Обязательность заключения договора на вывоз мусора на даче

Купил квартиру без отделки у застройщика «А101». Недавно подписал акт приема-передачи и заключил договор с его управляющей компанией. После этого УК предложила в обязательном порядке подписать договор о вывозе строительного мусора.

По договору это платная услуга, которая рассчитывается так: 280 Р × площадь квартиры. В моем случае получается около 17 000 Р . Я пока отказался подписывать, но меня предупредили, что эту сумму мне могут включить в квитанцию об оплате ЖКУ.

Так законно? На мой взгляд, это навязанная услуга. Мусор могу вывезти сам на газели — будет намного дешевле.

Объясните, пожалуйста, как действовать.

Александр, если вы не хотите подписывать договор на вывоз строительного мусора, не подписывайте. Это необязательная коммунальная услуга, тарифы на которую государством не регулируются. Поэтому заключить такой договор вы можете только по своему желанию.

Алиса Маркина

Но есть исключение: если большинство ваших соседей на общем собрании собственников решат оплачивать услугу по вывозу строительного мусора, вам придется исполнять это решение. Если же общего собрания не было, то даже если УК включит вам услугу по вывозу строительного мусора в квитанцию за ЖКУ, то вы имеете право ее не оплачивать.

Какие договоры обязательны для собственника квартиры

Когда человек въезжает в свою квартиру, он обязан заключить договоры на основные услуги: подачу холодной и горячей воды, электроэнергию, отопление, газоснабжение, водоотведение и пр. Какие-то договоры он будет заключать со своей УК или ТСЖ, а какие-то — с ресурсоснабжающими организациями, например местным отделением водоканала. Эти организации будут поставлять человеку ЖКУ и присылать платежки, которые собственник обязан оплачивать.

Среди этих услуг есть обращение с ТКО, то есть сбор, сортировка, транспортировка и утилизация твердых бытовых отходов. В эти отходы входит только бытовой мусор и мусор после косметического ремонта, в том числе крупногабаритный. Вы можете выбросить табуретки и стол, которыми пользовалась ваша ремонтная бригада, а также ненужные обои.

Доплачивать за это не надо: за вывоз такого мусора вы уже и так платите по квитанции.

Что делать? 04.12.19

Еще собственники обязаны делать взносы на капитальный ремонт и оплачивать содержание жилья: услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества.

Это закрытый перечень услуг, за которые собственник обязан платить, даже если он с чем-то не согласен или не хочет. Кроме случаев, когда услуга отключена и не предоставляется.

Выбрать дополнительные услуги может большинство собственников в МКД на общем собрании — за них тоже нужно будет платить.

Услуги по вывозу строительного мусора в списке обязательных нет. В обычный бытовой тариф она не включена, поэтому вы не можете вынести к мусорным бакам оконное стекло, кирпич или куски стен.

Что делать? 23.12.19

Чтобы строительный мусор вывезли на санкционированную свалку, вы должны кому-то заплатить. Можете сами найти подрядчика или воспользоваться предложением УК. Если просто оставить строительный мусор на площадке для крупногабаритных отходов, вас могут оштрафовать.

Все о том, как жить в России

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Когда договор могут заключить вместо вас

Теоретически УК могла организовать общее собрание собственников, а ваши соседи — проголосовать за организованный вывоз строительного мусора, чтобы вокруг дома было чище. В таком случае решение общего собрания для вас обязательно.

Есть несколько вариантов развития событий. Например, в моем доме спустя четыре года после сдачи еще достаточно много квартир, которые принадлежат застройщику и различным подрядчикам. Эти компании связаны между собой и заинтересованы в том, чтобы УК и дружественные компании получали от собственников больше денег.

Поэтому на общих собраниях собственники пустующих квартир голосуют за все предложения УК. У вас такое тоже могло быть, если в доме много непроданных квартир. В этом случае угроза УК включить счет за вывоз мусора в квитанцию вполне осуществима.

А в Казани, например, есть такая практика, что бюллетень заочного голосования подсовывают в момент подписания акта приема-передачи квартиры, и многие расписываются в нем не глядя. Получается, УК может без реального общего собрания собрать достаточное количество настоящих подписей за то решение, которое позволит выставить вам счет за вывоз строительного мусора. Или УК вообще нарисует протокол с фиктивными подписями.

