Муниципальный земельный контроль

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ статья 72 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

  1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
  2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
  3. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 335-ФЗ в пункт 3 статьи 72 настоящего Кодекса внесены изменения Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
  4. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
  5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
  6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.
  7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.
  9. Статья 72 дополнена пунктом 9 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
Почитать  Какие бывают виды сервитута на земельные участки Классификация по сроку действия

Комментарии к статье 72 земельного кодекса РФ

Определение муниципального земельного контроля соответствует общему определению муниципального контроля, данному в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также полностью соотносится с определением государственного земельного надзора.

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль образуют единую систему контроля за соблюдением требований земельного законодательства, различаясь при этом в полномочиях, процедурах и последствиях.

Осуществление муниципального земельного контроля регулируется не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (см.: Кичигин Н.В. Правовые проблемы публичного экологического контроля (надзора). М.: ИЗиСП; Триумф, 2012).

Рассматриваемой статьей однозначно определена территория, на которой осуществляют муниципальный земельный контроль органы местного самоуправления различных типов муниципальных образований.

Главной особенностью муниципального земельного контроля, установленной данной статьей, является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению д. читать далее

Ознакомьтесь c полным текстом статьи «Муниципальный земельный контроль» ЗК РФ с комментариями.

Тексты законов

Сайт с полными текстами законов, кодексов правовых документов Российской Федерации. Сервис команды опытных специалистов. Отстоим ваше право в суде.

Проведем консультацию. Подготовим документы.

Актуальная редакция на 2024 год

Разделы —
  • Земельный кодекс РФ
  • Комментарии к кодексам РФ
  • Скачать ЗК РФ
  • Скачать ЖК РФ
  • Жилищный кодекс РФ
  • Контакты
  • Консультация
  • Политика конфиденциальности
Контакты —

Оставляйте заявки на email в любое время.

График:

Телефоны:

  • 668)
  • 735)
  • 326)
  • [email protected]

Мы используем cookies чтобы вам было удобней использовать сайт

Муниципальный земельный контроль в 2021 году

Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальный земельный контроль в 2021 году(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Земля:
  • 15 и более лет
  • Административное обследование объектов земельных отношений
  • Акт выбора земельного участка
  • Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
  • Амортизация земельных участков
  • Ещё.
  • Местное самоуправление:
  • Агломерация
  • Администрация города
  • Администрация сельского поселения
  • Виды муниципального контроля
  • Виды муниципальных образований
  • Ещё.

Судебная практика: Муниципальный земельный контроль в 2021 году

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 72 «Муниципальный земельный контроль» ЗК РФ СТАТЬЯ 72 «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ» ЗК РФ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 N 04АП-968/2022 по делу N А58-7187/2020
Требование: Об обязании освободить самовольно занятый земельный участок путем демонтажа ограждения, части нежилых капитальных объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано. Из пояснений истца судом установлено, что требование основано на самовольном занятии земельного участка и не основано на нецелевом использовании земельного участка. Таким образом, в подтверждение факта самовольного занятия ответчиком спорного земельного участка истцом представлены акт Управления муниципального земельного контроля об обследовании земельного участка от 08.11.2021 N 2780 с приложениями.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Муниципальный земельный контроль в 2021 году

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог по земельным участкам, предназначенным для строительства
(КонсультантПлюс, 2024) Подтверждением использования (не использования) участка в предпринимательской деятельности могут служить результаты обследований, проведенных в рамках муниципального земельного контроля (Письма Минфина России от 20.02.2021 N 03-05-04-02/12268, ФНС России от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель. Общий порядок начисления и уплаты земельного налога
(КонсультантПлюс, 2024) Подтверждением того, что участок используется или не используется в предпринимательской деятельности, могут служить результаты обследований, полученные при проведении муниципального земельного контроля (Письма Минфина России от 20.02.2021 N 03-05-04-02/12268, ФНС России от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@);

Нормативные акты: Муниципальный земельный контроль в 2021 году

Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 01.05.2022)
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022) «26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;»;

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Статья 72 Земельного кодекса. Муниципальный земельный контроль

    1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

    2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

    3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

    Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

    Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

    4. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

    5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

    6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

    7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

    Комментарии к ст. 72 ЗК РФ

    1. Муниципальный земельный контроль является новеллой земельного законодательства и впервые предусмотрен в ст. 72 ЗК РФ. При этом если в соответствии со ст. 71 ЗК РФ государственный земельный контроль осуществляется за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами, то муниципальный земельный контроль в соответствии со ст.

