Оплата отопления в летний период

Плата за отопление составляет едва ли не большую часть суммы в ежемесячной квитанции за квартплату. Тем более вызывает интерес, каким образом можно проверить справедливость начислений, да и вообще полезно бывает разобраться, как начисляется платеж за теплоснабжение, как привязаны озвучиваемые тарифы к реальным суммам, которые можно видеть в квитанциях ЖКХ.

Практически сразу здесь появляются сложности. Прежде всего это единицы измерения. Многие справедливо привыкли к тому, что энергия измеряется в джоулях, в крайнем случае, в киловатт*часах.

Однако когда речь идет о тепле, то используются категории гигакалорий.

Но даже не в единицах измерения заключается главная сложность. Расчет включает в себя задействование множества формул, применение которых зависит от многих факторов, к примеру от того, присутствуют ли в системе отопления дома приборы точного учета тепла. Все эти условия и варианты представляется целесообразным рассмотреть далее.

Разделы материала

  1. Стоимость услуги теплоснабжения за 1 кв. м в Гкал в 2019 году в многоквартирном доме
  2. Каков порядок начисления платы в МКД по нормативу 354 Постановления?
  3. Если не установлены ни общедомовой, ни индивидуальные приборы учета
  4. ОДПУ присутствует, но ИПУ нет
  5. Приборами учета оборудован и сам МКД, и все жилые помещения в нем
  6. Присутствует ОДПУ, однако ИПУ оборудованы не все квартиры, но как минимум одна
  7. Определение расхода тепловой энергии на ОДН
  8. Как платить по счетчикам?
  9. Сколько вы будете платить по счетчику?
  10. Что такое повышающий коэффициент?
  11. Льготы для ветеранов труда и инвалидов

Стоимость услуги теплоснабжения за 1 кв. м в Гкал в 2019 году в многоквартирном доме

Плата за отопление разнится от региона к региону. Максимальные показатели (которые, конечно же, и востребуются) устанавливаются администрацией региона, как правило, на каждое полугодие. Плюс к тому, формулировка «цена отопления за 1 кВт на м²» не верна – государственные власти ограничивают стоимость именно самой гигакалории, потребляемой единицей коммунального хозяйства.

Почитать  Нюансы приватизации земли под гаражом что это такое и как проводится процедура

Ведь гигакалория – это аналог единицы работы (того самого Джоуля или киловатт*часа), просто для удобства имеющего больший масштаб. Так, например:

  • 1 гигакалория соответствует 4 184 000 000,00 Джоулей (4,184 гДж);
  • 1 гигакалория соответствует 1 162,22 киловатт*часа (кВт*ч).

Учет тепла удобно производить именно в гигакалориях в связи с большим масштабом потребления тепловой энергии (тепло имеет крайне высокую плотность энергии по сравнению, к примеру, с той же механической работой).

Данные нормативы сильно разнятся между собой по разным регионам в связи с тем, что между ними существенно отличаются и температурные климатические режимы (одно дело – зима в Ставрополье и совсем другое – в Анадыре). Кроме того, даже внутри одного и того же региона (субъекта Федерации) могут существовать несколько разновидностей нормативов в зависимости от того, каково качество дома, для которого применяется данный норматив.

Если это деревянный барак постройки 50-х годов прошлого века, то и энергии для поддержания комфортной температурной среды там потребуется больше, чем в более современных многоэтажных домах.

Норматив задается именно на 1 м² жилой площади, то есть имеет место привязка: чем больше ваша квартира, тем больше вам придется платить за тепло в случае, если действуют нормативные коэффициенты, вне зависимости от того, насколько эффективна в вашем доме теплоизоляция.

Понимая это, государственная администрация стремится создать условия и простимулировать процесс оборудования индивидуальными приборами учета тепла всех потребителей, то есть как минимум произвести установку общедомовых счетчиков тепла.

