Налогообложение пассажирских перевозок

Перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам в рамках исполнения госконтракта могут быть освобождены от НДС.

Основание и условия освобождения от НДС пассажирских перевозок городским транспортом установлены подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

По мнению Минфина России, если по условиям государственного или муниципального контракта перевозки пассажиров и багажа осуществляются по установленным ценам (тарифам), предоставляются льготы отдельным категориям граждан, имеющим на это право в соответствии с действующим законодательством, то работы, связанные с осуществлением таких регулярных перевозок, освобождаются от налогообложения НДС.

При этом суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для указанных выше операций, включаются в стоимость таких работ (услуг) и вычету не подлежат.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 5 сентября 2017 г. N СД-4-3/17592

О ПРИМЕНЕНИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 августа 2017 г.

Минфин России по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта, сообщает.

На основании статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

Таким образом, исполнитель в рамках государственного или муниципального контракта фактически оказывает услуги пассажирам по перевозке с применением тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке этими органами.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) установлен статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

По мнению Минфина России, в рамках исполнения государственного или муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, исполнитель фактически оказывает услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, которые освобождаются от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Учитывая изложенное, если по условиям государственного или муниципального контракта исполнитель обязан осуществлять перевозки пассажиров и багажа, применять установленные уполномоченным государственным или муниципальным органом цены (тарифы) на услуги по перевозке пассажиров и багажа, предоставлять льготы по провозной плате категориям граждан, имеющим право на такие льготы в соответствии с законами и иными правовыми актами, то в этом случае выполняемые по государственному или муниципальному контракту работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, освобождаются от налогообложения НДС на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса. В этой связи, выручка, полученная исполнителем от государственного или муниципального заказчика не включается в налоговую базу по НДС.

При этом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса, суммы НДС, предъявленные исполнителю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по реализации работ (услуг), освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса, включаются в стоимость таких работ (услуг) и вычету не подлежат.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

НДС транспортные услуги облагаются в зависимости от того, кем они оказываются и где осуществляются. Налоговое законодательство предусматривает обложение НДС транспортных услуг по всем возможным ставкам, а некоторые нормы позволяют вообще не начислять этот налог.

Вам помогут документы и бланки:

  • Применение ставки 0% по транспортным услугам
  • Применение ставки 10% по транспортным услугам
  • Применение ставки 20% по транспортным услугам
  • Освобождение от начисления НДС
  • Итоги

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ).

В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться.Читайте подробнее здесь.

А о том, как облагаются НДС транспортные услуги по договору перевозки при импорте товаров в РФ, вы можете узнать из Готового решения от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой системе, получите го бесплатно на пробной основе.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп.

4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст.

148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст.

148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ.

В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст.

149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН.

Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально.

Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Какое налогообложение выбрать для ИП-такси

Какое налогообложение выбрать для ИП-такси? Такой вопрос может встать перед начинающим предпринимателем, решившим заняться пассажироперевозками. Налоговый кодекс предлагает различные режимы, но практически для каждого из них, кроме основного, установлены определенные критерии и требования.

Попытаемся разобраться со всеми нюансами систем налогообложения для такси.

  • Выгодно ли ИП под такси платить налоги общего режима?
    • НДС
    • НДФЛ

    Выгодно ли ИП под такси платить налоги общего режима?

    Общий налоговый режим применяется предпринимателями по умолчанию. Для него не нужно никаких заявлений или уведомлений. Соблюдать дополнительные требования по численности штата или по величине дохода также не требуется.

    Однако это один из самых сложных режимов: придется начислять и уплачивать НДС и налог на доходы физических лиц для ИП. Декларацию по НДС необходимо сдавать 4 раза в год по окончании каждого квартала. Декларацию по НДФЛ — один раз, по завершении года.

    Из всех существующих систем налогообложения ОСН — самая трудоемкая в том, что касается отчетности.

