Получение жилищного сертификата чернобыльцем в москве

Здравствуйте! Суть вопросов заключается в получении жилищного сертификата, выехавшему добровольно из зоны с правом на отселение. 30.

03. 2018 г. Химкинским отделом соц. защиты мне было выдано чернобыльское удостоверение выехавшей добровольно из зоны с правом на отселение, с указанием периода проживания с 20.10.1987 по 04.09.2005г.

При обращении в администрацию г. Химок нам сказали что необходимо подать документы на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, а так же признание малоимущими и дали намек на то что мы не пройдем так как не прожила 5 лет в чистой зоне. Правомерно ли это? Жилищные условия у нас следующие,квартира 2-ка 44,1 кв.м. прописано 5 человек: мы с мужем и ребенок, бабушка и её внук. Квартира принадлежит бабушке. У меня в Брянской области есть доля общая площадь составляет 9,9 кв.м.

У мужа собственности нет. В администрации так же упомянули тот факт что мы не проходим по площади на человека, так как они считаю следующим образом 44,1/5, а мою площадь они делят на 3 членов моей семьи Правильно ли они рассчитывают площадь на 1 человека? Какой общий порядок постановки на учет в качестве нуждающихся именно по чернобыльской программе? В случае если бабушка пропишет родственника у которого есть в собственности жилье, будет ли оно учитываться при расчете площади на 1 человека? и где это прописано.

А так же имею ли я право получить сертификат по этой программе? Какие еще необходимы документы?

Показать полностью
10 апреля 2018, 20:17 , Татьяна, г. Химки
Ответы юристов
Артем Сизов

Юрист, г. Нижний Новгород
Общаться в чате

Здравствуйте! Необходимо знать следующее, чтобы получить все ответы.

На учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий путем обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета постановка происходит в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Законом РФ от 04 июня 2011 года N 130-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 14 и 15 Закона РФ „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлены ст. 17 Закона.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма: жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и признаны малоимущими; жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Обратите внимание, что Закон Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ „О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма“, которым установлены критерий длительности проживания, регулирует порядок учета граждан, которые являются малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, предусматривает как раз то, что нужно прожить на территории Московской области не менее 5 лет.

Между тем, как следует из положений ст. 49 ЖК РФ, закон различает граждан, являющихся малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. В последнем случае право гражданина на обеспечение жилым помещением должно быть предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

А теперь обратите внимание на самое главное! Вы должны просить Вас поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не как малоимущую и не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющую право на обеспечение жилым помещением, которое установлено в федеральным законом и за счет федерального бюджета (т.е. как раз по тем основаниям, которые предусмотрены для тех, кто проживал вблизи Чернобыля и для кого по сути имеется отдельное от остальных право на жилье).

Право на обеспечение жилым помещением государственного жилищного фонда установлено Законом РФ „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ и легко подтверждается Вашим удостоверением.

Статья 17 Федерального закона „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, переселенного (выехавшего добровольно) из зоны отселения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к длительности проживания соответствующей категории граждан на территории того или иного субъекта Российской Федерации и признания их малоимущими.

Таким образом, признаваться малоимущими Вам не нужно, в силу указанного выше.

Чернобыльский сертификат — вопрос юристу №1392

Мне отказали в Москве в постановке на очередь как нуждающейся (как чернобыльцу) ввиду проживания в Москве менее 10 лет..Подскажите есть ли судебная практика со ссылками на неправомерность подобного отказа,ввиду того что мы относимся к льготной категории граждан,выехавших добровольно из зоны с правом на отселение..и ценз оседлости роли не должен играть. может есть какие то нпа указывающие на это..

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Здравствуйте, Анастасия! Условия признания граждан нуждающимися в жилье и постановки их на очередь определяются Жилищным кодексом РФ. Там нет никаких указаний относительно обязательности проживания в том или ином населенном пункте на протяжении определенного периода времени.

Поэтому отказ по данному основанию является незаконным.

какой повышающий коэффициент выплат по чернобыльскому сертификату для брянской области.

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Здравствуйте, Руслан! Для Брянской области коэффициенты действуют обычные, так как данная область не относится к районам с особыми климатическими условиями.

А какой точно коэффициент можете подсказать?

Здравствуйте,Сергей!У меня такой вопрос:я выросла в чернобыльской зоне в Красногорском районе с правом на отселением,имеется удостоверение бессрочное,в 2004 году выписалась и переехала в СПб,в 2005 году прописалась в Лен.обл.,в 2014 году выписалась,сейчас временно зарегистрирована у родителей мужа в неприватизированной квартире в СПб.,где прописано 7 человек,в собственности мы ничего не имеем.Обращалась год назад в администрацию района,нам сказали,что нужна постоянная прописка минимум 5 лет и только потом можем подавать документы на этот сертификат,так ли это. имею ли я право на жилищный чернобыльский сертификат,если сделать сейчас постоянную пропуску?