Однако здесь существует ряд ограничений:

    Сейчас индивидуальный прибор учета на квартиру (в домах постройки до 2012 года) устанавливается в том случае, если там существует централизованная подводка от единого стояка. Если же труб несколько, то установка ИПУ признается на данном этапе физически невозможной в связи с необходимостью установки большого количества счетчиков (на каждую батарею), дороговизной процесса и сложностью ведения учета.

Многоквартирные дома, сдаваемые в эксплуатацию после 01.01.2012 г. (как новострой или же после капитального ремонта) уже по закону обязаны быть оборудованы индивидуальными и общедомовыми счетчиками тепла.

Каков порядок начисления платы в МКД по нормативу 354 Постановления?

Если присутствует сразу несколько систем оплаты за одну и ту же коммунальную услугу, а кроме того, предоставление данного блага обладает свойством неисключаемости (то есть невозможно исключить отдельных пользователей из потребления этой услуги), то приходится изобретать способы, позволяющие производить должный учет ее расходования, чтобы никто не был вынужден переплачивать за то количество услуги (в нашем случае – тепла), которое в действительности не потребляли.

В соответствии с поправками в Правилах расчета потребления тепла (№354) в зависимости от различных сочетаний наличия приборов учета расходования тепла выделяются 4 разных варианта, как вычислить плату за потребленное тепло для каждого из ответственных квартиросъемщиков МКД, которые описываются четырьмя формулами.

Результирующим показателем формулы является сумма ежемесячных отчислений за пользование услугой. Подробное рассмотрение данных формул позволит понять, как проверить правильность начисления платы.

Если не установлены ни общедомовой, ни индивидуальные приборы учета

Здесь оплата за потребленное тепло в квартире начисляется как результат совокупности трех параметров:

  • действующего норматива (утвержденного государственной администрацией региона), определяющего, сколько именно энергии (Гкал) требуется для отопления именно вашего жилья (1 м2) в месяц;
  • действующего тарифа стоимости реальной и условной гигакалории;
  • общей площади квартиры(балконы и другие неотапливаемые пространства здесь не учитываются).

Формула ежемесячного потребления имеет следующий вид:

Pi=Si x N x T
  • Si — общая площадь i жилого или нежилого помещения.
  • N — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в месяц.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Закон предусматривает возможность взимания платы за отопление:

  • как в течении только самого отопительного сезона;
  • так и в течении всего года (законно ли оплачивать отопление летом?).

Решение, как будет начисляться счет за теплоснабжение, принимается региональными властями (в зависимости от наполненности бюджета на ремонт и эксплуатацию тепловых сетей). Но если принимается решение взимать плату по нормативу в течение всего года равномерно (то есть и летом, когда отопление не востребовано, тоже), то в формуле расчета применяются поправочные коэффициенты.

При этом, если оплата производится по нормативным показателям, а дом оборудован общим прибором учета тепла, то при равномерном начислении одинаковая сумма будет взиматься с вас и зимой, и в летние месяцы.

Таким образом, может получиться ситуация, когда количество потребленных по нормативу гигакалорий превысит их реально использованную величину. В этом случае должен производиться корректирующий платеж в пользу каждого ответственного квартиросъемщика по результатам фактического потребления тепла.

Формула корректировки для каждой квартиры выглядит следующим образом:

Pкор. = ((Pi х n) – Pсчет.) / Sобщ.

* Si (Формула 2),

  • Si — общая площадь i жилого или нежилого помещения;
  • Sобщ — общая площадь всего жилого дома;
  • n — число месяцев, за которое делается перерасчет;
  • Pi — начисленная сумма для i жилого или нежилого помещения за n месяцев;
  • Pсчет. – сумма потребления тепла по общедомовому счетчику за n месяцев потребления.

Если же оплата происходит не равномерно по году, а только за расчетный период (то есть за каждый месяц индивидуально), то используется Формула 1, где нормативные показатели соответствуют данному месяцу (наиболее часто встречающийся вариант расчета).

