Переход на домашнее обучение в последнем классе

Семейное образование 2024-23 по новому закону об образовании: как оформить переход по шагам

Как перейти на семейную форму обучения в 2024-23 учебном году: основания, правила и порядок

Родители часто бывают недовольны качеством школьного образования и процессом обучения. Свыше 20 тыс.р. решили эти проблемы благодаря переходу на альтернативную форму получения школьных знаний — семейное образование.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироватьсяпозвонив по телефонам:

Расскажем в чем преимущества и недостатки семейного образования, кому подойдет такая форма, с чего начать переход, какие документы нужно подготовить, какие этапы предстоит пройти и к каким сложностям подготовиться.

Общие сведения о семейном обучении

Семейное обучение: что это такое?Согласно ст.17 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» под семейным обучением понимают форму получения образования вне школы. В рамках семейного обучения дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей.

Дети старше 15 лет (имеющие аттестат об окончании 9 классов) могут изучать программу за 10-11 класс в форме самообразования (согласно ч.2 ст.63 273-ФЗ «Об образовании»). Этот формат практически не отличается от семейного обучения с той лишь разницей, что при самообразовании школьнику никто не помогает осваивать программу обучения, включая родителей.

Правовое регулирование.Возможность получения школьного образования за пределами школьных стен в форме семейного обучения закреплена в ст.63 ФЗ-273 «Об образовании».

Порядок перехода на семейное обучение опирается на положения Приказа Минпросвещения №115 от 2021 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

Чем отличается от домашнего обучения.Есть три способа получать образование за стенами школы:

  • домашнее обучение;
  • семейное обучение;
  • дистанционное (временное) – данная форма практиковалась при пандемии коронавируса.

Семейное образование не нужно путать с домашним. Право ребенка на прохождение обучения на дому опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». При домашнем обучении ответственной за качество знаний остается школа, а не родители.

Ребенок на домашнем обучении продолжает числиться в школе, в определенном классе, он регулярно выполняет домашние задания, как и другие школьники с той лишь разницей, что учителя приходят к нему домой.

Перейти на домашнее обучение могут только дети со слабым здоровьем после прохождения ПМПК. Комиссия должна подтвердить, что ребенок по состоянию психики и здоровья не сможет продолжать очное обучение в школе. В частности, на домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, онкобольных, тяжелой формой сахарного диабета, эпилепсией, нуждающихся в длительном лечении и постоянном уходе и пр.

Преимущества и недостатки семейного обучения

Основания для перехода.Обучение дома – равноправный способ получения образования, наряду с очным. Для перехода к семейному формату не нужно собирать справки от врачей и заключения психолога, учиться под присмотром семьи могут абсолютно здоровые дети. Достаточно лишь желания родителей и ребенка, которое может быть основано на разных причинах:

  1. Неудовлетворенностью низким качеством образования (главный мотив).
  2. Потребностью ребенка в индивидуальном подходе: он отстает в развитии или, наоборот, является одаренным и опережает сверстников.
  3. Временное проживание за пределами страны, как вариант – семья часто переезжает или путешествует.
  4. Стремление сохранить здоровье ребенка или оградить его от неблагоприятной психологической обстановки.
  5. Желание воспитывать ребенка с уклоном на традиционное или религиозное обучение.
  6. Необходимость совмещения профессионального образования или спортивной карьеры и школьного обучения. Если у ребенка постоянные сборы и репетиции, то он часто пропускает занятия, поэтому вариант семейного обучения в индивидуальном темпе может стать хорошим выходом.

Родители могут перейти на семейное обучение без объяснения мотивов принятого решения.

Преимущества.Главными преимуществами семейного образования являются:

  1. Наличие индивидуального подхода при обучении увеличивает его эффективность, у семьи появляется возможность разработки персонального учебного плана и расстановки приоритетов.
  2. Возможность самостоятельного подбора учителей, которые качественно преподают материал, а также привлечение интерактивных элементов в образовательную программу (посещение музеев, просмотр онлайн-лекций и пр.).
  3. У ребенка высвобождается время на дополнительные занятия и увлечения: танцы, спортивные секции и пр.
  4. Формат обучения подойдет тем семьям, где родители часто переезжают.
  5. Отсутствует негативное воздействие на здоровье ребенка: он не сидит по полдня за партой, меньше устает, питается домашней едой.
  6. Появляется возможность чаще путешествовать.
  7. Можно сэкономить на школьной форме, сборах в фонд класса и подарках учителям.