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Здравствуйте, Сергей! Вам ответили правильно. В 2014 году, выписавшись из квартиры, Вы намеренно ухудшили свои жилищные условия и по закону необходимо подождать пять лет, чтобы Вас смогли поставить в очередь на улучшение жилищных условий. Ведь для получение сертификата Вам сначала надо встать на эту очередь в местной администрации.

Поэтому надо ждать до 2019 года.

10 лет я была замужем за первым мужем и после развода он меня выписал в 2014 году. Если сейчас я сделаю постоянную прописку, то мне все равно нужно ждать 5 лет после того как я выписалась из той квартиры? И сколько по времени должна быть постоянная прописка, чтобы меня поставили на очередь за сертификатом?

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Нет, пять лет начинают действовать с 2014 года. Если Вы пропишетесь сейчас где-нибудь, то в 2019 году для постановки на учет будут считать, сколько квадратных метров приходится на Вас в этой квартире, где Вы пропишетесь.

Правильно ли я поняла,что с 2019 года я могу встать на очередь на получение сертификата ,а не ждать 5 лет с момента прописки в чистой зоне ?

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

С 2019 года Вы сможете встать на очередь на улучшение жилищных условий. Перед этим надо также, чтобы Вас признали малоимущей. Только после соблюдения указанных условий Вы можете встать на очередь на чернобыльский сертификат.

Вчера я сходила в районную администрациюи мне сказали,что по закону Санкт-Петербурга у меня должна быть постоянная прописка 10 лет и только после этого я могу вставать на очередь на сертификат. правомерно ли их решение??

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Порядок получения жилищного сертификата установлен постановлением Правительства РФ, а право на получение сертификата предусмотрено федеральным законом. В этих документах нет никакого ограничения в 10 лет.

Здравствуйте, я живу в Санкт-Петербурге хочу получить сертификат по чернобыльскому удостоверению. Так как моя сестра уже получила сертификат и купила квартиру, значит и мне положен сертификат. Удостоверения у нас одинаковые.

Собрала все справки, подала заявление со всеми док-ми в администрацию по месту жительства. Пришел ответ: отказ из за оседлости, что я проживаю по месту жительства менее 10 лет. Сходила к начальнику жил. отдела в свою администрацию она мне сказала,что в городе Санкт-Петербурге издан указ от 2005 года, чтобы поставили меня на очередь должна быть прописка не менее 10 лет. Сказали идите в суд и доказывайте,что вы проживали в городе более 10 лет.я была замужем с первым мужем ровно 10 лет и была прописана у него ,только когда развелась,он меня выписал с неё.

Сейчас прописана около года. Правомерны ли их действия? Как я могу их обжаловать?

Заранее спасибо.

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Тут возникает вопрос о правомерности самого указа от 2005 года, так как Жилищный кодекс не содержит указаний на необходимость проживания определенного периода времени для постановки на очередь в качестве нуждающегося в жилье. Поэтому для начала можете обратиться в прокуратуру, чтобы они вынесли предварительное заключение насчет законности данного указа.

Здравствуйте Сергей, как вы мне и писали обратиться в прокуратуру я так и сделала написала письмо и отправила. Заодно сходила в Жилищный комитет СПб, сказали чтобы попасть к начальнику нужно приехать записаться. Поехала записываться, но так получилось, что она оказалась на месте и меня приняла. Я ей показала отказ от Админ. р-на СПБ по месту жительства.

В соответствии с Законом СПБ от 19.07.2005 №407-65. Там говориться, факт проживания в СПб на законных основаниях не менее 10 лет. И с прокуратуры мне то же пришел ответ на эту же статью. Они говорят, что этот закон СПб и всё. Ждите 10 лет и только потом вставайте на очередь.

Как я могу их обжаловать?

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Это очень плохо и снижает шансы на судебное обжалование практически до минимума. Вся суть вопроса заключается в том, что закон Санкт-Петербурга противоречит Жилищному кодексу РФ, в котором нет требований о сроке проживания для постановки на очередь.

Поэтому единственным выходом является признание в судебном порядке закона №407-65 недействительным, так как он противоречит федеральному законодательству.

Уважаемый Сергей! Вы писали 31.01, что нужно признание малоимущим, чтоб встать на очередь чернобыльцу. Разве это вкрно? Прясните пож .

Уважаемые юристы, поясните пож. Чернобылец инвалид 2 группы , есть только прописка в Москве более 10 лет социал жилья и своего жилья нет. Его могут признать нуждающимся, чтоб потом получить сертификат?