ОДПУ присутствует, но ИПУ нет

Важная поправка для данной формулы – ни одна квартира в доме не оборудована индивидуальным счетчиком учета тепла:

Pi = V д х S i / S об x T
  • V д — объем потребленного тепла за расчетный период, в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии.
  • S i — площадь i-го жилого (или нежилого) помещения.
  • S о б — общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Формула призвана учесть именно долю данной квартиры в общедомовом потреблении. Разумеется, она не может принять к учету различия в индивидуальном потреблении тепла (например, в одной квартире установлены пластиковые стеклопакеты, а в другой присутствуют разбитые окна), однако это уже первое приближение к индивидуальной ответственности за потребляемое коммунальное благо.

Приборами учета оборудован и сам МКД, и все жилые помещения в нем

Для этой формулы важно, чтобы счетчиками тепла были оборудованы именно все квартиры в доме.

Pi = (Vi n + Vi одн x Si / S об ) x T
  • Vi n — количество потребленного тепла за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении дома, определенный по показаниям индивидуального прибора учета.
  • Vi одн — количество тепловой энергии, потраченной на общедомовые нужды в МКД за расчетный период (при этом дом оборудован общим счетчиком).

Количество тепла, потраченное на общедомовые нужды в многоквартирных домах рассчитывается, как разница между общим количеством тепла (по общему счетчику и суммой показателей всех индивидуальных счетчиков в квартирах).

  • Si — площадь i-го жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.
  • S об — общая площадь всех жилых помещений в МКД.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Суть проста: собственное тепло каждый ответственный квартиросъемщик оплачивает самостоятельно, а тепло на общедомовые нужды распределяются между всеми жильцами. При этом в качестве весов используются площади их квартир по отношению к общей полезной площади дома.

Присутствует ОДПУ, однако ИПУ оборудованы не все квартиры, но как минимум одна

Это самый сложный вариант формулы:

Pi = (Vi+Si х (V д -∑Vi) / S об ) x T
  • Si — площадь i-го жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.
  • V Д – объем потребления тепла в доме, посчитанный по общедомовому счетчику.
  • Vi – потребление тепла в квартире. Если там присутствует счетчик расхода тепла, то берется объем потребления по счетчику.
  • S об — общая площадь всех жилых помещений в МКД.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Смысл такой: на квартиры без счетчиков экстраполируется значение среднего потребления тепла квартир со счетчиками. Для этого рассчитывается средний объем тепла на квадратный метр в квартирах, оборудованными счетчиками и умножается на количество квадратных метров квартир, приборами учета не оборудованных.

Определение расхода тепловой энергии на ОДН

По сути, все приведенные выше формулы так или иначе стараются совместить прямой учет количества потребленных каждой квартирой гигакалорий (по счетчику или по нормативу), а также разделить по справедливости между ответственными квартиросъемщиками величину тепла, потраченного за период на общедомовые нужды.

Во всех формулах в качестве весов применяется соотношение метража каждой квартиры по отношению к совокупной полезной площади дома, находящегося в собственности у людей.

  • Si — площадь i-го жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.
  • V Д – объем потребления тепла в доме, посчитанный по общедомовому счетчику.
  • Vi – потребление тепла в квартире. Если там присутствует счетчик расхода тепла, то берется объем потребления по счетчику.
  • S об — общая площадь всех жилых помещений в МКД.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Произвести выделение общедомовых расходов теплоэнергии из общего количества потраченного тепла можно только в случае, если дом оборудован общим счетчиком. В противном случае расчет будет производиться по нормативу.

Как платить по счетчикам?

Подавляющее большинство населения нашей страны оплачивают теплоэнергию по нормативным показателям. Но нормативы всегда берутся с избытком, и потому совершенно естественно, что у граждан в многоквартирном доме есть стимул перейти на оплату тепла по счетчику. К тому же, не очень-то хочется платить за соседа, у которого форточка всегда нараспашку.

Однако сделать это не так-то просто. Во-первых, сами приборы учета тепла еще несовершенны. Здесь возможны 2 варианта:

  1. В квартиру есть подводка единой трубы отопления, от которой в дальнейшем производится внутриквартирная разводка. Тогда счетчик ставится единый (он учитывает расход теплоносителя в трубе, а также разницу входящей и исходящей температуры). В результате формируется количество «оставленной» в квартире энергии.
  2. Если же единой трубы нет, то для того, чтобы перейти на оплату тепла по счетчику, нужно оборудовать все без исключения радиаторы отопления в доме приборами учета расхода тепла. Такой счетчик стоит недешево.

