Назначение пенсии по суду

1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

2. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии.

3. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Почитать  Налоговые льготы для инвалидов

4. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) — со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) трудовая пенсия по инвалидности — со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца — со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

4.1. Трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости лицу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, извещает данное лицо о назначении ему трудовой пенсии по старости.

5. Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

6. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается на следующие сроки:

1) трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;

2) трудовая пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, при наличии пяти лет страхового стажа, а при отсутствии права на трудовую пенсию по старости — до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.

7. Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами, представляемыми заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

ПФР не торопится назначать пенсию по решению суда

Что делать, если суд обязал Пенсионный фонд назначить пенсию, но ее все никак не начислят?

ПФР не торопится назначать пенсию по решению суда

«Муж судился с Пенсионным фондом из-за отказа в установлении пенсии. Суд обязал ПФР пенсию назначить. Когда ее начислят? Решение суда вступило в силу 7 октября.

Документы в ПФР подали 11 октября», – такой вопрос поступил в редакцию «АГ».

Заявление о назначении пенсии рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ (п. 38 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. № 884н). Это правило можно по аналогии применить к назначению пенсии на основании решения суда.

Она должна быть начислена в течение 10 рабочих дней после обращения в ПФР.

Если по истечении этого времени пенсия не назначена, вот что можно сделать:

1. Обжаловать бездействие территориального органа Пенсионного фонда РФ в вышестоящий территориальный орган ПФР. Например, жалоба на бездействие районного управления ПФР подается в областное отделение.

2. Обжаловать бездействие Пенсионного фонда РФ в прокуратуру. Прокурор осуществляет надзор за исполнением закона и соблюдением прав граждан. В случае выявления нарушений – а неисполнение решения суда является нарушением, – прокурор выносит обязательные для исполнения протест или представление.

3. Запросить исполнительный лист, если в решении суда указано: «обязать ПФР включить…», «обязать ПФР назначить…» Для получения исполнительного листа следует обратиться в суд, принявший решение.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист суд выдает взыскателю по его заявлению после вступления решения в законную силу. Образец этого заявления можно посмотреть на сайте суда. Хотя в п. 9.3.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде предусмотрена обязанность выписывать исполнительные документы не позднее следующего рабочего дня после вступления в силу решения, на практике исполнительный лист выдается порой в течение 14 календарных дней и даже позднее.

Потому об этом лучше позаботиться заблаговременно.

В заявлении о выдаче исполнительного листа можно попросить суд не только его выписать, но и направить на исполнение в службу судебных приставов. Однако проследить, когда это сделает суд, будет затруднительно. Тот, кто хоть раз пытался дозвониться до суда общей юрисдикции, знает, что порой эта «миссия невыполнима».

Именно поэтому лучше получить исполнительный лист на руки.

Если пенсия не была назначена по истечении 10 рабочих дней с момента обращения в территориальный орган ПФР, то следует направить в службу судебных приставов заявление о принудительном исполнении решения суда. К заявлению нужно приложить подлинник исполнительного листа. Документы необходимо направить ценным письмом с описью вложения Почтой России.

Если служба судебных приставов ведет прием граждан, можно подать документы через канцелярию. Не забываем, что в подтверждение передачи подлинника исполнительного листа в канцелярии на копии заявления должна быть проставлена отметка о получении.

После поступления заявления и исполнительного листа в службу судебных приставов будет принято постановление о возбуждении исполнительного производства. В нем ПФР предложат в течение 5 дней добровольно исполнить решение суда, т.е. произвести начисление пенсии. Если решение не будет исполнено, ПФР придется уплатить исполнительский сбор в размере 50 тыс. руб.

Читайте также
О «бесплатном сыре» бесплатных юридических консультаций

Суды выносят решения в пользу обманутых граждан. Но деньги, потраченные на услуги псевдоюристов, людям все равно вернуть не удается. Об этом нужно помнить при выборе советника по правовым вопросам

22 июля 2021 Советы

Рассмотрим еще один случай, о котором рассказала другая читательница «АГ»:

«Суд обязал Пенсионный фонд назначить мне пенсию, но решение не исполнялось в течение нескольких месяцев. Я обратилась за помощью к юристам. На бесплатной консультации мне пообещали, что пенсию помогут получить, но услуга эта будет стоить 70 тыс. руб. При мне состоялся телефонный разговор якобы с сотрудником ПФР, который сказал, что проблему можно будет решить за несколько дней, если я оперативно подготовлю необходимые документы.

Юрист при мне составил несколько заявлений в разные органы госвласти и объяснил, что деньги, потраченные на юридическую помощь, мне перечислит ПФР вместе с пенсией. Он меня убедил, что есть статья в кодексе, которая обязывает Пенсионный фонд это сделать. »

Пенсию женщине все же назначили. Однако денежные средства, переданные юристу, Пенсионный фонд не начислит. Такая обязанность ПФР законом не предусмотрена. Взыскать денежные средства в судебном порядке тоже не получится, поскольку в данном случае оплата услуг юриста не является судебными расходами. К таким расходам закон относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ст.