Какие критерии .В квартире проходные комнаты и живет бывшая теща инвалид 1 гр с диагнозом синильная деменция.

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Здравствуйте, Ирина! Признание малоимущим требуется для постановки на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого жилищный сертификат чернобыльца не дадут.

Добрый день! Как в Москве считают , что малоимущий? Нет своего и соц жилья, нет собственности , только прописка, могут признать офицера на пенсии инвалида 2 гр по чернобылю малоимущим. Можно пож подробно обьяснить с примером?

Спасибо.

Добрый день. Я была прописана со дня рождения по 2017 в Новозыбкове, сейчас в МО. Хочу подать документы на чернобыльский жилищный сертификат и тут начинается. Признание малоимущей мою семью и надо прожить пять лет. Документы даже не принимают , так как говорят не полный пакет документов собрали.

Подскажите это правомерно. Заранее спасибо

Добрый день. Мой муж проживал с родителями в родительском доме. В 2010 году свёкр умер и в наследство вступил мой муж. Свекровь не выступала, т.к. отношения с мужем у нее были плохие. Дом, где они проживали был собственностью свёкра по наследству.

В 2011Г. Мой муж сдает этот дом под радиацию. Свекровь соответственно выписывается и проживает в моей квартире. В 2014году она выписывается в чистую зону и встает в очередь на жилищный сертификат. Все эти годы она стоит, а сейчас, когда подходит очередь, поступил звонок из департамента и они говорят, что ей не положен сертификат, так как она являлась членом семьи моего мужа и могла намеренно не вступать в наследство.

И то, что уже прошло с того времени 7лет, их тоже не смущает. Отправили дело на доработку. Скажите, положен ли свекрови сертификат?

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Если свекровь проживала в определенной радиоактивной зоне и встала на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, а также имеет чернобыльское удостоверение, то ей обязаны предоставить жилищный сертификат.

Сергей, спасибо за ответ! Еще один вопрос, касающийся проблемы с сертификатом для моей свекрови. А будет ли иметь значение для получения сертификата, если свекровь после смерти свёкра отказалась от наследства в пользу сынамоего мужа.

После чего дом был сдан по чернобылю. Напомню, прошло 7лет.

И еще, если можно, на какой закон мне опираться?

Сергей, здравствуйте. Скажите, а были ли изменения в законе, всвязи с чем люди, которые, скажем, сдавали дома под радиацию и получали компенсацию, больше не имеют права стать на жилищный сертификат или получить какую-то помощь от государства. В независимого от прошедшего времени?

Здравствуйте, Сергей! Подскажите, пожалуйста, можно ли с Вами связаться по телефону или по эл.почте, чтобы получить консультацию по поводу получения жилищного сертификата в Москве.

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Здравствуйте, Валентина! Свой вопрос Вы можете предварительно написать сюда.

Здравствуйте. Я чернобылец, стою на очереди на получение сертификата. И вот в этом году мне его дают, но с большим но. Семья из 3 человек , у меня была доля в приватизированной квартире( мама и я были в приватизации так как на момент ее я была несовершеннолетней) при постановке на очередь мне сказали что нужно отказаться от нее чтобы получить сертификат, я в 2017 году сделала дарение доли на маму. Но при расчёте метров мне сказали что вместо положенных 54 кв м нам дают 19.9.

Так как высчитали ту площадь что я подарила. Имеют ли они на это право, ведь на момент получения у меня ничего нет. Спасибо

Шестаков Сергей Валерьевич (старший юрист)

Здравствуйте, Ирина! Такие действия являются законными на основании п. 16 2 Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 О некоторых вопросах реализации основного мероприятия Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Жилищный сертификат чернобыльцам

Авария на Чернобыльской АЭС произошла уже более 30 лет назад, однако до сих пор многие ликвидаторы и другие чернобыльца не воспользовались положенной им возможностью по улучшению жилищных условий при помощи специального сертификата. Эта государственная программа до сих пор остается активной. Как можно получить такой сертификат и какие есть особенности у процедуры – читайте в данной статье.

Понятие жилищного сертификата чернобыльцам

Программа государственной поддержки, в рамках которой чернобыльцам предоставляется сертификат, известна очень немногим. Рассмотрим несколько основных ее особенностей:

  • Сертификат является именным. Он принадлежит только заявителю, однако при расчете суммы сертификата учитываются и члены его семьи.
  • Данный документ выдается только для улучшения жилищных условий. Например, для покупки квартиры. Подробнее о вариантах использования см.ниже.
  • Сертификат оформляется на бумаге. Этот документ имеет все характерные для любой официальной бумаги элементы, включая сюда подписи и печати.
  • Не допускается нецелевое использование сертификата. Например, его не получится обналичить. При выявлении попытки провести фиктивную сделку с целью получения денег сертификата наличными последует отказ.
  • Суммы сертификата практически никогда не бывает достаточно для полной оплаты нового жилья. Почти всегда требуется использовать заемные средства или личные сбережения для доплаты.
  • Многие продавцы-физические лица отказываются продавать жилье, как только узнают, что оплата будет производиться при помощи сертификата. Решить эту проблему можно при помощи ипотечного кредитования. Кроме того, на оплату сертификатом охотно соглашаются застройщики (при приобретении квартир в новостройках).