Для того, чтобы начать платить по индивидуальным счетчикам, следует обратиться в управляющую компанию. Нужно подать заявление на перевод начисления оплаты с использованием данных, получаемых от указанных персональных счетчиков. В заявлении после своего Ф.И.О. следует указать полный адрес расположения потребителя (то есть квартиры), а также номер лицевого счета.

Следует отметить, что счетчики должны быть сертифицированными, то есть они должны иметь подтверждающие документы, свидетельствующие о возможности использования данных ИПУ на территории РФ.

Сколько вы будете платить по счетчику?

По счетчику оплата за отопление начисляется за то количество энергии (с учетом разницы температур и расхода теплоносителя в трубе), которое будет оставаться внутри вашей квартиры. (А это меньше, чем по нормативу).

При оплате по счетчику стоимость гигакалории в настоящее время составляет точно ту же величину, как и при оплате по нормативным показателям (все зависит от региона).

Что такое повышающий коэффициент?

Для того чтобы стимулировать переход на оплату тепла по приборам учета, применяется устанавливаемый государством (по всей стране) повышающий коэффициент. С 01.01.2017 г. он составляет 1,1 (к базовой ставке за гигакалорию).

Стоит отметить, что повышенный коэффициент указывается в счетах за отопление, выставляемых от РСО к управляющей компании, применение такого коэффициента к потребителям не предусмотрено, Письмо № 19506-00/04 от 02 июня 2017 г. Применяется он в случае, если техническая возможность установки общедомового счетчика есть, но прибор не установлен.

Плата за отопление в России рассчитывается на основании постановления правительства № 354 от 6 мая 2011 года. Конкретные решения о способах начисления платежей принимаются на региональном уровне, то есть субъект сам вправе выбирать: взимать плату только в течение отопительного сезона; либо раскидать сумму на весь год и оплачивать эту услугу летом. Наши эксперты подготовили статьи о том, как изменится тариф с 2020-го, добиться перерасчета в 2019 году, заключить договор по теплоснабжению, а также зависит ли норматив от этажности и к каким последствиям может привести задолженность.

Льготы для ветеранов труда и инвалидов

Льготы на оплату тепловой энергии предоставляются на 2 уровнях:

  1. На федеральном:
    • герои СССР и соц. труда;
    • ветераны и инвалиды ВОВ;
    • лица, пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
    • инвалиды всех трех групп;
    • граждане, воспитывающие ребенка-инвалида.
  2. На региональном:
    • малообеспеченные и многодетные семьи;
    • пенсионеры;
    • ветераны труда;
    • работники тыла во время ВОВ и жители блокадного Ленинграда;
    • работники бюджетной сферы.

Сами льготы предоставляются либо в виде компенсаций (тогда часть средств за потребленный ресурс возвращается субъекту в следующем месяце), либо в виде субсидий (что реже).

Единственный способ сдвинуть с мертвой точки модернизацию жилищно-коммунального хозяйства в стране – это создать систему стимулов у собственников оптимизировать свои затраты на потребляемые коммунальные услуги. Для этого необходимо, чтобы существовала прямая и жесткая корреляция между величиной оплаты и объемами потребления. И достичь этого можно только посредством массового внедрения приборов индивидуального учета (в нашем случае – тепла).

Плата за отопление в летний период

Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за отопление в летний период (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Теплоснабжение:
  • Автономное отопление
  • Актуализация схемы теплоснабжения
  • Аренда котельной
  • Бездоговорное потребление тепловой энергии
  • Вентиляция
  • Ещё.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Плата за отопление в летний период

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Чем обусловлен резкий рост коммунальных платежей за отопление по сравнению с предыдущими отопительными периодами?
(«Официальный сайт ФАС России», 2021) При оплате на основании показаний приборов учета тепловой энергии оплата потребителями услуги по отоплению производится только в отопительный период и отсутствует в летний, что и является основной причиной более высоких платежей за коммунальные услуги в зимний период.