Аргументы «против».Важно понимать, что семейное образование – не панацея от всех проблем и подойдет далеко не всем. У родителей должно быть достаточное количество времени и энергии для должной мотивации, а также денег для качественного обучения ребенка и выстраивания индивидуального маршрута, а у детей – способность к самодисциплине и организованности.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироватьсяпозвонив по телефонам:

Наиболее сложным барьером, который нужно преодолеть при организации семейного обучения, является бессистемность (родителям весьма затруднительно самостоятельно ориентироваться в широком спектре ФГОСов и требований). При этом свобода в выборе образовательных маршрутов и программ – весьма условна, так как родителям придется опираться на учебный план школы для успешной сдачи аттестаций.

В числе недостатков семейного обучения значатся также:

  1. Сложности с социализацией из-за обучения в отрыве от детского коллектива.
  2. Отсутствие духа соревновательности, который нередко стимулирует детей учиться лучше.
  3. Критика со стороны знакомых и предвзятое отношение учителей, с которыми нередко сталкиваются родители.
  4. Возможные трудности при переводе ребенка в обычную школу.
Как организован процесс семейного обучения

Кто учит детей на семейном обучении.При семейной форме обучения учителя на дом приходить не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители.

У них есть свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе, привлекать репетиторов или обратиться в центр семейного образования.

На семейном обучении нет расписания уроков, контрольных работ и домашних заданий. Ребенок может просыпаться в 12 утра, проходить предметы в любой последовательности или смотреть научно-популярные лекции вместо чтения очередного параграфа в учебнике. Но совсем не учиться не получится – качество освоения материала будут регулярно контролировать.

Родители могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники и книги для обучения. Хотя государство не будет вмешиваться в процесс обучения, целесообразно опираться на школьный учебный план, по которому будут аттестовывать школьника, и ФГОС (единый для всей страны).

Переход на семейное обучение не является основанием для привлечения внимания к семье со стороны органов опеки.

Как часто нужно ходить в школу.Полностью избежать посещения школы не получится. Чтобы подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы в нужном объеме дети должны регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе.

При необходимости дети могут консультироваться у учителей перед аттестациями. Проверочные работы могут проходить в виде тестов, собеседований, контрольных, диктантов и пр.

Некоторые онлайн-сервисы предоставляют право на прохождение аттестации в дистанционном формате. Обычно эта услуга платная и составляет до 15000 рублей в год.

Периодичность прохождения промежуточных аттестаций также зависит от школы. Ребенок может регулировать темп обучения и проходить несколько классов за год, сдавая необходимые аттестации в ускоренном режиме. Никаких ограничений по скорости освоения школьной программы законодательство не содержит.

Главное, чтобы ребенку было комфортно учиться в выбранном темпе.

Сдавать экзаменытакже нужно будет в школе вместе с остальными учениками. Это бесплатно и школа не может требовать денег за сдачу экзаменов.

Экзамены сдают в форме ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ – после 11 класса или ГВЭ – для детей с особенностями развития.

Аттестат школьнику на семейном обучениивыдадут такой же, как и другим (согласно ст.60 ФЗ-273 «Об образовании»). Форму обучения в аттестате не прописывают, а отметки ставят по сданным ранее промежуточным аттестациям.

Документ выдадут по результатам сдачи итоговой аттестации после 9 класса об основном общем образовании, после 11 класса – об общем образовании. Аттестат «семейного» ученика дает право на поступление в колледж или вуз на равных правах с остальными.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироватьсяпозвонив по телефонам:

Если школьник не сдаст аттестацию, то для законодателей это служит свидетельством того, что родители не справляются с самостоятельным обучением. Поэтому ребенка, не сдавшего аттестацию, могут принудительно вернуть в школу на очную форму обучения(согласно п.10 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании»).

Отказаться от посещения школы родители в этом случае не смогут. Но если родители полагают, что к ребенку предъявляли завышенные требования при аттестации, его дискриминировали из-за выбора семейной формы обучения, то они могут пожаловаться в департамент образования или выбрать другу школу для аттестаций.