Как можно использовать сертификат

Сертификат позволяет получить льготы на жилье (дополнительную сумму для приобретения подходящей недвижимости). Существует несколько основных вариантов использования такого документа:

  • Ипотечный кредит. Самый распространенный вариант. При помощи сертификата можно погасить часть долга. Актуально как для уже действующих кредитов, так и для недавно оформленных (специально под данную программу).

Сертификат нельзя использовать для погашения автокредита или потребительского кредита, даже если последний так или иначе использовался для приобретения жилья.

  • Приобретение квартиры. Еще один распространенный вариант – прямая покупка квартиры при помощи личных накоплений и сертификата. Можно использовать для сделок на первичном или вторичном рынке, но чаще всего приобретается жилье в новостройках.
  • Приобретение дома. При помощи сертификата можно приобрести не только квартиру, но и отдельный частный дом. Общие принципы тут аналогичны описанным выше.

Кто имеет право?

На получения чернобыльского сертификата имеют право следующие лица:

  • Жертвы аварии, получившие серьезную дозу радиации.
  • Ликвидаторы аварии.
  • Лица, которые занимались эвакуацией населения.
  • Военнослужащие, проходящие службу в зоне заражения.
  • Строители, которые занимались возведением защитного саркофага.
  • Переселенцы из зоны заражения, включая сюда даже детей, которые были зачаты, но на момент переселения еще не родились.
  • Другие лица, пострадавшие при аварии и имеющие документы, которые это подтверждают.

Требования к заявителю

Для того, чтобы заявитель мог стать участником рассматриваемой государственной программы одного статуса чернобыльца недостаточно, должны выполняться еще и следующие условия:

  • Заявитель является гражданином РФ.
  • Ранее не была получена аналогичная государственная помощь.
  • Заявитель имеет статус малоимущего.
  • Заявитель нуждается в улучшении жилищных условий.
  • У заявителя есть накопления, позволяющие доплатить за жилье после получения сертификата или возможность оперативно оформить ипотечный кредит.
  • Не было выявлено фактов, указывающих на намеренное ухудшение условий проживания с целью стать участником данной программы.
Намеренное ухудшение жилищных условий

Некоторые граждане, которые хотят участвовать в программе, но не могут из-за того, что их жилье достаточно комфортное и не требует замены, пытаются обманным путем формально ухудшить условия жизни. Для этого, например, в квартире могут прописать различных родственников, чтобы общая площадь жилья была ниже положенного уровня.

Существуют нормативные показатели по площади квартиры в зависимости от того, сколько человек в семье заявителя. Например, если он один, то ему положено жилье площадью 33 кв.м. А если семья состоит из 4-х человек, то на каждого из должно приходиться не менее 18 кв.м. общей (но не жилой) площади.

В данном примере это уже 18*4=72 кв.м.

Факты намеренного ухудшения достаточно быстро и просто выявляются. Сразу после этого заявителю выдают отказ в участии в программе помощи от государства и, дополнительно, запрет на участие в данной программе сроком на 5 лет.

Сколько стоит квадратный метр по сертификату?

Один из самых важных «параметров» сертификата – это сумма, которую можно получить. Она не является фиксированной и зависит сразу от нескольких показателей:

  • Площадь существующего жилья.
  • Требуемая площадь квартиры с учетом действующих нормативов.
  • Разница между существующей и желаемой жилплощадью.
  • Стоимость квадратного метра жилья на рынке.
  • Срок нахождения в очереди для получения сертификата.

Пример:У семьи из 4-х человек есть квартира площадь 20 кв.м. По нормативам им положено жилья площадью 72 кв.м. Разница составляет 52 кв.м. Рыночная стоимость 1 кв.м. составляет около 40 тысяч рублей в регионе нахождения недвижимости. Семья находилась в очереди более 10 лет, ожидая сертификат, а значит может претендовать на 70% от высчитанной суммы.

Значит по сертификату будет получено 1456000 рублей.

В некоторых случаях бывает сложно определить рыночную стоимость 1 кв.м. Для этого необходимо просмотреть все предложения о продаже похожего жилья примерно в том же районе, где находится квартира заявителя. Достаточно отобрать 3-5 наиболее похожих предложений и высчитать среднюю цену.

