Можно ли лишить сироту жилья

ВС подчеркнул, что исполнение государством принятых на себя обязательств по предоставлению жилья оставшимся без попечения родителей лицам не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах России

20 августа 2020

Фотобанк Freepik

Эксперты «АГ» сошлись во мнении, что профильное законодательство, а также сложившаяся практика не содержат прямого запрета на предоставление жилого помещения на иной территории, отличной от той, в которой преимущественное время проживал ребенок.

11 августа Верховный Суд вынес Определение № 4-КГ20-25-К1, в котором разобрался, возможно ли сироте, выросшей в одном регионе, при смене места жительства получить предусмотренное законом жилое помещение в другом субъекте РФ.

Алексей Герман с детства был под опекой, поскольку его мать и отец – инвалиды и, кроме того, местонахождение последнего неизвестно. Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 16 января 2018 г. Алексей Герман был признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области от 23 марта 2018 г. он был принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.

В июле 2018 г. Алексей Герман поступил на обучение на бюджетной основе в ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет» г. Москвы, сменил место жительства и переехал в Московскую область. 16 августа того же года молодой человек обратился с заявлением в администрацию Бугуруслана об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства и места регистрации.

В дальнейшем распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от 9 октября 2018 г. Алексею Герману было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, со ссылкой на то, что он был исключен из соответствующего списка в нарушение действующего законодательства, поскольку снятие его с регистрационного учета по месту жительства не может служить основанием для этого и право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ним до фактического обеспечения жильем в г. Бугуруслане.

Почитать  Льготы на уплату земельного налога

Не согласившись с таким решением, Алексей Герман обратился в Люберецкий городской суд с иском к органу опеки о признании незаконным отказа во включении в список, о признании права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, а также о возложении обязанности включить его в список.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на получение жилого помещения могло быть прекращено только в случае предоставления ему такого жилья на законных основаниях, снятие истца с соответствующего учета в г. Бугуруслане Оренбургской области в связи с переездом в Московскую область не лишает его права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.

Апелляция же пришла к выводу о том, что исключение из списка администрацией г. Бугуруслана произведено в нарушение действующего законодательства и за Алексеем Германом сохраняется право на обеспечение жилым помещением в пределах этого муниципального образования, а добровольный выезд истца в другой регион РФ не лишает его данного и конкретного права. При этом основания для обеспечения Алексея Германа жилым помещением в Московской области отсутствуют, принимая во внимание достоверно установленный факт того, что Московская область не являлась его местом жительства на момент достижения совершеннолетия. Первый кассационный суд общей юрисдикции согласился с выводами апелляции.

Алексей Герман подал кассационную жалобу в ВС, изучив которую, Суд отметил, что в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

«Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания)», – посчитал Верховный Суд.

Он отметил, что согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Высшая инстанция указала, что местом жительства Алексея Германа в настоящее время является квартира, принадлежащая на праве собственности И. Черниковой, в которой он был зарегистрирован 7 августа 2018 г., что подтверждается выпиской из домовой книги и отметкой в паспорте.

ВС заметил, что в соответствии со ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. «Переезд из Оренбургской области на постоянное место жительства в Московскую область не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации», – резюмировал Суд, отменив определения кассации и апелляции и оставив в силе решение первой инстанции.

В комментарии «АГ» адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян назвала определение важным с точки зрения последующего правоприменения по аналогичным спорам. «Действительно, профильное законодательство, а также сложившаяся практика не содержат прямого запрета на предоставление жилого помещения на иной территории, отличной от той, в которой преимущественное время проживал ребенок. В качестве основного критерия, по которому определяется место предоставления жилого помещения детям-сиротам, названо лишь место жительства этих лиц. Таким образом, при установлении факта проживания в том или ином городе, при отсутствии факта предоставления жилого помещения в рамках программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оснований для отказа в удовлетворении требований в данном деле не имелось», – отметила адвокат.

При этом, указала она, не имеют значения с правовой точки зрения фактические основания снятия с учета. «Полагаю, что нуждающийся в жилом помещении не может быть связан с местностью, в которой ранее проживал. Обратное же ставило бы гражданина в ситуацию, когда помощь от государства в виде предоставления жилого помещения носила бы лишь формальный характер. Указанное жилое помещение подлежало бы реализации с целью последующего приобретения недвижимости в той местности, в которой гражданин учится, работает либо связан с ней иными обстоятельствами. Это в свою очередь вызвало бы как минимум неудобства, связанные с продажей имущества, и как максимум потенциально ставило бы нуждающегося в трудное финансовое положение, так как стоимость имущества в различных регионах отличается в разы.