88, 94 ГПК РФ).

Решение Верховного суда: Определение N 23-КГ15-8 от 18.01.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2016 года гражданское дело по иску Цацаева Д М к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики о признании неправомерным отказа в перерасчете пенсии с 2004 года и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии

по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики Мальсагова И.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 3 марта 2015 года, которым отменено решение Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от 17 декабря 2014 года об отказе в удовлетворении иска и принято новое решение об удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Цацаев Д.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики (далее — ГУ — УПФ РФ в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики пенсионный орган) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии с 2004 года и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии.

В обоснование иска Цацаев Д.М. ссылался на то, что 9 июля 2004 года по достижении возраста 60 лет на основании его заявления и трудовой книжки ему была назначена трудовая пенсия по старости. В 2012 году ему стало известно, что при назначении пенсии в его трудовой стаж не был включен период службы в армии (три года), в результате чего пенсия была назначена и впоследствии выплачивалась не в полном размере. В апреле 2012 года он обратился в ГУ — УПФ РФ в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики с заявлением о перерасчете пенсии с учетом трех лет службы в армии с даты назначения пенсии.

Перерасчет пенсии ему был произведен, но не с даты назначения пенсии (9 июля 2004 года), а с 1 мая 2012 года — даты обращения в пенсионный орган.

Цацаев Д.М. полагал, что отказ пенсионного органа в перерасчете пенсии с даты ее назначения является неправомерным, так как для правильного подсчета трудового стажа им была представлена трудовая книжка, в которой содержалась запись о его службе в армии, поэтому просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом периода его службы в армии с даты назначения пенсии, то есть с 9 июля 2004 года.

Решением Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от 17 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований Цацаеву Д.М отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 3 марта 2015 года указанное решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований Цацаева Д.М. Отказ ГУ — УПФ РФ в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики в перерасчете Цацаеву Д.М трудовой пенсии по старости с учетом периода службы (три года) в рядах Советской Армии с даты назначения пенсии признан незаконным. На пенсионный орган возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по старости Цацаеву Д.М. с учетом службы в рядах Советской Армии (три года) в размере, соответствующем требованиям пенсионного законодательства с 9 июля 2004 года (с даты назначения пенсии).

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ГУ — УПФ РФ в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики Мальсагова И.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения, как незаконного, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ГУ — УПФ РФ в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики судьей Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым ВС. 1 сентября 2015 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 8 декабря 2015 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. От начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики Эдисултанова З.М. поступило письмо, в котором содержится просьба о рассмотрении дела без участия представителя пенсионного органа Цацаевым Д.М. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представлено заявление, в котором он просит рассмотреть дело без его участия и отказать в удовлетворении кассационной жалобы. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебного постановления.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Цацаев Д.М с 9 июля 2004 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

5 апреля 2012 года Цацаев Д.М. обратился в ГУ — УПФ РФ в Урус Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР. Перерасчет пенсии ему был произведен с 1 мая 2012 года, о чем свидетельствует справка ГУ — УПФ РФ в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики от 1 декабря 2014 года №2411.

Письмом ГУ — УПФ РФ в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики от 14 мая 2013 года Цацаеву Д.М. сообщено, что период службы в армии с 19 сентября 1964 года по 20 октября 1967 года учтен при определении размера трудовой пенсии по старости.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Цацаева Д.М суд первой инстанции исходил из того, что в трудовой книжке истца произведена запись о службе в Советской Армии «три года», при этом конкретный период военной службы не указан, военный билет и справка о службе в Советской Армии Цацаевым Д.М. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии в 2004 году им не предоставлялись, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункта 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, пенсионным органом перерасчет размера пенсии был обоснованно произведен с 1 мая 2012 года, то есть после представления Цацаевым Д.М. справки военного комиссариата о конкретном периоде его службы в Советской Армии.

Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Цацаева Д.М., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия пенсионного органа, выразившиеся в отказе произвести перерасчет пенсии истца с учетом периода службы в армии с даты назначения пенсии, не соответствуют подпункту 1 пункта 1 статьи 11, пункту 1 статьи 18, пунктам 1-3 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку пунктом 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, предусмотрено, что период службы в армии может быть подтвержден в том числе и записями в трудовой книжке.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Цацаевым Д.М. в пенсионный орган была предоставлена трудовая книжка, в которой на основании военного билета № произведена запись «стаж служба в Советской Армии три года», подлинность которой пенсионным органом не оспаривалась, в связи с чем возложение ответчиком на Цацаева Д.М. обязанности по предоставлению иных документов подтверждающих конкретный период службы истца, не основано на законе.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утратил силу с 1 января 2015 года) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что необходимые для назначения перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

На основании пункта 2 названной нормы заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года № 475).

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы подтверждается документами, предусмотренными пунктом 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, а именно: военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы Указанные документы могут быть представлены гражданами при обращении за трудовой пенсией.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода службы в армии для расчета трудового стажа лица обращающегося за назначением трудовой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период прохождения службы в армии, необходимо предоставить военный билет, справку военного комиссариата или иной документ, содержащие такие сведения.