Пример:Предположим, что в районе нахождения квартиры заявителя есть 3 очень похожие квартиры площадью 15, 22 и 25 кв.м. Они продаются по цене 1500000, 2000000 и 2500000 рублей соответственно. Стоимость квадратного метра составит 100000, 90900 и 100000 рублей соответственно.

Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. составит 96966 рублей.

В большинстве случаев полученную стоимость 1 кв.м. округляют. Нередко также применяются специальные корректирующие коэффициенты, которые могут как снижать цену (если рассматриваемый аналог откровенно лучше существующего жилья) или повышать ее (если имеющаяся квартира явно лучше аналога).

Как получить?

Для того, чтобы получить сертификат, можно обращаться в местную администрацию, отдел социальной защиты и так далее. Самый простой и наиболее актуальный вариант – направить заявление в МФЦ (Мои документы). Сотрудники этой организации выступают в качестве посредником между заявителями и государственными структурами.

Они владеют всей необходимой информацией и именно поэтому могут грамотно проконсультировать и дать нужные разъяснения.

Порядок получения сертификата

Предложенный ниже порядок действий предполагает, что заявитель будет обращаться в МФЦ (Мои документы). Следует учитывать, что у организации есть свои недостатки: сравнительно большие очереди в выходные дни и немного более длительный срок рассмотрения заявлений (от 3 до 7 дней дольше, чем при прямом обращении).

  1. Провести оценку финансового состояния для получения статуса малоимущего. Без него нет смысла даже пытаться пробовать получить сертификат. Если у заявителя нет такого статуса, это значит, что он является достаточно состоятельным для того, чтобы самостоятельно приобрести более подходящее жилье. На практике, сумма дохода должна быть на уровне или ниже прожиточного минимума. Причем в расчет берется не только сам заявитель, но и все члены его семьи (их доходы и их прожиточный минимум).
  2. Обратиться в МФЦ (Мои документы) и получить статус малоимущего. Для этого потребуются определенные документы (см.ниже).
  3. Обратиться еще раз в МФЦ для постановки на учет с целью улучшения жилищных условий (получения сертификата).
  4. Предоставить документы и написать заявление.
  5. Пройти проверку комиссии. Будет осматриваться жилье заявителя, условия проживания и другие особенности.
  6. Стать в очередь для получения сертификата.
  7. Дождаться своей очереди и получить данный документ.
  8. Использовать сертификат для покупки жилья или погашения части долга по кредиту.

Требуемые документы

При обращении в МФЦ (Мои документы), понадобятся следующие бумаги:

  • Паспорт заявителя и всех членов его семьи. Если у несовершеннолетних лиц, являющихся членами семьи, еще нет паспорта, можно предоставлять свидетельства о рождении.
  • Свидетельства о браке или разводе (если есть и актуально).
  • Удостоверение, показывающее, что заявитель является чернобыльцем. Его можно получить в Министерстве труда.
  • Справка о составе семьи.
  • Справка из УК (управляющей компании) или ЖЭКа о наличии или отсутствии долгов за коммунальные платежи.
  • Правоустанавливающие документы на существующую недвижимость (если она есть).
  • Договор социального найма или договор аренды, если у заявителя нет своей квартиры/дома.
  • Справка о доходах. Обычно – 2-НДФЛ, но могут понадобиться и другие дополнительные документы, показывающие финансовое состояние заемщика.
  • Трудовая книга заемщика и тех членов семьи, у которых она есть. Если заявитель работает (и трудовой книги у него на руках нет), можно сделать копию и заверить ее у руководителя фирмы, в которой работает человек.
  • Справка об инвалидности (если актуально).
  • Пенсионное удостоверение (если актуально).
  • Акт обследования жилья, который выдается после изучения имеющейся у заявителя недвижимости.

Заявитель может не оставлять у себя ту квартиру, в которой он проживал до получения сертификата, а передать ее государству. Благодаря такой схеме сумма, полученная по сертификату, будет существенно выше, ведь в расчет будет приниматься общая площадь нужного жилья, без корректировки на площадь имеющейся квартиры.

Возможные расходы и сроки оформления

Прямых расходов, связанных со статусом малоимущего или постановкой в очередь за сертификатом, нет. Однако определенные затраты могут возникать при подготовке документов:

  • Свежая выписка из ЕГРН: 300 рублей.
  • Восстановление правоустанавливающих документов в случае их утери: от 2 тысяч рублей.
  • Оформление доверенности на представителя, если заявитель не может или не хочет заниматься данным вопросом самостоятельно: от 2 тысяч рублей.
  • Госпошлина при обращении в суд, если возникли проблемы, которые нельзя решить другим путем: от 300 рублей и так далее.