Таким образом, натурное предоставление жилища теряет свои функциональные задачи и превращается в материальное обеспечение, которое с большой вероятностью кратно будет отличаться от необходимого для приобретения аналогичного жилища», – резюмировала Нарине Айрапетян.

Юрист МКА «Князев и партнеры» Мария Рулькова отметила, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью государства в совместном ведении с субъектами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. «Таким образом, единственным условием определения места предоставления жилого помещения служит место жительства лица, имеющего право на предоставление жилого помещения», – указала Мария Рулькова.

Выселение детей сирот из специализированного жилого помещения

Подборка наиболее важных документов по запросу Выселение детей сирот из специализированного жилого помещения(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Наем социальный:
  • Договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот
  • Договор социального найма
  • Жилье ветеранам
  • Жилье сиротам
  • Изменение договора социального найма
  • Ещё.
  • Дети-сироты:
  • Дети-сироты это
  • Договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот
  • Жилье сиротам
  • Круглая сирота
  • Круглые сироты
  • Ещё.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выселение детей сирот из специализированного жилого помещения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как оказывается бесплатная юридическая помощь?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот, расторжение и прекращение договора социального найма, выселение из жилого помещения (если квартира, жилой дом или их части являются единственным жильем гражданина и его семьи);

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Выселение — крайняя мера ответственности
(Слесарев С.)
(«Жилищное право», 2018, N 12) Однако суд отклонил требования о выселении П., указав, что действительно формально у администрации есть в силу ст. 90 ЖК РФ право требовать расторжения договора найма из-за длительного невнесения платы за коммунальные услуги. При этом дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта (п.

5 ст. 103 ЖК РФ).

Нормативные акты: Выселение детей сирот из специализированного жилого помещения

«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) Как следует из изученных материалов судебной практики, судами рассматривались дела по спорам о включении в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, а также граждан, ранее относившихся к указанной категории и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями; о признании незаконным исключения из указанного списка и о восстановлении в списке; о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в установлении факта невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях; о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и о выселении из жилого помещения и другие.

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 07.10.2022) 5. При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Можно ли лишить сироту жилья

    Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

    Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

    (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

    Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

    Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

    1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

    2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

    3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

    4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    (п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

    4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

    1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

    лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

    страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

    2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

    (пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

    5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

    6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

    В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

    По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

    (п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

    (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

    9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

    Выселение детей-сирот

    Выселение детей-сирот

    Дети, пенсионеры, инвалиды, малоимущие

    Опубликовано 05.02.2017 Обновлено 18.02.2019

    [stextbox defcaption=»true» collapsing=»true» collapsed=»false» mode=»css»]

    • Выселение детей-сирот из специализированного жилого помещения
    • Когда сироте обязаны предоставить жилье
    • Права ребенка при выселении
    • Можно ли выселить прописанного ребенка
    • Постановление пленума Верховного Суда о выселении несовершеннолетних
    • Заключение

    Выселение детей-сирот сложная юридическая процедура. Только суд может решить данную проблему, причем, особое внимание будет уделяться слабо защищенным слоям общества. Основанием для этого служит постановление ВС №14.

    В Федеральном законе №159 указано, что дети – сироты обладают правами на получение бюджетного жилья.

    Дети – сироты получают недвижимость, только в том случае, если:

    1. Не живут в жилой квартире по соглашению социального найма.
    2. Не имеют в собственности, какую-либо недвижимость, пригодную для проживания.

    Если органы власти признают факт в потребности детей в собственной недвижимости, то вынесут постановление о предоставлении права на получение специального помещения для проживания, а в дальнейшем жилья для постоянного проживания.

    В Жилищном кодексе Российской федерации указаны основания для выселения граждан, в том числе и детей-сирот:

    • если граждане используют помещение не по назначению;
    • постоянно нарушают покой и права соседей;
    • разрушают помещение;
    • не оплачивают услуги Жилищной компании в течение полугода;
    • окончился срок службы у военнослужащих;
    • окончилось обучение в ВУЗе;
    • квартира подлежит взысканию;
    • помещение находится в аварийном состоянии.

    В каждом из этих случаев, собственник обязан предупредить граждан, чтобы они исправили положение. В противном случае он обязан подать в суд на принудительное выселение. Эти же правила распространяются и на детей – сирот, а также лиц, оставшихся без попечения родителей.

    Если судебный процесс принимает положительное решение на выселение сироты, то Муниципалитет обязан предоставить альтернативное жилище со всеми жилищными условиями.