    72 ЗК РФ проводится за использованием земель на территории муниципального образования и осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Следует отметить, что с 1 июля 2009 г. муниципальный земельный контроль подпадает под действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный земельный контроль организуется на территории городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов.

    СЗ РФ. 2003. N 40.

    Ст. 3822.

    Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный земельный контроль, однако имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности только в случае, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ.

    Государственный земельный контроль включает не только проведение проверок, но и составление протоколов об административных правонарушениях и привлечение к юридической ответственности, прежде всего административной. Однако Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по составлению протоколов и привлечению к административной ответственности.

    В письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. N ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля» содержатся Методические рекомендации. Указанными Методическими рекомендациями предусмотрено составление должностными лицами муниципального земельного контроля актов проверок и их направление в территориальное подразделение Роснедвижимости для рассмотрения.

    Муниципальные инспекторы направляют в территориальное подразделение Роснедвижимости материалы в случае выявления признаков, указывающих на наличие следующих видов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена рядом статей КоАП РФ: ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст.

    7.10, ст. 8.5, ст. 8.6, ст. 8.7, ст.

    8.8. При обнаружении нарушений земельного законодательства, ответственность за которые не предусмотрена КоАП РФ, материалы об указанных нарушениях также подлежат передаче в территориальное подразделение Роснедвижимости.

    Полномочия органов местного самоуправления по составлению протоколов и привлечению к ответственности за земельные правонарушения могут быть установлены также законодательством субъектов РФ. При этом законом субъекта РФ должны быть установлены составы административных правонарушений в области использования земель, отличные от КоАП РФ.

    Например, Законом Краснодарского края об административных правонарушениях от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ установлена административная ответственность за нарушение либо неисполнение требований по использованию земельного участка, установленных органом местного самоуправления (ст. 7.4), а также за невыполнение собственниками, владельцами, пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков обязанностей по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных нормативными правовыми актами Краснодарского края (ст. 7.6).

    2. Отсутствие детального регулирования муниципального земельного контроля на федеральном уровне привело к активному нормотворчеству в этой сфере муниципальных образований. Например, Постановлением Городской Думы города Калуги от 25 ноября 2003 г. N 279 утверждено Положение «О муниципальном земельном контроле в г. Калуге». В указанном нормативном правовом акте предусмотрены органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля; права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль; порядок проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля.

    Рассмотрим также Положение о муниципальном земельном контроле в г. Сургуте, которое устанавливает порядок осуществления муниципального контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Город окружного значения Сургут» юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами.

    Задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований законодательства в целях эффективного использования и охраны земель в границах муниципального образования.

    Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по городу Сургуту, со структурными подразделениями администрации города, с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

    Основные направления муниципального земельного контроля:

    соблюдение земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства, собственниками, арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами;

    принятие мер по устранению нарушений земельного законодательства;

    выявление земельных участков, самовольно занятых или используемых без документов, удостоверяющих права на землю, оформленных в установленном порядке;

    выявление нарушений переуступки права пользования землей;

    своевременность внесения арендной платы за землю;

    своевременность оформления, переоформления правоустанавливающих документов на землю;

    своевременность возврата земель, предоставленных во временное пользование;

    выявление фактов загрязнения и захламления земельных участков на территории города;

    предотвращение самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования;

    участие в подготовке нормативных правовых актов, касающихся использования и охраны земель;

    соблюдение норм и правил застройки на территории города;

    участие в работе комиссий по приемке и передаче земель, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель;

    обеспечение выявления и предупреждения земельных правонарушений;

    контроль выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования земель на территории города.

    Муниципальный земельный контроль может осуществляться в форме плановых и внеплановых проверок. Основанием для плановой проверки является план, утвержденный директором департамента имущественных и земельных отношений администрации города.