Какие права есть у учеников после перехода на семейное обучение. После перехода на семейную форму обучения школьники получают статус экстерна и за ними сохраняют следующие права:

  1. Сочетать несколько форм обучения.Например, ходить на уроки математики в школу, а русский и литературу учить на семейном обучении.
  2. Выбрать школу для прохождения аттестаций.
  3. Посещать кружки, секции по дополнительному образованию бесплатно.
  4. Получать бесплатные учебники, методическую помощь и консультации (по ст.35 273-ФЗ «Об образовании»). Родители могут купить учебники самостоятельно, но не обязаны этого делать. Учебниками всех школьников должны обеспечить за счет бюджета, независимо от формы обучения.
  5. Выбирать любую школу для прохождения обязательных аттестаций(по п.1,3 ст.34 273-ФЗ «Об образовании»).
  6. Бесплатно пользоваться школьной и городской библиотекой.
  7. Участвовать в олимпиадах и школьных конкурсах.
  8. Посещать школьного психолога и логопеда.
  9. Работатьв свободное от учебы время по ст.63 Трудового кодекса с учетом особенностей трудоустройства несовершеннолетних (в частности, с согласия родителей, на неполный день и пр.).

Как перейти на семейную форму обучения

Кто может стать инициатором.Решение о переводе школьника на семейное обучение принимают родители с опорой на мнение ребенка (согласно п.4 ст.63 ФЗ-273 «Об образовании»). После окончания 9 класса дети могут самостоятельно выбирать форму обучения (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

Пошаговый порядок действий.Чтобы перейти на семейное обучение нужно придерживаться следующего порядка:

  1. Уведомить департамент (управление) образования о желании сменить форму обучения на семейную.
  2. Прикрепиться к любой школе для прохождения обязательных промежуточных и итоговых аттестаций. Для этого подается заявление для прохождения в школе промежуточных аттестаций.
  3. Написать заявление об отчислении из школы на имя директора (нужно писать только, если аттестации планируется проходить в другой школе!). Этот этап пропускают те, кто не планирует менять школу и будет аттестоваться по прежнему месту обучения. Образец заявления об отчислении ученика из школы.
  4. Ребенка прикрепляют к школе для сдачи аттестаций в течение 30 дней после подачи заявления и формируют акт о зачислении.
  5. Подписывается договор о семейном обучении (необязательно).

Куда обращаться.Переход на семейное обучение начинается с отправки уведомления в органы управления образованием по адресу проживания о принятом решении. Это обязательный этап.

Если родители просто заберут ребенка из школы без уведомления контролирующих инстанций, им грозит административная ответственность по ч.1 ст.35 КоАП.

Передать уведомление можно лично или с использованием регионального портала госуслуг.

Уведомление пишется в свободной форме, но должно содержать указание на то, что родители с учетом мнения ребенка приняли решение перейти на семейное обучение. Для оформления документа можно воспользоваться образцом:

Образец уведомления для управления образования о переходе на семейный формат обучения

Уведомление обработают в срок до 30 дней и предоставят письменный ответ родителям.

Необходимые документы.Для перехода на семейное образование нужно подготовить паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка.

Когда можно перейти на семейное обучение.Заявить о своем желании перейти на новый формат обучения можно как перед началом учебного года, так и в середине года. Но лучше всего инициировать переход на семейное обучение до 1 сентября – так ребенку будет проще адаптироваться к новому формату.

Выбрать семейную форму обучения может и будущий первоклассник, и старшеклассник.

Ребенок может перейти на семейное обучение независимо от класса: при получении начального, основного и среднего общего образования (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»). Позиция о том, что в старших классах допускается только самообразование, не соответствует действительности. Ученики 10-11 класса могут учиться как в форме самообразования, так и семейного образования на свое усмотрение, а могут и сочетать эти формы с очным обучением.

Как выбрать школу для аттестации.При выборе школы для прохождения аттестации можно опираться на разные критерии. Это может быть как муниципальная, так и частная школа, имеющая государственную аккредитацию (проверить можно на сайте Рособрнадзора).

Школа для прохождения аттестации не обязательнодолжна быть по прописке.

Нюансы перехода на семейное обучение

Можно ли вернуться в школу с семейного обучения.Если родители не готовы продолжать семейный формат обучения, в любой момент можно снова вернуться в школу и получать образование в очном формате (по п.2 ч.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

Могут ли отказать в переходе на семейное обучение.Родителям не могут отказать в переводе на семейное обучение из-за отсутствия у них педагогического образования и по другим причинам.

Если в школе говорят, что не знают как работать с детьми на семейном обучении и у них не принята нормативная база, то это не служит веским основанием для отказа. Так как семейное обучение гарантировано федеральным законодательством, родители могут требовать прохождения аттестаций в любой школе. Если школа отказывается прикреплять ребенка, можно жаловаться на ее работу в департамент образования или Рособрнадзор.

Если ребенок только идет в первый класс.Будущие первоклассники также могут перейти на семейное обучение после уведомления департамента образования и прикрепления к школе для прохождения аттестаций.