Нормативные акты: Плата за отопление в летний период

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N АПЛ19-555
Граждане О.Г., М., К., Р. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 59(1), 60(1) Правил, полагая их не соответствующими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Закон об энергосбережении), пункту 13 статьи 2, пункту 5 части 1 статьи 3, части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года. Пункт 59(1) Правил в части слов «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункт 60(1) Правил в части слов «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют, по мнению административных истцов, ресурсоснабжающим организациям злоупотреблять своими правами и извлекать необоснованное обогащение в виде платежей за ресурс, поставка которого в летнее время не осуществляется.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.11.2019 N АКПИ19-699
Граждане О.Г., М., К., Р. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 59(1), 60(1) Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункту 13 статьи 2, пункту 5 части 1 статьи 3, части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года, и нарушают права потребителей.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    ВС счел обоснованной оплату отопления в летний период, если узел учета неисправен или поверка просрочена

    Отклонив доводы административных истцов о том, что по окончании отопительного сезона им все равно выставлялись счета за отопление, Верховный Суд указал, что подобные вопросы должны решаться в порядке гражданского судопроизводства

    09 декабря 2019

    Фотобанк Freepik

    Адвокаты разошлись в оценке выводов ВС. По мнению одного из них, решение соответствует сложившейся правоприменительной практике. Двое других раскритиковали позицию ВС, согласно которой собственники квартир несколько месяцев должны оплачивать услуги, которые им фактически не оказываются.

    Как отметил один из адвокатов, такие разъяснения противоречат законодательству о защите прав потребителей.

    Верховный Суд РФ опубликовал Решение от 6 ноября по делу об оспаривании жильцами дома двух пунктов Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно которым плата за отопление квартир может взиматься и в неотопительный период.

    Галина Овешникова, Ольга Михайлова, Валерий Клыков и Галина Русановская являются собственниками квартир в многоквартирном доме, отопление которого обеспечивает ООО «Газпром теплоэнерго Орел». Данная услуга оказывается на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников жилья. Обслуживание общего имущества дома осуществляет ТСЖ «Советская-17».

    Дом, в котором проживают граждане, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента его установки жильцы оплачивали фактически потребленное количество тепла по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона. По окончании сезона 2018–2019 гг. общество продолжило выставлять жильцам счета за отопление, которое перестало подаваться в квартиры с 24 апреля.

    В ответе на запрос граждан от 24 июля общество пояснило, что основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии (далее – ОДПУ) требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии из-за истечения в марте межповерочного интервала на один его элемент. По состоянию на 11 июня все элементы ОДПУ прошли поверку и были признаны технически исправными, однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, так как коммунальный ресурс с 24 апреля не поставлялся и вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

    В очередном ответе на запрос общество указало, что восстановление работоспособности ОДПУ путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период. Тем не менее оплата отопления на основании п. 59.1 и 60.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ (вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет).

    Впоследствии граждане обратились в Верховный Суд с административным иском о признании недействующими п. 59.1 и 60.1 указанных Правил. В обоснование своих требований истцы ссылались на то, что спорные нормы допускают для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период. По их мнению, указанные нормы допускают возможность изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления – с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года, что нарушает права потребителей.

    Истцы сочли, что спорные нормы противоречат ЖК РФ и ГК РФ, а также законам об энергосбережении и о теплоснабжении.

    В судебном заседании представитель истцов поддержал их требования и отметил, что оспариваемые нормы позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил. Таким образом, компании начисляют потребителям плату за отопление в неотопительный период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если ранее использовался способ оплаты в течение отопительного периода. В свою очередь представители ответчика – Правительства РФ – возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на соответствие оспариваемых положений действующему законодательству.

    Изучив материалы дела № АКПИ19-699, ВС напомнил, что разд. 6 Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее эксплуатируемого коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации предусматривается льготный период для расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (п.