    [stextbox mode=»css»]Органы власти составляют список детей – сирот, которые нуждаются в жилье, и которых выселить не предоставляется возможным.[/stextbox]

    Выселение-детей сирот из специализированного жилого помещения

    К специализированной жилплощади относятся: общежития, служебные квартиры и помещения маневренного фонда.

    Статья №103 Жилищного кодекса Российской Федерации прописывает, в каких эпизодах и кто подлежит выселению из специализированных квартир.

    Если соглашение найма расторгли или он прекратил действовать, граждане обязаны покинуть специализированные помещения, в которых они проживали по соглашению сторон. Если человек отказывается покинуть квартиру, его выселяют принудительно по постановлению суда без предоставления ему альтернативного жилого помещения.
    За неоплаченные коммунальные услуги и арендной платы за квартиру (дом). Этот пункт не относится к общественно незащищенным слоям жителей, в том числе к детям – сиротам и несовершеннолетним.
    Нанесение убытка жилой площади.
    Нарушение прав соседей.
    Использование жилья не по назначению.
    Окончание учебы или увольнение с рабочего места также является причиной для принудительного выселения людей совместно со всеми членами семьи.

    [stextbox mode=»css»]

    Могут ли выселить психически больного

    Могут ли выселить психически больного человека

    По закону не могут выселить из специализированных квадратных метров без предоставления альтернативного жилья:

    • семью погибшего военнослужащего;
    • пенсионера, ушедшего по старости;
    • инвалидов;
    • детей – сирот или несовершеннолетних детей, которые оказались без заботы взрослых.

    [stextbox mode=»css»]Выселить несовершеннолетних сирот из специализированного жилого помещения нельзя даже по суду, без предоставления ему другого жилья пригодного для проживания. [/stextbox]

    Помещение должно быть благоустроено, располагаться в том же населенном пункте, где проживал сирота ранее, и иметь все санитарные условия для проживания.

    Выселение детей сирот из служебного жилья

    Служебная квартира (дом) выдается в целях выполнения определенных обязанностей, связанных с работой, службой или учебой. В этом случае служебное жилье обязательно должно выдаваться из государственного или муниципального жилищного фонда.

    Служебное жилье это отдельная квартира или частный дом. Не допускается заселять в служебную квартиру, в которой уже обитают другие съемщики или собственники.

    Из служебной квартиры детей – сирот или детей, оставшихся без попечительства взрослых, которые заехали туда совместно с родителями, выселить не могут. Им должны предоставить благоустроенную жилую квартиру взамен, которая расположена в границах населенного пункта, где проживали ранее.

    [stextbox mode=»css»]Альтернативное жилище выдается только в том случае, если дети – сироты не реализовали свое право на жилое помещение или государство не обеспечило их жилищем.[/stextbox]

    Когда сироте обязаны предоставить жилье

    Дети – сироты находятся на опеке у государства. В этом случае, все обеспечение им должны предоставить специализированные структуры. Пока человек не достиг совершеннолетия, он проживает в детском доме или интернате, но после восемнадцати лет остро встает проблема жилья.

    По законодательству государство обязано предоставить детям, оставшимся без попечительства родителей, жилье. По закону государство обязано предоставлять детям благоустроенную жилую площадь, выделяемую из специального муниципального фонда.

    [stextbox mode=»css»]Право на жилую площадь дается не только несовершеннолетним детям, но и людям в возрасте до 23 лет, оставшимся без родителей и без жилья.[/stextbox]

    При получении жилья дети – сироты не могут его приватизировать или передать в пользование третьим лицам. Чтобы получить в собственность недвижимость, за человеком не должно значится другого недвижимого имущества, оставшегося после смерти родителей или других родственников.

    Если у сироты есть собственность, то государство рассматривает, пригодна ли она для проживания в ней несовершеннолетнего. Жилье предоставляется детям – сиротам в возрасте от 18 до 23 лет, в порядке очередности. Очередь формируется от даты рождения сироты.

    Каждый вправе встать в очередь на получение от государства квадратных метров, но он сам обязан позаботиться о сборе документации.

    Права ребенка при выселении

    Выселить ребенка из жилой квартиры довольно-таки трудная процедура. Жилищный и гражданский кодекс отстаивает право каждого малолетнего, потому как самостоятельно они этого сделать не могут.

    Если дети несовершеннолетние, то снять их с регистрации и выписать из квартиры могут только по согласию родителей или через судебное разбирательство.

    Исключением является муниципальная квартира, пока детям нет восемнадцати лет, то выписать их не имеют права даже принудительно и через судебное разбирательство.