    НДС

    С НДС выгоднее работать тем экономическим субъектам, у которых есть и «входящий» налог, и начисленный. Начислять налог необходимо с каждой поездки. Соответственно, он включается в стоимость услуг, что увеличивает сумму, полагающуюся к оплате клиентом.

    Это может привести к снижению конкурентоспособности в части цен по сравнению с неплательщиками НДС.

    «Входящий» налог ИП-таксист может получить в стоимости бензина. Но для этого придется заключить договор с поставщиком топлива и заправляться только на определенных заправках. Автозапчасти редко продаются с НДС.

    Поэтому входящий налог может быть настолько маленьким, что предприниматель должен будет начислять значительные суммы к уплате в бюджет.

    Таким образом, общая система налогообложения для ИП-такси может быть невыгодна из-за объемной отчетности и необходимости уплачивать НДС.

    Снизить налоговую нагрузку и объем сдаваемых форм поможет освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, если доходы таксиста в течение трех следующих подряд календарных месяцев не превысят 2 млн руб. без учета НДС.

    Как предпринимателю правильно исчислить и уплатить НДС? Ответ на этот вопрос вы найдете в Готовом решении от справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Для его просмотра оформите бесплатный пробный доступ.

    НДФЛ

    Предприниматели-общережемники самостоятельно исчисляют НДФЛ и уплачивают его в бюджет. Базой для исчисления являются доходы (за минусом НДС), уменьшенные на величину профессиональных вычетов. Сумма вычетов определяется либо как 20% от суммы доходов либо как понесенные за налоговый период расходы.

    Причем если в первом случае берется расчетная величина, то во втором случае — все признаваемые для налога на прибыль расходы на такси должны быть документально подтверждены.

    Нужно отметить, что перечень расходов не является закрытым в отличие, например, от УСН. Тем не менее они должны быть направлены на получение доходов и, соответственно, связаны с деятельностью по перевозке пассажиров.

    Применима ли упрощенная система налогообложения для ИП-такси?

    Чтобы применять УСН, предприниматель-таксист должен соответствовать требованиям, определенным гл. 26.2 НК РФ. Основные требования таковы:

    • годовой доход не превышает 200 млн руб.;
    • численность штата не выходит за рамки 130 человек.

    На упрощенке необходимо сдавать всего одну отчетную форму, что, несомненно, является большим плюсом. А вот уплачивать налог придется 4 раза в год.

    Если выбрать объект «доходы», то налог будет рассчитываться по поступившим суммам. Уменьшить его разрешается на сумму страховых взносов, уплачиваемых предпринимателем за себя и за своих работников в течение отчетного/налогового периода.

    Если выбор сделан в пользу объекта «доходы минус расходы», то нужно понимать, что:

    • перечень расходов жестко ограничен ст. 346.16 НК РФ;
    • уплачиваемые в течение налогового периода взносы за себя и работников включаются в состав расходов, а не уменьшают налог в качестве вычета, как при объекте «доходы»;
    • все расходы должны иметь документальное подтверждение.

    В целом уплата УСН-налог в такси достаточна интересна. Режим несложный, не обременен отчетностью, нужно лишь соблюдать требования, установленные для него Налоговым кодексом. Отметим, что во многих регионах в целях поддержки малого бизнеса (а упрощенка предназначена именно для таких субъектов) власти снижают налоговые ставки по УСН, что также добавляет привлекательности данному режиму.

    Разрешена ли патентная система налогообложения для такси?

    Особенностью ПСН является возможность использовать его только предпринимателями и только для определенных видов деятельности. Эти виды представлены в перечне из п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

    Регионы вправе расширять этот список.

    Патентная система налогообложения для ИП-такси доступна в силу наличия в указанном списке подп. 11 — «оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг». То есть предприниматель, оказывающий услуги по перевозке пассажиров на собственном транспорте или транспорте, взятом в аренду, может пользоваться всеми преимуществами патента.