Чтобы разобраться в происходящем, зайдите на сайт ГИС ЖКХ и поищите решения общих собраний по вашему дому. Если не найдете, письменно запросите в УК протокол собрания, на котором утверждены тарифы на вывоз строительного мусора.

Что делать? 01.04.20

Когда УК не может включить вывоз строительного мусора в квитанцию

УК не сможет включить плату за вывоз строительного мусора в квитанцию по своему желанию. Есть несколько причин:

  1. Такой услуги нет в минимальном перечне услуг по обслуживанию дома.
  2. К не может вывозить строительный мусор без согласия собственников в МКД да еще и требовать за это деньги.
  3. Тариф на услуги УК должен быть утвержден на общем собрании собственников квартир и не может быть произвольным. Причем это касается как услуг по содержанию жилья, так и дополнительных услуг типа вывоза строительного мусора.

УК в надежде на вашу невнимательность может просто так, втихую, выставить вам счет за вывоз строительного мусора. Но оплачивать его вы не должны.

Если УК захочет получить с вас деньги, у нее одна дорога — в суд. Там она должна будет доказать, что вы не платите по договору или не исполняете решение общего собрания собственников. Но если вы ничего не подписывали, а собрания не было, то доказать управляющая компания ничего не сможет.

Что делать? 17.03.20

Вправе ли застройщик требовать оплатить вывоз строительного мусора заранее

На своем сайте компания «А101» ссылается на пункт 3.2 постановления правительства Москвы от 15.01.2008 № 9 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора». Там указано, что те, кто создал мусор сверх установленных норм, должны возместить расходы УК по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.

Но есть нюанс: это постановление отменили еще в 2019 году. В принятых на замену документах — законе Москвы об отходах производства и потребления и распоряжении департамента ЖКХ Москвы об утверждении нормативов накопления ТКО — про обязанность доплачивать за сверхнормативный мусор не сказано ни слова.

Так выглядит блок о вывозе мусора с ценами на сайте «А101», где упоминается уже не действующее постановление

Возможно, правило про доплату за сверхнормативный мусор отменили, поскольку его было слишком сложно применять. Сначала надо было установить, что количество мусора превышено, и только после этого выставлять счета.

Но даже если бы постановление № 9 не отменили, застройщик ссылается на него неправомерно. Он требует деньги за строительный мусор как за сверхнормативный бытовой, а не как за мусор после капремонта. А это разные виды отходов.

Также «А101» требует деньги вперед, тогда как даже в период действия постановления плата должна была рассчитываться по факту сверхнормативного вывоза.

Что говорит судебная практика

Когда постановление № 9 действовало, суды Москвы взыскивали с людей в пользу коммунальщиков деньги за сверхнормативный мусор. Но и тогда бывали исключения.

Например, одна московская УК выставляла счета за сверхнормативный мусор, хотя собственники не проводили общее собрание и не утверждали дополнительный тариф. Также у УК не было доказательств, что мусора было больше нормы. Дело дошло до суда, где с УК взыскали деньги, которые собственники платили за сверхнормативное количество мусора.

Суд счел это неосновательным обогащением.

А в другом суде Москвы ТСЖ требовало с жителей дома заплатить за вывоз сверхнормативного объема твердых бытовых отходов. Суд отказал коммунальщикам, потому что в своих расчетах они ссылались только на объем мусора исходя из количества контейнеров, а для нормирования установлены четыре показателя, в том числе вес крупных бытовых отходов. То есть коммунальщики не смогли доказать, что нормативы, которые установлены по закону на каждого проживающего в доме, были превышены, и нужно было переходить на расчет по нормативам, установленным на квартиру.

Решение Арбитражного суда Москвы от 31.05.2018 по делу № А40-13051/18-55-98 PDF, 238 КБ

Что делать в вашем случае

Платить за вывоз строительного мусора нужно. Если было общее собрание собственников квартир, где большинство проголосовало за оплату дополнительных услуг управляющей компании, то она права: УК сможет включить в квитанцию плату за вывоз строительного мусора. Если собрания не было, вы должны сами решить, как и с помощью кого этот мусор вывозить.