    Выселение малолетнего ребенка из жилой площади рассматривается только в двух случаях:

    • является родственником собственника квартиры или кого-то из членов его семьи;
    • если опекуном записан собственник жилья.

    Чаще встречаются случаи, когда выселяют из-за смены владельца жилья. Новый собственник вправе выписать ребенка из своей квартиры. Исключением в этом случае считается, если он находится под опекой.

    Требуется согласие органов опеки и попечительства на выселение детей, чаще всего они выносят отказ на выписку.

    Права ребенка на пользование жилой площадью одного из родителей остаются и после развода супругов.

    [stextbox mode=»css»]У несовершеннолетних детей имеются некоторые привилегии, при пользовании жилым помещением, а также при выселении из него по судебному постановлению. Дела о выселении детей через суд, слушаются только в присутствии органов опеки и прокурора (ст. 45 и 46 ГПК РФ).[/stextbox]

    Чаще всего дела о выселении несовершеннолетних не удовлетворяются судом, потому как происходит нарушение интересов детей. Если дети проживают на правах членов семьи, то выселить их возможно только после предоставления им равноценного благоустроенного жилья.

    Жилищный кодекс не имеет конкретных норм, которые помогут владельцу выселить несовершеннолетнего из жилой площади. Выселить могут всю семью, а не конкретно несовершеннолетнего, и только предоставив другое помещение для проживания.

    Можно ли выселить прописанного ребенка

    Прописанный ребенок

    Если несовершеннолетний прописан в квартире, то он автоматически имеет право на проживание. Сложно будет выписать его из квартиры. Это можно произвести только после решения суда.

    Если человеку не исполнилось четырнадцать лет, то снять с регистрации его могут только родители или лица их замещающие. Соответственно при снятии с регистрации, вся семья должна покинуть занимаемое помещение.

    Принудительное выселение проходит только через судебное разбирательство. В районный арбитражный суд подается исковое заявление. В нем указывается основания для прекращения привилегии использования жилой площади.

    Основаниями для выселения прописанного ребенка могут быть:

    1. Переход прав на собственность иному владельцу.
    2. Прерывание семейных обязательств.
    3. Расторжение документов на пользование помещением.

    Выселение прописанного ребенка из муниципального жилья происходит только в случае:

    Последующей прописки в новых квадратных метрах вместе с одним из родителей или опекуном.
    Взамен предоставляется помещение по характеристикам не хуже чем, то из которого выселяют прописанного ребенка.

    При несоблюдении всех условий суд вынесет отказ в выселении несовершеннолетнего.

    Выселение из ипотечной квартиры несовершеннолетнего и прописанного в ней происходит без предоставления ему альтернативного жилья. Допускается выселить ребенка из жилья, если оно находится в залоге у банка.

    При просрочке платежа за кредит банк подает документы на погашение долга. На имущество наносится арест и оно подлежит взысканию. В большинстве случаев суд удовлетворяет такие исковые заявления от банка.

    Детей принудительно выселяют из квартиры и соответственно снимают с регистрационного учета.

    [stextbox mode=»css»]Ни банк, ни новый владелец не обязан предоставить несовершеннолетнему жилье взамен.[/stextbox]

    Постановление пленума Верховного Суда о выселении несовершеннолетних

    Постановление о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Статьей № 25 указано, что каждый гражданин и его семья, для необходимого поддержания уровня здоровья и состояния должны иметь свой дом. Право на жилую площадь должно исполняться, при выборе места жительства каждого человека самостоятельно.

    [stextbox mode=»css»]В международных – правовых действиях Конституции Российской Федерации за всеми людьми и их семьями закрепляется право на жилое помещение.[/stextbox]

    Конституционный закон на жилые квадратные метры, причисляется к главным законам человека и включает в себя снабжение государством стабильного права на пользование жилыми квадратными метрами. Пользование разрешено помещениями, только на легальных основаниях или после предоставления жилого помещения из муниципального фонда малоимущим людям, на основании подписания договора – найма.
    [stextbox mode=»css»]

    Можно ли выселить из квартиры инвалида

    Заключение

    Детей – сирот выселить из специализированного жилья невозможно, не предоставив им альтернативы.

    Выселить и снять с регистрации несовершеннолетних детей с жилплощади одного из родителей возможно по согласию супругов или органов опеки.

    Лишить ребенка права на пользование квартирой можно, если предоставить ему альтернативное жилье. При разводе родителей у несовершеннолетнего остается право на проживание в жилом помещении, даже если он не является его собственником.