    Основным преимуществом является то, что налог инспекторы рассчитывают сами. Предприниматель застрахован от ошибок в подсчете налога на 99%. Почему на 99?

    Потому что у него есть возможность снизить величину налога на сумму уплаченных в периоде применения патентной системы страховых взносов. Важно:

    • правильно вычесть сумму взносов из суммы налога, причем размер налога нельзя снизить более чем на 50%, если ИП имеет наемных работников;
    • безошибочно заполнить уведомление на уменьшение суммы патента и отправить его в налоговую инспекцию до момента уплаты патента по очередному сроку.

    Сдача деклараций по режимному налогу не предусмотрена, что также значимо для предпринимателей-одиночек, часто не пользующихся услугами бухгалтера.

    Однако, согласно Налоговому кодексу, патент предполагает некоторые ограничения:

    1. По объему дохода — не более 60 млн руб. за календарный год.
    2. По численности персонала, если предприниматель имеет несколько машин в собственности и поэтому заключает трудовые договоры с водителями, — не более 15 человек.

    Доступно ли такси налогообложение в виде НПД?

    НПД — это налог на профессиональный доход. Плательщиков такого налога называют самозанятыми. Они могут и не иметь предпринимательского статуса.

    Но поскольку деятельность такси подлежит лицензированию, то самозанятому нужно оформить ИП, чтобы получить лицензию и правомерно вести свой бизнес.

    В том, как получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, разбирались эксперты К+. Чтобы изучить этот материал, воспользуйтесь демодоступом к системе. Это бесплатно.

    Предприниматель должен зарегистрироваться в качестве самозанятого в налоговом органе и установить приложение «Мой налог». После каждого расчета с клиентом данные направляются в налоговый орган. Здесь снова исключается ошибка предпринимателя в расчете налога, поскольку налог считают налоговики. Налоговая ставка не большая и варьируется в зависимости от того, кому были оказаны услуги — юридическому лицу (6%) или физическому (4%).

    Базой выступает сумма доходов, полученных от клиентов. Годовая величина доходов ограничена 2,4 млн руб.

    Режим освобожден от сдачи каких-либо отчетных форм в налоговые органы, что является немаловажным фактором при его выборе.

    В последнее время очень актуальными становятся вопросы работы с агрегаторами такси: в каком качестве зарегистрироваться, чтобы заниматься перевозкой пассажиров, по какому договору работать с агрегатором, какие налоги уплачивать. Ответы вы найдете в статье «Какой налог платят таксисты, работающие с агрегаторами такси».

    Итоги

    В статье мы постарались разобраться, какой вид налогообложения выбрать для ИП-такси. У всех режимов свои плюсы и минусы. Выгоду в виде минимизации налоговых платежей нужно подсчитать, подставив в формулы для расчета налогов предполагаемые суммы доходов, расходов и значения налоговых ставок.

    Также на выбор влияют объем сдаваемых в налоговую отчетных форм, необходимость ведения скрупулезного учета доходов и расходов и ограничения, устанавливаемые Налоговым кодексом и другими нормативными актами — как федеральными, так и региональными и местными.

    • Налоговый кодекс РФ
    • федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Налогообложение пассажирских перевозок

    1 декабря 2024 Регистрация Войти
    6 декабря 2024

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    13 декабря 2024

    Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-07-07/62782 О применении НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования

    Обзор документа

    Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-07-07/62782 О применении НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования

    28 сентября 2018

    Вопрос: Прошу дать письменный ответ по вопросу применения законодательства РФ о налогах и сборах в отношении следующей ситуации:

    Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

    Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

    Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон N 220-ФЗ. Из этого документа следует, что регулируемые перевозки делятся на два вида:

    — регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке;

    — регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, предусмотренных перевозчиком. Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий граждан льготы на проезд (ст.

    20 Федерального закона N 220-ФЗ).

    Порядок определения регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным, межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предусмотрен ст. 15 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 220-ФЗ.