Я нашла памятку «А101» для новоселов. Там указано, что стоимость услуг за вывоз крупногабаритного мусора при ремонтно-строительных работах рассчитывается не по общей площади квартиры. При расчете учитываются 8 м² для однокомнатной, 16 м² для двухкомнатной и 24 м² для трехкомнатной квартиры.

Правда, тариф указан всего 145 Р с квадратного метра. На сайте «А101» информация другая: застройщик предлагает услугу по вывозу строительного мусора за указанные вами 280 Р . Такую сумму застройщик установил «на основании многолетнего опыта по вывозу мусора из жилых домов, в квартирах которых ведутся ремонтные работы».

Памятка для жителей «Города А101»PDF, 2,13 МБ

Изучите предлагаемый вам договор. Если стоимость вывоза строительного мусора рассчитывается исходя из 16, а не 60 м², вам придется заплатить максимум 4480 Р : 16 м² × 280 Р . За такую цену в Москве предлагают вывезти один контейнер строительного мусора, а застройщик и его УК будут вывозить ваш мусор на протяжении всего ремонта. То есть не нужно будет где-то его хранить, и, возможно, даже получится сэкономить, если в один контейнер мусор не поместится.

В любом случае соглашаться на эти условия и подписывать договор вы не обязаны. Есть обязательные ЖКУ и услуги, выбранные общим собранием собственников, — их оплачивать нужно. Остальное — на ваш выбор.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Как заключить договор на вывоз мусора?

Я живу в частном секторе в Краснодарском крае. Точкой сбора твердых коммунальных отходов, ТКО, здесь является каждая придомовая территория, и плата за вывоз мусора должна начисляться по числу проживающих по адресу.

Раньше мы заключали договоры с местной компанией по работе с ТКО на определенный срок в году и не платили за зимние месяцы. Сейчас у нас новый региональный оператор, который не хочет заключать письменные договоры с физлицами и ссылается на особый порядок предоставления услуги.

Оператор говорит, что не хочет создавать очереди в офисе. На самом деле очереди есть, потому что многим в квитанциях количество проживающих поставили наобум. Теперь приходится собирать документы, чтобы доказать, сколько человек живет в доме.

Разве оператор не должен был самостоятельно взять у местной компании информацию о количестве проживающих?

Еще мы почему-то должны платить за весь год, даже если мусор не производим. Может быть так, что нельзя доказать, вывозится мусор от моего дома или нет?

Несет ли компания ответственность за некорректно выставленные счета, где количество проживающих указано неправильно? Может ли она в конце расчетного периода требовать безусловной оплаты по счетам? Могу ли я оказаться должником из-за некорректно выставленных счетов и могут ли с меня взыскать долг за тех, кто в моем доме не живет?

Алиса Маркина

Подписывать бумажные договоры с каждым из тысяч потребителей коммунальщики не обязаны — вместо них существуют типовые договоры. Для всех действуют одинаковые правила, и ни вы, ни оператор не можете от них отказаться.

Если бы вы жили в многоквартирном доме, новый оператор по работе с ТКО мог бы договориться с предшественником, чтобы тот передал данные о количестве прописанных в каждой квартире. УК или ТСЖ обязаны передавать эту информацию регоператору, и для этого им даже не нужно собирать у собственников согласия на обработку персональных данных.

В частном секторе кроме собственников домов передать информацию о зарегистрированных людях просто некому. Поэтому собственники сами должны сообщить регоператору, сколько человек живет в доме. Но то, что вы не передали данные о прописанных, конечно, не дает оператору права указывать лишних людей в квитанции.

Если же у вас возник долг, неважно, по какой причине, регоператор может взыскать его через суд. Скорее всего, вы узнаете об этом только после блокировки счета в банке. Так что лучше обратится к регоператору самостоятельно — и чем раньше, тем лучше.

Объясню эту сложную систему в деталях.

Почему не нужен бумажный договор с каждым потребителем

Собственники обязаны заключить договор на вывоз ТКО с регоператором. А регоператор, в свою очередь, не может отказать в этом потребителям, если они живут в зоне его деятельности. То есть хотят собственники и операторы этого или нет, но договор между ними будет.