Есть ли особенности при самообразовании. При переходе старшеклассника на самообразование есть несколько нюансов:

  1. Решение перейти на самообразование принимает сам школьник. После окончания 9 классов мнение родителей может не учитываться.
  2. Уведомление в адрес местных органов власти о переходе на самообучение можно не подавать – достаточно передать заявление в школу.
Компенсация за семенное обучение: платят ли родителям зарплату

В ФЗ «Об образовании» отсутствует указание на обязательную выплату компенсации родителям, которые перевели своих детей на семейное обучение. Но региональные власти вправе ввести такие компенсации по своему усмотрению: их размер может достигать 80-150 тыс.р. ежегодно.

Подобные компенсации действуют в Москве (согласно п.3.1 ст.6 Закона Москвы от 2001 года №25), Пермском крае, Тульской и Свердловской области. Уточнить, предусмотрены ли выплаты родителям в регионе проживания ребенка, можно в департаменте образования при передаче уведомления на переход на семейное обучение.

Порядок выплаты компенсации может варьироваться, но обычно требуется, чтобы ребенок проживал в регионе оформления и был прикреплен к местной школе. По этой причине право на выплаты утрачивают семьи, проживающие за границей.

Выплата «зарплаты» родителям связана с тем, что когда они забирают ребенка из школы, то соглашаются тратить свое время на получение образования, а государство экономит деньги на зарплату педагогам, помещение, горячее питание и пр. В Свердловской области 80% от выделяемых из бюджета денег на ребенка уходит родителям детей на семейном обучении, оставшиеся 20% — в школу.

Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2024 году

Образование

05.2022

Школьное образование в России является обязательным, но получать его можно не только в стенах школы, но и на дому. Особенно актуален переход на надомный вариант обучения для детей с особенностями развития, которым сложно посещать обычную школу.

Расскажем, кто может перевести ребенка на домашнее обучение, как это сделать, и можно ли не переходить на надомное обучение, даже если есть медицинские показания.

Общие сведения о домашнем обучении

Что это такое.Обучение на дому – форма организации учебного процесса в домашних условиях или в стенах медицинского учреждения, разработанная для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу.

Правовое регулирование.Возможность получения школьного образования на дому опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». Эта форма образования специально предусмотрена для обучения детей-инвалидов, а также детей, которые нуждаются в длительном лечении и не могут посещать образовательные организации.

Согласно п.6 ст.41 273-ФЗ «Об образовании» порядок перевода ребенка на домашнее обучения определяют региональные органы власти. Это значит, что в каждом регионе есть своя специфика оформления надомного обучения.

Чем отличается от семейного обучения.Домашнее обучение следует отличать от семейного образования, хотя оба эти варианта предполагают освоение школьной программы за пределами стен школы.

Главное отличие в том, что на домашнее обучение ребенка переводят только по состоянию здоровья, за его обучение отвечает школа. При семейном обучении ответственность за образовательный процесс несут родители и перейти на него можно по желанию семьи без медицинских показаний.

В рамках этой формы ребенка прикрепят к школе только на время прохождения аттестаций и за качество образовательного процесса отвечают родители. Учителя на дом к ребенку на семейном обучении не ходят, а родители сами определяют, как осваивать образовательную программу: учить ребенка самостоятельно или привлекать репетиторов.

Основания для перехода на домашнее обучение

Можно ли перейти на домашнее обучение по желанию родителей. Для перевода ребенка на домашнее обучение нужны медицинские показания: одного желания родителей будет недостаточно.

С какими болезнями переводят на домашнее обучение.Для перевода на надомное обучение у ребенка должно быть диагностировано тяжелое заболевание, не позволяющее ходить в школу. Основаниями для перевода по решению врача могут стать:

  • тяжелая форма сахарного диабета 1 типа;
  • злокачественные новообразования;
  • психические расстройства (шизофрения, умственная отсталость, расстройства личности и настроения и пр.);
  • мышечная дистрофия, миопатия;
  • эпилепсия;
  • ДЦП;
  • сердечная недостаточность I,II ст., нарушение свертываемости крови;
  • заболевания глаз (глаукома, отслойка сетчатки и пр.);
  • поражение опорно-двигательного аппарата и пр.

Полный перечень заболеваний для перехода к надомного обучению содержит Приказ Минздрава №436н от 20 июня 2016 года.