Примерные сроки на оформление сертификата:

  • Примерный срок рассмотрения заявление: от 30 дней.
  • Срок получения решения: от 3 дней.
  • Ожидание в статусе малоимущего до возможности подать заявление на участие в программе: от 1 года. Следует учитывать, что статус малоимущего нужно регулярно подтверждать. Как следствие, вплоть до получения сертификата и его использования финансовое положение семьи чернобыльца не должно улучшаться.
  • Срок действия сертификата: 3 месяца. За этот срок нужно выделить время и успеть обратиться в банк. Лучше всего, при приближении очереди заявителя, заранее заняться вопросом приобретения жилья: просмотреть все подходящие варианты, обсудить сделку с продавцом, подобрать подходящий банк, предварительно обговорить способ сотрудничества и так далее.

Следует учитывать, что срок нахождения в очереди нигде и никем не регулируется. Заявитель может находиться в ней как 1-2 года, так и несколько десятилетий. Все зависит от того, сколько человек перед ним в очереди и в каких объемах выделяют финансирование на данную программу в регионе подачи заявки.

Если не успеть использовать сертификат вовремя, он перестает быть действительным и все придется начинать заново. Включая сюда и ожидание в очереди с самого начала.

Обычная и льготная очередь

Так как в год сертификаты получает 100-500 человек (зависит от региона), а желающих тысячи, формируется огромная очередь. Она разделяется на две: обычную и льготную. Во вторую входят собственники квартир в аварийных домах и хронические больные лица.

Если у заявителя есть возможность попасть в льготную очередь – лучше так и сделать, так как выделяемые из бюджета средства сначала распределяются на нее и только потом, если что-то осталось, получает обычная очередь.

Как узнать свое место в очереди и зачем

Место в очереди нужно знать по следующим причинам:

  • Своевременное получение сертификата. Когда подходит очередь заявителя, рекомендуется увеличить частоту проверок для того, чтобы узнать о моменте получения сертификата как можно быстрее. Формально, об этом должны предупреждать специальным уведомлением, однако на практике уведомление может сильно запаздывать. При этом, срок действия в три месяца остается неизменным.
  • Своевременная реакция на исключение из очереди. В некоторых случаях заявителя могут просто исключить из очереди. Причина может быть как вполне адекватной, так и быть ошибкой. Во втором случае у заявителя есть всего 3 месяца на то, чтобы восстановиться в очереди. А уведомление об исключении может прийти слишком поздно. Так что, если по результатам проверки приходит сообщение о том, что заявитель в очереди не найден, нужно немедленно начинать процедуру восстановления. Если не успеть все сделать вовремя, высока вероятность, что заявитель будет вынужден начинать все с самого начала.
  • Приблизительная аналитика движения очереди. Регулярно отслеживая динамику движения очереди можно приблизительно представлять, когда наступит срок заявителя.

Пример:Если заявитель является 10000 в очереди, а в год очередь подвигается, в среднем, на 500 человек, то очередь заявителя наступит приблизительно через 10000/500=20 лет.

По какой причине могут отказать в выдаче сертификата и что при этом делать

При оформлении чернобыльца в качестве малоимущего или же при постановке на учет для получения сертификата может последовать отказ. Рассмотрим основные проблемы, которые возникают и пути их решения:

  • Заявитель предоставил не все документы, которые необходимы для рассмотрения. Обычно об этом уведомляют еще в момент обращения и, чаще всего, заявление без всей требуемой документации просто не принимается. Если же клиенту человеку пошли на встречу и приняли заявление с условием донести в ближайшие дни недостающие документы, так и нужно сделать. В данном случае отказ вполне правомерен. Если он последовал, придется повторно подавать заявление.
  • Неверная, ошибочная или сфальсифицированная информация. В некоторых случаях на этапе приема заявления и документов менеджер может пропустить какие-то цифры, которые на самом деле являются неверными (ошибка или махинация). Со временем, в процессе рассмотрения, данные будут проверяться более тщательно. Как только проблема будет выявлена – последует отказ.
  • Помощь уже была получена. Сотрудники МФЦ (Моих документов), куда обращается заявитель, очень часто не проверяют заявителей на то, обращались ли они ранее за помощью и какой был результат. Если при рассмотрении заявки ответственными сотрудниками государственных структур будет получена информация, что заявитель уже ранее обращался за помощью и получил ее, последует отказ.
  • Намеренное ухудшение жилищных условий. Если выяснят, что заявитель специально ухудшил жилищные условия для того, чтобы стать участником государственной программы, ему не только откажут в участии, но и запретят подавать такие заявления на 5 лет.