    59.1 Правил). Данная льгота распространяется на оплату услуги отопления, рассчитываемую из среднемесячного объема потребления ресурса. По истечении трех расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили восстановление работоспособности вышедшего из строя прибора учета, п. 60.1 Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

    После анализа норм жилищного и гражданского законодательства Верховный Суд отметил соответствие им оспариваемых положений Правил. Он указал, что согласно ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (ч. 1 ст.

    157). В соответствии с п. 1 ст. 544 и ст.

    548 ГК оплата энергии производится за количество, фактически принятое абонентом в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

    В свою очередь, положения Закона об энергосбережении устанавливают, что расчетные способы определения количества энергоресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных с помощью приборов учета. Исходя из ст. 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет теплоэнергии и теплоносителя производится путем измерения приборами учета.

    Учет расчетным путем допустим лишь в установленных законом случаях (например, при неисправности приборов учета, нарушении установленных сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии соответствующих приборов в точках учета).

    «Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется», – резюмируется в решении. ВС также добавил, что содержание оспариваемых норм является ясным и определенным.

    При этом Верховный Суд отклонил доводы истцов о том, что после окончания отопительного сезона общество выставляло собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и теплоэнергия не поставлялась. Как пояснил Суд, данные доводы не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в рамках гражданского судопроизводства. В итоге ВС отказал в удовлетворении иска.

    Комментируя выводы Суда, адвокат КА Кировской области «Кодекс» Артем Смертин отметил, что за последние годы законодатель достаточно полно отрегулировал жилищно-коммунальную сферу, и данное решение соответствует сложившейся правоприменительной практике.

    «Верховный Суд указал, что действующее регулирование предусматривает стимулирование начисления платы за потребленный ресурс, исходя из количественных значений, определенных на основании данных прибора учета. Бремя содержания имущества в многоквартирном доме возлагается на собственников, его своевременное техобслуживание – на управляющие организации. Следовательно, обеспечение исправности прибора учета тепловой энергии для точного расчета количественного показателя и платы за ресурс возлагается, в первую очередь, на собственников помещений в многоквартирном доме», – считает эксперт.

    Он добавил, что в данном случае Суд разъяснил, что при наличии фактов злоупотребления правом со стороны ресурсоснабжающей организации при начислении платы за поставку теплоэнергии, на которые указывали истцы, вопросы правильности начисления разрешаются в гражданском судопроизводстве.

    Адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев выразил категорическое несогласие с позицией ВС. «Во-первых, закон обязывает жильцов оплачивать отопление в потребленных объемах, установленных прибором учета. Истечение срока поверки общедомового прибора не означает, что он неисправен. Кроме того, проведение поверки и составление акта займет максимум один рабочий день.

    Почему же ни в чем не виноватые собственники квартир несколько месяцев должны платить за услуги, которые им фактически не оказываются? – отметил он. – Во-вторых, обращение в суд в данной ситуации бессмысленно, поскольку последует аналогичный отказ в иске по тем же основаниям (теплоснабжающая организация действует в рамках правительственных Правил)».

    Эксперт полагает, что в рассматриваемом случае Верховный Суд должен был удовлетворить иск либо отказать, но дать официальное толкование оспариваемых пунктов, которое ограничивало бы права коммунальной службы и защитило права собственников жилых помещений.

    Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов назвал решение типичным судебным актом по оспариванию нормативно-правового акта после введения в действие КАС РФ. По его мнению, высшая судебная инстанция с невероятной формальностью подошла к требованиям истцов. «Данное решение приведет как минимум к тому, что у административных истцов практически не будет перспектив при подаче иска к ресурсоснабжающей организации – судье психологически будет проще отказать в удовлетворении заявления. Кроме того, он может сослаться на выводы ВС в части того, что действия ресурсоснабжающей организации соответствовали Правилам, которые не нарушают ни одного вышестоящего закона», – пояснил он.