    Если возникают вопросы по теме данной статьи или вам необходима консультация специалиста, оставляйте комментарий или обращайтесь к дежурному юристу в форме всплывающего окна. Также вы можете позвонить нам по телефонам, указанным на сайте.

    Видео:

    Когда суд может лишить квартиры того, кто сдает ее в аренду

    Закон сейчас не только не запрещает сдавать жилье за плату, но, напротив, даже определяет правила такого найма. Однако есть одно важное «но»: не стоит забывать, что именно владелец жилья отвечает за своих квартирантов. Поэтому если сдавать квартиру «кому попало», дело может закончиться тем, что с квартирой придется расстаться.

    Представим несколько таких ситуаций — отдельно для муниципального и частного жилья.

    1. Когда грозит выселение из муниципальной квартиры за сдачу ее в аренду

    Если граждане в свое время получили квартиру от государства и не приватизировали ее, то она остается в муниципальной (или региональной) собственности, а жильцы пользуются ею по договору социального найма. Наниматель может пересдать квартиру в поднаем, но только временно и с согласия местной администрации и проживающих с ним членов семьи. В противном случае такая сдача приводит вот к чему (проиллюстрирую на реальном примере).

    Жители одной из многоэтажек г. Улан-Удэ неоднократно жаловались в администрацию на свою соседку. Она вела «крайне асоциальный» образ жизни со всеми вытекающими последствиями (шумные застолья, скандалы и пр.). Администрация установила, что «проблемная» квартира вот уже несколько лет как сдается.

    Мужчина, который в свое время получил эту квартиру по ордеру, съехал из нее и сдал неофициально той самой «веселой» соседке. Разумеется, никакого разрешения у администрации он не получал. Тогда та обратилась в суд, требуя не только выселить «нелегальную квартирантку», но и самого владельца жилья (по ордеру) признать утратившим право на жилплощадь.

    Дело в том, что по закону (ст. 83 ЖК РФ) договор соцнайма расторгается с момента, когда наниматель добровольно выехал в другое место жительства. А в данном случае все указывало на то, что мужчина не имел намерений пользоваться квартирой: он давно ее покинул, поселил туда жильцов, долги по квартплате не погашал и не следил за тем, что вообще там происходит.

    Поэтому суд признал мужчину утратившим право пользования спорной квартирой и выселил его вместе с квартиранткой (Октябрьский р-й суд г.Улан-Удэ РБ решение от 28 мая 2019 г.).

    2. Когда собственнику придется расстаться со своей квартирой за то, что он сдает ее жильцам

    Тем, у кого квартира находится в частной собственности, не нужно спрашивать разрешения, чтобы сдавать ее жильцам за плату. Но не стоит забывать, что право собственности возлагает на его обладателя и дополнительные обязательства. Закон требует от собственника содержать свое жилье, а также соблюдать права соседей и правила пользования жилыми помещениями (ст. 30 Жилищного кодекса РФ).

    Даже если собственник сам не проживает в квартире, а сдает ее, все равно эти обязательства для него сохраняются. Поэтому за все нарушения своих квартирантов перед третьими лицами отвечать будет именно он. Кардинальной мерой ответственности в таких случаях является принудительное прекращение права собственности на жилое помещение.

    Согласно ст. 293 Гражданского кодекса РФ, если собственник грубо нарушает свои обязанности по содержанию жилья и не соблюдает права соседей, то местная администрация сначала официально предупреждает его о необходимости устранить нарушения.

    Если он не реагирует, она обращается в суд с иском о продаже жилого помещения с публичных торгов. По решению суда квартиру продают, и бывший уже собственник может получить только деньги, вырученные с продажи (и то за вычетом расходов на исполнение решения суда).

    Есть такой пример в судебной практике: гражданке долгое время приходилось терпеть выходки «веселых квартирантов» (сдавалась соседняя квартира). На многочисленные жалобы администрация не реагировала. Тогда женщина обратилась в суд и потребовала обязать администрацию принять меры к изъятию «проблемной квартиры» у собственника.

    Суд признал, что квартиранты грубо нарушают правила пользования жилым помещением, допускают его разрушение и есть все основания инициировать продажу квартиры с публичных торгов (Беловский горсуд Кемеровской области, решение от 14 ноября 2018 г.).

    Если вы собственник, не забывайте, что именно вы отвечаете за тех, кто живет в вашей квартире. Обязательно укажите в договоре свое право досрочно от него отказаться, если квартиранты будут нарушать установленный порядок — так вы защитите не только покой соседей, но и свое право на квартиру.

    • сдача в аренду жилья
    • выселение
    • аренда жилья
admin
Оцените автора
Ракульское