Помимо перечисленных, вполне адекватных причин для отказа, могут возникать и другие, ошибочные. В последнем случае рекомендуется сначала попробовать обсудить проблему с представителями государственной структуры, которая отказала. Если это не помогает, можно обращаться в суд.

Процедура получения жилищного сертификата чернобыльцами достаточно сложная и длительная, особенно без помощи опытного юриста. На бесплатной консультации квалифицированный специалист расскажет об основных особенностях и важных моментах, которые нужно учитывать при подаче заявления. Он также может представлять интересы клиента при обращении в МФЦ, государственные структуры или даже в суд.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;

Что такое жилищный сертификат чернобыльцам и как его получить?

Жилищный сертификат для чернобыльцев переселенцев предоставляется в рамках программы по улучшению условий проживания указанных граждан. Претендовать на дотацию вправе лишь те лица, в собственности которых отсутствует подходящее жилье или недвижимый объект не соответствует нормативам проживания. При обращении в уполномоченный орган в объеме документов должны присутствовать акты, подтверждающие нуждаемость управомоченного лица в улучшении текущих условий жилплощади.

Наряду с чернобыльцем, в исключительных случаях, реализовать дотацию могут члены его семьи, имеющие с ним кровные узы и сожительствующие на постоянной основе.

Что представляет собой сертификат

Что представляет собой сертификат

Жилищный сертификат, выдаваемый чернобыльцам, представляет собой именной документ, выступающий основанием на получение безвозмездной целевой субсидии, которую можно реализовать на приобретение собственной жилой площади. Указанное правомочие опосредовано специальным законодательным актом, направленным на защиту граждан, подвергшихся опасному воздействию радиации, ввиду аварии на Чернобыле.

Особенности дотации

  1. Господдержка полностью безвозмездна, однако по процедуре реализации средств необходимо отчитаться перед уполномоченным органом власти;
  2. Средства предоставляются только в безналичной форме;
  3. Помощь считается единовременной;
  4. Рассчитывать на получение субсидии вправе также и члены семьи претендента, пострадавшего при взрыве на чернобыльской АЭС. К таковым относятся:
  • Супруг/супруга;
  • Дети;
  • Родители;
  • Иные иждивенцы или родственники, признанные по решению суда членами семьи претендента;
  1. Выдача документа проводится специализированными жилищными комиссиями, действующими при администрации МСУ или района (ранее функция была возложена на территориальное подразделение МЧС);

На что можно потратить субсидию

Жилищный сертификат чернобыльцам может быть реализован только по двум императивным направлениям, в том числе:

  1. Приобретение недвижимого объекта;
  2. Внесение в качестве первого взноса по ипотечному договору с банком.

Кому положен сертификат и алгоритм его получения

Сертификат на приобретение объекта жилфонда рассчитан на лиц, которые были подвержены радиационному воздействию (излучению), возникшему в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году.

При получении субсидии важно учесть ряд важных моментов:

  • У заявителя или других членов семьи, проживающих с ним совместно, отсутствует подходящее жилье (во внимание может не приниматься аварийная площадь, не соответствующая техническим/санитарным параметрам);
  • Если претендент, до получения сертификата арендовал жилое помещение по договору социального найма, то такие правоотношения должны быть прекращены;
  • Другая жилплощадь, имеющаяся в собственности претендента, должна быть передана в пользу государства. В случае отказа от указанных мероприятий развитие событий возможно по двум альтернативам:
    • Субсидия предоставляется в размере, кратном разнице площади проживания по нормативам за вычетом параметров имеющегося жилья;
    • Аннулирование права на субсидию, если разница в недостающей жилплощади составляет менее 18 кв. метров.

    Алгоритм получения и реализации дотации представлен следующими мероприятиями:

    1. Подготовка необходимого объема бумаг;
    2. Посещение органа власти, на которого возложены обязанности по рассмотрению «жилищных» вопросов чернобыльцев;
    3. Составление заявления по установленному образцу;
    4. Предоставление требуемых документов;
    5. Проверка правомерности заявленных оснований (не более 10 дней);
    6. Вынесение окончательного вердикта;
    7. Зачисление претендента в очередь на получение сертификата;
    8. Формирование учетного дела претендента;
    9. Выдача сертификата в соответствии с очередностью;
    10. Обращение в кредитно-финансовое учреждение для открытия специального счета;
    11. Выбор способа реализации дотации;
    12. Заключение договора купли-продажи (если заявитель не желает оформлять ипотеку);
    13. Перерегистрация триады прав на объект;
    14. Предоставление правоустанавливающих документов на ознакомление уполномоченному сотруднику банка;
    15. Отправка запроса в ведомство для перечисления средств на счет носителя сертификата;
    16. Проведение банком перевода средств в пользу продавца недвижимости.