    Положения Федерального закона N 220-ФЗ не содержат каких-либо требований по обоснованию, порядку установления, информирования пассажиров об изменении нерегулируемого тарифа.

    Общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг на объектах транспортных инфраструктур определяет Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные Уставом, устанавливаются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей (ч.

    4 ст. 1 Устава).

    В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади (ч.

    1 ст. 20 Устава).

    При осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перевозчики самостоятельно устанавливают тариф, при этом в случае применения разных систем налогообложения, размер тарифа каждого перевозчика может существенно отличаться, что противоречит п. 2 ст. 426 ГК РФ, в котором говорится, что цена товаров, работ или услуг в публичном договоре должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

    Так, например, перевозчики и индивидуальные предприниматели, получившие не более 20 или не более 100 карт маршрута регулярных перевозок и применяющие УСНО (ЕНВД, патент) не учитывают в нерегулированном тарифе налог на добавленную стоимость в размере 18 (20) процентов, в отличие от перевозчиков, находящихся на основной системе налогообложения и утративших право на льготу по НДС на основании пп. 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса. Разница в нерегулируемом тарифе, утверждаемым разными перевозчиками при этом будет составлять 18-20%, что является существенной величиной не в пользу предприятий перевозчиков, находящихся на общей системе налогообложения.

    В городе в настоящее время установлен тариф в 22 рубля (октябрь 2017 года). При начале деятельности по перевозке пассажиров согласно 220-ФЗ нерегулируемый тариф будет составлять с учетом НДС 26,40 руб. и это без учета роста цен на топливо и запасные части в 2018 году. Данное увеличение стоимости проезда целиком ляжет на население города, при этом перевозчик не будет иметь никаких дополнительных доходов для пополнения парка транспортных средств, оборудования и развития бизнеса.

    Одновременно с этим возрастет сумма субсидии (компенсации) за услуги по перевозке отдельных льготных категорий жителей края на сумму НДС 18 (20) процентов, компенсируемой перевозчику из краевого бюджета УСЗН. Все вышеназванные обстоятельства могут привести к нежелательному резонансу, как при попытке отмены социальных льгот для населения в городе в январе 2016 года.

    Таким образом, конкурентоспособность крупного предприятия-перевозчика будет возможна только при сохранении льгот по налогу на добавленную стоимость.

    Учитывая вышеизложенное, в соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса прошу разъяснить:

    1. Рассматривается ли в перспективе возможность сохранения льготы по пп. 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса для пассажирских регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на основании ст. 17 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации».

    2. Возможно ли при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам для перевозчиков, находящихся на общей системе налогообложения использовать тариф, утвержденный для регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам для муниципального транспортного предприятия, установленных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

    3. Будет ли сохранено право на льготу по НДС для перевозчика, находящегося на ОСНО в случае отказа от права устанавливать нерегулируемый тариф. При этом оказывать услуги по регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам при применении регулируемого тарифа, установленного органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для муниципального транспортного предприятия, с одновременным предоставлением всех льгот на проезд для отдельных категорий граждан.

    Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

    Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи Кодекса услугами, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, признаются услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования при соблюдении следующего условия: перевозка пассажиров осуществляется по единым тарифам, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

    В случае несоблюдения указанного условия оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от НДС на основании пункта 2 статьи 149 Кодекса, не признаются.

    Одновременно сообщаем, что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект федерального закона «О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации», которым предлагается внести в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменение, предусматривающее установление освобождения от налогообложения НДС в отношении выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.

    Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

    Обзор документа

    НДС не уплачивается в отношении услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в т. ч. маршрутного). Условие — перевозка пассажиров производится по единым тарифам, установленным местными властями, в т. ч. с предоставлением всех льгот на проезд.

    Планируется ввести освобождение в отношении работ, связанных с регулярными перевозками пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

admin
Оцените автора
Ракульское