При указанных заболеваниях ребенку могут рекомендовать надомное обучение бессрочно. В некоторых случаях врачи могут рекомендовать обучение на дому на период восстановления после тяжелой болезни или перенесенной операции. Так, основанием для перевода на надомное обучение являются состояния, требующие постельного режима более 1 месяца после травмы или хирургического вмешательства (согласно Письму Минздрава России от 14.09.2016 №15-3/10/2-5810).

Но сам по себе диагноз не служит основанием для получения образования в домашних условиях. Ч тобы ребенок продолжил обучение дома учитывается не просто наличие заболевания, а общее психологическое и физическое состояние ребенка, которое препятствует посещению школы.

Так, например, дети с умственной отсталостью могут проходить обучение как совместно с другими учениками, в специально созданных организациях или учиться на дому. Решение о переводе на надомный формат может быть принято при наличии стойких неконтролируемых нарушений поведения, фармакорезистентности или на фоне длительного подбора терапии.

Обязательно ли переводить ребенка на надомное обучение.Родители могут, но не обязаныпереводить своего ребенка с ограничениями по здоровью или инвалидностью на надомное обучение. Выбор формы обучения всегда остается за родителями: без их желания и письменного заявления ребенка на надомное обучение не переведут.

Такие обстоятельства как отсутствие в школе пандусов и неприспособленность для обучения детей с инвалидностью не могут стать основанием для перевода ребенка на надомное образование. Ребенку могут рекомендоватьобучение на дому только при наличии тяжелого заболевания.

Обязательно ли оформлять инвалидность.На домашнее обучение переводят ребенка не на основании справки об инвалидности, а с учетом заключений специалиста о необходимости обучения на дому. При наличии установленной группы инвалидности у ребенка больше шансов получить рекомендации о переходе на надомное обучение, но даже без нее можно добиться перевода.

Если заболевание ребенка не перечислено в перечне Минздрава, медицинская комиссия может прийти к выводу о целесообразности надомного обучения

В случае если у ребенка нет проблем со здоровьем, он может перевестись на семейныйформат обучения за пределами школьных стен.

Как перейти на домашнее обучение

Куда обращаться. Решение о переходе к обучению на дому принимают на основании медицинского заключения. Поэтому первоначально нужно посетить педиатра, который инициирует заседание комиссии.

Порядок перевода ребенка на надомное обучение.Чтобы ребенок мог учиться на дому необходимо пройти следующие этапы:

Справка о переходе на домашнее обучение

  1. Обратиться в медицинскую организацию для получения медицинского заключения. Оно содержит указание на медицинские показания для перевода ребенка на надомное обучение. Заключение действует 1 год.
  2. Передать в школу медицинское заключение вместе с заявлением о переходе на надомное обучение. Копию заявления нужно адресовать в департамент образования.
  3. Администрация школы издает приказ с указанием перечня предметов, количества учебных часов, ответственного персонала, места получения образования и периодичности аттестаций.
  4. Подписывается договор о надомном образовании. Родителям выдадут журнал учета уроков, где учителя будут отмечать пройденные занятия.
  5. Если состояние здоровья ребенка требует индивидуальной вспомогательной программы, то ее содержание школа предварительно согласует с родителями.

В регионах может быть установлен свой порядок перехода на надомное обучение, поэтому перед инициацией процедуры стоит ознакомиться с местными нормативно-правовыми актами.

Какие документы нужны.Чтобы перевести ребенка для обучения на дом нужны:

  • медицинское заключение с указанием одного из заболеваний, дающих право учиться дома;
  • письменное заявление родителей;
  • справка о составе семьи;
  • паспорта родителей и ребенка;
  • свидетельство о рождении;
  • копия справки об установлении инвалидности;
  • ИПРА;
  • СНИЛС;
  • согласие на обработку персональных данных.

Можно ли в 11 классе перейтина домашнееобучение. Перейти на надомное обучение при наличии медицинских показаний можно в любом классе. Учиться дома могут и первоклассники, и выпускники 9 или 11 класса.

Когда можно перейти.Уйти на надомное обучение можно не только в любом классе, но и в течение всего года, если появились медицинские показания. После выздоровления при отсутствии запретов со стороны врачей ребенок может вернуться в класс.

Как проходит домашнее обучение

Особенности обучения на дому.При домашнем обучении ребенок получает знания вне стен школы. Обычно он прикрепляется к ближайшем к месту жительства учебном заведению. Надомное образование максимально приближено к классическому:

  1. Дети числятся в определенном классе, они числятся в контингенте школы.
  2. Они проходят одинаковую программу с другими учениками, пишут контрольные и проверочные работы, принимают участие в общешкольных мероприятиях.
  3. Ученики получают учебники и занимаются по графику с учителями.
  4. Школьникам выдают бесплатные учебники, они могут пользоваться библиотекой.
  5. По результатам обучения школьники сдают ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ и получаю аттестат.