    Необходимые документы

    Необходимые документы

    Чтобы получить чернобыльский сертификат на покупку жилья потребуется собрать определенный пакет документов, в том числе:

    • Паспорт претендента;
    • Заявление по установленной форме;
    • Удостоверение чернобыльца или иной документ, подтверждающий указанный статус;
    • Выписка из книги домового учета;
    • Реквизиты расчетного счета;
    • Акты, подтверждающие статус нуждающихся в улучшении условий проживания;
    • Документы, подтверждающие наличие иждивенцев;
    • Справки, свидетельствующие о родственных связях с другими сожителями;
    • Документ, выступающий основанием на предоставление дополнительных квадратных метров.

    Отказ в предоставлении дотации

    Отказ в предоставлении жилищного сертификата может базироваться на следующих основаниях:

    1. Заявитель представил неполный пакет документов;
    2. Документы отражают заведомо ложные, недостоверные сведения;
    3. Претендент ранее реализовал аналогичное правомочие;
    4. Права на реализацию субсидии были утрачены по другим основаниям;
    5. В качестве заявителя выступает лицо, на которого не распространяются условия господдержки (дальние родственники; сожители, не сумевшие подтвердить кровное родство и прочие лица);
    6. Наличие у претендента подходящего для проживания недвижимого объекта.

    Размер госпомощи

    Размер дотации определяется по каждому случаю индивидуально. При расчете эквивалента, которому будет равен сертификат во внимание принимаются следующие факторы:

    1. Нормы проживания, действующие в регионе заявителя;
    2. Среднерыночная стоимость квадратного метра жилой недвижимости, установленная в конкретном субъекте;
    3. Состав семьи;
    4. Наличие оснований, требующих предоставления дополнительной жилой площади (например, признание инвалидом).

    По общему правилу, при определении нормы площади жилого помещения используют следующие стандарты:

    • 33 кв. метра (в некоторых регионах – 36кв. метров) – на семью из одного человека;
    • 42 кв. метра – на семью из двух человек;
    • По 18 кв. метров – на семьи, насчитывающие более 3-х членов.

    Срок действия господдержки

    Законодательный регламент, предусматривающий меры поддержки чернобыльцев по улучшению их условий проживания, устанавливает срок действия жилищного сертификата.

    Период действия документа ограничен следующими периодами:

    • 2 месяца – для предъявления в банк на реализацию сертификата в качестве первоначального взноса по ипотеке;
    • 7 месяцев – для использования по договору купли-продажи подходящего объекта жилфонда.

    Нюансы

    1. При несоблюдении без уважительных причин носителем дотации сроков использования сертификата права на него могут быть утрачены;
    2. Истечение срока действия сертификата начинается со дня его выдачи претенденту уполномоченным органом;
    3. Сертификат, по которому исчерпан срок действия, не будет принят банком;
    4. После получения именного документа управомоченное лицо в течение вышеназванных сроков должно обратиться в кредитно-финансовую организацию для открытия специального счета, на который будет перечислена субсидия (деньги с него невозможно снять, все операции по сделкам проходят только в безналичной форме);
    5. Если дотация реализуется на покупку недвижимого объекта без привлечения заемных средств банка, то после оформления соглашения купли-продажи с продавцом и перерегистрации триады прав, новый собственник (чернобылец) должен представить правоустанавливающие документы на ознакомление кредитно-финансовой организации, выступающей эмитентом счета, чтобы последняя оформила заявку в уполномоченное государственное ведомство для перевода причитающейся суммы субсидии на счет носителя права;
    6. Законодательный регламент не вносит ограничений на использование собственных средств поверх субсидии, которых может не хватать ввиду большей стоимости подходящего жилого объекта;
    7. Договор купли-продажи недвижимого объекта жилфонда, приобретаемый за счет соответствующего жилищного сертификата, в обязательном порядке должен содержать сведения об использовании указанной дотации в счет погашения выкупной стоимости. При отсутствии в договоре сведений о субсидии, банк оставляет за собой право отказать в перечислении государственных бюджетных средств по сделке;
    8. Договор с банком, по которому был открыт счет, как правило, заключается на период действия жилищного сертификата, после истечения установленного периода он будет закрыт. В исключительных случаях срок существования счета продлевается, например, если кредитор/ведомство не исполнил (о) по собственной вине обязанность по своевременному перечислению средств на имя чернобыльца;
    9. Носитель сертификата может в заявительном порядке заменить ранее предоставленный документ, если он не был использован за отведенный период, при этом должны быть соблюдены следующие условия:
    • Наличие уважительных причин;
    • Предоставление документов, подтверждающих факт неиспользования дотации (справка из банка о закрытии счета и отсутствие по нему операций по перечислению средств).
admin
Оцените автора
Ракульское