    Внеплановые проверки проводятся:

    для контроля исполнения предупреждений об устранении ранее выявленных нарушений использования земли;

    при обнаружении признаков нарушений земельного законодательства;

    в случае необходимости обследования земельного участка при подготовке решения о предоставлении прав на данный земельный участок;

    при возврате земельных участков на стадии предварительной подготовки к приемке земельного участка;

    по обращениям граждан, юридических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с нарушением земельного законодательства;

    при возникновении задолженности по арендной плате за землю в течение двух кварталов;

    по информации об использовании земельного участка не в соответствии с целевым и разрешенным использованием.

    Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, имеют право:

    беспрепятственно посещать (при предъявлении служебного удостоверения) предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, с составлением акта обследования земельного участка;

    оформлять при необходимости акты приемки и передачи земельных участков в случаях, связанных с принудительным освобождением земельных участков;

    давать юридическим, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предупреждения по вопросам использования земель, устранения нарушений законодательства и договорных отношений;

    привлекать в установленном порядке специалистов комитета по природопользованию и экологии, департамента архитектуры и градостроительства и других структурных подразделений администрации города и государственных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, для проведения обследования земельных участков, проверок выполнения мероприятий по охране земель;

    направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, а также о лишении определенного статуса (лицензии);

    вносить предложения органам, уполномоченным на распоряжение земельными участками, о полном или частичном изъятии земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;

    осуществлять превентивные мероприятия, направленные на предупреждение возникновения нарушений земельного законодательства гражданами и организациями, в том числе с использованием средств массовой информации;

    брать объяснения с граждан и юридических лиц при выявлении признаков нарушений земельного законодательства;

    требовать от лиц, использующих земельные участки, документы, подтверждающие их права на пользование земельными участками;

    требовать от арендаторов земельных участков платежные поручения (квитанции) о внесении арендной платы при проведении сверок по арендной плате с составлением акта сверки.

    Порядок организации и проведения муниципального земельного контроля требует унификации на федеральном уровне с целью исключения дублирования государственного и муниципального земельного контроля. Этим будут достигнуты как снижение административного давления на субъектов хозяйственной и иной деятельности, так и оптимизация и повышение эффективности государственного и муниципального земельного контроля.

    3. В отличие от государственного и муниципального земельного контроля общественный земельный контроль не имеет установленных законодательством полномочий и порядка проведения. При осуществлении общественного земельного контроля действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Общественный земельный контроль может проводиться в любых формах, не запрещенных действующим законодательством.

    К ним относятся направление жалоб, предложений в органы государственной власти и местного самоуправления, проведение пикетов, митингов, публичных слушаний, местных референдумов, общественных слушаний.

    Общественный земельный контроль является одной из гарантий обеспечения предусмотренного в ст. 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Общественный земельный контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами и гражданами в соответствии с законодательством.

    Специальный порядок осуществления общественного земельного контроля федеральным законодательством не установлен, поэтому гражданам и общественным объединениям необходимо руководствоваться общими положениями экологического, земельного и иного законодательства, регулирующего их участие в принятии экологически и социально значимых решений, защите своих прав и законных интересов.

    Граждане имеют право осуществлять общественный земельный контроль как самостоятельно, так и коллективно — путем создания общественных объединений. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Учредителями общественного объединения могут являться как физические лица, так и юридические лица (общественные объединения), созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

    Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Наиболее распространенным видом экологических общественных объединений стали общественные организации. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

    Статьями 11, 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливаются права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды. Путем реализации некоторых своих прав граждане и общественные объединения осуществляют в том числе общественный земельный контроль. В частности, граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

    Помимо экологического и земельного законодательства граждане и общественные объединения при осуществлении общественного земельного контроля могут применять Конституцию РФ, иное законодательство, в частности законодательство о референдумах, об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

    Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края

    Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Этот контроль проводят органы местного самоуправления (п. 1 ст.

    72 Земельного Кодекса РФ).

    На основании требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при муниципальном земельном контроле проводятся плановые и внеплановые проверки (ст. ст. 9, 10 Закона № 294-ФЗ ).

    Отличия в проведении проверок при осуществлении муниципального земельного контроля заключаются в следующем:

    — проект ежегодного плана муниципальных проверок до его утверждения должен быть согласован с территориальными органами земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и периодичности проведения проверок (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515);

    — риск-ориентированный подход при проведении муниципального контроля не применяется. Он применяется только при проведении государственного надзора (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ).