Разница только в том, что учителя приходят к ребенку домой (в больницу) или проводят занятия онлайн. Помимо учителей ребенок может пользоваться услугами логопеда, дефектолога, психолога и пр.

Часто бывает, что один учитель обучает ребенка по нескольким предметам. Например, по математике и физике, истории и обществознанию и пр. Это вполне законно, так как в дипломах учителей обычно указана смежная специальность.

Особенности обучения.Если ребенок нуждается в помощи ассистента или тьютора, их должны предоставить на все время урока. Тьютор – это специалист, который помогает в образовательном процессе и оказывает психологическую поддержку.

Ассистент отвечает за техническую помощь.

Потребность ребенка в сопровождении тьютора или ассистента может быть подтверждена заключением ПМПК или решением школьного консилиума.

Коррекционные занятия.Некоторые дети с инвалидностью нуждаются в специальных коррекционных занятиях. Они наряду с тьюторами и ассистентами относятся к особым условиям получения образования детьми с ОВЗ (на основании ч.3 ст.79 ФЗ-273 «Об образовании»).

Потребность в проведении таких занятий указывается в заключении ПМПК или ИПРА. Предоставить коррекционные занятия в полном объеме должны независимо от того, по какой форме ребенок проходит обучение: на дому или очно.

Ответственность родителей.За качество полученных знаний отвечают не родители, а школа. Задача родителей лишь в том, чтобы предоставить учителям доступ в квартиру и подготовить все необходимое для занятий: парту, учебники, приспособления для чтения и пр.

Может ли проходить дистанционно.Обучение на дому может проходить в онлайн-формате. Если состояние здоровья ребенка позволяет, то часть программы он может осваивать в стенах школы и посещать уроки и школьные мероприятия.

По какой программе будут учить ребенка.При обучении ребенку могут разработать индивидуальный учебный планс учетом медицинских рекомендаций. Дети могут учиться по общей программе, по окончании которой они получат аттестат общего образца.

Также им могут предложить обучение по адаптированным программам, в частности, для детей с умственной отсталостью и прочими нарушениями интеллекта. В этом случае процесс обучения упрощен, а количество аттестаций скорректировано в индивидуальном порядке

Сколько уроков на домашнем обучении.Перевод ребенка на надомное обучение не ведет к автоматическому уменьшению учебной нагрузки, хотя на практике она обычно сокращается.

СанПин в таблице 6.6 «Требования к организации учебного процесса» устанавливает только предельные значения школьной нагрузки, которая варьируется в зависимости от класса:

  • 1-4 класс – до 23 уроков в неделю;
  • 5-9 класс – до 29-32 уроков;
  • 10-11 класс – до 33-34 уроков.

Законодательно не установлено, что учебная нагрузка детей, которые учатся на дому, должна сокращаться (значения по минимальной нагрузке отсутствуют). Если здоровье ребенка позволяет учиться наравне с одноклассниками, количество уроков не должны сокращать. Тем более, не должно быть ситуации, когда часть предметов передаются ребенку для самообучения.

Регионы могут устанавливать свои нормативы по организации учебного процесса. Нередко из 29-34 часов стандартной нагрузки у детей с ОВЗ остается не более 21, а чаще – 8-12 уроков.

При необходимости родители могут обратиться с заявлением о пересмотре учебной нагрузки как в сторону увеличения (в пределах нормативов), так и уменьшения (желательно сослаться на заключение врача). Также можно попросит увеличить нагрузку по отдельным предметам.

Преимущества и недостатки надомного обучения

Перед тем как принять решение о надомном обучении нужно взвесить все преимущества и недостатки, а также оценить возможные альтернативы для получения образования. Надомное обучение обладает рядом преимуществ:

  1. Это бесплатно: не требуются дополнительные затраты на репетиторов, учителя сами будут приходить из школы.
  2. Ребенок сохраняет возможность получения образования, несмотря на болезнь. При прохождении длительного лечения и реабилитации можно не прерывать учебный план.
  3. Ребенок остается в своем классе и продолжает обучение со знакомыми ему учителями.