Суд первой инстанции с учетом именно такого толкования правовых норм, подлежащих применению к возникшим отношениям сторон, пришел к выводу о том, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих конкретный период прохождения Цацаевым Д.М. службы в армии, ввиду непредставления их истцом при обращении за назначением трудовой пенсии по старости в 2004 году пенсионный орган правомерно произвел подсчет страхового стажа истца для установления трудовой пенсии по старости без учета периода службы в армии.

Ввиду того, что Цацаев Д.М. только 5 апреля 2012 года представил в пенсионный орган документ, подтверждающий период прохождения службы в армии с 19 сентября 1964 года по 20 октября 1967 года, выданный на основании учетной карточки к военному билету НД № врио начальника отдела по делам обороны Теректинского района, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчиком на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации перерасчет пенсии Цацаеву Д.М. был правомерно произведен с 1 мая 2012 года следовательно, у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для учета с момента первоначального обращения Цацаева Д.М. в пенсионный орган в 2004 году периода его службы в армии без определения конкретного периода прохождения военной службы.

Таким образом, судом апелляционной инстанции при разрешении спора неправильно применены к возникшим отношениям положения пункта 3 статьи 19, пунктов 1 и 2 статьи 20, подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пункта 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, что привело к неправомерному возложению на пенсионный орган обязанности произвести Цацаеву Д.М перерасчет трудовой пенсии по старости с даты обращения истца за назначением пенсии (9 июля 2004 года).

С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ — УПФ РФ в Урус-Мартановском муниципальном районе Чеченской Республики, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 3 марта 2015 года отменить оставить в силе решение Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от 17 декабря 2014 года.

Если ПФР отказал в досрочной пенсии.

Как добиться включения в стаж периодов работы в неблагоприятных климатических условиях, чтобы получать заслуженные выплаты?

Если ПФР отказал в досрочной пенсии.

Читательница «АГ» попросила оценить справедливость решения Братского городского суда Иркутской области 1 , куда она обратилась после того, как Управление Пенсионного фонда РФ отказало ей во включении рабочих периодов в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также в признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Суд принял решение о включении спорных периодов в страховой стаж, но не удовлетворил требование о включении их в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Анализируя данный отказ, можно отметить, что читательница перед обращением в ПФР и далее в суд недостаточно хорошо подготовилась.

Как нужно действовать, чтобы ПФР не отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости?

Сначала необходимо запросить у работодателя справку, подтверждающую, что в определенный период гражданин действительно работал и что его рабочее место располагалось в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Справку нужно предоставить в Пенсионный фонд вместе с заявлением о назначении пенсии.

Если данные, указанные в справке, в Пенсионном фонде отсутствуют, то следует обратиться к своему работодателю с заявлением о проведении корректировки сведений в ПФР и на индивидуальном лицевом счете работника. Согласно Закону о страховых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а работодатели – еще и за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (ч. 1 ст.

28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Только после этого в случае отказа следует обращаться в суд с иском о признании решения Управления ПФР незаконным; включении периода работы в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В каком случае суд признает право на назначение досрочной пенсии, несмотря на отказ ПФР?

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях относится к рабочим периодам в районах с неблагоприятными климатическими условиями. Это дает право на досрочное назначение трудовой пенсии до достижения человеком установленного пенсионным законодательством возраста.

Читательнице следовало в исковом заявлении просить суд установить факт работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Более того, так как не во всех случаях достаточно иметь запись в трудовой книжке о том, что место работы находилось именно в такой местности, это нужно доказывать справками, выписками, свидетельскими показаниями и т.д.

Также напомним, что во времена СССР в общий и специальный трудовой стаж включался период нахождения женщин в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Поэтому в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть включен период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. Но при условии, что он имел место до 6 октября 1992 г. (до времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», после принятия которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г., то этот период включается в стаж независимо от момента его окончания.

Нельзя забывать, что обязательным условием признания права на досрочную пенсию по старости в связи с занятостью на соответствующих видах работ является их выполнение в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80% рабочего времени.

Кроме того, в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности при условии, что за эти периоды в Пенсионный фонд уплачивались страховые взносы.

Возместит ли ПФР судебные расходы?

Если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии и в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать его назначить истцу пенсию со дня подачи заявления в этот орган.

При удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы, в том числе и уплаченная государственная пошлина, подлежат возмещению ответчиком.

Что делать, если суд отказал в удовлетворении требований?

Читательнице следует обратиться в суд с исковым заявлением об установлении юридического факта работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. После получения решения суда нужно собрать недостающие справки. Затем необходимо повторно обратиться в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, приложив два решения суда и собранные справки.

Еще один вариант: можно обратиться в суд с требованием отменить вынесенное решение по вновь открывшимся обстоятельствам.

Отметим, что неподготовленному человеку трудно справиться с огромным количеством правовой информации, поэтому будет полезно обратиться за квалифицированной помощью.

1 Решение Братского городского суда Иркутской области от 21 ноября 2019 г. по делу № 2-3731/2019.

admin
Оцените автора
Ракульское