кто-то из членов семьи не желает вставать на жилищный учет?

    ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).

    Как встать на жилищный учет, если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет?

    Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).

    Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет.

    В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2020 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).

    Что считается ухудшением жилищных условий, влияющим на постановку на жилищный учет?

    Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.

    Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).

admin
Оцените автора
Ракульское