У обучения на дому есть также ряд существенных недостатков:

  1. В перечень болезней входят только наиболее острые состояния: если ребенок болен не тяжело, он будет посещать школу вместе со всеми.
  2. В учебный план часто не входят творческие предметы: ИЗО, музыка, технология и пр.
  3. Учителя часто не имеют материальной мотивации для качественной организации надомного обучения.
  4. Проблемы с социализацией ребенка, отсутствие общения со сверстниками.
  5. Нередко возникают сложности с графиком обучения.
  6. У учителей зачастую не хватает квалификации для работы с детьми с ОВЗ.

Платят ли родителям компенсацию при надомном обучении

При переходе на семейное обучение родители могут частично компенсировать свои расходы на организацию обучения ребенка, если в регионе действует компенсация. Но при надомном обучении ответственной за обучение остается школа, поэтому такие выплаты родителям не положены. Но они могут рассчитывать на компенсацию стоимости питания: данные гарантии действуют на федеральном уровне.

Согласно ч.7 ст.79 273-ФЗ «Об образовании» дети-инвалиды и имеющие ограниченные возможности здоровья должны быть обеспечены бесплатным двухразовым питанием. Если дети перешли на надомное обучение, то им обязаны выдавать продуктовые наборы или выплачивать денежную компенсацию стоимости питания. Порядок обеспечения детей-инвалидов бесплатным питанием устанавливают региональные или муниципальные власти.

Компенсацию за питание выплачивают на банковский счет родителей (согласно Письму Минобрнауки России от 14.01.2016 №07-81). Размер компенсации варьируется в зависимости от региона в диапазоне от 50-60 до 200 рублей в день.

Для получения компенсации родителям нужно передать в школу заявление о предоставлении денежной компенсации за бесплатное школьное питание с приложением:

  • паспорта;
  • выписки и банковского счета;
  • документов, подтверждающих инвалидность;
  • свидетельства о рождении ребенка и СНИЛС.

Компенсацию будут перечислять на банковский счет ежемесячно.

Семейное обучение: что это такое, кому оно подходит и о чем важно знать родителям

Семейное обучение: что это такое, кому оно подходит и о чем важно знать родителям

Чем семейное обучение отличается от простого дистанта? Должен ли родитель сам учить ребенка? Как в процессе участвует школа?

Вместе с Дмитрием Яковлевым, операционным директором «Онлайн-школы № 1», отвечаем на эти и другие родительские вопросы о хоумскулинге.

Почему семейное обучение стало популярным

Раньше хоумскулинг был выбором родителей-энтузиастов, но в последние несколько лет количество детей, которые учатся дома, продолжает расти. Эксперты выделяют несколько причин:

  • Эпидемиологическая обстановка. Зимой 2020-го, когда казалось, что коронавирус ещё очень далеко, некоторые родители уже начали искать альтернативу очному обучению, чтобы не отправлять детей в места массового скопления людей.
  • Неготовность школ к переходу на дистанционный формат. Проблемы со связью, огромные домашние задания и сама организация образовательного процесса — всё это подтолкнуло родителей к выбору семейного образования.
  • Индивидуальный подход. В крупных городах классы могут состоять из 35 детей (а где-то их даже больше 40!), поэтому семьи начинают искать альтернативу, которая позволит детям получать качественное образование, испытывая при этом меньше стресса.

Семейное обучение или домашнее? В чём разница

Семейное и домашнее образование — это вовсе не синонимы.

Семейную форму обучения для своего ребёнка может выбрать практически любая семья. Специальных условий для этого не требуется: закон позволяет родителям забрать ребёнка из школы в любой момент. Даже если решение будет принято в середине учебного года, его не могут отклонить.

Исключение — дети, которые состоят на учёте в полиции или находятся под наблюдением психиатра.

Однако родителям, которые хотят сделать выбор в пользу семейного обучения, следует помнить, что вся ответственность за качество образования детей ляжет теперь на их плечи. Если ребёнок перешёл на семейное образование, единственной функцией школы, к которой он прикреплён, становится проведение промежуточной или государственной итоговой аттестации.

Домашнее обучение, в отличие от семейного, назначается только по медицинским показаниям и курируется со стороны школы. Так, ученики, которые находятся на домашнем обучении, закрепляются за определенным классом и продолжают там числиться: у них есть классный руководитель, домашние задания, контрольные работы, которые они выполняют вместе со своими одноклассниками, но из дома.

Преимущества семейного обучения

1. Спокойная обстановка.Семейное образование исключает большинство проблем, с которыми ребёнок может столкнуться в школе, — например, буллинг или конфликты с учителями.

2. Индивидуальный план обучения.Родители хоумскулера могут самостоятельно выбрать предметы, которые он будет изучать, и решить, какими науками ребёнок будет заниматься углублённо.