Правительство утвердило типовой договор для услуги по вывозу мусора, который потребители и регоператор могут дополнить. Например, стороны могут договориться, что мусор будет вывозиться чаще, а потому услуга будет стоить дороже. Но не наоборот.

Поскольку хранить тысячи одинаковых договоров с собственниками для коммунальщиков сложно, то письменно заключать их необязательно. Обычно регоператоры выкладывают на своих сайтах типовые договоры, которые действуют для всех. Это законно.

Но если собственник захочет, регоператор обязан выдать ему подписанный договор.

В целом договор с регоператором считается заключенным в двух случаях:

  1. вы заключили обычный письменный договор, то есть обратились в офис регоператора и попросили выдать подписанный им документ. Один подписанный экземпляр остается у вас, один — у регоператора;
  2. вы стали собственником дома, который находится в зоне работы того или иного регионального оператора. Бумажный договор необязателен, потому что договор считается заключенным как бы сам по себе;

Вот аналогия: если в квартиру поступает холодная вода, автоматически считается, что жильцы ею пользуются. Собственнику квартиры не нужен бумажный договор с водоканалом, договор между ними действует автоматически по общим для всех правилам. Юристы называют такую схему заключением договора через конклюдентные действия, иначе говоря, через молчаливое согласие.

Можно встретить ошибочное мнение, что конклюдентными действиями для услуги по вывозу ТКО будет первая плата за мусор по квитанции. На самом деле это не так. В правилах предоставления коммунальных услуг сказано, что договор с регоператором начинает действовать с момента, когда оператор начал вывозить мусор, а вы стали собственником дома или квартиры.

Что делать? 04.12.19

Исключение — периоды, когда был договор на вывоз мусора с другой организацией. Это не означает, что вы можете договориться с кем-то другим вместо регоператора. Но если регионального оператора не было или вы платили другому регоператору, то не должны платить за услугу повторно.

То есть начало работы регионального оператора — это и есть отправная точка для начисления платы, а конклюдентные действия — сам факт приобретения права собственности на жилой дом.

На кого ложится обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО?

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.

ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО

ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО

Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.

Для справки! Под обращением ТКО понимается их вывоз, переработка, утилизация. Постановлением Правительства (ПП) №1156 о договоре с региональным оператором введены соответствующие правила.

Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:

  1. Своими действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
  2. У него нет лицензии на осуществление такой деятельности.

В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.

Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет.

Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.

Для справки! Автомобили региональных операторов ТКО подключены к системе ГЛОНАСС, можно отследить их маршрут движения, установить их местонахождение в конкретный промежуток времени.

Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте.

Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.

Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором

Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО заключается в том, что потребителю необходимо:

  1. Найти регионального оператора– через официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации. Нами также составлен перечень региональных операторов по обращению с отходами;
  2. Направить письменную заявку на заключение соглашения.

Для справки! Предусмотрено, что оператор размещает предложение о заключении договора, а потребитель обязан направить заявку в пятнадцатидневный срок.

К заявке нужно приложить следующее:

  1. Паспорт или другое удостоверение личности заявителя;
  2. Правоустанавливающие документы;
  3. Технический паспорт недвижимости;
  4. Справку о количестве проживающих лиц.

Это актуально для собственников частных домов, которые заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор заключают:

  1. Управляющая компания (УК);
  2. Товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищный кооператив (ЖК).

Эти организации к заявке должны приложить:

  1. Договор с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
  2. Лицензии, на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом;
  3. Документы, в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество жильцов.

На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом заключения договора занимается доверенное лицо.

После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.

В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?

В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?

Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он обязан:

  1. Выявить недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
  2. Направить письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
  3. Приостановить рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.

После получения письма от регионального оператора, потребитель обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано, заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по которым заявка не рассмотрена.

Региональный оператор может получить заявку на заключение договора на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного владельца. С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН. В документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена.

Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.

Отсутствие заявки от потребителя

Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора с региональным оператором ТКО:

  1. Он размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
  2. С этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать заявку;
  3. Если они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз ТКО региональным оператором.

По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.