    Эксперт выразил уверенность, что решение повлияет на другие аналогичные ситуации. «Ресурсоснабжающие организации точно воспользуются им в своей судебной практике. Я крайне негативно воспринимаю данный документ в связи с тем, что потребители должны оплачивать услуги, которые фактически не потребили. Как это соотносится с Законом о защите по потребителей (в частности, ст. 37), мне непонятно. Оспариваемая норма явно противоречит здравому смыслу, а также логике законодательства о защите прав потребителей, которые должны платить не потому что потребляют какую-либо услугу, а потому что так написаны нормы права.

    Это требует корректировки», – заключил Александр Немов.

    Взимание платы за отопление в летний период. Почему мы столько платим за отопление? Как не платить за отопление летом

    Многие россияне наверняка задавались вопросом: почему за отопление мы платим не только зимой, но и летом, когда тепло в батареи не подается? На самом деле, все довольно просто, и логика здесь, в принципе, должна быть понятной. Для многих семей оплата именно этой услуги может достаточно серьезно ударить по бюджету, и поэтому общий объем проще разбить на все 12 месяцев, поскольку в итоге их сумма уменьшиться.

    Давайте рассмотрим простой пример, где цифры стоимости услуги ЖКХ условные – просто для лучшего понимания ситуации. Например, за год за отопление нужно заплатить 72 тысячи рублей. Вы можете разбить данную сумму на:

    • 9 платежей – по 8 тысяч рублей;
    • 12 платежей – по 6 рублей.

    Как видим, ежемесячная оплата во втором случае сокращается на 2 тысячи рублей, зато период оплаты продлевается на 3 месяца. Хочется еще раз подчеркнуть, что цифры приведены условные, поскольку главным здесь является объяснение целесообразности такого вида оплаты. Это все равно что покупка какой-то бытовой электроники в кредит – при наличии предложения с нулевой ставкой многие предпочитают вносить всю сумму не сразу, а планомерно, равными частями.

    Таким образом, мы платим постепенно, относительно небольшие суммы. В итоге отпадает необходимость «обескровливать» семейный бюджет сразу на несколько десятков тысяч рублей, и приобретается необходимая вещь.

    Точно так же и с отоплением – вместо того, чтобы платить достаточно серьезные суммы, но только в отопительный сезон, потребителям предлагается разбить платеж на все 12 месяцев. Поэтому дело здесь не в том, подается летом тепло в батареи или нет. Так, например, платят за тепло жители столицы. На правительственном уровне было принято решение разделить для москвичей годовую тарифную ставку на 12 равных частей.

    Впрочем, здесь также присутствует один момент, который не совсем нравится потребителям. Все дело в том, что сумма платежа высчитывается из нормативов, рассчитанных на самую суровую зиму. Иными словами, реальный температурный режим не учитывается, и мы платим, как говорится, по полной.

    Естественно, когда зима была теплой, количество потребленной тепловой энергии сокращалось, однако платежки гражданам присылали согласно действующим нормативам. Кстати, здесь стоит учитывать, что жителям Москвы здесь еще повезло, поскольку около 25 процентов расходов берет на себя столичное правительство. Жители других населенных пунктов вынуждены оплачивать все 100 процентов потребленной ими тепловой энергии.

    В сезоне 2016/2017 расчет абонентской платы в ряде регионов изменится.

    Впрочем, в этом году ситуация будет несколько иной. В ряде регионов страны абонплата будет рассчитываться по-иному. Граждане будут оплачивать только лишь количество фактически потребленной ими тепловой энергии по итогам предыдущего месяца. С одной стороны, такой шаг может быть неудобным для населения, поскольку многие привыкли разбивать всю сумму на 12 месяцев, тогда как сейчас цифры в их платежках гарантированно вырастут. Но при этом не стоит забывать, что при нормах, учитывающих максимально жесткий температурный режим, а не реальный, появляется широкое поле для разного рода нелегальных схем.

    В итоге население вынуждено из своего кармана оплачивать услуги, которое оно, по сути, не потребляло. Естественно, такая ситуация вызывает определенное недовольство. Люди вполне могут возмутиться, справедливо вопрошая – почему мы платим за услуги, которые по факту не потребляем.