    На периодичность плановых проверок не влияет категория риска, присвоенная земельному участку. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 названного Закона);

    — проверочные листы применяются в случае, если это предусмотрено порядком организации и проведения муниципального земельного контроля (ч. 11.1 ст. 9 указанного Закона);

    — проверка проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя органа муниципального контроля или его заместителя (ч. 1 ст. 14 Закона 294-ФЗ);

    — если при проверке обнаружены нарушения законодательства субъекта РФ, составляется протокол об административных правонарушениях. Для привлечения лица к ответственности органы муниципального контроля направляют копию акта проверки в органы земельного надзора. В течение пяти рабочих дней со дня его поступления эти органы должны принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении дела об административном нарушении (п. п. 5, 6 ст.

    72 ЗК РФ).

    Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений (п. 1 ст. 72.1 ЗК РФ).

    Проведение общественного земельного контроля регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Он может осуществляться в форме общественных мониторинга, проверки, экспертизы. Кроме того, могут проводиться общественные обсуждения и общественные (публичные) слушания. При этом такой контроль может быть проведен одновременно в нескольких формах (ч. 1, 2 ст.

    18 названного Закона).

    Информация о проводимых мероприятиях и их результатах размещается в Интернете и опубликовывается в СМИ (ч. 4 ст. 26 указанного Закона)

    Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц (ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ).

    (подготовлено прокурором Орджоникидзевского района г. Перми Теплых А.В.)

    Прямая ссылка на материал

    • Вконтакте
    • LiveJournal

    Прокуратура
    Пермского края

    Прокуратура Пермского края

    Дата публикации:

    21 июня 2021, 22:52

    Что такое муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль?

    Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Этот контроль проводят органы местного самоуправления (п. 1 ст.

    72 Земельного Кодекса РФ).

    На основании требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при муниципальном земельном контроле проводятся плановые и внеплановые проверки (ст. ст. 9, 10 Закона № 294-ФЗ ).

    Отличия в проведении проверок при осуществлении муниципального земельного контроля заключаются в следующем:

    — проект ежегодного плана муниципальных проверок до его утверждения должен быть согласован с территориальными органами земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и периодичности проведения проверок (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515);

    — риск-ориентированный подход при проведении муниципального контроля не применяется. Он применяется только при проведении государственного надзора (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). На периодичность плановых проверок не влияет категория риска, присвоенная земельному участку. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года (ч.

    2 ст. 9 названного Закона);

    — проверочные листы применяются в случае, если это предусмотрено порядком организации и проведения муниципального земельного контроля (ч. 11.1 ст. 9 указанного Закона);

    — проверка проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя органа муниципального контроля или его заместителя (ч. 1 ст. 14 Закона 294-ФЗ);

    — если при проверке обнаружены нарушения законодательства субъекта РФ, составляется протокол об административных правонарушениях. Для привлечения лица к ответственности органы муниципального контроля направляют копию акта проверки в органы земельного надзора. В течение пяти рабочих дней со дня его поступления эти органы должны принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении дела об административном нарушении (п. п. 5, 6 ст.

    72 ЗК РФ).

    Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений (п. 1 ст. 72.1 ЗК РФ).

    Проведение общественного земельного контроля регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Он может осуществляться в форме общественных мониторинга, проверки, экспертизы. Кроме того, могут проводиться общественные обсуждения и общественные (публичные) слушания. При этом такой контроль может быть проведен одновременно в нескольких формах (ч.

    1, 2 ст. 18 названного Закона).

    Информация о проводимых мероприятиях и их результатах размещается в Интернете и опубликовывается в СМИ (ч. 4 ст. 26 указанного Закона)

    Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц (ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ).

    (подготовлено прокурором Орджоникидзевского района г. Перми Теплых А.В.)

    Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

    В соответствии с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) муниципальный земельный контроль проводят уполномоченные органы местного самоуправления.

    Муниципальный земельный контроль осуществляется на основании положения о виде контроля, которое принимает представительный орган муниципального образования.

    Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 Кодекса).

    Такие требования могут быть указаны в законодательстве как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.

    При муниципальном земельном контроле проводятся:

    1) профилактические мероприятия (ст. 45 Федерального закона № 248-ФЗ), которые являются более приоритетными, чем контрольные. Взаимодействие с контрольным органом при их проведении предусмотрено только в установленных случаях. При этом оно возможно только с согласия предпринимателя либо по его инициативе;

    2) контрольные мероприятия. Исчерпывающий перечень видов таких мероприятий приведен в ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ.