Другими словами, семейное обучение позволяет выбрать тот формат образования, который подходит каждому конкретному ученику.

3. Качество образования.Больше никаких поисков «сильной» школы в соседнем районе (а то и городе!) — хоумскулинг даёт возможность получить фундаментальные знания не выходя из дома, а педагоги из «Онлайн-школы № 1» готовы в этом помочь.

Школа нанимает настоящих профессионалов своего дела: кандидат должен преодолеть 8 этапов собеседования, обойдя при этом четыре сотни конкурентов.

4. Мобильность.Этот пункт особенно актуален для семей, которые часто переезжают.

Ребёнок на семейном обучении не привязан к конкретному месту, а ещё у него нет необходимости тратить время на дорогу в школу и мучительно ждать каникул, чтобы поехать с родителями на отдых или к бабушке в деревню.

5. Экономия.Семейное образование полностью вычёркивает из бюджета статью расходов на школьную форму, сменку, спортивную форму.

6. Свободное время.У хоумскулера нет количества часов, которое он должен отсидеть в классе, — это позволяет уделить больше времени хобби, кружкам и секциям (родителям будущих чемпионов мира по хоккею и оперных певцов советуем задуматься).

Как учатся хоумскулеры

У ребёнка на семейном обучении есть несколько путей получения образования:

  • Самостоятельно. При этом читать гору учебников не обязательно — на помощь школьникам приходят различные образовательные платформы, в том числе государственные.
  • На занятиях с репетиторами. Да, это довольно дорого. Небольшой лайфхак: можно найти репетиторов только по профильным предметам, а остальные изучать своими силами.
  • В онлайн-школе. Например, учителя «Онлайн-школы № 1» проводят полноценные уроки в дистанционном формате, а кураторы проверяют домашние задания (куда без них!). У каждого ученика есть наставник, который оперативно отвечает на любые вопросы по ходу учебного процесса

Как перейти на семейное образование: инструкция

Если вы задумываетесь над переводом ребёнка на семейное обучение, этот пошаговый план для вас!

1. Определитесь с форматом обучения: можно поискать вместе с ребёнком видеоуроки, оплатить несколько занятий у репетитора или пройти пробную неделю в «Онлайн-школе № 1» — это бесплатно.

2. Посетите школу, в которой учится ваш ребёнок, и предупредите директора о переводе на семейное образование.

3. Направляйтесь в районный отдел образования и напишите уведомление о переводе ребенка на семейную форму обучения. Помните, что это именно уведомление, а не заявление, прошение или иной документ, на который нужно получить одобрение, — вы сообщаете, что отныне берёте на себя ответственность за образование ребёнка. Важно: уведомление должно быть заверено надзорным органом, иначе оно не имеет юридической силы.

4. Выберите школу для прохождения аттестации — отдел образования обязан предложить на выбор несколько вариантов. Если вы выбрали школу заранее, не забудьте подтвердить это справкой.

5. Вместе с уведомлением из отдела образования возвращайтесь в школу и напишите заявление об отчислении. Учреждение обязано выдать вам все документы ребёнка: личное дело, медицинскую карту, табели о прохождении четвертных аттестаций.

6. Передайте пакет документов школе, в которой ваш ребёнок будет проходить аттестацию.

7. Отпразднуйте с ребёнком новый жизненный этап!

«Онлайн-школа № 1» — это лицензированная онлайн-школа с 1-го по 11-й класс, в которой учатся более 4000 учеников. Школа даёт возможность получить дистанционное образование из любой точки мира с аттестатом государственного образца. Предложите ребёнку пройти тестовую неделю в онлайн-школе уже сегодня!

Фото на обложке: Undrey / Shutterstock / Fotodom

Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи

Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Терминология

Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа.

К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.

Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком. Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься?

Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?». И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором. На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование.

Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их. Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании.

После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители. Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать.

Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года.

Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники. Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля. Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы.

На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного. Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения.

Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории. Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком.

Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы. Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете. Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам. В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.
  2. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.
  3. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор. В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам.

Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе.

Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена. С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика.

Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно. Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание.

Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать.

Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться.

Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора. Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе.

Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками. Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»

Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.

«Мама работает?»

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования.

С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»

В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет. В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы.

Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения. Купить сейчас можно практически всё, что угодно.

«Что труднее всего далось?»

Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.

«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»

Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.

«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»

Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе.

Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.

«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»

Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию.

Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.

«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»

Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен. У него будет несколько возможностей пересдать его.

Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.

admin
Оцените автора
Ракульское