    Власти Бердска обратились к губернатору Новосибирской области с просьбой разрешить жителям города не платить за тепло летом

    Стоит отметить, что в России, по сути, так не сложилось единого мнения относительно того, какой из двух вариантов лучше. Кому-то нравится платить за отопление круглый год, в том числе и летом, зато с меньшими суммами в квитанциях. Вместе с тем есть и множество сторонников второго варианта. Например, в конце июня власти Бердска заявили о своем намерении обратиться к Владимиру Городецкому, занимающему должность губернатора Новосибирской области.

    Они попросили главу региона разрешить начислять абонплату за отопление только лишь на момент отопительного сезона, отменив необходимость взимать ее летом.

    Данное желание местных властей связано с решением департамента по тарифам. Там было принято решение о целесообразности перехода на схему, при которой население будет оплачивать потребленную тепловую энергию в течение всего года. Соответствующее постановление было подписано Владимиром Городецким в середине июля 2016 года.

    Согласно документу, круглый год за отопление будут платить даже жители тех домов, в которых установлены счетчики.

    Областные чиновники объясняют свое решение следующим образом. По их мнению, отдавать за тепло осенью, зимой и весной по 6-7 тысяч рублей, и ничего не платить при этом летом, для многих жителей будет довольно накладно. В этой связи чиновники посчитали нецелесообразным оставлять в качестве «разгрузочных» три месяца самого теплого времени года.

    Следует отметить, что самих потребителей вообще лишили права голоса. Даже если бы собственники квартир в многоэтажном доме проголосовали за сохранение прежней системы 1/9, это ничего бы не изменило. В любом случае им пришлось бы оплачивать потребленную темповую энергию круглый год.

    Контролировать ситуацию должны представители госжилинспекции.

    В Бердске восприняли нововведение областного руководства неоднозначно. По мнению части жителей города, переход к системе 1/12 все равно не сможет существенно улучшить финансовое благополучие простых обывателей. Помимо этого, люди недоумевают: для чего же тогда в домах ставят счетчики потребленной тепловой энергии? Впрочем, последнее объясняется просто.

    Установка приборов учета позволит людям оплачивать реально потребленный ими объем тепла.

    Руководство города считает, что бердчанам нужно оставить право самостоятельного выбора. То есть граждане сами должны решать, как они будут платить за отопление – круглый год или только лишь в течение отопительного сезона. Здесь следует учитывать, что практически 100 процентов домов Бердска оснащены счетчиками. В этой связи большинство жителей Бердска предпочитают оплачивать потребленную тепловую энергию по факту.

    Приборы учета не поставлены только лишь в 70 домах – ввиду отсутствия технической возможности. Учитывая все перечисленные выше факторы, равно как и мнение простых обывателей, городские чиновники все-таки составили мотивированное обращение по этому поводу на имя губернатора и направили его руководителю региона.

    Красноярский край с 1 июля перешел на новый порядок оплаты тепловой энергии

    Обратная ситуация сложилась в иных регионах страны. Например, начиная с 1 июля этого года, Красноярский край перешел к системе оплаты потребленной тепловой энергии только лишь в течение отопительного периода. Ирина Моргунова, возглавляющая в администрации ЗАТО Железногорска управление экономики и планирования, еще весной объяснила местным журналистам, что в июне еще будет произведено начисление оплаты за отопление, тогда как в июле, августе и в сентябре абонплата по данной услуге ЖКХ будет отсутствовать.

    Она также обратила внимание на один достаточно важный момент. Моргунова объяснила, что согласно постановлению номер 400 правительства РФ, сократится в первую очередь сумма компенсации. Поэтому снижение платежа летом, возможно, окажется не столь существенным, как ожидали многие. Здесь все зависит от одного – какая величина компенсации была у того или иного потребителя.

    Существенное снижение увидят лишь те, кто оплачивал коммунальные услуги, в том числе и отопление, в полном объеме.

admin
Оцените автора
Ракульское