Что должно содержать соглашение?

Что должно содержать соглашение?

Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:

  • Месторасположение дома, для которого требуется услуга;
  • Ее содержание: требование, периодичность, порядок и размер расчета;
  • Порядок решения спорных вопросов, в том числе и по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий договора;
  • Права и обязанности сторон;
  • Случаи, в которых услуга не предоставляется или ограничивается;
  • Основания для изменения условия или расторжения соглашения;
  • Срок его действия.

Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь, осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них граждан.

Для справки! Расчеты предоставления услуги привязываются к количеству жильцов.

Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например, региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с 110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:

  1. Обращение в суд с иском о перерасчете стоимости;
  2. Истребование от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности граждан дома;
  3. На основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый период, когда менялась численность граждан.

Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого определяется условиями договора, и начисляется неустойка.

Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует финансовые потери.

Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором


За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.

Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к административной ответственности.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм ( ст.8.2 КоАП РФ ). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.

Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм. Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и другие нормы.

Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.

Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а индивидуальные предприниматели на 50 т.р.

Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора, его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р. То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны привлекаются к административной ответственности.

СНТ обязаны заключать договоры на услуги по обращению с ТКО

Верховный Суд РФ обосновал, почему садоводческие товарищества обязаны заключать договоры с региональными операторами на услуги по обращению с ТКО, даже если на территории общества нет жилых домов (дело № АКПИ21 – 442).

С 2019 г. оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Управление отходами – Волгоград» стал требовать от СНТ «Аврора» оплачивать услуги по обращению с ТКО. Оператор ссылался на подпункт «б» пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354.

Товарищество посчитало, что эта норма обязывает СНТ заключать договоры на оказание коммунальной услуги по обращению с ТБО в противоречие Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (пункту 4 статьи 24.7), нарушает права Товарищества и не соответствует требованиям правовой определённости.

СНТ пыталось признать договор на оказание услуг по обращению с ТКО незаключённым. Иск был обоснован тем, что члены СНТ не уполномочили Товарищество на заключение договора с Оператором, а на территории общества нет жилых домов. Однако Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении иска отказал.

Апелляционная инстанция оставила решение без изменения.

СНТ обратилось в Верховный Суд РФ с административным иском, в котором просило признать не действующим подпункт «б» пункта 148(5) Правил № 354.

Доводы, на которые ссылался административный истец:

  • Оспариваемая норма противоречит пункту 8(1) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами № 1156, согласно которому заключать договоры на услуги по обращению с ТБО обязаны собственники садовых земельных участков.
  • Только собственники жилых домов могут делегировать полномочия некоммерческим организациям на заключение таких договоров. В СНТ «Аврора» нет жилых домов. Распространять оспариваемую норму на садовые товарищества неправомерно.
  • Законодательство предусматривает право собственников заключить договор с оператором по обращению с ТКО напрямую, без посредничества СНТ.
  • Распространение Правил на СНТ «Аврора» произошло в результате их неверного истолкования. При этом ни одно СНТ, включая истца, не может выступать объектом регулирования Правил и, соответственно, исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Верховный Суд РФ при рассмотрении дела указал, что Раздел XV(1) Правил № 1156 устанавливает порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО. Подпункт «б» пункта 148(5) Правил, которые оспаривает истец, предусматривает заключение с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО от своего имени и в интересах собственника домовладения.

Такое регулирование соответствует законодательству, которое регулирует отношения, связанные с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, законодательству в области обращения с отходами и не нарушает права административного истца.

Верховный Суд РФ привёл следующее обоснование:

  • Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет целевое назначение использования членских взносов, которые могут быть использованы исключительно на расходы, в том числе связанные с осуществлением расчётов с оператором по обращению с ТКО на основании договоров, которые заключают товарищества (пункт 3 части 5 статьи 14).
  • Указанный выше Федеральный закон относит к полномочиям правления товарищества принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО (пункт 6 части 7 ст. 18).

Упомянутые нормы привели высшую судебную инстанцию к выводу о том, что постоянно действующий коллегиальный орган управления СНТ самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с ТКО.

Верховный Суд отказал в удовлетворении административного иска.

admin
Оцените автора
Ракульское