    Ряд из них проводят при взаимодействии с юридическим лицом (например, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки), другие – без участия юридического лица (например, выездное обследование).

    Особенности проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля заключаются в следующем:

    1) проекты ежегодных планов проведения плановых муниципальных контрольных мероприятий (если положением о муниципальном земельном контроле предусмотрено их проведение) до их утверждения должны быть соотнесены с планами проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, которые формируют территориальные органы земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и соблюсти периодичность проведения мероприятий (п. 2, 3 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2019);

    2) если при проверке обнаружены нарушения законодательства субъекта Российской Федерации, составляется протокол об административных правонарушениях (п. 7 ст. 72 Кодекса). Если выявлены нарушения требований федерального законодательства, для привлечения к ответственности органы муниципального контроля направляют копию акта проверки в органы земельного надзора. Не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления эти органы должны принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (п.

    4, 5 ст. 72 Кодекса).

    Необходимо обратить внимание, что в 2024 году установлены особенности проведения контрольных мероприятий.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 в 2024 году плановые контрольные мероприятия не проводятся. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только в случаях, указанных в названном постановлении, например при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Для проведения таких внеплановых мероприятий требуется согласование с органами прокуратуры. Без согласования с прокуратурой проводятся проверки по поручению Президента Российской Федерации, по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, по требованию прокурора, при наступлении события, указанного в программе проверок.

    Необходимо также отметить, что в 2024 году могут проводиться контрольные мероприятия без взаимодействия, которые не требуют согласования с прокуратурой.

    Управление по надзору за исполнением федерального законодательства

    Прямая ссылка на материал

    • Вконтакте
    • LiveJournal

    Прокуратура
    Республики Коми

    Прокуратура Республики Коми

    Дата публикации:

    20 июня 2024, 17:37

    Как проводится муниципальный земельный контроль

    В соответствии с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) муниципальный земельный контроль проводят уполномоченные органы местного самоуправления.

    Муниципальный земельный контроль осуществляется на основании положения о виде контроля, которое принимает представительный орган муниципального образования.

    Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 Кодекса).

    Такие требования могут быть указаны в законодательстве как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.

    При муниципальном земельном контроле проводятся:

    1) профилактические мероприятия (ст. 45 Федерального закона № 248-ФЗ), которые являются более приоритетными, чем контрольные. Взаимодействие с контрольным органом при их проведении предусмотрено только в установленных случаях. При этом оно возможно только с согласия предпринимателя либо по его инициативе;

    2) контрольные мероприятия. Исчерпывающий перечень видов таких мероприятий приведен в ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ.

    Ряд из них проводят при взаимодействии с юридическим лицом (например, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки), другие – без участия юридического лица (например, выездное обследование).

    Особенности проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля заключаются в следующем:

    1) проекты ежегодных планов проведения плановых муниципальных контрольных мероприятий (если положением о муниципальном земельном контроле предусмотрено их проведение) до их утверждения должны быть соотнесены с планами проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, которые формируют территориальные органы земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и соблюсти периодичность проведения мероприятий (п. 2, 3 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2019);

    2) если при проверке обнаружены нарушения законодательства субъекта Российской Федерации, составляется протокол об административных правонарушениях (п. 7 ст. 72 Кодекса). Если выявлены нарушения требований федерального законодательства, для привлечения к ответственности органы муниципального контроля направляют копию акта проверки в органы земельного надзора.

    Не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления эти органы должны принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4, 5 ст. 72 Кодекса).

    Необходимо обратить внимание, что в 2024 году установлены особенности проведения контрольных мероприятий.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 в 2024 году плановые контрольные мероприятия не проводятся. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только в случаях, указанных в названном постановлении, например при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Для проведения таких внеплановых мероприятий требуется согласование с органами прокуратуры. Без согласования с прокуратурой проводятся проверки по поручению Президента Российской Федерации, по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, по требованию прокурора, при наступлении события, указанного в программе проверок.

    Необходимо также отметить, что в 2024 году могут проводиться контрольные мероприятия без взаимодействия, которые не требуют согласования с прокуратурой.

    Управление по надзору за исполнением федерального законодательства

admin
Оцените автора
Ракульское